Мидас это бог чего
Мидас
Полезное
Смотреть что такое «Мидас» в других словарях:
Мидас-1 — Midas 1 … Википедия
Мидас-2 — Midas 2 … Википедия
МИДАС — МИДАС, царь Фригии в 738 696 до нашей эры. Согласно греческому мифу, Мидас был наделен Дионисом способностью обращать в золото все, к чему бы он ни прикасался. По древнему мифу, невежественный и самоуверенный Мидас присудил первенство в… … Современная энциклопедия
МИДАС — царь Фригии в 738 696 до н. э. Согласно греческому мифу, Мидас был наделен Дионисом способностью обращать в золото все, к чему бы он ни прикасался. По древнему мифу, невежественный и самоуверенный Мидас присудил первенство в музыкальном… … Большой Энциклопедический словарь
Мидас — МИДАС, царь Фригии в 738 696 до нашей эры. Согласно греческому мифу, Мидас был наделен Дионисом способностью обращать в золото все, к чему бы он ни прикасался. По древнему мифу, невежественный и самоуверенный Мидас присудил первенство в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МИДАС — Фригийский царь, которому Аполлон приставил ослиные уши за то, что пальму первенства в игре на лире он отдал богу Пану. Отсюда: глупец, ничего не понимающий в деле искусства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка
МИДАС — или карета, саженная морская черепаха Chelonia mydas. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
мидас — сущ., кол во синонимов: 1 • царь (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Мидас — (MidaV) имя многих фригийских царей. Первый М. был сын Гордияи Кибелы, культ которой был очень развит в Пессинунте. С именем егосвязаны рассказы о роковом даре, в силу которого все, к чему онприкасался, обращалось в золото, и об ослиных ушах,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Мидас — Царь Мидас Царь Мидас на монете сто казахских тенге 2004. Золото … Википедия
История царя Мидаса
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИДАСА. Гордий, первый царь Фригии и отец Мидаса, в начале своей жизни был простым землепашцем*. Как-то во время пахоты на оглоблю его воловьей упряжки уселся орел и не собирался улетать. Гордий знал, что орел предвещает царскую власть, но для верности запряг своих волов в повозку и погнал их в Тельмесс, где находился оракул. Однако недалеко от ворот города он увидел совсем юную и очень хорошенькую девушку, которая каждому желающему за небольшую плату предсказывала его судьбу и делала это так уверенно, что от желающих не было отбоя. Поглядев на орла, а затем на Гордия, который сам был довольно красивым парнем, предсказательница спросила, не захочет ли он взять ее в жены. Гордий согласился, так как о такой красавице любой мог только мечтать. Девушка села к нему в повозку, и они поехали к воротам города. Фригийцы в то время оказались без правителя и вопрошали оракул о том, кто из них должен править. Бог ответил, что они должны сделать своим царем первого, кто въедет в город на повозке вместе с невестой. Целая делегация отправилась к воротам и первым, кого они встретили в воротах, был, разумеется, Гордий со своей красавицей, да еще и с орлом на оглобле, так что Фригийцы немедленно провозгласили Гордия царем. Как только они это сделали, орел встрепенулся и с сознанием выполненного долга взмыл в небо. Фригийцы же посчитали, что орел подослан Зевсом или даже был самим Зевсом, принявшим облик орла. Таким образом, Фригия получила в один день и царя, и царицу, а через положенное время появился и царевич по имени Мидас. Гордий выстроил себе новую столицу, которая называлась, по его имени, Гордион. Свою повозку он посвятил Зевсу и привязал в храме этого бога необычайно хитрым узлом. Было предсказание, что тот, кто сумеет распутать узел, станет владыкой всей Азии, а то и всего мира. Через полторы тысячи лет в 334 г. до н. э. это попытался сделать Александр Македонский, но распутать узел не сумел и тогда попросту разрубил его мечом. Придворные хвалили македонского царя за находчивость и даже пустили в ход поговорку «разрубить Гордиев узел» о тех, кто так лихо решает сложные проблемы. На самом же деле требуемое условие не было выполнено и царем всего мира и даже только всей Азии македонский царь так и не стал, хотя и завоевал огромную территорию.
______________
* Имя Го’рдий (точнее, Го’рдиас) принадлежало в древности многим Фригийским царям из династии, прекратившей свое существование в VI веке до н. э. Первым царем с таким именем по преданию и был отец Мидаса. В русском языке это имя трансформировалось в «Горде’й».
==============
Иллюстрация: Франс Флорис. Состязание Аполлона с Паном (XVI век).
Кто такой царь Мидас в мифологии, чем знаменит
История царя Мидаса в легендах и мифах
В мифологии Древней Греции существует масса поучительных рассказов, высмеивающих людские пороки. Ярким примером является история царя Мидаса, правящего древней державой Фригией предположительно в XIII—XII вв. до н. э.
Считается, что этот мифологический персонаж был приёмным сыном правителя Гордия и местной богини Кибелы. Цицерон в своём труде «О прорицании» упоминал, что муравьи собирали зёрна пшеницы и клали их младенцу в рот, что являлось предсказанием невиданного богатства. Учителем Мидаса был сам Орфей, олицетворяющий силу музыкального искусства.
Необдуманное желание
По легенде владыка вырастил уникальные и роскошные сады из роз. Именно они однажды привлекли ароматом захмелевшего сатира Силена, считающегося учителем Диониса и путешествующего в его свите. Напившись, сатир забрёл в розовые сады и уснул под одним из благоухающих кустов.
Подданные царя, обнаружив на территории дворца постороннего, связали и отвели его к правителю, который, однако, принял неожиданного гостя радушно. Несколько дней пил Силен лучшее вино во фригийском дворце и рассказывал хозяину увлекательные небылицы. Только глубокое почтение Мидаса к Дионису заставило отпустить сказителя.
Бог виноделия и веселья решил отблагодарить спасителя загулявшего пана и предложил выполнить любое его желание. Вдохновлённый такой удачей жадина пожелал, чтобы всё, к чему он прикасался, обращалось в золото.
Доподлинно неизвестно что послужило причиной такой тяги к роскоши: наставления приёмного отца, алчность или желание обеспечить безбедное будущее своей дочери – но, согласно мифу, Дионис исполнил желание человека. Тот сразу поспешил проверить приобретённую способность. И действительно: всё, чего касалась царская рука, превращалось в золото.
От радости правитель Фригии устроил большой пир для себя и дочери. Однако любое яство мгновенно обращалось в блестящий металл, стоило только коснуться его. Осознав, в какую ловушку загнал себя, мужчина испытал страх и отчаяние, отчего из его глаз потекли слёзы.
Напуганная дочь бросилась утешать отца, но застыла, превратившись в красивую статую, едва обняв его, что стало последней каплей.
Чудесное избавление
По наиболее распространённой версии Дионис внял мольбам Мидаса, которому в который раз опротивело богатство. Он повелел ему направиться к истоку реки Пактол, омыть себя и окропить брызгами всё, что пострадало от «золотого прикосновения». Через некоторое время всё вернулось на круги своя.
История могла закончиться на этом, если бы жадный человек не решил уточнить своё желание: пусть вещи обращаются в золото лишь от его воли. Он рассудил, что, если Дионис забрал свой дар, значит, гостеприимство в отношении Силена осталось невознаграждённым. Бог согласился на новые условия, но предупредил, что не будет помогать в исправлении чужих ошибок.
Мидас стал самым богатым человеком в мире. Но его державе это принесло лишь беды: золота у всех было слишком много, и оно быстро потеряло ценность. Решил тогда фригийский владыка вновь избавиться от способности, оставив всё накопленное ранее. Но, вспомнив предупреждение бога пьянства, понял, что добиваться цели придётся самому. Не рассчитывая на успех, он всё же направился к знакомой реке Пактол, и её воды в очередной раз унесли с собой губительное умение.
Наказание за алчность
Торговля во Фригии наладилась, но властителя не покидало ощущение потери и тоски. Однажды его пригласили на музыкальное состязание в роли судьи, как ученика великого Орфея. Такую возможность он не мог упустить.
Под конец соревнования участников осталось двое – пан Марсий и Аполлон. Прочие судьи и большая часть слушателей были за победу последнего, однако Мидас рассудил, что если выиграет спутник Диониса, то тот, возможно, вновь придёт отблагодарить фригийца. По другой версии ему просто нравилась весёлая мелодия панской свирели. Несправедливая речь весьма задела бога солнца.
Он пообещал: фригийский царь ответит за то, что опозорил имя великого учителя. Дионис не пришёл, зато на голове мужчины появились ослиные уши. Испугавшись позора и насмешек, он старался реже выходить в люди и носить повязки и шляпы.
Единственным человеком, которому вынужденно было позволено увидеть недуг, был дворцовый цирюльник. Позже он отправится к берегу реки, где вырытой в земле ямке поведает мучивший его секрет.
Мнения древнегреческих источников на дальнейшие события расходятся. Одни полагают, что в том месте вырос тростник, своим шелестом разнёсший весть об ослиных ушах по миру. Другие считают, что новость разнесла тростниковая дудочка, которую сделал неизвестный мальчик-пастух.
От отчаяния и стыда за свою алчность он выпил крови быка, считающейся для ослов смертельной, и скоропостижно скончался.
Мидас – почему богатый царь чуть не умер от голода?
Во все времена людей манило богатство, а главное – возможности, которое оно давало. Казалось бы, при наличии драгоценных вещей, золота и серебра человек становился выше собственной судьбы. Однако древние предания открывают нам и иную сторону роскоши.
Даже если есть всё, необходимо иметь ум, чтобы разумно распорядиться всем этим. Даже самый богатый человек остаётся нищим, если он глуп и самоуверен. Именно такой случай описывает нам Овидий, рассказывая о Мидасе. Имя этого мифического героя уже много веков является символом огромного богатства. Но разве принесло оно счастье своему обладателя?
Царь Мидас и пьяница Силен
Мидас был самым богатым человеком Фригии. Это неудивительно, ведь край роз являлся его царством. О прекрасных садах, окружающих роскошный дворец Мидаса, рассказывали легенды.
Аромат роз был слышен на большом расстоянии от них, а своей красотой они превосходили все прочие цветники Греции. Живя в своё удовольствие, Мидас ни в чём не нуждался и просто наслаждался жизнью царя и богача
Однажды к чудесному саду Мидаса пришёл один из спутников бога Вакха, опьяневший от ночных гуляний и развлечений. Его звали Силеном, однако я в его образе вижу саму судьбу, которая решила испытать царя. Когда стражники нашли пьяницу, они решили повеселить своего правителя.
Толстого Силена обрядили в розовый наряд, увешав гирляндами и венками из роз. Именно в таком виде он и предстал перед Мидасом. Развеселившись, царь пригласил гостя к пиршеству, что длилось десять дней. Мидас расспросил Силена, кто он и откуда. Именно он привёл заблудившегося путника к его богу-покровителю Вакху, что научил людей готовить вино из винограда.
Вокруг – только золото
Не было предела радости Вакха, что снова встретился со своим любимым служителем и товарищем по пьяным играм. В знак своей благодарности гостеприимному Мидасу он предложил загадать любое желание, которое тут же исполнит.
Этот момент я считаю апогеем глупости царя, который и прежде не блистал умом. Стремящийся лишь к одному – собственному обогащению – Мидас попросил Вакха наделить его необыкновенной способностью. Бог нахмурился, услышав о просьбе, но спорить не стал – сам ведь обещал выполнить всё, что попросит глупый царь.
В одно мгновение всё, чего касался Мидас, стало превращаться в золото. Царь едва не обезумел от восторга, увидев, что пальцы, коснувшиеся пиршественного стола, сделали его сверкающе-золотым.
Глупец и предположить не мог, что кусок пищи, которую он подносил ко рту, тоже станет чистым золотом. Несчастный царь не мог съесть и крупинки, ведь всё вокруг становилось драгоценным металлом. Возненавидев блеск золота и едва не умирая от голода, богач попросил Вакха спасти его.
Бог дал ему верный совет: Мидас должен был пойти к берегу реки Пактол, воды которой «смыли» бы проклятый дар. Только это купание спасло царя от голодной смерти, а в песке на берегу этой реки люди с тех пор стали находить золотые крупинки.
Мидас обращает дочь в золото
Роковые соревнования
Неужели на этом глупость Мидаса исчерпала себя? Нет, а потому расскажу ещё одно предание. Однажды лесной дух Пан так возгордился своими музыкальными умениями, что решил потягаться силами с самим Аполлоном – богом искусств. В качестве судей были приглашены бог гор Тмол и уже знакомый нам царь Мидас.
Мелодия, что наигрывал Пан на своей свирели, была прелестной, однако на фоне игры Аполлона казалась простой и лишённой многих красок. С мелодией бога искусства не могла сравниться никакая земная музыка. Когда же пришла пора выбирать победителя, Тмол сразу заметил, что Аполлон одержал верх в этом противостоянии.
Мидас, который ничего не понимал в музыкальном искусстве (впрочем, как и во всём остальном), нашёл игру Пана более интересной. Такой выбор он сделал наугад, руководствуясь тем, что простой мотив был ему понятнее прекрасного звучания струн кифары Аполлона.
Но, согласитесь, будь у Мидаса хоть немного осторожности и предусмотрительности, он бы выбрал бога как победителя, что исключало бы множество проблем. А может, он был таким принципиальным судьёй? Вряд ли это возможно, учитывая безволие богача.
И у земли есть уши
Итак, победа была присуждена Аполлону, однако бог не собирался прощать Мидаса, который сделал выбор не в его пользу. Заметив, что следовало бы лучше разбираться в музыке, Аполлон «одарил» Мидаса большими ослиными ушами – чтобы лучше слышать.
Изуродованный царь старался всячески прятать свои уши под длинной шапкой. Неужели никто и никогда не видел его без головного убора? Был лишь один такой человек, парикмахер царя, который поклялся свято хранить тайну правителя.
Я не открою Америку, если скажу, что всем нам порой важно высказаться, чтобы на душе стало легче. Это желание терзало парикмахера, который хотел с кем-нибудь поделиться своей тайной. Нет-нет, он не предал Мидаса и оказался действительно порядочным человеком.
Вот только однажды, не в силах держать знание в себе, парикмахер пошёл к берегу реки, где вырыл небольшую ямку. Только земле он рассказал о том, что у Мидаса ослиные уши. Парикмахер зарыл ямку и, успокоившись, ушёл прочь, однако по весне на этом месте вырос тростник, что, шурша, тихо рассказывал всем прохожим историю глупого царя, которого богатство не спасло от уродства.
Никола Пуссен. Мидас и Вакх
Мифы о Мидасе открывают нам глубокую веру древних греков в могущество их богов. Даже в соревновании мудрый должен был переходить на сторону сильнейшего, а именно – бога. Сам Мидас – символ богатства, объединённого с глупостью. Из-за отсутствия всякой предусмотрительности, этот царь едва не умер от голода и был «награждён» ослиными ушами. Ум нельзя заменить ни золотом, ни серебром.
Мидас
Царь Мидас | |
---|---|
Царь Мидас на монете сто казахских тенге 2004. Золото |
Мидас (др.-греч. Μίδας ) — имя многих фригийских царей. Исторический Мидас правил в VII в. до н. э., а его мифический предшественник — перед Троянской войной.
Содержание
История
С именем его связаны рассказы о роковом даре, в силу которого всё, к чему он прикасался, обращалось в золото, и об ослиных ушах, которыми наделил его Аполлон, разгневанный тем, что при состязании его с Паном (или Марсием) Мидас отдал последнему предпочтение перед богом.
Когда Дионис вёл войско в Индию, Силен заблудился. Подданные Мидаса нашли его в лесу мертвецки пьяным. Мидас радушно принял Силена, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису, который пришёл в восторг, узнав, что его учитель найден целым и невредимым. В награду Дионис предложил Мидасу любой дар, какой тот ни пожелает. Мидас не нашёл ничего лучше, как попросить, чтобы всё, к чему он ни прикоснётся, обращалось в чистое блестящее золото, и это пожелание было тотчас же исполнено Дионисом. Мидас решил испытать свой дар: он коснулся ветви дуба, и она позолотела; он взял камень, и произошло то же самое. Когда Мидас вернулся ко двору, он приказал приготовить пир в честь своего нового дара. Но, когда он взялся за еду и питье, они, к его ужасу, тоже превратились в золото, отчего он не мог ни есть ни пить. Мидас, боясь умереть с голоду, пришёл к Дионису и умолял его взять назад этот дар. Дионис сжалился над ним. Он приказал Мидасу искупаться в реке Пактол, которую стали называть Хрисорроем, отчего река до сих пор несёт в своём течении крупицы золота, а Мидас избавился от своего дара. [16]
Надпись на гробнице Мидаса приводит Платон. [17] По мнению Пифагора, его душа переселилась в кротонца Миллия. [18]
Царь Мидас (VII в. до н. э.)
Прославился богатством. [19] Посвятил дары в Дельфы. [20] Перебил сограждан и сделался тираном. [21]