Миди клавиатура что это
Зачем нужна MIDI-клавиатура, если вы начинающий музыкант
Содержание
Содержание
Есть два вида музыкантов. Одни фанатеют от звука определенного инструмента — гитары, скрипки, барабанов. Другие, напротив, любят играть разными звуками и создавать новые. Базовым инструментом для музыкантов из второй группы является MIDI-клавиатура, и даже гитаристы с барабанщиками часто используют различные миди-контроллеры для создания аранжировок. Любому начинающему музыканту такой девайс поможет развить музыкальные способности, а почему — разберемся далее.
Миди-контроллеры обретают самые разнообразные воплощения — от привычных черно-белых клавиатур до устройств из квадратных прорезиненных кнопок-пэдов. Бывают и контроллеры в виде грифа гитары, и даже сенсорные клавиатуры, на которых можно делать питч и вибрато. Однако всех их объединяет их главная функция — контроль музыкальных приборов или софт на компьютере, смартфоне или планшете. Это может быть:
Стандарт MIDI был разработан еще в 80-х, и поэтому имеет олдскульный пятиштырьковый разъем, похожий на аудиоджек у советской аудиотехники. По миди-протоколу передается не только нота, но и данные о силе ее нажатия (велосити), питч, модуляция, вибрато и другие параметры. Грубо говоря, миди-клавиатура создает точное цифровое описание нажатой ноты и передает ее на ПК или музыкальный прибор. А дальше синтезатор или сэмплер накладывает на эту ноту звук. Сама по себе клавиатура звуков не содержит — это не синтезатор, а контроллер (хотя бывают и исключения, например, Akai mpk mini play все-таки имеет встроенные звуки).
Современные клавиатуры умеют подключаться к ПК по USB, так что для них не нужна аудиокарта с MIDI-разъемами. На самом деле, большинство бюджетных клавиатур даже не имеют MIDI-выхода. Зато почти все они имеют вход для педали экспрессии, которая позволит регулировать заданные параметры (сустейн, питч и т.п.) ногой.
В общем и целом, миди-клавиатура нужна начинающему музыканту, потому что она:
Поможет учиться сочинять и записывать музыку
Одна из главных фишек миди-клавиатур — возможность записывать занятия, репетиции и черновые наработки на ПК, планшет или даже смартфон. Это не только многократно увеличивает эффективность любых занятий музыкой, но и открывает двери к созданию собственного материала. Сочинение музыки захватывает намного больше, чем игра упражнений и гамм, и часто является гарантией того, что благие начинания не будут заброшены через пару месяцев.
Не все миди-клавиатуры подходят для постановки рук и игры классических произведений, они сильно отличаются друг от друга механикой клавиш. Бывают недорогие клавиатуры с невзвешенными клавишами синтезаторного типа, ощущения от которых лишь отдаленно напоминают игру на реальном пианино. Клавиши нажимаются очень легко, что облегчает игру быстрых пассажей, но также и лишает многих средств выразительности, необходимых для игры классики. Поэтому часто такие инструменты обычно имеют лишь 2–3 октавы. Зато они компактные и легкие, с ними удобно работать, разложив на столе несколько клавиатур для разных инструментов, и еще одну можно положить на колени. Профессиональные музыканты часто используют недорогие миди-клавиатуры для создания демо-треков и аранжировок.
Бывают и клавиатуры с полувзвешенными или взвешенными клавишами, которые с закрытыми глазами можно спутать с пианино — настолько похожи ощущения от игры. Обычно это большие многооктавные инструменты. Они весьма массивны из-за конструкции клавиатуры, поэтому перемещать по комнате и класть ее куда захочешь не получится. Тем не менее, они все еще компактнее традиционных и даже электронных пианино — по сравнению с последними у миди-клавиатур не меньше возможностей при более скромной цене. На них удобно учиться, ставить руки и играть классику.
Подарит доступ к миллиарду звуков и инструментов
Пожалуй, главное преимущество миди-клавиатуры над традиционным пианино и даже менее традиционным синтезатором — возможность играть любыми звуками. Их клавиши могут по мановению клика мышки превратиться в скрипку, флейту, гитару, валторну, барабаны или в любой из тысяч VST-синтезаторов. В Интернете можно найти десятки бесплатных библиотек семплов и синтезаторов, к примеру, вот достойный внимания список. Все это позволяет изучить устройство и звучание оркестровых и народных инструментов, к которым начинающий музыкант вряд ли получил бы доступ, и даже применить их для своих треков.
Миди-клавиатура открывает возможность работы со звуком. Это важная часть творчества современного музыканта: у каждой известной группы или соло-исполнителя есть собственный стиль и звук, за которыми стоят сотни часов экспериментов и поисков. Уникальный саунд является важной частью самовыражения артиста, ведь если трек узнается с первых нот благодаря своему звучанию, то слушатель его запомнит.
Больше возможностей, функций
Миди-контроллеры бывают не только в форме черно-белых клавиш. Иногда это пэды — большие квадратные кнопки, чувствительные к силе нажатия, на таких удобно программировать биты и барабанные партии, работать с не тональными сэмплами.
Нередко контроллеры заточены под конкретные VST-инструменты. К примеру, Native Instruments Maschine даже поставляется с подходящим к нему софтом, включая полные версии синтезаторов Massive, Monark, и Reaktor Prism, а также набором сэмплов Komplete Start. Контроллер помогает быстрее и эффективнее управлять софтом, дает мгновенный доступ к нужным функциям и позволяет более продуктивно работать с музыкой.
Бывают и контроллеры для более эффективной работы в DAW, к примеру, такие. Они часто используются звукорежиссерами на стадии сведения, к примеру, чтобы быстро переходить к нужным частям песни, управлять фейдерами руками, а не мышкой, и прописывать автоматизацию в реальном времени, а не рисовать ее в неудобном интерфейсе.
Позволит выступать
Для выступающих музыкантов связка «миди-клавиатура плюс ноутбук\планшет» заменила собой громоздкие синтезаторы. Миди-контроллеры легкие, компактные, предоставляют большие возможности, их можно подключить несколько штук и разложить на одном столе, с их помощью можно управлять плейбеком, запускать сэмплы и целые партии.
Конечно, ряды огромных синтезаторов все еще пользуются популярностью у музыкантов специфических жанров, где нужно показать виртуозность владения инструментом. Однако для современной рок-музыки и электроники виртуозность исполнения имеет все меньше значения, и больше внимания уделяется уникальности звучания и комфорту выступления, где миди-клавиатуры вновь выигрывают у синтезаторов.
Поможет разобраться в создании современной музыки
Создание современной музыки далеко ушло от заполнения нотного стана при свечах. Современный музыкант — это во многом инженер, который использует множество программ и аппаратных устройств для получения нужного звука. Большинство музыкальных жанров ушло от реальных инструментов в пользу электронных и виртуальных.
Домашние студии электронных музыкантов подчас напоминают пульт управления космолетом — столько туда напичкано всякой техники. Каждый прибор и программу нужно освоить и изучить, и многие начинают этот путь именно с миди-клавиатур. Они помогут составить базовое представление о работе DAW, сэмплеров и синтезаторов, позволят разобраться с азами создания современной музыки и базовыми понятиями.
Заключение
Конечно, MIDI-клавиатура не обязательна для записи партий — во многих DAW есть функция, которая позволяет набивать партии с помощью обычной печатной клавиатуры. Однако ощущения от игры на печатных клавишах не сравняться с отдачей от игры на реальном музыкальном инструменте, даже если у него самая примитивная синтезаторная механика. Да и просто заниматься, джемить и экспериментировать с миди-клавиатурой намного приятнее и интереснее, не говоря уже о ее дополнительных возможностях. Во многом поэтому миди-контроллеры сегодня стали неотъемлемым атрибутом любого музыканта и домашнего продюсера.
MIDI-КЛАВИАТУРЫ: ПРОСТОЙ ВИД И БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Несмотря на то, что расширение номенклатуры ПО для создания музыки происходит чуть не ежедневно, протокол обмена информацией MIDI остается одним из столпов современной композиторской и продюсерской работы. Популярность MIDI позволяет разработчикам создавать всё новые и новые контроллеры для работы с музыкальными инструментами, поддерживающими данный протокол — и самыми гибкими в работе из этих контроллеров естественным образом оказываются MIDI-клавиатуры.
Нужно сразу же пояснить, что MIDI-клавиатура ни в коем случае не является музыкальным инструментом в привычным смысле слова. Да, она выглядит как обычный электронный клавишный инструмент или синтезатор, но в подавляющем большинстве случаев не имеет встроенных тембров звучания. Задача MIDI-клавиатуры — управлять внешними звуковыми модулями (неважно, будут это «мозги» в стойке или клавишный инструмент) и секвенсорами или виртуальными инструментами, имеющимися на рабочем компьютере. Работая в составе инструментального комплекса, MIDI-клавиатура выступает в качестве контроллера (точнее, набора контроллеров) и ее задачей является посыл информации в формате MIDI-команд тем устройствам, которые также работают с данным протоколом. Кроме того, при помощи MIDI-клавиатуры возможна работа непосредственно с музыкальными программами, установленными на компьютере и изменение их параметров без использования мыши или тачпэда.
В наше время практически все MIDI-клавиатуры допускают сопряжение с компьютером по протоколу USB, а некоторые модели дополнительно оснащаются разъемами MIDI In и MIDI Out для прямой работы с внешними звуковыми модулями. Обычно MIDI-клавиатуры имеют 25, 49, 61 или 88 клавиш, однако почти все модели имеют переключатель транспозиции, так что в распоряжении музыканта оказывается полная клавиатура. На качественных MIDI-клавиатурах устанавливаются динамические либо динамические взвешенные клавиши и колесные регуляторы амплитудной модуляции и тона для достижения максимальной выразительности игры и легкости управления. А большая часть элементов управления MIDI-клавиатурой — переключатели, регуляторы и фэйдеры — допускает, как правило, переназначения и работу с пользовательскими установками. Современные MIDI-клавиатуры поддерживают сопряжения с i-устройствами.
Заслуженной популярностью среди музыкантов, стремящихся получить максимум гибкости в управлении виртуальными инструментами при минимуме затрат, пользуются MIDI-клавиатуры компании Novation серии LaunchKey MK2, работающие по умолчанию с ПО Ableton Live, но автоматически перестраивающиеся на другое музыкальное ПО, установленное на рабочем компьютере в случае отсутствия Ableton Live. Даже модели с 25 клавишами, LaunchKey Mini MK2 и LaunchKey 25 MK2 — это вполне серьезные инструменты, однако LaunchKey Mini MK2 подается производителем как контроллер, а не MIDI-клавиатура. Однако у него имеется переключатель транспозиции, а 16 пэдов с RGB-подсветкой предназначены в первую очередь для запуска музыкальных клипов или воспроизведения битов. Настройка виртуальных инструментов производится с помощью восьми регуляторов. Модели LaunchKey 25 MK2, LaunchKey 49 MK2 и LaunchKey 61 MK2 имеют динамическую клавиатуру и динамические пэды, а две последних также оснащены девятиканальным микшером (8 рабочих каналов и мастер-фэйдер). Контроллер этих трех моделей обеспечивает прямую работу с ПО Ableton Live безо всяких дополнительных настроек.
Компания KORG, в свою очередь, озаботилась созданием компактной MIDI-клавиатуры для музыкантов, желающих собрать сверхкомпактную студию для записи и продюсирования музыкального материала на платформе PC. Ею стала базовая модель новой линейки microKEY2 — KORG microKEY2-37 с 37 клавишами. При всей компактности и теоретической несерьезности внешнего вида KORG microKEY2-37 имеет динамическую клавиатуру, переключатели транспозиции (вверх / вниз), колеса амплитудной модуляции и высоты тона и сдвоенный USB-порт. Установка драйверов не требуется, в клавиатуре при сопряжении с компьютером реализован принцип plug-and-play. Питание — через USB-порт. Есть и упрощенная модель предыдущей линейки microKEY – microKEY 25 (25 клавиш), с управлением джойстиком и переключателями арпеджиатора, Sustain / Tap и транспозиции. Собственно линейка microKEY2 отличается от предшественницы возможностью поддержки таких популярных устройств, как iPad и iPhone. На инструментах имеется разъём для коммутации с педальным контроллером (он же педаль сустэйна) KORG PS-1 либо с демпферной педалью KORG DS-1H. Однако для подобной коммутации может оказаться необходимым комплект Lightning/USB Camera Adapter, обеспечивающий работу с i-устройствами. Клавиатуры линейки microKEY2 могут взаимодействовать с компьютерами на платформах Mac и PC. В этом случае коммутация с компьютером осуществляется стандартным USB-кабелем, входящим в комплект поставки. Аналогичны KORG microKEY2-37 по своему рабочему функционалу и модели microKEY2-49 и microKEY2-61, отличающиеся от базовой модели, понятно, числом клавиш.
Путём, аналогичным KORG, двинулся и молодой игрок рынка MIDI-клавиатур – итальянский бренд IK Multimedia, предлагающий ныне линейку iRig Keys. Эти клавиатуры предназначены для работы с компьютерами на платформах Mac и PC с операционными системами Mac OS и Windows соответственно, причём коммутация осуществляется стандартным кабелем USB/Micro-USB, наличествующем в комплекте поставки. Питание осуществляется как правило от того устройства, к которому подключена клавиатура. Для начала немедленной работы с контроллером в комплект поставки включено мощное музыкальное ПО SampleTank 3 SE, имеющее в своём составе загружаемую библиотеку сэмплов объёмом 6.5 Гб, взаимодействующее с рабочими станциями GarageBand, Logic, Pro Tools, Cubase, Live и Sonar. А при онлайн-регистрации клавиатуры вы получаете интернет-доступ к библиотеке современных электронных звуков и барабанных сэмплов The Grid, а также, по вашему личному выбору, к пяти библиотекам инструментальных сэмплов Beats и Elektronika от IK Multimedia. Самым простой клавиатурой в этой линейке является iRig Keys 25 с 25 уменьшенными динамическими мини-клавишами, оснащенный регулятором громкости и кнопками повышения и понижения октав. Модели iRig Keys 37 и iRig Keys 37 PRO отличаются между собой только размерами клавиш (мини-клавиши у iRig Keys 37 и уже полноразмерные у iRig Keys 37 PRO); клавиши также являются динамическими. Управление клавиатурой расширено – здесь также имеются разъём для опционального подключения педали сустейна или экспрессии, контроллеры высоты тона и модуляции, кнопки переключения программ и четыре сохраняемых пресета настроек.
Весьма продвинутая MIDI-клавиатура iRig Keys I/O 49 – это просто праздник жизни. Она имеет 49 полноразмерных динамических клавиш, восемь динамических пэдов (с RGB-подсветкой) и пять программируемых энкодеров (с функцией нажатия) и поддерживает также работу с i-устройствами. Слайдеры высоты тона и моделяции – сенсорные. Эта клавиатура полностью интегрирована с рабочими станциями как Ableton Live, Studio One, GarageBand и Logic Pro. Но это больше, чем просто MIDI-клавиатура, ведь она оснащена аудиоинтерфейсом с разрядностью конвертации до уровня 24 бит / 96 КГц, микрофонным предусилителем с балансным XLR-входом и двумя выходами типа «джек» TRS 1/4″; имеется и выход для наушников. Всё это в сумме превращает данную модель в профессиональную рабочую продакшн-станцию, не требующую для студийной работы, тем более записи демо, иных инструментов. В составе программного обеспечения – рабочие станции Live 9 Lite и Studio One Prime, полная версия виртуальной грув-станции SampleTank 3, набор виртуальных синтезаторов Syntronik Pro-V, плагины T-RackS Deluxe, библиотека оркестровых сэмплов Miroslav Philharmonik 2 CE. Кроме того, при работе с платформой iOS оказываются доступны приложения SampleTank и Miroslav Philharmonik в версиях Mobile Edition. Аналогична по своему функционалу и модель iRig Keys I/O 25, имеющая, понятно, 25 полноразмерных клавиш. В свою очередь, модели iRig Keys и iRig Keys PRO с 37 мини- и полноразмерными динамическими клавишами находятся где-то «на полпути» между двумя вышеописанными моделями.
Великолепное решение для серьезного музыканта — MIDI-клавиатуры бренда M-Audio серии Keystation II — Keystation 49 II, Keystation 61 II и Keystation 88 II с соответствующим числом клавиш. Клавиатуры у всех моделей динамические с полноразмерными клавишами, а у модели Keystation 88 II клавиши еще и полувзвешенные. Информация производителя сильно напирает на легкость работы с Keystation II — и действительно, количество органов управления здесь сведено к минимуму, причем совершенно не в ущерб функциональности. Пользовательский интерфейс — это два переключателя транспозиции, переключатель режима «Advanced», колеса амплитудной модуляции и тона и один назначаемый фейдер. Коммутация — USB-порт, разъем MIDI Out и 1/4″ разъем для подключения педали — производитель рекомендует работу с педалью M-Audio SP2 для получения естественного сустэйна. Установленное ПО — Ableton Live Lite, и все три клавиатуры поддерживают сопряжение с i-устройствами. Важным плюсом серии является предустановка виртуального инструмента SoniVoxEighty-EightEnsemble, безупречно и реалистично воспроизводящего звучание акустического рояля SteinwayCD327, а также виртуальной четырехканальной рабочей станции AirMusicTechXpand!2, необычайно расширяющей возможности работы с данными клавиатурами.
Но еcли почти все предыдущие модели рассчитывались производителями прежде всего на продвинутого новичка, то MIDI-клавиатура Pro Advance 49 бренда AKAI ориентирована уже на профессионала; она и выпущена под маркой AKAI Professional. Эта модель обеспечивает исполнителю одновременно небывалую легкость в игре и тотальный уровень контроля над виртуальными инструментами. Фактически, фактически она стирает грань между обычными электронными клавишными и виртуальными инструментами. Этому немало способствует продвинутая система визуального контроля — клавиатура оснащена цветным дисплеем с диагональю 4.3″, работающим в режиме адаптации к избранному плагину. Процессор этой MIDI-клавиатуры использует в работе приложение Virtual Instrument Player (VIP) собственной разработки AKAI, обеспечивающее работу с любым виртуальным инструментом — точнее, с набором от одного до восьми инструментов — в рамках интерфейса VST. Приложение VIP может работать как плагин в любой рабочей станции (в том числе Pro Tools, Logic Pro X и Ableton Live) и само по себе в ОС Mac и Windows. Динамические полувзвешенные клавиши поддерживают режим послекасания, пэды с подсветкой также являются динамическими, регуляторы не имеют предела вращения, а колеса амплитудной модуляции и тона еще больше упрощают работу музыканта. Возможности клавиатуры еще больше расширены коммутацией MIDI IN и MIDI OUT и двумя разъёмами 1/4″ для подключения педалей. Эта клавиатура обеспечивает безграничный доступ к любому виртуальному инструменту в пользовательской библиотеке и контролю их параметров безо всякой потери контроля над собственно клавиатурой. Можно сказать, что именно это сочетание и является смыслом существования всякой качественной MIDI-клавиатуры.
По каким клавишам бить? Синтезаторы, цифровые фортепиано, midi-клавиатуры
Содержание
Содержание
Начинающим музыкантам легко потеряться в огромном ассортименте цифровых клавишных инструментов. Какие из них для каких задач подходят лучше всего? Вот основные критерии при сравнении:
Цифровое фортепиано. Для обучения, хобби и украшения интерьера
Обычно механика клавиш цифрового фортепиано взвешенная, она максимально похожа на настоящую — есть отдача молоточков, демпферный резонанс и т.п. Звучит такой аппарат почти как настоящее пианино, отчего и получил свое название. Количество тембров обычно невелико — в пределах 20–30 основных звуков: несколько видов фортепиано, орган и другие клавишные, иногда есть базовые оркестровые инструменты.
Цифровое фортепиано Casio Celviano AP-270BN имеет 22 тембра
Большинство цифровых фортепиано имеют полнооктавную клавиатуру с 88 клавишами. Полифония 64–128 звуков и выше, есть педали. Таким образом на них удобно играть классические произведения: от Баха и Моцарта до Шопена и Бетховена. Чаще всего присутствует режим обучения.
Продвинутые модели обладают секвенсором, позволяющим записать в формате MIDI собственные партии. Иногда присутствуют базовые эффекты — хорус и реверберация, но в целом элементов управления не очень много.
Цифровое фортепиано гораздо компактнее акустического, однако все же займет немало места в квартире. Благодаря роскошному дизайну такой инструмент будет еще и отличным украшением интерьера.
Минималистичные элементы управления Casio Privia PX-870BK
Часто есть возможность подключения к компьютеру по MIDI или USB. Встроенная акустическая система достаточно мощная, чтобы подзвучить большую гостиную, при этом всегда есть возможность играть в наушниках, чтобы не беспокоить соседей.
Синтезаторы. Для обучения и живых выступлений
Цифровые синтезаторы охватывают все возможные ценовые сегменты — среди них найдутся как модели для совсем новичков, так и для опытных профессионалов. Во многом синтезаторы универсальнее цифровых пианино. Как правило, в них содержится больше тембров и эффектов — даже в младших моделях более 100, а также почти всегда есть режим обучения и автоаккомпанемент
Синтезатор начального уровня Denn DEK494 имеет всего 4 октавы, но 200 тембров и столько же стилей автоаккомпанемента.
Синтезаторы не укомплектованы стационарной стойкой, они весят значительно меньше цифровых фортепиано, что делает мобильнее — их удобно брать на репетиции и концерты. За компактность приходится платить меньшим количеством клавиш — чаще всего это 5 октав. Но зато у синтезаторов обычно есть дополнительные кнопки управления. Например, арпеджиатор, секвенсор и эффекты, необходимые при живом выступлении. А также почти всегда есть возможность подключить инструмент к компьютеру с помощью MIDI или USB.
Главное отличие синтезатора от цифрового фортепиано — это клавиатура. В большинстве синтезаторов она невзвешенная. Это позволяет играть супербыстрые партии, так как кнопки возвращаются в исходное положение почти мгновенно. Но классические партии исполнять не так удобно, а тем, кто окончил музыкальную школу, и вовсе придется переучиваться. К тому же, полифония у синтезаторов значительно скромнее — от 16 до 64 звуков одновременно. Но ведь синтезатор обычно и не покупается для обучения музыке по классическим канонам.
Профессиональные синтезаторы могут иметь увеличенную полифонию и взвешенную или полувзвешенную клавиатуру, однако за нее придется платить большим весом.
Профессиональный синтезатор CASIO CT-X5000 со взвешенной клавиатурой весит 7 кг
Midi-клавиатуры. Для домашней студии
Главное отличие MIDI-клавиатуры от синтезаторов и цифровых пианино — они не звучат сами по себе. По своей сути это MIDI-контроллеры, которые подключаются к компьютеру, планшету или аналоговому синтезатору по MIDI или USB. Поэтому такие клавиатуры обладают невиданной палитрой звуков и недостижимым для большинства синтезаторов качеством звучания. MIDI-контроллеры позволяют управлять библиотеками семплов. Например, целым оркестром, каждый инструмент которого скрупулезно записан во всевозможных вариантах звучания.
Второе важное отличие — количество октав. Чаще всего их 2-3, иногда 4-5, больше — очень редко. Зато есть огромное количество дополнительных клавиш. Пэды, по которым можно настучать барабанные партии, элементы управления транспортом DAW: запись, воспроизведение, стоп, вперед-назад, колесики питча и модуляции, кнопки переключения октавы, различные программируемые крутилки и многое другое. Есть модели, у которых и вовсе одни лишь силиконовые пэды. Разумеется, MIDI-клавиатуры намного легче и мобильнее большинства синтезаторов.
MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 25 IV имеет всего 2 октавы, зато оснащена большим количеством дополнительных элементов управления
Механика клавиш чаще всего более продвинутая, чем в цифровых синтезаторах. Даже многие младшие модели могут похвастаться полувзвешенной клавиатурой. Оно и не удивительно: MIDI-клавиатуры — это профессиональные устройства, которые почти всегда есть в домашних студиях музыкантов и композиторов. Конечно, фортепианные партии классических произведений на MIDI-клавиатуре исполнить невозможно, но этого и не нужно. Основная задача устройства — быть помощником в студийной работе или в живых выступлениях.