Мидуэй что за события
Битва за Мидуэй
ТВД | Тихий океан |
Место | Атолл Мидуэй |
Период | Вторая Мировая война |
Характер сражения | Генеральное сражение |
США | Япония |
Содержание
Общие данные
Идея захвата Мидуэя родилась еще в феврале 1942 года, однако вплоть до середины апреля не были разработаны детали плана и сам он в целом утвержден не был.
Рейд 16 сухопутных бомбардировщиков В-25В Mitchell подполковника Джеймса Дулиттла на Токио с борта USS Hornet, состоявшийся 18 апреля 1942 года, поставил точку во всех спорах вокруг дальнейших военных действий Японии на Тихом океане. Штаб Объединенного флота Японии уже не сомневался, что задуманную операцию следует провести как можно быстрее.
Главная цель операции со стороны Японии — уничтожение флота противника. Прикрытие и поддержка высадки десанта на атолл Мидуэй — вторая по важности задача.
Важное примечание, в мае 1942 года криптографы военной разведки США взломали японский военно-морской код JN-25, и о готовящейся японцами операции стало известно заранее, включая точное место удара и состав атакующих сил.
Характеристика участвующих сторон
Силы Объединенного японского флота были сведены в четыре соединения, каждое из которых выполняло конкретную боевую задачу.
Японские корабли предполагалось развернуть следующим образом:
Соединение подводных лодок к 2 июня должно было развернуться в три завесы с задачей обнаружить приближение противника. Завесы предполагалось расположить следующим образом:
Из четырех авианосцев на Тихом океане в Перл-Харборе находились только USS Enterprise и USS Hornet 16-го оперативно-тактического соединения вице-адмирала Уильяма Хэлси. 27 мая в базу вернулся поврежденный бомбами в Коралловом море USS Yorktown, который удалось привести в порядок и подготовить к ведению действий в удивительно короткий срок.
USS Enterprise и USS Hornet (под командованием контр-адмирала Реймонда Спрюэнса) действовали совместно с АВ Yorktown контр-адмирала Фрэнка Флетчера и, не замеченные противником, ожидали на позиции примерно в 550 км на северо-восток от атолла.
Хронология подготовки и хода сражения
Бой велся на дальней дистанции — основные участники не приближались друг к другу менее чем на 150 км.
Дата | Событие | Примечание | ||
---|---|---|---|---|
5 мая 1942 года | Императорская ставка Японии издает директиву № 18, в которой приказывает Объединенному флоту, взаимодействуя с армией, обеспечить захват атолла Мидуэй и западной гряды Алеутских островов. | |||
15 мая 1942 года | Японские транспорты с морскими пехотинцами капитана 1-го ранга Ота на борту вышли в район сосредоточения сил вторжения у острова Сайпан, Командующий Тихоокеанским флотом ВМС США адмирал Честер У. Нимиц начал собирать силы для отражения японского удара. 16- и 17-му оперативным соединениям приказано немедленно возвращаться в Перл-Харбор. На борт авианосца Enterprise в Перл-Харборе поднялся адмирал Нимиц, чтобы вручить награды летчикам, отличившимся в прошлых боях. Прикрепляя крест «За летные боевые заслуги» к груди лейтенанта Роже Меле, адмирал, взглянув в глаза офицеру, сказал: «Мне кажется, что в ближайшие дни у вас будет шанс заслужить еще один орден». | На этот момент 17-е оперативное соединение (USS Yorktown) уже 101 день провело в море, командам требовался отдых, который они, в связи со складывающейся обстановкой, естественно не получили. | ||
28 мая 1942 года | На рассвете эсминцы 16-го оперативного соединения Тихоокеанского флота ВМС США снялись с якорей и, пройдя кильватерной колонной входной канал Перл-Харбора, вышли в открытое море. За ними вышла пара танкеров, затем крейсеры и позади всех авианосцы USS Enterprise и USS Hornet. | |||
29 мая 1942 года | В 6 часов утра главные силы Объединенного флота Японии покинули базу на о. Хасира. Первыми вышли главные силы Соединения вторжения на атолл Мидуэй под командованием вице-адмирала Кондо: легкий крейсер IJN Yura и семь эскадренных миноносцев 4-й эскадры; за ними следовали 4-я дивизия тяжелых крейсеров (IJN Atago, IJN Chōkai), 5-я дивизия тяжелых крейсеров (IJN Myōkō, IJN Haguro), 1-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей (IJN Hiei, IJN Kongō), легкий авианосец IJN Zuihō и эскадренный миноносец. Адмирал Кондо держал свой флаг на тяжелом крейсере IJN Atago. Продвигаясь на восток через Тихий океан, громадный флот растянулся огромной дугой от Курил до Гуама, тратя в сутки топлива больше, чем за год мирного времени. | В море одновременно находились 190 кораблей японского флота, в том числе 11 линкоров, 8 авианосцев, 23 крейсера и 65 эскадренных миноносцев. Более 700 самолетов авианосного и берегового базирования прикрывали эту армаду с воздуха. Всего около 100 000 японских моряков вышли в море, ведомые 20 адмиралами. | ||
3 июня | Около 9-00 утра адмирал Ямамото получил донесение с флагманского корабля контр-адмирала Танака легкого крейсера IJN Jintsū, который находился в непосредственном охранении транспортов с десантом. В донесении сообщалось, что «в 09.00 разведывательный самолет противника обнаружил наши транспорты в 600 милях к западу от атолла Мидуэй». Соединение Нагумо, держа курс на юго-восток, со скоростью 24 узла направлялось к атоллу Мидуэй. В центре боевого порядка шли четыре авианосца, а линейные корабли IJN Haruna и IJN Kirishima, тяжелые крейсера IJN Tone и IJN Chikuma, легкий крейсер IJN Nagara и 12 эскадренных миноносцев осуществляли ближнее и дальнее круговое охранение. Потери и итогиПотери США составили 1 тяжёлый авианосец, 1 эсминец, 150 самолётов, 307 человек. По итогам битвы за Мидуэй расклад сил на Тихом океане кардинально изменился. Япония перешла от наступательной тактики ведения боевых действий к стратегической обороне и ее поражение в войне было лишь вопросом времени. Потери авиации при атаке ВМБ МидуэйСогласно американским отчетам, защитники острова считали, что во время атаки на атолл было сбито или повреждено до 67 японских самолетов: десять — огнем зенитных орудий, а остальные — в воздушном бою. Реальные потери японцев составили лишь пять самолетов. Японские летчики заявили о том, что им удалось сбить 42 американских самолета. На самом деле всего в воздухе находилось 26 американских самолетов, из них только два вернулись на остров невредимыми. Остальные были или сбиты, или сильно повреждены. Повреждения ВМБ Мидуэй, потери личного составаВ значительной степени повреждена взлетно-посадочная полоса; на аэродроме погибло более 20 человек. На о. Санд-Айленд уничтожены ангар для гидросамолетов и склад цистерн с горючим. Повреждения и затопление USS YorktownUSS Yorktown был потоплен 7 июня 1942 года в результате действий противника во время и после битвы за Мидуэй. Военно-морское министерство, имея серьёзные основания полагать, что потеря USS Yorktown неизвестна врагу, удерживало информацию о данном событии, которое имело жизненно важное значение для операций, происходящих в южной части Тихого океана с начала августа. [1] Повреждения и гибель IJN Akagi
Оглядевшись, я был потрясен разрушениями, произведенными в течение нескольких секунд. В полетной палубе, как раз позади центрального лифта, зияла огромная дыра. Сам лифт был скручен, как полоска фольги. Искореженные листы палубной обшивки причудливо свернулись. Самолеты горели, охваченные густым черным дымом. Пламя разрасталось все сильнее и сильнее. |
IJN Akagi получил два прямых попадания: одно в задний срез центрального лифта, другое — в участок полетной палубы по левому борту. В обычных условиях ни одно из этих попаданий не смогло бы вывести из строя авианосец, но вызванные пожаром взрывы горючего и боеприпасов сделали свое дело. Пламя молниеносно распространялось по кормовой части полетной палубы, охватывая один за другим выстроенные крыло к крылу самолеты. Начали рваться торпеды, делая невозможной борьбу с огнем. В 18.00 командир корабля Аоки отдал приказ команде оставить авианосец. 5 июня в 03.50 адмирал Ямамото отдал приказ о затоплении авианосца, который был выполнен эсминцами эскорта. В течение 20 минут четыре эскадренных миноносца выпустили торпеды. Семь минут спустя авианосец скрылся под водой. Место гибели корабля находится на 30°30’сев. широты и 179°08′ зап. долготы. Время гибели — 04.55.
На IJN Akagi погибло 263 человека. Все остальные члены его команды были спасены.
Повреждения и гибель IJN Kaga
Повреждения и гибель IJN Sōryū
В течение десяти минут остановились главные машины, вышла из строя система рулевого управления, были уничтожены пожарные магистрали. Уже через 20 минут после попадания первой бомбы авианосец был охвачен таким сильным пламенем, что его командиру Янагимото пришлось отдать приказ покинуть корабль. Спасающихся японских моряков подбирали эскадренные миноносцы IJN Hamakaze и IJN Isokaze.
В 19.13 на глазах членов команды, которые находились на борту эскадренных миноносцев, IJN Sōryū погрузился под воду, унося с собой тела 718 человек и своего командира. Место погружения авианосца — 30°38′ сев. широты и 179°13′ зап. долготы.
Повреждения и гибель IJN Hiryū
Оценка события современниками
Читая о событиях 4 июня, я все больше убеждаюсь в том, что судьба играет иногда большую роль в морском сражении. Нас незаслуженно хвалят за то, что мы сумели выбрать наиболее подходящий момент для нападения на японские авианосцы, когда они находились в самом невыгодном положении. |
Газетные публикации 9-13 июня 1942 года создавали в американском обществе неверное впечатление, что сражение было выиграно «летающими крепостями» и другими самолётами берегового базирования. Получалось, что «тяжёлые армейские бомбардировщики остановили японский флот, потопив и повредив, по данным генерала Арнольда, 33 корабля противника». В New York Times посчитали эту новость заслуживающей первой полосы, что сделало «подвиг» пилотов В-17 известным всей Америке. [2]
6 июня 1942 года на первой полосе The New York Times публикуется статья одного из наиболее авторитетных обозревателей – Роберта Трамбулла: «Наши великолепные лётчики». В статье приводились слова адмирала Нимица о том, что 4–6 июня у о. Мидуэй «была одержана великолепная, впечатляющая победа», и «японский флот отступил, понеся тяжёлые потери, включая несколько повреждённых авианосцев, линкоров и крейсеров». [3]
В периодической печати США за весь период реального хода сражения (с 4 по 6 июня 1942 года) так и не был обнародован состав японского флота; СМИ ограничились упоминаниями, что у противника было неизвестное число авианосцев, линкоров, крейсеров, транспортов. Противостоящие им американские силы оставались для общественности полной загадкой. Дело с командующими обстояло похожим образом: было известно, что Тихоокеанским флотом США руководит Нимиц, но кто командует японскими соединениями при Мидуэе – неизвестно.
Только 27 июля 1942 года в журнале Life публикуется подробная хронология сражения. Битва разделена на 12 фаз, и для каждой в издании представлена схема с детальными комментариями, из которых следует, что решающий вклад в сражение внесли палубные пикирующие бомбардировщики, сумевшие поразить в одной атаке 3 японских авианосца.
Примечания
Образ в искусстве
В репертуаре шведской пауэр-метал группы Sabaton, основная тематика которой является война и различные военные конфликты и эпизоды из них, есть песня «Midway».
Send them over the waves
Our sentinels
They report in the news
Position of our foes
This battlefield´s been choosen, tactically in advance
Time to alert our fighters
We´re soon in range
Calling all men to deck
Got to be airborne
Head out into the sun
Descending on our foes
This is the crucial moment, in the heat of the war
To fly and hit our targets
Down in the waves
Midway
Display their might, ordering carriers, admirals at war
We’ll meet at Midway
To win the fight, tactics are crucial, naval war
Far from shore, a pacific war
bombs are falling from the skies
Its a bombrun day, it the naval way
A bloodred sun is on the rise
По события битвы при Мидуэе был снят художественный фильм, также сражение упоминается или даже показывается в большинстве фильмов, посвящённых боевым действиям на Тихоокеанском ТВД.
Мидуэй-1942: тщательно подготовленная удача
Илья Крамник, обозреватель РГРК «Голос России», специально для РИА Новости.
Четырехдневное сражение у атолла Мидуэй, которое закончилось 6 июня 1942 года, является одним из самых интересных эпизодов Второй мировой войны, да и мировой военной истории в целом. В истории есть немало сражений, исход которых вызывает вопросы «почему так?» и «а что было бы, если?», и среди морских баталий Мидуэй уверенно входит в первую десятку (если не в пятерку) битв, вокруг которых постоянно кипят жаркие споры.
Расчет на победу
Захват Мидуэя должен был стать очередным шагом по расширению защитного периметра, но одновременно японское командование преследовало еще одну цель: выманить в бой и уничтожить американские авианосцы.
В результате Первый воздушный флот шел к Мидуэю с урезанным на треть потенциалом, но, по мнению командования, этого должно было хватить. Мнение рядовых летчиков было таким же. В конце концов, пятой дивизии, летчики которой имели меньший опыт и худшую подготовку по сравнению с ветеранами первой и второй, несмотря на потери, удалось потопить американский авианосец «Лексингтон» и тяжело повредить «Йорктаун» (некоторое время он вообще считался уничтоженным). Выводы летчиков Дай-ичи Коку Кантай о результатах первого боя с американскими авианосцами выразились в поговорке, бродившей в кубриках летного состава: «если уж сыновья наложниц добились успеха, законные сыновья должны победить».
Японский объединенный флот шел за решительной победой, которая лишила бы американцев главных сил, способных эффективно противодействовать комбинированной морской и воздушной наступательной мощи Империи.
Чужие секреты и игра на опережение
Штаб командующего американскими силами в Тихоокеанской зоне располагался в Перл-Харборе. Адмирал Честер Уильям Нимиц приказал перенести штаб на Гавайи из безопасного далека континентальных США с тем, чтобы находиться как можно ближе к театру военных действий. В конце мая 1942 года перед ним стояли две главные задачи: предугадать дальнейшие действия японцев и суметь, наконец, прервать затянувшуюся череду поражений.
В начале мая в радиограммах японцев начали все чаще встречаться указания на подготовку крупной операции в центральной части Тихого океана. К 15 мая не оставалось сомнений, что целью операции является Мидуэй, и Нимиц решил сыграть на опережение. Имеющиеся скудные силы должны были в тайне для противника развернуться в районе Мидуэя, загодя обнаружить врага, атаковать и уничтожить его.
Колокола судьбы
Начиная с семи утра 4 июня японские авианосцы подвергались непрерывным атакам самолетов с Мидуэя. Американские авианосцы полным ходом шли на сближение с противником, но японцы еще не обнаружили их. Несмотря на это, по приказу Нагумо 36 торпедоносцев, 36 пикировщиков и 36 истребителей держались в постоянной готовности на случай обнаружения главных сил противника.
Эти старые военные истины были подтверждены в водах близ атолла Мидуэй, не в первый, и не в последний раз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Битва за Мидуэй
К лету 1942 года Япония серьёзно укрепила свои позиции в Тихоокеанском регионе. Императорский флот пытался выполнить две задачи: продвинуть «защитный барьер» дальше от страны и одновременно полностью разгромить флот противника в генеральном сражении. Насколько у него это получалось и что произошло у атолла Мидуэй 4–7 июня 1942 года, рассказывают наши коллеги с портала worldofwarships.ru.
Обе поставленные задачи стало возможно выполнить разом, когда взгляд японского командования пал на небольшой атолл Мидуэй в составе Гавайского архипелага. Тут находился аэродром с твёрдым покрытием, захватив который японцы получали прекрасную промежуточную базу под носом у американцев, тем самым открывая себе дорогу к Пёрл-Харбору.
В конце мая 1942 года адмирал Ямамото приказал приступить к началу операции. Одно за другим в море стали выходить ударные соединения. Японцы делали ставку на внезапность своей атаки и превосходство в силах. Однако у командующего Тихоокеанским флотом США Честера Нимица был свой козырь в рукаве. Офицер разведки Эдвин Лейтон и его криптоаналитики во главе с Джозефом Рошфором смогли расшифровать японский код и получили возможность читать часть сообщений противника. Американцы предположили, что японцы используют сокращение AF для кодового обозначения атолла Мидуэй. Чтобы подтвердить свою догадку, они решили отправить фальшивую радиограмму о том, что на атолле сломался опреснитель воды. Как и ожидалось, спустя пару дней американцы перехватили шифровку, сообщавшую, что на AF проблемы с пресной водой. Поимо шифровок в штаб флота, дополняя картину происходящего, стекалось множество рапортов о ходе движения сил Ямамото.
Основной ударной силой японцев в предстоящей операции было Первое мобильное соединение адмирала Нагумо, эскадренные авианосцы которого — Akagi, Kaga, Hiryu̅ и So̅ryu̅ — уже попортили союзникам немало крови. Им противостояли два оперативных соединения, 16-е и 17-е, под командованием адмиралов Спрюэнса и Флетчера, имевших на двоих три авианосца: Enterprise, Hornet и Yorktown. Перед началом битвы за Мидуэй Спрюэнс возглавил 16-е оперативное соединение, сменив на посту адмирала Холси, который отправился в госпиталь с тяжёлым дерматитом — сказалось нервное напряжение последних шести месяцев, проведённых в море. Позже Холси прокомментировал своё вынужденное отстранение: «Это было самым скорбным разочарованием в моей карьере».
Первый контакт состоялся 3 июня в 9:04 по местному времени, когда патрульный самолёт засёк японское транспортное соединение в 500 милях к юго-западу от Мидуэя. Вскоре другой разведчик обнаружил главные силы японцев в 700 милях к западу от острова. Уже в 12 часов на перехват главных сил вылетели шесть тяжёлых бомбардировщиков B-17. Около 16:40 они произвели атаку с большой высоты, но попаданий не добились. Ночью четыре «Каталины» из состава 44-й патрульной эскадрильи по показаниям радаров вышли в атаку на транспортное соединение японцев, повредив торпедой танкер Akebono Maru.
В предрассветных сумерках 4 июня на авианосцах адмирала Нагумо вовсю кипела работа по подготовке первой волны самолётов, которые, по замыслу командования, должны были уничтожить всю американскую авиацию, находившуюся на островном аэродроме. В 4:30 утра, получив отмашку на старт, взмыли первые самолёты, а спустя 15 минут в небе находилось уже 108 машин. Выполнив боевое построение и описав круг над авианосцами, первая волна атакующих ушла в направлении Мидуэя.
В 5:45 от одной из летающих лодок пришло сообщение: «Много самолётов направляется к Мидуэю, пеленг 320, дистанция 150». Недолго думая, американцы подняли в воздух с Мидуэя всё, что могло летать, чтобы не подвергать опасности самолёты на земле. Попытка сорвать японскую атаку силами 27 истребителей Корпуса морской пехоты закончилась неудачно: 15 самолётов были сбиты, ещё семь — повреждены. Тем не менее, когда японская волна вышла в атаку на аэродром, она смогла лишь незначительно повредить взлётную полосу, а также разрушить часть построек. Из вылета, закончившегося практически впустую, не вернулось десять палубников.
Всё это время американцы напряжённо ждали главного сообщения об обнаружении ударной группы Императорского флота. В 5:52 с борта одного из патрульных самолётов доложили: «Обнаружили два авианосца и корабли главной группы, курс 135, скорость 25». В короткий промежуток времени одна за другой последовали атаки береговой авиации на авианосный ордер Нагумо, но ни один самолёт не смог добиться каких-либо успехов. Американцы в ходе этих атак, действуя без прикрытия истребителей, потеряли 14 самолётов. В 7:28 японский самолёт-разведчик с крейсера Tone установил контакт с американским соединением. Дуэль авианосцев началась.
Когда Нагумо узнал о местоположении американцев, их самолёты уже направлялись к его соединению. В это время на японских авианосцах готовили самолёты второй волны, намереваясь добить остатки американской авиации на островном аэродроме. Для отражения возможной атаки в воздух были поняты дополнительные истребители. Получив донесение разведки, Нагумо оказался перед сложным выбором: либо поднять имеющиеся на палубе самолёты с бомбами, подготовленные для атаки Мидуэя, и без прикрытия отправить их на американское соединение, либо дать возможность сесть первой волне палубников, так как их горючее было на исходе, а после, собрав всю ударную мощь, броситься на врага. Нагумо решил не рисковать и выбрал второй, более надёжный, вариант.
Первые взлетевшие американские торпедоносцы и истребители потеряли друг друга, из-за чего атака на японское соединение началась нескоординированно. Сначала на японские авианосцы над кромкой воды вышли 15 торпедоносцев TBD-1 с Hornet, а чуть позже — 14 торпедоносцев с Enterprise. Не имея ни одного самолёта прикрытия, они отчаянно бросились в атаку. Практически все торпедоносцы, кроме четырёх, были потеряны. Следом подоспели 12 торпедоносцев с Yorktown в сопровождении шести истребителей F4F-4. Стоит упомянуть важный факт: в момент атаки самолётов с Yorktown в воздухе находилось 42 японских истребителя «Зеро», обеспечивавших воздушное прикрытие. Шесть «Уайлдкэтов» эскорта под командованием лейтенант-коммандера Тача отвлекли на себя значительные силы японцев. В завязавшейся схватке американские лётчики смогли сбить семь и тяжело повредить ещё несколько A6M. Однако и эта группа не добилась попаданий. Обратно смогли вернуться только два торпедоносца и четыре истребителя.
Всё это время японцы старались как можно быстрее подготовить ударную волну для атаки американского соединения, параллельно принимая самолёты. Когда атаки американских торпедоносцев были отбиты, из облаков прямо на головы японцев с рёвом вывалились 50 пикировщиков. Японским истребителям, не успевшим набрать высоту для отражения налёта, оставалось только наблюдать атаку из партера.
Первыми на цель вышли эскадрильи «Даунтлессов» с Enterprise под командованием Кларенса «Уэйда» МакКласки. Топливо в баках его группы стремительно заканчивалось, как вдруг в просвете облаков американцы заметили уходивший на север японский эсминец. МакКласки решил последовать за ним. Риск оправдался — пикировщики вышли прямо на японские авианосцы. У нескольких самолётов, включая командира 6-й бомбардировочной эскадрильи Ричарда «Дика» Беста ещё во время набора высоты возникли проблемы с кислородным оборудованием, из-за чего они были вынуждены идти немного ниже основной группы в хвосте. В соответствии с правилами, эскадрилья Беста как замыкающая должна была атаковать ближнюю цель — авианосец Kaga. К этому Бест и приступил. Однако и МакКласки устремился к нему, уводя за собой порядка 25 самолётов. Мгновенно оценив обстановку, Бест прервал атаку и повернул в сторону Akagi. В это время на Kaga обрушилась лавина пикировщиков МакКласки, за мгновения превратив японский авианосец в пылающие руины. Через несколько минут уже Бест со своей эскадрильей начал пикировать на японского флагмана. Несмотря на малочисленность, американцы смогли провести точное бомбометание, впоследствии оказавшееся фатальным для корабля. Практически в это же время эскадрилья пикировщиков с Yorktown под командованием Максвелла Лесли атаковала So̅ryu̅ и добилась прямых попаданий.
В течение пяти минут «Даунтлессы» совершили чудо. Все три японских авианосца были заранее обречены. Заправленные самолёты на палубах, заполненные бензопроводы, а также находившийся на палубе арсенал сделали своё дело — вспыхнули опустошающие пожары с последующей детонацией боеприпасов. К утру следующего дня Akagi, Kaga и So̅ryu̅ лежали на морском дне.
После выхода из боя флагмана Akagi командование палубной авиацией принял командующий 2-й дивизией авианосцев контр-адмирал Ямагути. В его распоряжении невредимым оставался только Hiryu̅, отошедший севернее от основной группы во время уклонения от атак торпедоносцев. В 10:40 он начал поднимать ударную группу в составе 18 пикирующих бомбардировщиков D3A и шести истребителей A6M. Несмотря на явный перевес сил не в пользу японцев, другого выхода не было. Спустя час на подходе к Yorktown завязался ожесточённый воздушный бой. Понеся потери, японские пикировщики смогли добиться попаданий в корабль тремя бомбами. Авианосец на короткое время лишился хода, но к 13:50 аварийные партии локализовали пожары и устранили повреждения. Корабль начал делать 19 узлов и продолжил приём-выпуск самолётов.
Получив неубедительные данные от восьми вернувшихся из вылета самолётов, Ямагути отправил вторую волну, состоявшую из десяти торпедоносцев B5N и шести истребителей A6M. В 14:26 авиагруппа под командованием капитан-лейтенанта Томонага, предварительно связав боем истребители прикрытия, начала атаку Yorktown с разных направлений и добилась двух попаданий торпед. Машины корабля остановились, постепенно начал увеличиваться крен, а к 15:00 корабли эскорта сняли экипаж авианосца. Несмотря на полученные повреждения, Yorktown остался на плаву, а вернувшиеся аварийные партии на следующий день попытались возобновить спасение корабля. Однако тут в очередной раз вмешалась судьба. 6 июня неподвижный авианосец атаковала японская подводная лодка I 168. Получив новые повреждения, авианосец почти сутки держался на поверхности. Его агония началась только утром следующего дня.
В это же время разведчики с Yorktown обнаружили в 72 милях к северо-западу Hiryu̅ в сопровождении десятка кораблей, включая линкоры Haruna и Kirishima. Ямагути намеревался атаковать оставшиеся американские авианосцы в сумерках, а пока команда получила короткую передышку на приём пищи и подготовку самолётов. В 17:03 тишину нарушил крик сигнальщика Hiryu̅: «Прямо над нами пикирующие бомбардировщики противника!». Пока японцы в очередной раз готовились к атаке, Enterprise и Hornet выслали свои пикировщики, успевшие к этому моменту заправиться и перевооружиться. Группа с Enterprise уложила четыре бомбы в носовую часть японского авианосца. Последовали взрывы огромной мощности, после чего треть полётной палубы завалилась внутрь ангаров. Вспыхнули пожары.
К ночи стало понятно, что все попытки потушить обречённый корабль безрезультатны. Около 2:50 остатки команды собрались на полётной палубе, где к ним с прощальной речью обратился командир корабля Каку, а затем и Ямагути — оба офицера решили остаться вместе с кораблём. Подошедшие эсминцы эскорта сняли команду с авианосца и, выполняя последний приказ адмирала, в 5:10 дали торпедный залп в Hiryu̅. Раздались взрывы. Авианосец стал тонуть. Корабль продержался на поверхности до 8:20, а затем ушёл на дно.
Поражение в битве за Мидуэй стало для Японии катастрофой и лишило её основной ударной силы — авианосцев. Восполнить эти потери было нечем. В это время на американских верфях строились три эскадренных и девять лёгких авианосцев, а на японских — лишь один эскадренный, один лёгкий и один перестраивался из пассажирского лайнера. Так в регионе было остановлено японское цунами. Началась война на истощение, в которой у империи из-за подавляющего превосходства США в ресурсах и индустриальной мощи не было шансов.