Мифология что это такое определение 6 класс
Значение слова «мифология»
1. Совокупность, собрание мифов (в 1 знач.). Греческая мифология. □ В мифологии ей очень понравилась комедия, разыгранная между Вулканом, Марсом и Венерой. И. Гончаров, Обыкновенная история. В индийской мифологии, есть гора Меру, которая якобы находится в центре мира. Мурзаев, Непроторенными путями.
2. Наука, изучающая мифы. Вошла в моду мифология: пошли литературные толки о классических и славянских божествах. Добролюбов, Литературные мелочи прошлого года.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МИФОЛО’ГИЯ, и, ж. 1. Совокупность, система мифов. Греческая м. 2. только ед. Наука о мифах. Сравнительная м.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мифоло́гия
1. совокупность, собрание мифов (например, какого-либо народа) ◆ В аккадской, финикийской, хетто-хурритской и греческой мифологиях теокосмогонический процесс тесно связан со сменой поколений богов и конфликтом между ними. Елеазар Мелетинский, «Поэтика мифа», 2013 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова первоочередной (прилагательное):
Ассоциации к слову «мифология»
Синонимы к слову «мифология»
Предложения со словом «мифология»
Цитаты из русской классики со словом «мифология»
Сочетаемость слова «мифология»
Какой бывает «мифология»
Понятия со словом «мифология»
Лунарные мифы — мифы о Луне и лунных циклах. Связаны с астральными мифами, прежде всего солярными: луна и солнце противопоставляются друг другу в рамках системы бинарных оппозиций, свойственной мифологическому сознанию (верх — низ, мужское — женское, живое — мёртвое). Так, в древнекитайской натурфилософии пассивное, тёмное, женственное начало инь соотносится с Луной, а активное, светлое, мужественное ян — с Солнцем. Обычно луна связывается с отрицательным началом, но встречаются и исключения: так.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «мифология»
Лучшими проводниками по греческой мифологии являются, несомненно, греческие писатели, сами верившие в то, что они пишут.
В древнегреческой мифологии лунный камень фигурирует как дар северного края гипербореев.
Недаром ещё в языческие времена главной составляющей славянской мифологии становится образ земли.
Что такое миф и мифология
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «миф» встречается во многих науках: философии, культурологии, литературоведении.
В школе о нём говорят на уроках мировой художественной культуры, обществознания, истории и литературы.
У термина есть широкое и узкое значение, каждое из которых заслуживает отдельного разговора.
Определение мифа — что это
В переводе с греческого слово «миф» (mythos) означает «сказание». Оно появилось в глубокой древности.
В широком смысле миф как составляющая часть мифологии — это особый способ отношения к миру, обобщающий задачи первобытной религии, искусства и науки.
Нашим далёким предкам было свойственно так называемое мифологическое мышление, когда история человечества рассматривалась как смена поколений богов, героев и людей, а одушевлённые природные стихии вмешивались в судьбы смертных.
Миф как тип мировоззрения имеет ряд отличительных особенностей:
На основании этих свойств, мифологи сделали вывод о том, что все древнейшие цивилизации прошли в своём развитии мифологический этап, оставивший нам свидетельства об общем человеческом прошлом.
Мифология — что это такое
Когда люди начали думать и размышлять, то самой первой формой их мировоззрения стало мифологическое.
Мифология — это фантастическое объяснение реальности.
Ее сущность в том, что человек, не умея объяснить окружающую действительность каким-то другим образом, придумывает это объяснение и верит ему как истине. Миф стал заменителем знания о мире.
Когда человек чего-то не знает и не понимает, то он от этого испытывает дискомфорт. Ему нужно объяснить себе суть вещей. Когда он это объяснение придумывает, то психологически ему от этого становится легче.
При этом человек не видит разницы между реальностью и выдумкой. Для него все есть реальность. При этом мифологическое мировоззрение образно. Понятийное мышление (мыслить понятиями, абстракциями) в ту пору еще не было принято и человек мыслил образами.
Но именно из мифологии (такого понимания мира) выросло все остальное — религия, наука, философия. Не сразу, конечно же, но постепенно люди от догм и эмоционального восприятия мира стали переходить к критическому мышлению и более глубокому осмыслению окружающей их действительности.
Мифология по своей сути очень близка к такому понятию, как фольклор. Но опять же с той разностью, что носители мифологического мышления верят в выдумку, а фольклор — это логическое продолжение мифологии, но уже только в качестве художественного отображения мира. Это — не мировоззрение, а лишь творчество.
У истоков мифологии
Жизнь первых людей состояла из ритуалов. Многие учёные проводят параллель между развитием отдельного человека и историей взросления всего человечества.
Появляясь на свет, ребёнок ничего не знает об окружающем мире. Он наблюдает за сменой дня и ночи, учится видеть различия между предметами и их свойствами. Всё кажется ему таинственным и опасным.
Чтобы младенцу жилось спокойней, родители окружают его ежедневно повторяющимися однотипными действиями. Когда человек взрослеет, простые действия усложняются и приобретают символическое значение.
Так же, как в жизни годовалого малыша, в бытии первопредка ритуал занимал главное место. Упорядоченность всех действий гарантировала мир, покой, благополучие. По мнению первых мифотворцев, этот порядок обеспечивался добрыми духами, богами, существами, которых можно задобрить, совершив полезные действия.
Если же человек отступал от ритуала, добрые духи становились злыми, вместо благодатного дождя на землю посылалась засуха – гармония (что это?) превращалась в хаос.
Мифологическое мышление было синкретичным. Это значит, что верования, действия и рисунки, отражающие картину мира, были неразделимы. Человек был целостным: он верил, действовал согласно своей вере и воспроизводил это в собственном творчестве.
Найденные учёными изображения эпохи палеолита говорят о том, что миф зародился ещё в дописьменном и довербальном периоде (т.е. раньше, чем появились буквы и слова).
К первым нарисованным сюжетам можно отнести борьбу тигра и лани (барса и оленя), символизирующую противостояние сильного и слабого, смену одной эпохи другой. В сценах охоты отражены попытки человека приручить и покорить мир дикой природы.
Позже появляются сюжеты, связанные с мироустройством: дерево, объединяющее землю и небо, расколовшееся яйцо, из которого появились море и суша, три кита, три черепахи.
Когда человечество освоило речь, система верований стала оформляться в отдельные тексты. Сначала они бытовали только в устном виде, передаваясь от старших к младшим с помощью музыкального сопровождения. Древнейшие мифологические сюжеты распались на такие жанры, как песнь, легенда, предание, сказание.
Миф считается прямым предком эпоса и всех его видов, а мифология – это система мифов, связанных едиными образами и представлениями.
Миф в литературе
С выделением литературы в отдельный вид искусства о мифе стали говорить как о жанре устного народного творчества. Это второй, узкий смысл термина.
Миф в литературе – это художественное произведение, представляющее собой развёрнутое повествование, пересказ или переложение устного образно-поэтического предания, появившегося в том или ином социуме на определённом этапе исторического развития.
Искать следы индийских, австралийских, африканских мифов нужно в народных сказках или эпических поэмах. С мифологией скандинавов нас знакомят такие произведения, как «Старшая» и «Младшая Эдда». Мифология индусов оживает в таких произведениях, как «Рамаяна», «Эпос о Гильгамеше».
Историки древности в документальных свидетельствах сохранили для мира верования шумеров и египтян. Благодаря авторской редакции исследователя античности А. Куна, нам широко известны мифы Древней Греции.
Славянская мифология частично отразилась в русских летописях, памятниках древнерусской литературы, русских, белорусских, украинских, болгарских и других народных сказках, былинах, песнях.
Для современных писателей мифология – это глубочайший источник вдохновения. В основе любого литературного сюжета лежит миф.
Например, сюжет поэмы Гомера «Одиссея», вобравшей себя целый цикл мифологических мотивов античности (о поединке с циклопом, искушении героя, женихах и верной жене и других), в Средние века переродился в жанр плутовского романа и романа-путешествия.
Хитроумный Одиссей, мечтающий вернуться на Итаку, превращается в безымянного бродягу, который к концу повествования оказывается принцем. В ХХ веке американский писатель Джойс создал роман «Улисс» о приключениях нашего современника, весьма далёкого по характеру и обстоятельствам жизни от прославленного героя Древней Греции.
Мифология — это источник многих крылатых фраз
Нередко в разговорной речи можно услышать: «Да это миф, сказка!».
Слово «миф» воспринимается как синоним неправды, выдумки, лжи. Вопрос об исторической достоверности мифа остаётся открытым.
Надо понимать, что время возникновения того или иного сюжета отстоит от нас на несколько тысячелетий, поэтому вымысел неизбежен. А вот алгоритмы действий (фабула), мотивы, сюжеты, коды, организующие жизнь во Вселенной миф, сохраняет не хуже египетских мумификаторов!
Именно поэтому по всему миру разлетелись крылатые слова и выражения, пришедшие в нашу речь из мифологий разных народов.
Ниже приведены примеры фразеологизмов, пришедших к нам через тысячелетия:
Чтобы узнать точное значение этих выражений, почитайте мифы народов мира. Древние и мудрые, как сама планета, они говорят лишь о том, что было, есть и будет всегда. В нашей изменчивой жизни напоминание об этом точно не будет лишним.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Хороший материал, но было бы не лишним упомянуть в статье, наряду с другими достойными людьми, и нашего великого соотечественника — Александра Ивановича Афанасьева, с его титаническим трудом «Славянская мифология». Творческих успехов! Спасибо!
В мифах обычно столько жестокости, причем зачастую совершенно бессмысленной, что не понятно, зачем вообще знакомиться с этим жанром.
Большинство мифов очень древние, потому сложно представить, что они дошли до наших дней в своем первоначальном виде. При передаче информация постоянно искажалась, причем как самим рассказчиком, так и просто под влиянием времени.
Но, на основе этих рассказов появилось множество других историй, в обиход вошли некоторые крылатые фразы, потому польза от описанного жанра все же есть.
Значение слова мифология
Словарь Ушакова
мифол о гия, мифологии, жен.
1. Совокупность, система мифов. Греческая мифология.
2. только ед. Наука о мифах. Сравнительная мифология.
Культурология. Словарь-справочник
(греч. mythos – предание, сказание + logos – слово, учение) – совокупность мифов, рассказов, повествований о богах, героях, демонах и пр., отражавших фантастичность представлений людей о мире, природе, человеческом бытии в доклассовом и раннеклассовых обществах.
Мифология являлась господствующей формой мировоззрения в родовой общине. В мифологии имели место зачатки философии, этики, религии, эстетическое отношение человека к действительности.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
совокупность мифов. Мифологией называют также науку, изучающую мифы.
Рб: роды и жанры литературы
* «Мифология — специфическая для родового общества форма выражения идеологического синкретизма, иначе говоря. древние мифы содержат в неразвернутом еще единстве зародыши искусства, религии, донаучных представлений о природе и обществе» (Е.М. Мелетинский).
«Большое значение для европейских литератур имела древнегреческая и римская мифология — образы, имена богов и героев, рассказы об их отношениях, подвигах, приключениях. Имена античных богов вошли в речевой обиход культурных слоев европейских народов. На основе мифологических рассказов были созданы сюжеты некоторых литературных произведений» (Г.Н. Поспелов). *
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Источники:
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Совокупность мифов (в 1 знач.).
2. Наука, изучающая мифы (в 1 знач.).
Античность от А до Я. Словарь-справочник
1) научную дисциплину, изучающую сохранившиеся мифы;
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
МИФОЛОГИЯ, и, ж.
1. Совокупность мифов (в 1 знач.) какогон. народа. Древнегреческая м. Славянская м.
2. Наука, изучающая мифы (в 1 знач.).
| прил. мифологический, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Большая Советская Энциклопедия
(греч. mythología, от mýthos ≈ предание, сказание и lógos ≈ слово, рассказ, учение), фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований ≈ мифов, и наука, изучающая мифы. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на всё окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись в виде универсальной родовой общины, в которой все предметы мыслились не только как одушевлённые, а часто даже и разумные, но обязательно родственные между собой существа. В М. эти представления получили форму обобщений. Например, ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него признаками, во всём его развитии и со всеми его историческими судьбами, мыслилось в виде некоего живого и разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями ремесла. Отсюда и возникли мифологические образы богов-ремесленников, богов-земледельцев, богов-скотоводов, богов-воинов и т. д.: славянский Велес (Волос) или кельтский Дамона, представлявшие собой то или иное обобщение скотоводства, греческая Афина Паллада или абхазский Ерыш (богини прядения и ткачества), а также боги плодородия, растительности, боги-хранители и демоны-покровители у ацтеков, в Новой Зеландии, в Нигерии и у многих других народов мира.
Мифологическое мышление очень рано пришло к разного рода историческим и космогоническим обобщениям. С переходом людей к оседлому образу жизни, когда они оказались экономически связанными с той или иной местностью, у них усилилось представление о единстве племени или рода, появился культ предков и соответствующие мифы о предках (исторический М.). Создавалась М. о сменах прежних божественных и демонических поколений (М. космогоническая и теогоническая). Попытки разобраться в будущем, в загробной жизни привели к возникновению М. эсхатологической. Являясь мировоззрением первобытно общинного строя, всякий миф содержал в себе также познавательную функцию, попытку разобраться в сложных вопросах: как произошёл человек, мир, в чём тайна жизни и смерти и т. д.
В первобытнообщинной формации М. была своего рода наивной верой, единственной формой идеологии. В раннеклассовом обществе М. стала аллегорической формой выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей этого общества, она широко использовалась в искусстве и литературе. Соответственно политическим взглядам и стилю того или иного автора она получала то или иное оформление и использование. Например, Афина Паллада у Эсхила оказалась богиней восходящих демократических Афин, а образ Прометея был наделён Эсхилом передовыми и даже революционными идеями. В этом смысле М. никогда не умирала, мифологические образы и поныне используются современными политическими деятелями, писателями, философами и художниками. Будучи в течение тысячелетий формой осознания природы и человеческого бытия, М. рассматривается современной наукой как летопись вечной борьбы старого и нового, как повесть о человеческой жизни, её страданиях и радостях.
В рамках мифологической школы в середине 19 в. возник ряд позитивистских мифологических теорий: солярно-метеорологическая теория (немецкие учёные А. Кун, М. Мюллер, русские ≈ Ф. И. Буслаев, Л. Ф. Воеводский, О. Ф. Миллер и др.), истолковывавшая мифы как аллегорию тех или иных астрономических и атмосферных явлений; теория «низшей М.» или «демонологическая» (немецкие учёные В. Шварц, В. Манхардт и др.), которая представляла мифы как отражение самых обыденных явлений жизни; анимистическая теория, сторонники которой переносили представления о человеческой душе на всю природу (английские учёные Э. Тайлор, Г. Спенсер, Э. Лэнг, немецкий ≈ Л. Фробениус, русский ≈ В. Клингер и др.). Широкую популярность получила в 19 в. историко-филологическая теория (немецкие учёные Г. Узенер, У. Виламовиц-Мёллендорф и др., русские ≈ В. Властов, Ф. Ф. Зелинский, Е. Г. Кагаров, С. А. Жебелев, Н. И. Новосадский, И. И. Толстой и др.), использовавшая методы литературного и лингвистического анализа при изучении мифов.
Современные буржуазные теории базируются исключительно на логических и психологических данных истории человеческого сознания, вследствие чего М. истолковывается как тончайшее и высокоинтеллектуальное явление, каковым она не могла быть на заре человеческой истории. Эти теории носят, как правило, абстрактный и антиисторический характер. Среди психологических теорий 20 в. большой популярностью пользовалась концепция австрийского учёного З. Фрейда, которая все процессы социальной жизни, культуры сводила к психической жизни индивидуума, выдвигала на первый план подсознательные, по преимуществу сексуальные потребности, которые якобы являются единственным фактором всего сознательного поведения человека. Один из крупнейших фрейдистов швейцарский учёный К. Юнг видел в М. выражение бессознательной фантазии первобытного человеческого коллектива. В противоположность фрейдизму «дологическая теория» (конец 20≈30-x гг. 20 в.) французского учёного Л. Леви-Брюля утверждает, что первобытная мысль якобы основана только на феноменальной памяти и на ассоциациях по смежности. Большое распространение имеет культурно-историческая теория мифообразования (английские учёные Дж. Фрейзер, Г. Р. Леви, Б. К. Малиновский, французские ≈ Ж. Дюмезиль, П. Сентив, американский ≈ Р. Карпентер и др.). Эта теория рассматривает всякий миф как отражение ритуала и переосмысление древнего магического обряда. Структурная типология мифа (французский учёный К. Леви-Строс в трудах 50 ≈ начала 70-x гг. 20 в.) видит в М. поле бессознательных логических операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Мифологические теории буржуазной науки, используя для объяснения М. ту или иную способность или деятельность отдельного человека (сексуальную, аффективно-волевую, умственную, религиозную, научную и т. д.), дают объяснение какой-нибудь одной стороны мифотворчества.
Ни одна из этих концепций не может объяснить социальную сущность М., ибо объяснения следует искать не в отдельных способностях человеческого духа, а в социальных условиях, породивших идеологию того или иного общества и, следовательно, составную её часть ≈ М. Эта материалистическая концепция лежит в основе трудов советских учёных А. М. Золотарева, А. Ф. Лосева, С. А. Токарева, Ю. П. Францева, Б. И. Шаревской и др.; культурно-историческое толкование М. на марксистской основе и связанный с этим сравнительно-исторический анализ мирового эпоса даётся у В. Я. Проппа, П. Г. Богатырева, В. М. Жирмунского, В. И. Абаева, Е. М. Мелетинского, И. Н. Голенищева-Кутузова и др.
Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч.1; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Лосев А. Ф., Диалектика мифа, М., 1930; его же, Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. ≈ Л., 1959; Токарев С. А., Что такое мифология?, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, 1962, в, 10; его же, Религия в истории народов мира, М., 1964; его же, Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Мелетинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963; его же, Мифы древнего мира в сравнительном освещении, в кн.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971, с. 68≈133; Золотарев А. М., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964; Шахнович М. И., Первобытная мифология и философия, Л., 1971; Тренчени-Вальдапфель И., Мифология, пер. с венг., М., 1959; Донини А., Люди, идолы и боги, пер. с итал., М., 1962; Леви-Строс К., Структура мифа, «Вопросы философии», 1970, ╧ 7; The mythology of all races, ed. J. A. MacCulloch, v. 1≈12, Boston, 1916≈1928; Levi-Strauss С., Mythologiques, t. 1≈4, P., 1964≈71; Kirk G. S., Myth, its meaning and functions in ancient and other cultures, Berk ≈ Los Ang., 1970. Перечень работ о М. как науке см. при ст. Мифология, Философская энциклопедия, т. 3.
О том, что такое мифология
О том, что такое мифология
Давным-давно, на заре человечества, когда люди только начинали осваиваться на земле, они постоянно сталкивались со множеством необъяснимых вещей. Почему гремит гром? Откуда льет дождь? Кто украсил землю прекрасными цветами и по чьей воле происходят наводнения и землетрясения?
Чем внимательнее вглядывался человек в окружающий мир, тем больше возникало у него вопросов, но не всегда ему удавалось найти точные и достоверные ответы на них. С таким положением человек никак не желал примириться. Согласись, трудно жить на свете, если вокруг так много опасностей и необъяснимых явлений!
И вот тогда на помощь человеку пришла фантазия. Люди стали придумывать объяснения непонятным явлениям природы. Они населили мир богами, наделив их человеческими качествами, создав их по своему образу и подобию.
На земле люди охотились, выращивали съедобные растения, торговали и воевали. Каждый занимался своим делом. А в каком-нибудь недоступном человеку месте (на небе, на волшебном острове Аваллоне[4], на горе Олимп[5]) жили боги и тоже занимались своими делами: одни орошали землю дождем, другие поднимали бурю на море, третьи следили за течением реки или жизнью леса. Боги, как и люди, сердились и радовались, ссорились между собой, воевали, влюблялись и женились. Одни из них хотели помочь людям, другие старательно вредили им. Придумав богов, человек не только объяснил себе многие непонятные явления, но он четко определил и свое собственное поведение: чтобы хорошо жить на земле, нужно постараться снискать благосклонность богов, заслужить их расположение. Нужно бережно относиться к природе, потому что она принадлежит богам.
Так появился миф – объяснение непонятных явлений действительности с помощью фантазии и с использованием поэтических средств. А мифология, в свою очередь, – это совокупность мифов определенного народа, складывающихся в цельную поэтическую картину мира, окружающего человека.
С помощью мифов человек познавал действительность и определял в ней свое место. Но, пожалуйста, не подумай, что мифология – это лженаука или сборник исторических заблуждений. Миф на самом деле помогал людям понять мир. Да, очень часто в мифах проявлялась наивность древнего человека, они нередко искажали естественнонаучную картину действительности, но зато они давали человеку возможность почувствовать свою связь с природой, убеждали его в ответственности за все, что происходит вокруг него.
Кроме того, мифотворчество было одной из самых ранних форм эстетического восприятия человеком действительности, раскрывало ему красоту жизни. Так, в нашей магической книге ты прочтешь замечательный древнегреческий миф о происхождении гиацинта, прекрасного цветка. Но, кроме поэтического объяснения появления на земле этого растения, миф о Гиацинте заключает в себе мысль о близости и похожести богов и людей (Аполлон и Гиацинт). Он прославляет прекрасное чувство дружбы и утверждает мысль о том, что на земле ничто не исчезает бесследно. Видишь, каким емким может быть один небольшой миф!
Все древние народы, все древние цивилизации обладали своей мифологией. Но, когда мы сравниваем мифы древних индийцев, славян, египтян или греков, мы с удивлением обнаруживаем множество сходных мотивов и тем, некоторые боги, носящие разные имена, оказываются удивительно похожими друг на друга. Это свидетельствует о том, что все народы прошли общую школу мифологического объяснения мира. Обрати внимание еще на одно существенное обстоятельство: даже после того как люди приобретали научные знания о мире и отказывались от наивного обожествления сил природы, древние мифы продолжали жить, оказывая огромное влияние на литературу.
Посуди сам. Давно уже исчезла с лица земли древнегреческая цивилизация, никто в Европе не верит в существование олимпийских богов, да и сама гора Олимп исхожена вдоль и поперек, но мы до сих пор называем сильных людей титанами и с уважением произносим имя Прометея – титана, подарившего (как говорят древнегреческие мифы) людям огонь и научившего их ремеслам.
Что же касается тебя и твоих друзей, то вы принадлежите не к древнеегипетской и не древнегреческой цивилизации, а к цивилизации европейской, истоки которой уходят в раннее средневековье. Тогда на территории Европы существовали три основные группы племен: кельтская, германская и славянская. У каждой из них была своя мифология, свой пантеон богов[6].
Но у древних европейских народов не было письменности, и они позаимствовали ее у древних римлян и греков, а вместе с письменностью и опыт античной (древнегреческой и древнеримской) культуры.
Наиболее древней из всех европейских культур была кельтская культура. Когда-то кельты населяли почти всю территорию Западной Европы. Сражавшиеся с ними древние римляне говорили, что у кельтов есть только две страсти: хорошо сражаться и хорошо говорить. Кельтские боги назывались си?дами и жили на волшебном острове Аваллон.
Во главе кельтских богов стоял бог света Лле?у (Луг). Один из мифов рассказывает, что воспитан он был не сидами, а человеком, волшебником Гвидио?ном. Как и у других древних народов, в пантеоне кельтов было множество богов, у каждого из которых было свое дело. Тара?нис был богом грома, Тевта?т – богом воды, Тетра?х – богом потустороннего мира, Да?гда – богом изобилия, Манавида?н – богом моря, а богиней войны была Бадб. Был у древних кельтов и свой бог красноречия – О?гма.
Множество прекрасных поэтических мифов и сказаний создали древние кельты. И хотя почти все представители этой группы племен были истреблены (в наше время потомки кельтов сохранились только в Ирландии и на небольшой части Испании – в Стране Басков), мифология кельтов оказала и продолжает оказывать значительное влияние на европейскую литературу.
В нашей книге ты познакомишься с поучительным мифом о том, как сиды наказали мужчин одного из племен за недостойное отношение к женщине.
Именно асы из всех европейских богов, пожалуй, самые очеловеченные, хотя и несут в себе лишь лучшие, с точки зрения древних германцев, человеческие качества. Однако и им нередко приходится испытывать горечь поражений.
С древнейших времен на востоке Европы селились вольные племена славян. Их мифология была столь же богатой и обильной, сколь богаты и обильны были леса, поля и реки их родной земли. Среди древнеславянских богов были боги, олицетворявшие природные силы: Перу?н – бог грома и молнии, верховный бог славянского пантеона, Сваро?г – бог огня, Да?жьбог – бог солнца, Стрибо?г – бог ветра. Но были и боги, непосредственно связанные с человеческой деятельностью: Ве?лес – покровитель скота и скотоводства, Мо?кошь – покровительница женщин и женского труда.
В то время, когда создавались славянские мифы, еще не было у наших предков письменности. Никто не записывал рассказов о богах и героях. Но мифы сохранились в сказках, былинах, легендах, передаваемых из уст в уста. Сейчас не просто найти в фольклорных произведениях отголоски древних языческих сказаний. Эту нелегкую работу проделал Бус Кресень (Александр Асов), в чьем пересказе ты и узнаешь историю борьбы Перуна со Скипером-зверем.
Когда ты познакомишься с приведенными в нашей волшебной книге мифами, я попрошу тебя ответить на такой вопрос: что в этих мифах связано с объяснением непонятных человеку явлений действительности, а что отражает чисто человеческие качества, опыт людей? И еще мне очень хотелось бы, чтобы ты сумел назвать поэтические средства, которые используются в мифах.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Что такое хорошо и что такое плохо?
Что такое хорошо и что такое плохо? Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: – Что такое хорошо и что такое плохо? — У меня секретов нет, – слушайте, детишки, — папы этого ответ помещаю в книжке. – Если ветер крыши рвёт, если град загрохал, — каждый знает – это вот для
Что такое миф?
Палеолит: мифология охотников (20 000 – 8000 гг. до н. э.)
Палеолит: мифология охотников (20 000 – 8000 гг. до н. э.) Палеолит, в ходе которого завершилась биологическая эволюция человечества, — один из самых продолжительных и важных периодов за всю историю. Во многих отношениях это были страшные и трудные времена. Люди еще не знали
Неолит: мифология земледельцев (8000 – 4000 гг. до н. э.)
Неолит: мифология земледельцев (8000 – 4000 гг. до н. э.) Примерно десять тысяч лет назад люди изобрели земледелие. Охота уже перестала быть главным источником пропитания: оказалось, что земля таит в себе неисчерпаемые запасы пищи. Трудно назвать событие, сыгравшее столь же
Славянская языческая мифология
Славянская языческая мифология Слово и миф. Мифологические существа (русалки, лешие, домовые и др.) Заговоры. Представления о мироустройстве, времени и пространствеИзучение античной литературы невольно приучает к мысли, что языческая мифология — это непременно что-то
6. Что же такое у нас «художник»?
6. Что же такое у нас «художник»? Среди поездок Лескова в Москву, обыкновенных в его жизни, одна — осенью 1883 года — достойна особого внимания, потому что Лесков познакомился там с молодым, лет двадцати трех, студентом–медиком, который оставил об этом знакомстве краткую, но
2. ЧТО ТАКОЕ ОБМАН?
2. ЧТО ТАКОЕ ОБМАН? Существует множество исследований, посвященных «искусству обмана», например, толстые книги Ю. Щербатых и В. Шейнова. В этих исследованиях описываются тысячи забавных случаев и анекдотов из истории человечества, рассказываются случаи из жизни
МИФОЛОГИЯ ДЛЯ АНГЛИИ
МИФОЛОГИЯ ДЛЯ АНГЛИИ Похожее смешение фантазии и фактов прослеживается в попытке Толкина создать «мифологию для Англии» (ему часто приписывается это намерение и эти слова), а точнее — «мифологию Англии». В ранних писаниях Толкина есть одна в высшей степени неожиданная
Глава I ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО ЖАНРА «ФЭНТЕЗИ»
Глава I ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО ЖАНРА «ФЭНТЕЗИ» Для большинства англоязычных авторов, работающих в жанре «фэнтези», именно эта мифологическая модель мира оказалась наиболее привлекательной. Скорее всего, здесь дали о себе знать
Глава II КЕЛЬТСКАЯ МИФОЛОГИЯ И ЖАНР «ФЭНТЕЗИ»
Глава II КЕЛЬТСКАЯ МИФОЛОГИЯ И ЖАНР «ФЭНТЕЗИ» Наряду с германо-скандинавской мифологией современный жанр «фэнтези» стремиться популяризировать и кельтскую мифологию. Особенно это касается артурианского цикла. Создается впечатление, что книга Т. Мэлори «Смерть Артура»
Яна Пенчковская Мифология “возвращения”
Яна Пенчковская Мифология “возвращения” “Возвращение” Андрея Звягинцева – фильм, получивший оглушительный успех и одновременно раздираемый на части многими критиками. Фильм, заслуживший двадцать семь наград по всему миру, но так и не понятый или вовсе
Мифология и метафикция
Мифология и метафикция Инстанция власти, столь важная в мире Набокова, не может быть равнодушна к поддерживающим ее мифам. Набоков же, с его обостренным чутьем к агрессивной мистической банальности, с неприязнью к духовным модам и идеям времени, выступил, в отличие
Виталий Пацюков Д. А. ПРИГОВ: МИФОЛОГИЯ РАДИКАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Виталий Пацюков Д. А. ПРИГОВ: МИФОЛОГИЯ РАДИКАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Тогда возьми вот этот шарик научную модель вселенной Даниил Хармс Прошло совсем немного времени с тех пор, как ушел от нас Дмитрий Александрович Пригов, но с каждым днем его роль в современной культуре