Миг что это значит

Значение слова «миг»

Миг что это значит. Смотреть фото Миг что это значит. Смотреть картинку Миг что это значит. Картинка про Миг что это значит. Фото Миг что это значит

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

МИГ, а, мн. нет, м. (книжн.). Очень короткий промежуток времени, мгновение. В один м. всё исчезло. Счастливый м. На краткий миг блаженство нам дано. Бртнскй. Миг еще — и нет волшебной сказки. Фет. Ни на миг не оставляешь ты аккуратности своей. Нкрсв. || Момент, время, к-рого ждут. Миг вожделенный настал, окончен мой труд многолетний. Пшкн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. очень короткий промежуток времени; мгновение, момент ◆ В самый этот миг месяц выбрался из тумана и осветил ему лицо. Тургенев, «Стучит!», 1874 г. ◆ Слезы блеснули в его глазах, печальная улыбка на миг озарила его бледное лицо… В. И. Немирович-Данченко, «Соловки», 1874 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В один миг слетел с него хмель… А. П. Чехов, «Свадьба с генералом», 1884—1885 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Миг что это значит. Смотреть фото Миг что это значит. Смотреть картинку Миг что это значит. Картинка про Миг что это значит. Фото Миг что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ниггер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Миг что это значит

Смотреть что такое МИГ в других словарях:

(Арман Mieg) — немецкий военный деятель; род. в 1834 г.; состоит майором баварской армии, с 1880 г. в отставке. Его теории об употреблении пехотного ор. смотреть

миг м. 1) Очень короткий промежуток времени; мгновение. 2) Какой-л. определенный промежуток времени; момент.

миг м.moment, instant в один миг — in a flash twinkling; in a moment ни на миг — not for a moment в тот же миг — at the very same time

Рис. 1. Эмблема самолётов марки МиГ.МиГ — марка самолётов, созданных в ОКБ под руководством А. И. Микояна и М. И. Гуревича (см. Московский машиностроит. смотреть

МиГ марка самолётов, созданных в ОКБ под руководством А. И. Микояна и М. И. Гуревича (см. Московский машиностроительный заводимени А. И. Микояна). С. смотреть

МИГ¹, МИГ-МИ́Г, виг., розм.Уживається як присудок за знач. мига́ти.На небі ані хмариночки; зорі тільки миг-миг. (А. Тесленко);– Було, гребу сіно, – а. смотреть

миг сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? ми́га, чему? ми́гу, (вижу) что? ми́г, чем? ми́гом, о чём? о ми́ге; мн. что? ми́ги, (нет) чего? ми́. смотреть

миг быстролетный (Бальмонт); беглый (Балтрушайтис); зыбкий (Балтрушайтис); краткий (Голен.-Кутузов, Николич); летучий (Пушкин) Эпитеты литературной ру. смотреть

-а, м. Очень короткий промежуток времени; мгновение, момент.И бросив взор к стране своей: — Прости, отчизна золотая! — Сказал, — быть может, в этот ра. смотреть

Мигъ (иноск.) моментъ, и наименьшее разстояніе времени (сколько надо для мгновенья — миганія глазъ). Ср. Мигомъ. Мгновенно, тотчасъ. Ср. Лишь мысль къ. смотреть

(иноск.) — момент и наименьшее расстояние времени (сколько надо для мгновенья — мигания глаз) Ср. Мигом. Мгновенно, тотчас. Ср. Лишь мысль к Тебе взнес. смотреть

м.moment m, instant mв один миг — en un clin d’œilни на миг — pas une secondeСинонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, минутка, момент. смотреть

м.momento m; instante m (мгновение)в один миг — en un abrir y cerrar de ojos, en un dos por tresв тот же миг — simultáneamente, al mismo tiempoни на ми. смотреть

1) Орфографическая запись слова: миг2) Ударение в слове: ми`г3) Деление слова на слоги (перенос слова): миг4) Фонетическая транскрипция слова миг : [м’. смотреть

мan; lahza••в оди́н миг — lahzada; bir andaСинонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, минутка, момент, самолет, секунда Антонимы: вечно. смотреть

• мгновение szempillantás• pillanat * * *мszempillantás, pillanatСинонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, минутка, момент, самолет, с. смотреть

МИГ. Блаженный, быстролетный (устар. поэт.), вожделенный, волшебный, горестный, горький, дивный, долгожданный, желанный, краткий, летучий (устар.), невозвратный, незабвенный, незабываемый, несчастный, отрадный, памятный, прекрасный, приятный, радостный, решающий, светлый, сказочный, сладкий, сладостный, счастливый, торжественный, тревожный, чудесный, чудный, яркий. Обманный.

мmomento m, instante m; num abrir e fechar de olhos; num ápice- в один мигСинонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, минутка, момент, с. смотреть

•миг• רֶגַע ז’ [ר’ רְגָעִים, רִגעֵי-]* * *דחוףדקהדקיקהבזקההברקההרף-עיןחזיזמבזקנצנוץרגעСинонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, минутк. смотреть

Блаженный, быстролетный (устар. поэт.), вожделенный, волшебный, горестный, горький, дивный, долгожданный, желанный, краткий, летучий (устар.), невозвратный, незабвенный, незабываемый, несчастный, отрадный, памятный, прекрасный, приятный, радостный, решающий, светлый, сказочный, сладкий, сладостный, счастливый, торжественный, тревожный, чудесный, чудный, яркий. Обманный. смотреть

(2 м); мн. ми/ги, Р. ми/говСинонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, минутка, момент, самолет, секунда Антонимы: вечность

Бояться [одного] мигу. Морд., Ряз. Неодобр. Быть очень боязливым. СРГМ 1986, 25; ДС, 293.Синонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, мину. смотреть

(2 м), Р. Ми/Га (самолёт системы МиГ)Синонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, минутка, момент, самолет, секундаАнтонимы: вечность

миг м Augenblick m 1a в один миг im Augenblick, im Nu, im Handumdrehen на миг auf ( für] einen AugenblickСинонимы: авиакорпорация, истребитель, мгнове. смотреть

Миг. Общеслав. Того же корня, что мгновение, смежить, жмурить, лит. migti «спать», латышск. miêgt «закрывать глаза» и т. д. Миг буквально — «смыкание в. смотреть

Общеславянское слово индоевропейской природы. В персидском находим miz – «веко», в голландском – micken («смотреть»), в литовском miegas («сон»). Изначально – «смыкание век, моргание». Современное значение развилось по краткости моргания. К той же основе восходят <>, мгновение, смежить. смотреть

миг сущ.муж.неод. (1) ед.вин. Когда же в уголок проник Свет счастья на единый мигС17.

В один миг (мигом).Миттю (умить, рідше умент); в одну мить (рідше в один мент); у три миги; як оком [з]мигнути; (іноді) як «га» сказати.В тот же миг.Ті. смотреть

м. attimo, istante в один миг — in un attimo / istante в тот же миг — nello stesso istante я в один миг! — volo!; faccio subito! Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, минутка, момент, самолет, секунда Антонимы: вечность. смотреть

м. moment m, instant m в один миг — en un clin d’œil ни на миг — pas une seconde

blink, lit, moment, stund, tid, vink, øyeblikkСинонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, минутка, момент, самолет, секунда Антонимы: ве. смотреть

1. momangen2. tag du kan väl komma ett litet tag?—ты не можешь зайти на минутку? för ett bra tag sen—уже довольно давно

в единый мигв один мигна мигСинонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, минутка, момент, самолет, секундаАнтонимы: вечность

м.самолет марки МИГ-3 и т. д.Синонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, минутка, момент, самолет, секундаАнтонимы: вечность

м.самолет марки МИГ-3 и т. д.Синонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, минутка, момент, самолет, секундаАнтонимы: вечность

Русская мера времени, равная секунде, иначе наз. ТОЧКА.Синонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, минутка, момент, самолет, секунда Ант. смотреть

• akimirka (1)• mirksnis (1)• mirktelėjimas (1)

1. мить, мент, хвилька, див. момент, врем’я2. це див. міміка, жест

Rzeczownik миг m mig m

вечностьСинонимы: авиакорпорация, истребитель, мгновение, минута, минутка, момент, самолет, секунда Антонимы: вечность

сущ. муж. родамить імен. жін. роду

Міг, вокамгненне, момант, в один миг — у адзін міг, мігам, у адно імгненне, у адзін момант в тот же миг — у той жа момант ни на миг — ні на імгненне, ні на хвіліну, ні на момант. смотреть

msilmänräpäys, tuokioв один миг — silmänräpäyksessä; tuossa tuokiossa

1. hetk2. moment3. silmapilk4. viiv

МиГ, марка самолетов, разработанных под руководством А. И. Микояна и М. И. Гуревича и в Опытно?конструкторском бюро (ОКБ) им. Микояна.

МиГ, марка самолетов, разработанных под руководством А. И. Микояна и М. И. Гуревича и в Опытно?конструкторском бюро (ОКБ) им. Микояна.

— марка самолетов, разработанных под руководством А. И. Микояна и М.И. Гуревича и в Опытно?конструкторском бюро (ОКБ) им. Микояна.

общее название советских самолетов-истребителей, разработанных под руководством авиаконструкторов А. И. Микояна и М. И, Гуревича.

миг мгновение, момент, секунда, минута, время, пора, час, минута, момент, самолет, минутка. Ant. вечность

м. аз убакыт, аз гана убакыт, көз ачып-жумганча, көз ирмегенче; в один миг көз ачып-жумганча, көз ирмегенче.

м. Augenblick m на один миг — für einen Augenblick в один миг — im Nu, im Handumdrehen, in einem Augenblick.

м күз ачып йомган ара, мизгел, иск.авык △ в один миг күз ачып йомганчы; в тот же миг шул арада (мизгелдә)

فقط مفرد : لحظه ، آن

миг 1 вигук незмінювана словникова одиниця розм. миг 2 іменник чоловічого роду мить рідко

Источник

Новое в блогах

ТРИ ГРАНИ АББРЕВИАТУРЫ «МиГ»

Миг что это значит. Смотреть фото Миг что это значит. Смотреть картинку Миг что это значит. Картинка про Миг что это значит. Фото Миг что это значитТРИ ГРАНИ АББРЕВИАТУРЫ «МиГ»

В полдень 20 июня 2012 на доме 17 по Беговой улице торжественно открылась мемориальная доска советскому авиаконструктору Михаилу Иосифовичу Гуревичу. Его имя увековечено в аббревиатуре «МиГ»: Микоян и Гуревич. Одна родственница Гуревича, присутствовавшая на церемонии, рассказала мне, что когда впервые услышала про самолеты «МиГ», то подумала, что они называются так, в честь Михаила Иосифовича Гуревича. Но потом поняла, что права лишь наполовину. И хотя первым в аббревиатуре, стоит Микоян, роль Гуревича в тандеме, отнюдь, не вторая, а скорее первая. Во всяком случае, в первые годы. Право же, не называть самолеты – ГиМ. А если не по алфавиту и творческому вкладу, то название марки – весьма удачное, как и самолеты, носившие и носящие это имя. Миг, по словарю, это мгновение. Что значит для летчика мгновение – это высокая скорость. При слове «миг» невольно в мгновение ока возникает зрительный образ стремительного истребителя.

Как говорят, все возвращается на круги своя. И сегодня в РСК «МиГ» аббревиатура трактуется изначально: Микоян и Гуревич.

Мемориальную доску установили на левой половине дома, хотя Гуревич жил с 1942 года в правой части в квартире 48. В 1974-1975 годах родственники разменяли квартиру и Михаил Иосифович уехал к ним в Ленинград, где в 1976 году умер.

Скульптор доски – Карен Саркисов. Установить мемориальную доску в Москве – проблема, на решение которой уходят годы. Но заместителю генерального директора РСК «МиГ» по работе с персоналом Марине Касьяновой удалось уложиться менее чем за два года.

На открытие доски приехал племянник Артема Микояна генерал-лейтенант авиации Степан Микоян.

Источник

Значение слова миг

Миг что это значит. Смотреть фото Миг что это значит. Смотреть картинку Миг что это значит. Картинка про Миг что это значит. Фото Миг что это значит

Миг что это значит. Смотреть фото Миг что это значит. Смотреть картинку Миг что это значит. Картинка про Миг что это значит. Фото Миг что это значит

Миг в словаре кроссвордиста

МиГ АО «РСК „МиГ“» (полное наименование А»кционерное общество «Российская самолётостроительная корпорация „МиГ“»») — российская авиастроительная компания, предприятие полного цикла, объединяющее в себе все аспекты конструирования, изготовления, реализации, поддержания и ремонта самолётов марки «МиГ».

I м.Очень короткий промежуток времени; мгновение. II м.Какой-либо определенный промежуток времени; момент.

Большой современный толковый словарь русского языка

м. ; = МигОбщее название самолетов-истребителей, разработанных под руководством авиаконструкторов А.И. Микояна и М.И. Гуревича.

Большой современный толковый словарь русского языка

Большой современный толковый словарь русского языка

м.
1) Очень короткий промежуток времени; мгновение.
2) Какой-л. определенный промежуток времени; момент.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Словарь русского языка Лопатина

Словарь русского языка Лопатина

мгновение, очередь короткий промежуток времени В один м. (в одно мгновение, в один момент).

Словарь русского языка Ожегова

Современный толковый словарь, БСЭ

м.
1) Очень короткий промежуток времени; мгновение.
2) Какой-л. определенный промежуток времени; момент.

Толковый словарь Ефремовой

мига, мн. нет, м. (книжн.). Очень короткий промежуток времени, мгновение. В один миг всё исчезло. Счастливый миг. На краткий миг блаженство нам дано. Баратынский. Миг еще – и нет волшебной сказки. Фет. Ни на миг не оставляешь ты аккуратности своей. Некрасов. || Момент, время, к-рого ждут. Миг вожделенный настал, окончен мой труд многолетний. Пушкин.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Полный орфографический словарь русского языка

очень короткий промежуток времени; мгновение, момент

Миг за мигом мы идем по жизни, осужденные исчезнуть в какой-то миг этого движения; в большей части мгновения нашей жизни — это частицы неразличимо-однообразного, вязкого потока времени.

Дословный перевод: В один миг случается то, на что не надеешься и годами.

Людмила Леоновна Стрельникова

Людмила Леоновна Стрельникова

Скалли: истина где-то рядом. и если однажды тебе суждено узреть чудо, какое я узрела в тебе, ты поймешь, что истина не в науке и не на просторах Вселенной. истина в твоем сердце. и в этот миг тебя посетит благословение и отчаянье, поскольку самая истинная из всех истин либо на веки соединяет, либо с мучительной неизбежностью разделяет нас.

Мы выносили эти тяжкие оковы тысячи лет, но любой миг рабства нестерпим.

Двадцать лет спустя (роман)

Мэн спросил:— Родился человеком, к чему стремиться, к чему слава?— Слава ради богатства, — ответил Ян Чжу.— Если стал богат, к чему еще стремиться?— К знатности.— Стал знатным, к чему стремиться дальше?— К смерти.— Что же потом?— Благоденствие сынов и внуков.— Разве слава приносит благоденствие сынам и внукам?— Благодаря посмертной славе благоденствие распространяется на весь род, а богатство на общину. Поэтому ради славы изнуряют тело и иссушают сердце. Однако следует знать, что каждый стремящийся к славе должен быть бескорыстным. Следует знать и то, что владеющие истиной не обладают славой, а владеющие славой не обладают истиной…— Зачем же живет человек? Для наслаждения? Для красоты и яств? Для музыки и любви? Но красотой и пиршествами нельзя наслаждаться постоянно — пресыщаешься. А тут запрещают наказаниями и убеждают наградами. Зовут вперед во имя славы и толкают назад с помощью закона. Спешим состязаться за миг пустой славы, домогаясь славы с избытком после смерти. Сгибаясь, внимательно слушаем и смотрим, сожалея об истинности или ложности собственных желаний. Если неспособны даже на миг беспечности, то чем же отличаемся от пленника в тяжких оковах?

И мне дороже боль и тлен,И редкий, горький миг блаженства,Чем бесконечный рабский пленДарованного совершенства!

Источник

Миг что это значит

Миг что это значит. Смотреть фото Миг что это значит. Смотреть картинку Миг что это значит. Картинка про Миг что это значит. Фото Миг что это значит

Рис. 1. Эмблема самолётов марки МиГ.

МиГ — марка самолётов, созданных в ОКБ под руководством А. И. Микояна и М. И. Гуревича (см. Московский машиностроительный завод имени А. И. Микояна). Самолёты, созданные под руководством их преемника Р. А. Белякова, имеют также марку МиГ (рис. 1). Основные данные некоторых самолётов МиГ приведены в таблице.

Первым самолётом, спроектированным и построенным ОКБ, был скоростной истребитель И-200 — моноплан с низкорасположенным крылом, с поршневым двигателем АМ-35А. Его конструкция, за исключением центроплана, была выполнена в основном из сосны и дельта-древесины с фанерной и дуралюминовой обшивкой. Центроплан цельнометаллический, а передняя часть фюзеляжа с моторамой выполнена в виде фермы из стальных труб с капотом и обшивкой из листового дуралюмина. Самолёт имел убирающееся шасси и обладал высокими аэродинамическими характеристиками, которые в сочетании с мощным двигателем позволяли ему развивать максимальную скорость свыше 600 км/ч и обеспечивали высоту полёта до 12 тысяч м (на И-200 впервые в СССР была достигнута рекордная скорость 651 км/ч на высоте 7000 м). Самолёт имел достаточно мощное для того времени пулемётное вооружение: один УБ и два ШКАС. Построено 100 экземпляров. По ходу серийного выпуска И-200 велась его модернизация. Модернизированный самолёт с увеличенным запасом топлива обеспечивал большую дальность полёта. Для повышения пожаробезопасности и живучести на самолёте была введена система заполнения топливных баков выхлопными газами и применено протектирование баков. Модернизированных самолётов И-200 в 1940 выпущено около 20 экземпляров. Постановлением СНК СССР от 9 декабря 1940 боевым самолётам были присвоены новые обозначения: первому варианту самолёта И-200 — МиГ-1 (рис. 13), модернизированному варианту — МиГ-3 (рис. 2 и рис. 14). В первые дни Великой Отечественной войны по предложению С. П. Супруна из личного состава добровольцев — лётчиков-испытателей были сформированы два истребительных авиационных полка особого назначения, укомплектованные самолётами МиГ-3. Всего их было построено 3300 экземпляров. В 1942—1947 ОКБ занималось перспективными разработками по дальнейшему повышению боеспособности, высот и скоростей полёта самолётов. В этот период выпущены экспериментальные самолёты И-220 (А), И-221 (2А), И-222 (3А), И-224 (4А), И-225 (5А), И-270 (Ж), на которых, в частности, отрабатывались: шасси с выносными амортизаторами, мягкие топливные баки, герметичная кабина, повышение мощности двигателя путем использования турбокомпрессора, применение жидкостных реактивных двигателей и т. д. В 1945 создан экспериментальный самолёт по схеме «утка» для исследования аэродинамики неустойчивой схемы. Это легкий самолёт с поршневым двигателем М-11 (мощностью 80,9 кВт) и толкающим винтом; высокоплан со стреловидным крылом (угол стреловидности 20°), неубирающимся шасси и трехместной кабиной (лётчик — впереди, два пассажира — сзади). В том же 1945 был создан экспериментальный самолёт И-250 (И), выпущенный затем небольшой серией (МиГ-13). И-250 (Н) — низкоплан цельнометаллической конструкции с прямым крылом. Особенность этого самолёта — комбинированная силовая установка: был применён поршневой двигатель 5К-107Р с отбором части мощности через удлинённый вал для привода осевого компрессора воздушно-реактивного двигателя, установленного за кабиной лётчика, с выводом газов через регулируемое сопло в хвостовой части фюзеляжа.

24 апреля 1946 совершил первый полёт реактивный истребитель МиГ-9 (рис. 3 и рис. 15). Самолёт выполнен по схеме моноплана с прямым крылом и с двумя установленными рядом в фюзеляже турбореактивным двигателем РД-20. Двигатели располагались вблизи центра тяжести самолёта с выходом газов под хвостовую часть самолёта и с единым воздухозаборником на два двигателя. Так как температура отработавших газов достигала 800°C, в хвостовой части был установлен специальный экран из жаропрочной стали. Такое расположение двигателей обеспечивало удобную компоновку самолёта и высокую безопасность полёта в случае отказа одного двигателя. МиГ-9 был вооружён тремя пушками (одна Н-37 и две НС-23). Параллельно с серийным выпуском МиГ-9 велась модернизация. На модернизированном самолёте МиГ-9м установлены два турбореактивных двигателя РД-21 тягой по 9,81 кН, позволившие повысить скорость на 55 км/ч. МиГ-9м был оборудован герметичной кабиной с катапультным креслом. На базе МиГ-9 построен также учебно-тренировочный самолёт, на котором проводились испытания по катапультированию экипажа.

МиГ-15 (рис. 4 и рис. 16) — первый советский серийный истребитель со стреловидным крылом (угол стреловидности 35°), с турбореактивным двигателем РД-45Ф. С 1949 выпускалась модификация МиГ-15бис с турбореактивным двигателем ВК-1. На МиГ-15бис применено бустерное управление элеронами, значительно улучшены система жизнеобеспечения и комфорт в кабине лётчика. Создана более совершенная, чем на МиГ-9, герметичная кабина, оборудованная новой аппаратурой, позволяющей осуществлять полёты на высоте свыше 15 тысяч м. Для аварийного покидания самолёта разработаны новые катапультное кресло и фонарь, автоматически сбрасываемый перед катапультированием, так как скорость возросла до 1050 км/ч. Лётную отработку катапультного кресла проводили на бомбардировщике Пе-2. Вооружение МиГ-15 включало пушку И-37 и две пушки НС-23; дополнительно можно было подвешивать бомбы. Была применена оригинальная и удобная в эксплуатации установка пушек на опускаемом лафете. Самолёт выпускался в нескольких вариантах, в том числе учебно-тренировочном — МиГ-15УТИ, на котором проходило переучивание лётного состава при переходе с поршневых самолётов на реактивные. МиГ-15 строился серийно в СССР, а также в других странах. Около 10 лет самолёты МиГ-15 были основными истребителями ВВС Советской Армии и армий социалистических стран.

МиГ-17 (рис. 5 и рис. 17) — одноместный истребитель с турбореактивным двигателем ВК-1. Самолёт имел крыло с углом стреловидности 45° в корневой части и 42° в концевой части, большую, чем на МиГ-15, скорость полёта и обладал такой же манёвренностью. На МиГ-17 в феврале 1950 в горизонтальном полёте достигнута скорость звука. В последующем создан ряд модификаций, в том числе МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ и другие. МиГ-17ПФ (1953) был оборудован бортовой радиолокационной станцией и вооружён в дополнение к пушкам (одна И-37 и две НР-23) ракетами «воздух—воздух». Новое вооружение и оборудование позволяли этим самолётам перехватывать цели в облаках и ночью.

Одновременно с созданием самолётов МиГ-15 и МиГ-17 в ОКБ проектировался двухместный истребитель-перехватчик тяжёлого типа. Были построены два самолёта: И-320 (Р-1) с двумя турбореактивными двигателями РД-45Ф и радиолокатором «Коршун» и И-320 (Р-2) с двумя турбореактивными двигателями ВК-1 и радиолокатором «Торий». Двигатели устанавливались в фюзеляже уступом. Лётчики в кабине располагались рядом. Самолёт И-320 прошёл лётные испытания, но серийно не строился.

МиГ-19 (первый полёт в 1952, см. рис. 6 и рис. 18) — одноместный истребитель, среднеплан со стреловидным крылом (угол стреловидности 55°) и двумя турбореактивными двигателями (РД-9Б на серийных образцах) в фюзеляже. В гидравлической системе управления применены необратимые бустеры. В системе поперечного управления наряду с элеронами использовались интерцепторы. Для повышения эффективности продольного управления на сверхзвуковых скоростях на модификации МиГ-19С впервые был применён цельноповоротный стабилизатор. Вооружение самолёта МиГ-19С состояло из трёх встроенных пушек НР-30 (в поздних сериях — две пушки), неуправляемых авиационных ракет и бомб; модификация МиГ-19П имела две встроенные пушки НР-30 и УРС; МиГ-19ПМ отличался от МиГ-19П отсутствием встроенного пушечного вооружения. МиГ-19 — первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. На одном из вариантов МиГ-19 (СМ-30) для отработки безаэродромного базирования установлен стартовый пороховой ускоритель ПРД-22, позволивший самолёту взлетать с коротких направляющих рельсов пусковой установки. Была разработана модификация СМ-50, оборудованная кроме основных двигателей (два двигателя РД-9Б) еще и жидкостный реактивный двигатель У-19 тягой 32 кН. Этот самолёт имел скорость до 1800 км/ч и потолок до 24 тысяч м.

К проектированию лёгкого манёвренного истребителя ОКБ приступило в середине 50-х гг. Были созданы два опытных экземпляра: Е-2 со стреловидным крылом и Е-4 с тонким треугольным крылом малого удлинения. Самолёты имели фюзеляжи и оперения, мало отличающиеся по конструкции. В процессе испытаний у самолёта с треугольным крылом был выявлен ряд преимуществ. В 1956 на базе самолёта Е-4 создан лёгкий одноместный истребитель МиГ-21 (Е-5) с турбореактивным двигателем Р11-300. На серийных модификациях этого самолёта устанавливались двигатели: РИФ-300 — на МиГ-21Ф (Е-6) и Р11Ф2-300 — на МиГ-21ПФ Е-7). МиГ-21 (рис. 7 и рис. 19) был оборудован лобовым регулируемым сверхзвуковым воздухозаборником. В дополнение к двум пушкам калибра 23 мм и неуправляемым авиационным ракетам на МиГ-21 было применено новое вооружение — управляемые ракеты «воздух—воздух» с тепловыми головками самонаведения. Для увеличения подъёмной силы крыла на посадке и взлете на МиГ-21 впервые была отработана система сдува пограничного слоя (от компрессора двигателя отбирался воздух под давлением и выдувался через щель в передней кромке закрылков). Для сокращения разбега использовались пороховые ускорители. Самолёт был оснащён тормозным парашютом, обеспечивающим посадку на укороченные взлетно-посадочные полосы. МиГ-21 Выпускался в серийных модификациях, поставлялся за рубеж. На модификации МиГ-21 — Е-66 установлено 2 абсолютных мировых рекорда скорости полёта в 1959—1960 и абсолютный мировой рекорд высоты в 1961.

Самолёт МиГ-23 первоначально был создан в двух вариантах: с дополнительными подъёмными двигателями (для обеспечения укороченного взлёта и посадки) и как самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности (рис. 8 и рис. 20). В варианте с крылом изменяемой стреловидности самолёт был принят для серийного производства. Впервые в СССР на МиГ-23 применены полностью поворотные консоли крыла. Лётчик может менять конфигурацию крыла в полёте в зависимости от режима полёта. На взлётно-посадочных режимах, режимах крейсерского полёта на дальность и барражирования используется минимальный угол стреловидности крыла (18°). В этой конфигурации самолёт имеет наибольшее аэродинамическое качество. На режимах маневра и воздушного боя используется средний угол стреловидности крыла (45°), когда сохраняются высокие несущие свойства и аэродинамическое качество, допускаются увеличенные эксплуатационные перегрузки, улучшаются скоростные характеристики. Полёт на сверхзвуковых скоростях, в том числе и на больших скоростях у земли, осуществляется при максимальном угле стреловидности крыла (72°). Предусмотрена механизация крыла: по передней кромке — отклоняемые четырёхсекционные носки, по задней кромке — поворотные закрылки по всему размаху. Впервые для самолётов МиГ применена комбинированная система поперечного управления самолётом — дифференциально отклоняемый стабилизатор и интерцепторы крыла. Применение интерцепторов вместо элеронов уменьшает закручивание крыла на больших скоростях полёта и освобождает всю заднюю кромку крыла для установки закрылков большой площади, обеспечивающих необходимые взлётно-посадочные и манёвренные характеристики самолёта.

В 1958—1963 в ОКБ создан ряд опытных самолётов, на которых отрабатывались новые технические решения, нашедшие применение при создании перспективных фронтовых истребителей и перехватчиков ПВО. На основе комплексов перехвата, отработанных на самолётах Е-150, Е-152, Е-152А, создан серийный самолёт МиГ-25.

МиГ-25 (рис. 21) — всепогодный истребитель-перехватчик нормальной аэродинамической схемы с двумя килями и двумя двигателями. Самолёт имеет высокие скороподъёмность и скорость, горизонтального полёта (почти в 3 раза превышающую скорость звука). Одни из вариантов этого самолёта — самолёт-разведчик. На экспериментальном самолёте — модификации Е-166 установлено 2 абсолютных мировых рекорда скорости в 1961—1962 и абсолютный мировой рекорд высоты полёта в 1962. На МиГ-25 — модификации Е-266 установлено 3 мировых рекорда скорости в 1965 и один абсолютный мировой рекорд скорости в 1967, 2 мировых рекорда высоты полёта в 1967.

В марте 1971 генеральным конструктором назначен Р. А. Беляков. Под его руководством создан ряд новых боевых самолётов. Установлены новые рекорды на самолёте МиГ-25 (модификации Е-266): по скорости полёта — один мировой рекорд в 1973, мировые рекорды для женщин в 1975, 1977, 1978; по высоте полёта — 2 мировых рекорда в 1973, один абсолютный мировой рекорд в 1973, 3 мировых рекорда в 1977, мировой рекорд для женщин в 1977; по скороподъёмности — 3 мировых рекорда в 1973 и 3 мировых рекорда в 1975. На смену самолёту МиГ-25 создан истребитель-перехватчик ПВО МиГ-31 (рис. 9 и 11). Он предназначен для уничтожения воздушных целей на больших и малых высотах, в передней и задней полусферах, в свободном пространстве и на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при манёврах цели и активном помеховом противодействии. Основные характеристики МиГ-31: взлётная масса 41 т; длина самолёта 22,688 м, высота самолёта 6,15 м, размах крыла 13,464 м; максимальная скорость 3000 км/ч на высоте свыше 17,5 км и 1500 км/ч у земли; рубеж перехвата на сверхзвуковой крейсерской скорости (соответствующей числу M = 2,35) 720 км и 1400 км с подвесными топливными баками; экипаж 2 человека. Вооружение самолёта включает пушку калибра 23 мм и ракеты класса «воздух—воздух»: четыре управляемые ракеты большой дальности с радиолокационной головкой самонаведения (ГСН), две управляемые ракеты средней дальности и четыре управляемые ракеты малой дальности с тепловой головкой самонаведения. Система управления вооружением, в которую входят бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой, теплопеленгатор передней полусферы и индикатор тактической обстановки, позволяют одновременно сопровождать 10 целей и атаковать 4 цели в зоне с границами ±70° по азимуту и от 70° до ‑60° по углу места.

Литература:
Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР (1938—1950 гг.), М., 1978;
Яковлев А. С., Советские самолёты, 4 изд., М., 1982.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *