Михаила матусовского с чего начинается родина
Памяти поэта-песенника Михаила Матусовского
С чего начинается Родина… К 100-летию поэта-песенника Михаила Матусовского
Понедельник, 27 Июля 2015 г. 18:40
Не слышны в саду даже шорохи,
Все здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера.
А после Всемирного фестиваля молодежи студентов в Москве «Подмосковные вечера» полетели по белому свету. Великий пианист Ван Клиберн на конкурсе им. Чайковского покорил москвичей еще и тем, что сыграл знакомую мелодию.
На днях, точнее 23 июля, исполнилось 100 лет со дня рождения потрясающего поэта, и 25 лет (16 июля), как Михаил Львович Матусовский покинул этот мир.
Как часто, пьянея средь ясного дня,
Я брел наугад по весенним протокам,
И Родина щедро поила меня
Березовым соком, березовым соком.
… Сколько незабываемых песен подарил он нам! На его слова написал последние свои песни Исаак Осипович Дунаевский. Их знала вся страна. И подпевали мы с вами:
«Когда умчат тебя составы за сотни верст в далекий край,
Не забывай своей заставы, своих друзей не забывай.
Не забывай, что после вьюги опять в цветах приходит май.
Не забывай своей подруги своей любви не забывай». (1954 год)
Матусовский, видимо, знал какую-то вселенскую тайну… раз столько поколений поёт его песни? Матусовский писал песни к самым разным фильмам: комедийным, драматическим, многосерийным и короткометражным, художественным и документальным.
С чего начинается Родина с картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей живущих в соседнем дворе
А может она начинается с той песни что пела нам мать
С того что в любых испытаниях у нас никому не отнять
Он создавал произведения для разных исполнителей. Особенно он выделял работу с Леонидом Утесовым и Марком Бернесом, сумевшими прекрасно воплотить его лирическую тональность. Лучшие произведения Матусовского отличает особая искренность.
В юбилейные даты принято вспоминать жизненный путь великих людей. Не будем читать, а просто посмотрим небольшой фильм «Михаил Матусовский».
Факты о Матусовском.
1. Друг Михаила Львовича, Эльдар Рязанов, говорил: «Даже если бы Матусовский написал текст только одной песни «Подмосковные вечера», то ему еще при жизни можно было памятник ставить». Памятник поставили в его родном Луганске только 15 сентября 2007 года (!?)
2. Михаил Матусовский никогда не стеснялся того, что он из провинции. Наоборот, даже гордился тем, что луганчанин и земляк великого Владимира Даля, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка»: Сидят теперь четыре института над словарем одним. А Даль все так же нужен почему-то, и Даль незаменим.
3. В студенческие годы Михаил Матусовский по просьбе слушателей одного из московских вузов написал к выпускному вечеру песню «Сиреневый туман». Автором музыки был его однокурсник по литинституту Ян Сашин.
5. Когда Матусовскому предложили написать песню для телефильма «Дни Турбиных», снятому по роману Михаила Булгакова, появился «белогвардейский» романс «Белой акации гроздья душистые».
«Целую ночь соловей нам насвистывал,
Город молчал и молчали дома.
Белой акации гроздья душистые
Ночь напролет нас сводили с ума».
Но мало кто знал, что запах акации ассоциировался у поэта с родным Луганском, с юностью, с чем-то светлым и, увы, невозвратимым.
6. Особую роль в жизни Михаила Матусовского сыграла его супруга Евгения Акимовна. Она посвятила мужу всю жизнь, даже в годы войны умудрилась быть с ним рядом. Супруги вместе делали газету Северо-западного фронта «За Родину!». А когда Евгения Акимовна рассказывала о своем муже, казалось, речь идет о паре, которая только вчера расписалась, а не прожила бок о бок не один десяток лет.
На вечернем сеансе в небольшом городке
Пела песню актриса на чужом языке.
«Сказку венского леса» я услышал в кино.
Это было недавно. Это было давно.
Разве мог я подумать, мог поверить тогда
В то, что с юностью нашей расстаюсь навсегда.
Но остался надолго этот вальс из кино.
Это было недавно. Это было давно.
8. Матусовский тяжело перенес утрату дочери.
В последнее время он жил под Москвой в Красной Пахре, где поэта часто навещали друзья и соседи по даче: Константин Симонов, Эльдар Рязанов, Людмила Зыкина.
Михаил Матусовский скончался в Москве 16 июля 1990 года.
Ах, какие сегодня зарницы полыхают всю полночь подряд,
Будто стаями алые птицы нам навстречу летят и летят.
Эти дали за дымкой нечеткой, этот запах степных медуниц.
Мне и жизнь показалась короткой, словно ночь от зарниц до зарниц.
И спеша по тропинке неровной, чтобы раннюю встретить зарю,
Ни тебя не считаю виновной, ни себя я ничем не корю.
Ах, какие сегодня зарницы, этот мрак освещают ночной,
Будто жизни ушедшей страницы кто-то начал листать предо мной…
Стихи: Михаил Матусовский
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
✨«С чего начинается Родина» История песни
Согласитесь, выражение «с чего начинается Родина» – это весьма поднадоевшее клише. Заезженной фразой мучают школьников, заставляя их писать сочинения на данную тему. Её замусолили средства массовой информации. Она постоянно всплывает в напыщенных речах политиков. С годами действительно интересный философский вопрос превратился в речевой штамп .
Впрочем, даже самые ярые идеологи не в силах испортить хорошее музыкальное произведение. Народ по-прежнему любит композицию Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского, блестяще исполненную Марком Бернесом.
История создания песни «С чего начинается Родина»
Военная драма «Щит и меч» режиссёра Владимира Басова вышла на экраны в 1968 году. Её сняли к пятидесятилетнему юбилею Службы внешней разведки КГБ. Она имела колоссальный успех и оказалась одним из самых популярных советских фильмов о Великой Отечественной войне.
Главной музыкальной темой кинокартины стала песня «С чего начинается Родина». Вениамин Баснер написал её специально для фильма.
Над выбором певца долго не раздумывали. Матусовский вспоминал:
Её нельзя было спеть красиво, бездумно, как порой делают это певцы, у которых вокал идет впереди мысли и чувства. И тогда все мы, и режиссер Владимир Басов, и музыкальный редактор Раиса Лукина, и композитор Вениамин Баснер, и я, сразу, не сговариваясь, в один голос назвали имя Марка Бернеса.
Оставалось убедить всенародно любимого артиста исполнить композицию. Михаил Львович знал его с тридцатых годов, но друзьями они не были. Договаривался с певцом Баснер, и Бернес согласился.
Запись песни «С чего начинается родина»
Её записывали в аппаратной студии на «Мосфильме», и работа шла отнюдь не легко. Марк Наумович был невероятно требователен. Он браковал дубль за дублем, постоянно находя разные изъяны. Когда уже собирались перенести запись на следующий день, последний вариант устроил Бернеса, хотя он не переставал ворчать:
Это ещё не совсем то, что я представлял себе. Когда будут выпускать мою пластинку в фирме «Мелодия», я обязательно перепишу её ещё раз, совсем по-другому. Понимаешь, ведь после нас остаются только записи, больше ничего. И надо добиться, чтобы записи эти были настоящими.
Давайте слушать песню «С чего начинается Родина».
Клип «С чего начинается Родина»
В художественном фильме «Щит и меч» песня звучит во всех четырёх сериях. В первой её можно услышать в начале и в конце.
Далее можно посмотреть музыкальное видео с кадрами из кинокартины.
Смысл песни «С чего начинается Родина»
Если вы учились в советской или российской школе, наверняка вам доводилось размышлять над этой фразой, ведь сочинение о Родине ученики по-прежнему пишут на протяжении нескольких десятилетий. Поэтому не будем здесь рассуждать, о чём песня «С чего начинается Родина», и гадать, что хотел сказать автор.
Если хотите поделиться мнением об основной идее произведения и рассказать, что для вас значит Отчизна, милости прошу в комментарии.
Исполнители песни «С чего начинается родина»
Композицию исполняли многие знаменитые артисты. Так спел песню «С чего начинается Родина» Иосиф Кобзон.
Далее версия песни «С чего начинается Родина» Дмитрия Хворостовского.
Интересные факты
С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять. | С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, С той самой берёзки, что во поле, Под ветром склоняясь, растёт. А может, она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги просёлочной, Которой не видно конца… | С чего начинается Родина? С окошек, горящих вдали, С той старой отцовской будёновки, Что где-то в шкафу мы нашли. А может, она начинается Со стука вагонных колёс, С той клятвы, которую в юности Ты ей в своём сердце принёс… |
Рубрики: | TV. Кино и Подмостки Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели |
Метки: Вениамин Баснер Марк Бернес Михаил Матусовский музыка из кино Советская эстрада
Процитировано 7 раз
Понравилось: 31 пользователям
Войдите в ОК
МИХАИЛ МАТУСОВСКИЙ С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс…
1963 М. Матусовский.
После взятых бастилий
Неужели сдаваться?
Вот и мне запретили
Доктора волноваться.
Помаленечку горбясь,
Жить с согбенной спиною,
Лицемерье и подлость
Обходя стороною.
Быть не слишком горячим
И не очень весёлым,
Научась неудачи
Запивать валидолом.
Хуже медленной смерти
Прозябанье на свете…
Вы не верьте, не верьте
В предписания эти.
Жизнь, как новую повесть,
Начинайте с абзаца,
Прямо с ходу готовясь
В эту драку ввязаться.
Пробивайтесь сквозь ветер,
Как тропинка крутая,
Горе ваших соседей
Вашим горем считая.
Коль обиженный плачет,
Проявляйте нервозность.
Дайте недругу сдачи
Без поправок на возраст.
Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат,
В серой шинели рядового
Шёл солдат.
Шёл солдат, преград не зная,
Шёл солдат, друзей теряя,
Часто, бывало,
Шёл без привала,
Шёл вперёд солдат.
Шёл он ночами грозовыми,
В дождь и град.
Песню с друзьями фронтовыми
Пел солдат.
Пел солдат, глотая слёзы,
Пел про русские берёзы.
Про кари очи,
Про дом свой отчий
Пел в пути солдат.
Словно прирос к плечу солдата
Автомат.
Всюду врагов своих заклятых
Бил солдат.
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в посёлке Энском.
Глаз не смыкая,
Пуль не считая,
Бил врагов солдат.
Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шёл солдат.
Шёл солдат, слуга Отчизны,
Шёл солдат во имя жизни.
Землю спасая,
Смерть презирая,
Шёл вперёд солдат…
Что же так затуманилась вдpуг
Синева наших глаз?
Это, выпоpхнув пpямо из pук,
Годы детства уходят от нас.
Пусть летят они, летят,
Словно в зимние дни снегопад.
Hаступай, наше завтpа, скоpей!
Распахнись, небосвод!
Мы гоняли вчеpа голубей,
Завтpа спутники пустим в полёт.
Пусть летят они, летят,
Пусть друзья на полёт их глядят.
Мы выходим в доpогу вдвоём,
А заpя всё светлей,
И, как память о детстве твоём,
Тихо кpужится пух голубей.
Пусть летят они, летят,
И нигде не встpечают пpегpад.
Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумраке зажглись.
Здесь живут мои друзья,
И, дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я.
Я люблю под окнами мечтать,
Я могу, как книги, их читать.
И заветный свет храня,
И волнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня.
Я, как в годы давние, опять
Под окном твоим готов стоять.
И на свет его лучей
Я спешу всегда быстрей,
Как на свиданье с юностью моей.
Не слышны в саду даже шорохи.
Всё здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера!
Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра.
Песня слышится и не слышится
В эти тихие вечера.
Что ж ты, милая, смотришь искоса,
Низко голову наклоня?
Трудно высказать и не высказать
Всё, что на сердце у меня.
А рассвет уже всё заметнее.
Так, пожалуйста, будь добра,
Не забудь и ты эти летние
Подмосковные вечера!
Пусть от меня всё дальше этот год,
Пусть многое в душе перегорело,
Но снова вижу я, как он ползёт,
Чтоб вынести меня из-под обстрела.
Всё это происходит как во сне:
На глине оставляя отпечатки,
Он неуклонно движется ко мне,
Шурша брезентом мокрой плащ-палатки.
Я вижу, словно в стереотрубу,
Особенно отчётливо и зорко
Багровый шрам на закопчённом лбу
И тёмную от пота гимнастёрку.
Я не узнаю, где солдатский дом,
Что думал он, ползя навстречу смерти,
И кто получит весточку о нём
В казённом проштампованном конверте.
Давно разрывы не терзают слух,
Давно развеян едкий запах гари,
Но всё напоминает мне вокруг
О том, меня спасавшем, санитаре.
Оставшись сам с собой наедине,
Я часто вижу взгляд его под каской.
И он опять, за пядью пядь, ко мне
Ползёт, ползёт, ползёт по глине вязкой.
И кажется, как будто наяву,
На жизнь мою он смотрит без улыбки,
И проверяет, так ли я живу,
И отмечает всё мои ошибки…
Солдатской дружбы неостывший жар
В своей душе я берегу поныне,
Как завещал мне это санитар,
Убитый в сорок первом в Духовщине.
Матусовский «с чего начинается родина?» читать
Вы попали на страницу, где можете скачать и прослушать Марк Бернес стихи Михаила Матусовского — С чего начинается Родина в mp3 формате, найти текст песни и видеоклип
Скачать Популярные песни исполнителя Марк Бернес (стихи Михаила Матусовского)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе. А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять. С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца. С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли. А может она начинается
Со стука вагонных колёс,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс. С чего начинается Родина.
С чего начинается Родина….
Оськина Анна.Стихи. К.Ибряева.»С чего начинается Родина». Н.Надеждина.»Партизанка Лара»
Все только начинается 1 серия (2015) Мелодрама фильм сериал
Вероника КРУГЛОВА, Вадим МУЛЕРМАН — Для чего
МАКСИМ АВЕРИН ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ
Роберт Рождественский — Все начинается с любви…(Стих и Я)
Враги сожгли родную хату….(Марк Бернес)
«С чего начиналась Родина» Михаила Матусовского..
Опубликовано: 23 июль 2019 г.
Сегодня День Рождения у замечательного Поэта и Человека, которого знают все…У Человека, побудившего нас задуматься, «с чего начинается Родина». Ведь эта песня, эти невероятные, до дрожи, до глубины Души пробирающие слова сопровождают многих из нас с самого рождения. И насколько просты и, одновременно, глубоки и сильны эти строки!И они вечные, они актуальные, они навсегда…Во всяком случае, меня они сопровождают до сих пор.На безымянной высоте, Крейсер Аврора, Старый клён, Школьный вальс, Подмосковные вечера… и многие, многие другие.Его песни до сих пор заставляют нас плакать и смеяться, переживать, дрожать… У нас щемит сердце от непонятного, необъяснимого чувства восторга и чего-то… потерянного, возможно, невозвратного. Но, когда слушаешь его песни, какими бы они ни были трагичными или печальными, становится тепло на сердце.И хочется жить!Я песне отдал всё сполна, в ней жизнь моя, моя забота,Ведь песня людям так нужна, как птице крылья для полёта.Михаил Матусовский(Родился 23 июля 1915 года)***Старый центр Луганска, словно стрелой, пересекается когда-то самой респектабельной и аристократической улицей Петербургской, ставшей в советское время Ленинской. Когда-то здесь чинно и вальяжно прогуливались мещане, служивый люд, гимназисты, разглядывая витрины шикарных магазинов, ресторанов, фотоателье. Со временем и улица, и нравы становились проще, демократичней и, в тоже время, провинциальней. Центр сместился на улицу Советскую.А на Ленинской приметы прежней жизни остались лишь в архитектурных украшениях старинных, давно не знающих ремонта особняков. И уж совсем давно нет здесь фотосалона Льва Матусовского, который открылся около ста лет назад и был одним из самых популярных в городе.В семьях коренных луганчан и по сей день хранятся фотоснимки, сделанные в этом салоне.В сердце дунет ветер тонкий,и летишь, летишь стремглав.А любовь на фотоплёнкедержит душу за рукав.Перед «цейсовским» объективом мастера «проходил весь город – старые и юные, учащиеся и военные, местные и приезжие, женатые и холостые, подвыпившие и трезвые, толстые и тощие, спешащие оставить память о себе на листках удостоверений личности или в семейных альбомах. Мой отец был своеобразным летописцем города, ему были известны самые заветные тайны». Это – выдержка из автобиографической книги «Семейный альбом» младшего сына Льва Матусовского – Михаила, который тоже мог на радость папе стать фотографом, но стал на радость миллионам читателей и слушателей поэтом. Да каким!Кирпичный дом, и дым жилья,и запах мокрого белья –вот родословная моя…Отец выпрашивал куски,считал обиды и пинки,и счастлив был, когда попалК фотографу в ученики…Впрочем, вполне могло случиться и так, что вместо популярного поэта мир обрёл бы не менее замечательного музыканта. Соответствующие задатки у маленького Миши были. И его родителям порой грезился переполненный концертный зал с роскошными люстрами, зажжёнными ради их сына, и он сам, раскланивающийся перед публикой. Сам же Миша постарался быстро развеять их иллюзии. «Хотя, может быть, и погибло во мне музыкальное дарование», – писал Матусовский в своей книге. Но себя музыкантом в будущем не видел: уже в детстве писал стихи…Первое стихотворение «Велопробег» опубликовал в областной газете «Луганская правда» ещё в 12-летнем возрасте. Кстати, в том же номере, на той же странице было напечатано и стихотворение его брата, чьё дальнейшее творчество нам не известно. А Михаил позднее, став признанным поэтом, счёл свои стихи, созданные в детстве, «из рук вон плохими». И даже просил прощения «у терпеливых луганских читателей»…
Шли годы. После окончания школы Матусовский писал афиши для заводского клуба, рисовал карикатуры для многотиражки, работал тапёром в кинотеатре. Будучи студентом Ворошиловградского (Луганск к тому времени уже был переименован) строительного техникума, руководил возведением двухэтажного здания медсанчасти на территории паровозостроительного завода…
В годы войны многие заводские помещения были разрушены. Но здание бывшей медсанчасти и по сей день стоит прочно и надёжно. «Вот ведь как получается: сколько сгорело городов и деревень, рухнуло очагов и кровель, а скромный двухэтажный домик, для которого достаточно было бы одной небольшой фугаски, стоит себе и стоит.
Если бы хоть две стихотворные строки мои выдержали такое испытание временем, как дом моей юности!» – это строки из всё той же книги воспоминаний.Фундамент стихов Матусовского оказался не менее прочным, чем построенный им дом. Но время славы никогда не бывает торопливым.
Вероятно, он был бы хорошим строителем, хотя «учиться в техникуме невыносимо скучно», – так он писал друзьям, думая, скорей всего, не об эпюрах напряжения, а о стихотворных размерах. И хорошо, что в его судьбу, как водится, вмешался Его Величество Случай.
В город на Лугани с творческой встречей приехали поэты из столицы – Евгений Долматовский и Ярослав Смеляков. Молодой техник-строитель Матусовский принёс на суд гостям затрёпанную тетрадку своих стихов. И услышал от них: «В вас что-то есть. Приезжайте учиться в Москву».Заречная, сердечная…И вот луганчанин едет покорять столицу.
Как сам рассказывал впоследствии, ехал с чемоданом стихов, «угрожая завалить столицу своей продукцией».Поступив в Литературный институт, подружился с Маргаритой Алигер, Евгением Долматовским, Константином Симоновым.
Вместе с Симоновым после окончания института поступил в аспирантуру при Московском институте истории, философии и литературы (в 1939 году). Константин Симонов, ровесник и единомышленник, был одним из его ближайших друзей. На каникулы вместе приехали в провинциальный Луганск, написали и издали в Москве совместную книгу рассказов и стихов «Луганчане».
Кандидатская диссертация Михаила Львовича была посвящена древнерусской литературе. Защита её была назначена на 27 июня 1941 года. Но, уже в ночь с 22-го на 23-е поэту стало известно, что ему немедленно надлежит получить документы военного корреспондента и отправляться на фронт! В виде исключения защита диссертации состоялась без соискателя.
Уже на Западном фронте ему стало известно о присвоении учёной степени кандидата филологических наук.Военный журналист…Матусовский воевал на Северо-Западном, 2-м Белорусском, Западном фронтах Великой Отечественной войны.
Среди его фронтовых наград, к которым он был представлен за мужество и героизм, – ордена Красной Звезды, Октябрьской революции, Отечественной войны первой степени, Трудового Красного Знамени, медали.Помимо фронтовых публикаций, и в годы войны, и после неё Матусовский написал немало текстов песен на военные темы. Сюжеты почти всегда брал из жизни.
Многие из тех песен уже давно стали классикой. Но поэт видел в них лишь робкие ученические наброски.По-настоящему первой своей удачей считал «Вернулся я на родину», в которой говорится о том, как после окончания войны автор возвращается в свой родной город (Заречная – одна из улиц старого Луганска):Вернулся я на родину. Шумят берёзки встречные.
Я много лет без отпуска служил в чужом краю.И вот иду, как в юности, я улицей Заречною,И нашей тихой улицы совсем не узнаю…Музыку к этой песне написал Марк Фрадкин, первым исполнителем стал Леонид Утёсов. «Я был счастлив и горд, когда её начал петь Леонид Утёсов… После него я поверил в силы и возможности песни», – писал поэт.
Интересна судьба песни, которой он не придавал особого значения.Сиреневый туман над нами проплывает.Над тамбуром горит полночная звезда.Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,что с девушкою я прощаюсь навсегда.Долгое время она считалась фольклорным вариантом студенческого гимна. Её пели у костра и за столом, на вокзалах и в дворовых компаниях.
Не пели её только с эстрады, ибо её служители приклеили песне ярлык немного вульгарной и даже полублатной. Что сказать, «Это время в ушах – БАМ!» звучало, конечно, более идеологически выдержанно. Но и на БАМе строители пели «Сиреневый туман», предпочитая его многим другим рекомендованным к исполнению постылым шлягером.
Вернул на эстраду и в радиоэфир хорошую песню Владимир Маркин, который и сам, по его словам, поначалу не знал, кто же является автором слов, запоминавшихся слушателям с первого раза. Хотя стиль Матусовского тут налицо – искренний, трогательный, задушевный.Песню «Подмосковные вечера» многие тоже считают народной. А, между тем, судьба её была совсем непростой (сродни народной).
Создавалась она для фильма «Мы были на Спартакиаде».Руководители студии кинохроники вызвали авторов в Москву, чтобы выразить недовольство этой «вяловатой лирической песенкой». Кто сейчас знает этих критиков, кто помнит их «киношедевр»? А «Подмосковные вечера» живут уже более полувека и терять свою популярность не намерены.
Не менее знаменитой и любимой стала и песня «С чего начинается Родина». Между прочим, он неоднократно менял текст, выбирая наиболее точные слова, пока стихи не приобрели тот вид и содержание, которые мы знаем и любим.Многие произведения написаны Матусовским специально для кино.
Вот лишь некоторые «его» фильмы:«Щит и меч» (кстати, «С чего начинается Родина» – именно оттуда), «Тишина», «Верные друзья», «Испытание верности», «Неподдающиеся», «Девчата», «Матрос с «Кометы»…Песни Матусовского исполняли Леонид Утёсов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Георг Отс, Николай Рыбников, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Людмила Сенчина… список можно продолжать и продолжать.
Уехав из родного Донбасса, поэт не забыл его. Знаменитый романс из фильма «Дни Турбиных» тоже посвящён Луганску, чьи улицы в мае буквально залиты пьянящим ароматом цветущей белой акации:Целую ночь соловей нам насвистывал,город молчал, и молчали дома,Белой акации гроздья душистыеночь напролёт нас сводили с ума…Школа на всю жизнь…
В книге «Семейный альбом» немало тёплых строк поэт посвятил родной школе и особенно любимой учительнице русского языка и литературы Марии Семёновне Тодоровой. Она учила не только любить и понимать литературу, но и помогала своим ученикам лучше разбираться в житейских ситуациях, отличать пропагандистскую мишуру от правды жизни.
Времена и падежи,лица чьи-то и глаголов…То ли школа на всю жизнь,то ли жизнь – сплошная школа.
«Загадочные строки «Мцыри», разбегающиеся, как чернь по серебряным ножнам, свободные, обманчиво простые, написанные почти так, как мы разговариваем с вами, четырнадцатистишия «Онегина», строки некрасовских «Коробейников», которые, если бы даже не были положены на музыку, всё равно оставались бы песней, – всё это я услышал впервые из уст Марии Семёновны», – вспоминал Матусовский.
Как много он писал в школьные годы! У него был целый мешок лирических стихов, пародия на «Евгения Онегина». Начинал роман-трилогию на манер Гарина-Михайловского, сочинил бытовую комедию, в 11 лет начал работу над воспоминаниями «о прожитом и пережитом». Но Мария Семёновна, с которой Миша делился своими творческими планами и показывал свои опусы, возвращала его на землю.
Она не давала ему бесполезных советов, не читала скучных нотаций. Она просто предлагала почитать настоящие книги, развивала вкус и понимание литературы. Михаил всю жизнь помнил и любил свою школьную учительницу.Одним из его соавторов был Исаак Дунаевский. Именно по его просьбе Матусовский и написал стихи-воспоминание о школьных годах.
Но получившийся в результате совместного творчества романс не вызвал особого восторга поэта. Тут же композитор, вспоминает Матусовский, установил на пюпитре вместо нот пустую коробку из-под папирос «Казбек», на которой была начертана лишь одна нотная строка. И Михаил Львович впервые услышал грустную, щемящую мелодию «Школьного вальса».Давно, друзья весёлые,Простились мы со школою,Но каждый год мы в свой приходим класс.В саду берёзки с клёнамиВстречают нас поклонами,И школьный вальс опять звучит для нас.…Под звуки вальса плавныеЯ вспомнил годы славные,Любимые и милые края,Тебя с седыми прядкамиНад нашими тетрадками,Учительница первая моя.Многих ли авторов песенных стихов мы помним? Лебедев-Кумач, Исаковский, Матусовский… Забываются многие, весьма достойные фамилии. Но – остаются лучшие, и среди них – Михаил Матусовский.
И хоть его именем не названа ещё улица в родном Луганске, памятник ему стоит у входа в институт культуры. А литературная премия Межрегионального союза писателей, которую вручают украинским поэтам за достижения в русской поэзии, так и называется – премия имени Матусовского.
Но, самое главное, звучат песни на его стихи. А для поэта – это лучшая память…Помним.
(Использованы открытые источники и архивы, а также воспоминания В.Спектора)
Стихи о Родинe
Родина дорога нам, дорога каждая пядь её земли. Нам дороги и стихи о Родине. Читая знакомые и незнакомые строки об Отчизне, мы узнаём что-то новое. Нет на Родине такого уголка, который не нашёл бы своего поэта.
«Берёзки» Художник А.Герасимов
«С чего начинается Родина»
М.Матусовский
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвы, которую в юности
Вот родина моя… Вот дикие пустыни.
Вот благодарная оратаю земля!
Дубовые леса, и злачные долины,
Приветствую тебя, страна благословенна!
Страна обилия и всех земных богатств!
Не вечно будешь ты в презрении забвенна,
Ты! Сей руки своей лишусь, —
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе, распрь моих земля —
***
«Что мы Родиной зовём?»
В.Степанов
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых
Взявшись за руки идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Вот, что мы Родиной зовём,
Вот, что любимой мы зовём.
С чего начинается родина
23 июля исполнилось бы сто лет Михаилу
Матусовскому. Он написал огромное количество песен, популярных и любимых и
сегодня, но вошел бы в историю, даже если бы остался автором всего одной —
«Подмосковных вечеров».
Известный в Луганске фотограф Лев
Матусовский и предположить не мог, как удивительно сложится жизнь его сына.
Ведь поначалу ничего необычного в нем не было: после школы Миша отправился в
строительный техникум, потом — на завод. Ну а стихи, что он печатал в местной
прессе, казались родителям хорошими, но не более того. И потом, кто в молодости
не баловался рифмованием?
Да только у Миши Матусовского стихи
получались какие-то необычные. Они мгновенно запоминались. А еще их хотелось
напевать…
Он работал на заводе честно,
«по-взрослому». Но скоро понял, что все это — не для него. Его манила
литература. И он рискнул начать все с чистого листа: отправился в Литературный
институт имени Горького, отлично окончил его в 1939 году и в тот же год стал
членом Союза писателей.
На 27 июня 1941 года была назначена
защита диссертации по древнерусской литературе, которой он был увлечен до
головокружения.
Но 22 июня началась война. Ждать защиты
он не стал — ушел на фронт как военный корреспондент. Но защита диссертации
состоялась — при отсутствии соискателя… Телеграмму о присвоении ему степени
кандидата филологических наук Матусовский получил на фронте.
Западный, Юго-Западный, Второй
Белорусский… Он был там, смотрел в безжалостные глаза войны и, как и все,
мечтал, что когда-нибудь этот ад закончится.
Фронтовые газеты пестрели его
частушками и едкими фельетонами — в окопах стоял хохот, когда бойцы зачитывали
«перлы» Матусовского вслух.
В 1942 году он издал сборник «Фронт» — это были
«живые» стихи, пахнущие дымом, окопной грязью и великой надеждой на то, что
когда-то придет Победа. Солдаты читали его стихи «запойно». Они были просты,
понятны и близки тем, кто мог не увидеть завтра…
В апреле 1942 года ему вручили Орден
Красной Звезды. В июне 1945-го — Орден Отечественной войны I степени. Потом,
много позже, у Матусовского будет еще много наград, включая Государственную
премию СССР. Но именно эти первые ордена он будет ценить, как ничто другое.
… Удивительное ощущение возникает,
когда читаешь его стихи. Первое — в них много света. Так пишет человек, слишком
хорошо знавший, что такое тьма. Второе — они очень разные: ритмически,
настроенчески.
Третье — что они до предела искренни.
А еще понимаешь, что автор
не смог спрятаться за написанным: слишком явно проступает в написанных им
строках и военная боль, и романтизм молодости, излить который помешала та же
война, и тонкий, искрящийся юмор.
Став песнями, его стихи жили и живут не
одно поколение — лиричные «С чего начинается родина» и «Березовый сок» и теплые,
душевные «Московские окна», наполненные внутренней болью «На безымянной
высоте», веселая «Вологда» и невероятно точная стилистически песня «Ну почему
ко мне ты равнодушна», после фильма про Анискина разобранная на цитаты… И
«Старый клен» греет своей мелодикой, и не одно рождение пережил его «Сиреневый
туман», а уж сколько слез пролито под его «Что так сердце растревожено» — никто
и не сосчитает…
Думаю, ни в одной стране мира песни не
имели такого значения, как в нашей. В силу нашего менталитета.
Да, безусловно,
петь любят все, но лишь у нас авторские песни, «уходя в люди», нередко теряли
имена своих создателей и становились истинно народными, а популярность их можно
было измерить частотой исполнения за столом… Под песни Матусовского воспевали
любовь и оплакивали ее крушение, смеялись, размышляли. Как минимум пятьдесят
лет истории нашей страны пронизаны стихами Матусовского — невероятно
человечными, добрыми, ясными, лишенными выспренности.
В свое время не один критик точил свое
перо о написанные Михаилом Матусовским строчки. Ему инкриминировали однообразие
художественных решений. Злоупотребление рефренами. Чрезмерную любовь к эпитетам
и определениям. А люди — обычнее, простые, к которым он и обращался — плевать
хотели на литературоведческий анализ. И пели песни, любя их за мужественную
простоту и задушевность.
А еще за то, что в них не было выдумки.
Это истинная правда: Матусовский не сочинял сюжеты песен, а брал их из жизни.
Чудесный «Школьный вальс», например, посвятил первой учительнице — Марии
Семеновне Тодоровой. А великую песню «На безымянной высоте» — ребятам, погибшим
в бою за высоту у поселка Рубежки Калужской области.
Допустив лишь одну ошибку:
сражавшихся против 200 немцев ребят осталось не трое. Двое…
Символичным сегодня выглядит то, что
песня «С чего начинается родина» была написана именно Матусовским, выходцем из
Луганска. Он любил свой родной город, а потом влюбился и в Москву и посвятил ей
много песен. Его «Подмосковным вечерам», написанным Матусовским в доме № 15/25
родину, суждено было стать самой популярной в мире песней.
Поэта
не стало в июле 1990 года. Более 60 его песен невероятно популярны до сих пор.
История песни «С чего начинается Родина…»
Эта песня с детства знакома буквально всем в нашей стране, её первая строчка вошла в поговорку, её слова разошлись на цитаты… Эта песня стала первой мелодией, сыгранной публично Владимиром Путиным в 2010 году на благотворительном вечере фонда «Федерация» в Петербурге, позже президент России отвечал на этот вопрос, для него родина начинается с мамы
ДОМОДЕДОВО, 9 июня 2017, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ – Редко какой из советских песен была суждена не только долгая жизнь, но и жизнь в новой России. О песне «С чего начинается Родина» рассказывает корреспондент газеты «Домодедовские Вести» Александр Ильинский.
В 1968 году на экраны Советского Союза вышел фильм по произведению Вадима Кожевникова «Щит и меч». Сам роман относят к жанру остросюжетного детектива.
Режиссеру киноленты Владимиру Басову показалось интересным не только воспроизвести средствами кино крутые сюжетные повороты, но и показать главного героя – как глубокого человека и патриота своей Родины.
Именно нравственной высотой и беззаветной преданностью Отечеству, режиссер противопоставил советского разведчика авантюристу и искателю приключений Джеймсу Бонду.
Не просто погони, не просто стрельба без смысла и цели, а высокое понятие любви, любви к Родине руководит поступками главного героя картины. Именно такому настрою зрителя и должна была послужить песня, слова которой пройдут лейтмотивом через весь фильм. Ведь всякая борьба – это не только трюки, захватывающие дух, но, прежде всего, душевные искания и нравственный выбор главного героя. Оставалось только найти такую песню.
Но дело оказалось нелегким. Готовой песни, подходящей стать не просто музыкальной заставкой, а выражением всего фильма просто не было. Были бравурные марши или комедийные куплеты. Не было и глубокого теста, одновременно патриотичного и задушевного. Текст должен был быть современным и неизвестным широкому кругу читателей. Тогда режиссер обратился к композитору Вениамину Баснеру. Композитор мгновенно понял, что от него требуется. Но музыку легче написать к стихам, чем стихи к музыке. И режиссер Владимир Басов начал искать стихи. Он уже думал взять одно из стихотворений Твардовского, когда на глаза ему попалась книга поэта Михаила Матусовского. В них была имена та задушевность, та русская широта и глубина, которая требовалась для фильма. Режиссер свел композитора и поэта вместе. Результатом их совместного творчества и стала знаменитая песня «С чего начинается Родина». Кажется, что поэт и композитор слились в единое целое. Эти стихи нельзя оторвать от музыки, а музыку – от стихов. Песня, размышляющая об одной из самых важных составляющих жизни человека – о Родине, напрямую обращается к сердцу слушателя. Поэт подобрал ряд универсальных образов, понятных каждому русскому человеку. А композитор облек слова в такую выразительную и задушевную музыкальную форму, что первые зрители картины плакали под заключительные аккорды мелодии. Очень много дал замечательный голос Марка Бернеса, певшего так проникновенно, что потребовалось двадцать лет, чтобы другой певец смог ее исполнить. Песня не только вошла в фильм, не только звучала перед каждой из четырех его серий. Сначала она стала главным лейтмотивом фильма, потом – вторым главным героем, а затем выросла из кинокартины и стала народной. Каждый, кто ее поет – меняется. Словно задумчивость и глубина песни переходят в душу поющего человека.
Главный ее вопрос задевает что-то сокровенное, глубинное в каждом русском человеке. «С чего начинается Родина?» – спрашивает песня, – «Что такое Родина для тебя?».
Ответ на этот вопрос каждый русский человек находит сам. Он не может на него не ответить. А потому песня, рожденная в далеком 1968 году, продолжает жить. Ее продолжают петь.
И я верю, что она будет петься еще многие и многие десятилетия.
С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе, А может она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять. С чего начинается Родина… С заветной скамьи у ворот, С той самой березки что во поле Под ветром склоняясь, растет. А может она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги проселочной, Которой не видно конца. С чего начинается Родина… С окошек горящих вдали, Со старой отцовской будённовки, Что где – то в шкафу мы нашли, А может она начинается Со стука вагонных колес, И с клятвы, которую в юности Ты ей в своем сердце принес. С чего начинается Родина… 1968
Музыка: В. Баснер, cлова: М. Матусовский
Михаил матусовский. с чего начинается родина
Когда была закончена работа над песней для кинокартины «Щит и меч», песней, которая, по замыслу режиссера, должна была стать лейтмотивом, основной музыкальной темой большого четырехсерийного фильма, надо было решить: кто же исполнит эту песню?
Ее нельзя было спеть красиво, бездумно, как порой делают это певцы, у которых вокал идет впереди мысли и чувства. И тогда все мы, и режиссер Владимир Басов, и музыкальный редактор Раиса Лукина, и композитор Вениамин Баснер, и я, сразу, не сговариваясь, в один голос назвали имя Марка Бернеса.
Но мы знали, что Бернес — артист требовательный, не соглашающийся петь что попало, безошибочно чувствующий и знающий свою песню, ту, что надо петь именно ему и никому другому. Словом, человек несговорчивый и неудобный. Захочет ли он еще петь нашу песню, придется ли она ему по вкусу?
Я знал Бернеса давно, еще с тех пор, когда он пел в кинематографе тридцатых годов свои первые песни, но не мог похвастать дружбой с ним. Мы встречались у наших общих друзей, на концертах, в клубе писателей.
Он никогда не держался как знаменитый киноартист, любимец публики, «звезда» экрана, чьи фотографии девочки пришпиливают у себя над кроватью. Он казался мне просто славным малым, моим сверстником и добрым знакомым с открытой, адресованной всем улыбкой.
Он был для меня тем самым пареньком Костей Жигулевым, удивленно и радостно вглядывающимся в мир.
Его песни длились всего каких-нибудь две-три минуты, но так были исполнены, так точно был очерчен образ героя, так он сразу же узнавался и входил в доверие зрителя, что эти маленькие эпизоды стоили многого. Звуки этих песен были позывными нашей юности…
Уже позднее, на Северо-Западном фронте, в тесной штабной землянке, куда набилась куча народу, на маленьком походном экране увидел я одессита Аркадия Дзюбина в кинофильме «Два бойца». Он умел в самую горестную минуту делать вид, что ему ужасно весело.
Еще он любил беззлобно подтрунивать над своим медлительным дружком Сашей с Уралмаша, ради которого готов был пойти в любой огонь.
А как он пел! Вот в землянке тускло и неровно горит фронтовая лампадка, и тени перебегают по лицам бойцов, и сквозь бревна наката сочится грунтовая вода, и земля вздрагивает от близких разрывов, а Дзюбин, не отрывая взгляда от чего-то, что ему одному видно в кромешной тьме, поет свою пронзительную песню о фронтовой ненастной ночи: «Темная ночь разделяет, любимая, нас…»
Но мои опасения не оправдались. Стоило появиться на экране Аркадию Дзюбину и запеть свою песню, как снова будто возвратилось к нам это время разлук и потерь, лишений и невзгод, надежд и ожиданий. Песня и ее исполнитель с честью выдержали испытание временем.
Вот уж поистине перед нами артист, пронесший через годы свою тему.
Если есть театр одного актера, то концерт Бернеса можно было бы назвать театром одного певца. Точнее всех сказал о бернесовской манере исполнения композитор В. Соловьев-Седой. «Бернес, — заметил он, — не поет, а рассказывает свои песни».
И сколько он рассказал нам таких песен — о нелегких военных дорогах, о любимой, которая снилась три года, а встретилась вчера, о чудаке, который обладает даром делать маленькие чудеса, работая волшебником, о парнях всего мира, которым есть ради чего дружить и есть что защищать на свете, о том, как не хотят войны русские матери, не спящие по ночам и не забывшие всех страданий.
Невозможно представить себе эти песни в другом истолковании. Они навсегда связаны в нашем сознании с голосом Марка Бернеса, с его интонациями, даже с его дыханием.
Года за два, если я не ошибаюсь, до смерти Марка Бернеса по Центральному телевидению состоялся его большой концерт. Артист ощущал необходимость оглянуться на пройденный путь, подвести итоги, вспомнить все лучшее, что было спето в разные годы.
Очевидно, и у слушателей тоже была такая потребность, ибо концерт этот вызвал тысячи откликов телезрителей, делившихся своими впечатлениями, благодаривших артиста за его строгое и бережное отношение к песне.
Я хорошо помню эту передачу. Бернес пел, как бы припоминая давние, забытые песни, и его лицо было печальным и задумчивым в эти минуты. Это не был рядовой эстрадный концерт, забывающийся обычно раньше, чем гаснет трубка выключенного телевизора. Это была исповедь с помощью песни, и зрители не могли не почувствовать этого.
Мы часто сетуем на то, что, несмотря на изрядное число новых молодых исполнителей, у нас на эстраде недостаточно личностей и характеров. Этого нельзя сказать о Марке Бернесе. Это был артист со своей биографией, своей судьбой.
Именно поэтому, когда Э. Пырьеву, руководившему съемкой фильма «Мелодии Дунаевского» (авторы сценария Э. Пырьев, М. Матусовский), понадобилось, чтобы в картине прозвучала известная песня на стихи М.
Лисянского «Золотая моя Москва», выбор пал на Марка Бернеса.
— Ты ведь знаешь, — говорил Пырьев, — у песни этой своя история, она точно прикреплена ко времени, это сорок первый год, военная Москва с зенитками и прожекторами, и для того, чтобы она прозвучала как следует, ее должен петь немолодой человек, понимающий душу песни.
И Марк сразу же уловил, что хочет от него Пырьев.
Попробуйте теперь посмотреть кадры фильма. В них Бернес не делает ничего особенного, он не жестикулирует, не принимает никаких поз, не форсирует голоса. Словом, он совсем не играет. Он просто стоит в полутемной комнате и курит, пристально вглядываясь в окно, за которым, должно быть, снег, ветер, полночь, Москва.
Морщинки собрались у усталых глаз этого человека, горько опущены уголки немолодого рта. И мы верим, что он и в самом деле немало хаживал по свету, дважды умирал и воскресал, чтобы жил и спокойно спал за окном этот притихший ночной город.
Как режиссер кинохроники, пытающийся по обрывкам старых лент, по отдельным уцелевшим кадрам восстановить образ ушедшего от нас человека, я стараюсь вспомнить какие-то встречи с Бернесом, телефонные звонки, слова, сказанные мимоходом.
То это происходит летом в жаркой Москве у подъезда Театра киноактера — он снимается на «Ленфильме» у режиссера С.
Тимошенко в комедии «Запасной игрок» в роли футбольного тренера и вместе со всей командой должен петь песенку «Вот что такое футбол», которую мы написали для него с композитором И. Дунаевским.
То мы встречаемся за кулисами Колонного зала, где идет концерт эстрадного оркестра Всесоюзного радио. Марк Бернес не замечает закулисной суеты и бедлама.
Он в последний раз проверяет узел галстука, проводит рукой по волосам и украдкой от всех — то ли в шутку, то ли всерьез — крестится.
Сейчас он решительным жестом отдернет полог занавеса и окажется на подмостках празднично освещенного всеми люстрами Колонного зала.
А вот он звонит по телефону и рассказывает трагическую историю югославского учителя, расстрелянного фашистами в маленьком городе Крагуевце. Закончив рассказ, он с надеждой спрашивает: «Правда ведь, об этом можно написать замечательную песню?»
Где еще сводит судьба?
На дне рождения у поэта, песни которого он пел еще в юности и в подарок которому он приносит только что сделанные записи «Три года ты мне снилась» и «Это вам, романтики».
В антракте концерта Мориса Шевалье в Зале имени П. И. Чайковского — Марк очень любил французских песенников и многому учился у них.
Вот мы выступаем вместе в «Интуристе» на вечере, посвященном годовщине победы под Москвой, — он снова поет давние песни, возвращая людям переживания трудной фронтовой молодости.
Вот мы едем после позднего телевизионного выступления на Шаболовке. Опустевшие улицы Москвы надвигаются на нас и расступаются перед светом автомобильных фар. «Дворники» не успевают смахивать потоки дождя с ветрового стекла.
Мне виден профиль Марка, то совершенно темный, то освещенный уличным фонарем и проступающий из мрака, как изображение на медленно проявляющейся фотографической пластинке.
Бернес ведет машину спокойно, ровно, и это нисколько не мешает ему делиться своими планами и замыслами, говорить о новых песнях, которые он хотел, чтобы для него написали.
Это была последняя встреча с живым Бернесом, когда казалось, что впереди еще много песен, записей, пластинок, фильмов, концертов, весенних дождей и возвращений по мокрым улицам города.
Как же собрать все эти встречи, беглые воспоминания, отдельные реплики в единую и целую картину?!
Вот к какому актеру мы решили обратиться с просьбой спеть песню «С чего начинается Родина». Я не был свидетелем первого свидания Бернеса с Баснером, но могу себе представить, как все это было.
Дело в том, что композитор Баснер, будучи блестящим музыкантом, окончившим Ленинградскую консерваторию по классу скрипки, довольно слабо играет на фортепьяно. Поэтому, когда он знакомит вас со своими новыми сочинениями, надо обладать некоторой долей воображения, чтобы, вопреки авторскому исполнению, представить себе будущую песню.
И все-таки, несмотря на далекое от совершенства авторское исполнение, Бернес сразу сумел схватить характер и настроение песни. Он позвонил мне, сказал несколько добрых слов и дал согласие спеть песню в картине.
Марк Бернес работал над песней старательно и настойчиво, как будто никогда до этого не подходил к микрофону. Наконец настал день записи. Она должна была проводиться в аппаратной тонстудии «Мосфильма». Артист пришел чуть раньше срока, собранный и сосредоточенный. Он весь жил песней, старался не расплескать этого внутреннего состояния и донести его до слушателей.
— С чего начинается Родина, — начал он неторопливо, как бы размышляя вслух и не зная еще, какой может найти ответ на этот вопрос.
Он старался забыть, что перед ним звукозаписывающая техника, что он поет в пустой студии, и обращался непосредственно к своим слушателям, представляя их сидящими в притихшем концертном зале. И от этого каждое слово становилось особенно емким и значительным, приобретая какой-то новый смысл даже для нас, авторов песни.
Сколько было накручено катушек магнитной пленки, сколько было сделано дублей, и все их артист безжалостно браковал: в этом чувствуется некоторый холодок, здесь — удачно получилось начало и никуда не годится финал, в этом месте глухо звучал голос, а в этом варианте — почему-то слабее слышна группа скрипок. Надо попробовать отойти чуть дальше от микрофона. А что, если последнюю фразу не петь, а произнести речитативом? Ну что ж, теперь давайте пройдем все сначала.
Когда оркестранты утомлялись и им давался законный десятиминутный отдых, Марк усаживался в сторонке, не принимая участия в разговорах, терпеливо ожидая, когда кончится перекур.
Когда же кто-то из работников студии попытался сказать, что последняя запись получилась вполне удовлетворительной, Марк вспылил: «Что значит — удовлетворительная? Такой оценки не бывает в искусстве! Удовлетворительно — это значит посредственно. Если и сейчас получится так же, придется перенести запись на завтра».
И все-таки переносить запись не понадобилось. Один из последних дублей, вопреки всем суевериям, кажется, тринадцатый, прозвучал отлично.
Тот, кто знаком с процессом звукозаписи, знает, что иногда после долгих мытарств, неудач, всеобщего раздражения и недовольства друг другом вдруг наступает такая минута, когда все ладится и идет как по маслу: оркестр звучит превосходно, солист легко и свободно справляется с любыми трудностями. Звукооператор, музыканты, дирижер, солист — все испытывают нечто похожее на вдохновение.
Так в мучениях родилась запись песни, вошедшая в картину. Мы несколько раз придирчиво прослушивали фонограмму и остались довольны ею. Не успокоился только один человек — Марк Бернес.
— Это еще не совсем то, что я представлял себе, — ворчал он, — когда будут выпускать мою пластинку в фирме «Мелодия», я обязательно перепишу ее еще раз, совсем по-другому. Понимаешь, ведь после нас остаются только записи, больше ничего. И надо добиться, чтобы записи эти были настоящими. (Замечу, что свое обещание Бернес выполнил и для пластинки сделал новую запись песни.)
С тех пор он пел ее много раз, открывая ею свои концерты. Пел в новом Октябрьском зале в Ленинграде и во Дворце съездов в Москве. Он начинал петь ее еще за кулисами и появлялся на сцене только к концу первого куплета. И всюду аудитория заставляла исполнителя повторять песню.
Это была одна из последних записей Бернеса. Позже он успел записать только «Журавлей», песню, на мой взгляд, обладающую особым секретом воздействия на слушателей: сколько бы раз она ни звучала в эфире, ее невозможно слушать без волнения.
Я не знаю, что в ней лучше — стихи или музыка? Думаю, что и то и другое прекрасно. И когда она звучит в исполнении Бернеса, кажется, будто он прощается со всеми, кого знал и любил на земле. Песня кончилась, пластинка остановилась.
А я все еще смотрю в небо, надеясь разглядеть там последнюю вереницу птиц, исчезающих за облаками.
После этой песни совсем по-иному смотришь на пролетающих журавлей.
Я слышал много певцов, исполняющих «Журавлей», но, не в обиду им будет сказано, — никто из них не спел ее лучше и проникновеннее Марка Бернеса.
Поет Марк Бернес
С чего начинается родина?
Тема: «С чего начинается Родина»
З. Александрова “ Родина”.
— Назовите имя нашей Родины. Действительно, это великая наша держава, имя которой – “Россия”.
-Послушайте стихотворение: В. Степанова “Что мы Родиной зовём?”(аудио запись)
В. Степанов “Что мы Родиной зовём?”.
Что мы Родиной зовём?Всё, что в сердце бережём.И под небом синим-синимФлаг России над Кремлём!“Флаг России”.Белый цвет – берёзка,Синий – неба цвет,Красная полоска –
Учитель. Действительно, подбор цветов неслучаен. В нём отразились многовековые представления людей об окружающем мире. Они напоминают нам, кто мы, откуда и как давно пришли в этот мир, сколько людей и поколений жило на нашей земле до нас.
Цвета Российского флага рассказывают о нашей долгой и славной истории.
В. Семернин “Родиной зовётся…”
Есть такое чудо:Край, навек любимый,Над рекой под клёномОтчий дом родимый…Видя это чудо,Сердце жарко бьётся,В жизни это чудо –РодинойЗовётся!Есть такое слово,Нет его дороже:В нём – поля и горы,В нём – сады и рощи.Вспомнив это слово,Сердце сладко бьётся,В жизни это словоРодиной
— Что для нас означает – отчий дом, малая Родина? Правильно, дети, – город Алексеевка.
М. Матусовский “С чего начинается родина?” (Видео)
С чего начинается родина?С окошек, горящих вдали.Со старой отцовской буденовки,
Жить – Родине служить.
Для Родины своей, ни сил, ни жизни не жалей.
Родина любимая – мать родимая.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Игра: Думаем о Родине.
Учитель спрашивает, а дети отвечают,– в каких ситуациях человек любит свою Родину, а в каких – нет:
– Почему мы говорим, если человек любит маму – значит, любит Родину? (предполагаемый ответ – любовь к Родине начинается с любви к своей матери).
М. Матусовский. С чего начинается Родина
1С чего начинается родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.А может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять. 2С чего начинается родина?С заветной скамьи у ворот, С той самой березки, что во поле, Под ветром склоняясь, растет.А может, она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги проселочной, С чего начинается Родина… |
В. Степанов. Что мы Родиной зовём