Михайловский дворец что внутри
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге — как добраться, история
Михайловский дворец — известная памятка архитектуры города Санкт-Петербург, Российской федерации, впечатляющая своими размерами и богатством, одно из самых больших сокровищ русского искусства. Сегодня в стенах здания располагается Государственный Русский музей, а раньше это были палаты, которые Павел 1 велел построить для своего младшего сына Михаила.
Михайловский дворец: история и архитектура
Уникальный огромный дворец, который в последствии стал Русским музеем построен в строгом классическом стиле, хотя некоторые современные исследователи приписывают ему и элементы неоклассицизма.
Еще в 1798 году император Павел 1 решил сделать уникальный подарок своему младшему сыну Михаилу и приказал откладывать в казне деньги на постройку уникального по своей красе дворца, сразу после рождения малыша. В 1801 году, ПавлаI убили в результате дворцового переворота, и власть в государстве поменялась кардинально в другую сторону.
Не смотря на то, что государя уже не было в живых, приказ о возведение дворца все же выполнили и когда младшему князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, император Александр I, который в то время правил государством, отдал приказ о начале строительства одноименного дворца.
Проект здания в 1817 году разработал для великого государя известный в те времена архитектор Карл Иванович Росси. Огромной проблемой перед началом постройки дворца стал выбор места для будущего дома князя. Сначала резиденция должна была располагаться на месте современного Воронцовского дворца, потом на территории тогдашнего дома графа Чернышева (сейчас там располагается Мариинский дворец).
Но через некоторое время было принято решение о создание дворца не на месте уже существующих строений, а «с нуля», создав новый уникальный архитектурный ансамбль.
Интересным считается тот факт, что Михайловский дворец строили только в теплую погоду – летом, весной и осенью, чтобы стены здания были более прочными и надежными.
Проект дворца предусматривал:
Отдельного внимания заслуживает работа мастеров по отделке дворца. Выбирая специалистов комиссия проводила очень строгий конкурс и заключала договора только с проверенными профессиональными архитекторами, декораторами, строителями. Например, для реконструкции садовых участков в дворце пригласили работать известного архитектора Менеласа.
На воздвижение самого Михайловского дворца ушло почти шесть лет: с 1819 по 1825 года. По плану около него также должна была появиться новая площадь и две улицы (известные нам как Инженерная и Михайловская) и даже одноименный сад. Закладку первых камней дворца осуществили 14 июля 1819 года, а масштабные работы по построению стартовали 26 июля.
30 августа 1825 дворец освятили и передали князю.
По завершению работ над дворцом архитектор Карл Росси получил от императора Александра I орден Святого Владимира 3 степени, участок земли для постройки собственного особняка и бриллиантовый перстень в подарок за работу.
По всем подсчетам на возведение Михайловского дворца государство потратило 7.875.000 рублей.
Михайловский дворец внутри
Фасадом дворец обращен к одноименной площади и встречает гостей массивными колонами. Сам Михайловский дворец – это четыре этажа роскоши, красоты и восхищения.
Высота вестибюля составляет 25 метров. У входа на лестницу гостей встречали два льва, которых отлили специально для этого дворца. Кроме этого, в Михайловском дворце впервые на стенах поклеили обои, а паркет уложили самыми дорогими породами дерева.
На нижнем этаже расположены спальни, детские, гостевые. Бельэтаж разделен на две части: за запад и север отведены залы для бальных сборов, а на восток – парадные спальни княгини и князя. В цокольном помещение отвели место для кухонь.
В дворце разместили даже небольшой семейный храм Михаила, где все желающие могли спокойно помолиться.
Убранство Михайловского дворца очень роскошное, но в тоже время достаточно выдержанное.
За бельэтажем располагается Голубая галерея, а дальше – Большая Столовая. Дверь в галлерею украшают скульптуры известного декоратора Пименова, а в Столовой можно увидеть росписи их кессонских и вакхичесих сюжетов. Стены комнаты когда-то украшали 32 золотистые мраморные пилястры и орнаменты.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
В Танцевальном зале по периметру расположено 28 голубых колон с изображениями античных танцовщиц и арабесок. По периметру зала украшена высокими зеркалами и позолоченными люстрами.
Главный архитектор (К.И. Росси) Михайловского дворца с легкостью и возвышенностью сумел создать уникальный акцент в композиции на выразительности коринфского ордера в Белой гостиной. Здесь вся площадь поделена четырьмя колонами на три части.
Покои княгини – заслуживают отдельного внимания и восхищения благодаря особому изяществу и роскоши. Среди уцелевших элементов декора – камин, зеркало, цветной паркет и живописные плафоны. А все потому, что Елена Павловна очень любила ремонты и перестройки и всегда следовала вызовам тогдашней моды.
Но долго в нем княжеская семья не прожила. Сначала, после смерти князя его жена Елена Павловна продолжала содержать дворец нужным образом. Дом стал культурной меккой Петербурга, здесь часто гостили Пушкин, Тютчев, Жуковский, Брюллов, Айвазовкий и другие творческие личности.
Во дворце известный музыкант Антон Рубинштейн и княжна организовали первую в имперском государстве консерваторию.
Уже в 1895 году, спустя 70 лет внуки князя Михаила Павловича продали дворец государству, потому что дом стал переходить в упадок. И в том же году 13 апреля император Николай II распорядился сделать во дворце музей в честь памяти императора Александра III. Михайловский дворец должен был стать «вторым» Эрмитажем, но со временем он обрел свою уникальную славу и историю.
Про другие дворцы Санкт-Петербурга вы можете прочитать в статье по ссылке.
Корпус Бенуа в Михайловском дворце
Когда дворец стал музеем первым его управляющим назначили князя Георгия Михайловича. Но здание не оставили в его первозданном виде и решили кое-что все-таки изменить. Новую команду строителей возглавил Боткин и архитектор Свиньин.
После осмотра палат было принято решение о том, что работники сохранят в целостности только те части и детали, что будут гармонично вписываться в будущие экспозиции.
В нижнем этаже снесли часть проемов и стен, чтобы увеличить проходы, убрали лишние печи, зеркала и камины, двери, живопись и лепку на стенах, антресоли. Сохранили в основном только живопись на сводах, барельефы, отделку и кое-где пол из паркета.
В Танцевальном зале и Большом театре заложили даже большую часть окон. Рабочие провели в дворце верхний свет, заменили оконные переплеты на металлические решетки, поменяли перекрытия над вторым этажом и провели ремонт отопления, водопровода, канализации и установки вентиляции.
Только после того, как комиссия утвердила все изменения в музее в марте 1898 года Русский музей открыли для посетителей. Уже в 1910-1914 годах коллекция музея рекордно увеличилась и места для новых экспозиций катастрофически не хватало. В связи с этим проектант Леонтий Бенуа был приглашен для сооружения нового корпуса музея.
Пристройку решили сделать возле бокового фасада, что выходил на канал Грибоедова. Закладку здания начали в июне 1914 года. В том же году империя вступила в Первую мировую войну и строительство нового корпуса отложили на неопределенное время. Только после окончания войны советская власть дала разрешение достроить новое здание, которое назвали в честь его создателя.
Например, им удалось спасти памятник Александру III. Его хорошо усыпали песком и обставили бревнами во дворе музея. Даже после попадания бомбы в такое сооружение, памятник остался целым и невредимым.
Во время Второй мировой войны в музей, а именно в корпус Бенуа попали бомбы и здание нужно было опять реставрировать. На восстановление ушли годы, реставрация длилась с 1947 года по 1963. Кроме этого, дворец серьезно пострадал во время Ленинградской блокады. Много ценностей не удалось сохранить.
После окончания войны в 1958 году корпус Бенуа соединили с основной частью Михайловского дворца и таким образом здание для экспозиций удалось существенно расширить.
Сегодня музей считается одним из самых известных и популярный мест в России, его ежедневно посещают сотни туристов из страны и зарубежья, любуясь архитектурой здания, произведениями таких великих творцов как Рублев, Шубин, Брюллов, Бруни, Кипернский, Иванов, Репин, Куинджи, Шишкин, Серов, Врубель, Кустодиев, Малевич, Шагал, Петров-Водкин и многих других.
Как добраться?
Музей-дворец расположен в самом центре Санкт-Петербурга на площади Искусств по улице Садовая, 2 (она же Инженерная).
Работает музей ежедневно кроме вторника с понедельника по воскресенье с 10:00 до 18:00, а в четверг с 13:00 до 21:00.
С помощью метро к музею можно добраться выйдя на остановках «Невский проспект» или «Гостиный двор».
Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1. Михайловский дворец.
Михайловский дворец является шедевром русской архитектуры первой трети XIX в. Его создателем был знаменитый архитектор К.И. Росси, с чьим именем связано формирование одной из центральных площадей Петербурга, торжественного и масштабного ансамбля периода расцвета ампирного стиля – площади Искусств. Центром ансамбля стал Михайловский дворец, построенный в 1825 г. для великого князя Михаила Павловича – сына императора Павла I.
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
Здание Михайловского дворца украшает восьмиколонный коринфский портик, поднятый на аркаду цокольного этажа, который воспринимается как массивное основание для легкого и щедро декорированного верхнего парадного этажа.
Симметрично расположенные низкие боковые флигели связаны между собой великолепной чугунной оградой, центральные ворота которой украшены набором атрибутов бога войны Марса, характерным для стиля высокого классицизма. Ограда и два служебных корпуса образуют парадный двор.
О непревзойденном таланте архитектора и его первоначальном замысле внутреннего убранства помещений могут дать полное представление сохранившиеся интерьеры: Главный вестибюль и Белый зал – одно из лучших творений Росси. В прошлом Белый зал был известен как музыкальный салон Петербурга, где хозяйка дворца, великая княгиня Елена Павловна, устраивала музыкальные и поэтические вечера.
Парадная гостиная в Михайловском дворце. Худ. Э. К. Липгарт. До 1896.
Большая гостиная Михайловского дворца в Санкт-Петербурге Луиджи Премацци.
Премацци Л. О., Кабинет великого князя Михаила Павловича в Михайловском дворце. 1856 год.
В убранстве дворца принимали участие такие видные мастера, как скульпторы В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов, а также живописцы-декораторы Дж.Б. Скотти, А. Виги, В. Медичи, Ф. Брюлло.
Сабат К. Ф., Михайловский дворец. 1824 год
Михайловский дворец. Акварель К. П. Беггрова. 1832.Так выглядел Михайловский дворец в XIX веке.
Садовников В. С., Михайловский дворец. 1847 год.
Садовников В. С., Садовый фасад Михайловского дворца. После 1848 года.
Шарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850-е годы.
После смерти Елены Павловны жизнь в Михайловском дворце стала угасать. Здание постепенно разрушалось. Для спасения дворца было принято решение: приобрести дворец на казенные деньги и разместить в нем Русский музей Императора Александра III. Перестройка дворцовых помещений и оформление экспозиционных залов было поручено молодому архитектору В.Ф. Свиньину. 19 марта 1898 г. музей был впервые открыт для посетителей.
Для подробного просмотра нажмите на название зала.
Тема славы России запечатлена в стенном фризе в образе крылатого льва, в рельефах, заполнивших полукружия ниш, в лепных панно на лестничных откосах, на ордерном фризе. Здесь варьируются изображения так называемых «арматур» – мечей, щитов, шлемов, ликторских связок и другой древнеримской военной атрибутики, дополненных двуглавыми российскими орлами и лавровыми венками.
Роспись свода, перекрывающего лестничный павильон, выполнена в сдержанной и благородной сероватой гамме.
Эта гризайлевая, то есть одноцветная, роспись созвучна просторному объему зала и подчеркивает его монументальность.
Центральный плафон вестибюля.
Богатство архитектурной пластики усилено стройной колоннадой, которая образует обходную галерею.
Галерея второго этажа
В Русском музее хранится более пяти тысяч икон. В экспозиции представлены различные иконописные школы – московская, новгородская, псковская и другие, позволяющие проследить эволюцию древнерусской живописи.
«Архангел Гавриил» («Ангел Златые Власы»)
Самая древняя икона в собрании Русского музея — «Архангел Гавриил» («Ангел Златые Власы») — относится к XII веку. Кем написана эта икона, как и когда она попала в одну из русских церквей — неизвестно. Но золотые нити — символ величия и бессмертия богов Олимпа — выдают эллинистические традиции, наследницей которых в средние века была Византия.
«Богоматерь Белозерская» — икона первой половины XIII века — это древнейший и редчайший памятник, иконографический тип которого — Богоматерь Умиление (младенец Христос, обнимая мать, касается лицом ее щеки) — сложился в Византии не позднее XI столетия.
Икона «Борис и Глеб» (середина XIV века, Москва), пожалуй, относится к самым эффектным памятникам средневековья. Красный и глубокий синий цвет плащей и золотой орнамент на ткани сияют, придавая иконе нарядность и торжественность. Борис и Глеб — братья, сыновья князя Владимира, инициатора крещения Руси. После кончины их отца началась междоусобная борьба, в которой погибли оба брата. На Руси их почитали святыми защитниками.
«Иоанн Предтеча» Фрагмент Деисусного чина. Константинополь 1387-1395.
Одной из особенностей коллекции Русского музея является довольно большое собрание икон русского Севера: Новгорода, Пскова, Вологды, Белозерска, Архангельска. В зале экспонируются псковские и новгородские иконы XIII-XV веков. Среди них —»Святой Николай Чудотворец» со святыми на полях (Новгород), «Святой Димитрий Солунский» (Псков), «Архангел Гавриил» (Псков), «Святой Николай Чудотворец с житием» и другие.
«Святой Николай Чудотворец» со святыми на полях (Новгород)
Димитрий Солунский.Вторая четверть XV в.Псков.
«Архангел Гавриил, из деисусного чина»
«Святой Николай Чудотворец с житием»
1.»Апостол Пётр». Вторая половина XV в. Новгородская школа.
2.»Архангел Гавриил». Первая половина XVв. Псков.
Царские врата с изображениями Благовещения и двух святителей Ок. 1475 г.Новгород
«Сошествие во ад». Конец XIV в. Новгород.
Четырёхчастная икона «Воскрешение Лазаря», «Троица», «Сретение», «Иоанн Богослов и Прохор». Начало XV в. Новгород.
«Сошествие во ад». Дионисий и мастерская. Ок. 1502 г.
Особенное значение в собрании Русского музея имеют иконы такого выдающегося мастера, работавшего в Москве, как Андрей Рублев. «Апостол Павел» (около 1408), как и парная к ней «Апостол Петр», происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире. Андрей Рублев, писавший иконы, учитывал, что они будут находиться высоко. Этим объясняется отсутствие деталей в изображении, его ясный, четкий силуэт. Колористическое решение композиции — зелено-синие одежды на теперь желтом, а когда-то золотом фоне,— наполняет ее спокойным и торжественным звучанием.
Андрей Рублев. «Апостол Павел» (около 1408) и парная к ней «Апостол Петр», происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире.
Грозное название одной из икон — «Спас Ярое Око» (конец XIV — начало XV века) отражает иконографический тип, получивший распространение в среде старообрядцев. Этот образ был популярен в России и в Смутное время, когда в церкви произошел раскол и гонения на тех, кто остался верен старым канонам.
Святой Григорий Богослов, Архангел Гавриил, Святой Иоанн Златоуст 1502 г
Св.Николай и св.Георгий
Государственному Русскому музею принадлежит несколько икон Дионисия и его мастерской. «Богоматерь Одигитрия» (1502–1503) происходит из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
«Богоматерь Одигитрия» (1502–1503)
В XVI и особенно в XVII веках на Руси все отчетливее проявлялось стремление к объемности, декоративности, сходству с реальностью. Приобщение к западным оригиналам (Библии Пискатора) отразилось в памятниках разных школ.
Симон Ушаков «Троица ветхозаветная» (1691))
Тяготение к объемному письму, отход от традиционного красно-желтого цвета были характерны для иконописца XVII века Симона Ушакова («Троица ветхозаветная» (1691)). Он работал в московской Оружейной палате — сначала мастером серебряных дел, потом иконописцем. Произведения Симона Ушакова отличаются объемной моделировкой формы, попытками, по примеру западноевропейских мастеров, ввести прямую перспективу в изображение.
«Спас в Силах» из деисусного чина
Икона «Успения Богородицы»
Икона «Рождества Христова»
«Коронование Богоматери». Никифор Георгиев. 1733 г
«Спас на престоле». Семён Спиридонов Холмогорец. Ок. 1682 г. Ярославль
«Архангел Михаил» из деисусного чина
http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post251466345
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов