Микрочипы для автомобилей что это такое
Микрочипы для автомобилей что это такое
Когда подешевеют автомобили? Покупать сейчас или подождать?
Популярное
Что будет с ценами на автомобили перед Новым годом: ждать или покупать?
Современные автомобили все больше походят на гаджеты на колесах. У каждой более-менее продвинутой модели есть операционная система, которой нужны собственные «мозги». И это не те же самые компоненты, что в смартфоне или ноутбуке. Это микросхемы, которые обладают гораздо большей надежностью.
Самые надежные автопроизводители 2021
На данный момент автопроизводители копят запасы микрочипов, а те из них, кто все еще использует модель с закупками чипов по требованию, в 2022 году либо переключатся на накопление запасов, либо столкнутся с новыми проблемами и, в итоге, проиграют.
В 2022 году выиграют те производители, у которых налажено локальное производство.
Вам также понравится:
Чтобы стать автором нашего блога, нужно классно писать, а также разбираться в автомобилях на экспертном уровне. И то, и другое можно нам продемонстрировать, выполнив тестовое задание.
Задание: Написать предварительный обзор авто, которое выйдет на российский рынок в ближайшие несколько месяцев. Модель можно выбрать из календаря автоновинок. Свой выбор нужно согласовать с нами. Для этого напишите в форму ниже и сообщите, о какой машине хотите написать (лучше предложить сразу несколько), а мы примем решение и вышлем вам ТЗ на обзор.
Важно: если у вас есть возможность самостоятельно брать авто на тест-драйв — обязательно напишите об этом!
Если ваш обзор нам понравится, мы опубликуем его в блоге, заплатим вам гонорар (2000 р.) и начнём постоянное сотрудничество. Если текст понравится, но по каким-то причинам мы не будем его опубликовать, мы также начнём с вами сотрудничество, но без гонорара за тестовое задание. В случае, если обзор в принципе не будет принят редакцией, тестовое также не будет оплачено.
Условия — удаленно, сдельно, гонорары и занятость обсуждаются с успешным кандидатом после тестового.
Дефицит полупроводников останавливает мировой автопром. Что происходит?
Рост спроса на высокопроизводительные компьютеры в пандемию, когда большинство людей перешли на удаленную работу, спровоцировал дефицит чипов в других отраслях производства. Крупные мировые производители техники и целые отрасли столкнулись с проблемами в поставках — в частности, из-за нехватки полупроводников остановились автомобильные заводы. Разбираемся, как дефицит полупроводников влияет на крупные компании и что будет дальше.
Причины нехватки полупроводников — пандемия и Дональд Трамп
Среди причин глобального сокращения полупроводников называются две основные: последствия пандемии и торговых войн США и Китая, начатых при президенте Дональде Трампе.
Негативно на поставках полупроводников сказалось и торговое противостояние США и Китая. В прошлом году власти Штатов наложили ограничения на крупнейшего китайского производителя чипов Semiconductor Manufacturing International (SMIC). В результате компания осталась без возможности закупать оборудование для производства и продавать полупроводники американским компаниям. Заказчики были вынуждены сотрудничать с его конкурентами — например, Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC). Как итог — произошло серьезное перераспределение цепочек поставок чипов.
Многие производители полупроводников сейчас — это так называемые «безфабричные производства» (англ. fabless). Они лишь разрабатывают технологию, а само производство чипов передают на аутсорс.
Но некоторые компании заранее подготовились к возможным сбоям и закупили полупроводники еще до введения жестких санкций против китайского бизнеса. Так поступила Huawei, сделавшая запасы важных для нее радиочипов. Среди автопроизводителей так сделала Toyota, заявившая, что не планирует сокращать производство, так как накопила запасы полупроводников на четыре месяца вперед.
Из-за дефицита чипов больше всего пострадали автопроизводители
Сильнее всего нехватка полупроводников ударила по автопроизводителям, которые используют их для программного обеспечения машин. О приостановках или замедлении в выпуске автомобилей уже заявили GM, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi, Nio.
Дефицит микросхем задел производителей процессоров для электроники Qualcomm и AMD, поставляющих детали для технологических гигантов, в том числе Sony и Microsoft. Sony заявила, что сложности с поставками полупроводников могут привести к дефициту игровых консолей PlayStation 5. Даже Apple не справляется с нехваткой полупроводников — компания не может полностью закрыть высокий спрос на новые модели iPhone.
Автомобильные производства конкурируют с технологическими компаниями за поставки чипов не напрямую, так как для автомобилей не всегда нужны столь же современные полупроводники, как и для гаджетов. Они покупают чипы, которые как управляют основными процессами в машине, так и используются в более второстепенном ПО.
Особенность цикла цепочек поставок в автопроизводстве — все детали закупаются точно к моменту сборки, запасов на будущее не делается. Но отсутствие даже одного чипа может остановить производственную линейку крупного завода.
По значимости для производителей чипов автомобилестроительные компании на втором месте после технологических, так как создатели гаджетов заключают долгосрочные контракты на поставку. В 2020 году только 3% продаж TSMC приходилось на автомобильные чипы, а на полупроводники для смартфонов — 48%.
Что происходит с автомобильными компаниями из-за дефицита полупроводников
Honda — останавливает шесть заводов в США, Канаде и Мексике.
Hyundai — сократил работу в выходные дни, чтобы скорректировать производство таких брендов, как Kona, Avante, Grandeur и Sonata.
Volvo — сократил производство грузовиков по всему миру.
Nissan — скорректирует производства на заводах в США и Мексике.
Nio — приостановила производство автомобилей на заводе Хэфэй. Компания снизила прогноз по производству на первый квартал до 19,5 тыс. единиц (предыдущий прогноз: 20–20,5 тыс. единиц).
Toyota — приостановила производство в Чехии.
Volkswagen — приостановил производство на заводе в Португалии.
Mitsubishi — сократил производство на внутреннем рынке на 4–5 тыс. единиц в марте и пересматривает производственный план на апрель.
Какие еще факторы влияют на дефицит полупроводников
TSMC — главный бенефициар дефицита полупроводников
Главные производители чипов на данный момент — тайваньская TSMC и южнокорейский Samsung. TSMC контролирует более половины мирового рынка микросхем, изготавливаемых на заказ. Сейчас компания строит новый завод. Предполагается, что полупроводники с нового производства станут на 70% более быстрыми и эффективными, чем прежние. Производство будет запущено в 2022 году.
Производством чипов занимается и Intel, однако американская компания не справляется с этой задачей на 100% и часть работ передает на аутсорс TSMC. По данным Financial Times, Intel уже обговаривает возможное партнерство с TSMC по новому производству в Тайване. Аналитик по производству микросхем в Bernstein Марк Ли считает, что в 2023 году Intel передаст TSMC на аутсорс 20% производства процессоров.
В феврале TSMC объявила о создании дочерней компании в Японии для проведения исследований в области новых полупроводниковых материалов.
По мнению аналитиков, одна из ключевых причин, по которой TSMC настолько эффективна и прибыльна, это концентрация производства в Тайване. По оценкам приближенных к компании людей, производственные затраты в США будут на 8–10% выше, чем в Тайване.
Европейские компании занимаются разработкой полупроводников, но избегают создания собственных производств, а вместо этого передают большую часть работ сторонним компаниям вроде TSMC. Поэтому производство микросхем в Европе на несколько поколений отстает от лидеров отрасли, таких как TSMC и Samsung. Остальные мелкие производители серьезно уступают лидерам в технологиях и производственных мощностях.
Проблема с нехваткой полупроводников начинает набирать все большие обороты: правительства и компании уже высказывают обеспокоенность тем, что дефицит микросхем может замедлить восстановление экономики после пандемии.
Samsung предупреждает, что сбои с поставками чипов могут распространиться и на более широкий технологический сектор.
В исследовательской компании TrendForce считают, что общеотраслевые усилия по ускорению производства автомобильных микросхем могут привести к замедлению поставок полупроводников для бытовой электроники и промышленных приложений.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram
Вопрос эксперту: «Как глобальный дефицит микрочипов сказался на российском авторынке?»
Многие мировые автопроизводители вынуждены приостанавливать или сокращать выпуск автомобилей в связи с глобальным дефицитом микрочипов, которые широко используются в системах современных машин. Насколько эта проблема сказалась на российском авторынке, и когда ситуация с нехваткой микрочипов для автопрома может нормализоваться? С этими вопросами мы обратились непосредственно к участникам отрасли.
Андрей Творогов, руководитель группы онлайн-продаж дирекции развития продаж, ГК «БИЗНЕС КАР»:
— В первую очередь дефицит микрочипов был вызван пандемией COVID-19, а также повышенным спросом на высокотехнологичную технику для работы на удаленном доступе (мощные компьютеры, ноутбуки, планшеты и пр.), развлекательную технику, сотовые телефоны, игровые приставки, телевизоры и технику для умного дома. Спрос на эти устройства показывает стабильный рост и будет увеличиваться и в 2021 году.
Помимо этого, перебои поставок полупроводников были вызваны торговым противостоянием Китая и США. США наложили санкции на крупнейшего китайского производителя микрочипов, в результате которых компания не смогла закупать технологическое оборудование и продавать свою продукцию фирмам, находящимся под американской юрисдикцией. Заказчики вынуждены были заключать новые договоры с другими производителями микрочипов, что в итоге привело к росту цен на готовую продукцию, а также существенное перестроение всех логистических цепочек.
Перечисленные выше факторы повлияли, в том числе и на автопроизводителей, так как производство микрочипов сократилось и для автомобилей, что привело к их дефициту на рынке. General Motors, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat, Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi и другие автопроизводители сообщали о таких ограничениях. В то же время ряд автогигантов заявил, что они заранее закупили микрочипы для своих производственных линий, и кризис производства полупроводников их пока не касается. Так, например, сделала и Toyota.
Наличие микрочипов критически важно для автопроизводителей потому, что практически все системы в современном автомобиле – от мультимедиа до систем активной и пассивной безопасности – работают на комплектующих, в состав которых как раз и входят микрочипы. Отсутствие одного чипа приведет или к остановке конвейера, или авто соберут до конца за исключением комплектующих, в которых его недостает.
Согласно законодательству, продажа новых автомобилей на территории Российской Федерации без установленной системы безопасности «ЭРА ГЛОНАСС» невозможна. Производители компонентов этой системы сообщили, что сроки поставки систем достигают до 9 месяцев, а некоторые позиции уже заказывают на 2022 год. Что же касается различий в комплектации автомобилей, то особый дефицит возник на машины с топовыми комплектациями, так как для их производства используется больше микросхем. Наибольшая нехватка автомобилей на авторынке России наблюдается в сегменте от 1 миллиона до 3 млн рублей, что составляет практически весь основной состав марок и моделей, которые поставляются или производятся в России. Особых задержек по срокам поставки автомобилей локальной сборки не возникает: они или в наличии, или в ближайшем приходе. Если рассматривать автомобили иностранного производства, то здесь малая часть есть на складе или в поставке, но основной поток автомобилей составляет импорт, а сроки поставки от 4 – 6 месяцев под заказ.
По мнению некоторых аналитиков, восстановление рынка займет около двух лет. Повлияет на это открытие дополнительных заводов по производству полупроводников, исследования и разработка современных технологий по производству новых более производительных и в то же время более дешевых микропроцессоров. Если же производство микрочипов в ближайшее время не наладится, то кризис распространится на более широкий список сфер в технологическом секторе. В автомобильном секторе это будет крайне ощутимо, поскольку в производстве автомобилей используется много микрочипов, отвечающих за работу основных систем. Из-за задержки поставок микрочипов и того, что потребители меняют машины не каждый день, автопроизводители будут увеличивать сроки поставки автомобилей, что, в свою очередь, может существенно отразиться на стоимости, и цены станут выше.
Георгий Коновалов, руководитель отдела продаж, «Сигма Сервис»:
— Дефицит микрочипов связан, в первую очередь, с тем, что в период локдауна для всей Европы, России и всех стран увеличился объем производства телефонов, компьютеров и ноутбуков. На автомобильное производство приходится около 10% производства микрочипов, а весь остальной объем (90%) уходит на производство электроники. В автомобиле почти все электронные системы работают на полупроводниках. Эти чипы используются в блоке комфорта, в блоке управления двигателем, в блоках АБС, системах курсовых стабилизаций. То есть, в принципе, во всем.
Дефицит очень сильно сказался на нас. Если раньше все автомобили, все модели и почти все комплектации были в наличии, то на сегодняшний день в наличии автомобилей фактически нет. В настоящее время многие автопроизводители не могут поставить тот объем, который они должны поставить по планам продаж. Это касается автомобилей VAG-группы, корейского производства и многих других марок. Нехватка автомобилей сегодня наблюдается в любом сегменте: если нет чипов, то их нет и в массовом, и в премиальном сегменте. Если на сегодняшний день срок поставки автомобилей составляет около 4 – 5 месяцев, в будущем он может увеличиться до 7 – 8 месяцев.
Касательно Skoda сроки поступления автомобилей под заказ на сегодняшний день для нашей марки – сентябрь. Все автомобили имеют примерно одинаковые сроки заказа, единственное исключение – Skoda Karoq, в связи с тем, что производство этой модели идет в большем проценте относительно других автомобилей, поэтому увеличивается возможность получить автомобиль раньше.
С учетом сегодняшнего дефицита автомобилей ситуация может нормализоваться (если все будет хорошо) в течение 6 – 9 месяцев. Но при этом нужно учесть, что если опять будут осложнения в ситуации с коронавирусом, если опять будут вводиться локдауны, вставать заводы, то эти сроки будут только увеличиваться.
Наталья Трынко, руководитель PR группы, Jaguar Land Rover Россия:
— Как и другие автопроизводители, компания Jaguar Land Rover испытывает влияние ситуации с распространением COVID-19 на свою сеть поставок, включая глобальную ситуацию с полупроводниками, что, в свою очередь, сказывается на производственных планах и наших возможностях удовлетворить спрос на некоторые наши автомобили. В результате компания была вынуждена скорректировать производство определенных моделей. Заводы в Castle Bromwich и Halewood приостановили свою работу на определенный период. Завод в Solihull продолжает работать.
Мы мониторим ситуацию, которая быстро меняется, и вернемся к производству в полном объеме сразу, как только станет возможно. Мы находимся на связи со всеми нашими поставщиками, чтобы минимизировать влияние сложившихся обстоятельств на клиентские заказы там, где это возможно. Вся автомобильная индустрия испытывает на себе влияние этой ситуации, и Jaguar Land Rover, к сожалению, не исключение.
Ренат Тюктеев, директор, «Ауди Авилон»:
— На рынке новых автомобилей уже год наблюдается дефицит моделей: изначально проблема образовалась вследствие мирового локдауна и остановки работы автопроизводителей и поставок в Россию, теперь, когда заводы возобновили производство в полном объеме, отрасль столкнулась с нехваткой полупроводников для автомобилей. Полупроводники, они же чипы, присутствуют практически во всех электронных блоках и затрагивают около 60% опций в современных автомобилях. При этом дефицит полупроводников коснулся не только автомобильной отрасли, проблема затронула также бытовую электронику, компьютеры и средства связи.
Дефицит, связанный с нехваткой микрочипов, сказывается на всем рынке новых автомобилей. Дорогие автомобили технически сложнее, их электронные блоки требуют быстрых и современных чипов, чье производство появилось только последние 4 – 5 лет. Здесь мы видим наибольшие риски, нежели при той «начинке» в автомобиле, не требующей высокой производительности, которая построена на чипах старого поколения. Таким образом, производители премиальных автомобилей сильнее подвержены риску задержек производства. Второй существенный момент: объем накопленных чипов на заводских складах – он у всех разный. Автомобильные линии сборки немецких концернов построены по принципу Just in time, когда детали подаются к моменту подхода конкретного кузова к сборке. Запас комплектующих здесь небольшой в силу логистических нюансов и бережливости затрат, а также большого числа опций в автомобилях. Тем линиям, которые собирают простые комплектации машин, легче планировать нужный объем деталей и микросхем, поэтому у них буфер, как правило, шире. Локальное производство всегда обладает большим запасом комплектующих, и здесь, если ситуация в мире не нормализуется, данная проблема затронет их сильнее в ближайшие несколько месяцев, нежели уже сегодня. Приведу конкретные примеры опций, попавших сегодня под рестрикции: пакеты ассистирующих водителю систем, виртуальные дисплеи на некоторые модели, блоки сопряжения автомобиля с телефоном, системы давления в шинах, системы управления обогревами стекол и даже сидений. Этот список постоянно растет.
Сегодня идет передел рынка производства полупроводников, география смещается от китайских к тайваньским производителям в силу политических причин: ввод новых заводов займет около 1 года. Проблему усугубляет выросший спрос на гаджеты для работы дома – люди стали больше работать удаленно. Многое в динамике проблемы с производством тех или иных марок автомобилей зависит от того, насколько эффективно их концерны смогут договориться с производителями полупроводников и запасных частей. Сегодня задержки на производстве импортных автомобилей в среднем составляют 8 недель, в отдельных случаях перенос сроков побивает отметку в 20 недель. В связи с этим рыночные механизмы увеличивают цены на автомобили ежемесячно в среднем на 3%, это «вымывает» стоки машин на складах и смещает акцент спроса на «живой» автомобиль. Прогнозы в настоящий момент выглядят неутешительно: цены будут расти ежемесячно в диапазоне 2 – 4%, объем предложений будет снижаться, это продлится еще минимум 5 – 6 месяцев.
Владимир Мирошников, директор по развитию, компания «РОЛЬФ»:
— Дефицит микрочипов на мировом рынке стал одним из последствий пандемии. От него страдает, в том числе и автомобильная отрасль, хотя не только она. Микрочипы требуются при производстве всей автомобильной электроники – а сейчас даже самые конструктивно простые автомобили без нее не обходятся.
Бренды по-разному расставляют производственные приоритеты на фоне дефицита микрочипов. В премиум-классе некоторые марки отдают приоритет более дорогим моделям, из-за чего дефицит наблюдается преимущественно среди «входных» моделей.
Трудно отделить влияние недостатка микрочипов от других факторов. Так или иначе, дефицит товарных автомобилей по-прежнему наблюдается во многих брендах, и в некоторых из них ситуация с доступностью автомобилей даже хуже, чем была зимой. С импортными моделями ситуация в целом обстоит хуже, чем с локализованными.
Между тем, дефицит микрочипов – далеко не единственная проблема глобального автомобильного производства. Так, уже сейчас мы начали сталкиваться с нехваткой запчастей. Пока проблемы касаются отдельных позиций по кузовным запчастям, однако не исключено, что скоро дефицит охватит и более массовые позиции.
Невозможно дать прогнозы, когда ситуация с нехваткой микрочипов для автопрома может нормализоваться. Мы ожидали, что к середине года ситуация с доступностью автомобилей нормализуется, однако этого не произошло. Не исключено, что в ближайшее время появятся новые факторы, препятствующие восстановлению объемов автомобильного производства.
Пресс-служба Министерства промышленности и торговли России:
— Непростая ситуация с поставками комплектующих сейчас заметна во всем мире. Но благодаря большой работе, проводимой российскими поставщиками автоэлектроники, а также непосредственному участию органов исполнительной власти, удается в оперативном режиме находить решения в условиях дефицита электронных компонентов. Минпромторг в постоянном режиме взаимодействует как с автопроизводителями, так и с их поставщиками. Мы подключили торгпредства для ускорения поставок комплектующих, отработали экстренную логистику. Успешно отработаны несколько обращений участников рынка. Российская автомобильная промышленность продолжает работать, несмотря на то, что в мировой практике начиная с февраля – марта этого года мы уже видим немало случаев, когда крупные заводы останавливаются из-за недоукомплектованности машин электронными системами. Ожидается, что к концу лета ситуация стабилизируется.
При этом было бы неправильно заявлять именно о дефиците автомобилей. На определенные модели автомобилей есть повышенный спрос, прежде всего, на высоколокализованные автомобили, производство которых не зависит от импортных комплектующих. Так, например, продажи LADA в апреле 2021 года в России составили почти 38 тыс. автомобилей, что в 4 раза больше результатов апреля 2020 года и на 17,4% выше продаж апреля 2019 года.
Почему дефицит микросхем – это миф, но автокомпаниям и дилерам он выгоден
Марк Лю, глава одного из крупнейших производителей микрочипов в мире, Taiwan Semiconductor Manufacturing Co (TSMC), который является поставщиком Apple, Intel, Qualcomm и AMD, развенчал миф о дефиците микросхем для автомобилей
В прошлом году автопром сильно пострадал из-за локдаунов. Автокомпаниям приходилось закрывать заводы, а дилерам – шоу-румы и торговать машинами буквально из-под полы. Словом все они понесли солидные издержки, а эти издержки нужно как-то покрывать. Но как? Просить помощи от государства? Оно конечно поможет, но долги придется отдавать. Резко поднять цены на автомобили? Покупатели не поймут, и продажи могут упасть еще сильнее. Выпускать больше машин и заработать за счет объема? Увы, рынок не бездонный и даже с учетом отложенного спроса может возникнуть затоваривание, а, следовательно, вновь придется нести убытки.
И на данном этапе рассуждений в голову какого-то менеджера приходит гениальная по своей простоте мысль: а что если создать искусственный дефицит? Все мы знаем, что происходит, когда возникает нехватка того или иного ходового товара, будь то гречка или туалетная бумага – покупатели начинают сметать его с полок по любой цене.
Аналогичная история повторилась и с автомобилями. Их вдруг стало не хватать, причем по всему миру. Покупатели же готовы были тратить деньги, которые накопились за счет отложенных поездок на отдых и «вертолетной» финансовой помощи от государства (в развитых странах). Машину захотели иметь даже те, кто раньше о ней и не думал: в постковидную эпоху личный транспорт стал своего рода «оберегом», защищающим человека от вирусов.
Словом спрос появился нешуточный, а вот машин сильно больше производиться не стало. А что делают продавцы, когда спрос превышает предложение? Правильно – повышают цены. Причем повышают ровно на столько, насколько покупатели готовы переплатить. Если есть люди, согласные взять новый Land Cruiser, на который дилер накинул миллион сверху, как-то странно продавать этот же внедорожник за официальный прайс.
Не знаю, кто начал эту спекулятивную игру первым – дилеры или сами автопроизводители, но она оказалась выгодна и тем и другим. Одни смогли быстро заработать и отбить убытки от локдауна, другие – стали делать больше машин в дорогих комплектациях, которые приносят наибольшую прибыль – ведь покупатель готов купить все, что ему дают. Плюс заводы получили заказы на месяцы вперед, а вместе с ними и уверенность в завтрашнем дне. Ну и зачем, спрашивается, им нарушать эту идиллию? Гораздо проще сослаться на мифический дефицит микросхем, оправдывая многомесячные очереди и улетевшие в космос цены на машины.
Хотя здесь тоже все не так просто. Ведь автоконцерны формально не причем, и винят во всех грехах производителей автокомпонентов – это им не хватает чипов. Тот же завод Bosch Самара, сорвавший поставки блоков ABS/ESP на конвейер АВТОВАЗа, прогремел на всю страну. И подумайте, стал бы немецкий бренд портить свою репутацию, только для того, чтобы автопроизводитель и его дилер смогли больше заработать на дефиците машин?
А может быть, чипы оседают на складах перекупщиков, которые тянут с поставками для того, чтобы тоже заработать? Такой вариант исключать нельзя. Более того, возможен даже «заговор» на уровне… правительств! И это не шутка: американцы уже давно хотели развернуть масштабное производство микросхем у себя дома, чтобы не зависеть от несговорчивого Китая и других азиатских поставщиков – а тут и повод подвернулся, под который можно запросить у государства дополнительные ассигнования на строительство новых заводов.