Микросервисы что это такое
Что такое микросервисы: особенности архитектуры, примеры использования, инструменты
Авторизуйтесь
Что такое микросервисы: особенности архитектуры, примеры использования, инструменты
Архитектурный стиль микросервисов — это подход, при котором система строится как набор независимых и слабосвязанных сервисов, которые можно создавать, используя различные языки программирования и технологии хранения данных. Концепция микросервисов позволяет поддерживать слабую связанность сервисов в процессе работы над системой, что определяют паттерны Low Coupling и High Cohesion.
Подробности — в видео и текстовой расшифровке ниже.
Монолит vs микросервисы
При монолитной архитектуре система обычно состоит из 3 блоков: пользовательский интерфейс, хранилище данных и серверная часть. Серверная часть обрабатывает запросы, выполняет бизнес-логику, работает с БД, заполняет HTML-страницы. Любое изменение в системе приводит к обновлению версии серверной части приложения.
В случае с микросервисной архитектурой обновляется только изменённый сервис. Если изменения затрагивают интерфейс сервиса, это потребует координации всех его клиентов. Цель хорошей микросервисной архитектуры — максимально уменьшить необходимость координации сервисов.
Что такое контракт
Контракт — это формализация возможностей взаимодействия с микросервисом. В случае с REST API эндпоинты сервиса и схема данных являются контрактом. Первоначальная разработка архитектуры — это декомпозиция системы на слабосвязанные сервисы, создание интерфейсов и связей между ними, поддержка целостности данных без потери производительности. Помочь с решением данной задачи могут шаблоны Tolerant Reader и Consumer-Driven Contracts.
Микросервисная команда
Команда не должна включать в себя больше людей, чем можно насытить двумя пиццами. Такое правило использовала компания Amazon при распиливания своего монолита в 2002 году. Вполне допустимо и правило developer per service, то есть один разработчик на один микросервис.
20–22 декабря, Онлайн, Беcплатно
Когда большая система разбивается, часто происходит так, что образовываются команды на базе технологий. При такой ситуации команды размещают логику на тех слоях системы, к которым имеют доступ. Закон Конвея в действии:
«Любая организация, которая проектирует какую-то систему (в широком смысле) получит дизайн, чья структура копирует структуру команд в этой организации»
Микросервисный подход предполагает разбиение системы на сервисы по бизнес-требованиям. Сервисы включают в себя полный набор технологий: UI, storage, backend. Это приводит к созданию кросс-функциональных команд, имеющих достаточно компетенций для реализации всех необходимых сервисов, покрывающих 100% бизнес-функционала. Команды должны отвечать за все аспекты ПО, которое они разрабатывают, включая поддержку его в режиме 24/7. В таком случае возможность проснуться от звонка в 3 часа ночи — это очень сильный стимул писать хороший код.
Насколько большим должен быть микросервис
Логика работы сервиса должна полностью уместиться в голове одного разработчика, независимо от количества кода и людей. Проектируя систему, мы имеем выбор, как разработать каждый микросервис. Например:
Архитектура микросервиса даёт полную свободу в выборе технологий и инструменария.
Инструментарий для реализации микросервисов
В процессе реализации микросервисной архитектуры существенным упрощением будет использование систем CI/CD, системы оркестрации, Service Discovering, мониторинга и сбора логов.
Необходимо быть уверенным в том, что приложение работает правильно. Для этого запускаются автоматические тесты, при этом система разворачивается в отдельной среде (Automated Deployment).
Цепочка синхронных вызовов микросервисов приведет к ожиданию ответов от всех сервисов по очереди. Поэтому используйте правило «Один синхронный вызов на один запрос пользователя», как это сделали в The Guardian, либо полностью асинхронный API, как в Netflix. Один из способов сделать асинхронный API — использовать систему обработки очередей, например, RabbitMQ, Apache Kafka или ActiveMQ.
Микросервисы для начинающих
Оглядываясь примерно на пять лет назад в прошлое, можно заметить, насколько сильно с тех пор изменилось отношение к архитектуре микросервисов. Поначалу они были чрезвычайно популярны. После успеха Netflix, Amazon и Gilt.com разработчики решили, что де-факто разработка микросервисов не отличается от разработки приложений. Теперь же все поняли, что микросервисы представляют из себя новый архитектурный стиль, который эффективен для решения определенных задач, имеет свои плюсы и минусы.
Чтобы понять, что такое микросервисы и в каких случаях их следует использовать, мы обратились к Джейме Буэльта (Jaime Buelta), автору книги «Hands-On Docker for Microservices with Python». Он рассказал о преимуществах этой архитектуры, а также поделился рекомендациями для разработчиков, планирующих перейти на нее с монолитов.
Преимущества и риски
Традиционное монолитное приложение объединяет все свои возможности в едином связанном модуле. В случае микросервисов все наоборот. Приложение делится на более мелкие автономные службы, которые можно независимо развертывать, обновлять и заменять. Каждый микросервис создается для одной бизнес-цели и может взаимодействовать с другими микросервисами с помощью простых механизмов.
Буэльта объясняет: «Микросервисная архитектура — это способ структурирования системы, при которой несколько независимых сервисов общаются друг с другом определенным образом (обычно это происходит с помощью web-сервисов RESTful). Ключевая особенность состоит в том, что каждый микросервис способен обновляться и развертываться независимо от остальных».
Архитектура микросервисов определяет не только то, как вы создаете свое приложение, но и то, как организована ваша команда.
«Одна независимая команда может полностью отвечать за микросервис. Это позволяет организациям расти, не сталкивая разработчиков друг с другом», — объясняет Буэльта.
Одно из основных преимуществ микросервисов заключается в том, что они позволяют внедрять нововведения без особого влияния на систему в целом. С помощью микросервисов вы можете выполнять горизонтальное масштабирование, иметь четкие границы модулей, использовать разнообразные технологии и вести параллельную разработку.
На вопрос о рисках, связанных с микросервисами, Буэльта ответил: «Главная сложность при внедрении архитектуры (особенно при переходе с монолита) заключается в создании дизайна, в котором сервисы действительно будут независимыми. Если этого не удастся добиться, то межсервисные связи станут сложнее, что приведет к дополнительным расходам. Микросервисам нужны профессионалы, которые сформируют направления развития в долгосрочной перспективе. Я рекомендую организациям, которые хотят перейти на такую архитектуру, назначить кого-то ответственным за «общую картину». На микросервисы нужно смотреть более широко», — считает Джейме.
Переход от монолита к микросервисам
Мартин Фаулер, известный автор и консультант по программному обеспечению, советует придерживаться принципа «сначала — монолит». Это связано с тем, что использовать микросервисную архитектуру с самого начала разработки рискованно, поскольку в большинстве случаев она подходит только для сложных систем и больших команд разработчиков.
«Основной критерий, который должен побуждать вас к переходу на новую архитектуру — это численность вашей команды. Небольшим группам не стоит этого делать. В подобных условиях разработчики и так понимают все, что происходит с приложением, и всегда могут задать уточняющий вопрос коллеге. Монолит отлично работает в этих ситуациях, и поэтому практически каждая система начинается с него», — считает Джейме. Это подтверждает «правило двух пицц» Amazon, согласно которому команду, ответственную за один микросервис, можно прокормить двумя пиццами — иначе она слишком большая.
«По мере роста компании и увеличения команд разработчиков может потребоваться лучшая координация. Программисты начинают часто мешать друг другу. Понять цель конкретного фрагмента кода становится сложнее. В таких случаях переход на микросервисы имеет смысл — это поможет разделить обязанности и внести ясность в общую картину системы. Каждая команда может ставить свои собственные цели и работать в основном самостоятельно, выдавая понятный внешний интерфейс. Однако, чтобы такой переход имел смысл, разработчиков должно быть много», — добавляет Буэльта.
Рекомендации по переходу на микросервисы
Отвечая на вопрос о том, какие практические рекомендации могут использовать разработчики при переходе на микросервисы, Буэльта заявил: «Ключом к успешной архитектуре микросервисов является то, что каждый сервис должен быть максимально независим».
Возникает вопрос: «Как вы можете сделать сервисы независимыми?». Лучший способ обнаружить взаимозависимость системы — подумать о новых возможностях: «Если вы хотите добавить новую функцию, можно ли будет ее реализовать, изменив лишь один сервис? Какие виды функций потребуют координации нескольких микросервисов? Они будут использоваться часто или редко? Невозможно создать идеальный дизайн, но, по крайней мере, с его помощью можно принимать правильные и обоснованные решения», — объясняет Буэльта.
Джейме советует переходить на архитектуру правильно, чтобы потом все не переделывать. «После завершения перехода изменить границы микросервисов будет тяжелее. Стоит уделить побольше времени на начальную фазу проекта», — добавляет он.
Переход с одного шаблона проектирования на другой — это серьезный шаг. Мы спросили, с какими проблемами Джейме и его команда сталкивались во время миграции на микросервисы, на что он ответил:
«На деле основные трудности связаны с людьми. Эти проблемы, как правило, недооценивают, но переход на микросервисы фактически меняет способ работы разработчиков. Задача не из легких!». Он добавляет: «Я лично сталкивался с подобными проблемами. Например, мне приходилось обучать и давать советы разработчикам. Особенно важно объяснять, почему необходимы те или иные изменения. Это помогает людям понять причины внедрения всех нововведений, которые могут прийтись им не по душе.
При переходе от монолитной архитектуры много сложностей может возникнуть при развертывании приложения, которое раньше выпускалось в виде единого модуля. Оно требует более тщательного анализа для обеспечения обратной совместимости и минимизации рисков. Справиться с этой задачей порой очень нелегко».
Причины выбора Docker, Kubernetes и Python в качестве технологического стека
Мы спросили Буэльту, какие технологии он предпочитает для внедрения микросервисов. Касательно выбора языка ответ оказался прост: «Python для меня — лучший вариант. Это мой любимый язык программирования. Этот язык хорошо подходит для микросервисов. Его удобно читать и легко применять. Кроме того, Python обладает широким функционалом для веб-разработки и динамичной экосистемой сторонних модулей для любых потребностей. К этим потребностям относится подключение к другим системам, например, к базам данных, внешним API и т.д.».
Docker часто рекламируется как один из самых важных инструментов для микросервисов. Буэльта объяснил, почему:
«Docker позволяет инкапсулировать и копировать приложение в удобных стандартизированных пакетах. Это уменьшает неопределенность и сложность среды. Также это значительно упрощает переход от разработки к производству приложений. Вдобавок ко всему, уменьшается время использования оборудования. Вы можете разместить несколько контейнеров в разных средах (даже в разных операционных системах) в одной физической коробке или виртуальной машине».
«Kubernetes позволяет развертывать несколько контейнеров Docker, работающих скоординированным образом. Это заставляет разработчиков мыслить кластеризованно, помня о производственной среде. Также это позволяет определять кластер с помощью кода, чтобы новые развертывания или изменения конфигурации определялись в файлах. Все это делает возможными методы наподобие GitOps (о них я писал в своей книге), при этом сохраняя полную конфигурацию в системе управления версиями. Каждое изменение вносится определенным и обратимым образом, поскольку оно представляет из себя регулярное git-слияние. Благодаря этому можно очень легко восстанавливать или дублировать инфраструктуру».
«Придется потратить время, чтобы обучиться Docker и Kubernetes, но это того стоит. Оба инструмента очень мощные. К тому же, они поощряют вас работать таким образом, чтобы избежать проблем при производстве», — считает Буэльта.
Многоязычные микросервисы
При разработке микросервисов можно использовать разнообразные технологии, поскольку за каждый из них в идеале отвечает независимая команда. Буэльта поделился своим мнением о многоязычных микросервисах: «Многоязычные микросервисы — это здорово! Это одно из основных преимуществ архитектуры. Типичный пример многоязычного микросервиса — перенос устаревшего кода, написанного на одном языке, на новый. Микросервис может заменить собой любой другой, который предоставляет тот же внешний интерфейс. При этом его код будет совершенно иным. К примеру, я переходил со старых приложений PHP, заменяя их аналогами, написанными на Python». Джейме добавил: «Работа с двумя или более платформами одновременно поможет лучше разобраться в них и понимать, в каких случаях их лучше использовать».
Хотя возможность использовать многоязычные микросервисы — это большое преимущество архитектуры, оно также может увеличить операционные издержки. Буэльта советует: «Надо знать меру. Нет смысла каждый раз использовать новый инструмент и лишать команды возможности делиться знаниями друг с другом. Конкретные цифры могут зависеть от размера компании, но, как правило, нет смысла использовать больше двух или трех разных языков без серьезной на то причины. Не надо раздувать стек технологий — тогда разработчики смогут делиться знаниями и начнут использовать имеющиеся инструменты наиболее эффективно».
Об авторе
Джейме Буэльта (Jaime Buelta) — профессиональный программист и Python-разработчик, который за свою многолетнюю карьеру познакомился со множеством различных технологий. Он разрабатывал программное обеспечение для различных областей и отраслей, включая аэрокосмическую, сетевую и коммуникационную, а также промышленные системы SCADA, онлайн-сервисы для видеоигр и финансовые сервисы.
В составе различных компаний он имел дело с такими функциональными областями, как маркетинг, менеджмент, продажи и геймдизайн. Джейме является ярым сторонником автоматизации и хочет, чтобы всю тяжелую работу выполняли компьютеры, позволив людям сосредоточиться на более важных вещах. В настоящее время он живет в Дублине и регулярно выступает на конференциях PyCon в Ирландии.
Просто о микросервисах
Вступление
Чуть ли не каждый второй, кто впервые сталкивается с MSA (Micro Service Architecture), на первых порах восклицает: «Да я эти микросервисы еще …надцать лет назад». Отчасти они правы. И я тоже был из этой самой половины, и не понимал — почему такой шум?
В самом деле! Ведь MSA — это тоже про разработку софта. Какие здесь могут быть революции? Все методики знакомы. В некоторых местах можно даже удивиться: «А разве бывает по-другому»? Фанаты Agile и DevOps тоже скажут, что это всё наше, родное.
Но всё же прошу вас набраться терпения и продолжить читать дальше.
Что такое микросервисная архитектура (MSA)
MSA — принципиальная организация распределенной системы на основе микросервисов и их взаимодействия друг с другом и со средой по сети, а также принципов, направляющих проектирование архитектуры, её создание и эволюцию.
Что такое микросервис (MS)
Понять суть микросервиса проще всего на сравнении, или даже противопоставлении его крупному приложению — монолиту. В отличии от MSA, я не буду давать определение микросервису, а перечислю его наиболее важные характеристики.
А дальше мы рассмотрим каждую из них подробнее.
Я выделил восемь свойств микросервиса:
Небольшой
Что такое «небольшой»? Такая малоинформативная формулировка! На самом деле, по-другому не скажешь. Каждый должен самостоятельно определиться с размером. Лучше всего на практике. В качестве индикативных оценок можно ориентироваться на рекомендации экспертов. Размер микровервиса должен быть таким, чтобы выполнялось одно из условий:
Независимый
Микросервисная архитектура — воплощение паттернов High Cohesion и Low Coupling. Всё, что противоречит этому, отвергается беспощадно. В противном случае команду ждут большие проблемы. Так что микросервис обязан быть независимым компонентом.
Здесь попрошу вас не начинать холивар о том, что же такое «компонент». Давайте в рамках этой статьи сойдемся на том, что
Компонент — это единица ПО, код которой может быть независимо заменен или обновлен.
Конечно любая мало-мальски серьезная программа пишется с разбиением на компоненты, которые, безусловно, основываются на тех же принципах. Но в монолите общая кодовая база открывает возможности для нарушения низкой связанности. И при слабой дисциплине рано или поздно код превращается в спагетти.
Под такую формулировку компонента подходят и сторонние библиотеки. Здесь сложнее с нарушением границ произвольными связями, но не на много.
В то же время методология разбиения на отдельные микросервисы вынуждает придерживаться жесткого их разделения, ведь они должны отвечать более жестким критериям независимости.
Так, каждый микросервис работает в своем процессе и поэтому должен явно обозначить свой API. Учитывая, что другие компоненты могут использовать только этот API, и к тому же он удаленный, минимизация связей становится жизненно важной.
Такое разделение дает явный выигрыш с точки зрения независимого развития разных компонентов. И с учетом этого различные языки вводят конструкции, позволяющие явное создание независимых компонентов (например, модули в Java 9), и это перестает быть прерогативой микросервисного подхода.
Не хочу, чтобы создалось впечатление, будто в микросервисной архитектуре запрещено использование библиотек. Их использование не приветствуется, поскольку так или иначе приводит к зависимостям между микросервисами, но всё же допускается. Как правило, это допущение распространяется на инфраструктурные функции вроде логирования, вызова удаленного API, обработки ошибок и тому подобного.
Независимость микросервисов позволяет организовать независимый жизненный цикл разработки, создавать отдельные сборки, тестировать и развертывать.
Поскольку размер микросервисов невелик, то очевидно, что в крупных системах их будет немало. Управлять ими вручную будет сложно. Поэтому команда обязана иметь приемлемый уровень автоматизации согласно Continuous integration и Continuous Delivery.
Где же микросервис (бизнес-потребность)
Итак, вы решили спроектировать новый микросервис.
Определение его границ — самый важный шаг. От этого будет зависеть вся дальнейшая жизнь микросервиса, и это серьёзно повлияет на жизнь команды, отвечающей за него.
Основной принцип определения зоны ответственности микросервиса — сформировать её вокруг некоторой бизнес-потребности. И чем она компактнее, чем формализованней её взаимоотношения с другими областями, тем проще создать новый микросервис. В общем, довольно стандартный посыл. На нем основывается создание любых других компонентов. Вопрос только в том, чтобы в дальнейшем выдержать эту зону ответственности, что мы и обсуждали в предыдущем параграфе.
Когда границы микросервиса заданы и он выделен в отдельную кодовую базу, защитить эти границы от постороннего влияния не составляет труда. Далее внутри микросервиса создают свой микромир, опираясь на паттерн «ограниченного контекста». В микросервисе для любого объекта, для любого действия может быть своя интерпретация, отличная от других контекстов.
Но что делать, если границы оказались неправильными? В этом случае изменение функциональности в новом микросервисе ведет к изменению функциональности в других микросервисах. В результате «поплывут» интерфейсы всех зависимых микросервисов, а за ними интеграционные тесты. И всё превращается в снежный ком. А если эти микросервисы ещё и принадлежат разным командам, то начинаются межкомандные встречи, согласования и тому подобное. Так что правильные границы микросервиса — это основа здоровой микросервисной архитектуры.
Чтобы минимизировать ошибки при определении границ, нужно вначале их продумать. Поэтому оправданным является подход Monolith First, когда вначале систему развивают в традиционной парадигме, а когда появляются устоявшиеся области, их выделяют в микросервисы. Но всё течет и меняется. И границы тоже могут меняться. Главное, чтобы выигрыш от разбиения превышал сложности пересмотра этих границ. Такой подход к постепенному формированию набора микросервисов похож на итерационное развитие, используемое в Agile, ещё его называют «эволюционным проектированием» (Evolutionary Design).
Есть ещё одно интересное следствие создания микросервисов, соответствующее закону Конвея (Conwey Law).
Если организация использует монолитное приложение, то оно нарушает соответствие структуре и коммуникациям внутри организации. А команды разработчиков строятся вокруг архитектурных слоев монолита: UI, серверная логика, база данных.
Микросервисная архитектура приводит IT и бизнес в гармонию, с точки зрения Конвея. Поскольку микросервисы формируются вокруг бизнес-потребностей конкретных бизнес-подразделений, то архитектура предприятия начинает повторять оргструктуру и каналы социальной и бизнес-коммуникации. А команды становятся кроссфункциональными и формируются вокруг этих бизнес-потребностей / бизнес-подразделений.
Поскольку разные микросервисы получаются независимыми не только логически, но и технологически, а создавать их могут разные команды, ничто не мешает для каждого случая подбирать подходящие языки программирования, фреймворки и даже операционные системы.
Интеграция. Smart endpoints and dumb pipes
Интеграция микросервисов обходится без ESB, как центрального промежуточного звена. Наверное, комьюнити уже натерпелось от неудачных вариантов реализации этого подхода. То, что были и удачные — не принимается в расчет. Впрочем, ESB ещё и противоречит таким критериям как децентрализация и независимость. Таким образом, сложность интеграции распределяется с центрального звена в виде ESB непосредственно на интегрируемые компоненты: «умные конечные точки».
Здесь есть дилемма. Конечно бинарные протоколы гораздо эффективнее. Но, во-первых, появляются технологические ограничения. Во-вторых, на бинарных протоколах сложнее реализовывать шаблон Tolerant Reader, сохраняя эффективность. В-третьих, опять появляется зависимость провайдера и потребителей, поскольку они оперируют одними и теми же объектами и методами, то есть связаны по кодовой базе.
Другая отличительная черта взаимодействия микросервисов — синхронные вызовы не приветствуются. Рекомендуется использовать один синхронный вызов на один запрос пользователя, или вообще отказаться от синхронных вызовов.
И еще пара замечаний.
Design for failure для распределенной системы
Одно из наиболее критичных мест в микросервисной архитектуре — необходимость разрабатывать код для распределенной системы, составные элементы которой взаимодействуют через сеть.
А сеть ненадежна по своей природе. Сеть может просто отказать, может работать плохо, может вдруг перестать пропускать какой-то тип сообщений, потому что изменились настройки файрвола. Десятки причин и видов недоступности.
Поэтому микросервисы могут вдруг перестать отвечать, могут начать отвечать медленнее, чем обычно. И каждый удаленный вызов должен это учитывать. Должен правильно обрабатывать разные варианты отказа, уметь ждать, уметь возвращаться к нормальной работе при восстановлении контрагента.
Дополнительный уровень сложности привносит событийная архитектура. А отладку такой системы — не одного микросервиса, а системы, где много потоков разнонаправленных неупорядоченных событий — даже трудно представить. И даже если каждый из микросервисов будет безупречен с точки зрения бизнес-логики, этого мало. По аналогии со спортом, «звёзды» не гарантируют звездную команду, ведь в команде важнее не «звезды», а слаженность всех её игроков.
И поскольку сложность таких систем очень высока, то проблему решают так.
Децентрализация данных
Каждому микросервису по своей базе данных!
Лозунг популиста на выборах.
На самом деле и в монолите можно побороться за изолированность компонентов, например, на уровне серверного кода. Если время от времени изоляция даёт течь, современные инструменты предлагают продвинутые инструменты рефакторинга. Пользуйтесь. Хотя, как правило, на это находится время, только когда дела уже совсем плохи.
Теперь опустимся ниже, на уровень базы данных. Почему-то здесь на изолированность обращают внимание гораздо реже. В результате через пару тройку лет активного развития в базе данных монолита образуется если не хаос, то энтропия продвинутого уровня. Чтобы её побороть, мало уже одной строчки в бэклоге. Необходимы месяцы кропотливого и долгого труда.
В микросервисной архитектуре это решается гильотиной. Общей базы данных просто нет.
Помимо изолированности есть и побочные плюсы. Например, легче реализовать Polyglot Persistence, когда база подбирается под конкретные цели. Ничто не мешает делать это и без микросервисов, и так часто делают. Но всё же в одном случае это закон, в другом — исключение.
У этой медали есть оборотная сторона. Много баз, много контекстов, как их все согласовать? Старая техника распределенных транзакций сложна и обладает низкой скоростью. Возможно это иногда можно пережить. А вот необходимость синхронного взаимодействия нескольких микросервисов не может устраивать, и это не побороть.
Проблема решается нетрадиционно для монолита: отказом от постоянной согласованности данных. Добро пожаловать в мир Eventual consistency. На первых порах это вызывает волну «справедливого» гнева. Но если разобраться, то нужна ли повсеместно немедленная согласованность данных по окончании транзакции? При детальном рассмотрении значительную часть случаев можно отбросить. Где возможно, заменяют одну распределённую транзакцию серией локальных с компенсационными механизмами. Где-то мирятся с временной несогласованностью. А возможные ошибки либо обрабатывают за счет более сложной архитектуры, либо благодаря данным мониторинга. Если ничего не получается, то в особо экстремальных случаях всё же используют распределенные транзакции. Но это, с моей точки зрения, нарушение принципов MSA.
Монолит против микросервисов
Микросервисный подход несет довольно много проблем. Их найти не трудно и каждый может поупражняться.
Например, организационные вопросы. Как удержать в согласованном по версиям состоянии сотню микросервисов, которые еще и постоянно и непредсказуемо редеплоятся. А доступ к средам у каждого инженера каждой команды? Какая команда напишет интеграционные тесты? И если кто-то согласится, то попробуй еще их напиши для такой запутанной конфигурации. А если возникает ошибка, то чья она? Только той команды, у которой сломалось? Как не узнать вечером в пятницу, что версия API N-го сервиса, которой вы пользуетесь, вдруг стала deprecated?
Да, это действительно проблемы. Но команды, которые практикуют Agile и DevOps, уже знают решение. Поэтому начинать путь к микросервисной архитектуре стоит с внедрения этих практик.
Кроме организационных есть и чисто архитектурные. Как перейти от монолита, где всё синхронно, согласованно и едино, к распределенной событийной архитектуры, основанной на множестве мелких элементов, в которой надо учитывать возможную неконсистентность данных? Одного этого достаточно, чтобы задуматься: а стоит ли игра свеч? На этом фоне, например, падение скорости обработки одного запроса кажется мелочью. Хотя бы работает!
Тогда зачем? Если у вас нет проблем с вашим «монолитом», то не надо их искать.
Но если проблемы есть, то посмотрите на плюсы MSA, и возможно она спасет вас.
Разбиение на независимые компоненты даёт безусловные и неоспоримые преимущества: легкое понимание контекста, гибкость развития, управления и масштабирования. Независимость и небольшой размер дают и неожиданные плюсы с точки зрения инфраструктуры. Вам теперь не нужна монструозная машина за 100500 долларов. Микросервисы можно устанавливать на обычные дешевые машинки. И окажется, что даже все вместе они будут стоить на порядок меньше, но работать эффективнее той самой супермашины, на которую у вас в организации, наверняка, молятся и сдувают с неё пылинки.
Здесь уместен другой лозунг от популиста. Хотя, как и предыдущий, он вполне серьезен.
Каждому микросервису по своему серверу!
Продолжим агитировать за микросервисы. Посмотрим на лидеров IT-индустрии: Amazon, Netflix, Google и другие показывают впечатляющие результаты. Их гибкость и скорость вывода новых продуктов поражают. Поэтому игра точно стоит свеч! Здесь уместно вспомнить, что в упомянутых организациях команд «уровня бог» не одна и не две. Им сложности микросервисной архитектуры вполне по зубам. И если предложить создать монолит, то они и его сделают так, что он будет сверкать путеводной звездой.
А, например, Amazon вполне себе работал на монолите, уже будучи гигантом и имея миллиардные обороты. Сайт газеты Guardian до сих пор, а возможно и навсегда, базируется на микросервисах вокруг монолита. Это говорит о том, что значительная часть задач успешно, а зачастую и легче, решается без привлечения микросервисов.
И всё же это не значит, что микросервисы не для вас. Не боги горшки обжигают. Но бросаться с головой в омут тоже не стоит. Для микросервисной архитектуры команда должна быть достаточно зрелой. Один из главных критериев: использует ли она Agile и DevOps? Команда должна быть грамотной. Это сложно формализовать, но всё же попробуйте трезво оценить возможности. Например, насколько команда продвинута в Reactive и Event-Driven Architecture? К тому же команда должна иметь подготовленную инфраструктуру для поддержки микросервисной системы.
Впрочем, достаточно. Просто попробуйте. Надеюсь, получится и понравится.