Микросхема 4558 чем лучше заменить
Характеристики и DataSheet микросхемы 4558D
Согласно своим техническим характеристикам указанным в datasheet, интегральная микросхема 4558D представляет собой сдвоенный операционный усилитель. Она отличается высоким коэффициентом усиления и имеет встроенную защиту от короткого замыкания. Ее изготавливают на едином кремниевом кристалле с использованием усовершенствованной эпитаксиальной технологии. Данное устройство широко применяется в аудиосистемах, радиомикрофонах, подслушивающих устройствах.
Цоколевка
Сдвоенный операционный усилитель 4558D выпускается в корпусе DIP8. Существуют также аналогичные микросхемы, изготавливаемые в других упаковках: 4558M в DMP8, 4558V в SSOP8, 4558L в SIP8, 4558D в SOP8. На рисунке ниже можно увидеть, как расположены выводы этой микросхемы и ознакомиться с ее внешним видом.
Назначение выводов по порядку:
Технические характеристики
Характеристики интегральной микросхемы 4558D, так же как и для транзисторов, делятся на две категории: максимально допустимые и электрические. Рассмотрим предельно допустимые характеристики. Все данные получены путём тестирования при температуре +25 О С, если для конкретного значения не указаны другие условия.
Перечислим предельные режимы:
Кроме предельных существуют также электрически. При тестировании большинства параметров соблюдались следующие режимы измерения: напряжение питания VS = ± 15 В, сопротивление температура окружающего воздуха Tamb=25 О С. Другие значения, при которых проводились те или иные конкретные измерения, приведены в таблице в специальной колонке «Режимы измерения».
Аналоги
Производители
Среди крупнейших производителей данной микросхемы можно назвать такие компании: New Japan Radio, Philips Semiconductors, Texas Instruments, Fairchild Semiconductor, ARTSCHIP ELECTRONICS. В отечественных магазинах, чаще всего, можно найти продукцию выпущенную на предприятиях New Japan Radio и Texas Instruments. Реже встречаются изделия других фирм.
Схемы включения 4558d можете найти в datasheet на устройства, кликнув по ссылки выше с названием производителя.
Тема: OPA2134 vs 4558C vs Audigy 2
Опции темы
Выручайте! Занялся заменой ОУ на 2134. Дабы исключить плацебо, мощь которого колоссальна, доки на мелкосхемы читать не стал и, для чистоты эксперимента, сравнивал 2134 с 4558С (4556А на
18000 (затихают), на 2134 изменения/искажения слышны уже с
18000 (затихают), на 2134 изменения/искажения слышны уже с
Говорят, разница очень невелика, далеко не пропорционально цене.
В том-то и дело, что глухим никогда не был, от «дешевого» звука морщило всегда, как от лимона, потому старался покупать максимум в меру возможностей.
И еще сфотай внутренности одной из колонок, фильтр точнее, который в ней стоит, покрупнее.
Завязывайте с этим, пока карту не спалили.
Даташиты, не плацебо, там есть почти все, и безо всяких сомнительных экспериментов.
Прежде чем совать другие ОУ, хотя бы выяснили какое питание у штатных..
У OPA2132 и OPA2134 питание до 18В, у 4558С до 22В. Это почти стандартная процедура замена ОУ на звуковых картах, уж пол страны сделало, у меня 2 года работала нормально такая Аудижи и сейчас жива.
Доработка свена была как раз следующим шагом, где будет немало вопросов. На данный момент задача выяснить однозначную разницу с целью заказа и замены остальных ОУ, с которой (имхо) вполне могут справиться 2 пары качественных наушников, которые в отличие от акустики сомнений не вызывают. Насколько предложенный мной вариант целесообразен? Вот этот пост наиболее близко отражал мои ожидания.
В данном случае, на них идет вообще 5 вольт.
Да, как только с 1 проблемой разберусь. Там, помнится, электролит стоит, который требует замены на пленку. Случилось так, что отошел от дел на несколько лет, сейчас пытаюсь восполнить пробелы.
Creative Labs, может запросто нагородить однополярное питание.
Так и делают в ряде продуктов..
P.S. На самом деле, я этим тоже грешу, переделал USB X-Fi HD, и добился мега-результата от нее, но не читая даташиты, не имея осциллографа, это безрассудство.
JazMan, При всем уважении, вы полагаете, что человек создавший эту тему услышал о предмете дискуссии в маршрутке и принялся все перепаивать? Была прочитана не одна сотня страниц и не один десяток даташитов, надо полагать, человек совершенно точно представляет, что он делает, какие цели преследует и, уж тем более, понимает какое питание используется и т.д. Склоняюсь к тому, что предложение про доки было понято буквально.
AWE32 Думаю я облегчу вам жизнь. Если хотите заменить опер ставьте 2134 хуже точно не будет. А вот улучшений на ваших теперешних колонках вжисть не расслышать. Не обижайтесь, но кроме как стандартный ДК они больше никуда не годятся. Это бюджетное решение и ничего в них перепаивать не нужно, улучшения будут, но минимальные, т.к качество самих динамиков далеко не фонтан. Оно того не стоит.
Я, было дело менял опер на X-Fi экстрим геймере, ставил AD8066. Тестировали на колонках Ihoo 5,1 и Greenwave KF-21, казалось бы колонки не самые плохие, но какой либо разницы на них расслышать не удавалось, как ни старались, а на ВЧ нам так совсем не понравился звук. Перепаял обратно на 4558. Дубль два был уже даже не с KF-21, а с неким подобием ОПТИМЫ (с другим СЧ-НЧ динамиком) и качественным дискретным усилителем. Вот тут то и проявилась вся разница от замены опера и она была ооочень ощутимой.
П.С. Совет насчет ваших IHoo, если менять их не собираетесь.
Скрытый текст
1. Добросить все таки в питание хотя бы еще 4700мкф.
2.Там в сабе динамик совпадает по размеру с динамиками 10гдн и 20 гдс. Советую раздобыть таких динамиков, только обязательно с резиновым подвесом и поэкспериментировать с заменой. Конечно в идеале нужно их все померить и выбрать наиболее подходящий, но можно и обычным подбором, на слух, мы так и делали. Благо этих динамиков сейчас можно найти где угодно.
У нас отлично подошел один из 20гдс. Бас получили гораздо более упругий и собранный, а не гудящий как с родным дином и ничем не уступающий по звуковому давлению тому же родному динамику. Это при том, что на родном была надпись 50вт.
Все относительно конечно, в том числе и от схемы подключения. Но у TDA2030 THD = 0.1% при 8 Ом, а у TDA2050 THD = 0.02 %. В 5 раз все же разница.
Сей шаг был предпринят ввиду больших сомнений относительно опыта некоторых людей с акустикой в 20-30$. Какие высокие. какие низкие. какая панорама. о чудо. Лисицу сыр пленил. Какие перышки. какой носок. И, верно, ангельский быть должен голосок. Не нашел никого, кто сравнивал бы именно на ходу, почти уверен, что часть их комментариев имела бы иной характер. Очень напоминает рассуждения о винах, шмотках модных кутюрье и предметах искусства, где самым веским аргументом в ту или иную пользу является авторитет человека/бренда.
Конечно, без этого никуда, но цифры на бумаге и на практике часто очень расхожи, в угоду тому, что пишутся для конкретного изделия, а не комплекса в котором ему предстоит работать. Иными словами, выдающиеся характеристики могут быть похоронены еще в самом начале, как в случае с плохим ЦАП, так и в самой АС.
500р/шт, а вот динамики, видимо, влетят в приличную сумму, которой не располагаю, если подскажете какие лучше ставить и стоимость, буду признателен. Если на такой шаг не отважусь, то постараюсь переделывать по возможности, опираясь на уже высказанные здесь советы про эту АС.
Тема: Посоветуйте замену NE4558N для твика CD.
Опции темы
Alcher, панельки впаять надо и подобрать что больше понравится, дешевый вариант замены ne5532, лучше opa2134, хороший ad823, кто еще что добавит в список?
И скажите пожалуйста, в случае замены, надо менять обвязку микрухи? Если надо, сам, боюсь, не справлюсь.
В этом проигрывателе, если по уму, нужно выкинуть ключи 4066, избавиться от встроенного в PCM61 опера, взять выход по току и сделать новый I/U преобразователь, к примеру на AD811. Можно использовать резистор ОС, встроенный в ЦАП. У Lynxa это есть (для 1865 вроде). Я так делал в 620 и 490 Denon. А замена оперов не дает особенного прироста качества звука.
да, ключи уберете- эффект слышимее будет чем от замены опера.
Для меня это слишком круто! Хотел только убрать ключи на выходе, заменить вых. кондеры, кондеры питания и, вот, сейчас интересуюсь операционниками. А если замена оперов мало что дает, да ну их на фиг.
даёт, даже если дешёвые НЕ5532 поставишь,разница будет слышна
неа, ИМХО
Добавлено через 25 минут
Где ж я пленочку на 100мкФ возьму?
6.8-10 вполне достаточно, я ставил 2.2 к73-16 в дешевую соньку, но и ключи убрал и опера на 5532 поменял, разница очень большая, его стало можно слушать
А какой умный человек туда 100 поставил? 4,7 за глаза, может даже 2,2. Сразу после цапа рекомендую AD823. Он высокочастотные импульсные песни и пляски на выхлопе лучше всех переносит.
Меня тоже удивляет, но стандартно на выходе сидюка встречается 100мкф, а на входе усилителя 10 или 22
Стабильный жучок на микросхеме ВА4558 и транзисторах S9018
Технические характеристики усилителя:
Усилитель собран на трех дешёвых микросхемах TDA2030A и операционнике 4558D или можно использовать их аналоги.
TDA2030A, TDA2040, TDA2050, LM1875, D1875, К174УН19
Рекомендую использовать для усилителя: TDA2050 Только оригинал (Микросхема снята с производства, очень много подделки, пере маркировки из TDA2030 в TDA2050), LM1875 для саба.
TL072, AD712, ECG858M, NJM072D, TA75072P, OPA2131, OPA2604
Цоколевка
Сдвоенный операционный усилитель 4558D выпускается в корпусе DIP8. Существуют также аналогичные микросхемы, изготавливаемые в других упаковках: 4558M в DMP8, 4558V в SSOP8, 4558L в SIP8, 4558D в SOP8. На рисунке ниже можно увидеть, как расположены выводы этой микросхемы и ознакомиться с ее внешним видом.
Назначение выводов по порядку:
Схема простого микрофонного предусилителя на одном транзисторе
Данная схема микрофонного предусилителя работает как с динамическим, так и с электретными микрофонами.
Динамические микрофоны по конструкции схожи с громкоговорителями. Акустическая волна оказывает воздействие на мембрану и на прикрепленную к ней акустическую катушку. В момент колебания мембраны, в катушке, находящейся под воздействием магнитного поля постоянного магнита, образуется электрический ток.
Работа электретных микрофонов базируется на возможности определенных видов материалов с повышенной диэлектрической проницаемостью (электретов) менять поверхностный заряд под воздействием акустической волны. Данный тип микрофонов отличается от динамического высоким входным сопротивлением.
При использовании электретного микрофона, для смещения напряжения на микрофоне, необходимо установить сопротивление R1
микрофонный усилитель на одном транзисторе
Поскольку эта схема микрофонного усилителя для динамического микрофона, то при использовании электродинамического микрофона его сопротивление должно быть в диапазоне от 200 до 600 Ом. При этом C1 необходимо поставить до 10 мкф. Если это будет электролитический конденсатор, то его плюсовой вывод необходимо подключить в сторону транзистора.
Технические характеристики
Характеристики интегральной микросхемы 4558D, так же как и для транзисторов, делятся на две категории: максимально допустимые и электрические. Рассмотрим предельно допустимые характеристики. Все данные получены путём тестирования при температуре +25ОС, если для конкретного значения не указаны другие условия.
Перечислим предельные режимы:
Кроме предельных существуют также электрически. При тестировании большинства параметров соблюдались следующие режимы измерения: напряжение питания VS = ± 15 В, сопротивление температура окружающего воздуха Tamb=25 ОС. Другие значения, при которых проводились те или иные конкретные измерения, приведены в таблице в специальной колонке «Режимы измерения».
AudioKiller’s site
Я переделал плату и выпускаю ее в промышленном варианте: новая улучшенная плата для предусилителя. |
Для активного саба нужен предусилитель, выполняющий множество функций. Это:
Из всех этих устройств не всегда используется только корректор Линквица, который очень полезен для акустического оформления типа «закрытый ящик» (хотя есть еще вариант настроить фазоинвертор на частоту, намного ниже оптимального значения, а образовавшийся спад АЧХ скорректировать, но это пока не формализовано никак и расчетов никаких нет). Описание корректора (трансформатора) Линквица, программа для его расчета и то, как ею пользоваться — в статье «Профессиональный» расчет корректора Линквица (Linkwitz transform).
Блок-схема усилителя показана на рис. 1 (немного нестандартным образом, но понятно).
Рис.1. Блок-схема предусилителя
Взаимное расположение блоков может быть любым, т.к. перегрузочная способность операционных усилителей довольно велика. Но все равно, лучше сначала по возможности обрезать все лишнее, а потом поднимать уровень корректором Линквица (в зависимости от исходных данных, он может поднимать усиление на НЧ раз в десять и более, поэтому заранее подавив ненужные низкие, мы избежим всяческих перегрузок наверняка).
Файл со схемой и разводка печатной платы — в конце статьи. Теперь рассмотрим эту схему поблочно и подробно. Начнем с того, что нумерация блоков не совпадает с их порядком появления на схеме. Я пошел на это после долгих раздумий и скрепя сердце. Дело в том, что в упомянутом мною расчете корректора Линквица уже нарисована схема корректора и сабсоник-фильтра, причем там производится ее расчет и всяческая оценка работы. Поэтому я сохранил эти две схемы точь-в-точь, вплоть до нумерации элементов (там на схеме есть еще другие блоки, но все остальное я сделал по-своему, в некоторых местах лучше, чем там). А по той нумерации это были блоки номер 2 и 3. И у меня они сохранили те же номера.
Многие сабвуферы, продающиеся в магазинах, имеют нижнюю рабочую частоту 40, а то и 50 Гц. Это не сабвуфер. Это — недоразумение. Ведь 50 Гц могут воспроизвести обычные колонки! Я не скажу, что они от этого будут в восторге, но тем не менее. Нижняя граница настоящего саба должна быть менее 30 Гц. Хорошего 20 Гц. Можно играть и еще ниже — это будет только лучше. Не будем об этом спорить — я излагаю свое мнение, которое взялось отнюдь не на пустом месте. На мой взгляд нижняя граничная частота должна лежать в пределах 15…20 Гц. Из этого я и буду исходить (кому не нравится — описываемая схема позволяет сделать саб даже с частотным диапазоном от 70 до 160 Гц! Творите на здоровье!). Верхняя частота должна быть порядка 80 Гц (в некоторых случаях такое значение является стандартным). Но в данном предусилителе верхняя частота равна примерно 160 Гц — на всякий пожарный случай.
Первый блок — входной усилитель.
Он имеет 2 типа входов — линейный и высокого уровня (колоночный). Входов каждого типа два — для левого и правого каналов соответственно. Входное сопротивление по каждому входу 47 кОм. Линейные входы на схеме обозначены как in L и in R, а колоночные как Hi L и Hi R.Коэффициент усиления по линейному входу:Ку лин = 2 * R107 / R101 = 2 * 2,5 = 5Множитель2 появляется потому, что сигналы 2-х каналов суммируются (а басы обычно разводят в центр стереопанорамы), поступая в сабвуфер с обоих каналов.Коэффициент усиления по входам высокого уровня:Ку ву = 2 * R107 / R103 = 2 * 0,15 = 0,3 (т.е. сигнал ослабляется в 3 раза)В любом случае коэффициент усиления можно менять, причем лучше сначала пытаться изменить R107, а потом уже и R103 и R104. R101 и R102 менять можно, но они должны оставаться в пределах 27…75 кОм, иначе или можем перегрузить выход источника малым сопротивлением, или нахватать помех по входу.Коэффициент усиления — эта именно та штука, которая устанавливается индивидуально. Он зависит от чувствительности усилителя мощности сабвуфера, усиления коректора Линквица и уровней входных сигналов (линейном и/или колоночном). Можно не бояться сделать коэффициент усиления раз в 5…7 больше, чем нужно — регулятор уровня может ослабить сигнал почти в 50 раз (поэтому даже хорошо иметь некоторый запас по усилению).
Резисторы R105 и R106 нужны для снижения входного сопротивления, чтобы если высоковольтные входы не используются, то помехи на эти входы не наводились сверх меры.
Я не сторонник колоночных входов — это самое низкое качество звучания — и никогда их не использую. Но для универсальности я их включил в схему. Кому не нужно — можно не использовать, тогда лучше вообще исключить R103 — R106, С103, С104. Или же исключив R105, R106, а R103, R104 сделав равными R101, R102, можно получить 2 пары линейных входов. Например одна пара для ресивера домашнего кинотеатра, а другая — для музыкального стереоусилителя.
Конденсатор С105 совместно с резистором R107 образуют фильтр низких частот (ФНЧ) 1-го порядка, обрезающий частоты выше 400 Гц. Он обеспечивает начальную фильтрацию сигнала, «отрезая» все «несабовские» частоты. Для других значений R107, емкость конденсатора вычисляется по приведенной формуле. Частоту среза можно снизить, увеличив емкость конденсатора. Но увлекаться этим не стОит — все равно есть еще один фильтр. Емкость при этом увеличиваем не более чем в 2 раза (тем самым частота снижается вдвое), если частоту среза снизить еще, станет заметно влияние фильтра на сигнал (сдвиг фазы).
Входные конденсаторы С101-С104 обрезают частоты ниже 3,5 Гц. Это вполне безобидное значение, и влияние конденсаторов на сигнал незаметно. Увеличивать их емкость нет особого смысла, а вот уменьшить при желании можно, но не более чем в два раза — ведь мы хотим сделать хороший сабвуфер, играющий от 15…20 Гц, поэтому с обрезанием низких нужно быть осторожным — еще нарежемся!
Что делать, если у источника (например ресивера) есть специальный выход на сабвуфер? Элементарно — подключаем его к одному из каналов линейного входа. А лишние детали можно не впаивать!
Следующий блок: фильтр инфранизких частот (ИНЧ) — сабсоник.
Это фильтр 2-го порядка. Он не всем нравится — есть ряд высказываний, что он «звучит» хуже, чем фильтр 1-го порядка. Я с таким мнением категорически не согласен! Вот мои аргументы (не строго сформулированные, для «широкого круга»):Фильтр настроен на частоту 10…15 Гц, которую мы наверняка не слышим, что там может «не звучать»? А на более высоких (20-30 Гц) он уже и не влияет.Частота среза фильтра ниже рабочей частоты динамика, поэтому снижение качества звучания динамика на нерабочих частотах перекрывает «вред» фильтра. На самом деле все наоборот — фильтр обрезает именно те самые частоты, на которых качество звучания динамика плохое.У нас в схеме стоИт корректор Линквица, который «задирает» низкие частоты, поэтому фильтр 1-го порядка всего лишь скомпенсирует этот подъем на НЧ, т.е. «вернет все на исходную». И только 2-й порядок (и выше) способен создать спад АЧХ на инфранизких частотах.Хорошо бы снизить не только АЧХ по напряжению на динамике, но и снизить смещение диффузора динамика на нерабочих частотах. А смещение имеет такое свойство, что при линейной АЧХ по напряжению, оно (смещение) растет пропорционально уменьшению частоты. Так что, для того, чтобы уменьшать смещение, нужно повышать порядок фильтра.
Посчитаем его. Итак, увеличиваем порядок сабсоника и наблюдаем за результатом:
Итак, какой порядок лучше всего? Выходит 3-й?! А у нас только второй. Но это тоже неплохо, потому что есть блок, в котором мы еще слегка пофильтруем, и получится то что надо. А на самых низких еще и входные конденсаторы (С101-С104) помогут.
Если по файлу расчета счтать трудно, то можно воспользоваться упрощенным методом. Он упрощен в том, что добротность фильтра фиксирована Q=0,7. Это фильтр Баттерворта. Его рассчитать просто:
1. Задаемся частотй среза фильтра — это самая низкая частота, которую должен воспроизводить сабвуфер (точнее, к сабу будет подводиться сигнал начиная с этой частоты, а сыграет ее саб, или нет — это его проблемы).
2. Задаемся емкостью конденсаторов, емкость выбираем из таких значений: С201 = С202 = 0,22 мкФ или 0,33 мкФ или 0,47 мкФ или 0,68 мкФ.
3. По графику зная частоту и емкость находим значение сопртивления резистора R201
4. R202 = 2 * R201 (т.е. R202 в два раза больше, чем R201).
Емкость лучше выбирать такой, чтобы оба сопротивления (R201 и R202) лежали в диапазоне 20…80 кОм.
Третий по счету — регулятор уровня.
Ну, это элементарный повторитель. Несколько «хитростей»:Резистор R401 не дает установить регулятором нулевую громкость (пределы регулировки уровня 45…50 раз в зависимости от разброса сопротивлений). Это сделано намеренно — кому нужна нулевая громкость? Тогда уж проще выключить. Зато никогда не покажется, что «саб не работает» от установки этого регулятора «в ноль».Резистор R402 нужен для того, чтобы при отсутствии потенциометра Р401 вход ОУ ОР2.1 не «висел в воздухе» (при этом его потенциал неопределен, и все окрестные помехи слетаются как мухи на мед). То же самое может произойти при случайном пропадании контакта движка потенциометра Р401 с дорожкой. Поэтому исключать R402 нельзя (если в каком-то устройстве при вращении ручки громкости вы слышыте противный треск в колонках, будьте уверены — такого резистора в той схеме нет!).С401 — это тот самый дополнительный порядок сабсоника, о котором я говорил. Его частота среза должна быть раза в 2…3 ниже частоты основного сабсоника. Таким образом достигается компромисс между низким порядком (и приемлимым сдвигом фазы) и качественной фильтрацией. При номиналах, указанных на схеме, частота его среза около 5 Гц.
Итак, кроме штатного ИНЧ фильтра у нас еще два дополнительных бастиона входные конденсаторы, и С401. В чем разница? А в том, что полной уверенности во входных конденсаторах нет — их работа зависит от той цепи, к которой они подключены. А кто его знает, то будет там на выходе источника сигнала? Поэтому-то я и сделал их частоту такой низкой — чтобы они ни при каких обстоятельствах не повлияли на работу системы. А вот С401 находится внутри, все чужие влияния нам известны, и мы можем с уверенностью использовать его для фильтрации. Или не использовать, если вас пугают высокие порядки фильтра. Для себя я его еще не считал, поэтому задал самое «безопасное» значение.
Дальше идет, собственно, сам корректор.
О нем писать практически нечего — почитайте о том, как правильно, точно и просто рассчитать корректор: Расчет корректора Линквица (Linkwitz transform) и статью Применение корректора Линквица для усиления басов, где рассказывается о корректоре Линквитца, зачем он нужен, как работает и как его правильно использовать. Заодно произведете его расчет, и все значения резисторов и конденсаторов станут известны.Нумерация элементов на схеме совпадает с нумерацией в файле расчета, поэтому никаких номиналов я не указываю — у каждого они будут свои.Особо нужно сказать только о конденсаторе Сх. Он не входит в сам корректор, а служит для улучшения устойчивости цепи, являясь опять-таки фильтром НЧ (т.е. НЧ он как раз пропускает, обрезая высокие где-то на уровне 3 кГц). Его исключать из схемы я очень не рекомендую даже в случае применения хорошего качественного ОУ — от него кроме пользы, никакого другого вреда нет.Если кто будет повторять такой фильтр для обычных колонок (чтобы расширить их диапазон вниз), то емкость нужно уменьшить раз в 8 от значения, вычисленного по формуле.Поскольку значение Сх зависит от сопротивления R301, то управляя последним, можно получить нужное значение Сх. Для чего нужное? С одной стороны, Сх не должно быть меньше 47 пФ — иначе оно станет соизмеримым с емкостью монтажа, и не будет влиять на цепь. А вот неизвестно какая емкость монтажа на цепь повлияет, только неизвестно как. С другой стороны, здравый смысл рекомендует ограничить Сх значением не более 2000…3000 пФ.Итак, если получается, что значение Сх, расчитанное по формуле, лежит в пределах 47…3000 пФ, то все в порядке (оптимальный диапазон 100…1000 пФ). Если в заданный диапазон не попадаем, то нужно пересчитать номиналы элементов корректора Линквица так, чтобы Сх оказалось в нужном диапазоне.
Предпоследний блок: ФНЧ-кроссовер, задающий верхнюю границу диапазона воспроизводимых частот.
Это обычный ФНЧ 2-го порядка с характеристикой Бесселя. Частота его среза от 40 до 160 Гц при максимальном и минимальном сопротивлении потенциометра Р501 соответственно. Этот потенциометр должен иметь линейную зависимость сопротивления от угла поворота.Почему выбрана аппроксимация именно по Бесселю? Да, такой фильтр дает самый плавный (наименее крутой) излом АЧХ, зато у него и самая лучшая фазовая характеристика. Частота среза этого фильтра определяет согласование сабвуфера с остальными колонками в системе, так что более плавный спад АЧХ и хорошая ФЧХ очень даже нам на руку.Резистор R503 (как и R402) задает нулевой потенциал по постоянному току на входе ОУ ОР3.1 независимо от того, что там происходит с регулятором Р501.
И, наконец, регулятор фазы.
Я долго выбирал между плавным регулятором и фиксированным, но все же предпочтение отдал последнему. С одной стороны плавный регулятор вроде бы позволяет выставить фазу точь-в-точь, но это только на первый взгляд. У плавного регулятора сдвиг фазы зависит от частоты. На рисунке слева каждая линия соответствует определенному положению ручки регулятора.
И какой же сдвиг фаз получается в каждом ее положении? Например «в зеленом» от 50 до 125 градусов в рабочем диапазоне частот.Таким образом получается, что пытаясь сделать «более точный» плавный регулятор на деле получаем новый головняк — ведь теперь правильно настроить фазу станет еще сложнее — на разных частотах она разная и у сабвуфера, и у регулятора фазы (т.е. в домашних условиях настройка невозможна без специального оборудования, обычной в таких случаях бутылкой не обойдешься!). То есть к неизвестно какой ФЧХ (по звуковому давлению) сабвуфера прибавится неизвестно какая (но не линейная — это точно) ФЧХ корректора.На самом деле, у плавного регулятора преимущество все же есть: если изначально знать ФЧХ сабвуфера, то можно спроектировать регулятор таким образом, чтобы его ФЧХ компенсировало сабовскую. Тогда получается «два в одном» — и регулятор, и компенсатор!Почему я не привожу здесь такую схему — да потому, что мне неизвестна ФЧХ сабвуфера! А в фиксированном регуляторе фаза сигнала от частоты совершенно не зависит (я имею ввиду только блок регулятора фазы, фильтры-то крутят фазу дружно и весело, и корректор Линквица вместе с ними).
Он устроен очень просто — есть инвертор, и мы снимаем сигнал или с его входа, или с его выхода. Внимание! Правый по схеме вывод переключателя (соединенный с С601) на печатной плате расположен посередине между левыми по схеме выводами. Провода, идущие к переключателю, могут «ловить» помехи, поэтому их желательно делать максимально короткими.Кстати, если предусилитель установлен в сабвуфере близко с усилителем мощности (и намертво к нему подключен), и у мощника вход закрытый (т.е. имеется входной конденсатор), то элементы С601, R603, R604 не нужны.
Конструкция и детали.
Печатная плата устройства приведена в конце статьи. Она выполнена с помощью программы Sprint-Layout v. 4.0, которую легко найти в Интернете. Разводка платы хорошая, но не суперская в плане экономии места.
Желтой линией обозначен провод в изоляции, припаиваемый на плату со стороны печатных проводников.
Я не использовал SMD компонентов, и не старался сильно уплотнить монтаж. Зато она доступна для изготовления начинающим (а зубры для себя и схему сами разработают, и печатку разведут!). Широкие проводники кроме малого сопротивления, имеют также свойство, что не отслаиваются от платы при перегреве. Только паяйте осторожно, чтобы не коротнуть между дорожками мостиком из припоя!
Операционники — в принципе любые сдвоенные ОУ широкого применения зарубежного производства. Их много разных (4558, 4560, 4580 и т.п.), причем совсем не обязательны быстродействующие и высококачественные. Хотя наверняка ОРА2134 будет работать лучше, я не думаю, что разница будет очень заметна. Но себе я планирую именно эту микросхему.
Если какие-то из этих блоков не нужны — можно их и не запаивать, а отсутствующий блок заменить перемычкой на плате.
Иногда спрашивают, почему для подключения потенциометра регулировки частоты среза ФНЧ предусмотрено 4 контакта, если у потенциометра 3 вывода, а поскольку используется сдвоенный потенциометр, то выводов получается 6? Дело в том, что потенциометр включается реостатом, и реально используются только один средний и один крайний выводы у каждого. Итого по два вывода. Для лучшей работы, неиспользуемый крайний вывод переменника подключается к среднему:
Учтите, что на рисунке справа вверху вид на переменник со стороны оси (ручки) управления. Тогда при вращении ручки вправо, частота среза фильтра растет. Провода, идущие к этому потенциометру (точнее, реостату), хорошо бы попарно свить (на рисунке красный с красным а синий с синим) и не делать их длинными — они могут ловить помехи.
Чем питаемся?
Это больной вопрос. Для питания блока нужен двухполярный источник +-12…15 вольт на ток 30-50 мА. Если блок выполнен в виде приставки или какого-то отдельного преда (а в таком виде он тоже возможен), то блок питания можно посмотреть в статье расчет блока питания. Если же предусилитель встраиваем в активный сабвуфер (а в пассивном ему делать нечего), то есть смысл использовать для него источник питания усилителя мощности (нагрузка-то мизерная). Но на этом пути нас могут подстерегать проблемы. Прежде всего измеряем напряжение питания усилителя мощности в режиме покоя (т.е. на вход никакого сигнала не подаем). Если напряжение в каждом плече не превышает 30…35 вольт (ох, вряд ли такое будет — при таком напряжении питания на выходе больше 50…60 Вт не получишь), то все ОК — идем по приведенной выше ссылке и находим там схемы стабилизаторов (на 7815 и 7915, если напряжение питания усилителя мощности не больше 30 вольт, и LM317, LM337 — если не больше 35 вольт; при этом лучше все-таки брать большие корпуса). Разница будет только в том, что рядом с каждой микросхемой нужно будет установить еще по паре конденсаторов на вход точно также, как они установлены на выходе (конденсаторы С1 и С2 например К73-17, С3 и С4 можно использовать обычные керамические):
А вот если напряжение питания мощника больше 35В (а реально 50, и даже 70), то ситуация становится сложнее — если и существуют микросхемы, работающие на таких напряжениях, то они дороги и труднодоступны. В этом случае на помощь приходят транзисторы, которые вполне способны работать с напряжениями до нескольких тысяч вольт! Вот простейший параметрический стабилизатор с усилителем тока:
Схема проста и абсолютно достаточна для питания этого предварительного усилителя. Зато и 100 вольтный источник для нее не проблема! Главное выбирать транзисторы с максимально допустимым напряжением коллектор-эмиттер, равным напряжению питания усилителя мощности (точнее чуть большим). Мощность, рассеиваемая на каждом транзисторе 1,5-3 Вт, поэтому их нужно размещать на небольших радиаторах. Например, подойдут отечественные транзисторы КТ814, КТ815 с буквой «В» при напряжениях до 60 вольт, и с буквой «Г» при напряжении до 80 вольт. Конденсаторы С1, С2 улучшают фильтрацию пульсаций, и на них экономить не стОит. С3, С4 можно исключить, если длина проводов, идущих от источника к предусилителю не более 30 см. Но лучше их не исключать.
Если хочется чего-то лучшего, то обе схемы можно объединить, получив просто обалденный источник:
Первый каскад — уже описанный параметрический стабилизатор с усилителем тока, который питает практически стабильным напряжением около 25 вольт стабилизатор на микросхемах. Здесь электролиты возле транзисторов уже не нужны — те (на самом деле очень даже небольшие) пульсации, которые пройдут через транзисторы, успешно подавятся микросхемами. А «керамика» в обвесе микросхем нужна обязательно. Требования к транзисторам — как и в предыдущей схеме. Только мощность на них выделяется несколько меньше. Но такой источник стОит делать лишь при напряжении питания усилителя мощности порядка 60 вольт и больше.
Монтажную схему блока питания придумайте самостоятельно.
А если сам корректор Линквица не нужен?
А все остальное нужно. Тогда вместо полного корректора, запаиваются несколько резисторов и конденсаторов, и вместо корректора Линквица получается дополнительный фильтр, обрезающий ненужные частоты:
Вот и вся схема! А все остальное остается и прекрасно работает. А вот и вариант печатки (точнее там только немного поменялось расположение деталей):
желтой линией обозначен провод в изоляции, припаиваемый на плату со стороны печатных проводников.
Вариант печатной платы без корректора Линквица.
В настоящее время у меня имеется несколько плат (новой разводки), изготовленных промышленным способом. Как заказать — см. здесь.
Total Page Visits: 2784 — Today Page Visits: 7
Аналоги
Набор деталей
: TDA2030A 3- Шт, 4558D 1- Шт
: 20k двойной (16T1-B20K) 5k одинарный (16K1-B5K)
: Трансформатор от 80Ват с двойной вторичной обмоткой 2x
20-22В и силой тока не меньше 1.5A.
: Радиатор площадью не менее 200см2 я установил от старого процесcора Pentiun 233MMX.
Производители
Среди крупнейших производителей данной микросхемы можно назвать такие компании: New Japan Radio, Philips Semiconductors, Texas Instruments, Fairchild Semiconductor, ARTSCHIP ELECTRONICS. В отечественных магазинах, чаще всего, можно найти продукцию выпущенную на предприятиях New Japan Radio и Texas Instruments. Реже встречаются изделия других фирм.
Схемы включения 4558d можете найти в datasheet на устройства, кликнув по ссылки выше с названием производителя.
Предварительный микрофонный усилитель на микросхеме 4558
Операционный усилитель 4558 выпускается фирмой ROHM. Он характеризуется как маломощный и малошумящий усилитель. Применяется данная микросхема в усилителе микрофона, звуковых усилителях, активных фильтрах, генераторах управляемых напряжением. Микросхема 4558 имеет внутреннюю фазовую компенсацию, увеличенный порог входного напряжения, большой коэффициент усиления и малый уровень шума. Также у данного операционного усилителя имеется защита от короткого замыкания.
(140,5 Kb, скачано: 2 181)
предусилитель микрофона на 4558
Это хороший вариант для постройки микрофонного предусилителя на микросхеме. Схема предусилителя для микрофона отличается высоким качеством усиления, простотой и не требует большой обвязки. Этот микрофонный усилитель для динамического микрофона также хорошо работает и с электретными микрофонами.
При безошибочной сборке, схема не требует настройки и начинает работать сразу. Наибольший ток потребления – 9 мА, а в состоянии покоя потребляемый ток в районе 3 мА.