Микроскоп что это такое для 3 класса
Использование микроскопа для проведения НИР в 3 классе
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования администрации г.Иркутска
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования г.Иркутска «Дворец творчества»
Х II НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Самое доброе исследование»
Жизнь в капле воды
ученик 3 класса СОШ №75 г.Иркутска,
Учитель географии СОШ № 75 г.Иркутска
Кудрявцева Юлия Николаевна;
педагог дополнительного образования
МАОУ ДО г.Иркутска «Дворец творчества»,
к.б.н., Глызин Александр Витальевич
Кто может жить в капле аквариумной, водопроводной и байкальской воды?
В разной воде живут разные организмы.
Обнаружить в капле воды живые существа с помощью микроскопа. Узнать кто они и в какой воде их больше.
1. Исследовать воду из разных источников под микроскопом.
2. Определить наличие или отсутствие живых существ.
3. Используя дополнительную литературу и помощь руководителя выяснить, что за виды организмов обитают в капле воды.
4. Сделать выводы и оформить работу.
Материал и методы исследования.
Для анализа были взяты пробы воды из:
Ход и результаты исследования
Приготовив микроскоп к работе, я исследовал по очереди образцы воды.
1. В капле водопроводной воды (из фильтра на кране) обнаружены не только частицы ржавщины, но зеленый кусочек, похожий на водоросли.
2. В капле воды из только что выпавшего снега живых организмов я не обнаружил, но увидел много частиц сажи.
3. В капле воды из аквариума с водой комнатной температуры хорошо различимы зеленые одноклеточные, нитчатые водоросли и много других организмов.
Быстро двигающееся, вертящееся живое существо. Это простейшее одноклеточное животное. Изучив литературу, я выяснил, что это инфузория, но не туфелька [1,2] (рис.). Сфотографировать их не получилось – уж очень быстро они плавают, но видео получилось очень интересное. Большое количество дафний, циклопов (мелких рачков) и остракод – родственников моллюсков (рис.).
4. В капле воды из аквариума с холодной байкальской водой были обнаружены и засняты на фото и видео очень интересные живые организмы: инфузории, одноклеточные (хлорелл) и нитчатые водоросли, а так же части губок – спикуллы. Спикулла – это иголочка, которая состоит из кремния и является частью скелета губок. Оказалось, что виды губок различают по форме спикулл (рис.) Самая активную жизнь здесь была обнаружена у сувойки (рис.).
Сувойки (Vorticella sp.) – обитатели пресных водоемов. Держатся группами. От заднего конца тела отходит длинный тонкий стебелек, которым сувойка прикрепляется к растениям, раковинам моллюсков и пр. Стебелек способен резко скручиваться спиралью. Реснички у сувоек располагаются только вокруг ротовой воронки двумя рядами, образуя левозакрученную двойную спираль. Сувойки имеют одну сократительную вакуоль без приводящих каналов, один подкововидный макронуклеус, один микронуклеус.
Размножение – бесполое, чередующееся с конъюгацией. В результате бесполого размножения образуются свободноплавающие «бродяжки» (рис.). «Бродяжки» обеспечивают расселение сувоек. Поплавав некоторое время, «бродяжки» опускаются на субстрат и формируют стебелек. Конъюгация – анизогамная: один из конъюгантов – сувойка со стебельком, второй конъюгант – «бродяжка».
В водопроводной воде отсутствуют живые организмы, которых можно разглядеть в световой микроскоп, возможно потому что питьевую воду очищают хлором.
В воде из аквариума самое большое разнообразие микроскопической жизни (водоросли, простейшие, ракообразные и моллюски).
В байкальской воде при понижении температуры многие простейшие выделяют плотную оболочку – цисту. Тем не менее, здесь можно обнаружить сожителей байкальских губок – инфузорий, одноклеточные и нитчатые водоросли, колонии сувоек.
Я думаю, в любой капле воды существует жизнь. Но чем теплее вода и больше в ней питательных веществ тем она разнообразнее, а чем холоднее тем уникальнее.
Тахтеев В.В. Зоологические экскурсии по Байкалу. http://zooex.baikal.ru/izba/more/protista.htm
Учебник «Биология. Животные 7 класс»: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин, изд Дрофа, 2009.
Микроскоп
Наверняка многие слышали о таком предмете, как микроскоп. А некоторые даже знакомы с ним не понаслышке. Однако мало кто представляет что существует разное количество видов данного устройства, предназначенных для различных функций. Что же такое микроскоп и микроскопия? Какие виды микроскопов существуют и что позволяют делать? Ответы на эти вопросы можно найти в предложенной статье.
История возникновения
Микроскоп представляет собой прибор, с помощью которого можно значительно увеличить изображение, детально изучить строение и структур рассматриваемого объекта, а также замерить его детали, плохо различимые или вообще невидимые невооруженным глазом.
Методы и технологии, позволяющие использовать данный прибор в практических целях носят название микроскопия.
Самыми первыми изобретенными устройствами были оптические микроскопы. К тому же невозможно с уверенностью сказать о том, кому принадлежат лавры такого изобретения. В 1538 году венецианский врач Джироламо Фракасторо предложил использовать комбинацию из двух линз для достижения наибольшего увеличения. А самые ранние упоминания именно о микроскопе датируются 1590 годом и уходит корнями в голландский город Мидделбург, где работали двое мастеров Иоанн Липперсгей и Захарий Янсен, которые изготавливали очки.
Примерно в 1624 году свой первый составной прибор под названием «оккиолино», что в переводе с итальянского означает «маленький глаз», представил итальянский физик и астроном Галилео Галилей. И только спустя год его товарищ Джованни Фабер предложил называть полученное изобретение микроскопом.
Виды микроскопов
На сегодняшний момент существует множество разновидностей данного прибора. Микроскопы бывают: оптические и электронные, рентгеновские и сканирующие зондовые. Есть также дифференциальный интерференционно-контрастный микроскоп.
Оптические приборы в свою очередь делятся на ближнепольные, конфокальные и двухфотонные лазерные микроскопы. Электронные подразделяются на просвечивающие и растровые устройства. Сканирующие представляют собой совокупность атомно-силовых и туннельных микроскопов, а рентгеновские приборы бывают лазерными, отражательными и проекционными.
Естественной оптической системой является глаз человека. При этом она характеризуется точным разрешением. Нормальное разрешение для обычного глаза составляет примерно 0,2 мм. Это характерно при удалении объекта на расстояние оптимального видения, которое составляет 250 мм. Стоит заметить, что размеры животных и растительных клеток, различных микроорганизмов, деталей структуры металлов и разного рода сплавов, а также мелких кристаллов намного меньше нормального разрешения для человеческого глаза.
Ученые примерно до середины прошлого века использовали в работе только видимое оптическое излучение, диапазоном от четырехсот до семисот нанометров. Иногда применялись приборы с ближним ультрафиолетом. Получается, что оптические микроскопы способны различать вещества с расстоянием между элементами до 0,20 мкм, а это значит, что он может добиться максимального увеличения 2000 крат.
В электронных устройствах для увеличения используется пучок электронов, обладающих волновыми свойствами. При этом электроны достаточно легко можно сфокусировать при помощи электромагнитных линз, потому что они представляют собой заряженные частицы. К тому же электронное изображение не составит труда перевести в видимое.
У электронных устройств разрешающая способность в несколько тысяч раз превышает разрешение светового оптического микроскопа. А в современных приборах она может быть даже менее десяти нанометров.
Сканирующие зондирующие микроскопы – это класс приборов, работа которых основана на сканировании зондом различных поверхностей. Это достаточно новые устройства, изображение на которых получается при помощи фиксирования соприкосновений между поверхностью и зондом. На данный момент в таких устройствах удалось добиться фиксации взаимодействия зонда с некоторыми молекулами и атомами, что выводит сканирующий зондирующий микроскоп на уровень электронных приборов. А в некоторых показателях такие устройства даже превосходят их.
Рентгеновские микроскопы представляют собой прибор, позволяющий исследовать очень малые объекты, величины которых можно сопоставить с длиной рентгеновской волны. Работа такого прибора основана на электромагнитном излучении, имеющим длину волны до одного нанометра. Разрешающая способность рентгеновских устройств намного выше оптических, но ниже электронных микроскопов.
Строение микроскопа
Стандартный оптический прибор имеет в своем строении следующие детали:
Оптическая система такого устройства представляет собой объективы, расположенные на револьверной головке, окуляры и в некоторых случаях призменный блок. При помощи оптической системы как раз и формируется изображение изучаемого образца на сетчатке глаза. Причем это изображение будет перевернутым.
В настоящее время многие детские микроскопы содержат в себе линзу Барлоу, применение которой позволяет добиться плавного увеличения изображения до 1000 крат и выше. Однако качество изображения при этом существенно страдает, что делает использование этой линзы в таких устройствах достаточно сомнительным.
В профессиональных устройствах для изменения увеличения используют только различные комбинации качественных объективов и окуляров. И уж конечно, в таких приборах никогда не будет использовать линза столько сомнительного качества.
Механическая система микроскопа представляет собой штатив, тубус, револьверную головку, механизмы фокусировки и предметный столик.
Для фокусировки изображения применяются механизмы фокусировки. Макрометрический винт применяют в работе с небольшими увеличениями, а микрометрический используется при высоких увеличениях. Стандартные школьные или детские микроскопы обычно комплектуются лишь макрометрическим винтом грубой фокусировки. Для лабораторных исследований в обязательном порядке понадобится и механизм тонкой фокусировки. Оптические устройства могут иметь раздельные механизмы грубой и точной фокусировки, а также содержать в себе коаксиальные винты микро и макрометрической регулировки фокуса.
Фокусировка прибора осуществляется при помощи перемещения предметного столика или тубуса устройства в вертикальной плоскости.
Предметный столик необходим для расположения на нем объекта. Можно выделить несколько их разновидностей:
Более комфортным для работы считается координатный предметный столик, которые позволяет перемещать образец для исследования в горизонтальной плоскости.
Объективы микроскопа располагаются непосредственно на револьверной головке. Ее вращение позволяет выбрать какой-либо из объективов, тем самым меняя увеличение. Профессиональные устройства оснащены как правило съемными объективами, которые вкручиваются в револьверную головку. Дешевые же варианты микроскопов имеют встроенные объективы.
Тубус микроскопа содержит в себе окуляр. В устройствах с тринокулярной или бинокулярной насадкой существует возможность регулировки расстояния между зрачками, а также коррекции диоптрий, что позволяет подстроить микроскоп под индивидуальные особенности каждого наблюдателя. В детских устройствах в тубусе помимо окуляра может находиться также линза Барлоу.
Осветительная система оптического устройства представляет собой диафрагму, конденсор и источник света.
Источник света может быть как внешний, так и встроенный. Стандартный микроскоп обычно включает в себя нижнюю подсветку. В некоторых детских устройствах иногда используют боковую подсветку, но она не несет за собой никакого практического эффекта.
Конденсор и диафрагма используется для регулировки освещения микроскопа. Конденсоры могут быть однолинзовыми, двухлинзовыми или трехлинзовыми. При опускании или поднятии конденсора происходит либо рассеивание, либо конденсирование света, который освещает исследуемый образец.
Диафрагма представлена в двух вариантах: ирисовая, с плавным изменением диаметра, и ступенчатая, состоящая из нескольких отверстий разных диаметров. Соответственно увеличивая или уменьшая диаметр светового отверстия можно ограничить или увеличить поток света, льющегося на образец. Некоторые конденсоры оснащаются фильтродержателем, в который могут вставляться различные светофильтры.
Выводы
Микроскоп – это оптический прибор, позволяющий многократно увеличивать изображение исследуемого предмета, что позволяет изучать вещества, невидимые невооруженным глазом. В настоящий момент существует много различных видов современных устройств, отличающихся между собой разрешительной способностью, что позволяет различать и изучать очень малые предметы.
Беседа с показом презентации «Волшебное окошко, или Что такое микроскоп?»
Седова Наталья Владимировна
Беседа с показом презентации «Волшебное окошко, или Что такое микроскоп?»
Конспект НОД на тему: «Волшебное окошко или что такое микроскоп?».
Описание материала: Данная беседа с показом презентации проводилась в рамках работы детского объединения «Юные ЭКОбиологи» в двух подготовительных группах «Ромашка» и «Василек».
Цель:Познакомить детей с устройством микроскопа.
Задачи:
— познакомить детей с историей возникновения микроскопа, его устройством;
— формировать навыки обращения со световым микроскопом;
— активизировать и обогатить лексический запас детей новыми специальными словами и выражениями: микроскоп, окуляр, объектив, штатив, линза, предметное стекло и т. д.
— развивать любознательность,пытливость,внимание, терпение и умение доводить начатое до конца;
— развивать интерес к исследовательской деятельности;
— воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу;
Предварительная работа: просмотр презентации: «Что такое микромир?», рассматривание привычных вещей и объектов под лупой, микроскопом: камней, ракушек, сахарного песка,соли, минералов и т. д., рассматривание энциклопедий «Невидимый мир», «Удивительный микроскоп» и «Микромир».
Ход работы:
Вос-ль: Ребята, продолжается работа нашего объединения «Юные ЭКОбиологи».
Просмотр презентации «Волшебное окошко или что такое микроскоп?»
Слайд №2
Смотришь глазом – ничего,
А посмотришь лишь в него –
Можно много разглядеть:
Что не видно просто глазом,
Нам труба поможет сразу.
И вот, все увеличит….?
Слайд №3
Вос-ль: Ребята, а для чего нужен микроскоп?
Ответы детей: с помощью микроскопа можно рассмотреть самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть обычным глазом.
Микроскоп – это оптический прибор (механизм) для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооруженным глазом.
Слайд №4
История создания микроскопа
Создание микроскопа имеет многовековую историю. Этот удивительный прибор прошел путь от простой трубки, в которую едва можно было что – то рассмотреть, до электронного устройства огромной мощности с большими увеличительными возможностями.
Микроскоп – жестяная трубочка Захария Янссена ХVI век.
Увеличение предметов в 10 раз.
Слайд №5
В начале ХVII века Галилео Галилей изобрел микроскоп, который назвал «Оккиалино».
Слайд №6
Роберт Гук жил в Англии в ХVII веке. Он решил усовершенствовать микроскоп и добиться более ясного и четкого изображения. Гук вставил ещё одну линзу для чёткости и особую систему освещения, а ещё его микроскоп можно было наклонять.
Именно он первым назвал рассматриваемые ячейки «клетками»!
Увеличение предметов в 50 раз.
Слайд №7
Микроскоп Левенгука, середина ХVII века.
Изобретение Левенгука представляло собой две небольшие пластины, между которыми крепилась крошечная линза, а исследуемый объект крепился на иглу, её можно было передвигать с помощью винта.
Увеличение изображения в 300 раз.
Слайд №8
Новая эра – электронный микроскоп.
В начале 20 века Эрнст Август Руска создал микроскоп не со стеклянными линзами, а с магнитными. Вместо источника света в нём использовался поток электронов.
Так появился первый электронный микроскоп.
Современные микроскопы увеличивают в десятки миллионов раз.
Слайд №9
Чтобы правильно пользоваться микроскопом, нужно познакомиться с его устройством – это поможет избежать многих трудностей и поломок.
Слайд №10
В верхней части на штативе находится ТУБУС – длинная полая трубка, где располагается окуляр.
ШТАТИВ – собирает все части микроскопа в единое целое.
К нижней части штатива прикреплено ОСНОВАНИЕ. Оно придаёт устойчивость микроскопу.
Слайд №11
Оптическая часть микроскопа: объектив и окуляр.
ОКУЛЯР находится в длинной полой трубке и при желании мы можем сменить окуляр на более мощный – он легко извлекается из тубуса.
Сила линз указана на оправе.
На другом конце тубуса имеется вращающий диск, на котором расположены
ОБЪЕКТИВЫ. У нашего микроскопа их три.
Слайд №12
Под объективом находится ПРЕДМЕТНЫЙ СТОЛИК.
Это то самое место, куда необходимо помещать исследуемые объекты.
Слайд №13
В большинство микроскопов встроена лампочка, которая направляет необходимый поток света, так чтобы вам не надо заботится об освещении.
Подсветка помогает лучше рассмотреть образец.
Слайд №14
ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ
Правило 1 – работаем сидя.
Правило 2 – не зажмуриваем глаза.
Правило 3 – правильно кладём предметное стекло.
Положите предмет, который собираетесь рассмотреть, на предметный столик.
Вращая винт и наблюдая сбоку за расстоянием между объективом и объектом, опустите объектив почти до соприкосновения с объектом. Готово! Ну а теперь смотрите в окуляр и очень медленно вращайте на себя и от себя винт фокусировки, пока изображение не станет четким.
Слайд №15
Что входит в набор юного ЭКОБИОЛОГА?
Микроскоп, пробирки, пинцет, реактивы,предметные и покровные стекла,микротом,готовые образцы, пластиковая пипетка.
Слайд №16
Где используются микроскопы?
В медицине: с их помощью проводят микрохирургические операции, в лабораториях изучают бактерии и вирусы. Микроскоп можно встретить у офтальмологов, стоматологов, хирургов, лаборантов и многих других врачей.
Слайд №17
Микроскоп используют ювелиры.
Ювелир – это человек, который изготавливает различные украшения из драгоценных металлов, определяет вид и подлинность камней, восстанавливает старинные драгоценности и монеты.
Мелкую работу мастер производит под микроскопом.
Слайд №18
Микроскоп применяют в археологии.
Благодаря микроскопам археологи могут в мельчайших подробностях исследовать находки древних времён. Многие предметы пролежали в земле сотни и даже более лет, поэтому разрушились до крохотных частичек.
Изучить их невооруженным глазом почти невозможно, для этого археологи используют несколько видов микроскопов.
Слайд №19
Мне купили микроскоп!
То – пылинку рассмотрю….
Появился целый Мир
Красок и сплетений!
Микроскоп – ты МИР ЧУДЕС!
Открываешь в капле.
Посмотрю и поскорей
Вос-ль: Чтобы как следует запомнить устройство микроскопа, давайте поиграем в дидактическую игру «Собери микроскоп».
Дети выкладывают на магнитной доске разрезные детали микроскопа, повторяя и запоминая специальные слова:окуляр, объектив, основание, штатив и т. д.
Вос-ль: А сейчас вы попробуете сами настроить микроскоп. Мы будем рассматривать лапку мухи.
На этом наше объединение «Юные ЭКОбиологи» заканчивает свою работу. В следующий раз мы познакомимся с растительной клеткой. До новых встреч!
Прикреплённые файлы:
Беседа с использованием ИКТ «Что такое Рождество?» Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обычаями и традициями нашего народа имеют огромное воспитательное значение. Дети должны.
Беседа с показом презентации «День рождения Снеговика» для детей старшего дошкольного возраста Беседа с показом презентации «День рождения Снеговика» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: познакомить детей с историей, обычаями.
Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Цель: познакомить детей.
Беседа «Что такое дружба?» в старшей группе Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему. Ход беседы: Воспитатель: Дружба – это теплый ветер, Дружба – это.
Конспект НОД в старшей группе «Наша Армия» с показом презентации Конспект НОД в старшей группе на тему: «Наша Армия» с показом презентацииЦель: Формирование у детей представления о Российской Армии, расширять.
Познавательная беседа для детей дошкольного возраста о снегирях «Живой фонарик» с показом презентации Познавательная беседа для детей дошкольного возраста о снегирях «Живой фонарик» Красногрудый красавец в саду Кувыркался в пушистом снегу,.
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «Детский микроскоп» В нашем детском саду «Колосок» через дидактический кабинет для детей, приобрели набор «Маленький исследователь». Это детский микроскоп.
Рассказ воспитателя с показом презентации «Героические страницы нашей Родины. Великая Отечественная война» Воспитатель: Когда-то давно вместо старой Российской империи образовалось новое государство СССР (Союз Советских Социалистических Республик).