Микротема что это такое в русском языке

Как выделить микротемы в тексте?

Первый критерий проверки сжатого изложения ОГЭ по русскому языку предполагает отражение в работе всех основных микротем прослушанного в аудиозаписи текста.

Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. Как выделить микротемы в тексте?

Рассмотрим пример. Приблизительно такой текст вы услышите в аудиозаписи на ОГЭ.

Вот как выглядит этот текст. Обратите внимание: красным цветом выделены некоторые ключевые выражения.

Вы, конечно, отметили, что речь идёт о нравственности. В первом абзаце даётся определение нравственности: это некая система правил нашего поведения, в основе которой — важные для человека ценности. Во втором абзаце мысль развивается: нравственность — самостоятельный выбор определённых ценностей. А в третьем абзаце содержится утверждение: сделать нравственный выбор человека заставляет совесть.

Итак, общая тема — нравственность — раскрывается в этом тексте через три микротемы:

1. Нравственность — система правил поведения человека, в её основе — значимые для человека ценности.

2. Нравственность — самостоятельный выбор этих ценностей.

3. Сделать правильный нравственный выбор человека заставляет совесть.

При написании сжатого изложения на ОГЭ по русскому языку необходимо отразить все главные микротемы исходного текста, не упуская и не добавляя ни одной.

Источник

Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку

Как правильно сжимать текст, что такое микротема и зачем знать, визуал вы или аудиал

Микротема что это такое в русском языке. Смотреть фото Микротема что это такое в русском языке. Смотреть картинку Микротема что это такое в русском языке. Картинка про Микротема что это такое в русском языке. Фото Микротема что это такое в русском языке

Микротема что это такое в русском языке. Смотреть фото Микротема что это такое в русском языке. Смотреть картинку Микротема что это такое в русском языке. Картинка про Микротема что это такое в русском языке. Фото Микротема что это такое в русском языке

В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.

Микротема что это такое в русском языке. Смотреть фото Микротема что это такое в русском языке. Смотреть картинку Микротема что это такое в русском языке. Картинка про Микротема что это такое в русском языке. Фото Микротема что это такое в русском языке

Типы восприятия

Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.

От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.

Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.

Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.

Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Этапы работы над изложением

1. Первое прочтение.

Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.

Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.

2. Перерыв между чтениями.

Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.

Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.

3. Второе прочтение.

Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.

Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.

4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.

Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.

5. Сжатие текста: сократите написанное.

В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.

6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.

В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.

7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.

Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.

8. Переписывание чистовика на бланк.

На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отстранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.

Критерии оценивания

За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.

🧠 Микротемы

Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.

Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.

Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему.1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы.0

Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ

🗜 Сжатие текста

Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:

1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.

«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.

«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города».

3. Обобщение нескольких предложений в одно.

«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

Что нужно сохранить при сжатии текста:

Что можно исключить при сжатии текста:

Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.

Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.3
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста.2
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста.1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.0

Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ

➗ Разделение абзацев

В каждом абзаце должна быть законченная мысль.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста.2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.0

Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ

Как готовиться

На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.

Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:

1. Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться.

2. Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни.

3. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека.

1. Вопрос — ответы, добрый, душевная красота.

2. Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра.

3. Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу

Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:

Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Урок русского языка по теме «Текст как средство подготовки к ГИА. Что такое микротема?» 9-й класс

Класс: 9

Определить, в какой степени учащиеся готовы к сдаче ГИА по русскому языку;
– выявить пробелы в знаниях учащихся; повысить точность и лаконичность речи учащихся; научить определять тему и идею текста; создавать сжатые тексты на основе услышанного;
– совершенствовать знания и умения учащихся по написанию сжатого изложения и выполнению тестовых заданий, подобных ГИА;
– способствовать воспитанию психологической устойчивости и чувства уверенности в собственных знаниях.

Задачи: Правильно организовать работу по подготовке к изложению; cоздать условия для развития у выпускников различных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание); разработать задания и упражнения для устранения этих пробелов.

I. Организационный момент.

Ребята, перед нами стоит сложная задача: успешно сдать государственный экзамен по русскому языку. И готовиться к экзамену нужно заблаговременно. Боятся всегда неизвестного. Сегодня на уроке мы попытаемся устранить неизвестное, определить, насколько мы подготовлены к итоговой аттестации.

Вспомним структуру экзаменационной работы по русскому языку. Что нас ждёт на экзамене?

Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микротемы изложения, передать главное содержание каждой микротемы и текста в целом. Объём изложения – не более 70 слов. За изложение можно получить максимум 7 баллов.

Вторая часть работы – это тестовые задания: задания типа А и задания типа В. Перед тем как выполнить эти задания, нужно прочитать предложенный текст и выполнить задания по этому тексту. Заданий типа А всего – 7. Из четырёх вариантов ответа нужно выбрать один, за каждый правильный ответ можно получить 1 балл, всего – 7 баллов. Заданий типа В – 9. Ответы нужно записать в виде цифр или слов и словосочетаний. Максимальное количество баллов, которое можно заработать, – 9.

Третья часть работы С2 – написание сочинения на лингвистическую тему, где вы должны охарактеризовать лексические и грамматические явления языка, привести два примера из прочитанного текста. Можно заработать дополнительные баллы за грамотность. За безошибочную работу можно заработать дополнительно 10 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 42.

Вывод: вы хорошо представляете, как выглядит экзаменационная работа.

III. Применение умений и навыков.

Перед вами на слайде предложения, попробуйте сократить их, применяя известные вам способы компрессии текста. (Презентация. Слайд 1)

1. В первом предложении можно применить прием сжатия текста – исключение, заменив однородные члены (часть предложения) обобщающим словом (местоимением).

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов.)

Сказки любят все. (3 слова.)

2. Во втором предложении применен способ компрессии текста – исключение. Уберем однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем.

Смысл предложения не изменится:

Сказка живет везде, во всем. (5 слов.)

Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова.)

3. Обобщение или объединение предложений, частей предложений, связанных одной мыслью;

– Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов.)

– Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов.)

4. Сочетание исключения и обобщения (объединения).

– Сказки. как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов.)

– Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше. (20 слов.)

Давайте поработаем над первой частью – сжатым изложением. Прослушайте текст. (Слайд 2)

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д. С. Лихачёву. 157 слов.)

Какова цель нашего урока?

Ответ учащихся. (Слайд 3.)

– Чтобы каждый из нас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять главное.

Учитель: Вы должны воспроизводить содержание каждой как каждой микротемы, так и исходного текста в собственном письменном произведении, не искажая смысла прочитанного текста.

Что такое микротема?

Заранее подготовленный ученик объясняет, используя словарь.

– Микро. –первая часть сложных слов, указывающая на отношение к очень малым размерам, величинам, например микрорайон, микроорганизм. Тема – предмет, основное содержание, рассуждения, изложения, разговора и т.п. Следовательно “микротема” – это основное содержание маленькой части текста, т.е. абзаца.

– О чём этот текст?
– Об умении человека делать добро.
– Какова главная мысль текста?
– Умение человека делать добро другим является самой большой ценностью жизни.

Чтобы определить количество микротем и главную мысль каждой микротемы подчеркнём ключевые фразы. (Слайд 4)

1-й абзац. Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людейэто не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

2-й абзац. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

3-й абзац. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

1) Текст состоит из трёх микротем, в которых говорится об умении человека делать добро.
2) Доброта – это не только нравственное качество, но и достоинство человека.
3) Умение человека делать добро говорит о его высокой культуре.

№ абзаца.Микротема.
1Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.
2Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство, чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.
3Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.

IV. Применение умений и навыков. (Слайды 6–8)

Используя известные способы и приёмы компрессии текста, напишем сжатое изложение.

Исходный текст.Сжатый текст.
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.Желать друг другу добра – это прявление нашей человеческой сущности. Человек, умеющий видеть доброту вокруг себя, культурный и душевный человек. (19 слов.)
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.Такой человек не откажет другому в помощи. Отказ от помощи – это не просто равнодушие, но и душевное уродство. Уберечься от равнодушия помогут сострадание и сочувствие.

(25 слов.)

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.Человек, стремящийся делать добро, имеет высокую цель. Слагаемыми добра являются любовь и дружество. Лишь распространяясь на многое, они крепнут и увеличиваются. (21 слово)

Вывод: перечислите способы сжатия текста. (Слайд 9)

В науке известны три способа сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей;
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) сочетание исключения и обобщения

1) При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
2) При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Приемы сжатого изложения текста: (Слайд 10)

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Желать друг другу добра – это проявление нашей человеческой сущности. Человек, умеющий видеть доброту вокруг себя, культурный и душевный человек.

Такой человек не откажет другому в помощи. Отказ от помощи – это не просто равнодушие, но и душевное уродство. Уберечься от равнодушия помогут сострадание и сочувствие.

Человек, стремящийся делать добро, имеет высокую цель. Слагаемыми добра являются любовь и дружество. Лишь распространяясь на многое, они крепнут и увеличиваются. (65 слов.) (Слайд 11)

V. Совершенствование умений и навыков. Сейчас перейдём ко второй части экзаменационной работы – выполнению тестовых заданий.

Проблемным для нас пока является задание А3: определение средства речевой выразительности.

Найдите в тексте изложения средства речевой выразительности.

сила духаметафора
видеть по-добромуметафора
работы духаметафора
порыв душиметафора
потерять достоинствоолицетворение
душевное уродствоэпитет
безобидные слабостиэпитет
калечащие душу слабостиметафора
увеличивать доброолицетворение
большая цельэпитет
жизнь ставит задачуолицетворение
любовь и дружба становятся вышеолицетворение

Сделайте вывод: для чего нужны в тексте средства речевой выразительности?

Ответ ученика: Они помогают определить тему и главную мысль текста.

VI. Совершенствование умений и навыков. Отработка задания А2. Детям раздаются карточки с заданиями

1. В каком значении употреблено слово СУЩНОСТЬ.

а. Совокупность явлений.
б. Неразрешимое противоречие.
в. Внутреннее содержание предмета.
г. Начало понимания вещей.

2. В каком значении употреблено слово ДОБРО.

а. Внешнее богатство человека.
б. Материальный достаток.
в. Все положительное, хорошее, полезное.
г. Много имущества, вещей.

Вы поняли, ребята, что написать изложение непростая задача. Что необходимо для успешной работы? Можно ли изложить исходный текст без искажений, если текст не понят?

– Ответ учащихся: Понимание текста необходимо. Запоминание без понимания невозможно.

VII. Домашнее задание. Работа над текстом.

Определить микротемы данного текста и написать по нему сжатое изложение.

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным. И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра.

Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку и в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании.

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *