Милитаризация крыма что это означает что
ООН против Кремля. Что означает для России резолюция о милитаризации Крыма
ООН против Кремля. Что означает для России резолюция о милитаризации Крыма
Резолюция Генассамблеи ООН о милитаризации Крыма на русском языке занимает всего две с небольшим страницы. Но этого хватило, чтобы изложить девять пунктов главных опасений Украины. Больше всего в Киеве обеспокоены присутствием российских войск и вооружений в Крыму, строительством Крымского моста и захватом украинских моряков в Керченском проливе. Авторы документа уверены, что эти действия Москвы противоречат суверенитету Украины и подрывают безопасность в Европе.
В итоге резолюцию поддержали 66 государств, еще 72 члена ООН не стали голосовать. Реакция России на утверждение документа оказалась предсказуемой. Впрочем, риторика в этих политических вопросах не меняется уже почти пять лет.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Авторами текста резолюции кроме США и Украины стали страны Евросоюза, а также Австралия, Турция, Норвегия и Молдова. Официальный Киев не склонен недооценивать юридическую значимость утвержденного ООН документа: украинский президент Петр Порошенко назвал итоги голосования в Генассамблее настоящим успехом.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Против принятия резолюции о милитаризации Крыма выступили 19 стран, среди которых Армения, Узбекистан, Венесуэла, Зимбабве, Северная Корея и Беларусь. Представитель последней, например, счел документ конфронтационным и заявил, что не нашел в резолюции упоминаний Минских соглашений, которые вообще-то касаются Донбасса, а не Крыма. Россия также голосовала против: в Кремле заявили, что с резолюцией не согласны.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
В самом Крыму местные власти считают, что России вовсе не следует отвлекаться на инициированную Украиной резолюцию, а вместо этого нужно продолжать заниматься укреплением экономики и обороноспособности страны. В то же время некоторые действительно замечают повышенный контроль со стороны российских военных.
Что изменит резолюция о милитаризации Крыма? Обсуждение на RTVI
Что изменит резолюция о милитаризации Крыма? Обсуждение на RTVI
Представитель РФ в ООН оценил резолюцию Украины по милитаризации Крыма
Россия не будет блокировать резолюцию Украины по милитаризации Крыма. Об этом во вторник, 14 декабря, заявил «Известиям» заместитель постпреда РФ в ООН Дмитрий Полянский.
По его словам, Москва относится к этой резолюции спокойно, так как документ «не имеет никакого смысла и скорее показывает нереалистичность украинской власти и бредовый характер ее затей».
Полянский также отметил, что в ООН уже устали от подобных инициатив Украины, резолюция вносится четвертый год подряд, но поддерживают ее только страны Запада и их сателлиты. При этом последние кулуарно признаются, что никакого отношения к реальности эта резолюция не имеет.
«Это абсолютно украинские потуги выдать желаемое за действительное, потому что уже четвертый год она вносится, поддерживает ее по факту не более трети членов ООН, в основном западные страны и их сателлиты. Остальные либо голосуют против, либо воздерживаются, либо не участвуют в голосовании. Всем эта затея уже надоела и, в общем-то, относятся к этому как к неизбежному злу. Вроде и Украину обижать не хочется, но, конечно, то, о чем там говорится, абсолютно никакого отношения к реальности не имеет, это все понимают», — отметил дипломат.
По словам Полянского, президент Украины Владимир Зеленский отталкивается от того, что «Крымская платформа» включена в резолюцию.
«Крымская платформа» — это вообще непонятно что — то ли объединение, то ли клуб по интересам. Наверное, он имеет в виду, что «Крымскую платформу» они хотят видеть наблюдателем в Генеральной Ассамблее ООН но это ничего не дает», — заключил дипломат.
7 декабря Зеленский ввел в действие очередные санкции против кандидатов на выборах в Госдуму в Крыму и членов избирательных комиссий республики. Указ содержит фамилии нескольких десятков кандидатов от разных политических партий России, а также членов избирательных комиссий Крыма.
20 сентября Служба безопасности Украины (СБУ) возбудила уголовное дело о госизмене из-за проведения выборов, предварительно составив список причастных к голосованию как из числа официальных представителей России, так и среди украинских граждан. Результаты выборов Киев признавать отказался.
В 2021 году выборы в Госдуму впервые проходили в новом, трехдневном, формате с 17 по 19 сентября. Выборы прошли в соответствии с международными нормами закона.
Крым вернулся в состав России по результатам референдума 2014-го. За присоединение проголосовали 96,77% жителей региона и 95,6% избирателей Севастополя. Процедура прошла в соответствии с международным правом. Между тем Киев считает полуостров своей временно оккупированной территорией. Москва неоднократно заявляла, что вопрос принадлежности субъекта закрыт навсегда.
Закон о тотальной милитаризации и диверсиях в Крыму
Данный закон часто трактуют как план президента взять контроль над уличными радикалами, которые должны влиться в формирования территориальной обороны, что ослабит позиции Арсена Авакова, которого считают контролирующим, по крайней мере, большую часть такой улицы.
Однако намерение контролировать радикалов и ослабить Авакова можно прочитать лишь в подтексте закона, тогда как в самом тексте есть много ясно сформулированных и более важных вещей, поскольку они относятся не к внутривидовой борьбе в киевской власти, а будут формировать политический облик Украины и влиять на ее отношения с Россией.
Военная подготовка для всех
Так закон означает всеобщую милитаризацию страны. В рамках подготовки к национальному сопротивлению граждане должны проходить военную подготовку, которая делится на начальную и базовую. Да, начальная военная подготовка возвращена в школы с 2014 года как учебный предмет под названием «Защита Украины». Что же касается базовой подготовки, то согласно закону ее должны проходить все достигшие 18 лет граждане, которые не проходят службу в армии и других силовых структурах. Формулировка текста позволяет предполагать, что речь идет обо всем взрослом населении (без различия пола), включая уже отслуживших в армии.
Губернаторы как воинские начальники
Как будет на практике с базовой подготовкой, сказать нельзя, но милитаризация региональной власти в законе четко прописана. Так, каждый регион является отдельной зоной территориальной обороны (ТО), а каждый район — районом ТО. Предполагается создать по одной бригаде теробороны в каждом регионе, а также дополнительно по одной в каждом городе с населением свыше 900 тыс. человек (то есть в Киеве, Харькове, Днепре и Одессе), то есть 29 на страну. Ну а в каждом районе будет по батальону ТО, плюс дополнительные батальоны в административном центре области
Руководителями зон из районов территориальной обороны будут главы соответствующих администраций, правда, руководить они будут через штабы, которые возглавят командиры соответствующих бригад и батальонов, назначенные военным командованием. То есть на областном и районном уровне будет воспроизводиться общенациональная схема руководства вооруженными силами. В масштабе Украины президент — это Верховный главнокомандующий, который командует ВСУ через Генштаб. А в масштабе области и района таким командующим будет являться глава администрации. В результате фактически любые госадминистрации станут в немалой степени военно-гражданскими.
Непонятно, как после этого можно будет всерьез говорить о конституционной реформе в плане децентрализации (а это, кстати, обязательство Украины по Минским соглашениям). Ведь до сих пор в планах такой реформы был отказ от райадминистраций и замена губернаторов префектами, надзирающими за соблюдением законодательства. Ни в одной стране мира лица с полномочиями префектов не являются местными воинскими начальниками. Впрочем, на Украине вполне возможно под маской децентрализации провести самую настоящую централизацию.
Правда, может показаться, что командовать главы ОГА и РГА будут достаточно скромными силами. Да, слова «бригада» и «батальон» звучат внушительно, в армиях разных стран в личный состав бригады входит обычно 3500-5000 человек, а батальона — 500-700. На Украине же в связи с принятием закона о национальном сопротивлении предлагается увеличить численность ВСУ на 11 тысяч человек, из которых одна тысяча будет передана силам специальных операций, а 10 тысяч — Силам территориальной обороны, комплектуемым по призыву и по контракту. Но раз предусмотрено создание 29 бригад ТО, то численность одной бригады составит 345 человек (меньше армейского батальона), а батальона — порядка 70 человек (то есть вдвое меньше роты). Таким образом, либо 1) данные бригады останутся таковыми лишь по названию, из-за чего будут казаться просто потешными войсками, либо 2) их численность будет увеличена за счет сокращения действующих частей ВСУ, либо 3) полноценное развертывание этих бригад в итоге приведет к увеличению ВСУ больше чем на 10 тысяч, просто это будет оформлено другими законами.
Второй вариант выглядит нереальным. Ну а выбор между первым и третьим будет делаться в зависимости от обстоятельств и милитаризации украинской власти. Можно и сохранить малую численность бригад, заявив, что, дескать, она сугубо для нынешней ситуации, ибо в случае большей угрозы они будут развернуты до штата военного времени.
Добровольцы — элита теробороны и обременение местных бюджетов
Но в любом случае украинская армия с принятием этого закона увеличится заметно больше, чем на 10 тысяч. Ведь помимо таких бригад предполагается создание добровольческих формирований территориальных общин, чья деятельность «координируется» командованием соответствующих частей теробороны. То есть они не входят в состав этих частей, но также относятся к ТО и подчиняются командованию ее соответствующих районов и зон.
При этом документ относит добровольческие формирования к гражданской составляющей территориальной обороны, а бригады теробороны — к военной. А раз добробаты будут считаться гражданским компонентом этого сопротивления, значит, их личный состав не будет учитываться в определении численности армии.
Но отнесение добробатовцев к гражданским — это отнюдь не признание их второсортности, а военная хитрость Зеленского. Так, командиры добровольческих формирований должны назначаться командующим Сил территориальной обороны ВСУ по согласованию с командующим Сил специальных операций (ССО) ВСУ. Для назначения же командиров обычных бригад и батальонов сил теробороны не требуется согласование с командованием этого самого элитного рода войск Украины. Следовательно, именно добровольческие формирования планируются как элитные подразделения ТО.
Само название «добровольческие формирования территориальных общин» тоже хитрость Зеленского, маскирующая суть дела. Ведь они не подчинены выборным властям этих общин, зачастую не принадлежащим к партии президента. По закону органы местного самоуправления должны лишь «содействовать созданию» этих формирований, но у них нет выбора создавать или не создавать добробаты и в каком количестве. Здесь у них лишь совещательный голос, ибо «общее количество и места расположения» этих формирований будут определяться командованием Сил теробороны при участии соответствующих местных советов, которым при этом обещают учитывать «ресурсные и человеческие возможности». Такой учет необходим, так как финансироваться добровольцы, очевидно, будут из местных бюджетов. Сам проект не говорит об этом напрямую, но не оставляют сомнений слова о том, что из местных бюджетов обеспечивается «надлежащее финансирование мероприятий национального сопротивления местного значения»
Таким образом, местные бюджеты обременяются новой статьей расходов на не подчиненные им в отличие от муниципальной полиции добровольческие формирования. А хорошие ресурсные возможности крупных городов в сочетании с финансированием добробатов вне общего военного бюджета должны обеспечить во многих формированиях такое жалование, которое будет привлекательно для радикалов, финансируемых сейчас олигархами. Однако создание добровольческих формирований предполагается в каждой общине, то есть и на уровне сельсовета, что показывает масштаб милитаризации страны.
Диверсанты сопротивления. О чем стеснялись говорить при Порошенко
В законе прописано, что «выполнение задач территориальной обороны осуществляется за пределами районов, где ведутся военные (боевые) действия», то есть подразделениям ТО отданы лишь полицейские и охранные функции в тылу (о важном исключении несколько ниже). Однако закон предполагает и создание диверсионных формирований для действий в Донбассе и Крыму, которые именуются движением сопротивления.
О том, где и как оно будет действовать, закон говорит прозрачно. Так, движение сопротивления осуществляется «на временно оккупированной территории Украины», а среди его задач, например, «2) препятствование действиям войск (сил) агрессора (противника), 3) участие в проведении специальных (разведывательных, информационно-психологических и т.д.) операций». Думаю, самое интересное здесь скрыто за аббревиатурой «и т.д.».
Закон определяет, что «ведущая роль в организации, подготовке, поддержке и выполнении задач сопротивления принадлежит Силам специальных операций Вооруженных Сил Украины». Записано, что именно командование ССО «организовывает и осуществляет подготовку, ведение и поддержку движения сопротивления», а также разрабатывает утверждаемое Кабмином положением, где будет определен порядок отбора в движение желающих граждан и меры по его осуществлению.
В связи с принятием закона Зеленский предлагает увеличить силы ССО на 1 тыс. человек, но эта цифра вряд ли означает планируемую численность диверсантов.
Ведь, несомненно, такое движение предполагает и участие добровольных помощников из числа гражданских лиц, которые не будут входить в штат ВСУ. И наконец закон прямо предполагает, что воинские части теробороны ВСУ, добровольческие формирования территориальных общин, а также отдельные лица из этих частей и формирований «могут привлекаться к выполнению отдельных задач сопротивления на временно оккупированных территориях в порядке и на условиях, определенных законодательством Украины».
Из этого следует, что все силы территориальной обороны являются также резервом диверсантов, а диверсионная деятельность финансируется из местных бюджетов (по мере привлечения к ней добровольцев).
Кстати, и расшифровка понятия «движение сопротивления» и схожее с нынешним законом определение роли ССО в нем записывались еще в первом проекте закона о силах спецопераций, который разработал в 2015 году доктор юридических наук и консультант комитета Верховной Рады по обороне и безопасности Владимир Липкан. Об этом я подробно писал 4,5 года назад. Но в итоге закреплять подобное в законе рискнули, да и прописали документ так, что участие армии в движении сопротивления выглядело допустимой возможностью, а не непременной задачей.
Да и сейчас в заключении научно-экспертного управления Рады отмечалось, что вся информация о деятельности движения сопротивления должна быть тайной, и поэтому оно не может регулироваться обычным законодательным актом. Но и Зеленский, и депутаты всё равно решили, что в 2021 году в отличие от 2016-го можно открыто прописывать в тексте закона планы вести диверсионные операции, что, очевидно, предполагает новый этап этих операций. А качественная разница в открытости декларирования диверсий, видимо, предопределяет и разницу в их планируемом размахе. И в любом случае эта разница свидетельствует о том, что Зеленский превосходит Порошенко по части «армовира».
«Никто не смирился»: о чем говорится в новой резолюции Генассамблеи ООН по Крыму
Генеральная Ассамблея ООН одобрила усиленную резолюцию против милитаризации Крыма «Проблема милитаризации Автономной Республики Крым и города Севастополя (Украина), а также частей Черного и Азовского морей». Документ, принятый 9 декабря, ссылается на «Крымскую платформу» и ее декларацию, сообщает министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
Как резолюция Генеральной Ассамблеи ООН повлияет на ситуацию в Европе, Крыму и акватории Черного и Азовского морей? Какие ответные действия можно ожидать от России? Каким образом дипломатические решения могут воплощаться в жизнь?
Эти темы в студии Радио Крым.Реалии, в ток-шоу «Крымский вечер», обсудили ведущий Александр Янковский и его собеседники: украинский политолог Дмитрий Левусь, украинский политолог-международник Вадим Трюхан, российский обозреватель, кандидат политических наук Иван Преображенский и глава Крымскотатарского ресурсного центра, член Меджлиса крымскотатарского народа Эскендер Бариев.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН также «призывает Российскую Федерацию как государство-оккупанта немедленно, полностью и безоговорочно вывести свои вооруженные силы из Крыма и без промедления прекратить временную оккупацию территории Украины».
«Мы выведем Россию из Крыма». Интервью с Дмитрием Кулебой
Как сообщает собкор «Укринформа» в Нью-Йорке, этот документ поддержали 63 страны, против него высказались 22, воздержались 55. Япония проголосовала «за», но, как пояснил с места ее представитель, по техническим причинам это не отображено на экране с итогами голосования.
Сообщается, что резолюцию поддержали все демократические страны. Среди стран, которые высказались против, традиционно – Россия, Армения, Беларусь, Китай, Куба, Иран, Мьянма, Сирия, Венесуэла и Зимбабве.
Принимаемый ежегодно, начиная с 2018 года, документ дополнен ссылкой на «Крымскую платформу» и ее декларацию, подписанную в Киеве 23 августа этого года, отмечает издание.
Кроме того, в резолюции подчеркивается «недопустимость призыва» Россией жителей Крыма в свои вооруженные силы, в том числе на ее территории, поскольку это противоречит международному гуманитарному праву.
«Юнармия» для крымчан: «Готовят умереть за Россию»
Несколько положений резолюции осуждают «действия оккупационных властей относительно блокирования отдельных районов Черного и Азовского морей, Керченского пролива, умышленное препятствование судоходству с нарушением международного права, расширение военно-морских баз Черноморского флота России в Крыму, проведение военных учений в регионе, строительство моста через Керченский пролив и тому подобное».
Резолюция призывает все государства и международные организации и специализированные учреждения воздерживаться от любых посещений Крыма, не согласованных с Украиной.
Первый заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский на заседании Генассамблеи ООН во время принятия крымской резолюции призвал европейские страны и США «унять Украину», а украинский проект резолюции назвал политизированным.
Украинский политолог Дмитрий Левусь отмечает, что последняя резолюция «очень болезненна» для России, поскольку становится «весомым аргументом» для деоккупации Крыма.
– О том, что эта резолюция болезненна для России, говорит тональность, в которой о ней говорят ее представители. Эта резолюция очень основательна. Мне, например, очень импонирует тот факт, что в ней упоминается недопущение вовлечения детей в милитаризацию. Это тот момент, который обычно упускается. С гуманитарной точки зрения, это серьезный аргумент. Когда российская сторона говорит, что резолюции ООН не имеют значения, это не так. Это весомый аргумент, в том числе для судебных процессов и времени, когда наступит деоккупация Крыма.
Эта резолюция, по мнению Левуся, «не освободит Крым прямо сейчас». Но она важна для подготовки деоккупации полуострова, поскольку вместе с другими международными документами «выстраивает систему для этого», считает политолог.
Его коллега, украинский политолог-международник Вадим Трюхан называет усиленную резолюцию Генассамблеи ООН против милитаризации Крыма «позитивной для сдерживания российской агрессии».
– Эта резолюция не только результат внешнеполитических усилий Украины для деоккупации Крыма, но и инструмент для того, чтобы удерживать страны демократического мира вместе вокруг идеи остановить агрессивное поведение России, не дать ей дальше кошмарить своих соседей. И она дает России понять, что Крым никогда не признавался, не признается и не будет признаваться российским.
Плохим сигналом Трюхан назвал то, что Китай проголосовал против резолюции Генассамблеи ООН. Он считает это «недоработкой украинской дипломатии».
Российский обозреватель, кандидат политических наук Иван Преображенский говорит, что, несмотря на невыгодные для России результаты голосований, Москва считает важным свое участие в Генеральной ассамблее ООН. Таким образом власти России сохраняют возможность «налагать вето на стратегически важные решения», которые принимает Совет безопасности ООН, и основания называть свою страну «одной из великих держав в мире», поясняет он.
Глава Крымскотатарского ресурсного центра, член Меджлиса крымскотатарского народа Эскендер Бариев называет резолюцию Генассамблеи ООН по Крыму «очередной оплеухой России» от международного сообщества.
Страны, проголосовавшие за документ, по словам Бариева, участвуют в «Крымской платформе», то есть сформировали «коалицию не просто на словах». Принятая резолюция, по мнению главы Крымскотатарского ресурсного центра, «дает посыл» России о том, что «никто не смирился, не забыл, не успокоился и не адаптировался к тому, что Крым находится под ее контролем».
Российские власти официально не обнародовали свою позицию об усиленной резолюции Генассамблеи ООН против милитаризации Крыма, принятой 9 декабря.
Живущие войной. Крым и военные притязания России
(Текст подготовила Александра Шевченко)
Сайт заблокирован?
Обойдите блокировку!
Аннексия Крыма Россией
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.
Милитаризация Крыма
После аннексии Крыма в 2014 году Россия проводит регулярные военные учения на полуострове и в акватории Черного моря, а также завозит военную технику, в частности, системы противовоздушной обороны.
В январе 2018 года в районе мыса Фиолент на боевое дежурство заступили российские зенитно-ракетные комплексы С-400 «Триумф». В сентябре 2018 года такие же комплексы разместили и в Евпатории, а в конце года – в Джанкое.
В Генштабе Украины действия российских военных в Крыму называют незаконными.
В декабре 2020 года представитель Кремля Дмитрий Песков заявлял, что Россия «вправе делать все необходимое для своей безопасности» в Крыму.
Генассамблея ООН в декабре 2019 года приняла резолюцию, призывающую Россию вывести свои войска из аннексированного Крыма и прекратить временную оккупацию территории Украины.
Международная площадка по деоккупации Крыма («Крымская платформа»)
Международная площадка по деоккупации Крыма («Крымская платформа») – инициатива украинских властей по созданию переговорной платформы для координации действий Украины и международных партнеров по защите прав крымчан и деоккупации аннексированного полуострова.
На 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2020 года президент Украины Владимир Зеленский призвал страны-участницы присоединиться к созданию платформы.
Инаугурационной саммит по «Крымской платформе» состоялся в Киеве 23 августа 2021 года – к 30-летней годовщине Независимости Украины. Он был призван официально запустить международный формат по вопросу деоккупации Крыма.
43 страны – участницы первого саммита «Крымской платформы» подписали совместную Декларацию с призывом восстановить территориальную целостность Украины в международно признанных границах и заявили, что «России не удастся легитимизировать временную оккупацию Крыма и Севастополя».
Они также подтвердили свои намерения с помощью политических, дипломатических и ограничительных методов давить на Россию для восстановления контроля Украины над территорией АРК и Севастополя. Участники призвали Россию присоединиться к «Крымской платформе» и разделить ее цели.
На саммите осудили нарушения прав и свобод человека на полуострове, милитаризацию Крыма, препятствование свободному судоходству в Керченском проливе и Азовском море, переселение российских граждан в Крым.
Россия выражала протест против проведения саммита. В Москве мероприятие называли «шабашем», «недружественным по отношению к России» мероприятием и грозили его участникам последствиями. 24 августа в МИД России заявили, что участие стран и международных организаций в «Крымской платформе» является «посягательством на территориальную целостность России».
Незадолго до начала форума российские власти ввели персональные санкции против главы МИД Украины Дмитрия Кулебы и секретаря СНБО Алексея Данилова.
Александр Янковский
Крымский журналист, руководитель, редактор и ведущий телепроекта Крым.Реалии (2014-2016 гг.), руководитель, редактор и ведущий Радио Крым.Реалии (2015-2019 гг.), автор и ведущий блогерской радиопрограммы Крымский.Пармезан (2016-2020 гг.). С мая 2021 – автор и ведущий радиопрограммы Крымский вопрос.