Милосердие куда плодотворнее чем строгое правосудие
Милосердие выше правосудия
Принцип христианского правосудия состоит в том, чтобы не столько покарать преступника, сколько помочь ему принести покаяние и исправиться.
Эти слова тронули Наполеона, и солдат был помилован. Милосердие выше правосудия — по такому принципу судили и российские присяжные до 1917 года.
Всё это вспомнилось мне в связи с острой дискуссией о введении ювенальной юстиции в нашей стране. А многие ли в России имеют представление о том, что такое ювенальная (от лат. Juvenalis — юный) юстиция, т. е. система правосудия для несовершеннолетних?
Сегодня происходит значительный рост подростковой преступности. По данным МВД, случаи противоправного поведения несовершеннолетних выявляются в два раза чаще, чем у взрослых, особенно — тяжких преступлений против личности. Детская преступность возросла за последние пять лет в полтора раза, число несовершеннолетних, задержанных за правонарушения, увеличилось почти вдвое, — их больше миллиона.
Создаётся впечатление, что с детской и подростковой преступностью в РФ никто по-настоящему не борется, государственные органы для работы с несовершеннолетними правонарушителями абсолютно неэффективны. Вот и решили внедрить ювенальную юстицию, — мол, работаем, стараемся.
В чём суть ювенальной юстиции? Выделяют правонарушения, совершаемые детьми и подростками, в отдельную категорию, которой занимаются судьи, психологи и юристы, специализирующиеся исключительно на «детском вопросе». Будут и ювенальные суды.
Приверженцы этой юстиции уверены, что она позволит понять причины, побудившие подростка совершить правонарушение и ответить на вопрос: опасен подросток обществу или нет?
Есть в ювенальной юстиции ещё одно важное направление: защита прав детей от жестокости взрослых. К сожалению, это явление получает всё большее распространение. Ювенальная юстиция предлагает детям сообщать о жестокости родителей в спецорганы, представители которых будут иметь право вмешиваться в жизнь семьи, а если посчитают нужным, то и забирать детей из семей. Это может крепко ударить и по добропорядочным родителям.
Протоиерей Александр Новопашин, президент Новосибирского благотворительного фонда «В защиту жизни нерождённых детей», настоятель собора Св. Александра Невского пишет: «Благодаря деструктивной деятельности развратителей, скрывающихся под маской добродетелей, целомудрие сегодня воспринимается как крупный недостаток, как следствие комплекса неполноценности, отставания в развитии. А ранние половые связи, то есть, иначе говоря, половое распутство, расцениваются как вполне нормальное, современное явление.
Конечно, родители пытаются вмешиваться, но часто безуспешно. Но даже при достойном воспитании всё равно существует опасность, исходящая от окружения ребёнка. «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33). И вот в такой ситуации, если добропорядочные родители будут проявлять настойчивость, дети начнут жаловаться на них в специально создаваемые для этого в школах ювенальные службы, дескать, родители не дают нам жить, как мы хотим, они ущемляют наши права. Думаете, не начнут? Начнут! И если сами дети не додумаются до этого, им подскажут взрослые. Уже есть целые предприятия, которые финансируются зарубежными организациями и активно продвигают ювенальную юстицию в России и, безусловно, заинтересованы в том, чтобы все её механизмы были задействованы.
В независимой Латвии произошёл такой случай. Мальчик двенадцати лет украл зарплату у матери-одиночки и просадил её в компьютерном клубе. Мать, ещё не вооружённая европейским ювенальным опытом, вооружилась ремнём. На руке у подростка остался синяк, который заметила учительница. Мальчик говорил, что побили его за дело, но его мнение уже никого не волновало. Представители компетентных органов отправили мальчика из школы в интернат и возбудили дело о лишении матери родительских прав. Несчастная женщина ежедневно ходила к интернату и тщетно вымаливала разрешить ей свидание с сыном».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель Московского храма Всемилостивого Спаса считает, что главная опасность введения ювенальной юстиции в том, что она изначально строится на провокации преступления. Ребёнок знает, что его конфликт с собственными родителями найдёт поддержку со стороны закона, государства, и делает, что хочет.
Это ли не разрушение семьи, отчуждение детей от родителей, причём отчуждение государством?
В настоящее время в российском праве нет такого термина, как «ювенальная юстиция», «ювенальный суд». Но российские приверженцы ювенальной юстиции считают, что нам надо перенести западный «высокоэффективный и гуманный» опыт на нашу почву. Практика же показывает: многое из того, что за последние десятилетия мы переняли у «цивилизованных стран», не только не прижилось в России, но принесло нам много вреда.
Теперь, когда в обществе идут горячие споры о введении ювенальной юстиции, хочется спросить: на каких принципах она будет выстроена?Либерально-демократических, где всё продаётся и покупается, или на евангельских ценностях?
Принцип христианского правосудия состоит в том, чтобы не столько покарать преступника, сколько помочь ему принести покаяние и исправиться.
О тех, кто стоит у власти и пишет законы, Спаситель говорил: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23, 4).
Как судить отцов и матерей, если зачастую они попали в беду совсем не по своей вине? Общество, которое ставит своей целью получение прибыли любой ценой, — не имеет будущего. Закрываются заводы и фабрики, сотни тысяч здоровых людей оказываются без работы, вымирают деревни, пустеют малые города. Дети, которые остались без надлежащего попечения, не могут жить, не совершая правонарушений.
Человек, воспитанный на ценностях такой системы, своими благими намерениями мостит дорогу в ад. Живя без Бога, он утрачивает жизненные ориентиры. Задумайтесь! Нужно ли создавать «систему защиты детей», не основанную на христианских моральных нормах?
АРХИВ
Человек, чьё имя не подлежит забвению – доктор Фёдор Петрович Гааз. Ученик и собеседник великого Фридриха Шеллинга, он с юности усвоил, что только любовь и добро являются главными ценностями жизни. В душе – истинный философ, мечтал увидеть опубликованными свои «Размышления о системе Сократа». Открыв и описав целебные Кавказские минеральные источники, стал основоположником новой науки – курортологии. Как главный врач Москвы приобрёл богатство и славу, но вскоре всё имущество раздал бедным и «посвятил все свои силы на служение страждущему человечеству в России».
Город, в котором в 1780 году родился Фридрих-Йозеф Гааз, был уникальным даже для набожной Германии. В крошечном Бад-Мюнстерайфеле было семь монастырей и церквей, и вся жизнь была пронизана христианским духом любви и благочестия. С самого детства в сердце будущего филантропа поселилась мечта послужить Христу в образе униженных и оскорблённых.
Многочисленное семейство Гаазов было уважаемо за большую учёность. Дядя Фридриха был профессором медицины, дед и отец – аптекарями. Гааз-младший получал медицинское образование в Кёльне и Вене и стал дипломированным офтальмологом. Но этого ему показалось мало: он жаждал универсального знания и поступил на философский факультет Йенского университета. В Йене билось сердце молодой романтической Германии. Лекции Гете, Фихте, Шиллера, Гегеля и, конечно, восторженные мечты о свободном парении духа и всеобщей братской любви остались в душе навсегда.
Как настоящий романтик, Фридрих Гааз был бесконечно предан музыке и часто утешал себя исполнением любимых фортепьянных ноктюрнов Джона Фильда. Тихой любовью молодого врача стало таинственное и манящее звёздное небо. Ясными ночами он подходил к телескопу и до утра забывал все тревоги и горести дольнего мира. О доброте доктора Гааза ходили легенды. Милосердствуя о животных, он выкупал старых, «разбитых», обречённых на бойню лошадей и отпускал их на свободу. Проезжая в своей пролётке мимо булочной всегда останавливался и покупал четыре калача – себе, кучеру и двум лошадкам. Фридрих Гааз не изменял высоким романтическим идеалам всю жизнь. Он даже одевался всегда по «романтической» моде своей юности: чёрный фрак, белоснежное жабо и туфли с пряжками. Высокий, статный, голубоглазый, добрый и скромный доктор был целомудрен, избегал шумного общества и непристойных забав.
В 1803 году молодого и перспективного немецкого офтальмолога пригласили в Москву и уже через пять лет поставили во главе императорской Павловской больницы. «Уважая искусство и рвение доктора Гааза», ему был пожалован чин надворного советника. С первых дней в России доктор многим помогал бесплатно и сразу же открыл у себя дома благотворительный утренний прием. Он был уверен: «Добровольное стремление направить все имеющиеся знания и средства на облегчение мук страждущих, возрастающее до способности пожертвовать собой ради этой цели, – вот что должно быть свойственно настоящему врачу ».
Вскоре сам тяжело заболел и уехал лечиться на Кавказ. По возвращении опубликовал «Мое путешествие на Александровские воды» – блестящее исследование о минеральных источниках Машука, Бештау и Железной горы. Затем – военные будни полкового хирурга, участие в Заграничном походе русской армии, похороны отца в родном Мюнстерайфеле и окончательный переезд в Россию. «Меня сюда Бог привел!» – ни на секунду не сомневался теперь уже не Фридрих, сын Петера, а Федор Петрович Гааз.
В 1822 году талантливый доктор был назначен штадт-физиком – главным лекарем всей Москвы. Он стал модным врачом, услугами которого пользовался высший свет, разбогател и превратился в настоящего холёного барина с собственным домом в центре столицы, тремя поместьями в Подмосковье и суконной фабрикой. Завел роскошный экипаж с белоснежными рысаками и собрал завидную коллекцию картин. Однако со временем «экстравагантное» поведение иностранного соседа стало вызывать недоумение окрестных помещиков. Гааз освободил своих крепостных крестьян от барщины, никогда не взыскивал за недоимки, а однажды запросто подарил дорогущего орловского рысака незнакомому крестьянину, чья кляча пала на дороге.
Его поведение на посту штадт-физика тоже многих раздражало. Он начал с того, что отдал своё жалование осужденному предшественнику, чья семья осталась без кормильца. На собственные средства организовал первую в Москве больницу для бездомных и хлопотал об устроении службы скорой помощи для пострадавших от мороза, голода и пожаров. Благодаря Гаазу сотни беспризорных сирот и нищих стариков были спасены от смерти, вылечены и водворены в обеспеченные семьи и богадельни. Лично обследуя все московские больницы, доктор твёрдо пресекал халатность и равнодушие врачей, воровство и небрежность обслуживающего персонала. В больнице установил «кружку правды» в пользу бедных, куда отправлялось дневное жалование сотрудников, уличённых во лжи.
Его деятельность вызвала шквал пересудов и подозрений. «Поведение и разговор доктора Гааза до такой степени идут вразрез со взглядами нашего времени, что невольно заставляют подозревать в нём или безумие, или апостольское призвание, – одним словом, по мнению одних, это – помешанный, по мнению других – Божий человек». Дело кончилось тем, что Фёдора Петровича Гааза, человека кристальной честности, обвинили в растрате казённых средств и отстранили от должности. А он продолжал подбирать на улицах бездомных и тайно подбрасывать кошельки с деньгами тем, кто уже не надеялся на чудо.
«Спешите делать добро!»
Поворотным в его судьбе стал 1828-й год. Говорят, что когда Гаазу предложили войти в состав Московского комитета попечения о тюрьмах, он сказал: «Это то, о чем я всю жизнь мечтал». С тех пор его силы, деньги, связи служили одному-единственному делу – облегчению участи заключённых. Уже первые посещения московских тюрем опалили адским огнём нечеловеческого страдания. Сырые, грязные, душные казематы без отопления и без окон. Полная антисанитария: отсутствие умывальников, туалетов и вентиляции. Мрачные камеры, переполненные людьми и насекомыми. И мужчины, и женщины, и дети, и старики – все вместе на скользком каменном полу.
И главное – полное бесправие тех, кто сюда попал. А попадали не только воры и убийцы. В пересыльную тюрьму привозили беспаспортных бродяг, потерявшихся иностранцев и даже крепостных крестьян, которых скупой помещик отправлял в свои дальние владения не за собственный, а за казённый счет. Ссыльно-каторжных нередко сопровождали их супруги, дети и родители. И все эти люди в одночасье становились бесправными изгоями, которые не могли получить лечение, подать жалобу, помолиться в храме. И символом этого бесправия стала наполовину обритая голова. В этом отчаянном положении многих посещали мысли о самоубийстве.
«Мои несчастные» – так стал называть своих подопечных доктор Гааз. Он немедленно добился того, чтобы камеры были разделены на мужские и женские, а уголовники и неподсудные содержались в разных помещениях. В Бутырских казематах была проведена канализация, сырые камеры обшиты тесом, увеличены окна, благоустроен прогулочный двор и высажены деревья для освежения воздуха. Доктор добился увеличения срока пребывания пересыльных в Москве – с трех дней до семи. За это время он лично проводил медицинский осмотр каждого арестанта, оставляя на лечение больных, ослабленных и «смертельно тоскующих». У каждого интересовался: «Не имеете ли в чём нужды?» и снабжал деньгами, бельём, тёплыми вещами. Присылал сладкие гостинцы женщинам и подросткам. А на все обвинения в баловстве отвечал: «Кусок хлеба им подаст всякий, а конфетку или апельсин они никогда не видели и не увидят. Я делаю им удовольствие, которое в их жизни больше не повторится».
Доктор подавал наверх ходатайства о пересмотре дел, – и добился успеха в 142 случаях! Учреждение тюремных больниц, тюремных библиотек, тюремных ремесленных мастерских и школ для детей заключённых – и это всё Гааз. Есть сведения, что с 1828 года он не пропустил ни одного арестанта, идущего этапом через Москву, а их за это время прошло более ста тысяч.
«Гаазовские кандалы» и прут Дибича
Самой страшной пыткой для отправляющихся в Сибирь был жуткий «прут Дибича» – «противопобеговое устройство» для арестантов. Это толстая железная палка длиной в 70 см. и весом в 40 кг., на которую были нанизаны наручники восьми-десяти человек. На один прут пристегивали и матёрых бандитов, и случайных бродяг, и полуживых стариков, и хрупких подростков, и здоровых арестантов и заразных. Несчастные шли, наступая друг на друга, были вынуждены вместе есть и спать, на глазах друг у друга справлять естественные потребности. Если кто-то заболевал или даже умирал, тащили волоком до следующего этапа. И так – на протяжении нескольких тысяч километров. В довершении всего железные кандалы-наручники, надетые на голое тело, в жару до костей стирали кожу, а в морозы намертво к ней примерзали. Страдания и унижение скованных были настолько велики, что «прут Дибича» считался страшнее каторги и самой смерти.
Потрясенный увиденным Гааз немедленно начал борьбу за отмену пыточного прута. Однако столкнулся с таким яростным противодействием высшего начальства, что целых пять лет был вынужден с поистине маниакальным упорством обивать пороги больших и малых кабинетов. Доктор доказывал чиновникам, что кара и мука – это не одно и то же. Это перед законом арестанты – преступники, а перед людьми – несчастные братья. «Необходимо справедливое, но не жестокое обращение с виновным, глубокое сочувствие к несчастным и тщательная забота о больном».
«Младенчески чистая душа», доктор обладал непостижимым доверием к людям, несмотря на частые и горькие разочарования и обиды. Один бедный пациент украл у него со стола серебряный прибор, и пока слуга бегал за будочником, Гааз отпустил вора, снабдив при этом деньгами. Однажды Фёдор Петрович поручился за одного ссыльного поляка, но тот сбежал, как только с него сняли кандалы. Доктор надел эти кандалы на себя и явился в острог занять его место. «Бывают настоящие плуты-обманщики, кои крестятся и врут без совести. Такая ложь есть очень большой грех. Но если человек говорит и крестится, а я не хочу ему верить – это уже мой грех. А если он говорит правду, а я ему не поверил, то мой грех в два раза больше».
«От сумы и от тюрьмы – не зарекайся»
В России к заключённым всегда было особое отношение – не осуждение, а жалость. Разные люди попадали за решётку – в том числе, невиновные. Доктор Гааз понимал, что физические страдания арестантов многократно усугубляются отсутствием христианского утешения. И стал ходатайствовать о постройке при пересыльной тюрьме на Воробьёвых горах православной церкви. Храм во имя Живоначальной Троицы был заложен ещё до разорения Москвы и теперь достраивался на средства врача-католика. «Для меня образ Спасителя свят, – писал Гааз, – где бы он ни был освящён – в Риме, в Кёльне или в Москве. И Слово Божие истинно и благотворно на всех языках. Я немец, но, прежде всего, я христианин».
Действительно, рядом с храмом стало как-то легче дышать. Каждая служба завершалась проповедью, многих пробудившая к покаянию. Арестанты заучивали наизусть покаянную молитву Ефрема Сирина и «Молитву заключенного в темнице». Грамотным раздавались книги: Евангелие, Псалтирь, катехизис, часослов. Сам доктор написал душеполезную «Азбуку христианского благонравия» и дарил каждому, отправляющемуся на этап. «Нужно видеть то усердие, с которым люди сии книги просят, ту радость, с которой они их получают и то услаждение, с которым они их читают!»
Любовь как норма жизни
Милосердие куда плодотворнее чем строгое правосудие
Об авторе
Евангельский проповедник и учитель с международным именем, Джон Арнотт известен также благодаря своей деятельности в христианском обновлении.
Он живёт в Торонто, провинция Онтарио в Канаде, где он родился и вырос и где сейчас является старшим пастором церкви Христианская община Торонто Аэропорт. За время своей работы пастором в Онтарио Джон способствовал появлению многих новых церквей.
Джон закончил Онтарийский Библейский колледж. После этого он успешно занимался бизнесом. В 1980 году, во время миссионерской поездки в Индонезию, Джон услышал зов Бога, призывавший его посвятить всё его время служению Ему.
Джон и его жена, Кэрол, в 1981 году основали свою первую церковь, Христианскую общину Юбилей, в Стрэт- форде, провинция Онтарио. Затем они основали церковь в Торонто.
Опыт бизнесмена, супруга, отца и пастора помог Джону в его многостороннем служении, помогая людям испытать Божье милосердие, исцеление и освобождение. Особо в своём учении Джон выделяет Отеческое сердце Бога, что влияет на жизнь многих людей, благодаря Божественной любви и милосердию.
С 20 января 1994 года Джон и Кэрол уделяет много времени и сил, отдавая людям во многих городах и разных странах Божественное помазание. Всюду, куда бы они ни пришли, их встречают с радостью и любовью.
Милосердие превыше правосудия
Прощение — это ключ к благословению. Прощение и раскаяние открывают наши сердца и позволяют реке Бога свободно течь в нас. Нам нужно дать Святому Духу разрешение напоминать нам о делах, которые должны быть решены в наших сердцах.
Три вещи жизненно необходимы для того, чтобы увидеть мощное вторжение Божьего Духа в наши жизни и в окружающий нас мир.
Первое, нам необходимо откровение относительно того, как велик Бог. Мы должны осознать, что не существует абсолютно ничего, что было бы невозможно для Него (Ев. от Луки 1:37). Второе, нам нужно откровение относительно того, каким любящим Он является, как сильно Он заботится о нас и как Он обещает любить нас Любовью вечною (Иеремия 31:3). Я с удовольствием сообщаю людям, что Бог любит их такими, какие они есть, но в то же время Он любит их слишком сильно, чтобы оставить их такими, какие они есть.
И, наконец, нам нужно откровение о том, как мы можем жить с этой любовью и отдавать её другим. У свободного сердца есть время и силы для других.
Раны, поглощающие энергию
Я являюсь пастором более семнадцати лет. Я открыл, что ранимость и опустошённость в сердцах и жизни людей поглощает массу их энергии и жизненных ресурсов. Люди тратят так много энергии, просто стараясь прожить ещё один день, что её остаётся совсем мало для того, чтобы отдавать ещё и другим.
Когда мы спрашиваем людей об их вере в Бога в таких делах как миссии, пожертвования или чудеса, многие говорят: “Я с трудом вижу, что будет со мной завтра, не говоря уже о том, чтобы следовать за Богом, забыв обо всём прочем”. Ключ для нас, я верю, кроется исключительно в вопросе о раскаянии и прощении.
Я думаю, что Бог пророчески поместил нас на гумне. Господь ломает эту твёрдую верхнюю оболочку и готовит нас для того, чтобы мы стали “пищей” для наций. Когда пшеница отделена от плевел, тогда она готова к употреблению.
Люди спросили Иоанна Крестителя, является ли он Мессией, и он ответил им:
. я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. (Ев. от Луки 3:16).
Правда мы любим это место, Сколько раз вы слышали о принятии Святого Духа, Но давайте прочитаем следующий стих:
Лопата его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу в житницу Свою, а солому сожжёт огнём неугасимым (ст. 17).
Господь говорит нам, сразу же когда мы вверяем себя Ему, что Он предаст огню солому в нашей жизни. Вы готовы, чтобы Он это сделал? Вы уверены?
. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, сия есть первая и наибольшая заповедь вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Ев. от Мат. 22:37-39).
Много пророчеств сейчас раздаётся, которые касаются миссий и евангелизма. Мне думается, что первые миссионеры пошли, потому что они спасались от преследований. Но миссионеры и евангелисты, которых Он посылает сейчас, идут, потому что их направляет абсолютная любовь Бога.
Это любовь Бога, то, что “держит нас на крючке”, заставляет нас и ведёт нас, руководствуясь мотивом, который чист и правилен перед Богом. Мы хотим идти с любовью и служением, и увидеть великую жатву, жатву конца дней. С этим ответственным мандатом от Бога, мы не должны жалеть энергии, стараясь отодвинуть на задний план наши личные проблемы и заботы.
Критические мысли и слова
Отрицательные вещи в нашей жизни могут мешать нам идти служить другим с любовью. Наши мысли и слова могут препятствовать нам двигаться свободно в милосердии Христа. Павел говорил о важности этого:
Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Коринф. 10:4,5).
Несколько лет назад мы предложили курс под названием “Чистое сердце”, написанный Марком Вирклером из Баффало, Нью Йорк. Этот курс стоил, с моей точки зрения, миллион долларов. Он передвинул вопросы жизни из теоретических и теологических сфер прямо в сердце.
Я никогда не забуду вторую главу “Отличая обвинителя от утешителя”. В ней Марк сделал смелое заявление, что каждая отрицательная мысль и дело идут всегда от врага, а каждая положительная, дающая жизнь и помогающая развитию мысль — всегда от Святого Духа. Он сказал, что враг всегда отрицательный, а Святой Дух всегда положительный.
Так как я только учился в те дни слышать голос Бога, я не осознавал, что Бог будет часто говорить в наших мыслях. Я верил, что, если мы будем усердно молиться, поститься, тогда время от времени мы услышим Его голос. Будут раздвигаться портьеры, прогремит гром; это будет захватывающе. Тогда мы скажем: “Бог говорил со мной сегодня”.
Я, тем не менее, не знал, что Он говорил через обыкновенные мысли. Мне никогда не приходило в голову, что внутри меня был и есть тихий голос, говорящий: “Вот путь, идите по нему” (Исаия 30:21).
Когда мы узнали, что Господь говорит таким образом, для нас не явилось большой неожиданностью, что дьявол разговаривает аналогичным образом. Вы легко можете услышать, как он говорит с вами. Вы когда-нибудь слышали, как он шепчет вам в ухо? Но Бог, который обладает несоизмеримо большей силой, также говорит с вами всё время.
Марк далее продолжает развивать эту тему. Обвинитель обвиняет, а утешитель утешает. Просто, но мудро.
Марк обнаружил в своём сердце и жизни верующего, что примерно 80 процентов его мыслей были отрицательными, критическими или обвинительными и только 20 процентов положительными. 80 процентов отрицательных!
Для того, чтобы подтвердить эту статистику, он предложил нам сделать несколько тестов. Результаты подтвердили не только 80 процентов отрицательного мышления класса, но и 80 процентов моего собственного мышления были также отрицательными. Это поразило меня прямо в сердце. Я молился: “Господи: это совершенно неприемлемо — совершенно” Я не могу прожить свою жизнь с 80 процентами моего разума поддающегося врагу обвинителю!” А вы?
Если вы прислушаетесь к разговору христиан или неверующих, вы увидите, что и у других людей те же самые проблемы. О чём говорят люди? Они обсуждают выпавшие на их долю несправедливости. Они повторяют, что другие люди сделали им или против них. Они продолжают говорить о том, как они были ранены. Они приводят рациональные доводы о том, как они были невинными жертвами, а другие были виноваты в том, что ранили их или плохо обращались с ним и.
Итак, мы находимся в затруднительном положении, так как 80 процентов нашего времени или мыслей уделяются отрицательному или осуждающему мышлению — мыслей, которые на самом деле идут от врага. И мы удивляемся, почему же мы не наслаждаемся большим благословением от Бога!
Я вспоминаю, как я ответил: “О, Господи, Ты знаешь, как мне нужно, чтобы Ты помог мне с этим. Мне нужно, чтобы каждый раз, как только у меня возникнут отрицательные или критические мысли, Ты бы толкнул меня, потому что я не хочу Этого”. Я знал, что у меня нет ни сил, ни самодисциплины, чтобы побороть это. Я боялся обещать Ему, что я прекращу это. Мне нужно было чудо, которое трансформировало бы моё сердце и мышление, так чтобы мои мысли могли быть положительными и дающими жизнь.
Выбирая говорить жизнь
В Бытие 3 мы находим историю о двух уникальных деревьях в райском саду. Я много лет учил о них. Рик Джойнер писал о них, а также Тед Хаггард в своей книге “Первичное назначение”.
В саду росли два дерева, древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды какого древа ели Адам и Ева? Конечно, они выбрали древо познания добра и зла. Почему? Их искушали, они хотели быть как Бог, хотели познать добро и зло.
Мы можем назвать это дерево “древом суждения”. В нашей гордости и самодостаточности мы думаем, что у нас достаточно понимания и информации, чтобы сделать справедливое и честное суждение о каждой ситуации. Мы инстинктивно судим большую часть времени, а когда мы судим, мы обычно отрицательны, пристрастны и несправедливы.
Я верю, что Святой Дух призывает нас отвернуться от осуждений. Нам нужно воздерживаться от осуждения по поводу ситуаций и друг друга, а вместо этого благословлять и прощать, так чтобы могла течь жизнь.
Тед Хаггард констатирует, что когда мы вкушаем от древа познания добра и зла, то есть древа суждения — это всегда порождает обвинения. Когда мы обвиняем, мы приходим к соглашению с сатаной, обвинителем наших братьев. Это или чья-то вина, или ваша, но кого-то надо обязательно обвинить, тогда в ход идут обвинения. Не правда ли? Это в природе человека. Наше постоянное обвинение других заставляет нас быть отрицательными, отрицательными, отрицательными. К Богу всё время возносится постоянный вопль о справедливости.
Но сейчас, когда и вы, и я рождены заново и наполнены Святым Духом, древо жизни опять нашло своё место в саду наших сердец. Если мы будем есть от древа жизни, что случится? Оно будет помогать нам расти, поддерживать нас, наставлять нас и других. Древо жизни будет давать жизнь другим, когда мы благославляем, но не проклинаем, прощаем, а не обвиняем.
В мае 1996 года я был во Флориде, в Пенсаколе, с пастором Джоном Килпатриком. Он рассказал мне, как несколько лет назад он много молился о том, чтобы у его церкви была своя музыкальная группа. Он часто молился: “О, Господи, я хочу оркестр!”
Он смотрел на пустое место, презназначенное для оркестра. У него не было никого, кто мог бы играть на каких бы то ни было иных инструментах, кроме пианино. День за днём он жаловался на это незаполненное место. Он спрашивал Господа, где же люди. “Что случилось с людьми в церкви? Почему они не хотят служить? Почему они не придут сюда и не начнут играть?” Он проклинал всё это словами порицания и суждения.
Однажды Господь сказал ему: “Джон, почему бы тебе не благословить их вместо этого?” Это его поразило, но, тем не менее, он начал ходить по церкви, говоря, “Господи, я благословляю оркестровую яму. Я благословляю людей, которых Ты собираешься послать. Господи, пусть Твоё благословение снизойдёт на них. Я благословляю их сердца в их желании играть и прославлять, и служить Царю царей и Господу господ”.
Самое важное, Бог научил его, как благословлять и говорить слова жизни. Остальное уже история, включая мощное возрождение, которое произошло в его церкви.
Помните пословицу “Лучше зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту”? Разве это не правильно? Мы должны сделать что-то, чтобы покорить наши собственные мысли. Мы должны очень хотеть измениться. Я молюсь, “Господи, я хочу, чтобы цифры совершенно изменились. В самом крайнем случае, помоги мне быть на 20 процентов отрицательным и на 80 процентов положительным”. Это было бы гораздо лучше. А что насчёт вас?
Решите этот вопрос в своём сердце. Святой Дух всегда положителен, а сатана всегда отрацателен. Это вначале звучало для меня как очень крайняя точка зрения. Мне нужно было думать над этим на протяжении нескольких недель, пока я в конце концов не согласился, что эта точка зрения верна. Я пришёл к выводу, что, даже когда Бог вносит Свои коррективы, это всегда в положительном направлении, и Его цель всегда давать жизнь и искупать. Это Его сердце.
Тед Хаггард заявляет, что, если вкушать от древа жизни — позволяя Святому Духу наполнить нас и течь через нас, и благословлять и прощать тех, кто вокруг нас — то это всегда принесёт с собой невинность. Где нет обвинения, там нет вины.
Адам и Ева были невинны в саду, до того как они вкусили от древа познания добра и зла. Хаггард отмечает, что обновление Святым Духом может произойти только через невинность. Это поразило меня, но я знал, что это правда.
Нас нельзя заманить в ловушку, если мы говорим о людях, к которым мы не близки, как, например тот мужчина на улице или женщина в другом городе. Люди, с которыми у нас нет близких отношений, обычно не ранят нас и не сердят нас сильно.
Кто может расстроить нас по-настоящему, так это те, с которыми мы близки — родители, представители власти, пасторы, учителя, работодатели, друзья и те, от кого мы многого ожидаем. У этих людей есть возможность ранить нас. Поэтому мы можем выработать шаблон, согласно которому мы начинаем судить их и думать о них плохо, что, в свой черёд, ведёт к обвинению.
Закон суждения
Святой Дух страстно хочет исследовать наши сердца и глубоко работать в них.
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить (Ев. от Мат. 7:1-2).
Вы верите этим словам, Это сказал Иисус, так что, я думаю, это отвечает на этот вопрос — правда, А говорит Он здесь то, что, если вы требуете справедливости и расплаты за грехи и вред, нанесённый вам, тогда и с вами будут поступать в соответствии с вашими собственными требованиями. Как вы относитесь к людям, так и люди будут относиться к вам.
Когда я это понял, я подумал “Господи, я хочу быть самым прощающим, любящим и понимающим человеком на земле. Я не хочу получить то, чего я заслуживаю — ни от Бога, ни от сатаны и ни от жизни”.
Господь говорил со мной много лет назад о принципе в Писании: Правосудие хорошо, но милосердие лучше. Правосудие — это закон Бога. Это значит, что, если вы раните меня, я могу ранить вас. Если вы наносите кому-нибудь вред, этот вред должен быть возмещён. Это не противоречит нашему чувству справедливости. Око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь. Очень, очень справедливо.
Если вы хотите справедливости, то и с вами будут поступать согласно тем же правилам. Это закон Бога, и он хорош и справедлив, но он также является ареной, где по- настоящему царит сатана. Он мастер обвинения. Проблема в том, что никто из нас не имел бы никакой надежды на вечность, если бы к нам применялось правосудие, которого мы заслуживаем. Но, тем не менее, есть место, куда можно идти, и куда сатана не сможет последовать за нами, чтобы нас обвинять. Это место — милость Господа Иисуса Христа. Место милосердия, любви и прощения.
Это более высокое и лучшее место. Если мы живём в милосердии и прощении, сатана не может последовать туда за нами. У него там нет никаких прав. Вы знали это? Но если 80 процентов своего времени вы уделяете осуждению, тогда у него есть право побеждать вас 80 процентов времени. Я взываю: “Господи, помоги мне больше жить в милосердии Божьем”.
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему, “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Ев. от Мат. 7:3-5).
Мы как будто оснащены рентгеном, чтобы видеть недостатки других, но совершенно слепы к своим собственным. Понимание этого есть основной ключ к свободе. Иисус говорит: суди вначале себя. Если вы хотите милосердия для своих собственных грехов, то вы и к другим людям должны относиться более снисходительно. Начните не проклинать, а благословлять. Это принесёт вам потрясающее чувство освобождения.
Много энергии расходуется на то, чтобы подавлять наши страхи, боль и гнев. Иногда мы даже не осознаём этих вещей в нас самих. Но если мы живём в милосердии и прощении, освобождая и прощая других, мы обнаружим, что Его иго благо, и бремя его легко (Ев. от Мат. 11:30).
Закон “Что посеешь, то и пожнёшь”
Давайте послушаем слова нашего Господа,
Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше ибо, какою мерою мерите, такое же отмерится и вам (Ев. от Луки 6:37-38).
Разве это не удивительно, как часто мы наблюдаем эту динамику сеяния и пожинания плодов только лишь з терминах финансового благословения? Тем не менее, речь идёт не только о финансах, но и о гораздо более широком спектре. О необыкновенном милосердии Бога.
В Исходе 20:4 говорится о том, что грехи отцов падут на их детей до третьего и четвёртого поколения. Наблюдая повторяющиеся неблагоприятные события, которые происходят с нами, мы также можем видеть, как враг вторгается в нашу жизнь. Он также хочет продолжать эти вторжения в жизнь одной и той же семьи на протяжении нескольких поколений.
Возьмите, например, отца алкоголика, у которого сын алкоголик, у которого в свою очередь есть сын алкоголик. Или молодую женщину, которая выросла в доме алкоголиков и теперь клянётся, что никогда не выйдет замуж за алкоголика.
Через пять лет после свадьбы она говорит: “Я не могу больше жить с ним. Он алкоголик, он бьёт меня, он мерзко относится к детям. Он точно такой же как мой отец”. И мы говорим: “О Господи, что у этих людей с головами” Разве не было видно, что этого следовало ожидать?”
Сильное “магнитное притяжение” притягивает людей, так что они играют прямо на руку врагу. Это закон правосудия Бога, и сатана мастер законник. Он использует закон сеяния и пожинания плодов (Галат. 6:7-8). Люди выносят приговоры своим родителям, приговоры, которые дают врагу законное право сохранить навсегда преступление. Но сердце Бога — для прощения и исцеления.
Правосудие или милосердие,
Иисус на кресте принял на себя то, чего заслуживаем мы. Когда вы или я говорим: “Я ненавижу моего отца алкоголика”, когда мы (с полным основанием) обвиняем его за то, что он делал и говорил, мы на самом деле взываем к правосудию. Мы выносим приговор, корни которого кроются в боли и горечи. Когда мы требуем правосудия, мы на самом деле отступаем назад в систему юриспруденции, у которой есть власть требовать правосудия и расплаты в том числе и за наши грехи. Это то же самое, что дать дьяволу ключи от нашего дома.
Единственный надёжный ответ это: “Господи, пусть здесь будет милость, милость превозносится над судом (Иаков 2:13). Ты простил мне все мои большие грехи. Сейчас, когда Ты дал мне ключи от царства, я собираюсь простить всех, кто должен мне или как-то ранил меня”.
Помните историю в Евангелии от Матфея 18:23—35, в которой Иисус рассказал о царе, который захотел посчитаться со своими рабами. И привели к нему одного, который должен был ему десять тысяч талантов.
Царь потребовал: “Отдай то, что ты мне должен”. Человек сказал: “Я не могу. Окажи мне милость и дай мне время, и я всё тебе возвращу”. Но царь сказал: “Нет. Я хочу мои деньги сейчас. Продайте его. Продайте его семью. Ликвидируйте всё, что у него есть. Мы вернём столько, сколько сможем”.
Человек упал на колени и молил прощения, говоря: “Пожалуйста, прояви милосердие”. Так что царь в конце концов сказал, “Хорошо, ты всё равно никогда не сможешь заплатить долг, так что забудем о нём”. Какую же, наверное, благодарность почувствовал тот человек, какая тяжесть спала с его души.
Тем не менее, Иисус описывает как вскоре после этого тот же самый человек припёр к стенке одного из своих товарищей, требуя, чтобы гот немедленно отдал ему 100 динариев, который тот был ему должен. Бедняга дал ему тот же самый ответ: “Смилуйся надо мной. Дай мне время, и я все верну тебе”. Но он сказал: “Ни за что!” и велел бросить его в тюрьму пока тот не отдаст ему долга.
Эта история дошла до царя. Он призвал этого человека и сказал ему, “Злой раб! Я проявил сострадание и помиловал тебя за гот огромный долг, который ты был должен мне. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего?”
Хотя я и знал эту историю, мне так и хотелось сказать, что по сравнению с другими я не так уж и много грешил. Моё сердце раздваивалось: я хотел милосердия для себя и правосудия для других. «Они меня обидели, они сказали это. они сделали то, они мне должны, и я хочу, чтобы это было исправлено”. Но для себя я хотел милосердия и прощения.
Мы не можем иметь и то, и другое. Если я говорю, что я хочу правосудия, потому что кто-то обидел меня, тогда я не могу просить милосердия для себя. Это именно то. что сделал злой раб. Но если я требую правосудия, то я упал оттуда, где царят прощение и милосердие в место, где всё должно быть справедливо.
Правда в том, что люди обижают людей. Родители обижают детей. Дети обижают родителей. Многих людей обидели пасторы. Многие пасторы были обижены людьми. Это всё происходит в теле Христовом.
Мы спрашиваем людей: “Каким был ваш отец? Какой была ваша мать? А что вы можете сказать о ваших старших братьях? Как они относились к вам?” Мы часто находим груз осуждений, накопленный на протяжении многих лет, которого люди большей частью не осознают. А потом они удивляются, почему в их жизни повторяются боль и отвержение.
Я разговаривал с людьми, у которых было подряд три или четыре дорожно-транспортных происшествия и которые думают: “Что происходит? Как будто я ношу на себе знак “Ударь меня”. Нет, здесь имеет место динамика: что посеешь, то и пожнёшь.
Господь говорит, что грехи отцов падут на детей (Исх. 20:5). Это закон Бора — закон правосудия, закон, что посеешь, то и пожнёшь. Сатана проследит за тем, чтобы этот Божий закон был исполнен, когда он может использовать его для того, чтобы разрушать. Поэтому тот же самый или подобный вопрос опять встаёт перед вами. Единственное место спасения и безопасности это прощение и милосердие Господа Иисуса Христа.
Место милосердия
Почему не прийти в то место, где мы скажем: “Господи, я прощаю всем всё” и и отказаться от всех наших требований о правосудии и расплате. Все несправедливости возложены на крест, и прощение и милосердие Христа может тогда воцариться в нашей жизни. Любовь покрывает множество грехов (1 Пётр 4:8).
Божье царство основано не на том, чтобы придерживаться религиозных правил, а на праведности, мире и радости в Святом Духе (Римл. 14:17). Это радость является тем, что есть у вас и у меня, когда мы пребываем в милосердии.