Милостыня это что такое

Значение слова «милостыня»

Милостыня это что такое. Смотреть фото Милостыня это что такое. Смотреть картинку Милостыня это что такое. Картинка про Милостыня это что такое. Фото Милостыня это что такое

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

МИ’ЛОСТЫНЯ, и, мн. нет, ж. Подаяние нищему, нуждающемуся. Подать милостыню. Просить милостыню. Ждал ее улыбки, как милостыни.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ми́лостыня

1. мн. нет подаяние нищему, нуждающемуся ◆ Подать милостыню. ◆ Просить милостыню. ◆ Ждал её улыбки, как милостыни. ◆ У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Евангелие от Матфея: синодальный перевод, «1816-1862» (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Милостыня это что такое. Смотреть фото Милостыня это что такое. Смотреть картинку Милостыня это что такое. Картинка про Милостыня это что такое. Фото Милостыня это что такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: баронский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Аватамк

ДУХОВНАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОЙ И НОВО-НАХИЧЕВАНСКОЙ ЕПАРХИИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

Что такое милостыня и как ее правильно подавать?

Беседу вела — Анаит Петросян, сотрудник отдела социального служения при ААЦ г. Москвы.

Ежедневно каждый из нас, по дороге на работу, в университет или по пути домой встречает людей, которые просят милостыню. У всякого просящего своя история, проблема и причина для обращения за помощью. Все мы невольно становимся перед выбором: «Подать милостыню или нет? Вдруг просящий лжет и мое подаяние он пустит на грех?».

Сегодня о благотворительности и помощи ближним говорят все чаще, но вопросов меньше не становится. О том, что такое милостыня, кому и как ее правильно подавать, беседуем с настоятелем Церкви Св. Иоанна Предтечи г. Якутска, иереем Нерсесом Хананяном.

— В Святом Писании говориться, что Бог — милостив, и милость Его не имеет границ или условий: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102, 8-11). Господь призывает и нас быть милостивыми. Но понимаем ли мы значение этого слова? Что же такое милостыня и в чем она проявляется?

— Милостыня — это добровольное пожертвование нуждающимся из своих личных средств (деньги, вещи, продукты), а также любое другое деяние, основой которого является любовь к ближнему, забота о нем. Но стоит также знать, что иногда более важной и ценной помощью для человека является душевный разговор. Если человек в печали, надо его подбодрить, если в болезни – навестить, если у него сомнения — наставить.

Благодаря именно этим наставлениям, советам, словам поддержки многие смогли перебороть страх, справиться с духовными и телесными испытаниями, найти в себе силы для совершения благих деяний во славу Божью. Молитва о ближнем, душеполезные разговоры, благочестивые поучения, а иногда строгое замечание ради блага человека являются милостынею в широком смысле.

— В Святом Писании написано: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). Но всякому ли просящему стоит помогать? Как узнать, кому действительно нужна помощь, чтобы не быть обманутым?

— Иногда достаточно просто остановиться на пару минут, как бы сложно это не было в условиях городской жизни, и поговорить с человеком, задать пару простых вопросов, узнать для чего он просит милостыню, если на еду, то можно накормить его, если нужна медицинская помощь, то оказать содействие, или как минимум предложить обратиться в тот или иной храм, благотворительный фонд (таких сейчас сотни), а не давать деньги сразу. Обычно мы пробегаем мимо и думаем: «Не буду терять времени, брошу пару монет и пойду дальше. И человеку помог и времени не потерял». Таких людей большинство. Поэтому мы часто самовольно становимся жертвами «лженуждающихся».

Как же поступить при виде человека, находящегося в нетрезвом виде и просящего милостыню, стоит ли ему помогать?

— Оказывая помощь важно также не оказаться соучастником греха. Не следует давать милостыню, когда мы точно знаем, что она будет использована на алкоголь. Есть, к сожалению, люди для которых прошение милостыни стало профессией. Таковые обнищали духовно и для них не важно каким образом деньги окажутся у них, главное удовлетворить свои потребности. Это можно понять по лицу, по тому как просят. Выслушав трогательную историю надо найти в себе силы не обмануться. Как правило, выпивший человек, утверждающий, что это в последний раз, говорит эти слова большинству прохожих. Мы должны понять, что не можем удовлетворить потребности всех просящих. Наши средства ограничены, а просителей очень много и помочь в первую очередь нужно тем, кто на самом деле нуждается, непрестанно молясь за остальных, которым помочь не смогли. Священное Писание говорит: «Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» (Сирах. 12:1-2).

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Величина милостыни оценивается не размером подаяния, а склонностью и расположением подающих». Возникает вопрос — как и с какими мыслями следует подавать милостыню?

— Эта добродетель, имеющая особое значение в жизни христианина иногда может стать и причиной духовного падения человека. Речь идет о совершении милостыни напоказ, о чем нас очень ясно предупреждает Евангелие: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея 6:1-3).

Милостыню надо давать от чистого сердца. Если я помогаю нуждающемуся, а потом на протяжении всего дня размышляю над тем стоило ли отдавать ему из своих средств, то совершенное мною не будет иметь никакой пользы.

Ошибочно совершать подаяние с мыслью и ожиданием, что Господь воздаст нам, или считать, что милостыня – это откуп от грехов. Все должно быть выражением нашей любви к Господу и ближнему. Милостыня не должна совершаться из избытка, человек должен почувствовать, что он отдает что-то дорогое, ценное и ему самому очень нужное, но он готов этим поделиться с нуждающимся братом.

Зачастую можно увидеть, как люди приносят в храм вещи для нуждающихся и это радует душу. Но больно на сердце от того, что половину принесенных вещей приходится выбрасывать, из-за их непотребного состояния.

Мы должны с уважением и любовью относиться к тем, кто ждет от нас помощи. Если мы отдаем вещи, то они должны быть в хорошем состоянии, постиранными и поглаженными, если передаем продукты, то они не должны быть просроченными. Человек, который оказался в нужде ничем не отличается от нас, не думаю, что кто-то из нас употребит в пищу просроченный творог или молоко.

В первую очередь надо стремиться, чтобы чужая беда или нужда в действительности стала твоей личной.

Действенным способом для избавления от корыстных мыслей после подаяния милостыни будет умение хранить в уме, в сердце и душе слова из Евангелия от Луки: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лука 17:10).

Источник

Милостыня

Смотреть что такое «Милостыня» в других словарях:

милостыня — См. дар просить милостыни. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. милостыня дар, подаяние; подачка, крохи с барского стола, милостынька, приношение Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

МИЛОСТЫНЯ — МИЛОСТЫНЯ, милостыни, мн. нет, жен. Подаяние нищему, нуждающемуся. Подать милостыню. Просить милостыню. Ждал ее улыбки, как милостыни. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МИЛОСТЫНЯ — МИЛОСТЫНЯ, и, жен. То, что подаётся нищему, подаяние. Собирать, просить милостыню. Подать милостыню. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

милостыня — милостыня, род. мн. милостынь и устарелое милостыней … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Милостыня — Еще в ВЗ, особенно в Законе Моисея, благочестивым людям указывается на их долг благотворить бедным (Лев 19:9 и след.). М. была особым выражением милосердия в виде подаяния или предоставления мелких беспроцентных ссуд (Лев 25:35 и след.; Втор 15:7 … Библейская энциклопедия Брокгауза

милостыня — м’илостыня даяние нуждающемуся, дар из милости. Закон требовал постоянного, делового отношения к нищим (Лев.19:9 10; Втор.15:7 11,12 14, срн. Мат.26:11 ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Милостыня — ж. Подаяние нищему, нуждающемуся (обычно просящему). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

милостыня — милостыня, милостыни, милостыни, милостынь, милостыне, милостыням, милостыню, милостыни, милостыней, милостынею, милостынями, милостыне, милостынях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Милостыня — Подаяние собирание денег, продуктов питания и пр., практикуемое с древних времён отшельниками, аскетами, Бхикшу, монахами различных религий. Подаяние не следует отождествлять с попрошайничеством, паразитическим образом жизни, тунеядством.… … Википедия

Источник

Благотворительность и милостыня

Из наследия Оптинских старцев

Милостыня это что такое. Смотреть фото Милостыня это что такое. Смотреть картинку Милостыня это что такое. Картинка про Милостыня это что такое. Фото Милостыня это что такое
Слепцы. Художник: А. Пластов

Время поста – самое благоприятное для дел милосердия. Старцы Оптинские часто напоминали о милостыне и благотворительности.

Преподобный Лев учил быть милостивыми и напоминал о словах Евангелия: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7).

«Сказано: “Блажен человек, который скотов милует”, – но в тысячу крат блаженнее тот, кто нищих, убогих и хромых приемлет на себя. Как бы его самого напоили и успокоили».

Старец напоминал, что за каждого странного и убогого, которому оказывается милосердие, Господь подает Свою милость:

«…возьмите на заметку сие, что, сколько в вашем благословенном доме ни было от странных и убогих, за каждого получите по мешку, то есть богатую от Господа милость… Царствие Божие ваше будет!»

Милостыня по силе и возможности

Преподобный Иосиф учил подавать милостыню по силе и по возможности:

«Подавать… милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преподобный Варсонофий Великий говорит: “Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит».

Милостыня это что такое. Смотреть фото Милостыня это что такое. Смотреть картинку Милостыня это что такое. Картинка про Милостыня это что такое. Фото Милостыня это что такое
Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря

«Твоим благословением, Господи, совершил я это»

Старец Нектарий напоминал о том, что нельзя тщеславиться своим милосердием, а нужно благодарить Бога, позволившего помочь нуждающимся:

«Если кому удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, говорить: “Твоим благословением, Господи, совершил я это” – ибо “не можете творити без Мене ничесоже”».

Оставить Промыслу Божию

Преподобный Амвросий учил, что если мы подали милостыню, то не следует «доверять своему помыслу, будто наши средства не так употребляются»:

«Есть два рода благотворения: первое – благотворение собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе – благотворение внешнее внешними средствами, которые также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются.

Полезнее всего благотворить и веровать несомненно, что получим за это от Господа воздаяние, по сказанному у пророка Даниила: “Избавление мужу свое ему богатство”. И в другом месте: “Милостынею и верою очищаются грехи».

Не следует заботиться о том, как употребляется пожертвованное нами, а оставить это Промыслу Божию.

«Ты не раз выражалась в письмах, что желаешь быть истинной христианкой. А об истинных христианах апостол пишет, что “они разграбление имений своих с радостию прияша”. Мы же, немощные, по крайней мере не должны много скорбеть о несовершенном получении и особенно не заботиться о том, так ли или не так употреблялась жертвуемая нами сумма. Теперь нам кажется не так, а, может быть, после окажется, что сделанное будет очень пригодно», – писал старец духовному чаду.

Иногда с просьбой о милостыне обращаются люди, хорошо одетые и, с нашей точки зрения, не нуждающиеся в деньгах. Но мы никогда не можем знать, почему этот человек просит у нас помощи и насколько он нуждается на самом деле. Поэтому преподобный Амвросий напоминал слова святителя Димитрия Ростовского:

«Святитель Димитрий Ростовский пишет: если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

Есть ли различие в делах милосердия?

Милостыня это что такое. Смотреть фото Милостыня это что такое. Смотреть картинку Милостыня это что такое. Картинка про Милостыня это что такое. Фото Милостыня это что такое
В. Бакшеев. Милостыня. 1918 г.

Преподобный Амвросий объяснял, что и в таком добром деле, как милостыня, может быть различие. Выше всего ставил старец милостыню, оказываемую святым монашеским обителям:

«Когда пришлось мне входить в более подробное исследование духовных вещей, тогда и нашел, что в духовных делах есть многое и великое различие. Можно сделать полезное в тридесят крат, а лучше в шестьдесят, а во сто крат еще лучше, и полезнее, и спасительнее.

Ежели начальник блудниц, как пишется в старческих сказаниях, поставлен выше преподобного Макария Великого за то одно, что он нашел возможность тридесять дев монастырских сохранить от растления, заменив их лицами, бывшими у него под командою, то какую, думаешь ты, может получить мзду тот, кто ста девам, собравшимся в обитель для служения Богу, даст возможность не рассеяться по разным местам или обратиться в мир?

Хорошо помочь и погоревшим, но тут одна лишь скорбь, по большей части приносящая пользу людям, для какой причины пожар и попускается от провидения свыше; но стократно выше то, если сохранить или дать возможность сохраниться многим от явного душевного вреда».

Старец Амвросий писал своему чаду, что «устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие», – самое угодное Богу дело:

«…большая разница – раздать бедным мирским или на эту сумму устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие. Единовременное добро от постоянноприбыточного добра большую имеет разницу, как Сам Господь во святом Евангелии объявляет эти различные степени на тридесять, на шестьдесят и сто».

Источник

О милостыне

свя­щен­ник Сергий Нико­лаев

Состра­да­ние, спо­соб­ность пере­жи­вать чужую беду или боль, тре­во­житься за чью-то судьбу в боль­шей или мень­шей сте­пени свой­ственно каж­дому чело­веку. Это чув­ство как бы врож­ден­ное, и отсут­ствие его гово­рит о неком изъяне пси­хики чело­века, болез­нен­но­сти. А вот про­яв­ле­ние своего состра­да­ния в поступ­ках — мило­сер­дие — это дело сво­бод­ной воли лич­но­сти и ее осо­бен­ное досто­ин­ство. Мило­сти­вого чело­века Гос­подь удо­ста­и­вает осо­бен­ной бла­го­дати — бла­жен­ства, так высоко стоит мило­стыня в очах Гос­пода. “Бла­женны мило­сти­вые, ибо они поми­ло­ваны будут” ( Мф. 5:7 ), — гово­рит Спа­си­тель. То есть за мило­стыню нам обе­щана кон­крет­ная награда — милость Божия, отпу­ще­ние наших грехов.

Что же такое мило­стыня? Когда мы отдаем что-либо, при­над­ле­жа­щее нам, отдаем не по закону или долгу, не с целью полу­чить от чело­века что-то боль­шее, то по доб­роте сердца мы творим мило­стыню. Она может быть выра­жена в жертве от своего достатка, в жертве своего сво­бод­ного вре­мени, труда, душев­ного уча­стия, в слове уте­ше­ния, в про­ще­нии обиды, в молитве за кого-то. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит о мило­стыне: “Вели­кое дело мило­стыня. Воз­люби ее, кото­рой нет ничего рав­ного, она может и загла­дить грехи, и изба­вить от суда. Ты мол­чишь, — а она стоит и защи­щает… Столько-то благ от мило­стыни, а мы не радим и не забо­тимся? Дай, по воз­мож­но­сти, хлеба. Нет у тебя хлеба? Дай, овол (мелкая монета). Нет овола? Дай чашу холод­ной воды. Нет и этого? Поплачь с несчаст­ным, и полу­чишь награду; ибо награда дается не за вынуж­ден­ное, но за сво­бод­ное дело”.

Для веру­ю­щего чело­века мило­стыня явля­ется есте­ствен­ным делом веры. “Что пользы, братия мои, если кто гово­рит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют днев­ного про­пи­та­ния, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грей­тесь и питай­тесь”, но не даст им потреб­ного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” ( Иак. 2:14-17 ). Апо­стол Иаков гово­рит о без­дей­ствен­ном состра­да­нии как о мерт­вом деле, о вере без­де­я­тель­ной как о вере мерт­вой.

Мило­стыня, пожа­луй, самое про­стое и доступ­ное любому бого­угод­ное дело, спо­соб­ное живо­тво­рить нашу веру. Нет ничего легче и спа­си­тель­нее, чем мило­стыня. А насколько она важна для хри­стиан, мы можем судить по тому, как забо­ти­лась о мило­стыне первая Апо­столь­ская Цер­ковь. В Дея­ниях святых апо­сто­лов читаем, что многие хри­сти­ане при­но­сили деньги для раз­дачи неиму­щим ( Деян. 4:32-37 ). Что при­нято было “еже­днев­ное раз­да­я­ние потреб­но­стей” ( Деян. 6:1-6 ) и для этого были выбраны и постав­лены “семь чело­век изве­дан­ных, испол­нен­ных Свя­того Духа и муд­ро­сти” ( Деян. 6:3 ). Апо­стол Павел сове­тует: “Каждый уделяй по рас­по­ло­же­нию сердца, не с огор­че­нием и не с при­нуж­де­нием; ибо доб­ро­хотно даю­щего любит Бог” ( 2Кор. 9:7 ).

Любит Бог… И на нашу щед­рость отве­чает щед­ро­стью. В нашем Рож­де­ствен­ском храме один пре­стол посвя­щен свя­ти­телю Тихону Ама­фунт­скому. Свя­ти­тель Тихон родился в семье хлеб­ного тор­говца. Был он жалост­лив к нищим и еще отро­ком часто пода­вал мило­стыню. Не имея ничего своего, Тихон раздал отцов­ский хлеб. Отец был очень огор­чен и выго­ва­ри­вал сыну за само­воль­ство. Но маль­чик отве­чал ему: “Я слышал, что дающий нищим дает взаймы Гос­поду. Пойди открой кла­до­вые и уви­дишь, что Гос­подь уже вернул Свой долг”. Отец открыл кла­до­вые и увидел, что они напол­нены пре­крас­ным хлебом. Кар­тину, изоб­ра­жа­ю­щую мило­стыню отрока Тихона, можно уви­деть на своде Тихо­нов­ского при­дела в Хри­сто­рож­де­ствен­ском храме.

Иногда люди про­яв­ляют разум­ную, как им кажется, береж­ли­вость и не спешат с делами мило­сер­дия, говоря себе: “Подо­жду, когда раз­бо­га­тею, а сейчас и для себя-то не хва­тает”. Для них можно вспом­нить давнюю исто­рию. В одной оби­тели было при­нято в Вели­кий Чет­верг раз­да­вать мона­стыр­ский хлеб нищим. Но одна­жды слу­чился в этой мест­но­сти неуро­жай, и братия мона­стыря, боясь остаться без пищи, упро­сила насто­я­теля не раз­да­вать обыч­ную мило­стыню. Когда же через неко­то­рое время открыли жит­ницу, то уви­дели, что пше­ница про­росла и не может быть упо­треб­лена в пищу. Так Гос­подь нака­зал мало­ве­ров за нера­зум­ную эко­но­мию.

Но есть в исто­рии Церкви и другой пример. Бога­тая жен­щина, похо­ро­нив мужа и не нуж­да­ясь в боль­шом имении, стала раз­да­вать обиль­ную мило­стыню. Она повсюду искала нуж­да­ю­щихся людей и бла­го­тво­рила им. Родные роп­тали на нее: “Ты совсем лишишься достатка, ты сама ста­нешь нищей”. Но мило­серд­ная вдова про­дол­жала щедро раз­да­вать. И вот она раз­дала все. Через день на город напали вар­вары, он был раз­граб­лен и сгорел. Лишь часть жите­лей спас­лась бег­ством и среди них вдо­вица. Она един­ствен­ная не поте­ряла ничего, ей нечего было опла­ки­вать.

Мило­стыня станет нашей заступ­ни­цей в день Страш­ного суда. …Жил очень скупой чело­век. Он нико­гда не пода­вал мило­стыни. Одна­жды он забо­лел. В горячке при­снился ему сон. Видит он, что, умер­ший уже, стоит он на послед­нем Суде. Перед ним Ангел держит весы. На одной чаше сло­жены его грехи. Их целая гора. И на другую чашу Ангел поло­жил неболь­шую кра­юшку хлеба. И эта кра­юшка начи­нает пере­тя­ги­вать гору грехов. “Что это?” — спро­сил чело­век у Ангела. — “Это твоя мило­стыня, она почти пере­тя­нула чашу греха”. — “Но я нико­гда не пода­вал мило­стыни”, — уди­вился скупой.

— “Да, ты не пода­вал, но одна­жды в досаде ты швыр­нул в голод­ного нищего кра­ю­хой хлеба, чтобы про­гнать его. Вот она, эта неча­ян­ная мило­стыня”, — отве­чал Ангел. Чело­век проснулся. Он все понял. После выздо­ров­ле­ния он вос­поль­зо­вался воз­мож­но­стью поми­ло­ва­ния — давал щедрую мило­стыню. “Блажен разу­ме­ваяй (пони­ма­ю­щий) на нища и убога, в день лют изба­вит его Гос­подь” ( Пс. 40:1 ).

В преж­ние вре­мена вос­крес­ные и празд­нич­ные дни было при­нято посвя­щать делам мило­сер­дия. Пра­во­слав­ные после цер­ков­ной службы посе­щали боль­ных, заклю­чен­ных, оди­но­ких. При­но­сили кто что мог. Так и гово­рили: “наве­стить боль­ницу, тем­ницу и вдо­вицу”. В один мос­ков­ский храм ходит очень пожи­лой чело­век. Ходит он на раннюю литур­гию. После службы он неко­то­рое время отды­хает в храме на лавочке. Как-то мы раз­го­во­ри­лись. “Хожу после службы в дом пре­ста­ре­лых. Рядом здесь. При­несу с собой батон, а иногда немного кара­мели. Им особо ничего не надо, кормят пока. А вот пого­во­рить не с кем. Есть лежа­чие, им еще труд­нее. Вот и хожу Христа ради. Пого­ворю, чаю попью с ними, им радость”.

Спа­си­тель при­ни­мает и самый малый дар: “И кто напоит одного из малых сих только чашею холод­ной воды… истинно говорю вам, не поте­ряет награды своей” ( Мф. 10:42 ).

Можно заме­тить, что люди мило­серд­ные, добрые, щедрые на мило­стыню более спо­койны и опти­ми­стичны. А те, кто раз­би­рает нуж­да­ю­щихся на туне­яд­цев, без­дель­ни­ков и недо­стой­ных, отве­ча­ю­щие на жалобу или просьбу: “Сам вино­ват”, “много вас”, — эти люди больше боятся жизни, они более бес­по­койны. Конечно, ведь душа наша знает и чув­ствует все, и то, что, не ока­завши мило­сти, и мы не вправе рас­счи­ты­вать на милость Гос­пода.

Но есть один род мило­стыни особый. Во всякий день каждый веру­ю­щий цер­ков­ный чело­век, читая вечер­ние молитвы, про­из­но­сит и такие слова: “Помяни, Гос­поди, пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ла­ю­щих во святых Твоих церк­вах, и даждь им яже ко спа­се­нию про­ше­ния и жизнь вечную”. Те, кто ходит в цер­ковь, за каждой служ­бой слышат слова свя­щен­ника или диа­кона “Еще молимся … о созда­те­лях свя­того храма сего… о пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ю­щих во святем и все­чест­нем храме сем, труж­да­ю­щихся…” Это сугу­бая екте­ния, или просьба к веру­ю­щим помо­литься особо о при­но­ся­щих плоды своих трудов и тру­дя­щихся в храме людей. Кто же эти люди? И почему молятся о них особо, прося Гос­пода испол­нить их про­ше­ния (если они, конечно, ко спа­се­нию), прося даро­вать им вечную жизнь?

Осно­вав земную Цер­ковь, Спа­си­тель заботы о ее мате­ри­аль­ном суще­ство­ва­нии воз­ло­жил на мило­сер­дие ее членов. Так Сам Иисус, поки­нув родной дом, три с поло­ви­ной года жил как стран­ник и при­ше­лец мило­сер­дием и уча­стием неко­то­рых людей: Марии и Марфы из Маг­далы, их брата Лазаря, Своей род­ствен­ницы Сало­мии, неко­его Симона и других. И после крест­ной смерти Спа­си­теля Ему послу­жили бога­тые люди — Иосиф из Ари­ма­феи, отдав­ший свою гроб­ницу для погре­бе­ния Христа, и Нико­дим, купив­ший все необ­хо­ди­мое для этого обряда.

Тра­ди­ци­онно и для чад Пра­во­слав­ной Церкви забо­титься о свя­щен­но­слу­жи­те­лях и о Доме Божием — храме.

Рож­де­ствен­ский храм в селе Заозе­рье построен на сред­ства и попе­че­нием Гав­ри­ила Васи­лье­вича Рюмина. Сын его, Нико­лай Гав­ри­ло­вич, и купец Платон Михай­лов поза­бо­ти­лись при­стро­ить при­делы Николь­ский и Тихо­нов­ский. Семья мест­ных фаб­ри­кан­тов Бара­но­вых щедро бла­го­тво­рила этому храму. Заботы о нем были уделом В.С.Чайкова. Он был ста­ро­стой Рож­де­ствен­ского храма в конце про­шлого века. Эти люди жерт­во­вали свои соб­ствен­ные сред­ства, умение и время на стро­и­тель­ство и укра­ше­ние нашего храма. Есте­ственно, что мы молимся о мило­стив­цах. В архи­вах многих церк­вей сохра­ни­лись имена бла­го­тво­ри­те­лей, на чьи сред­ства были про­из­ве­дены те или иные работы, куп­лены иконы или утварь.

Конечно, не все имена сохра­ни­лись в запи­сях, но Гос­подь принял их жертву и знает их. А мы молимся о “пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ла­ю­щих”. Многие заботы, свя­зан­ные с жизнью храма, берут на себя без­воз­мездно, то есть Христа ради, мило­серд­ные при­хо­жане и даже нездеш­ние веру­ю­щие люди. Кто-то моет полы, кто-то поет, кто-то чинит и шьет обла­че­ние. И о них мы молимся.

Уча­стие в стро­и­тель­стве и укра­ше­нии церк­вей всегда очень цени­лось нашими сооте­че­ствен­ни­ками. Глядя на вели­че­ствен­ные здания и бла­го­ле­пие убран­ства пра­во­слав­ных храмов, не лишне будет вспом­нить, что свою лепту в это вели­ко­ле­пие внесла каждая семья из окрест­ных селе­ний. Из каких средств ни яви­лась бы сумма на стро­и­тель­ство нового храма или на ремонт вет­ша­ю­щего, но часть ее всегда состав­ляли мило­серд­ные при­но­ше­ния при­хо­жан и даже нездеш­них, незна­ко­мых людей. Сбор­щики с круж­ками, соби­ра­ю­щие “на храм”, ходили повсюду. У Нико­лая Алек­се­е­вича Некра­сова есть сти­хо­тво­ре­ние “Влас”, где поэт подробно и уди­ви­тельно ярко рисует жизнь сбор­щика мило­стыни на стро­и­тель­ство церкви. Как он

Ходит в зимушку сту­де­ную,
Ходит в летние жары,

Вызы­вая Русь кре­ще­ную
На посиль­ные дары.

И дают, дают про­хо­жие:
Так из лепты тру­до­вой

Вырас­тают храмы Божии
По лицу земли родной.

На храм Христа Спа­си­теля в про­шлом веке соби­рали сред­ства по всей Руси пять­де­сят лет. И хотя тре­бу­е­мая сумма никак не могла быть состав­лена из народ­ных пожерт­во­ва­ний (основ­ные сред­ства дала казна), но участ­во­вать в стро­и­тель­стве храма мог каждый, ведь этот храм был заду­ман как бла­го­дар­ствен­ная жертва, как свеча от всего рус­ского народа.

Но храм нужно не только постро­ить или отре­мон­ти­ро­вать. Для того, чтобы он мог жить, чтобы в нем могла бес­пре­пят­ственно совер­шаться служба, кто-то должен забо­титься о тепле, о свете, о чистоте, об утвари.

Вы при­хо­дите в храм, видите сия­ю­щие под­свеч­ники, про­мы­тые окна, чистые пелены у икон. Кто потру­дился над этим? В каждом храме есть свои тру­до­лю­би­вые и мило­серд­ные при­хо­жанки, кото­рые под­дер­жи­вают чистоту в храме, помо­гают чинно совер­шаться бого­слу­же­нию, наблю­дают за поряд­ком. Осень ли, весна, прошел ли дождь, много дорож­ной грязи оста­ется на полу после службы. Все это нужно вымыть. Да еще вычи­стить под­свеч­ники, вымыть стек­лышки у икон, лам­падки. Пости­рать и погла­дить обла­че­ние. Сме­нить пелены у икон к празд­нику. И много, много чего еще, что только они, тру­же­ницы, знают. Слу­чится ли, придет на службу не зна­ю­щий цер­ков­ного порядка чело­век, они под­ска­жут ему, при случае и попра­вят: “Уж не обес­судь, в чужой мона­стырь со своим уста­вом не ходят”. И все это они делают не за плату, а без­воз­мездно, Христа ради. Это их мило­стыня. Жертва. Кто был в Рож­де­ствен­ском храме и рас­смат­ри­вал цен­траль­ный ико­но­стас, тот, может быть, заме­тил на верх­нем ярусе фигуры женщин с кув­шин­чи­ками в руках, под­ни­ма­ю­щихся как бы по горным усту­пам к камен­ному отвер­стому Гробу Спа­си­теля. Это жены-миро­но­сицы, несу­щие аро­мат­ное масло, чтобы пома­зать тело рас­пя­того Иисуса. Масло и в древ­нем, и в совре­мен­ном рели­ги­оз­ном искус­стве — символ мило­сти. Мило­стыня, ока­зан­ная Христу, то есть ради Христа, как бы под­ни­мает этих женщин к Самому Вос­крес­шему Богу. “Бла­женны мило­сти­вые, ибо они поми­ло­ваны будут” ( Мф. 5:7 ). И стоит мне, придя в храм, лишь только взгля­нуть на изоб­ра­же­ния спе­ша­щих к Гробу Гос­подню миро­но­сиц, как в памяти сами воз­ни­кают имена наших рож­де­ствен­ских “миро­но­сиц”, так иногда назы­вают мило­серд­ных тру­же­ниц, под­ви­за­ю­щихся в церкви. “Еще молимся о здра­вии Анны, Марии, Анто­нины, Раисы, Лидии, Тати­аны…”

Каза­лось, мило­сер­дие никак не может быть под­верг­нуто осуж­де­нию. Но враг чело­ве­че­ский, нена­вист­ник нашего спа­се­ния и здесь пыта­ется поме­шать доб­рому делу. “Зачем такая трата средств на содер­жа­ние и укра­ше­ние храма? Можно ведь эти деньги отдать неиму­щим и тем послу­жить Христу”, — повто­ряют вслед за при­ез­жими про­по­вед­ни­ками неко­то­рые горе-хри­сти­ане. В ответ на эти упреки можно вспом­нить одну еван­гель­скую исто­рию. Одна­жды в доме, где тра­пе­зо­вал Спа­си­тель, к нему подо­шла жен­щина с ала­васт­ро­вым сосу­дом дра­го­цен­ного мира и воз­лила аро­маты на Иисуса. “Для чего бы не про­дать это миро за триста дина­риев и не раз­дать нищим” ( Ин. 12:5 ), — воз­не­го­до­вал один из уче­ни­ков. Был это Иуда, позже пре­дав­ший Христа. “Сказал же он это не потому, чтобы забо­тился о нищих, но потому, что был вор” ( Ин. 12:6 ).

Так вот чьи слова повто­ряют неко­то­рые “мило­серд­ные к неиму­щим” хри­сти­ане! Что же отве­тил Иуде Хри­стос? “Оставьте ее … ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня — не всегда” ( Иоан. 12:7-8 ). Бла­го­тво­ре­ние Христу выше нежели бла­го­тво­ре­ние чело­веку. Храм мы назы­ваем Домом Божиим, неви­димо в нем пре­бы­вает Гос­подь. Укра­ше­ние и содер­жа­ние храма — желан­ная и дра­го­цен­ная для Гос­пода жертва.

Пре­по­доб­ный Еразм, воз­лю­бив Божии храмы, отдал на Печер­скую цер­ковь все свое зна­чи­тель­ное состо­я­ние. Но лука­вый враг стал через неко­то­рое время сму­щать его: “Лучше бы ты отдал свои деньги нищим. Они бы моли­лись о тебе”. Видно, лука­вый не гонится за нов­ше­ством, и поль­зу­ется при­выч­ными мето­дами. Еразм впал в уныние, думая, что ошибся в доб­ро­де­ла­нии. А потом и вовсе обра­тился к бес­пут­ной жизни. Но Гос­подь не оста­вил его. Когда Еразм тяжело забо­лел и печер­ская братия была готова к тому, что он так и умрет без пока­я­ния, и очень печа­ли­лась о нем, яви­лась боля­щему Божия Матерь и ска­зала: “Еразм! За то, что ты укра­сил цер­ковь Мою, и Я украшу тебя и воз­ве­личу славою в цар­стве Сына Моего. Встань, покайся и прими ангель­ский образ (мона­ше­ство), а в третий день я возьму тебя чистым к Себе, так как ты воз­лю­бил бла­го­ле­пие дома Моего”. Бла­жен­ный Еразм выпол­нил ука­зан­ное и, очи­стив­шись пока­я­нием, в третий день почил в мире. Это заме­ча­тель­ный пример осо­бого Божи­его бла­го­во­ле­ния к устро­и­те­лям и укра­ша­те­лям храмов.

К этой давней исто­рии мне хоте­лось бы доба­вить и две совре­мен­ные. Одна из них слу­чи­лась с при­хо­жан­кой нашего храма. Умер пожи­лой хоро­ший, сер­деч­ный чело­век, при­хо­жа­нин Хри­сто­рож­де­ствен­ского храма. Через неко­то­рое время вдова его обра­ти­лась ко мне с вопро­сом. Дело в том, что пле­мян­ница почив­шего уви­дела его во сне, и он сказал ей: “Со мной все хорошо, мешает только то, что мы забыли ото­слать деньги, кото­рые обе­щали”. Что это за обе­ща­ние и что за деньги, пле­мян­ница не знала и пере­ска­зала сон вдове. Та сразу вспом­нила, что неза­долго до смерти мужа смот­рели они теле­ви­зор, пере­дачу о храме свя­того апо­стола Андрея Пер­во­зван­ного. Назвали в пере­даче и рас­чет­ный счет. Супруги почему-то решили послать туда неко­то­рую сумму. Да за делами — забыли. Теперь жен­щина пришла с вопро­сом, что же ей делать? Как посту­пить? Видно, не про­стое это дело — мило­сер­дие к Дому Божию.

Помню еще одну исто­рию, рас­ска­зан­ную одной зна­ко­мой. Она, пожи­лая жен­щина, каждое лето ездила рабо­тать камен­щи­цей на рестав­ра­цию или стро­и­тель­ство церк­вей. Помо­гала бес­платно — Христа ради. Одна­жды она взяла с собой пяти­лет­него внука. Через неко­то­рое время, уже по воз­вра­ще­нии, маль­чик рас­ска­зал ей: “Мне сего­дня ночью Ангел Божий сказал, что меня запи­сали в живую книгу за то, что я под­но­сил кир­пи­чики на стройке”. Что это за “книга живая”? Пяти­лет­ний малыш был цер­ков­ный маль­чик, он знал про Анге­лов, но о “живой книге”, или Книге Жизни, слышал впер­вые. Что ж, может, из этих кир­пи­чи­ков и сло­жится для него лест­ница в Цар­ство Небес­ное.

Мило­серд­ная жертва доступна каж­дому. Придя в храм, вы поку­па­ете свечу, ста­вите ее перед иконой. Что это? Нужна ли свеча Спа­си­телю, или Божией Матери, или Свя­тому? Нет. Свеча — это символ вашей горя­чей молитвы. А запла­тив за нее деньги, вы даете жертву на храм. Но если вы поку­па­ете свечу с огор­че­нием сердца, то лучше не поку­пайте ее вовсе. Гос­подь примет вашу молитву и без нее. “Уделяй по рас­по­ло­же­нию сердца”, — гово­рит Апо­стол ( 2Кор. 9:7 ). Людей, редко быва­ю­щих в церкви, сму­щают ящички или кружки, име­ю­щие над­писи “на ремонт”, “на общую свечу”, “на масло”. Неко­то­рым кажется, что с них бес­пре­рывно тре­буют деньги. Но это не так. На поднос или в кружку вы кла­дете деньги лишь тогда, когда сами этого жела­ете и столько, сколько жела­ете. Но ска­жите, при­ятна ли Гос­поду ваша жертва, если она дается не от чистого сердца, с огор­че­нием, с пере­су­дами или по при­нуж­де­нию? “Награда дается не за вынуж­ден­ное, но за сво­бод­ное дело”. Но не будем зани­маться мате­ма­ти­че­скими под­сче­тами: кто кому? Бог ли нам, мы ли Богу. Проще, не сомне­ва­ясь, испол­нить запо­ведь “про­ся­щему — дай!” Каждый сколько может.

Во время стро­и­тель­ства Кон­стан­ти­но­поль­ского храма одна бога­тая вдова, рим­лянка по имени Марция пода­рила храму восемь пар­фи­ро­вых колонн необы­чай­ной цен­но­сти. На свои сред­ства она доста­вила их морем из Рима в Кон­стан­ти­но­поль. А Спа­си­тель указал на бедную вдову, поло­жив­шую в сокро­вищ­ницу храма всего две лепты, как на самую щедрую бла­го­тво­ри­тель­ницу. Кто сколько может.

Прежде каждый храм имел своих попе­чи­те­лей, бога­тых бла­го­де­те­лей, на сред­ства кото­рых, в основ­ном, и содер­жался. После поли­ти­че­ского пере­во­рота 1917 года каза­лось, что о бла­го­тво­ри­тель­но­сти для церкви не могло быть и речи. Но ника­кая поли­ти­че­ская система не может отме­нить Бога. Гос­подь все Тот же, запо­веди все те же. Известно мно­же­ство слу­чаев, когда люди, зани­мав­шие зна­чи­тель­ные долж­но­сти, не име­ю­щие воз­мож­но­сти открыто прийти в храм, бла­го­тво­рили ему. Кто-то помо­гал достать дефи­цит­ный, осо­бенно после войны, строй­ма­те­риал. Кто-то ставил свою под­пись на раз­ре­ше­нии под­клю­чить храм к энер­го­сети. А какой-то, пусть даже началь­ник, обе­ре­гал от при­тес­не­ний.

Сейчас дирек­тора, вла­дельцы пред­при­я­тий, а также люди с боль­шими воз­мож­но­стями бес­пре­пят­ственно могут бла­го­тво­рить нашей Церкви. Появи­лось новое слово — спон­соры. Слава Богу, неко­то­рые люди входят в наши про­блемы, помо­гают. Мы даже завели отдель­ную кни­жечку — сино­дик поми­нать бла­го­тво­ри­те­лей. Без них в совре­мен­ных эко­но­ми­че­ских усло­виях ни один храм не выжил бы, как, впро­чем, и в доре­во­лю­ци­он­ные годы. Отоп­ле­ние, свет, крыша, газ — это наши заботы. Но это и люди. За реше­нием каждой про­блемы стоит чело­век или несколько, кото­рые не по долгу службы, не из какой-то коры­сти, пре­стижа или моды, а по рас­по­ло­же­нию сердца уде­ляют храму то, чем могут помочь. Будь то деньги, мате­ри­алы, тру­до­вые руки, ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный совет. Мы раду­емся за них, ибо по словам Апо­стола: “Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет” ( 2Кор. 9:6 ).

И все же бывает грустно. Одна пожи­лая при­хо­жанка ска­зала, что даже во время войны наш храм выгля­дел лучше, потому что люди больше забо­ти­лись о нем. Их сердца лежали к храму, он был своим. Теперь всем все равно. Очень жаль, но похоже на правду. Не всем, но очень многим все равно. Все труд­нее найти помощ­ни­ков.

Да, иногда кажется, что уйдут от болез­ней или по ста­ро­сти наши “миро­но­сицы” и некому будет забо­титься о Доме Божием, некому петь на кли­росе, печь просфоры. Грустно.

Но тогда я вспо­ми­наю раннее утро, “утро глу­боко”, как поется в пас­халь­ном пес­но­пе­нии, и группу женщин с кув­шин­чи­ками масла, спе­ша­щих к камен­ному Гробу. Вспо­ми­наю наш Рож­де­ствен­ский ико­но­стас с фигу­рами миро­но­сиц, под­ни­ма­ю­щихся в гору, и печаль про­хо­дит.

И верится, что опять кто-то придет, чтобы отдать свое любя­щее сердце и тру­до­вые руки, свои таланты и умение ради Гос­пода, ради Христа, как щедрую мило­стыню род­ному храму. Да и не может быть иначе. Без дел мило­сер­дия нам не спа­стись, не под­няться к вос­крес­шему Спа­си­телю. А потому, братья и сестры, не будем забы­вать о чудес­ной мило­стыне. И пусть она стоит за нами, когда мы с надеж­дой взы­ваем к Гос­поду даже в самой корот­кой молитве: “Гос­поди, поми­луй”. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *