Минамиты что за народ где живут в россии
Меннониты: «Дети Мира»
Меннониты (Mennonites) — это приверженцы протестантской секты, основоположником которой стал Менно Симонс (Menno Simons; 1496-1561 гг.), голландский католический священник. Меннонитство возникло в Нидерландах в ходе реформационного религиозного движения 1530-х годов. В те времена католическая церковь пользовалась колоссальным влиянием, многим это было не по нраву. Люди, уставшие от непрестанного гнета, базирующегося на священных догмах, стали тянуться к новым религиозным течениям. Тогда появился протестантизм, обретший своих приверженцев почти во всех европейских странах. А небольшие группы жителей Нидерланд и северных германских государств предпочли последовать голландскому священнику, который отрекся от воинственного назначения церкви и проповедовал пацифизм.
По мнению Менно Симонса, существует лишь один истинный авторитет – Бог, а правители государств, церковнослужители и даже сам Папа Римский – простые смертные. Также проповедник заявлял, что религия не является государственным делом, это осознанный образ жизни.
Первая община меннонитов возникла в Нидерландах в 30-40-х гг. XVI столетия в эпоху Реформации.
Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.
Характерные черты
Меннонитство отличается «миролюбивым» характером, никогда не призывает к злу и насилию, заставляет задуматься о смысле жизни вообще и о самосовершенствовании своей души в частности. Меннониты — одна из первых религиозных групп, введших пацифизм (мировоззрение, отвергающее любое насилие) в рамки вероучения.
Каждая самостоятельно организовавшаяся община существует независимо от других, сама избирает своих духовных наставников. Обычно для решения дел, касающихся всей общины, созывается «общее церковное собрание», постановления которого утверждает «Конвент духовных старшин», который является представителем общины перед государственной властью, но не контролирует общины.
Основные положения вероучения меннонитов:
Согласно их учению, государство и религия не имеют ничего общего. Поэтому верующие не могут занимать государственные должности, так как госслужба обязывает принимать присягу. Приверженцы данной веры могут подчиниться государственной власти только в том случае, если это не будет противоречить божественным заповедям. Последователи учения Симонса противопоставляют себя государственной власти и обществу.
В отличие от иных сект, общины меннонитов не считают труд тяжким бременем, во все времена они живут по принципу: «молись и работай».
Скитания по миру
Именно религиозный пацифизм приверженцев меннонитства, который противоречил государственным интересам, породил своеобразную форму пассивного протеста: каждый раз, когда государство пыталось принудить меннонитов проходить армейскую службу, начиналась массовая эмиграция. Первый поток эмигрантов пришелся на 40- 50 гг. XVI в., когда притеснения католической инквизиции вынудили религиозные общины переселиться сначала в Северную Германию, затем в Восточную и Западную Пруссию. Следующая, более крупная волна эмиграции приверженцев секты началась в конце 1560-х гг., в результате чего они попали в Германию, Англию, Францию и Польшу. В период XVIII — XIX вв. часть последователей Менно Симонса эмигрировали в Америку и Канаду, а часть — в Российскую Империю.
В России первые сектанты появились в конце XVIII в. по приглашению Екатерины II. Русской Императрице требовались люди для заселения и развития земель на юге России, трудолюбивые меннониты как нельзя лучше подходили для этого. Их расселили наряду с другими колонистами на окраинных территориях Империи.
Указом Императрицы от 7 сентября 1787 г. всем переселенцам — меннонитам предоставлялись некоторые льготы и социально — экономические привилегии. Первых прибывших сектантов разместили вблизи острова Хортица (укр. Хортиця) на правом берегу Днепра, в черте нынешнего города Запорожье. В 1793 г., после второго раздела Польши, эмиграция меннонитов возросла. Им были выделены огромные территории плодородных земель в Таврической губернии (на реке Молочные Воды). Несмотря на непростые условия жизни в юго-восточных степях, меннониты быстро обустроились на новом месте, вскоре в Россию переехало большинство приверженцев их веры.
Вследствие трезвого образа жизни, величайшего трудолюбия, а также благодаря полученным льготам, общины со временем сосредоточили в своих руках большие капиталы, с помощью которых увеличили свои землевладения.
Русский историк Н.И.Костомаров в 70-х гг. XIX в. писал: «Осмотрев житье меннонитов, я был чрезвычайно изумлен цветущим состоянием их быта. Их дворы обсажены цветами и плодовыми деревьями, домики светлые и просторные …Они все грамотны, из их уст…льется безукоризненно правильная малорусская речь».
К моменту Октябрьской Революции меннониты являлись владельцами более 1 млн десятин плодородных земельных угодий. Но после прихода к власти большевиков и прокатившейся по стране коллективизации, сектанты постепенно начали уезжать из России.
Однако, почти до конца 20-х гг. им удавалось отстаивать свою веру и сохранять свои большие, зажиточные хозяйства на Кавказе, в Запорожье и в Сибири, куда меннонитов занесло еще в пору «столыпинских» реформ. Огромные масштабы миграция меннонитов приняла после установления советской власти, когда в 20-30 годах ХХ в. в результате жестоких гонений на верующих, много верующих выехало из СССР.
Таким образом, 200 лет истории общин меннонитов прошли в России.
В годы II Мировой Войны большая часть оставшихся в Украине меннонитов, опасаясь обвинений в сотрудничестве с врагами, ушла вслед за отступавшей немецкой армией. Уезжая из Союза различными путями, спасаясь от репрессий и голода, они расселились в Канаде, Северной и Южной Америке, привозя туда свой уникальный «платдойч» (Plattdeutsch) — так члены секты называют язык, на котором общаются между собой внутри общины. Это особый говор, который родился именно на российской земле. Первое постоянное поселение последователей меннонитства в Америке — Джермантаун (англ. Germantown; штат Пенсильвания) было основано в 1683 г. Меннониты селились также в других американских штатах (Огайо, Индиана, Иллинойс, Виргиния), а также в канадской провинции Онтарио.
Меннониты сегодня
Приблизительная общая численность последователей этого религиозного учения в мире составляет около 1,5 млн. человек.
Самая многочисленная группа приверженцев учения Симонса сегодня находится в США. Общины, живущие от восточного побережья до реки Миссисипи, являются потомками эмигрантов из Швейцарии и Германии. Жители более западных штатов — в основном голландского происхождения. Немало последователей этого религиозного течения проживает в соседней Канаде. Из других американских стран значительное число меннонитов осело в Парагвае, Боливии, Бразилии, Аргентине, Уругвае, Мексике и ряде других стран, многие сектанты переселились сюда из Манитобы (англ. Manitoba; канадская провинция). В Африке последователи течения живут в Конго, Эфиопии, Танзании, Нигерии и Зимбабве. Из азиатских стран меннонитские общины в основном прижились в Индии и Индонезии. В Европе они есть в Германии, Нидерландах, Швейцарии, Франции, несколько общин имеется в России и Казахстане.
Меноннитские общины в мире
Как и прежде, в настоящее время среди последователей меннонитства отсутствуют пьяницы, нет среди них уголовников, безграмотных и нищих. “Сознательно крестящиеся”- ярые противники абортов. Их семьи обычно многодетны, имеющие по 7-10 детей. Традиционная семья меннонитов представляет собой своего рода церковь в миниатюре, где роль священника отводится отцу, мать выступает диаконом, а дети – прилежные прихожане.
Помимо крещения меннониты практикуют особый обряд причащения, называемый «хлебопреломленим», который совершается старейшинами общины раз в полгода. Еще один специфический ритуал — взаимное омовение ног.
Меннониты так же не признают власти церкви. Каждая община сама выбирает своего проповедника, причем, проповедовать могут как мужчины, так и женщины. Общины одной деноминации объединяются в конференции, которым они неподконтрольны.
Для большинства меннонитов характерно стремление избегать контактов с окружающим миром. Члены общин поддерживают строгую дисциплину, браки с представителями других конфессий не одобряются. Сектанты должны носить простую одежду, женщины обязательно покрывают голову во время богослужения. Они все одинаково одеваются, живут в одинаковых домах, придерживаются одинакового распорядка, едят одинаковую пищу. Но именно благодаря этой схожести внутри общины, меннониты укрепляют собственную индивидуальность.
Сегодня общины, живущие на западе США, более урбанизированы по сравнению с другими группами, они в меньшей степени сохранили свои традиции, многие утратили немецкий язык, изменили взгляды относительно замкнутости и избегания общения с внешним миром.
Любопытные факты
Приглашение к размышлению
Интересно, почему аккуратные, грамотные и трудолюбивые люди вынуждены были веками скитаться с места на место? Совершенно очевидно, решающая причина гонений — отказ от войны и всяческого насилия. Скромные и тихие меннониты осмеливались сопротивляться только государственному военному призыву. Возмутительное миролюбие для жителей планеты Земля…
«Они — дети мира, перековавшие свои мечи на плуги и свои копья — на серпы, которые не хотят знать войны» (Менно Симонс; 1537 г.)
Хочется верить, что в огромном мире не растворится бесследно удивительное сообщество меннонитов!
Меннониты – кто это, и каковы их убеждения?
В мире существует много разных групп, которые называют себя меннонитами, прежде всего потому, что они ссылаются на лидера-основателя организации – Менно Симонса, и на свою позицию в отношении ненасилия и пацифизма. В отличие от христиан, крещение они принимают в зрелом возрасте (а не во младенчестве), когда осознают необходимость в этом.
Ранние меннониты в Европе были хорошими трудолюбивыми фермерами, они обрабатывали бедные почвы и превращали их в плодородные. Часто государственные органы забирали у общин облагороженную землю и тем самым заставляли меннонитов двигаться дальше, поскольку они не оказывали никакого сопротивления. Так началась миграция протестантов в Америку, и колонисты приветствовали их.
Образ жизни
Меннониты отвергают технический прогресс, живут отшельнической жизнью. В их общинах не используется электричество, телевидение, интернет, связь, какая-либо техника, облегчающая жизнь. Отшельники все время занимаются земледелием и сельским хозяйством, а также следят за состоянием дорог – эту обязанность вменили им власти, взамен предоставив возможность пользоваться землей.
Свой быт меннониты обустраивают самостоятельно, продавая хлебобулочные изделия, молочную и овощную продукцию магазинам, специализирующимся на продаже экологически чистых продуктов. На вырученные деньги покупают недостающие предметы быта, стройматериалы, ткани.
Меннониты – кто это?
Досуг здесь практически отсутствует. Они не развлекаются, даже не слушают музыку. Алкоголь у них под строгим запретом по религиозным убеждениям, но они и не испытывают желание его употреблять. Их жизнь – это работа, а также общение с Богом.
В общинах может быть лавка с товарами первой необходимости, а также церквушка, пастор которой регулярно читает прихожанам проповеди. В поселениях напрочь отсутствуют клубы, дискотеки, кафе и прочие увеселительные заведения.
Фотографироваться отшельники не любят и редко соглашаются на то, чтобы их запечатлели на пленку. В объектив пожилые меннониты предпочитают не смотреть. Но маленькие дети и подростки не боятся направленной в их сторону фотокамеры. Впрочем, современные меннониты разрешают вести съемку, и не только на фото, но и на видеокамеру.
Жениться меннонитам разрешено только на девушках из своих общин.
Правила в одежде
Поскольку меннонитов иногда путают с амишами, многие считают, что члены группы придерживаются строгого дресс-кода. В действительности форма одежды зависит от конкретной церкви и традиций.
Во многих современных меннонитских поселениях нет строгого дресс-кода. Тем не менее, в некоторых наиболее консервативных группах одеваются таким образом, чтобы подчеркнуть скромность и отделение от общества. Женщины могут носить закрытые платья и головные уборы.
Все члены общины носят похожую одежду, которую зачастую шьют для себя сами. Для мужчин характерны рубахи и комбинезоны из износостойкой грубой ткани, для женщин – длинные однотонные или цветастые платья с рукавами, закрывающими плечи. Детей в общинах одевают так же, как и взрослых.
Как в общинах растят детей
С самого раннего возраста малышей приучают к труду. Для девочек первой работой становится дойка коров и коз, кройка и пошив одежды, вязание, приготовление пищи. Мальчики-подростки наравне со взрослыми мужчинами обрабатывают землю, пасут скот, заготавливают дрова на зиму. Но труд с ранних лет не означает, что малыши вовсе лишены детских радостей. У них есть игрушки, изготовленные тут же, в общине, руками местных умельцев.
Детей меннониты обучают сами, в своих общинах. Отшельники высоко ставят грамотность, считая ее важнейшей потребностью общества. Здесь вы не найдете неграмотных людей. Достигнув определенного возраста, дети садятся за парту.
Малышей учат письму, чтению и счету. Все, что преподают в школе, непременно должно носить утилитарный характер. Например, уроки геометрии обязательны – мальчикам нужно знать, как правильно построить дом. Также дети учатся механике, чтобы знать, как ремонтировать повозки. Изучают в школе математику и английский язык, которые необходимы для торговли.
Особенности веры
Меннониты также поощряют практику мытья ног. «Верующие, которые омывают ноги друг другу, показывают, что они разделяют тело Христа. Таким образом, они признают свою частую потребность в очищении, возобновляют свою готовность отпустить гордость и мирскую силу, и предлагают свою жизнь в смиренном служении и жертвенной любви».
Тем не менее, группа также считает, что, если «совершивший ошибку член секты грешит без покаяния и отвергает даже наставления собрания», он или она могут быть отстранены или отлучены от церкви. Но проповедники будут продолжать молиться за оступившегося, чтобы этот человек был восстановлен в церкви.
Принципы догматики
Теология меннонитов поддерживается трактатом Нового Завета. Их основные религиозные убеждения, происходящие из анабаптистских верований и традиций, это:
Современные меннониты по-прежнему отказываются участвовать в политике, войнах и других так называемых «грехах мира». Члены групп Старого Ордена обучают своих детей в церковных школах. Ранее традиционно для обработки земель они использовали лошадей и багги, чтобы тянуть сельскохозяйственное оборудование, но в течение последних десяти лет некоторые теперь в этих целях применяют колесные тракторы.
Консервативные меннониты (которых часто путают с амишами) носят грубую одежду из натуральных материалов, сами изготавливают предметы быта, но принимают большинство других технологий. Они не являются единым обществом и разделены на различные независимые группы.
Умеренные меннониты очень мало отличаются от других консервативных, евангельских протестантских общин. Здесь нет особой формы одежды и нет ограничений на использование техники. Они живут в мире, самоотверженно трудятся и самостоятельно обслуживают свои потребности.
Отдельные группы меннонитов основали свои собственные колледжи и университеты, и отошли от строгого библейского учения. Они назначают женщин-пасторов, принимают однополые союзы и практикуют либеральную программу, уделяя особое внимание изучению мира и вопросам социальной справедливости. В их церковных службах очень мало упоминается о том, что все люди грешники и нуждаются в Спасителе, как жертве за грехи. На проповедях уделяется особое внимание поддержанию добрых дел и служению во благо другим.
По свидетельствам очевидцев (соседей, друзей, современников) меннониты – это замечательные люди. Трудолюбивые, аккуратные (во всем), не притязательные, скромные, добрые, умные. Их добродетельные деяния – пример многим людям.
Кто такой Менно Симонс
Менно Симонс – человек простого, прямого мышления и теплого характера, оказал большое влияние на голландских анабаптистов. Его последователи стали известны миру, как меннониты. Он стал католическим священником в возрасте двадцати восьми лет, но впоследствии обвинил себя и других священнослужителей в легкомысленном и неаскетичном образе жизни. Сомнения в праведности заставили его прочитать некоторые из трактатов Лютера и изучить Новый Завет, который он избегал читать до того времени.
В результате изучения Нового Завета перед Симонсом возник вопрос о «правильном» возрасте для крещения. Это стало наиболее актуальным после того, как портной Сике Фриркс Снейдер был казнен в 1531 году за то, что был крещен, будучи взрослым. Менно не был удовлетворен противоречивыми ответами, которые он нашел у Лютера, Бусера и Буллингера, и решил полагаться только на Писание, которое тщательно изучал. С этого времени он стал евангелистом, а не сакраментальным проповедником.
После того, как его брат, анабаптист, был убит в 1535 году, Симонс покинул католическую церковь. Он стал влиятельным человеком среди анабаптистов в Нидерландах и северо-западной Германии. В церкви Симонс считался еретиком, его постоянно преследовали, а тех, кто ему помогал, часто казнили. Однако к 1544 году термин «меннонит» использовался для описания голландских анабаптистов. Меннониты стали новым движением, известным благодаря крещению взрослых.
Менно Симонс стал анабаптистским лидером, не дикого и фанатичного типа, а трезвой, благочестивой группы, которая претендовала на новое рождение и искала цельности, чтобы следовать за Христом. Вначале эти люди подвергались ужасным преследованиям, потому что считались радикалами, но со временем власти научились отличать их от других.
Менно умер в 1559 году. Он женился после выхода из римской церкви и имел троих детей.
Гонения
Во время протестантской Реформации, когда «протестантская» группа возникла из-за разногласий в католической церкви, анабаптисты и меннониты боролись с преследованием. Ранние анабаптисты в Швейцарии были вынуждены переехать из европейских провинций в другие районы из-за гонений. Родной брат Симонса был убит во время нападения на членов организации.
По словам историков, многие анабаптисты были заключены в тюрьму или казнены. Помощь членам этой группы считалась преступлением, и даже те, кто укрывал Симонса, были наказаны. Те, кто отказался от новой религии и пытался вернуться в католическую церковь, часто не были помилованы. Многие из них, согласно историческим свидетельствам, были выслежены и убиты на месте без суда и следствия.
Сходство с амишами
Несмотря на то, что и меннониты и амиши происходят из анабаптистов, секта амишей представляет собой отдельную группу. Они также согласны со многими догмами (такими как пацифизм и крещение взрослых), но придерживаются более строгой доктрины.
В 1693 году швейцарский лидер анабаптистов Якоб Амманн установил, что запрет и избегание различных искушений практикуется недостаточно хорошо. Он интуитивно чувствовал, что церковь того времени не была достаточно строгой, и отделился от нее, чтобы создать группу консервативно настроенных амишей.
Амиши создают свои собственные сообщества, изолированные от мира, а меннониты – нет. Амиши также придерживаются более строгих правил: в их сектах нет электричества, различных технологий и они используют исключительно продукты собственного изготовления. Это касается как пищи, так и одежды и предметов быта. Большинство меннонитов, однако, не имеют таких ограничений.
Пацифизм – одна из главных идей
Согласно веб-сайту Mennonite USA, американские меннониты твердо верят в мир, справедливость на земле и не оказывают сопротивления. По их мнению, Божий мир «наиболее полно раскрыт в Иисусе Христе», и они несут ответственность за следование за Христом «на пути мира, справедливости, примирения и практики непротивления даже перед лицом насилия и войны».
Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
Люди из прошлого: Как живут сегодня старообрядцы, мормоны и меннониты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Старообрядцы
Староверы, они же старообрядцы, они же раскольники появились во время церковной реформы патриарха Никона — это те православные, которые новые положения реформы отказались принимать. Для них принципиально креститься двумя пальцами, а не тремя, потому что это выражение того, что они верят в двуединую, а не триединую природу бога. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак покорности; печатных икон не признают — икона должна нести в себе печать духовного усердия, а значит — от и до сделана быть человеческой рукой.
Хотя существует стереотип, что старообрядцы живут только в Сибири и Поморье, на самом деле они раскиданы по всей России, а после революции — и не только по России. Старообрядцев можно встретить, например, в Новом Свете. Не всегда старообрядцы соблюдают старые заветы. Например, им запрещено «скоблить бороду», но поскольку борода сама по себе не искупает грехов — а нагрешишь, хочешь или не хочешь, пока молод, с три короба в одном или в другом, многие находят, что тогда уж и бороду можно не носить. Всё одно каяться.
Самые суровые староверы чураются города, живут в деревне, на земле. Женщины не носят украшений, не красят и не стригут волос. Мужчины свято соблюдают запретные для интимных отношений дни, не трогая жену (а таких дней в году большинство). Все избегают табака, телевидения и интернета, а вот картошку и электричество могут признавать и в самых суровых общинах — только не допускать их в храмы и часовни. (Картошка и табак плохи тем, что их привезли из противоземель, с той стороны земли, то есть). Надо сказать, что, хотя старообрядцы кажутся равнодушными к суете мира, именно из их среды вышло некогда немало крупных купцов.
Нельзя сказать, чтобы одевались старообрядцы в деревнях точно так же, как до никоновской реформы, но на мало знакомого с историей костюма человека их наряды производят впечатление: сарафаны, платки, подпоясанные рубахи. Держаться принято строго, без лишней живости, и эта манера держаться на многих производит чуть ли не большее впечатление, чем парное молоко по утрам: словно люди перед тобой узнали нечто особенное. Оттого в последнее время немало желающих креститься в старообрядчество.
Теоретически это возможно, но на практике старообрядцы строго охраняют свою веру от свойственных неофитам искажений, чрезмерных порывов и так далее. Каждый, кто хочет перейти в «старую веру», должен как следует изучить теоретическую часть, читая книги и разговаривая с наставниками. Кстати, венчаться старообрядцам можно только внутри своих общин. Даже с православными, но послереформенного толка они венчания не признают.
Мормоны
Название этой большой американской общины (четвёртой по величие последователей в США) происходит от пророка, в которого они верят — Мормона. По легенде, Мормон жил в Америке в четвёртом веке и Бог связался с ним, чтобы передать своё слово точно так же, как он это делал в Старом Свете. Однако европейцы почти уничтожили коренное население, и Богу пришлось послать ещё разочек ангела уже белому человеку, Джозефу Смиту-младшему. Он и стал основателем мормонской церкви.
Хотя мормоны ассоциируются с общинами в сельской местности, но их точно так же, как старообрядцев, можно обнаружить и в городах. Сельские мормоны порой принципиально одеваются в одежды фасонов девятнадцатого века, а городские могут отличаться обычной скромностью покроя и расцветок. Как и старообрядцы, мормоны не признают табака и кофе, но из других соображений — то и другой вызывает привыкание. Так что список запрещённого вполне логично дополняется алкоголем, чаем и некоторыми другими продуктами. Кроме того, мормоны обязательно платят десятину, то есть десятую часть своих доходов, церкви.
Мормоны (как и все представители консервативных общин) исключают из своей жизни контрацепцию. Но если количество «постных дней» у старообрядцев помогает ограничивать рождаемость, то у мормонов нет календаря, когда исполнение супружеского долга запрещено или разрешено, так что семьи у них многодетные. А у тех, кто откололся от родной церкви и продолжает придерживаться традиций многожёнства — особенно. Да, кстати, мормоны против внебрачных связей. Это нецеломудренно — не то, что одному мужчине жить с десятью женщинами.
Почти все жители мормонских городков — родственники в той или иной степени. Поэтому рождение детей с теми или иными проблемами со здоровьем — обычное дело. В больших городах такой проблемы нет: в штате Юта мормоны очень многочисленны, легко найти себе супруга.
Меннониты и амиши
Многие считают амишей разновидностью мормонов из-за их похожей консервативности. На самом деле, амиши — разновидность меннонитов, выходцев из германоязычных земель, которые живут во многих странах мира. В том числе жили в российском Поволжье и основали большую фермерскую общину в Аргентине. Именно среди немцев-меннонитов, по легендам, прятались нацистские преступники, бежав из Европы. Сами меннониты, однако, очень не любят, когда к ним привязывают нацистов, так что не стоит спрашивать, правда ли это. Скорее всего, они скажут, что в городах Аргентины просто слишком вольно жилось кому угодно.
Фактически, и в России, и в Америке меннониты появились по одной и той же причине: они спасались от преследований в Европе. Кроме того, в новых землях они легко получали землю, а по представлениям меннонитов, по-настоящему праведен труд только на земле. Поэтому менонниты и амиши — это всегда фермеры.
В Америке амишей легко можно узнать по головным уборам. Девушки и женщины носят белые чепчики, мальчики и мужчины — круглые шляпы с широкими полями. Те и другие одеты очень закрыто и старомодно. Девушкам и женщинам полагаются также фартуки. По цвету и фасону чепчка и фартука всегда можно узнать, замужем ли уже девушка или нет. Мужчинам в одежде запретны ремни — вместо них брюки держат подтяжки. Женщины избегают использовать в одежде пуговицы, заменяя их крючками и булавками; в мужских брюках пуговиц тоже нет. Женатый мужчина у амишей отращивает бороду, но усы тщательно сбривает. И усы, и ремни напоминают им о гусарах, которые нападали на меннонитов в Европе.
Меннониты по всему миру (и даже нередко в пределах одной страны) делятся на течения по уровню строгости. В целом, обычно не приветствуются приметы технического прогресса в доме. В хлеве, месте более поганом, пожалуйста. В поле, выращивая хлеб, тоже можно — там и навоз можно разбрасывать. Так что меннонит может разъезжать на тракторе или доить корову при свете электрических ламп, но дома зажигать свечи и стирать вручную. У многих меннонитов и всех амишей дома только вещи из натуральных материалов.
Отношение к женщине, как водится в подобных общинах, всегда свысока и с предубеждением, но девушкам, вопреки стереотипам, разрешается общаться с парнями. Они разговаривают, играют в народные игры по выходным, могут просто гулять. Девочки учатся точно так же, как мальчики.
Амиши отрицают автомобили, передвигаясь на лошадях или самокатах — независимо от пола. Другие меннониты не видят в использовании автомобилей ничего дурного, разве что кататься без дела у них запрещено. Амиши также не читают взрослых книг, кроме Библии; книжки — развлечение для детей. Очень часто их дома вызывают удивление у россиян: они бывают украшены огромной красной пятиконечной звездой, очень похожей на советскую. Это просто знак для удачи.
Поскольку амишам запрещено фотографироваться, специально для них в США введена особая форма удостоверения личности без фотографии. В отличие от большинства меннонитов, амиши также не строят церквей. Ещё одна особенность амишей: они дают возможность молодым людям посмотреть большой мир и подумать, хотят ли они остаться в общине, навсегда приняв для себя её суровые правила, или жить обычной современной жизнью. Вернувшегося наконец крестят — да, амиши крестятся не в детстве и исключительно по доброй воле и сознательно. Кстати, возвращается большинство. И только крещёным амишам разрешается создавать семьи.
Меннониты — убеждённые пацифисты. Кроме того, они считают одним из злейших врагов человечества гордыню и именно поэтому не любят искусства — ведь успех в музыке или живописи пробуждает гордыню. По той же причине амиши избегают фотографироваться и делают кукол без лиц: изображения людей служат гордыне. Все меннониты, включая амишей, избегают спиртного.
Меннониты Российское Империи в девятнадцатом веке удивляли наблюдателей тем, как, ведя преимущественно крестьянский образ жизни, высоко ценили грамотность. Читать и писать обучали обязательно не только мальчиков, но и девочек.Создавались не только меннонитские школы, но и ремесленные училища. Во время Первой мировой войны меннонитов Украины насильно переселяли к единоверцам в Поволжье, опасаясь с их стороны предательства.
Рассматривал меннонитов, как и всех немцев скопом, исключительно как союзников Германии и Сталин. Одним из мотивов перемещения немцев в Среднюю Азию стал факт, что ещё в 1880 там уже была основана меннонитская община — так сказать, меннонитов отправили по проторенной дорожке. На деле к началу войны общины уже не существовало — её членов депортировали в Германию в 1937 году.
Российские крестьяне чуть больше ста лет назад тоже были довольно консервативны в своём укладе. Ретро фотографии, рассказывающие о жизни крестьян в дореволюционной России начала XX века.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: