Миниатюры что это такое история 6 класс кратко
Значение слова «миниатюра»
1. Цветной или одноцветный рисунок на страницах старинных рукописных книг, выполненный с целью иллюстрирования содержания (картинка) или украшения рукописи (заставка, орнамент и т. д.). В библиотеке, в тусклом, сумеречном свете, трудно было различить даже в лупу прелестные миниатюры, украшающие редкостное издание новелл Боккаччо. Никулин, России верные сыны.
2. Живописное произведение очень небольшого размера (картина, портрет), изящное и тонкое по исполнению, часто прикладного характера. Миниатюры 18 в. Палехская миниатюра. || собир. Такие картины, портреты как вид живописи. Искусство миниатюры.
3. Небольшое литературное или музыкальное произведение. Миниатюры молодого Чехова. Миниатюры Шуберта.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Миниатюрная живопись распространена также на востоке. В Индии во времена империи Великих Моголов получила распространение раджастханская миниатюра. Она явилась синтезом совместного творчества индийских и персидских мастеров.
МИНИАТЮ’РА и миньятю́ра, ы, ж. [от латин. minium — киноварь, сурик] (искус.). 1. Разрисованная красками прописная буква или небольшой рисунок в красках в старинной рукописи (филол.). Рукопись с миниатюрами. 2. Небольшая картина, отделка к-рой отличается тщательностью, тонкостью и изяществом. || только ед., собир. Такие картинки, как род живописи. Искусство миниатюры. 3. перен. Произведение искусства небольших размеров, малой формы. Театр миниатюр. Собрание музыкальных миниатюр. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
миниатю́ра
1. искусств. небольшой рисунок в красках или разрисованная прописная буква в старинной рукописи, книге ◆ В то же время я пристрастился и вообще к лицевым рукописям, т. е. к таким, в которых какой-либо текст объясняется наглядно в миниатюрах. Ф. И. Буслаев, «Мои воспоминания», 1897 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Нет, не в одних только письменных свитках мы скрываем культуру наших прозрений, через орнаментику букв и пояснительные миниатюры. С. А. Есенин, «Ключи Марии», 1918 г. (цитата из НКРЯ)
2. искусств. живописное произведение (картина, портрет и т. п.) малых размеров, отличающееся тонкостью, изяществом рисунка и тщательностью отделки ◆ Другое отделение сей галереи состоит из картин небольшого размера или миниатюр, между коими занимают, конечно, первое место произведения кисти Анджелика du Fiesole. А. Д. Чертков, «Журнал моего путешествия по Австрии, Италии, Сицилии, Швейцарии и проч.», 1823–1825 г (цитата из НКРЯ) ◆ На его груди до сих пор хранится медальон с её миниатюрой, отданный ему Архаровым, когда ему минуло шестнадцать лет. Н. Э. Гейнце, «Коронованный рыцарь», 1898 г. ◆ Вчера выставку художественных произведений Фабереже, старинных миниатюр и табакерок в пользу женского патриотического общества посетила Августейшая покровительница общества Государыня Императрица Александра Федоровна и Их Императорские Высочества. «Известия» // «Новости дня», 22 марта 1902 г. (цитата из НКРЯ)
3. собир. вид живописи, для которой характерны такие произведения ◆ Чем больше входила иконопись в общую потребность русского народа и чем больше распространялась, тем больше в своём развитии стремилась она к сокращению размеров иконописных изображений до мелкого письма, сближённого с миниатюрою. Ф. И. Буслаев, «Общие понятия о русской иконописи», 1866 г. (цитата из НКРЯ)
4. произведение искусства небольших размеров, малой формы ◆ Миниатюры Шуберта. ◆ Миниатюры Чехонте никогда не появлялись в печати, так как их не пропустила бы тогдашняя цензура не только в подлинном их виде, но и в данной, значительно смягчённой передаче. В. А. Симов, «Из воспоминаний о Чехове», 1900-1935 г (цитата из НКРЯ) ◆ Бабушка и мама ездили в Кировский театр, смотрели какие-то хореографические миниатюры. А. И. Пантелеев, «Наша Маша», 1966 г. (цитата из НКРЯ)
5. жанр малых форм (в литературе, театре, музыке, цирке, на эстраде) ◆ Мосолова в своё время прославилась в жанре миниатюр (она положила начало первому в России театру одноактных пьес) и лишь в последние годы с успехом выступала в классическом репертуаре («Бешеные деньги», «Варвары»). Л. А. Малюгин, «Молодые», Новые пьесы в ленинградских театрах // «Советское искусство», Орган Всесоюзного комитета по делам Искусств при Совнаркоме Союза ССР, № 1 (407), 04 января 1938 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Излюбленными жанрами композиторов этой группы были интимный романс и инструментальная, преимущественно фортепианная, миниатюра. А. Воинова, «Грибоедов и музыка» // «Советское искусство», 16 января 1945 г. (цитата из НКРЯ) ◆ «Одеон» действует, а в «Олимпе» гастролирует театр миниатюр «Табакерочка Полишинеля», причём каждая программа называется «понюшка» — первая, вторая, третья и т. д. В. А. Каверин, «Перед зеркалом», 1965-1970 г (цитата из НКРЯ)
6. произведение одного из таких жанров ◆ В программу включены шуточная миниатюра «2 медведя 2» Э. Германа, интермедия «Сцена на маскараде», «научная» лекция о «заптанце» А. Бонди, миниатюра «Случай на границе» В. Ардова, хореографическая пантомима в постановке Кретова и новые эстрадные номера. «Вторая программа театра эстрады и миниатюр» // «Советское искусство», № 2 (582), 04 января 1939 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Отец стал писать для эстрады. Он сочинял фельетоны, куплеты, миниатюры, интермедии. Он стал профессиональным репризёром и целыми днями выдумывал шутки. Сергей Довлатов, «Наши», 1983 г. (цитата из НКРЯ)
7. шахм. задача или этюд, в начальной позиции которых число фигур обеих сторон в сумме не превышает семи ◆ Любопытно, что эта миниатюра, сыгранная на закате шахматной карьеры Ботвинника, — одна из самых эффектных партий шестого чемпиона мира. Е. Гик, «Шахматные конкурсы красоты» (Партии-лауреаты) // «Наука и жизнь», № 9, 2008 г.
8. комп. уменьшенная до небольших размеров копия изображения для компактного представления пользователю ◆ Нужно подвести её указатель к одной из экранных кнопок панели в нижней части окна́, и над этой кнопкой в качестве «всплывающей подсказки» появится соответствующая миниатюра. Д. Усенков, «Windows Vista — две стороны медали» // «Наука и жизнь», 2007 г. (цитата из НКРЯ)
МИНИАТЮРА КНИЖНАЯ
«Палеологовский ренессанс» первых десятилетий XIV века, связанный с именами Андроника II Палеолога и ряда придворных интеллектуалов (например, Феодора Метохита), нашёл отражение в стиле таких рукописей, как Евангелия из монастыря Пантократора (1301 год) и монастыря Ватопед (1304 год) на Афоне. Евангелисты на миниатюрах этих рукописей изображены в энергичных ракурсах, фигуры подчёркнуто объёмны, их пропорции правильны, пространство миниатюр имеет глубину и чётко артикулировано. В миниатюрах Нового Завета с Псалтирью (1330-1340-е годы, ГИМ; 25 миниатюр с изображениями евангелистов, апостолов, иллюстрации гимнов) прослеживаются черты, свидетельствующие о новых тенденциях в искусстве (массивность архитектурных элементов, избыточность драпировок, укрупнение масштабов фигур). В 1330-1340-е годы под влиянием учения Григория Паламы о Божественных энергиях и Фаворском свете создаются такие рукописи, как минологий деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога (Библиотека Бодли, Оксфорд), Четвероевангелие Исаака Асана Палеолога (1346 год, монастырь Святой Екатерины на Синае). На входных миниатюрах появляются многочисленные портреты ктиторов (например, портрет Феодоры Палеологины и её дочери Евфросинии в рукописи Типикона из монастыря Богоматери Верной Надежды, 2-я четверть XIV века, Линкольн-колледж, Оксфорд). В позднепалеологовский период (после победы исихазма на Соборе 1351 года) главным художественным мотивом миниатюры книжной становится свет, одухотворяющий материю, что нашло отражение в рукописях 2-й половины XIV века: Акафист (1350-1360 годы, ГИМ; выполнен, вероятно, для патриарха Филофея), сборник богословских сочинений Иоанна Кантакузина (Национальная библиотека, Париж, 1375 год, написан писцом Иоасафом из монастыря Одигон). После динамического стиля времени церковных споров возобладала утвердительная, мажорная тональность образов.
Нортумбрийско-ирландская миниатюра книжная (её также называют англо-ирландской или островной) создавалась в монастырях Ирландии и Британии (Келс, Дарроу, Линдисфарн, Дарем). Если в ранних манускриптах (Псалтирь святого Колумбана «Катах», начало VII века, библиотека Ирландской королевской академии, Дублин) используются лишь небольшие инициалы с типично кельтскими орнаментальными мотивами спиралей и вихреобразных завитков с раструбами, иногда дополняемыми головами птиц или дельфинов, то в рукописях конца VII-VIII веков («Книга из Дарроу», 2-я половина VII века, библиотека Тринити-колледжа, Дублин; Линдисфарнское Евангелие, рубеж VII-VIII веков, Британский музей, Лондон) наблюдается сплав ирландских и германских орнаментальных традиций, в котором иногда чувствуется опосредованное воздействие коптского и сирийского иск-ва [Келское (Келлское) Евангелие, рубеж VIII-IX веков, библиотека Тринити-колледжа, Дублин]. Графично-плоскостное решение миниатюры книжной было обусловлено влиянием ювелирного искусства северо-германских племён с его мотивами ленточных плетёнок и борьбы зверей. Орнамент заполняет всё увеличивающиеся в размерах инициалы и покрывает целые листы («ковровые страницы»). Сохраняя свои магические функции, он усиливает сакральное значение евангельского слова и изображений. Изображения святых, ангелов и символов евангелистов строятся по орнаментальному принципу либо сведены к знаку (Евангелие из Эхтернаха, VIII век, Национальная библиотека, Париж).
Памятники меровингской миниатюры книжной характеризуются почти полным отсутствием сюжетных иллюстраций. Инициалы и буквы составляются из фигур птиц и рыб, с раннехристианских времён служивших символами Христа (Гелазианский сакраментарий, около 750 года, Библиотека Ватикана); впервые в истории западно-европейские книги появляются антропоморфные инициалы с вписанными в них изображениями Христа, священнослужителя и др. (Геллонский сакраментарий, 2-я половина VIII века, Национальная библиотека, Париж). От декоративно-прикладного искусства полихромного стиля эти памятники унаследовали сочетание красного, жёлтого и зелёного цветов.
При наследниках Карла Великого переживает расцвет реймсская школа (820-830-е годы), в памятниках которой трансформация позднеантичной традиции идёт по пути нарастания общего беспокойного движения, что достигается за счёт рисунка порывистыми быстрыми штрихами, подчёркнутой экспрессивности жестов (Евангелие Эббо, около 816-835 годов, Городская библиотека, Эперне), построения очерковых многофигурных композиций на фоне пейзажа (Утрехтская псалтирь, около 816-834 годов, Библиотека университета, Утрехт). Эти же черты свойственны миниатюрам турской школы, созданным в скриптории аббатства Сен-Мартен (830-853 годы), но в сравнении с очерковыми иллюстрациями Утрехтской псалтири их композиции отличаются чётким построением. В Библиях скриптория Тура становятся обязательными композиция «Majestas Domini» («Христос во славе», или «Маэстá») и посвятительные изображения королей-заказчиков. Появление историзованных инициалов с евангельскими сценами связывают с соборным скрипторием Меца (Сакраментарий Дрого, около 850 года, Национальная библиотека, Париж), достигшим расцвета в середине IX века.
В X-XI ввеках в Испании, изолированной от остальной Европы мусульманскими завоеваниями, складывается так называемое мосарабское искусство со своими самобытными чертами. Плоскостное изображение с орнаментально трактованными декоративными фигурами, как и в меровингских памятниках, разбивается на сегменты, которые заполняются яркими локальными цветами; колористическое решение также напоминает памятники арабские миниатюры (Библия, 920 год, Кафедральный собор, Леон). Чаще всего иллюстрируется «Толкование на Апокалипсис» Беата Лиебанского (975 год, Кафедральный собор, Герона, и др.).
По всей Европе в эпоху Возрождения широко иллюстрируются сочинения гуманистов («Триумфы» Ф. Петрарки, миниатюры дель Кьерико, 1456 год, Библиотека Лауренциана, Флоренция) и античных авторов («Иудейские древности» Иосифа Флавия, миниатюры Ж. Фуке), исторические хроники («Большие французские хроники», художник Ж. Фуке, 1455-1460 годы, Национальная библиотека, Париж; художник С. Мармион, 1457 год, РНБ). Для библиофилов-аристократов создаются уникальные, роскошно декорированные рукописи: Библия Борсо д’Эсте (1455-1461 годы; Библиотека Эстенсе, Модена; 2 тома, свыше 1 тысячи миниатюр), Молитвенник императора Максимилиана I (1513 год, Баварская национальная библиотека; в создании рисунков и миниатюр принимали участие А. Дюрер, Х. Бальдунг, Л. КранахСтарший, Х. Бургкмайр и др.). В XV-XVI веках миниатюрами украшались не только манускрипты, но и инкунабулы.
В исламском искусстве в средние века развивается миниатюра книжная Египта, стилистически связанная с коптским искусством, а также Сирии (под сильным византийским влиянием) и Ирака, где наряду с пышными сценами придворной жизни распространены лаконичные по стилю иллюстрации к научным трактатам («Фармакология» Диоскорида, 1222 год, в различных музеях мира). Иранская, афганская и азербайджанская миниатюра книжная органически связана со всем художественным оформлением рукописи. Богатейшие узорные композиции, лирические пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют декоративность их образного строя (гератская школа, тебризская, исфаханская, среднеазиатская, ширазская школы). В XVI-XVII веках в Иране и других странах появляется миниатюра книжная на отдельных листах.
В индийском искусстве плоскостные, стилизованные изображения, чёткая каллиграфическая линия раннесредневековой миниатюры книжной к XVI-XVII веках сменяются стремлением к точной фиксации отдельных деталей, тщательному изображению человеческого лица при сохранении традиционной плоскостности, схематичности и декоративности. Часто встречаются героико-исторические сюжеты («Бабур-наме», конец XVI века, Музей Востока, Москва). Развиваются портретный и анималистический жанры (смотрите Могольская миниатюра).
Дополнительная литература:
Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Од., 1876;
Владимиров М., Георгиевский Г.П. Древнерусская миниатюра. М., 1933;
Nordenfalk C., Grabar A. Early medieval painting from the fourth to the eleventh century. Lausanne, 1957;
Porcher J. L’Enluminure française. P., 1958;
Протасьева Т.Н., Щепкина М.В. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1958;
Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси XI-XVII вв. М., 1964;
Азарян Л.Р. Киликийская миниатюра XII-XIII вв. Ер., 1964 (на арм. яз.);
Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1964;
Belting H. Das illuminierte Buch in der spätbyzantinischen Gesellschaft. Hdlb., 1970;
Goldschmidt A. German illumination. N. Y., 1970;
Weitzmann K. Studies in classical and Byzantine manuscript illumination. Chi.; L., 1971;
idem. Byzantine book illumination and ivories. L., 1980;
Unterkircher F. Die Buchmalerei: Entwicklung, Technik, Eigenart. Wien, 1974;
Popova O. Les miniatures russes du XIe au XVe siècle. Léningrad, 1975;
The place of book illumination in Byzantine art. Princeton, 1975;
Лихачева В.Д. Искусство книги: Константинополь, XI в. М., 1976; oна жe. Византийская миниатюра. М., 1977;
Spatharakis I. The portrait in Byzantine illuminated manuscripts. Leiden, 1976;
Nelson R.S. The iconography of preface and miniature in the Byzantine Gospel book. N. Y., 1980;
Попова О.С. Русская книжная миниатюра XI-XV вв. // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1983; она же. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003;
Cutler A. The aristocratic psalter in Byzantium. P., 1984;
Пуцко В.Г. Византийские иллюминированные рукописи Чикаго- Карахиссарской группы в Москве // Византийский временник. 1984. № 45;
Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986;
Pächt O. Book illumination in the Middle Ages. Oxf. a. o., 1986.
миниатюра
Смотреть что такое «миниатюра» в других словарях:
Миниатюра — (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приёмов.… … Художественная энциклопедия
Миниатюра — термин, заимствованный из живописи и применяемый иногда в литературоведении для обозначения небольшого по размерам драматического или лиро эпического произведения. Термин М. совершенно не определен в стилевом и жанровом плане: в драматургии напр … Литературная энциклопедия
Миниатюра — из французской рукописи XV столетия. МИНИАТЮРА (французское miniature, от латинского minium киноварь, сурик), художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Миниатюра — МИНИАТЮРА литературный термин, заимствованный из живописи. В живописи означает исполненную красками небольших размеров картинку, книжную заставку, концовку и т. п. Происходит этот термин от слова «миниум» название красной краски (киновари или … Словарь литературных терминов
МИНИАТЮРА — франц. miniature, ит. miniatura, от miniatores, от minium, сурик, потому что монахи в средние века украшали свои рукописи рисунками суриком. Маленький портрет или картина. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык … Словарь иностранных слов русского языка
Миниатюра — (фр. miniature, лат. minium – киноварь, сурик) – художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрой называли выполненные гуашью, акварелью и другими… … Энциклопедия культурологии
МИНИАТЮРА — (франц. miniature от лат. minium киноварь, сурик),1) художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрами назывались выполненные гуашью, акварелью и др.… … Большой Энциклопедический словарь
миниатюра — реприза, интермедия, картина, нэцке, палех, нэцкэ, рисунок, юмореска, микроминиатюра, скетч Словарь русских синонимов. миниатюра сущ., кол во синонимов: 10 • интермедия (5) • … Словарь синонимов
Миниатюра — (от ит. miniatura Реклама и полиграфия
МИНИАТЮРА — и миньятюра, миниатюры, жен. (от лат. minium киноварь, сурик) (иск.). 1. Разрисованная красками прописная буква или небольшой рисунок в красках в старинной рукописи (филол.). Рукопись с миниатюрами. 2. Небольшая картина, отделка которой… … Толковый словарь Ушакова
МИНИАТЮРА — МИНИАТЮРА, ы, жен. 1. Небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге. 2. Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. Миниатюры на бумаге, на фарфоре, на кости. Акварельные миниатюры. 3. Драматическое или… … Толковый словарь Ожегова
Средневековые миниатюры.
В связи с распространением христианского учения появляется раннехристианское искусство миниатюры. Основой христианского учения, как известно, стали Ветхий и Новый Заветы, которые в больших количествах переписывались и распространялись среди общин для укрепления в вере, а также для ведения богослужений. В течение I-IV вв. наблюдается постепенный переход от свитка к пергаментному кодексу, который оказался не только более удобным при ведении божественной службы, но именно книжный формат, а также характер, фактура бумаги предоставляли обширные возможности при иллюстрировании. Одна из ранних экземпляров книг Ветхого Завета – «Венский генезис» (Книга Бытия, конец IV в.). «Венское Бытие» написано серебряными, теперь почерневшими от времени буквами на пурпурном пергаменте и украшено цветными миниатюрами.
Распятие в данном случае играет роль заглавной буквы Т
А изображение Марии играет роль заглавной буквы I
В 568 г. в Италию под предводительством Альбоина вторгаются германские племена – лангобарды (современная Ломбардия, столица – Милан). Искусство лангобардов – искусство латинизированных варваров (с нем. Langobarden – длиннобородые). Латинизация проявилась в ювелирном деле
Своеобразная художественная школа образовалась на Британских островах. Англо-ирландское искусство. В V-VI веках в Британию, где проживал древний народ бритты (самые непокорные из завоёванных римлянами народов), вторглись англо-саксонские племена, но культура бриттов сохранилась, несмотря на значительное истребление самих носителей этой культуры. Наиболее ярко синтез традиционных художественных форм и нового христианского мировоззрения воплотился в искусстве миниатюры. Евангилие из Дарроу ок 680 г.
Евангелие из Личфилда VIII в.
Ковровый лист из евангелия из Лимчфилда.
Каролингская эпоха уходит как последняя вспышка Античности. В 911 г. завершилось правление династии Каролингов, и политический центр Германии сместился в Саксонию. Представители саксонской династии сумели на время восстановить сильную королевскую власть; наиболее выдающимся из них был Оттон I, считавший себя продолжателем каролингской имперской традиции и с самого начала заявивший притязания на такую же державную власть, которой обладал Карл Великий. Ему удалось объединить на время земли в единое государство – Оттоновскую Империю, а заняв в 962 году Рим, он венчается римской короной и принимает титул императора Августа. При Оттонах появляется Священная Римская Империя.
Оттоновское Возрождение (950-1050 гг.).
Вследствие династического брака Оттона II и византийской принцессы родился Оттон III, считавший себя «чудом мира». Он пытается обновить Римскую империю, но народ Рима восстаёт и через некоторое время он умирает от малярии; его наставником был будущий Сильвестр II, ставший папой как раз благодаря своему подопечному. Явление, в значительной мере определившее облик культуры и повседневной жизни эпохи Оттоновского Ренессанса – ожидание 1000 года и конца света.
В целом упадок образованности. Двор не знает того размаха меценатства и тех культурных запросов, какие были при Карле.
Самые многочисленные императорские заказы делаются в монастыре Райхенау. Стремление к лаконизму, простоте, колористическому однообразию; чаще всего – пустой фон, на котором помещены фигуры (нет деталей).
Передача ключей Петру
Манесский песенник содержит исключительно поэтические произведения на средневерхненемецком языке. Кодекс является представительным собранием средневековых лирических песен и источником сведений об искусстве миннезанга. Основная часть кодекса, написанная в начале XIV в., охватывает творчество 110 авторов, позднее в него были внесены ещё 30 авторов. Расположение авторов в кодексе в целом соответствует их сословному положению.
Псалтырь Эгберта Трирского тот же пустой фон на миниатюре без пейзажа.
А вот изображение Оттона III на троне.
4 части света с шарами преподносят ему свои символы. Влияние апокалиптических настроений ближе к началу тысячелетия и распространение мнения, что Оттон III – последний император. Средневековье характерно своим сиволизмом.
Вот изображения из евангелия Оттона
Ярким примером совмещения дискурсов – религиозного и политического – является Евангеларий Оттона III (Мюнхен, Баварская государственная библиотека), который можно смело назвать одной из самых знаменитых рукописей школы Рейхенау. Евангеларий был создан около 1000 г. по заказу императора.
Религиозный пафос Евангелария воплощен с шокирующей экспрессией в портрете св. Луки (илл.14). Как обычно, евангелист пребывает под сводом затейно декорированной арки, которая опирается на две колонны; но на этом дань западной иконографии можно считать исчерпанной – св. Лука из Евангелария Оттона III скорее походит на восточных святых (что, впрочем, не удивительно, учитывая «византийский уклон» всего императорского двора).
Св. Лука, окруженный бирюзово-зеленой мандорлой, восседает не на троне, но на некоем подобии радуги. В энергично воздетых к небу руках он держит одиннадцать небесных сфер, населенных ангелами, пророками и святыми. Сферы-сателлиты, подобно лепесткам небесного цветка, окружают сферу центральную, где помещен символ св. Луки – осиянный нимбом крылатый телец, а в сфере, что расположена над ним, мы видим самого Вседержителя, в чьих руках – развернутый свиток, символ христианского учения.
Евангилие Генриха II
Школа Регенсбурга. Латинизированное понимание образного строя и сюжетов. Сюжет трактуется как формула, наслоение смыслов. Евангелие аббатисы Уты. Распятие Христа.
Огромный крест, на котором изображён распятый Христос в пурпурной одежде и епитрахили (знак священного достоинства); всё изображение – смысловой ребус. У Креста стоят две фигуры: синагога и Церковь торжествующая, наверху – помрачившиеся солнце и луна, внизу сцены (восстание мертвых и разодранная завеса), рама – изображение Иерусалима; по центральной поперечной оси изображен «Закон», не увидевший Христа, и Вера с Евхаристической чашей на голове; рядом с Христом – музыкальная гармония Космоса (благозвучие). Система организации изображения не связана с византийскими памятниками – это собственная образная система.
Регенсбургскую школу книжной миниатюры отличало от школ-соперниц очевидное пристрастие к богатым, развитым орнаментам и выраженное стремление к сложной аллегорической и теологически глубокой интерпретации изображаемых сюжетов. Достаточно репрезентативны в этом отношении миниатюры Евангелария аббатисы Уты из Нидермюнстера, созданного в Регенсбурге в первой четверти XI в. Исполнена мистического символизма иллюстрация, изображающая служащего мессу св. Эрхардта (илл.27). Рядом со святым – содействующий ему дьякон. Оба стоят перед алтарем с литургическими предметами (на него указывает правая рука св.Эрхардта).
Сцена взята в роскошную золотую раму, украшенную разноцветными побегами и листами, в верхней части которой находится круглый медальон с Агнцем (здесь, редкий случай, агнец выполнен в синем цвете). В углах рамы помещены квадратные вставки. В одной из них, справа вверху – портрет заказчицы, самой аббатисы Уты, в трех других – аллегории христианских добродетелей.
Кельнская школа.
Пример евангилие аббатисы Хитды.
Буря на Галилейском море из евангелия Хильды.
. Корабль, влекомый ветром, летит диагонально, пересекая поле листа и рамку, парус сорван, снасти развеваются, испуганные апостолы будят уснувшего на корме Христа, и в этом хаосе, переданном не через изображение волн пейзажа, а лишь через движение корабля, остается один остров покоя – единственная правильная вертикаль – неподвижно свисающий рукав Христа. Так, через деталь, выраженная Его способность повелевать ветру и буре могла прийти только из византийского мира.
Книги переписывались в средневековье монахами. Это считалось богоугодным делом. Церковь была заодно и цензурой.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов