Минимум приведенных расчетных затрат для чего предназначен
Как и зачем считать затраты: методы расчета себестоимости
Существуют две группы причин расчета себестоимости:
Затраты и классификация методов расчета себестоимости
1. Попроцессный метод
Самый простой тип массового производства представлен энергетическими предприятиями и характеризуется отсутствием запасов готовой продукции. В таких случаях используется простой одношаговый способкалькулирования себестоимости. Себестоимость единицы продукции определяется делением полной суммы затрат за период на количество единиц продукции, произведенной за этот период:
где С — себестоимость единицы продукции, руб.; Z — совокупные затраты за период; X — количество единиц произведенной продукции (шт., км и т.д.)
Существует небольшое количество предприятий, которые удовлетворяют четырем основным требованиям. Для них используется способ простой двухступенчатой калькуляции, предусматривающей выделение в учете производственных и непроизводственных затрат. Производственные затраты относятся на всю произведенную готовую продукцию, а непроизводственные считаются затратами периода и относятся на продукцию реализованную.
С = Zпр /Хгп + Zнепр /Хрп
где Zпр — производственные затраты; Хгп — количество единиц готовой продукции, произведенной за период; Zнепр — непроизводственные затраты периода; Хрп — количество единиц продукции, реализованной за период.
Данный вариант исчисления себестоимости позволяет определить себестоимость реализованной продукции и оценить запасы изготовленной в данном периоде, но нереализованной продукции.
Способ одно- и двухступенчатой калькуляции используется в тех калькуляциях, где технологический процесс организован в виде непрерывной деятельности при непродолжительном производственном цикле. Если технологический процесс организован в виде цепочки отдельных этапов, технологически и организационно обособленных, производство на отдельных этапах может осуществляться с разным ритмом, тогда возникают остатки полуфабрикатов при передаче из одного подразделения в другое.
2. Попередельный метод
Передел — это содержательно и пространственно обособленная совокупность технологических операций, составляющая часть полного технологического процесса изготовления конечной продукции. В результате каждого передела получается полуфабрикат, который может быть передан по технологической цепочке для дальнейшей обработки или реализован на сторону.
Особенностями массового типа производства являются небольшая номенклатура изделий, которые выпускаются в больших количествах, узкая специализация рабочих мест, высокий уровень оборудования и автоматизации. Разновидность массового типа производства — поточное производство (целлюлозно-бумажная, прядильная, металлургическая, химическая и нефтехимическая промышленность).
Производство на всех стадиях технологического процесса ведется независимо от других, поэтому между переделами могут возникать значительные объемы полуфабрикатов — продуктов одного передела, переданных в следующий передел, но не использованных там в течение отчетного периода. Такая особенность организации производства обусловливает выбор в качестве объекта калькулирования не конечного продукта, а продукта каждого передела. Объект учета — отдельный передел.
Если внутри передела цикл изготовления изделия невелик и в конце отчетного периода нет внутрицехового незавершенного производства, для исчисления себестоимости можно использовать метод простой многоступенчатой калькуляции. Он является продолжением простой двухступенчатой калькуляции. Производственные затраты, произведенные за отчетный период в каждом переделе, относятся на продукцию, выпущенную в рамках этого передела, а непроизводственные затраты относятся на реализованную продукцию.
Во многих массовых производствах особенностью процесса является введение основных материальных затрат лишь в начале процесса, т.е. в первом переделе. В аналитических целях целесообразно вести учет материальных затрат отдельно, а по переделам учитывать лишь затраты труда и общепроизводственные расходы, т.е. добавленные затраты. Когда все последующие стадии добавляют продукту стоимость в результате его обработки, можно использовать метод калькуляции затрат по стадиям обработки.
Для распределения затрат между готовой продукцией передела и незавершенным производством был разработан метод условных единиц. Согласно данному методу каждый объект калькулирования рассматривается как совокупность двух условных единиц: основных материальных затрат и добавленных затрат. Величины этих условных единиц в денежном выражении определяются либо путем нормирования, либо путем деления фактических затрат на количество выработанных условных единиц за любой период времени.
Продукция, выработанная в рамках одного передела, будет состоять из продукции готовой, переданной в следующий передел, и изделий, еще не законченных с точки зрения технологического процесса, но уже начатых, в которые уже вложены некоторые затраты. Оценка такого незавершенного производства ведется экспертным путем с учетом завершенности по материалам и добавленным затратам по отдельности. Результат получается в условных единицах ( первый этап расчетов).
После процентной оценки степени незавершенности продукции определяется выработка за период либо путем умножения на нормативную стоимость условной единицы, либо делением полной суммы затрат на количество условных единиц выработки ( второй этап расчетов). Это позволяет оценить как выработку готовой продукции, так и объем незавершенного производства на момент окончания периода путем умножения количества условных единиц выработки на стоимость одной условной единицы ( третий этап расчетов).
3. Позаказный метод
Особенности единичного или серийного производства:
Заказ — это особым образом оформленное требование клиента производителю изготовить изделие с определенными характеристиками. Форму бланка-заказа предприятие разрабатывает самостоятельно. Обязательными реквизитами являются номер заказа, характеристика продукта, срок исполнения и стоимость заказа.
Сущность позаказного метода учета затрат и исчисления себестоимости состоит в отнесении прямых расходов в разрезе заранее установленных статей калькуляции на отдельные заказы и распределении косвенных расходов по заказам в соответствии с установленными ставками распределения. Объект учета затрат и калькулирования — отдельный заказ.
Заказ на изготовление продукции считается выполненным, если товар отгружен покупателю; услуга считается оказанной, когда клиентом подписан акт выполненных работ. Выручка регистрируется в момент, когда представлены определенные документы — акты, свидетельства о передаче товара перевозчику. Если этого не произошло в течение отчетного периода, заказ считается в составе незавершенного производства на конец периода.
Оценка такого незавершенного производства ведется с помощью карточек заказов. В карточке фиксируются затраты, сделанные в связи с изготовлением данного заказа в разрезе установленных статьей. Вместе с отпуском материалов в карточке регистрируются время основных рабочих, затраченное на данный заказ, и соответствующие этому периоду времени суммы затрат на оплату труда. Если в организации принято калькулирование по полным затратам, то к суммам прямых затрат необходимо добавить производственные накладные расходы по нормативным ставкам.
Суммы основных и накладных затрат, отнесенных на заказы, по которым еще нельзя определить реализацию к концу отчетного периода, формируют объем незавершенного производства. Если организация выбирает в качестве базы распределения общепроизводственные затраты основных материалов, то суммы накладных расходов, отнесенных на заказ, в любой момент времени будут сильно зависеть от темпов отпуска этих материалов на изготовление заказа. В случаях когда материалы отпускаются сразу почти в полном объеме, накладные расходы можно начислять в максимальных суммах, даже если работа над заказом только началась.
Если на конец отчетного периода в производстве оказывается большое количество едва начатых заказов, на них (и соответственно на объем запасов) будет отнесена существенная часть общепроизводственных затрат, что приведет к большой величине финансового результата. Эффект получается более выраженным, когда в соответствии с принятой учетной политикой на заказы распределяются не только общепроизводственные, но и общехозяйственные расходы.
4. Партионный (пооперационный) метод
Партионная калькуляция применяется там, где отдельные единицы выпуска, оформленные как заказы, в процессе своего изготовления проходят несколько стадий производства (операций), причем для каждой единицы набор стадий может быть индивидуальным, а часть операций — общей для всех изделий.
Примером такого производства является изготовление мебели на заказ. Предприятие изготавливает стандартные модули — тумбочки, шкафы, полки, которые в соответствии с пожеланиями клиента подвергаются различным видам обработки, оснащаются различными фасадами, фурнитурой и аксессуарами. Таким образом, цена заказа определяется как сумма стоимостей отдельных модулей и затрат, которые предприятие понесло на всех операциях в соответствии со спецификацией.
5. Учет затрат по функциям
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Что включают в себя переменные затраты (формула)?
Какие затраты являются переменными
Переменными затратами считаются такие издержки, которые в процессе изготовления продукции (или иного производственного процесса) меняются параллельно с динамикой объемов ее выпуска. Однако переменными могут называться не только производственные, но и не связанные с производственным процессом затраты. Примером последних служат складские, упаковочные, транспортные издержки.
Условно можно сказать, что переменные издержки характеризуют стоимостное значение производимого товара, в то время как постоянные — цену компании.
Что относится к переменным затратам
Переменные затраты включают в себя расходы на:
Как учитывать транспортные расходы в налоговом учете у поставщика и покупателя, объяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Примеры прямых переменных затрат
К прямым переменным издержкам относят:
Совокупные переменные затраты
К совокупным переменным издержкам относят расходы, которые изменяются параллельно изменению производственных объемов в пределах потенциальной способности производственных мощностей.
Совокупные переменные затраты непосредственно зависят от показателя бизнес-активности компании и представляют собой суммарные переменные издержки, направленные на выпуск определенного количества продукции одного вида или заданный объем готовой продукции разного ассортимента.
Условно-переменные затраты
К условно-переменным затратам следует относить издержки, прямо связанные с объемом выпуска и сбыта товарной продукции. В течение всей производственно-хозяйственной деятельности компании они меняются по количеству, структуре и качеству.
Условно-переменные издержки также могут изменяться в связи со сменой бизнес-активности, хотя в отличие от переменных затрат это происходит не так явно.
Примером таких затрат является выплата сдельной зарплаты рабочим или процентов менеджерам по продажам.
Удельные переменные затраты
К удельным переменным расходам относят переменные затраты, связанные с единицей реализованной продукции. Удельные переменные издержки указывают на то, какая часть переменных затрат приходится на каждую единицу ТМЦ.
Как рассчитать переменные затраты фирмы
Формула переменных затрат имеет следующий вид:
где: ПрЗ — переменные затраты;
ПЗ — постоянные расходы.
Как найти переменные затраты на единицу продукции
Для того чтобы рассчитать переменные затраты на штуку (или прочую единицу измерения) выпущенной компанией продукции, следует разделить общую сумму понесенных переменных издержек на общее количество готовой продукции, выраженное в натуральных величинах.
Как рассчитываются средние переменные затраты
Для расчета средних переменных затрат (СрПЗ) применяется формула:
где: ПрЗ — переменные издержки;
Q — количество готовой продукции в натуральных единицах.
О том, как готовая продукция отражается в балансе, читайте в нашей статье «Как отражается готовая продукция в бухгалтерском балансе?».
Примеры переменных затрат
По принятым в международной среде стандартам финотчетности переменные затраты в производстве разделяют на косвенные и прямые. К косвенным производственным издержкам относят расходы, которые демонстрируют прямую зависимость от изменения объемов хоздеятельности, но в силу ряда технологических производственных нюансов их невозможно прямо отнести на производимую предприятием продукцию. В то же время прямые переменные расходы в полном объеме, исходя из данных первичного бухучета, можно непосредственно относить на себестоимость выпускаемой продукции.
Подробнее о разделении затрат на группы читайте в нашей статье «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».
Примерами прямых переменных затрат являются расходы:
Примеры косвенных переменных издержек:
Также советуем ознакомиться с порядком разделения расходов на косвенные и прямые в целях налогообложения. Подробнее об этом — в статье «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».
Итоги
В связи с тем, что переменные затраты меняются прямо пропорционально производственному объему, а те же затраты на единицу готовой продукции остаются обычно неизменными, при анализе данного вида затрат первоначально учитывается значение, приходящееся на единицу продукции. В связи с данным свойством переменные издержки являются основой для решения многих производственных задач, связанных с планированием.
Учет затрат на производстве: методичка для главбуха и финдира
Нормативный метод учета затрат в производстве базируется на использовании нормативов и норм в качестве средства совершенствования контроля за затратами. В этой системе учета затраты анализируют по нормам, отклонениям от норм и изменениям самих норм.
Выявление, учет и анализ отклонений от норм определяют сущность нормативного учета, в основе которого лежит четкое и твердое установление норм затрат материалов, трудозатрат и всех других расходов, связанных с изготовлением какой-либо продукции или полуфабрикатов.
Главное преимущество нормативной системы учета: при правильной ее постановке требуется меньше бухгалтерских работников, чем при учете всех затрат — прошлых и настоящих. Дело в том, что нужно учитывать только существенные отклонения от стандартов. Процедура учета затрат и калькуляция в этом случае сводятся к записи отклонений от стандартных норм и выявлению причин их изменений.
Калькуляция продукции по нормативным затратам позволяет не только оперативно рассчитать ее себестоимость, но и своевременно принять важные управленческие решения на основе сравнения фактических и нормативных затрат. Исходя из анализа полученных расхождений, можно определить причину возникновения проблем и пути их решения. Конечная цель данной системы учета — учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.
В производстве отклонения фактических затрат от их нормативов были, есть и всегда будут. Факторов влияния на затраты предприятия очень много, поэтому установить точные нормативы для затрат практически невозможно. В связи со сказанным поможем разобраться в принципах калькулирования себестоимости на основе анализа отклонений фактических затрат от их нормативных величин, рассмотрим методику такого анализа на всех стадиях основного производства продукции.
Выбор отклонений для анализа
В силу своей занятости у многих менеджеров и специалистов по управленческому учету нет времени для анализа всех полученных отклонений фактических затрат от их нормативов. Да и нет прямого смысла рассматривать подряд все отклонения, во многих случаях малозначимые. Существенными для анализа являются отклонения, превышающие 10 % от установленных нормативов.
Рассмотрим пример отклонения фактических затрат от их нормативных данных за предыдущий период в производстве (табл. 1).
Таблица 1. Сравнение отклонений от нормативных данных
Наименование затрат
Сумма общих затрат, руб.
Отклонение от нормативов, руб.
Прямые материальные затраты
Затраты прямого труда
На какое из полученных отклонений следует обратить внимание в первую очередь? С первого взгляда кажется, что это отклонение по прямым материальным затратам, поскольку по абсолютной величине оно выше. Однако общие материальные затраты составили 200 000 руб., а общие затраты прямого труда намного меньше — 10 000 руб.
В процентном отношении размер отклонения по прямым материальным затратам составит –1 % (2000 / 200 000), аналогичное отклонение по затратам прямого труда — 10 % (1000 / 10 000). Значит, анализ нужно начинать с отклонения по затратам прямого труда, несмотря на то что по абсолютной величине оно в два раза ниже величины отклонения по материалам.
При анализе отклонений учитывают, каким является отклонение для последующего анализа — положительным или отрицательным. Обычно на практике считают, что положительным отклонением является превышение норматива над фактической величиной, а отрицательное отклонение — это превышение фактической величины над нормативным (плановым) значением конкретного показателя.
Это важно
При равенстве относительных величин отклонений сначала следует анализировать отрицательные (неблагоприятные) отклонения, затем — положительные (благоприятные) отклонения.
Если отклонение отрицательное, необходимо выяснить причину перерасхода ресурса (материального, трудового и др.) над принятыми нормативами. Возможные причины:
Со вторым отклонением (положительным) все проще. В большинстве случаев нужно только подправить норматив под фактическую величину этого показателя.
Еще одним фактором выбора того или иного рода отклонения для последующего анализа служит его повторяемость. Здесь анализируют, к увеличению или уменьшению склоняется изменение (общий тренд).
Пример 1
Предположим, на производственном предприятии наметилась следующая тенденция отклонения фактических прямых материальных затрат от их нормативов (табл. 2).
Таблица 2. Тренд отклонения от нормативов затрат
Месяц производства
Величина отклонения, руб.
Относительное отклонение от общих затрат, %
Из таблицы 2 видно, что все отклонения положительные (благоприятные), по относительной величине меньше 10 %. Стоит ли такие отклонения анализировать?
Фактор против анализа: размер отклонений незначительный, тратить время на их анализ не нужно.
Факторы в пользу анализа приведенных отклонений:
Руководителей предприятия заинтересует, почему так происходит и как можно повлиять на этот тренд в сторону его снижения.
Еще один критерий выбора отклонения для анализа — оценка возможности влиять на его изменение (в каких случаях предприятие может контролировать причины появления таких отклонений).
Пример 2
Производственная компания выпускает консервированную продукцию, в том числе варенье, джемы и повидло. На изготовление варенья в отношении прямых материалов было допущено отрицательное отклонение в размере 100 000 руб. По отношению к общим затратам материалов это составило 12 %. Данное отклонение существенное. Будем считать, что оно включает:
Какое отклонение должно быть проанализировано в первую очередь? На первый взгляд, отклонение по цене. Оно намного выше, чем отклонение по объему (количеству концентрата), причем отрицательное. Однако контролировать отклонение по цене предприятие не может, так как это равносильно тому, чтобы диктовать поставщикам цены на их материалы.
Отсюда пропадает смысл анализировать влияние факторов, которые находятся под контролем сторонней организации. Вместо этого экономистам предприятия полезнее провести расчет новой нормативной цены для будущего периода (например, с учетом фактора инфляции).
Второй вопрос: стоит ли анализировать причину положительного отклонения по количеству концентрата? Да, есть все основания для того, чтобы провести анализ. Сам факт возникновения положительного отклонения является довольно странным. Фактически концентрата истратили меньше, чем следует по нормативу. Причина данного явления одна из двух:
В любом случае нужно выяснить реальную причину возникновения этого отклонения.
Вывод: используя простые средства, можно выбирать существенные отклонения для дальнейшего анализа и принимать по ним рациональные решения.
Учет материальных затрат
При учете материальных затрат с использованием нормативов необходимо считаться с реальными факторами производства и условиями ценообразования на расходные материалы. Например, закупочные цены на материалы могут измениться, что автоматически повлияет на фактическую стоимость материалов. Возможен перерасход материалов, их неожиданная пропажа и порча. Поэтому анализ фактических отклонений от нормативов должен учитывать все факторы влияния: рост цен, колебание объемов производства, брак, отходы и др.
В большинстве случаев в первую очередь рассматривают влияние количественного фактора (объема выпуска), изменение цен на материалы.
Пример 3
Для изготовления джема по нормативу требуется 10 кг концентрата по цене 40 руб. В реальных условиях было израсходовано 7 кг концентрата по цене 50 руб.
Необходимо выяснить, какое получено общее отклонение от норматива и как на него повлияло по отдельности изменение цены и количества использованного концентрата.
С первым вопросом разобраться просто. Общее отклонение фактических данных от нормативасоставит:
(10 кг x 40 руб.) – (7 кг x 50 руб.) = 400 – 350 = 50 руб. — отклонение положительное, то есть по факту истрачено меньше материала (в стоимостном выражении), чем по нормативу.
Оценить влияние цены и количества концентрата сложнее. Так, отклонение по цене можно рассчитать следующим образом:
7 кг x (40 руб. – 50 руб.) = –70 руб.
Понятно, что из-за повышения цены сверх нормативной (плановой) величины получилось отрицательное (неблагоприятное) отклонение.
Сумма отклонения по цене определяется по фактическому количеству использованного материала, так как в противном случае это было бы комбинированное отклонение. Не только по количеству, но и по цене.
Отклонение по количеству используемого материала определяется исходя из его нормативной цены:
40 руб. x (10 кг – 7 кг) = 120 руб.
Здесь тоже понятно, почему получилось благоприятное отклонение. Все из-за уменьшения фактического количества использованного концентрата.
Почему в расчете присутствует нормативная, а не фактическая цена материала? Иначе добавилось бы влияние новой цены. Другими словами, произошло бы смешение влияния ценового отклонения и чисто количественного фактора.
Легко проверить, что общее отклонение по расходу материала в стоимостном выражении определяется путем сложения частных отклонений по цене и количеству: –70 + 120 = 50 руб. (полностью соответствует ранее подсчитанной величине общего отклонения).
В данном случае для большего понимания мы взяли простой пример, когда количество произведенного конечного продукта (джема) не меняется. В реальном производстве часто имеет место отличие планового (нормативного) объема выпуска продукции от его фактического значения. Чтобы учесть это влияние, используют нормативы прямых материальных затрат на единицу продукции. Они будут отражать отклонения в расходе прямых материальных затрат, вызванные различием фактической и плановой (нормативной) партии выпускаемой продукции.
Пример 4
Авторемонтное предприятие занимается изготовлением распределительных валов для автомобильных двигателей. Учет прямых материальных затрат производится с использованием нормативов (табл. 3).
Таблица 3. Учет нормативных и фактических данных по материальным затратам
Показатель
По нормативу
Фактически
Прямые материальные затраты, руб.
Расход материалов, кг
Цена 1 кг материала, руб./кг (п. 1 / п. 2)
Произведено распредвалов, шт.
Расход материалов на один распредвал, кг/шт. (п. 2 / п. 4)
Стоимость затрат на один распредвал, руб./шт. (п. 1 / п. 4)
Как видно из табл. 3, фактические прямые материальные затраты оказались выше плановой (нормативной) величины на 678 руб., или на 1,3 % (51 678 / 51 000).
На первый взгляд, это несущественное отклонение и его анализом не стоит заниматься. Однако следует учесть, что изготовили на 40 распредвалов меньше, чем было запланировано (1200 – 1160). Причем фактически материала израсходовано на 16 % больше (3480 / 3000), а расход материала на изготовление одного распределительного вала вообще выше на 20 % (3,0 / 2,5). В то же время был использован более дешевый материал от поставщиков (цена ниже на 13 % (14,85 / 17)).
Учитывая разнонаправленное влияние приведенных факторов на материальные затраты, нужно разобраться в ситуации.
Шаг 1.
Рассчитаем отрицательное отклонение, обусловленное перерасходом материала на изготовление распредвалов. Для этого умножим нормативную цену 1 кг материала на разность между нормативным и фактическим количеством используемого материала:
17 руб./кг x (2,5 кг/шт. x 1160 шт. – 3480 кг) = 17 x (2900 – 3480) = –9860 руб.
Как видно из расчета, нормативное количество используемого материала определяется путем умножения норматива затрат на один распредвал на фактический объем произведенного продукта. Таким образом, в расчете учитывается изменение объема выпуска продукции от ее плановой (нормативной) величины.
Мы получили неблагоприятное отклонение, связанное с перерасходом количества материала. То есть фактическая стоимость больше нормативной.
Шаг 2.
Определим положительное отклонение, вызванное экономией от приобретения материала по более низкой цене. С этой целью умножим фактическое количество используемого материала на разность между нормативным и фактическим значением цены:
3480 кг x (17 руб./кг – 14,85 руб./кг) = 7482 руб.
Как и следовало ожидать, получилось благоприятное отклонение. Оно вызвано уменьшением закупочной цены от поставщиков.
Шаг 3.
Найдем общее отклонение прямых материальных затрат от их фактической величины по конечному продукту. Порядок действий:
1160 шт. x 42,5 руб./шт. – 51 678 руб. = 49 300 – 51 678 = –2378 руб.
Правильность последнего расчета можно проверить путем суммирования частных отклонений по обоим факторам влияния:
–9860 руб. + 7482 руб. = –2378 руб.
Получилось общее неблагоприятное отклонение. Теперь нужно разобраться с этим. Относительно снижения цены на материалы все ясно. Хорошо постарались менеджеры и снабженцы по приобретению материалов (если только не приобрели для производства распредвалов менее качественный материал). Ситуацию с отрицательным отклонением по расходу материала объяснить не так просто. Здесь одно из двух: либо изначально норматив по расходу материала на изготовление распредвалов был занижен, либо произошло прямое нарушение технологии изготовления в результате применения менее качественного материала.
Учет затрат прямого производственного труда
Нормативные затраты прямого труда рассчитывают путем умножения планируемых нормативных часов работы производственных рабочих на нормативные почасовые ставки оплаты труда. При этом нормативные часы прямого труда устанавливают исходя из одной единицы или партии продукции с учетом данных о производительности труда и квалификации производственных рабочих.
Важная деталь: нужно учитывать возможные нарушения (сбои) технологического процесса, производить корректировки на вероятные простои и другие неизбежные потери времени. Другими словами, нормативы должны основываться не на идеальных показателях, а на средних условиях производства. Чем больше нормативы затрат труда будут близки к идеальным, тем выше будет величина отклонения фактических затрат от их нормативных величин.
Рассмотрим такие факторы влияния на отклонения от нормативов, как изменение (колебание) количества отработанных часов и ставки оплаты ручного труда.
Пример 5
Предприятие производит электрические чайники. Месячный объем выпуска — 2000 шт.
Из-за непредвиденной остановки производства в январе в следующем месяце потребовалось увеличить план выпуска чайников вдвое. В связи с этим персонал работал в ночное время, в выходные и праздничные дни, что привело к дополнительным расходам на оплату труда. Половина часов прямого труда рабочих в феврале была оплачена с коэффициентом 1,5.
Требуется оценить как частные, так и общее отклонение фактических трудозатрат от их нормативных значений. Необходимые данные приведены в табл. 4.
Таблица 4. Учет отклонений по прямым трудозатратам
Показатель
По нормативу
Фактически
Объем производства, шт.
Прямые трудозатраты, руб.
Всего часов работы, ч
Ставка оплаты ручного труда, руб./ч (п. 2 / п. 3)
Затраты почасового труда на одно изделие, ч/шт. (п. 3 / п. 1)
Затраты труда по стоимости на одно изделие, руб./шт. (п. 2 / п. 1)
Прежде всего оценим среднюю фактическую ставку оплаты труда с учетом повышающего коэффициента на половину часов работы персонала в сверхурочных условиях:
(200 руб./ч + 200 руб./ч x 1,5) / 2 = (200 + 300) / 2 = 250 руб./ч.
Отсюда прямые трудозатраты (фонд оплаты труда) по фактически отработанному времени:
1800 ч x 250 руб./ч = 450 000 руб.
Из таблицы 4 следует, что во временном разрезе фактические затраты труда на одно изделие ниже норматива, а в стоимостном выражении они выше, чем по нормативу прямых затрат. Данная ситуация требует детального анализа.
Расчеты величин отдельных отклонений трудозатрат от их нормативов произведем пошагово.
Шаг 1. Рассчитаем отрицательное отклонение, вызванное повышением почасовой ставки оплаты труда над ее плановой величиной. Для этого умножим фактически отработанное время на разность между нормативной ставкой оплаты и ее фактической величиной:
1800 ч x (200 руб./ч – 250 руб./ч) = –90 000 руб.
Ситуация с неблагоприятным отклонением по ставке оплаты вполне понятна. Причина отклонения — повышенная оплата часов, отработанных сверхурочно.
Шаг 2. Определим отклонение, обусловленное увеличением выпуска продукции. С этой целью умножим нормативную ставку оплаты труда на разность между нормативным количеством часов и его фактическим значением:
200 руб./ч x (0,5 ч/шт. x 4000 шт. – 1800 ч) = 200 x (2000 ч – 1800 ч) = 40 000 руб.
Как видим, получилось благоприятное отклонение. Потребовалось меньше часов, чем это следует из временного норматива трудозатрат. С данным отклонением придется разбираться. Одно из двух: либо изначально установлен неправильный, то есть завышенный норматив по нормо-часам на единицу продукции, либо персонал работал не покладая рук и показал чудеса производительности в связи со сверхурочной оплатой труда.
Шаг 3. Найдем общее отклонение нормативов затрат на оплату прямого труда от их фактической величины. Сначала умножим фактическое количество продукции на нормативную стоимость затрат на одно изделие, а затем из полученного значения вычтем фактические затраты прямого труда:
4000 шт. x 100 руб./шт. – 450 000 руб. = 400 000 – 450 000 = –50 000 руб.
Проверим расчет другим способом:
–90 000 руб. + 40 000 руб. = –50 000 руб.
В результате получилось общее неблагоприятное отклонение. Это можно объяснить большим влиянием повышения ставки оплаты труда по сравнению со снижением норматива по нормо-часам на единицу продукции.
Учет косвенных расходов
Затраты, которые относятся одновременно к нескольким продуктам или подразделениям производства, называются косвенными расходами. Затраты делят на прямые и косвенные для расчета себестоимости продукции (услуг), краткосрочного планирования и анализа отклонений фактических данных производства от их нормативов.
Косвенные расходы подлежат распределению между продуктами на основе специальных баз распределения. Для высокомеханизированного производства в качестве фактора распределения этих расходов часто служат часы работы оборудования (машино-часы). В этом случае косвенные расходы между отдельными продуктами распределяются на основе единой ставки, рассчитанной на 1 маш.-ч работы оборудования.
При выборе единой базы распределения косвенных расходов возможны следующие факторы влияния на отклонения фактических затрат от их нормативных величин:
Пример 6
Предприятие выпускает несколько моделей электрочайников. Общие косвенные расходы на выпуск этих моделей составляют 1 200 000 руб., общее количество машино-часов — 20 000.
Производство электрочайников автоматизировано, поэтому косвенные расходы распределены между моделями чайников по единой ставке, пропорционально часам работы оборудования на каждую модель.
Ставка распределения:
1 200 000 руб. / 20 000 маш.-ч = 60 руб./маш.-ч.
Предположим, на одну из моделей чайников («Люкс») приходится 10 000 маш.-ч работы общего оборудования. Найдем величину косвенных расходов, относимых по нормативу на данную модель:
10 000 маш.-ч x 60 руб./маш.-ч = 600 000 руб.
Плановый объем производства чайников модели «Люкс» — 20 000 шт. в месяц, однако по результатам работы оборудования по факту все оказалось сложнее (табл. 5).
Таблица 5. Учет отклонений по затратам косвенного характера
Показатель
По нормативу
Фактически
Общее количество машино-часов, маш.-ч
Ставка распределения косвенных расходов, руб./маш.-ч
Косвенные расходы, руб. (п. 1 x п. 2)
Объем производства, шт.
Количество машино-часов на одно изделие, маш.-ч/шт. (п. 1 / п. 4)
Согласно данным табл. 5 на производство чайников данной модели затрачено на 17 % больше времени работы оборудования, чем по плану (11 700 / 10 000), а самих чайников изготовлено на 2,5 % меньше (19 500 / 20 000).
В то же время фактическая ставка распределения косвенных расходов между моделями оказалась выше на 3,3 % (62 / 60). В результате распределения затрат по новой ставке на эту модель по факту было отнесено косвенных расходов намного больше:
11 700 маш.-ч x 62 руб./маш.-ч = 725 400 руб. В процентном отношении — на 20,9 % (725 400 / 600 000).
Различие в результатах очень существенное, его нужно анализировать. В связи с этим требуется оценить:
На основании данного расчета будет легче выяснить причину имеющихся расхождений между нормативными и фактическими данными затрат. Вычисления произведем в такой последовательности.
1. Определим отрицательное отклонение в связи с повышением трудозатрат в машино-часах на единицу выпуска продукции. Для этого умножим нормативную ставку распределения косвенных расходов на разность между нормативным количеством часов работы оборудования и его фактическим значением:
60 руб./маш.-ч x (0,5 маш.-ч/шт. x 19 500 шт. – 11 700 ч) = 60 x (9750 – 11 700) = –117 000 руб.
Как видно из расчета, нормативное количество часов работы оборудования приведено к фактическому объему выпуска продукции (19 500 шт.).
Как и следовало ожидать, получилось неблагоприятное отклонение. Причина — существенное превышение времени работы оборудования на единицу продукции над нормативом. Оно увеличилось с 0,5 до 0,6 маш.-ч (на 20 %). Значит, могли неправильно установить первоначальный норматив (исходя из прошлых месяцев по выпуску аналогичной продукции) или произошли какие-то сбои в технологическом процессе, которые уменьшили объем выпуска продукции. Это нужно выяснить.
2. Рассчитаем отрицательное отклонение, связанное с повышением ставки распределения косвенных расходов над ее плановой (нормативной) величиной. Умножим фактически отработанное время работы оборудования в машино-часах на разность между нормативной ставкой распределения и ее фактической величиной:
11 700 маш.-ч x (60 руб./маш.-ч – 62 руб./маш.-ч) = –23 400 руб.
Ситуация с неблагоприятным отклонением по ставке распределения косвенных расходов относится к контролируемым причинам. Ее можно легко исправить, если за основу будущего норматива взять сегодняшнюю фактическую ставку распределения косвенных расходов.
3. Найдем общее отклонение косвенных расходов по нормативу от их фактической величины. Порядок расчета следующий:
60 руб./маш.-ч x 0,5 маш.-ч/шт. x 19 500 шт. – 725 400 руб. = 585 000 – 725 400 = –140 400 руб.
Проверим это другим способом:
–117 000 руб. – 23 400 руб. = –140 400 руб.
В результате получилось общее неблагоприятное отклонение. Это можно объяснить большим влиянием повышения времени работы оборудования на единицу продукции по сравнению со снижением объема ее выпуска.
Подводим итоги
1. Существенными отклонениями фактических затрат от их нормативных значений считаются величины, превышающие 10 %.
2. Анализ существенных отклонений от нормативов затрат начинают с отрицательных (неблагоприятных) отклонений (фактические затраты превышают их нормативные величины), а затем обращаются к положительным (благоприятным) отклонениям.
3. Несущественные отклонения (менее 10 %) следует анализировать, если они обладают определенной цикличностью или повторяемостью событий во времени.
4. Отклонения по перерасходу материалов на изготовление продукции должны определяться исходя из нормативной (плановой), а не фактической цены материала.
5. Частные отклонения, вызванные повышением почасовой ставки оплаты ручного труда, следует рассчитывать исходя из фактически отработанного времени, а не его нормативной величины.
6. Отклонения, связанные с повышением времени работы оборудования (машинного труда), нужно считать с учетом нормативной ставки распределения косвенных расходов, а не по фактической величине этой ставки.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина