Министерство образования что проверяют в доу
Как пройти проверку в сфере образования. Требования изменились
Изменились требования к проверкам в сфере образования. Теперь три вида контроля объединили в один, а значит, инспекторы запросят больше документов. Перечень документов для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – памятка с опорными точками проверки и два приказа: как подготовиться к контролю и устранить нарушения.
Что изменилось в проверке в сфере образования
Правительство установило новые правила надзора в сфере образования. Три вида контроля объединили в один. Изменили требования к периодичности проверок. Расширили перечень профилактических мероприятий. Разрешили вести фото-, видео- и аудио- фиксацию нарушений.
Объединили три вида контроля в один
С июля 2021 года запланированные проверки по надзору в сфере образования, контролю качества образования и лицензионному контролю проводят в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. Больше не надо следить за тремя планами проверок и отвечать проверяющим на сходные вопросы. Достаточно найти в реестре проверок контрольное мероприятие по надзору в сфере образования и подготовиться. Инспекторы проверят, как вы соблюдаете общее законодательство в сфере образования, ФГОС общего образования и лицензионные требования. Таким образом, контрольное мероприятие охватит сразу три направления.
Установили периоды проверки в зависимости от оценки рисков
Теперь периодичность проверок зависит от категории риска, к которой отнесли школу или детский сад. Она указывает вероятность, с которой объект контроля может причинить ущерб во время своей деятельности. Выделяют три категории: высокого, среднего и низкого риска.
Контрольный орган присваивает их по критериям, установленным в приложении 1 к постановлению Правительства от 25.06.2021 № 997.
Если считаете, что присвоенная категория ошибочна, направьте сведения об этом в контрольный орган. В случае подтверждения сведений, проверяющие изменят категорию в течение пяти рабочих дней (п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Чем категория риска выше, тем чаще будут плановые проверки.
Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска
Категория риска
Периодичность проверки
Вид проверки
Один раз в три года
Документарная или выездная проверка
Один раз в четыре года
Проверять не будут
Расширили профилактические мероприятия
Чтобы минимизировать нарушения, ввели пять видов профилактических мероприятий. Контрольный орган обязан проводить их регулярно (п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.
Профилактические мероприятия в сфере образования
Вид мероприятия
Как проводят
Когда проводят
Размещают и актуализируют на официальном сайте и в личных кабинетах образовательных организаций в государственных информационных системах сведения по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования и ФГОС общего образования, а также лицензионных требований
Обобщение правоприменительной практики
Обобщают правоприменительную практику на основе результатов проверок и готовят доклад. Размещают его на сайте после публичного обсуждения и утверждения руководителем
Ежегодно до 1 июня
Объявляют школе или детскому саду предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры.
Предостережение можно обжаловать в течение 10 рабочих дней – подать возражение. Если выяснится, что основания для предостережения не подтвердились, его отменят. Решение сообщат по почте, в том числе электронной
Когда получат сведения о готовящихся нарушениях требований в сфере образования или о том, что нарушения произошли, но нет подтверждения об ущербе
Консультируют на личном приеме или в ходе профилактического визита по вопросам, связанным с организацией и проведением госнадзора:
— периодичности и порядка проведения контроля;
— порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий;
— порядка обжалования решений контрольного органа в сфере образования.
Если поступит 10 и более однотипных обращений, проверяющие опубликуют ответ на сайте контрольного органа
Когда школа или детский сад обратится за консультацией
Проводят в форме профилактической беседы в образовательной организации или с помощью видео-конференц-связи.
В ходе визита инспектор информирует школу и детский сад об обязательных требованиях в сфере образования, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, видах и сути контрольных мероприятий.
О визите уведомят за пять рабочих дней – по почте, в том числе электронной.
Образовательная организация вправе отказаться от обязательного профилактического визита. Для этого надо уведомить контрольный орган за три рабочих дня до назначенной даты
Для организаций, которые:
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Практико-ориентированные программы:
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Ввели фото-, видео- и аудиофиксацию
Во время опроса и осмотра инспекторы могут проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись, чтобы зафиксировать доказательства нарушения обязательных требований.
При фотосъемке делают минимум два снимка каждого из выявленных нарушений. Аудио- и видеозапись проводят при необходимости. Правительство не установило, в каком порядке их проводить. Лишь закрепило, что использовать аудио- и видеозапись, так же как и фото, нужно с учетом требований законодательства о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны (п. 46 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Информацию о фотосъемке, аудио- и видеозаписи вносят в акт проверки.
Как подготовиться к проверке в сфере образования
Заранее подготовьте коллектив к надзору в сфере образования. Для этого разъясните работникам новые правила. Например, организуйте профильное собрание. Пригласите тех, кто обычно участвует в проверках контрольного органа. Например, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, ответственного за сайт – в школе, заместителя заведующего и старших воспитателей – в детском саду. Кратко расскажите об изменениях.
Раздайте работникам памятки с правилами проверок. Так им будет легче участвовать в контрольных мероприятиях.
Памятка. Опорные точки проверки в сфере образования
Издайте приказ, чтобы подготовить образовательную организацию к проверке. Определите ответственных. Поручите проконтролировать актуальность информации на сайте школы и детского сада, наличие локальных актов, выполнение требований Закона об образовании. Воспользуйтесь готовым образцом.
Кто проводит надзор в сфере образования
Школу и детский сад проверит региональный контрольный орган в сфере образования. По сути, это орган исполнительной власти субъекта России, осуществляющий переданные полномочия по государственному контролю и надзору в сфере образования. Проверку проведут его должностные лица. Они должны соответствовать двум критериям: 1) обладать полномочиями по государственному контролю, в том числе проводить профилактические и контрольные мероприятия; 2) быть назначенными контрольным органом, что подтверждается решением о проведении контрольного или профилактического мероприятия (п. 8, 9 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Инспектор не вправе проверять образовательную организацию, если проводил в ней профилактическое мероприятие, со дня окончания которого не истек год (п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Когда проверят по плану
Школу и детский сад проверят в срок, который указан в плане проверок. Ознакомьтесь с ним на сайте контрольного органа или в едином реестре проверок. В декабре обычно доступен план на следующий год. Образовательную организацию включают в него в зависимости от присвоенной категории риска.
Заранее уведомят только о выездной проверке – минимум за сутки до ее начала. Проверяющие направят копию решения по почте, электронной почте и через портал госуслуг (п. 38 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997, ч. 6 ст. 73, ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Документарную проверку проведут без уведомления. Его роль может выполнить запрос контрольного органа прислать документы, которых нет в общем доступе и информационных системах. Если у проверяющих будет достаточно документов, то о контроле вы узнаете только из плана проверок.
Когда проверят вне плана
Внеплановую документарную и выездную проверку проведут, если есть одно из четырех условий:
1) контрольный орган получил сведения о причинении вреда или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям либо выявил в деятельности школы или детского сада индикаторы риска нарушения обязательных требований в сфере образования;
2) Президент или Правительство издали поручение о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) прокурор издал требование о проведении контрольного мероприятия по поступившим материалам и обращениям;
4) истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения, выявленного во время предыдущей проверки.
Правила уведомления о внеплановом контроле такие же, как для планового. Заранее предупредят только о выездной проверке – за сутки до ее начала. Исключение – сведения о непосредственной угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям. По этому основанию проверят без предупреждения (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Когда проведут наблюдение за соблюдением обязательных требований
Помимо плановых и внеплановых проверок, контрольный орган наблюдает за соблюдением обязательных требований. Для этого руководитель контрольного органа создает задание, на основе которого инспекторы мониторят все доступные источники с информацией о деятельности школы или детского сада (п. 61 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Для этого могут использовать сведения, полученные:
Если в ходе наблюдения выявят факт причинения вреда охраняемым законом ценностям или угрозы его причинения, сведения о нарушении обязательных требований, готовящихся нарушениях или их признаках, контрольный орган примет одно из двух решений: 1) провести внеплановую проверку – если сведения подтвердятся; 2) объявить предостережение (ч. 3 ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Как долго будут проверять
Продолжительность контрольного мероприятия зависит от его вида. Документарная проверка может длиться до 10 рабочих дней. Срок отсчитывается от дня, когда предоставили в контрольный орган требуемые документы. В него не войдет период с момента, когда инспектор сообщит о замечаниях по документам, и до ответа на эти замечания (ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Обычную выездную проверку проведут в течение пяти рабочих дней. Филиал на территории другого субъекта РФ проверят дополнительно – еще пять рабочих дней (п. 37 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Если выездную проверку проводят дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, она будет длиться 10 рабочих дней. Еще столько же добавят на филиал в другом субъекте России.
Общие основания, по которым проверку можно продлить, теперь отменили. Срок увеличат лишь в случаях и пределах, установленных одним из федеральных законов (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). В основном законе о проверках таких случаев нет. Возможно только приостановить выездную проверку на период экспертизы, если она длится дольше самой проверки (ч. 13 ст. 65 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Какие документы запросят
Перечень документов, которые школа и детский сад должны представить инспектору, указывают в решении о проверке (п. 14 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Дополнительные документы могут потребовать, если их нет в доступе контрольного органа, или в имеющихся документах есть неясности, недостоверная информация.
ВНИМАНИЕ
Запрещено требовать документы, которые не относятся к предмету контроля или могут быть получены от других органов
Контрольный орган на безвозмездной основе получает документы от других органов или подведомственных им организаций в рамках межведомственного взаимодействия, в том числе в электронной форме (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Федеральное законодательство не содержит единого перечня документов, которые может запросить контрольный орган. Могут потребовать документы, о которых говорится в Законе об образовании и подзаконных актах, например которые:
Если при выездной проверке присутствует не руководитель, а работник школы или детского сада, его попросят предоставить доверенность или приказ, наделяющий полномочиями (ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Чтобы проверить документы, которые могут запросить контролеры, воспользуйтесь готовыми справочниками. Они составлены с учетом законодательства об образовании, специфики детского сада и школы.
Направьте документы в контрольный орган в электронном виде. Подпишите простой или усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Если проверяющие запросили документы на бумажном носителе, принесите их лично либо направьте по почте заказным письмом (ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
В бумажном виде направьте подлинники или заверенные копии документов – поставьте подпись и печать образовательной организации. Инспекторы не вправе требовать нотариального удостоверения копий. После проверки подлинники вернут.
Срок предоставления документов смотрите в требовании проверяющих. Минимум – два рабочих дня. Если не можете предоставить документы, напишите ходатайство. Укажите причины и дату, когда выполните требование. В течение суток вам продлят срок или откажут. Решение сообщат по электронной почте или через портал госуслуг (ч. 4 ст. 80 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
ВНИМАНИЕ
Не предоставляйте повторно документы, которые ранее направляли в региональный обрнадзор
Если по каким-то причинам уже направляли документ проверяющим, то при повторном запросе вправе его не предоставлять. Напишите об этом в контрольный орган и укажите реквизиты письма, которым направили запрашиваемый документ (ч. 5 ст. 80 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Какие действия проведут
Новые правила детально регламентируют действия проверяющих. Полномочия зависят от вида контрольного мероприятия. В сфере образования проводят три вида контроля: документарную, выездную проверки и наблюдение за соблюдением обязательных требований (п. 26 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Наблюдение – контроль без взаимодействия, который проводят по заданию контрольного органа и регулируют отдельно. А для документарной и выездной проверки установили исчерпывающий набор действий. Так, при документарной проверке инспекторы вправе истребовать документы, получать письменные объяснения и проводить экспертизу. При выездной – дополнительно могут провести опрос и осмотр (п. 30, 39 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.
Действия инспекторов при контрольных мероприятиях в сфере образования
Действие
Особенности
Обоснование
Инспектор осматривает помещения школы и детского сада в присутствии руководителя или уполномоченного работника либо с применением видеозаписи.
По итогам составляет протокол осмотра. Указывает перечень осмотренных территорий и помещений, вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов
Ст. 76 Закона № 248-ФЗ
П. 40 Положения о контроле
Инспектор опрашивает руководителя и других работников, обучающихся по вопросам, имеющим значение для оценки соблюдения обязательных требований.
Результаты фиксирует в протоколе опроса. Просит подписать опрошенных лиц.
Дополнительно вносит результаты в акт контрольного мероприятия, если сведения имеют значение для проверки. Протокол опроса прикладывает к акту
Ст. 78 Закона № 248-ФЗ
П. 41 Положения о контроле
Получение письменных объяснений
Инспектор запрашивает объяснения от руководителя или иных представителей образовательной организации.
Оформите объяснения в свободной форме и направьте инспектору в указанный в запросе срок
Ст. 79 Закона № 248-ФЗ
П. 43 Положения о контроле
Инспектор выдает требование представить документы, которые имеют значение для оценки соблюдения обязательных требований.
Могут потребовать также материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, носителей информации.
Главное, чтобы эти сведения нельзя было получить от других органов или из открытых источников. Иначе, запрашиваемые документы можно не предоставлять
Ст. 80 Закона № 248-ФЗ
П. 42 Положения о контроле
Контрольный орган приглашает эксперта или экспертную организацию, чтобы провести исследования, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.
Время экспертизы зависит от ее вида и устанавливается индивидуально.
Результаты оформляют экспертным заключением
Ст. 84 Закона № 248-ФЗ
П. 44 Положения о контроле
Как оформят результаты
По итогам надзора инспектор составит акт – в последний день проверки. (п. 47, 48 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Если выявит нарушения, то в акте укажет, какое обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом оно установлено.
Проверьте, чтобы к акту приложили:
Подпишите акт проверки на месте контрольного мероприятия. Это может сделать также работник, которого уполномочили приказом или доверенностью. Если акт составляли не в образовательной организации, получите и подпишите его в электронном виде (ч. 3 ст. 88 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Если не согласны с фактами и выводами, которые изложены в акте, подайте жалобу на имя руководителя контрольного органа. Сделайте это в течение 30 календарных дней со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 67, 68 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997, ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Чаще всего срок отсчитывают со дня подписания акта.
Когда нарушений нет, инспекторы вносят сведения в единый реестр контрольных мероприятий (ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). При нарушениях выдают предписание. В нем указывают, что исправить или какие мероприятия провести, устанавливают срок (п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Предписание можно обжаловать. Главное, сделать это в течение 10 рабочих дней с момента получения (ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Если не поняли, как исправить нарушение, обратитесь с ходатайством к проверяющим. Инспекторы обязаны разъяснить способ и порядок исполнения своего решения (п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Чтобы исправить нарушения, издайте приказ. Назначьте ответственных и поручите устранить недочеты, которые выявили проверяющие. Используйте готовый образец.
После того, как истечет срок предписания, или контрольный орган получит документы об исправлении нарушений, инспекторы оценят исполнение. На это потребуется 30 рабочих дней (п. 52 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Если все правильно, орган контроля внесет информацию в единый реестр контрольных мероприятий (ч. 3 ст. 95 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Если не отправите документы об устранении нарушения, или из них невозможно будет сделать вывод об исполнении решения, инспекторы проведут повторную проверку – документарную или выездную.
При наличии правонарушения образовательную организацию и должностных лиц привлекут к административной ответственности. Виды и размеры санкций смотрите в справочнике.
За неисправленные или повторные нарушения контрольный орган вправе ужесточать наказание вплоть до лишения лицензии и аккредитации. Подробнее смотрите в таблице.
Ответственность за нарушения в сфере образования
Нарушение
Действия контрольного органа
Основание
Нарушили требования законодательства об образовании, в том числе в части лицензионных требований и ФГОС
Выдает предписание со сроком устранения нарушений до шести месяцев
Ч. 1 ст. 93.1 Закона об образовании
Не исполнили предписание
Возбуждает дело об административном правонарушении.
Запрещает прием в организацию полностью или частично сроком на один год.
Прием разрешат досрочно, если установят исправление нарушения, или вступит в силу решение суда о прекращении производства по административному делу
Ч. 2 ст. 93.1 Закона об образовании
Не исполнили предписание об устранении нарушения требований ФГОС или аккредитационных показателей
Лишает государственной аккредитации в отношении соответствующих уровней образования – после того, как вступит в силу постановление о назначении административного наказания
Ч. 4 ст. 93.1 Закона об образовании
Не исполнили предписание, которое выдали в рамках административного дела
Приостанавливает действие лицензии полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии
Типовой перечень вопросов, по которым производится документарная проверка в отношении дошкольных образовательных учреждений (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 |
Типовой перечень вопросов,
по которым производится документарная проверка в отношении дошкольных образовательных учреждений
Типовой вопрос документарной проверки учреждения дополнительного образования детей в части контроля за исполнением законодательства РФ в области образования
Содержание пункта (абзаца), статьи нормативного правового акта
№ пункта (абзаца), статьи нормативного правового акта
Раздел 1. Федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования
Направление 1. Организация деятельности
Проверка по реестру лицензий наличия лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения
Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
П. 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Установление документального подтверждения соответствия вида дошкольного образовательного учреждения уставу и фактической деятельности
К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:…[1]
П. 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Установление документального подтверждения наличия утвержденной образовательной программы дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении
Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
П. 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Установление документального подтверждения соответствия реализуемой образовательной программы федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации
Проверка наличия официального сайта дошкольного образовательного учреждения в сети Интернет, установление его структуры и наполнения
К компетенции образовательного учреждения относятся:
…обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет
П. 2.25 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующей информации:…[2]
П. 4 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Информация, указанная в пункте 4 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет» и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений.
Порядок размещения в сети «Интернет» и обновления информации об образовательном учреждении, в том числе содержание и форма ее представления, устанавливается Правительством Российской Федерации
П. 5 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Установление документального подтверждения соответствия реализуемых дополнительных образовательных программ и услуг целям и задачам дошкольного образовательного учреждения
В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
П. 22 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Установление документального подтверждения наличия договоров между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) на реализацию дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг
Проведение оценки реализуемых дополнительных образовательных программ дошкольного образовательного учреждения на предмет их нахождения за пределами определяющих их статус образовательных программ
Оценка соответствия предоставления платных образовательных услуг установленным требованиям
П. 2.7. Правил оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 000
Проверка соответствия режима работы дошкольного образовательного учреждения и длительности пребывания в нем детей уставу и договору, заключенным между дошкольным образовательным учреждением и учредителем
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий
П. 1 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»
Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются уставом, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем
П. 23 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Проверка предельной наполняемости групп в дошкольном образовательном учреждении
32. В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:
В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:
любых трех возрастов (от 3 до 7 летдетей;
любых двух возрастов (от 3 до 7 летдетей.
33. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:
34. В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:
35. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:
10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.
Пп. 32-35 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Определение соответствия направленности групп, созданных в учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования Типовому положения о дошкольном образовательном учреждении
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.
В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность[3]…
П. 8 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Определение соответствия используемого языка (языков) обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении языку (языкам, определенного (ых) учредителем и (или) уставом
Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом. В дошкольном образовательном учреждении создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации
П. 10 Положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Определение наличия деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений)
В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и осуществление деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях образование носит светский характер
П. 13 Положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Проверяется в случае обращений граждан
Определение светского характера образования в дошкольном образовательном учреждении
Проверка наличия форм самоуправления дошкольного образовательного учреждение
П. 2 ст. 35 Закона РФ «Об образовании»
Определение соответствия деятельности органов самоуправления дошкольного образовательного учреждения уставу дошкольного образовательного учреждения
П. 48 Положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Проверка соответствия использования закрепленного за дошкольным образовательным учреждением на праве оперативного управления имущества его назначению, уставу и законодательству Российской Федерации
За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).
Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, уставом и законодательством Российской Федерации. Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества
П. 51 Положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Вопрос может рассматриваться в рамках комплексной проверки с другими надзорными органами, а также при обращении граждан
Проверка наличия официального сайта дошкольного образовательного учреждения в сети Интернет, установление его структуры и наполнения
К компетенции образовательного учреждения относятся:
…обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет
П. 2.25 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующей информации:…[4]
П. 4 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Информация, указанная в пункте 4 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет» и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений.
Порядок размещения в сети «Интернет» и обновления информации об образовательном учреждении, в том числе содержание и форма ее представления, устанавливается Правительством Российской Федерации
П. 5 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Направление 2. Реализация образовательных программ
Определение соответствия образовательного процесса образовательной программе
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий
П. 1 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»
Определение соответствия образовательного процесса расписаниям занятий
Проверка наличия утвержденной образовательной программы дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении
Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
П. 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Определение соответствия реализуемой образовательной программы федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, в т. ч.:
Определение наличия в программе дошкольного образовательного учреждения пояснительной записки, проверка на ее соответствие Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка должна раскрывать:
1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;
2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
П. 3.1. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 01.01.01 г.
Определение наличия в программе дошкольного образовательного учреждения описания организации режима пребывания в дошкольном образовательном учреждении, проверка на его соответствие Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
П. 3.2. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 01.01.01 г.
Определение наличия в программе дошкольного образовательного учреждения описания содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», проверка на его соответствие Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проверка соответствия фактической деятельности
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением
П. 3.3. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 01.01.01 г.
Определение наличия в программе дошкольного образовательного учреждения раздела программы «Содержание коррекционной работы», проверка на его соответствие Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проверка соответствия фактической деятельности
Раздел программы «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.[5]
П. 3.4. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 01.01.01 г.
Вопрос включается в случае проверки детских садов компенсирующего вида, а также детских садов, имеющих компенсирующие группы
Определение наличия в программе дошкольного образовательного учреждения описания итоговых и промежуточных планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проверка на его соответствие Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проверка соответствия фактической деятельности
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:…[6] Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
П. 3.5. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 01.01.01 г.
Определение наличия в программе дошкольного образовательного учреждения описания системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы дошкольного образовательного учреждения, проверка на его соответствие Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проверка соответствия фактической деятельности
П. 3.6. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 01.01.01 г.
Установление соответствия соотношения обязательной части образовательной программы дошкольного образования и части, формируемой участниками образовательного процесса
П. 2.9. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 01.01.01 г.
Определение соответствия реализуемых дополнительных образовательных программ и услуг целям и задачам дошкольного образовательного учреждения
В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
П. 22 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Проверка наличия договоров между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) на реализацию дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг
Проведение оценки реализуемых дополнительных образовательных программ дошкольного образовательного учреждения на предмет их нахождения за пределами определяющих их статус образовательных программ
Оценка соответствия предоставления платных образовательных услуг установленным требованиям
Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
П. 7. Правил оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 000
Проверка заключенных договоров на оказание платных образовательных услуг действующему законодательству
Договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
в) сроки оказания образовательных услуг;
г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;
е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя
п. 14 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 000
П. 15 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 000
Проверка соответствия заключенных договоров на оказание платных образовательных услуг фактически оказываемым
Исполнитель оказывает образовательные услуги в порядке и в сроки, определенные договором и уставом государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации
П. 20 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 000
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и потребитель несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации
П. 21 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 000
Направление 3. Прием граждан в дошкольные образовательные учреждения
Проверка соблюдения порядка комплектования дошкольного образовательного учреждения, закрепленного в уставе образовательного учреждения
Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения
П. 1.1. ст. 16 Закона РФ «Об образовании»
Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе
П. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Проверка комплектности документов на вновь принятых детей в дошкольное образовательное учреждение в текущем календарном году
В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей)
П. 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Проверка условий для организации коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы
П. 30 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Направление 4. Участники образовательного процесса
Установление документального подтверждения ознакомления с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса
При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса
П. 37 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Установление документального подтверждения наличия заключенных договоров между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) и определение их соответствия Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении
Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон
П. 4 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»
Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении
П. 39 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Установление документального подтверждения наличия и форм ознакомления родителей (законных представителей с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся
Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся
П. 7 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»
Определение наличия и форм учета индивидуальных особенностей ребенка в деятельности дошкольного образовательного учреждения
Отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями
П. 40 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Проверяется в случае обращений граждан
Установление документального подтверждения соблюдения порядка комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения
Порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом
П. 41 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Установление документального подтверждения соответствия персонала дошкольного образовательного учреждения Типовому положения о дошкольном образовательном учреждении
К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации[8]…
П. 42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Направление 5. Устав образовательного учреждения
Определение наличия в уставе и проверка соответствия наименования, места нахождения (юридического, фактического адреса), указанным в уставе, фактическим данным
Наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения
П. 1.1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»
Определение наличия в уставе статуса образовательного учреждения
Определение наличие в уставе наименования учредителя дошкольного образовательного учреждения
П. 1.2 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»
Определение наличия в уставе указания организационно-правовой формы дошкольного образовательного учреждения
Организационно-правовая форма образовательного учреждения
П. 1.3 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»
Определение наличия в уставе целей образовательного процесса, типов и видов реализуемых образовательных программ дошкольного образовательного учреждения, установление их соответствия фактической деятельности
Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ
П. 1.4 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»
Определение наличия в уставе указания языка (языков), на котором ведутся обучение и воспитание, установление соответствия фактическому
Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся, воспитанников
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей)
П. 1.5. ст. 13 Закона РФ «Об образовании»
Определение наличия в уставе правил приема в дошкольное образовательное учреждение, их проверка на соответствие законодательству. Проверка исполнения правил приема в дошкольное образовательное учреждение
Определение наличия в уставе указания продолжительности обучения на каждом этапе обучения
Определение наличия в уставе системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка ее проведения
Определение наличия в уставе режима занятий обучающихся, воспитанников. Установление их соответствия фактическому.
Определение наличия в уставе возможности и порядка предоставления платных образовательных услуг (на договорной основе). Проверка соблюдения установленного порядка
Определение наличия в уставе порядка регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей). Проверка соблюдения установленного порядка
Определение наличия в уставе способов использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением, проверка на их соответствие законодательству. Установление соответствия фактическим
Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности;
ж) открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений)
П. 1.6. ст. 13 Закона РФ «Об образовании»
Определение наличия в уставе способов финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения. проверка на их соответствие законодательству. Установление соответствия фактическим
Определение наличия в уставе запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами
Определение наличия в уставе порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, проверка на их соответствие законодательству
Определение наличия в уставе положения по открытию счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), проверка на их соответствие законодательству
Вопрос не распространяется на негосударственные образовательные учреждения и автономные учреждения
Определение наличия в уставе компетенции учредителя дошкольного образовательного учреждения, проверка на ее соответствие законодательству
Порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
П. 1.7. ст. 13 Закона РФ «Об образовании»
Определение наличия в уставе структуры, порядка формирования органов управления дошкольным образовательным учреждением, их компетенции и порядка организации деятельности. Установление соответствия фактическим
Определение наличия в уставе порядка комплектования работников дошкольного образовательного учреждения и условий оплаты их труда, проверка на соответствие х законодательству. Проверка соблюдения установленного порядка
Определение наличия в уставе порядка изменения устава дошкольного образовательного учреждения, проверка на соответствие законодательству. Проверка соблюдения установленного порядка
Определение наличия в уставе порядка реорганизации и ликвидации дошкольного образовательного учреждения, проверка на соответствие законодательству. Проверка соблюдения установленного порядка
Проверка соблюдения порядка проводится в случае проведения процедуры реорганизации или ликвидации образовательного учреждения
Определение наличия в уставе прав и обязанностей участников образовательного процесса, проверка на соответствие законодательству. Проверка их соблюдения
Права и обязанности участников образовательного процесса
П. 1.8. ст. 13 Закона РФ «Об образовании»
Определение наличия в уставе перечня видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения. Проверка соблюдения установленного перечня
Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
П. 1.9. ст. 13 Закона РФ «Об образовании»
Проверка соблюдения порядка утверждения устава дошкольного образовательного учреждения
П. 2. ст. 13 Закона РФ «Об образовании»
Определение наличия дополнительных локальных актов дошкольного образовательного учреждения, регламентирующих его уставную деятельность, проверка их регистрации в установленном порядке в качестве дополнений к уставу
При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения
П. 3. ст. 13 Закона РФ «Об образовании»
Раздел 2. Федеральный государственный лицензионный контроль
Направление 6. Общие сведения о лицензиате
Проверка по реестру лицензий срока действия лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения
К полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия:
…лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 настоящего Закона), лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, а также формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности аккредитованных образовательных учреждений
П. 1.3. ст. 28.1 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий, в которых указываются сведения, предусмотренные Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»
П. 30 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 000
Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)
П. 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Проверка наличия официального сайта дошкольного образовательного учреждения в сети Интернет, установление его структуры и наполнения
К компетенции образовательного учреждения относятся:
…обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет
П. 2.25 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующей информации:…[9]
П. 4 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Информация, указанная в пункте 4 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет» и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений.
Порядок размещения в сети «Интернет» и обновления информации об образовательном учреждении, в том числе содержание и форма ее представления, устанавливается Правительством Российской Федерации
П. 5 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Установление документального подтверждения наличия статуса юридического лица
у дошкольного образовательного учреждения
Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации
п. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Не относится к негосударственным дошкольным образовательным учреждениям
Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций
ст. 11 прим. Закона Российской Федерации «Об образовании»,
гл. 4, пар. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации
Для получения лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому прилагаются следующие документы:
… г) копия документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей (в случае аренды соискателем лицензии или лицензиатом помещений для организации образовательного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей)
П. 8 г) Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Направление 7. Проверка оснащенности образовательного процесса
Установление документального подтверждения наличия у лицензиата закрепленного за дошкольным образовательным учреждением имущества на праве оперативного управления
За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).
Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, уставом и законодательством Российской Федерации. Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества
П. 51 Положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Установление документального подтверждения правомерности и сроков действия документов о закреплении оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий за дошкольным образовательным учреждением
Установление документального подтверждения соответствия использования закрепленного за дошкольным образовательным учреждением имущества
назначению, уставу и законодательству Российской Федерации
Раздел IV. Требования к зданию, помещениям, оборудованию
и их содержанию СанПин 2.4.1.2660-10
Установление документального подтверждения соответствия оснащенности зданий, строений, сооружений, помещений и территорий дошкольного образовательного учреждения (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования, в т. ч.
Наличие у… лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования
П. 5 а) Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Раздел VI. Требования к оборудованию и его размещению в помещениях
дошкольных организаций и XI. Требования к группам кратковременного
пребывания, семейным дошкольным группам и иным
подобным им видам дошкольных организаций независимо
от организационно-правовых форм и форм собственности
Установление документального подтверждения соответствия условий осуществления образовательного процесса и условий содержания воспитанников дошкольного образовательного учреждения требованиям, не ниже среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано дошкольное образовательное учреждение
Установление документального подтверждения наличия дополнительных помещений для занятий с детьми, предназначенных для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами, позволяющих реализовывать заявленные дошкольные образовательные программы
Установление документального подтверждения соответствия имеющихся в наличии и заявленных в лицензии сведений о помещениях для содержания детей (спальные помещения, туалетные комнаты), проведения мероприятий, занятий и игр, питания воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Установление документального подтверждения соответствия имеющихся в наличии и заявленных в лицензии сведений о спортивных площадках и комплексах (в том числе бассейнах)
Установление документального подтверждения соответствия имеющихся в наличии и заявленных в лицензии сведений о помещениях для медицинского обслуживания воспитанников
Установление документального подтверждения соответствия имеющихся в наличии и заявленных в лицензии сведений о наличии игрушек, игровых комплектах, спортивном инвентаре (в том числе самодельные игрушки, фабричные игрушки), проверка наличия гигиенических сертификатов на игрушки и спортивный инвентарь
Направление 8. Проверка учебно-методических и иных средств обеспечения образовательного процесса
Установление документального подтверждения соответствия имеющейся в наличии и заявленной в лицензии учебно-методической документации дошкольного образовательного учреждения требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования
Наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования
П. 5 б) Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Установление документального подтверждения имеющихся в наличии и заявленных в лицензии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения лицензии и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования
Наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования
П. 5 в) Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Направление 9. Проверка кадрового обеспечения образовательного процесса
Установление документального подтверждения соответствия сведений о педагогических кадрах и укомплектованности штатов лицензии дошкольного образовательного учреждения
Наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования
П. 5 г) Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Установление документального подтверждения соответствия образовательного ценза руководителей, педагогических работников и специалистов дошкольного образовательного учреждения требованиям по должностям
К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации[10]…
П. 42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.01.2001 N 761н Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Направление 10. Проверка соблюдения требований к организации образовательного процесса
Установление документального подтверждения наличия утвержденной образовательной программы дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении
Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
П. 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Установление документального подтверждения соответствия режима работы дошкольного образовательного учреждения и длительности пребывания в нем детей уставу и договору, заключенным между дошкольным образовательным учреждением и учредителем
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий
П. 1 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»
Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются уставом, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем
П. 23 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Установление документального подтверждения соответствия реализуемых в дошкольном образовательном учреждении и закрепленных в лицензии образовательных программ дошкольного образования
Установление документального подтверждения соответствия предельной наполняемости групп в дошкольном образовательном учреждении законодательству Российской Федерации
32. В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:
В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:
любых трех возрастов (от 3 до 7 летдетей;
любых двух возрастов (от 3 до 7 летдетей.
33. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:
34. В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:
35. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:
10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.
Пп. 32-35 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
П. 1.10. СанПиН 2.4.1.2660-10
Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольной организации компенсирующей направленности устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста.[11]
П. 1.11. СанПиН 2.4.1.2660-10
Установление документального подтверждения соответствия реализуемых дополнительных образовательных программ и услуг целям и задачам дошкольного образовательного учреждения
В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
П. 22 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
Установление документального подтверждения наличия договоров между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) на реализацию дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг
Проведение оценки реализуемых дополнительных образовательных программ дошкольного образовательного учреждения на предмет их нахождения за пределами определяющих их статус образовательных программ
Установление документального подтверждения наличия заключенных договоров между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) и определение их соответствия Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении
Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон
П. 4 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»
Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении
П. 39 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000
[1] детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);