Министр и депутат в чем разница
ЛИКБЕЗ НОМЕР ДВА: ЧЕМ ЧИНОВНИКИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДЕПУТАТОВ.
Жизнь-жистянка довольно нервная. Не каждый такое сдюжит. Ради чего же взрослый мужик, который лучшую половину жизни лизал жопы наверху и бил по головам, пытающимся пролезть к отлизываемой им начальственной заднице, терпит всё это? Неужели за зарплату и из желания честно работать на благо родины (для чиновников Родина всегда с маленькой буквы)?
Большинство чиновников по должности занимаются освоением бюджетных средств. Не важно, глава ли это районной администрации или ректор ВУЗа. Счёт госучреждения находится в руках чиновника и он им своей подписью распоряжается. Ради этого дополнительного кошелька чиновник готов терпеть любые унижения, по пять раз на дню чистить зубы и освежать дыхание специальными благовониями, чтобы задница наверху была всегда и всем довольна.
Итак, мы с вами уяснили, что депутата ИЗБРАЛИ, а чиновника НАЗНАЧИЛИ. В общих чертах разобрались, как воруют бюджетные средства те и другие. Поняли, почему у нас чиновники то снег в мае «вывозят», то озёра «чистят», то при наличии разбитых дорог хорошие переделывают или новую плитку перестилают. Нельзя им просто так, напрямую деньги из государственного кармана в собственный перекладывать. Неприятная суета требуется!
Надеюсь это теперь всех избавит от путаницы.
Депутаты сравнялись с министрами
Более и менее разобравшись с положением простых льготников после начала действия соответствующей реформы, народные избранники решили заняться собственными привилегиями. В среду на пленарном заседании нижняя палата парламента намерена рассмотреть поправки в Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ». Об этом по окончании заседания президиума фракции «Единая Россия» сообщил заместитель председателя Комитета ГД по Регламенту и организации работы ГД Валерий Рязанский. А второе и третье чтение законопроекты могут пройти на следующем заседании, в пятницу, 22 апреля.
Согласно поправкам члены законодательной ветви власти официально будут приравнены к федеральным министрам. Сейчас депутаты Госдумы и так пользуются всем набором льгот и привилегий, положенных членам кабинета министров. Это и неограниченная междугородная связь, бесплатный транспорт, включая перелеты и железные дороги, возможность приобретать путевки в санатории с существенными скидками и прочие привилегии, необходимые, как говорят сами депутаты, для осуществления их деятельности.
Депутатский корпус по-прежнему продолжает держать руку на пульсе в ситуации с реформой замены льгот денежными выплатами. Спикер Борис Грызлов вчера в очередной раз заявил, что «Единая Россия» намерена добиваться от правительства исправления просчетов и ошибок, допущенных на первом этапе реформы. На открытии Дней Госсобрания Республики Саха (Якутия) он обратил внимание на вопросы, связанные с ее реализацией в регионах Крайнего Севера. Грызлов напомнил, что Госдума рекомендовала правительству рассмотреть возможность применения на этих территориях специального коэффициента, увеличивающего размер компенсаций за социальные льготы.
Кто такой депутат Государственной думы, или Краткая инструкция к применению
Агитационный период перед выборами в Государственную думу в самом разгаре. В связи с этим у гражданина может возникнуть несколько вопросов. Кто такие депутаты Госдумы? Чем они могут быть полезны? Сколько налогов тратится на их содержание?
Кандидатам тоже будет интересно, ради чего избиратели должны голосовать за них.
Нормативная база
Итак, как положено юристу, я должен указать нормативные акты, которые регламентируют положение депутата Государственной думы. Список для самых дотошных и требовательных избирателей.
Это Конституция РФ, Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Регламент Государственной Думы, Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Кто такой депутат и чем он может быть полезен?
Если коротко, депутат Государственной думы – представитель народа, который осуществляет законодательные полномочия.
Депутата избирают на 5 лет.
Чем депутат может быть полезен?
Во-первых, каждый депутат обладает правом законодательной инициативы. А это значит, что избиратели могут через депутата инициировать законопроект. Например, обязать банки предоставлять кредитные каникулы, запретить коллекторам звонить в неурочный час, ограничить максимальную ставку по микрокредитам, увеличить налоговый вычет с расходов на образование детей, установить ежемесячную выплату на детей и даже отменить ЕГЭ.
Это все делает Государственная дума. Затем законопроект утверждает Совет Федерации и президент. Правительство исполняет закон, а суд и прокуратура следят, чтобы законы исполнялись верно.
Во-вторых, у депутата есть такой инструмент, как депутатский запрос.
Депутат может обратиться к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
На практике депутаты чаще всего направляют запрос в Генеральную прокуратуру, прокуроры назначают проверку, и чаще всего результат положительный.
Нужно помнить, что депутат не имеет права вмешиваться в деятельность следствия или судебных органов. Во всех остальных случаях он может и должен вмешиваться.
Депутат Государственной думы обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода.
Сколько налогов тратит государство на содержание депутатов?
Заработная плата депутата
Депутатам Государственной думы устанавливается одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение и одинаковые денежные поощрения в размерах, установленных для федерального министра. Согласно информации, размещенной на сайте Государственной думы, среднемесячная заработная плата депутата ГД в 2018 году составила 399 300 рублей.
При переезде в город Москву депутату Государственной думы и членам его семьи выплачивается единовременное денежное пособие: депутату – в размере 0,5, каждому члену его семьи – по 0,25 ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной думы, установленного на день проведения выборов в Государственную думу.
Депутату и членам его семьи возмещаются расходы на переезд в Москву и обратно.
На время переезда в Москву супруге (супругу) депутата перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы.
Депутату возмещаются расходы на связь, транспорт и проживание.
Транспорт
Депутату положены билеты без очереди и возмещаются транспортные расходы на самолет, вертолет, поезд, корабль, междугородний автобус.
Депутат пользуется за счет бюджета залами официальных делегаций.
Для поездок по стране органы государственной власти субъектов Федерации обязаны предоставлять бесплатный транспорт для депутата.
Администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение одного часа предоставлять сенатору Российской Федерации, депутату Государственной думы отдельный номер с телефоном.
Депутатам Государственной думы, не имеющим жилого помещения в городе Москве, на период осуществления ими своих полномочий в трехмесячный срок предоставляется укомплектованное всем необходимым для проживания служебное жилое помещение. А до предоставления квартиры депутата бесплатно размещают в гостинице.
Депутат может иметь до семи помощников.
Бюджет на помощников 300 000 рублей в месяц плюс командировочные.
Отпуск депутата составляет 42 календарных дня.
Пенсия депутата
Доплата к пенсии депутата составляет от 46 000 до 63 000 рублей в месяц, в зависимости от депутатского стажа (по состоянию на 2018 год).
Как мы видим, жизнь депутата материально и финансово обеспечена, основной задачей является принятие законов и помощь гражданам.
Для обращения к депутату можно воспользоваться электронной приемной Государственной думы, выбрать депутата и написать ему письмо или записаться на видеоприем, не выходя из дома.
Так, в августе 2021 года в Госдуму поступило 7 988 обращений.
Конец низовой демократии: депутатов всех уровней хотят приравнять к госслужащим
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
Когда председатель думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников представлял проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», казалось, что речь идет об одном: депутатам всех уровней опять повысят зарплаты и пенсии.
Депутаты Думы – люди, в российском государстве судьбой не обиженные. Их фактические зарплаты приравнены к жалованию министров и составляют почти 400 тысяч рублей в месяц, хотя денежное вознаграждение депутата Госдумы скромнее – «всего» около 85 тысяч рублей. Исходя из него депутатам начисляется пенсия. Просидел депутат в парламенте от 5 до 10 лет, ему полагается доплата к пенсии в размере 55%, или 46 тысяч 626 рублей. Думские долгожители, те, кто нажимал кнопку в пленарном зале более 10 лет, имеют право на 75% и получат дополнительную пенсию в размере 63 тысяч 581 рубля.
Экономисты достаточно равнодушно относятся как размеру пенсий народных избранников, так и к их «хотелкам» время от времени ее повысить. Финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев говорит:
— Депутатам пенсия выплачивается из государственного бюджета, и мы смотрим на пенсию депутатам как на ту цифру, которая является недостижимой для большинства граждан. Но в общем бюджете она занимает не очень большое место. На это деньги найдутся. Пенсии депутатов оказывают скорее морально-психологическое воздействие на все остальное, чем чисто материальное. Я здесь рассуждаю как макроэкономист.
С ним согласен руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников. Он считает, что вопрос повышения пенсий депутатам выходит за рамки экономики:
— Депутаты считают себя выше народа, не слугами, это точно. Вообще, если надо что-то профинансировать, есть специальный фонд правительства, с этим проблем нет. Депутаты получают пенсии из общего бюджета, но, если бы возникли какие-то проблемы, то они были бы решены. При 43 отсечении цены нефти за баррель, а сейчас она в моменте 83,6, получаются сверхдоходы. Поэтому каких-то проблем у депутатов никогда не будет.
Депутат Мосгордумы от КПРФ Елена Шувалова считает, что планы повысить пенсии депутатам говорят только об одном – избранные оторвались от жизни своих избирателей. В качестве примера Шувалова приводит нашумевшие скандальные высказывания своей коллеги по Московской думе Натальи Метлиной. Та с возмущением рассказала, что пенсионерам надо просить о помощи не государство, а своих детей, а уж московским пенсионерам с 20 тысячами жаловаться вообще нечего.
Хорошо известно, что только последний дурак будет сидеть у реки и не сможет напиться. Наших депутатов можно называть разными словами, но простаков среди 450 парламентариев нет.
Ну, а как же быть с функцией государства, которое должно ограничивать несправедливое распределение?
На этот раз проблема еще глубже, чем повышение зарплат и пенсий депутатам всех уровней, как обидно это не было для 40 миллионов российских пенсионеров.
Шельмование на выборах, недопущение неугодных депутатов, борьба со строптивыми, настаивающими на своем праве быть избранными – эти грубые методы, вызывающие недовольство у населения, могут остаться в прошлом, если сейчас пройдет закон Клишаса-Крашенникова.
Когда депутат избирается в Госдуму, по закону, он не может заниматься бизнесом. Работа в Думе может совмещаться только с преподавательской или консультативной деятельностью. Теперь это правило хотят распространить и на муниципальных депутатов.
Помимо затрат из бюджета, возникнет еще и проблема того, кто пойдет в депутаты. Например, в Москве сейчас около полутора тысяч муниципальных депутатов. Из них зарплату получает каждый десятый. Остальные работают бесплатно. Максимум, на что они могут рассчитывать – 1200 рублей на возмещение мобильной связи. Поэтому в депутаты шли бизнесмены, люди с собственным доходом и с желанием изменить жизнь не только для себя, но и для других. По новому предложению, если бизнесмены захотят во власть, неважно, на каком уровне, им придется все отдать.
— В любом случае вольницу пресекают. Депутаты попадают в госсистему, получают зарплату, порядок и регламент их работы определяют вышестоящие органы. Представители вышестоящих органов участвуют в их работе, например, при назначении министров в заксобрании, при утверждении глав муниципалитетов… Косичка получается, переплетение исполнительной власти. Не законодательная власть, а не пойми какая. Теперь называется публичная.
В прошлое уйдут «муниципальные зонтики», шумные собрания и независимость. А народ опять скажет – они там во власти все одинаковые, себе гребут и воруют, и зарплаты у них большие, и пенсии высокие.
Депутат Елена Шувалова сетует на то, что такие решения проходят у нас в стране по-тихому:
Власть научилась гасить подобное недовольство. Если где-то, и правда, будет возмущение, опять объявят об очередной разовой выплате. Чем не способ решить проблему, благо, что после принятия поправок к Конституции и выборов в Госдуму опыт наработан. И последний бастион народной демократии падет за какие-то 10 тысяч рублей.
Работа госслужащего: ожидание и реальность
Опыт читателей Т—Ж
Все чиновники берут взятки, целыми днями ничего не делают, живут за счет народа, а работа у них бессмысленная.
Трудоустройство
Рабочий день
Доходы
Бонусы
Отношение к работе
Трудоустройство
Ожидание: на госслужбу берут только по знакомству.
Реальность: после университета работал юрисконсультом в коммерческих предприятиях. Чтобы получить стабильный доход и оформить ипотеку, решил поступить на госслужбу в региональное министерство. Участвовал в конкурсе и прошел собеседование, причем обошлось без блата: у меня не было родственников или знакомых в госорганах.
Начинал на должности главного специалиста в Министерстве транспорта. Спустя несколько лет занял позицию руководителя отдела. Затем перешел в другое ведомство, а позже по своим личным связям — в местный законодательный орган.
Ожидание: чтобы устроиться на работу, нужно собрать кучу документов.
Реальность: хотел попробовать себя на госслужбе и уже полгода работаю в ФНС специалистом первого разряда. Устроиться было нетрудно: требовалось лишь пройти медосмотр и предоставить справку о доходах и расходах.
Работаю в отделе урегулирования задолженности. Отвечаю на обращения граждан, поступающие через интернет, по почте или телефону. Еще отправляю в суды заявления о взыскании задолженности со злостных неплательщиков, получаю судебные приказы и сотрудничаю с приставами в процессе взыскания.
Ожидание: проще устроиться в коммерческую компанию.
Реальность: получил высшее юридическое образование и сразу после вуза пошел на госслужбу — но только потому, что нужны были деньги на оплату магистратуры. Казалось, что попасть сюда проще, чем в коммерцию, и это оказалось действительно так: во многих структурах недобор кадров, высокая текучка и довольно низкие требования к соискателям.
Устроился ведущим специалистом-экспертом отдела лицензионного контроля государственной жилищной инспекции (ГЖИ) администрации области. ГЖИ рассматривает обращения граждан по поводу ЖКХ, жалобы на действия управляющих компаний или органов власти. Например, если плохо моют подъезд, не ремонтируют трубы в подвале, два года не работает лифт, отключили воду на трое суток и т. д.
Ожидание: стажироваться в государственных ведомствах бессмысленно, а карьеру там построить очень трудно.
Реальность: с детства видел себя либо финансистом, либо чиновником. С финансами не вышло, хотя я окончил престижный столичный вуз по этому направлению, а вот с госслужбой, наоборот, сложилось — уже восемь лет назад.
Чтобы студенту МГУ, ВШЭ, Финансового университета, МГИМО, МГЮА или РАНХиГС устроиться на госслужбу, можно пойти на неоплачиваемую стажировку или преддипломную практику — либо по распределению от кафедры, либо на карьерном мероприятии, либо по рекомендации от преподавателя. Инициативным стажерам всегда рады, а за месяц стажировки уже все будет очевидно. Однако я в карьере зашел несколько дальше: работаю в Торговом представительстве РФ за рубежом. Трудоустройство в загранку — процесс долгий и сложный.
А уже за границей люди либо понимают, что все это не для них, и требуют обратный билет, либо натурально едут кукушкой из-за жизни под слежкой нескольких спецслужб — это не кино про Джеймса Бонда, в загранке за вами правда будут следить, либо наращивают символическую броню, шипы, самообладание и титановую печень. Такие в основном и остаются.
Но риск для психологического здоровья есть всегда.
Многие считают, что в дипломаты попадают исключительно лица, имеющие родственные связи с уже действующими сановниками. Зря. Организуйте свою карьеру правильно — и все будет. Особенно если вы молодой человек с талантом к языкам, отмороженностью в рамках разумного и, главное, любовью к своему отечеству.
Рабочий день
Ожидание: чиновники целыми днями только и делают, что пьют чай.
Реальность: в деревне туговато с трудоустройством, поэтому раньше я работала на любых подвернувшихся работах и могла делать что угодно. Глава администрации муниципального образования это заметил и пригласил меня на собеседование. В итоге я уже семнадцатый год работаю с министерствами, департаментами, улусными — то есть районными — управлениями, а также с населением — помогаю оформлять документы.
Начинаю в 09:00. Проверяю почту, регистрирую и сортирую для передачи другим сотрудникам вопросы по их компетенции. Параллельно принимаю людей: оформляю пособия, пенсии, делаю справки, документы по материальной помощи и так далее. Решаю юридические вопросы по безнадзорным собакам, отвечаю на запросы опеки и других организаций. Нахожу и вручаю повестки военкомата, заполняю официальный сайт администрации, отвечаю на письма из прокуратуры, оформляю нотариальные доверенности, делаю запросы в систему межведомственного электронного взаимодействия — СМЭВ, оформляю запись актов госрегистрации о рождении, смерти, браке и т. д. И дальше по кругу: отчеты, журналы, уведомления, гранты, заявки и многое другое. После работы проверяю неблагополучные семьи и ведение сварочных работ в спортзале. В субботу, мой выходной, готовлю ужин для Декады пожилого человека.
Ожидание: госслужащие уходят домой, как только заканчивается официальный рабочий день.
Реальность: в 2006 году пошла на госслужбу, потому что считала ее стабильной. Работаю в федеральном министерстве, начинала с главного специалиста-эксперта, сейчас — ведущий советник в департаменте. Обрабатываю обращения граждан, переписываюсь с госорганами. Готовлю материалы к проектам законов, указов, постановлений правительства: мониторю ситуацию по субъектам России, собираю информацию, обобщаю, анализирую, собираю статистические данные. Сама постановления пока не писала, но готовила нормативные приказы министерства. Если косячу, начальник отдела или заместитель директора заставляют переделывать. От качества моей работы зависит качество документа.
Официально рабочий день стандартный, на деле — ненормированный: работы очень много и раньше 19:00 не уходим, в пятницу — на час раньше. Несколько раз в месяц приходится оставаться и до 20:00—21:00.
Ожидание: в госучреждениях никогда не пропускают обеденный перерыв.
Реальность: мой муж работает водителем у «слуг народа» в разных структурах. Условия, нагрузка и зарплата везде различаются. Обычно работа начинается в 08:00 и должна заканчиваться в 17:00. Но каждый день случаются форс-мажоры, поэтому супруг перерабатывает по 2—3 часа ежедневно. А из-за срочности проведения тех или иных мероприятий у него регулярно не бывает обеденного перерыва: сотни раз муж возвращался домой злой и голодный, с нетронутым контейнером с обедом, потому что ему не дали времени перекусить. И даже дополнительная неделя отпуска, которую ему дают вместо доплаты за лишние часы, все эти переработки в течение года никак не перекрывает.
Ожидание: по выходным никто не работает.
Реальность: у меня высшее экономическое образование. После учебы семь лет работала в финансовой службе одного из крупнейших вузов региона. Потом бывшая коллега переманила меня в департамент образования краевой администрации. Прошла конкурс и за два года сменила должность замначальника на позицию начальника отдела экономики и бюджетного планирования образования. Потом ушла в декретный отпуск.
Наш отдел занимается финансированием всей системы образования Приморского края. Бюджет на образование — более 20 млрд рублей, включая зарплаты, материальное обеспечение, субсидии, социальные выплаты, стройки школ и детских садов. Есть несколько крупных блоков работы: бюджетное планирование, текущее операционное обслуживание — заявить деньги на получение из бюджета и оформить миллион бумажек, необходимых для поступления средств на счет конечного получателя, проверка учреждений на факт целевого использования средств и исполнения указов президента по зарплате. Работы хватает.
Рабочий день считается ненормированным. По факту это значит, что приходить нужно в 08:00, а то и раньше, и уходить после 19:00. Обедать не всегда успеваем, особенно если нужно заниматься отчетностью или вносить проект бюджета в плохо работающую программу. Из-за высоких требований и неконкурентной зарплаты вечно не хватает людей, а из-за этого могут без приказа объявить рабочим любой выходной день — мол, вы же понимаете, это НАДО сделать.
Чиновники перекладывают с места на место две бумажки и ничего не делают, берут взятки, и от денег у них трескается харя — от такого образа госслужащих реально бомбит. Если топы и випы федерального уровня — звезды шоу Навального, то при чем тут мы, рядовые винтики?
Доходы
Ожидание: в госучреждения устраиваются ради стабильной зарплаты.
Реальность: с 1994 года работаю в государственном бюджетном учреждении ветеринарии. Провожу ветеринарную экспертизу мяса, оформляю документы, удостоверяющие безопасность продукции. Работаю с 06:00 до 18:00. Авралы сейчас бывают редко, за работу в выходные и праздники не доплачивают.
Раньше по молодости гордилась, что работаю на государство. Сейчас нет — стыдно. Мой оклад — ПЯТЬ ТЫСЯЧ ВОСЕМЬСОТ РУБЛЕЙ. Своего жилья нет, и будет ли пенсия с моим заработком — неизвестно.
Ожидание: и все-таки чиновники хорошо зарабатывают.
Ожидание: зато у госслужащих белая зарплата.
Департамент страдает от нехватки кадров, и зарплаты не компенсируют объем работы, нервов и ответственности. При этом каждое твое действие моментально обрастает бумажками — надо оформить кучу заявок онлайн, а потом их еще распечатать и подписать. Хотя я понимаю важность своей ежедневной работы: учителя вовремя получают зарплату, функционируют колледжи и школы, потому что мы сделали все вовремя и деньги нигде не застряли в пути.
Ожидание: еще они получают хорошие отпускные.
Моей зарплаты хватает только на оплату коммуналки, сада и школы. Одеваюсь за счет родителей, кормит муж. Ни о каких кафешках и отдыхе у моря даже речи не идет.
Ожидание: пенсия у чиновников тоже неплохая.
Реальность: могу сказать, что 90% работы регионального правительства — функционирование самого госаппарата. Нынешние госслужащие, как и во времена Пушкина, просто протирают штаны — только теперь не скрипя гусиным пером, а стуча по клавиатуре компьютера. Министры могут заседать до полуночи, местная администрация должна исправно слать бумажки в Москву.
А простой чиновный люд ради этого зашивается.
Приходить на работу в субботу — правило, а не исключение. Поток бумаг нескончаем, и потому рабочий график у нас обычно ненормированный, что сильно угнетает свободолюбивую натуру.
Хотя однажды в нашем ведомстве было очередное совещание, которое на реальной жизни никак не отражается, я был ответственным за явку СМИ — в первую очередь местного телевидения. Но в этот день было другое мероприятие с участием губернатора, и телевизионщики ушли туда. После совещания руководитель устроил истерику, мне снизили премию. А взнос по ипотеке никто не снижает.
Ожидание: и, конечно, все берут взятки.
Реальность: у госслужащих нет абсолютно никаких благ. Одни запреты: мы за свой счет ездим в райцентр, чтобы сдавать отчеты, заявления населения на матпомощь и пособия. Это новый глава еще не требует покупать канцтовары за свой счет — пока только грозится.
Все считают нас слугами — и люди, и главы, которые меняются каждые пять лет. Но далеко не все чиновники — коррупционеры и купаются в деньгах.
Бонусы
Ожидание: все чиновники пользуются служебным положением в своих целях.
Реальность: у меня высшее экономическое образование. Хотел приобрести опыт по специальности и в 2003 году устроился в казначейство. Приняли довольно легко, проработал специалистом в отделе платежей и ревизионной работы четыре месяца. Проверял целевое использование средств бюджетными учреждениями, в основном учебными заведениями.
Не сработался с исполняющим обязанности руководителя отделения: постоянно были необоснованные придирки по работе. Осознал весь фарс проверки платежных поручений: вначале оставлял много замечаний, просил исправить, но мне намекнули, что этого делать не стоит.
Чиновники не отличаются от «обычных» людей: есть честные, а есть и те, кто пользуется служебным положением.
Мне рассказывали, что некоторые выписывают себе командировку на проверку — летят с Дальнего Востока на юга и, насколько мне известно, на самом деле даже ничего не проверяют. Лично меня госслужба ничем не привлекает — не мое.
Ожидание: госслужащим дают служебную квартиру и машину.
Мои основные задачи — защищать и продвигать интересы отечественных компаний, а также готовить аналитику по ситуации в стране пребывания. Кроме того, я организую визиты и делегации в страну, где работаю. На словах звучит как полная ерунда, однако сие есть один из главных экшенов, поскольку именно в это время заключаются крупнейшие внешнеторговые сделки, и для контрагентов все должно пройти идеально, строго по протоколу.
В обычном режиме успеваю принять душ и позавтракать, пообедать могу дома, в кафе или заказать доставку. В случае аврала мгновенно ополаскиваюсь в душе, сажусь в машину и даю по газам. После, дай бог, часам к четырем утра приезжаю. На следующий день повторить. Бывает, работаю без выходных.
Ожидание: у чиновников много недвижимости.
Больше нам ничего не полагается. Нуждающимся госслужащим дают субсидию на жилье, но ее не хватит даже на однушку, а условия в постановлении жесткие — учитываются имеющиеся квадратные метры, прописка, стаж работы.
Мои перспективы — дослужиться до директора или его заместителя, а затем идти в коммерцию за деньгами. Потому что федералам ждать пенсии смысла нет: даже у замдиректора департамента пенсия по старости больше, чем за выслугу в 30 лет.
Чиновники — не те люди, о которых с сарказмом пишет пресса. Это рабочие лошадки.
Загруженные работой, которую понимают и за которую отвечают, получая вовсе не те деньги, о которых обычно ходят слухи. Госслужащие не имеют никаких благ и привилегий, а, наоборот, ограничены в правах. Это обыкновенная работа, только более ответственная.
Отношение к работе
Ожидание: чиновники плохо делают свою работу.
Реальность: на госслужбе проработал шесть лет — системным администратором в Госстандарте России, теперь он называется Росстандарт. Устроился без проблем во время кризиса 2008 года. Чинил компьютеры и все, что с ними связано: принтеры, камеры, провода и прочее.
График был ненапряжный, ставка ниже рынка, но с надбавкой за секретность. Задержка зарплаты даже на день рассматривалась как госизмена, народ бузил, и поэтому платили стабильно. В декабре выплачивали премии, с ними общий доход был плюс-минус в рынке. А полностью белая зарплата позволяла легко получить любой кредит.
Мне нравился коллектив: у каждого было минимум одно высшее образование, каждый второй был академиком. Но ужасно раздражали горы бюрократии. Любая закупка осуществлялась через тендер. Все делалось на отвали. Уйдя с работы в Госстандарте, могу сказать, что любая госслужба — площадка для личного обогащения, почти все чиновники берут взятки. Науку двигают единицы и фанаты.
Ожидание: в госучреждениях напряженная рабочая атмосфера.
Реальность: в таких ведомствах, как наше, взяток нет, так как брать их не за что. Мы общаемся только с администрацией и судами через ведомственный документооборот. Работать тяжело морально. В столичных ведомствах все считают себя начальниками, а нас дураками и не понимают, что в регионах сотрудников мало и тот объем бумажной работы, который они на нас валят, сделать в установленные сроки невозможно. Поэтому наличие официальных выходных вовсе не значит, что мы можем отдыхать с семьей: часто надо писать запросы, делать отчеты и все остальное, что не успели за рабочую неделю. Давно бы ушла с этой работы, если было бы куда.
Ожидание: госслужащие невнимательны к людям и их проблемам.
Реальность: обычно я помогаю людям разобраться в ситуации, объясняю, откуда взялись те или иные начисления и что делать дальше. Но однажды женщина кричала в трубку, что засудит меня за то, что я направил ей уведомление о начале судебного разбирательства по ее задолженности. Проблема в том, что это стандартная процедура, процесс рассылки автоматизирован, а данные в базе были неактуальны: у женщины висела задолженность, которую она уже оплатила. В дальнейшем заявление в суд не пошло бы, но от испуга она вылила весь негатив на меня. Иногда граждане пишут обращения, обвиняя в том, что мы «жируем на их деньги».
Хотя моя зарплата ниже средней.
Существует стереотип, что госслужащим наплевать на проблемы граждан и они работают на отвали. Это не так: мы действительно стараемся разобраться и быстро решить проблему. Мы такие же налогоплательщики и стараемся войти в положение каждого.
Ожидание: чиновники не вникают в проблемы, а только сочиняют отписки.
Реальность: на каждое обращение жильцов по поводу работы ЖКХ или жалобу на УК нужно было подготовить ответ, согласованный с начальством. Перед этим надо было проверить изложенные там факты. Например, если жилец жалуется на воду в подвале, провести проверку: составить приказ, подписать его у начальника, направить копию в УК, приехать на место, может быть, вообще в другом городе или глухом селе, в указанное время встретиться с заявителем и представителем УК и своими глазами все увидеть. После этого написать ответ на обращение и, если доводы подтвердились, вынести предписание или составить протокол об административном правонарушении. Потом все эти документы надо ручками внести в две информационные системы и сдать в архив. И так с каждым обращением — а в работе их обычно не меньше 20. Все осложнялось еще и тем, что на старом рабочем компьютере даже браузер лагал.
У каждой бумаги свой срок исполнения, иначе прокурор штрафует во время проверки. За рабочий день физически не успевал все сделать, нередко приходилось задерживаться или работать в выходные.
Иногда я действительно помогал людям, но в большинстве случаев это было невозможно и приходилось сочинять отписки. Количество бесполезной работы просто колоссальное, да и ползать по чердакам и затопленным подвалам — удовольствие на любителя. Но самым сложным оказалось всегда быть крайним. Часто на тебя жалуются: либо жилец, которому ты не помог, потому что он хотел того, чего ему по закону никто не должен, либо УК, к которой ты якобы предвзято относишься, либо вообще начальник.
В общем, проработал в ГЖИ около полугода и уволился после очередной жалобы на меня: на этот раз жилец был недоволен тем, что я не заставил УК установить дополнительные урны — необходимые по нормативам стояли — и инструкцию по пользованию доводчиком. Never again.
Сначала какой-нибудь Иван Иванов из Иванова честно упахивается за идею, потом ему это надоедает и он или увольняется, или переходит на Тёмную сторону.
Хочу сказать тем, кто работает на совесть: «Большое вам спасибо!»
Андрей, Это про меня, упахивался за идею ФНС, а после вытер об неё свои ноги и об региональный бюджет)))
Наталья,в суде проекты пишет помощник. 3 раза делать ошибки-это зашквар. чаще всего там работают студенты ибо зп от 9 до 15 000 даже в москве и они не парятся особо.
пескова, позволю себе не согласиться с вышесказанным. Возможно, когда-то действительно так и было. Однако сейчас при приеме на работу в суд уже давно действует жестких ценз по образованию. Никто не возьмет на работу в суд даже в канцелярию, а уже тем более на должность помощника судьи студента хотя бы потому что, во-первых, для поступления на работу в суд требуется оконченное высшее юридическое образование и, во-вторых, практика показывает, что вчерашнего студента возьмут максимум на должность секретаря с/з или в канцелярию. И только после нескольких лет беспросветной работы по выходным и праздникам могут назначить помощником судьи. Да, и в некоторых судах помощники пишут полноценные решения, а не просто проекты. В Москве помощником стать проще, поскольку на такие объемы работы мало кто идет.
Да и вообще, по большей части описки происходят не из-за глупости или невнимательности сотрудника (хотя, конечно, всякое бывает), а из-за нереальных объемов работы. Простым гражданам, к сожалению, не всегда просто понять, что кроме решений и прочих документов по их делам, в суде есть еще очень много других дел, которые тоже нужно отписывать в срок.
Марина, на секретаря и завканца берут и студентов, а вот на помощника только с закончены в/ о и стажем
Марина, если вы работаете в суде в регионе, то я ваш ревизорро)). Я работаю в отделе проверок судов судебного департамента. Да, я согласна, что сдать н судью можно и самому. У меня 3 подружек сдали и назначились. Правда все они переходили в мосгор суд последние годы перед назначением
Марина, я сама работала в Москве в перово 4 года и секретарём и завканцем и помощником. Зп секретаря 12000 в Москве. Родственники крутили у виска и говорили мне, что я дура. Потом я сдала экзамен и перешла в суд деп при Вс РФ. Зп не особо выше (25). Сейчас в декрете и думаю куда мне дальше иди и в каком направлении двигаться
Отличная идея! Чтобы разобраться, берут ли чиновники взятки, надо просто спросить самих чиновников:
— Дмитрий Анатольевич, вы берете взятки?
— Да что вы! Никогда в жизни!
Кстати, на Т—Ж ведь был дневник госслужащей в сфере образования с доходом
350к/мес.
https://journal.tinkoff.ru/diary-gossluzhschaya-moscow/
Но, видимо, для развенчания мифов о чиновниках она подходит чуточку хуже.
Alexander, так в том и соль, что госслужащие бывают очень разные! Сравните на своей работе начальство с уборщицей. Смешно? Ну а к госслужащим почему-то применяют одну гребенку, мол все дармоеды и взяточники. Но 300 тысяч вполне может получать замминистра образования в Москве (в регионах около 120-150 в зависимости от выслуги, чинов и всякого такого). В статье же собраны рядовые винтики с окладами в 5-10 тысяч рублей (да, это законно). И охотно верю, что у обычных сотрудников зарплата в границах 30-60 тысяч, что совершенно не соответствует объемам бессмысленной и беспощадной работы, из которой 90% просто бюрократия.
Екатерина, «охотно верю, что у обычных сотрудников зарплата в границах 30-60 тысяч». А 12000 в месяц не хотите? Я в 2020 работала в госучреждении и не знаю из коллег ни одного человека, который зарабатывала бы больше 20к.
Alexander, кто даст взятку и, главное, разрешит взять взятку обычному мелкому чиновнику? А именно они здесь про себя и рассказали.
Не две, а миллион бюрократических бумажек и никто не пытается сделать что-либо, чтобы избежать этого миллиона бумажек, по сути, все вопросы можно и без бумажек решать, на компуктере, но как же, мы же в госслужбе, никто не умеет пользоваться компуктером и знать не знает про электронные подписи и документооборот.
Лично у меня госслужба ассоциируется с кучей бюрократии и непонятных растянутых действий, чтобы добиться целей, которых можно добиться и без стольких перекладываний, подписаний бумаженций. К сожалению, по работе очень часто приходится общаться по почте и телефону с теми, кто занимается закупками для образовательных учреждений. Что я вижу? Повсеместное неумение общаться по электронной почте, полнейшее незнание деловой переписки. Очень неграмотные бухгалтеры, одни не знают, что такое УПД, другие не знают, как оформлять документы правильно, третьи просто-напросто хамят. Уже не один человек мне в трубку ныл, что им придется все платить из своего кармана, если мы не переделаем какую-нибудь бумажку, сделанную по стандартной форме, на форму, выдуманную их бухгалтерией.
В начале статьи читала, девушка пишет, что из Москвы к ним очень много требований. Я же сталкивалась с картиной наоборот, чем чинуша-главная бухгалтерша сидит дальше от Москвы, тем она пытается громче заявить о том, что она тут королевишна, а мы московские зажравшиеся людишки все тупые и все делаем неправильно. (Привет Ростовской бухгалтерии образовательного отдела, которая доказывала матом, что мы тут все говно).