Министр просвещения это что
«Просто стыдно за его действия». Матвиенко будет жаловаться на министра просвещения
Совфед отклонил закон о школьных онлайн-платформах из-за «чехарды» и «технической ошибки»
«Взяли и вычеркнули два слова»
Госдума 9 декабря в третьем и окончательном чтении приняла законопроект об использовании в школах только верифицированных государством онлайн-ресурсов и электронных учебников. Однако, как пояснила ранее Матвиенко, когда законопроект проходил второе чтение в Думе, его текст по ошибке изменили.
«Идет закон. Приняли в первом чтении, во втором. Во втором чтении взяли и вычеркнули два слова, что концептуально поменяло закон. Сейчас все говорят, что она [ошибка] техническая, можно по-разному назвать, но она меняет суть закона, который внесен», — указала спикер 10 декабря на ежегодном совещании со статс-секретарями — заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Матвиенко пояснила, что в таком виде Совет Федерации не может принять законопроект. Его вернут Думе для исправления, после чего сенаторы снова обсудят документ.
Профильный комитет Совфеда в своем заключении указал, что техническая ошибка в тексте закона создает «внутреннее противоречие», из-за нее документ можно неправильно трактовать.
Как пояснила ТАСС глава комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, которая является одним из авторов законопроекта, из-за прокравшейся в документ ошибки возникла «чехарда».
«Когда все это перепечатывалось, допечатывалось, получилась техническая ошибка — в двух местах слово «исключительно» убрали и получилось двойное трактование. Теперь кто-то считает, что нужно вообще запретить дистанционные технологии. Или наоборот — только с их использованием. Получилась чехарда, которая противоречит изначальному замыслу», — указала сенатор.
«Под столом начинается мышиная возня»
По мнению спикера, в том, что Совфед получил законопроект с ошибками, виноват статс-секретарь — замминистра просвещения РФ Андрей Корнеев. Матвиенко пояснила, что при внесении поправок Корнеев должен был их проработать с Советом Федерации. «В том числе в этом смысл работы статс-секретарей», — напомнила спикер.
Матвиенко добавила, что подобные ошибки не красят Минпросвещения. «Мы не можем согласиться с тем, что сделало Минпросвещения. Так не делается. Это знаете, когда под столом начинается мышиная возня, она все равно вылезает рано или поздно, это не к лицу министерству таким стилем пользоваться», — упрекнула она.
В среду на пленарном заседании Матвиенко сообщила, что министр просвещения был в курсе произошедшего. Но, вместо того, чтобы постараться быстрее исправить ситуацию, он якобы попытался «протолкнуть» закон через Совет Федерации в исходном виде.
«Я не могу удержаться, чтобы не сказать о том, что очень странную позицию занял министр просвещения. Понимая, что допущена ошибка вместо того чтобы занять конструктивную позицию, вместе поработать и исправить, он включил все свои рычаги — ну, правда, рычаги слабые, — чтобы надавить на Совет Федерации, чтобы мы приняли закон с ошибкой. Усилия, которые предпринимал министр, — ну мне просто стыдно за его действия», — отметила Матвиено.
По ее мнению, «это вообще ненормальный стиль для руководителя такого уровня». «Я проинформирую правительство о том, что так действовать недопустимо», — пообещала спикер.
Матвиенко подчеркнула, что никакие «силы» не могут заставить Совет Федерации пойти против закона.
Суть отклоненного законопроекта
Изначально в законопроекте, который стал камнем преткновения между Совфедом и Минпросвещения, вообще не шла речь о том, чтобы запретить школам и колледжам использовать любые дистанционные платформы на их усмотрение. В первой версии закон только наделял региональные власти возможностью за счет государства помогать ученикам 10-11 классов получить профессию в колледже.
Однако ко второму чтению в законопроект внесли несколько поправок (тогда же в документ и вкрались «технические ошибки»). Поправки были подготовлены для исполнения поручения президента, их внесли депутаты от «Единой России», включая председателя комитета Думы по информационным технологиям Александра Хинштейна, и один депутат от фракции »Справедливая Россия — За правду» Яна Лантранова.
Согласно этим поправкам, российские школы и колледжи (речь идет о начальном, основном, среднем и среднем профессиональном образовании) во время дистанционного обучения должны использовать только онлайн-платформы, одобренные Минпросвещения. Это значит, что учителей, например, могут заставить отказаться от проведения лекций через Zoom или Skype. На данный момент единственный сервис видеоконференций, который одобрило Минпросвещения – это «Сферум», совместная разработка «Ростелекома» и социальной сети «ВКонтакте». Сейчас рейтинг «Сферума» в Appstore составляет всего 1,5 баллов из пяти, приложение собрало большое количество негативных отзывов.
В поправках также появилось требование, что при обучении по программам начального, основного общего и среднего общего образования ученики могут использовать только те электронные образовательные ресурсы, в том числе электронные учебники, которые одобрило Минпросвещения. Специалисты министерства будут проводить экспертизу материалов этих учебников.
По словам Хинштейна, это «нормальная практика», ведь если говорить о печатных учебниках, то в образовательных учреждениях также могут использоваться только сертифицированные государством издания.
Новый министр просвещения: кто он и чего от него ждут
Амбициозные цели, включенные в национальную стратегию развития страны, требуют разработки принципиально новых подходов, которые станут основой реализации ранее задуманного. В этом ключе последние несколько лет работали многие министерства, в том числе Министерство образования, которое не так давно разделили на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования.
Значимый вклад в совершенствование российской образовательной системы внесла министр Ольга Васильева, которая возглавляла соответствующее ведомство на протяжении четырех лет (с 2016 по 2018 год Министерство образования, с 2018 по 2020 Министерство просвещения). Однако после достижения определенных результатов стало очевидно, что дальнейшее развитие сферы образования потребует свежих идей и иного видения, а значит и нового руководителя. Поэтому, для продвижения образовательных реформ и начала следующего этапа повышения качества обучения в школе, в конце января 2020 года Россия получила нового министра просвещения, которым стал Сергей Кравцов.
Что известно о новом министре просвещения: знания, опыт, методы
Новый глава Министерства просвещения, Сергей Кравцов, пришел на этот пост с должности главы Рособрнадзора, которую он занимал с 2013 года. Однако свой карьерный путь в сфере образования господин Кравцов начал задолго до этого.
У нового министра два высших образования. Сразу после получения первого диплома по специальности «Учитель математики и информатики» он работал в РАО, где защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика проведения занятий с отстающими учащимися по математике с использованием технологии мультимедиа».
Вторым этапом его карьерного роста стало окончание в 2000 году МГИМО по специальности «Государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка» и переход на работу в Министерство образования в 2002 году. Вскоре после этого он занял должность помощника руководителя Рособрнадзора. В этот же период Сергей Кравцов защитил докторскую диссертацию на тему «Теория и практика организации профильного обучения в школах РФ».
Немалый вклад новый министр просвещения внес в разработку процедуры проведения ЕГЭ, занимая должность директора «Федерального центра тестирования». В период с 2009 по 2013 годы поочередно возглавлял РАО, Департамент регионального развития Минобрнауки, Департамент управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки РФ, был ректором Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
На посту главы Рособрнадзора и по совместительству заместителя министра образования Сергей Кравцов уделял особое внимание структуре ЕГЭ. До его назначения целесообразность экзамена вызывала много сомнений, что было обусловлено высоким уровнем коррупции и огромным количеством различных махинаций. За два года работы он усилил систему безопасности, внедрив технологические решения (установка камер видеонаблюдения, металлоискателей), и восстановил жесткий контроль за исполнением федеральных норм в регионах. Таким образом, благодаря в том числе и его усилиям удалось добиться прозрачности проведения ЕГЭ и вернуть доверие общества к процедуре оценки знаний школьников.
В разные периоды своей деятельности главой Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов предпринимал меры и предлагал идеи, направленные на совершенствование качества образования. Например:
Новый министр: будут ли перемены к лучшему?
С приходом нового министра просвещения мнение общественности относительно его компетенций и способности решить существующие острые вопросы в системе среднего образования разошлось. Как глава Рособрнадзора, Кравцов смог внести ряд положительных изменений в образовательной сфере, но сможет ли он динамично развивать ее, как министр?
Богатый опыт работы в Рособрнадзоре и знание системы изнутри, а также информированность о результатах образовательных срезов и хорошие навыки управленца, скорее всего, помогут господину Кравцову выявить наиболее острые углы и сформировать стратегию достижения национальных целей. При этом нельзя забывать, что перед ним сейчас стоит вопрос выполнения двух приоритетных задач – реализация нацпроекта «Образование» и поднятие рейтинга российской образовательной системы: до 2024 года отечественная система образования должна войти в ТОП-10 лучших систем в мире. Таким образом, у министра не так уж и много времени на то, чтобы «освоиться» на новой должности, если он не хочет потерять доверия общества и государства.
С другой стороны, несмотря на то, что Кравцов – учитель по образованию, он никогда не работал в школе и вряд ли знаком со всеми тонкостями и сложностями школьной жизни. Поэтому, чтобы курс на достижение поставленных задач был выбран правильно, ему стоит внимательнее прислушаться к опытным людям, хотя, чего уж тут скрывать, такие редко встречаются среди наших чиновников.
По мнению председателя Общества по защите прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, особых перемен в образовательной политике ожидать не стоит. Он считает, что в этом направлении большое влияние оказывает команда Фурсенко, поэтому новый министр не будет продвигать своих идей, а поддержит реформы, которые формировались при экс-министре Васильевой.
Вероятнее всего, Кравцов перенесет в министерство систему национального исследования качества образования и так называемую «PISA для школ», а также будет стимулировать повышение квалификации учителей. Также эксперты предполагают, что продвижение столь близкой для Васильевой тематики религии и патриотизма закончится. Хотя новый министр не станет менять ничего в этом направлении, дальнейшего развития эта тема не получит.
Одной из актуальных проблем в системе образования сейчас является разрозненность между Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования. По мнению специалистов, налаживание эффективного взаимодействия этих структур станет большим продвижением в развитии всей образовательной системы России. Ожидается, что сложностей в этом вопросе не возникнет, так как новым главой Министерства науки и высшего образования стал Валерий Фальков, с которым Кравцов хорошо знаком, а потому они без проблем смогут выстроить плодотворное сотрудничество.
На данном этапе невозможно точно предвидеть дальнейшее будущее Министерства просвещения и всей образовательной сферы в целом, но, как бы там ни было, задачи поставлены, а результаты не заставят себя долго ждать.
Планы на будущее
С момента назначения Сергея Кравцова главой Министерства просвещения не прошло еще и месяца, однако он уже успел обозначить свои планы на будущее. Итак, среди первоочередных задач новый министр в том числе выделил:
Почему Валентина Матвиенко раскритиковала министра просвещения
На заседании 15 декабря Совет Федерации отклонил принятые Госдумой поправки к закону «Об образовании», обязывающие школы и колледжи организовывать онлайн-обучение только с использованием верифицированных государственных платформ. В законе, который поступил с Охотного Ряда в Совет Федерации, как пояснила «Ведомостям» председатель комитета верхней палаты по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, была обнаружена «техническая ошибка», которая могла исказить смысл закона. Чтобы доработать закон и скорректировать формулировку, создали согласительную комиссию, сказала Гумерова: «Это обязательная и нормальная процедура, когда закон возвращается в Госдуму».
Закон предполагает использование в образовательных организациях только верифицированных государством онлайн-ресурсов и электронных учебно-методических материалов, отмечает юрист Людмила Макарова. Действующая редакция ч. 3 ст. 16 «Об образовании» устанавливает ограничения по подготовке по некоторым профессиям и специальностям с применением исключительно электронного обучения, поясняет она: «То есть в настоящее время обучиться профессии повара или фармацевта невозможно дистанционно, а закон в случае принятия откроет эти возможности».
Поправки к закону «Об образовании», которые в итоге были возвращены на доработку, содержали «техническую ошибку», которая исключала эти ограничения и делала возможным обучение любой профессии дистанционно, говорит Макарова. Эта ошибка могла разрушить всю юридическую конструкцию, пояснила «Ведомостям» Гумерова.
Меркель, Байден или Путин: кто станет политиком года?
За принятие закона с «технической ошибкой», по утверждению сенаторов, выступил министр просвещения Сергей Кравцов. «Он надавил все свои рычаги, правда рычаги слабые, чтобы мы приняли закон», – сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании палаты. Это «ненормальный стиль для руководителя такого уровня», добавила она, пообещав проинформировать правительство о том, что «так действовать недопустимо». Представители правительства и Минпросвещения не ответили на запрос «Ведомостей» об обращении Матвиенко – обосновано ли оно и будут ли на основе этого сделаны какие-либо выводы.
Нижняя палата парламента солидарна с Матвиенко в том, что закон нужно было доработать с соблюдением всех необходимых рабочих процедур, сказал собеседник «Ведомостей» в Госдуме. «Техническую ошибку», отметил он, допустил аппарат комитета нижней палаты, но это не значит, что министр может давить на Совет Федерации для ускоренного принятия закона. Депутат Вячеслав Никонов, который был соавтором законопроекта со стороны Госдумы, не ответил на звонок «Ведомостей». Еще один соавтор – Любовь Духанина отказалась от комментариев.
Министр просвещения Российской Федерации
Кравцов Сергей Сергеевич
Осуществляется через Общественную приемную Правительства
Российской Федерации
Записаться на прием
Родился 17 марта 1974 года в городе Москве.
Образование:
– Московский государственный открытый педагогический университет, специальность «учитель математики и информатики»;
– Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, специальность «государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка».
Учёная степень/учёное звание:
Доктор педагогических наук, доцент.
Трудовая деятельность:
– учитель математики в школе № 176 города Москвы;
– аспирант Института информатизации образования, научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией Института управления образованием Российской академии образования;
– помощник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
– директор Федерального центра тестирования;
– директор Института управления образованием Российской академии образования;
– заместитель директора, директор Департамента регионального развития, директор Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки Российской Федерации;
– руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
– Министр просвещения Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 39).
Министерство просвещения Российской Федерации
Кравцов Сергей Сергеевич
Министр просвещения Российской Федерации
Зенькович Павел Станиславович
Первый заместитель Министра просвещения РФдерации
Басюк Виктор Стефанович
Заместитель Министра просвещения РФ
Глушко Дмитрий Евгеньевич
Заместитель Министра просвещения РФ
Грибов Денис Евгеньевич
Заместитель Министра просвещения РФ
Николаев Андрей Викторович
Заместитель Министра просвещения РФ
18 марта 2020 года бывший министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова назначена директором департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения. Ведомство курирует среднее и дополнительное профессиональное образование, занимается проектом ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее», организацией и проведением чемпионата профессионального мастерства среди инвалидов и людей с ОВЗ и чемпионата Европы рабочих профессий EuroSkills.
16 марта 2020 года распоряжением председателя правительства Михаила Мишустина Ракова Марина Николаевна освобождена от должности заместителя министра просвещения РФ, в связи с переходом на работу в ПАО «Сбербанк». В должности вице-президента финансовой компании она возглавила дивизион «Цифровые образовательные платформы». На новом посту, Ракова будет курировать проекты, связанные с созданием школьной и вузовской платформ.
21 января 2020 года Указом президента России Владимира Путина министром просвещения РФ назначен Кравцов Сергей Сергеевич. На этом посту он сменил Ольгу Васильеву. Ранее, он занимал должность руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
10 января 2020 года Министерство просвещения РФ запустило единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования «Цифровая образовательная среда ДПО». Платформа позволит размещать информацию как для педагогических работников, так и для авторов и разработчиков программ ДПО, экспертов, преподавателей, администраций учреждений ДПО. Платформа содержит модули методической, организационной, нормативно-правовой и новостной информации, обеспечит навигацию в выборе программ, прошедших экспертизу, и информационную поддержку педагогических работников и организаций ДПО.
10 августа 2019 года российские школьники завоевали четыре золотых и одну серебряную медали на олимпиаде по астрономии и астрофизике в венгерском городе Кестхей. По итогам соревнований сборная России заняла первое командное место. В научном мероприятии приняли участие школьники из 47 стран мира.
8 августа 2019 года российские школьники завоевали четыре золотые медали 31-й олимпиады по информатике IOI-2019 в Баку. Победителями стали Ильдар Гайнуллин, Александр Морозов, Егор Лифарь и Владимир Романов. Согласно предварительным результатам завершающего второго тура из открытой таблицы, российская сборная заняла первое место по медальному зачету.
15 мая 2018 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования России разделено на два отдельных министерства Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.