Минпросвещения и минобразования в чем разница
Минпросвещения и минобразования в чем разница
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 сентября 2018 года N 09-07-05/66852
от 18 сентября 2018 года N 07-04-05/03-19938
[О преобразовании Министерства образования и науки Российской Федерации в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и упразднении Федерального агентства научных организаций]
В соответствии с Распоряжением 1055-р ликвидационная комиссия ФАНО обеспечивает исполнение ряда мероприятий, в том числе:
в трехмесячный срок инвентаризацию обязательств и имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за упраздняемым ФАНО, а также переданного ему по договорам безвозмездного пользования, определение совместно с Миннауки и высшего образования России и Росимуществом перечней имущества, передаваемого Миннауки и высшего образования России, и передачу обязательств упраздняемого ФАНО в Миннауки и высшего образования России в полном объеме;
представление в установленном порядке в Казначейство России (территориальные органы Казначейства России) документов в целях исключения ФАНО (территориальных органов ФАНО) из реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
представление до 31 декабря 2018 года в Казначейство России и Миннауки и высшего образования России ликвидационного баланса на дату завершения ликвидационных мероприятий в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением перечней передаваемого имущества и сводных актов приема-передачи обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах, свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц;
передачу Миннауки и высшего образования России бюджетных ассигнований, предусмотренных упраздняемому ФАНО в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на финансовое обеспечение его деятельности, скорректированных на сумму бюджетных ассигнований, согласованных с Минфином России в смете расходов на проведение ликвидационных мероприятий.
представить до 31 декабря 2018 года в Казначейство России, Миннауки и высшего образования России и Минпросвещения России разделительные балансы на дату завершения реорганизационных мероприятий в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах;
провести в трехмесячный срок инвентаризацию федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за преобразованным Минобрнауки России и обеспечить передачу соответствующих имущества и обязательств преобразованного Минобрнауки России в Миннауки и высшего образования России и Минпросвещения России и принять не переданные Миннауки России по состоянию на 1 декабря 2018 года обязательства и имущество.
При этом Миннауки и высшего образования России и Минпросвещения России необходимо заключить дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении из федерального бюджета соответствующим федеральным бюджетным и автономным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность и субсидии на иные цели, заключенным в 2018 году ФАНО и Минобрнауки России соответственно.
Дальнейшее исполнение соглашений и контрактов, заключенных до реорганизации, осуществляется с учетом следующих особенностей:
В случае отсутствия технической возможности направления Акта ф.05031728 посредством СУФД Федеральное казначейство считает возможным принимать от реорганизуемых ГРБС и ПБС Акты ф.05031728, соответствующие установленным требованиям на бумажном носителе.
При этом Акты ф.05031728 для передачи показателей, отраженных на лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытых реорганизуемым ГРБС в ТОФК, формируются в установленном порядке получателями бюджетных средств, принявшими соответствующие бюджетные полномочия.
Представление реорганизуемыми ГРБС и ПБС в ТОФК по месту обслуживания Заявлений на закрытие лицевых счетов (код формы по КФД 0531757) до окончания всех реорганизационных мероприятий не требуется.
Минобрнауки реорганизован в министерство просвещения и министерство высшего образования и науки
Опубликован Указ президента об упразднении министерства образования.
Согласно вышеуказанному документу с 15 мая 2018 года Минобрнауки разделено на 3 отдельных ведомства:
История делений и объединений Министерств образования в России?
Деление сферы образования СССР на несколько ведомств
Что касается деления ведомств на всесоюзном уровне, то сферу образования СССР курировали 3 отдельных ведомства:
Чем будет заниматься Министерство просвещения?
С 15 мая 2018 года новое Министерство просвещения будет реализовывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сферах:
По предварительной информации пост Министра просвещения займёт бывший министр образования Ольга Васильева.
Чем будет заниматься Министерство науки и высшего образования РФ?
Сюда передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
Что касается Рособрнадзора, то это ведомство будет подчинятся непосредственно Правительтству РФ. Об этом читайте предыдущую публикацию «Рособрнадзор больше не подчиняется Министерству образования»
Министерство просвещения через призму истории
До революции в царской России Министерство просвещения возглавляло 29 министров.
После революции был создан Народный комиссариат просвещения, которые возглавляли народные комиссары:
С 1946 года Наркомпрос реорганизован в Министерство просвещения.
После крушения СССР, Министерство просвещения стало называться Министерством общего и профессионального образования РФ. С 2000 года – Министерство образования и науки (Минобрнауки России).
С 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было разделено на 2 основных ведомства:
Министром просвещения назначена бывший руководитель ведомства – Васильева Ольга Юрьевна.
Министром науки и высшего образования назначен Котюков Михаил Михайлович, бывший руководитель Федерального агентства научных организаций. В прошлом Котюков М.М. занимал такие должности, как проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета, глава департамента финансов Красноярского края, министр финансов Красноярского края, заместитель министра финансов А. Силуанова.
Министерство образования разделили на две части. Что теперь с нами будет?
Рассказываем, зачем в России создаются министерство просвещения и министерство науки и высшего образования и как это повлияет на школы и вузы
Министерство просвещения будет отвечать за «общую образовательную деятельность» – школы, колледжи и техникумы, дополнительное образование, а также профобразование и профобучение. Ведомство будет решать вопросы воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних и заниматься социальной поддержкой и защитой детей.
Министерство науки и высшего образования будет заниматься развитием вузов и науки. Оно будет контролировать работу научных учреждений и университетов, деятельность государственных и федеральных центров науки и высоких технологий и всего, что с этим связано.
Кроме того, больше не будет работать Федральное агество научных организаций. Его функции будет выполнять новое министерство науки и высшего образования. А еще Рособрнадзор, который находился в ведении Минобрнауки, теперь будет подчиняться напрямую правительству России.
А как это коснется меня?
По прогнозам, такие изменения должны положительно повлиять на работу школ и вузов. Раньше Минобрнауки занималось всем: и вузами, и детскими садами, и наукой. А сейчас каждое ведомство сможет посвятить себя чему-то одному и решить конкретные задачи в своей области. Такая работа, по словам экспертов, будет продуктивнее. Но кто знает, к чему эта продуктивность может привести. Может, новый министр просвещения решит кардинально поменять систему школьного образования, отменив ЕГЭ или, наоборот, добавив в список обязательных экзаменов еще несколько предметов.Пока предсказать, что именно изменится в российском образовании, трудно, ведь еще даже неизвестно, кто будет новыми министром просвещения и министром науки. Хотя прогнозы уже есть: РБК, например, пишет, что на пост министра науки претендует замглавы Минобрнауки Григорий Трубников и глава Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков. Имена кандидатов станут известны 18 мая. Но вполне возможно, что после того, как министры вступят в должность, реформы не заставят себя ждать.
Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2018 г. N 1225-р О преобразовании Министерства образования и науки РФ в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ
Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2018 г. N 1225-р
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»:
2. Установить, что федеральные государственные гражданские служащие и работники преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации продолжают выполнять возложенные на них обязанности, в том числе связанные с обеспечением проведения реорганизационных мероприятий и передачей функций преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации, до назначения их в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации или Министерство просвещения Российской Федерации либо до их высвобождения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Утвердить председателем комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Антонову Т.В.
4. Завершить реорганизационные мероприятия до 31 декабря 2018 г.
5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации до 1 декабря 2018 г. обеспечить внесение изменений в нормативные правовые акты преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам финансового обеспечения находившихся в его ведении организаций, переданных в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, и осуществления данными организациями хозяйственной деятельности.
6. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации до 1 декабря 2018 г. обеспечить принятие нормативных правовых актов по вопросам финансового обеспечения переданных в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации организаций, находившихся в ведении упраздненного ФАНО России, и осуществления данными организациями хозяйственной деятельности, а также о признании не подлежащими применению нормативных правовых актов упраздненного ФАНО России по указанным вопросам.
7. Министерству просвещения Российской Федерации:
а) в 10-дневный срок утвердить состав комиссии по проведению реорганизационных мероприятий, предусмотрев включение в него представителей Казначейства России, Росархива, Росимущества, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
б) осуществлять финансовое обеспечение реорганизационных мероприятий, не завершенных на дату оформления актов приема-передачи и разделительных балансов, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2018 год Министерству просвещения Российской Федерации;
в) принять не переданные Министерству науки и высшего образования Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2018 г. обязательства и имущество, указанные в подпункте «г» пункта 8 настоящего распоряжения.
8. Председателю комиссии по проведению реорганизационных мероприятий:
а) в недельный срок представить в Министерство просвещения Российской Федерации предложения о составе комиссии по проведению реорганизационных мероприятий;
б) в месячный срок утвердить по согласованию с Минфином России смету расходов на проведение реорганизационных мероприятий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных преобразованному Министерству образования и науки Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на финансовое обеспечение его деятельности;
в) обеспечить в установленном порядке передачу Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации оставшихся с учетом подпункта «б» настоящего пункта бюджетных ассигнований, предусмотренных преобразованному Министерству образования и науки Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на финансовое обеспечение его деятельности;
г) провести в 3-месячный срок инвентаризацию обязательств и имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за преобразованным Министерством образования и науки Российской Федерации, а также переданного ему по договорам безвозмездного пользования, определить совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Росимуществом перечни имущества, передаваемого Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации, и обеспечить передачу соответствующих имущества и обязательств преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации;
д) обеспечить совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации внесение в установленном порядке соответствующих изменений в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
е) представить до 31 декабря 2018 г. в Казначейство России, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации разделительные балансы на дату завершения реорганизационных мероприятий в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах;
ж) в соответствии с законодательством Российской Федерации предупредить федеральных государственных гражданских служащих и работников преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации о предстоящем высвобождении;
з) оказать федеральным государственным гражданским служащим и работникам преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации содействие в трудоустройстве в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, а при невозможности трудоустройства или при отказе федеральных государственных гражданских служащих и работников от трудоустройства обеспечить предоставление им гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Казначейству России направить в Министерство просвещения Российской Федерации уведомление о принятии разделительных балансов.
Министерству просвещения Российской Федерации на основании указанного уведомления принять решение о прекращении полномочий председателя комиссии.
10. Росимуществу оформить до 1 декабря 2018 г. в установленном порядке закрепление на праве оперативного управления за Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации имущества, указанного в подпункте «г» пункта 8 настоящего распоряжения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2018 г. N 1225-р
Раздел Минобрнауки: два министерства вместо одного
Министерство просвещения будет отвечать за «общую образовательную деятельность» — школы, среднее специальное образование, соответствующее дополнительное профобразование и профобучение и дополнительное образование детей и взрослых. Ведомство будет решать вопросы воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних, социальной поддержки и защиты детей.
Министерство науки и высшего образования будет заниматься развитием вузов, науки и нанотехнологиями. К компетенции министерства будут относиться контроль работы научных учреждений и университетов. Кроме того, ведомство будет отвечать за «деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности».
Помимо этого, президент упразднил Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), которое было создано в 2013 году во время реформы Российской академии наук. Руководство РАН неоднократно жаловалось на то, что агентство пыталось вмешиваться в управление исследованиями. Теперь все функции ФАНО переходят к новому министерству науки и высшего образования.
Наконец, Рособрнадзор и Росмолодёжь, которые находились в ведении Минобрнауки, переведены в прямое подчинение правительству России.
Сообщения о разделении министерства образования на два ведомства (как и о ликвидации ФАНО) публиковались в СМИ ещё до официального подтверждения. 11 мая собеседник РИА «Новости» утверждал, что решение по этим вопросам уже принято окончательно. В тот же день зампред комитета Госдумы по науке и образованию Олег Смолин в беседе с «Интерфаксом» сообщил, что Минобрнауки может быть разделено: «Вопрос о разделении министерства образования и науки действительно обсуждается, причём уже более 10 лет. И, похоже, что данное решение именно в этом году может быть принято».
И правда, эксперты и специалисты говорили, что создание двух министерств в сфере образования и науки будет естественным и оправданным. Такой точки зрения придерживался, например, глава РАН Александр Сергеев. В интервью после своего назначения главой академии он прямо говорил, что в России оптимальной комбинацией было бы создание двух министерств. Правда, тогда он называл немного другой вариант: «Мне кажется, что можно организовать и министерство науки, скажем: министерство образования, включая и высшее образование, — это одно министерство, а второе — это министерство науки».
10 самых ярких министров образования России. От фаворита Екатерины II до «горящей избы»
Сразу после того, как стало известно о создании двух министерств, различные эксперты дали свои комментарии по ситуации, в основном положительные. Так, например, вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов сказал РИА «Новости», что подобное решение оправдано и необходимо для реализации «технологического прорыва страны».
Ректор Российского университета дружбы народов, председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК), экс-глава Минобразования (1999–2004 годы) Владимир Филиппов говорил ТАСС, что реформа пойдет на пользу школе, проблемами которой новое министерство сможет уделить максимум внимания: «Директора школ и педагоги обычно обижаются, потому что в Минобрнауки большим авторитетом всегда пользуются ректоры вузов, которых не так много. И таким образом сейчас будет уделяться больше внимания школьному образованию».
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов оценил преобразование так же конкретно: «Действительно, вполне логичным выглядит разделение министерства науки и образования на две части, потому что нельзя было создавать такой большой сверхкомплекс». По его словам, создание двух министерств — это оптимальная норма, которая функционирует во многих других государствах.
Некоторые эксперты обратили внимание, что само по себе разделение выглядит разумным, но очень многое зависит от того, кто возглавит новые ведомства. Такое мнение, например, высказал «Ведомостям» Михаил Гельфанд, замдиректора Института проблем передачи информации РАН, один из основателей сообщества «Диссернет»:
«Разделение министерства образования и на первый взгляд выглядит разумным: сочетание управления фундаментальной наукой и детскими садами в одном ведомстве выглядело странно. Отчасти это выглядит как задуманная еще прежним министром образования Дмитрием Ливановым реформа РАН, в которой не было Федерального агентства научных организаций (ФАНО в новой структуре правительства упраздняется — „Ведомости“), а распорядительные функции передавались министерству. Другое дело, что в нашей стране подобные преобразования нередко призваны не улучшить управление, а достичь каких-то иных целей. Недаром во времена хрущевских административных преобразований шутили, что Министерство путей сообщения разделят на „министерство туда“ и „министерства сюда“. В нашей системе госуправления важнее не само разделение, а персоналии, которые возглавят эти министерства».