Минутка чистописания это что

Методические рекомендации по проведению минуток чистописания

— между традиционными приемами и методами обучения младших школьников каллиграфии (на совершенствование каллиграфического письма рекомендуется отводить в конце 1 класса и во 2 классе один урок в неделю, в 3 и 4 классах по 8 минут на каждом уроке грамматики и правописания) и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системой обучения, необходимой на современном этапе развития образования;

-между существующим обеспечением школ и направлением модернизации российского образования

привели к следующей идее:

— использовать программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа 2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А.;

-создавать на уроках:

— деятельностный подход в обучении;

— условия для личностно-ориентированного, культурно-ориентированного образования;

— условия для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели и позволили сформулировать личную концепцию:

1. Использовать единые технологии обучения каллиграфически правильному письму при поведении всех уроков;

2. Создавать условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;

3. Активизировать и совершенствовать основные психофизиологические механизмы, лежащие в основе творческого развития младших школьников;

4. Расширять границы познания младших школьников за счет использования учебных пособий образовательной Системы “Школа 2100”

5. Сделать минутки чистописания универсальной частью урока.

6. Наряду с совершенствованием графических навыков осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания по изучаемым темам русского языка.

1. Естественно, выработать у учащихся каллиграфическое письмо в короткий срок невозможно. Для этого требуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно.

В первом классе обучение письму начинаю с объяснения правил посадки за партой:

1) ноги ставим на подножку парты;

2) спина прямая, голова немного наклонена вперед;

3) глаза от тетради находятся на расстоянии 30-35 см;

4) плечи горизонтальны, на одном уровне;

5) оба локтя лежат на краю парты.

Немаловажно и положение тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево – для праворуких и влево – для леворуких учащихся. Угол наклона нижнего края страницы по отношению к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол страницы, на которой пишет учащийся, располагается напротив середины руки.

Обязательно проверяю, правильно ли держит ученик ручку. Для закрепления этого навыка выполняем упражнения: “Курочка пьет водичку”, “Подними указательный пальчик”, “ Поработай средним пальчиком” и т.д.

Все выше названные правила повторяю и закрепляю ежеурочно с первого по четвертый класс.

В своей работе использую программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа-2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А. [1, 4].

Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Закрепление навыка начертания букв, способов соединений: в словах, предложениях, текстах. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.

Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.

Со второго класса на уроках русского языка на материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] организую любую языковую разминку.

Регулярно провожу конкурсы “Самая аккуратная тетрадь”, “Лучшая тетрадь”. Во втором классе завели образцовые тетради по русскому языку и математике. Право писать в ней получает ученик, который пишет очень красиво и правильно, очень аккуратно, и, стараясь выполнять все правила каллиграфии.

При проверке тетрадей выставляю две оценки: первая – за грамотность, вторая – за каллиграфию. Оценки за каллиграфию выставляю с целью проверки качества письма с позиции его соответствия следующим требованиям: правильное, четкое начертание всех букв, соблюдение единой высоты и наклона букв на всей строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами на строке, достижение плавности и достаточной скорости письма.

В работе по дальнейшему формированию у детей каллиграфического навыка учителю рекомендуется выдерживать три этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации. Материал к каждому уроку располагается от простого к сложному, продолжается работа по развитию у детей глазомера.

В систему упражнений тетради включено также упражнение на развитие мелкой моторики – рисование узоров. Написание букв размером в 2-3 строки позволяет увидеть основные недочеты в письме: неправильные соединения, нарушение соразмерности элементов, наклона и т.п..

Развитие графических умений предполагается проверять два раза в год на контрольных уроках по чистописанию: урок№27 и урок№138. Работа занимает также 5-7 минут.

3. На материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] учитель может организовать любую языковую разминку [6], предложенную в методических рекомендациях [1]. Пример языковой разминки по пособию: страница 1, урок № 2.

Тема урока “Повторение фонетики и графики” (2 класс)

2-я строка – запись букв в соединении (дома)

Дальше в столбик записаны слова:

1.Словарная работа: астра (абзац) – по усмотрению учителя

2.Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:

— Какое слово в этом ряду лишнее?

— Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать азбуку? (Букварь)

— Отгадайте загадку-шутку: сколько в азбуке букв? (6)

– Вместо вопросительного знака поставьте цифру. Ответ обоснуйте.

Справка. Указано количество слогов. Ответ 3

Справка. Указано количество букв. Ответ 7

Справка. Указан ударный слог. Ответ 3

Вопросы и задания классу:

— В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

Справка. Из слов вычленены звонкие согласные. Ответ к.

Далее учитель подводит класс к формулированию темы урока:

— Вы догадались, какова тема сегодняшнего урока?

— Да, мы сегодня будем говорить о звуках, ударении, слогах и науке, которая изучает их.

Затем дети красиво прописывают слова, с которыми только что работали, в тетрадях по чистописанию и переходят к записям в своих рабочих тетрадях по теме урока.

Примеры уроков с применением пособия по чистописанию даны в Приложении 1.

4. Пальчиковая гимнастика.

Ученые-физиологи доказали, что упражнения на мелкую моторику рук способствуют развитию речи, мышления, интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. Предлагаю использовать следующие упражнения:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

Две веселые лягушки ни минуты не сидят –
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)

Наши пальчики сплетем и соединим ладошки.
А потом, как только можем, крепко-накрепко сожмем.

(Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и сжимают как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка ими трясут. Так 2-3 раза.)

Идет по парте человек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.

Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять.
Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать каждые пальцы на обеих руках одновременно, касаясь подушечками соответствующей ладони.)

Что такое? Что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.

(Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.)

Бедный маленький цыпленок кушать захотел спросонок.
Он по парте клювом бьет, будто бы пшено клюет.

(Постукивание по парте подушечкой мизинца сначала одной рукой, затем другой)

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?

Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки
Развернем наоборот и похлопаем немножко.

(Сцепляют руки “в замок” и тянут в разные стороны, меняя руки местами.)

(Ребята зажимают край парты между прямыми средним и безымянным пальцами как можно сильнее. Упражнение выполняется двумя руками несколько раз.)

Быстро пальчиком вращаем и сильнее нажимаем.
Если долго так крутить, можно дырку просверлить.

(Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в разные стороны.)

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

(Растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцем правой, затем то же самое делают с мизинцем правой руки)

Листья падают в саду, я их граблями смету.

(Ладони на себя, пальцы переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя).

Что такое? Просто смех! Расколоть нельзя орех.
На ладошку положили и по очереди били.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони. Повторяют четверостишие несколько раз.)

Пальцы в гости приходили.
Тук-тук-тук – стучали в дверь.
Только дверь им не открыли –
Думали, там страшный зверь.

Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит, он их просто
Клювом лечит.

Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

(Руки сжаты в кулачки. Плавно разжимают кулачки, выпрямляют пальцы, помахивают кистями рук, снова сжимают пальцы в кулачки и опускают на парту.)

Мы ладони сложим вместе, словно их сцепили тестом.
Начинаем опускать, только, чур, не разжимать.

Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.

(Сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулаки).

Пара ножниц есть у нас. Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он прыгает и скачет, веселит всех зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выстаивать вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед. Обеими руками.)

Две сестрицы – две руки: рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая,
Воду моря и реки загребают плавая.

Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки:
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.

(Сидя за партой, держать руки на столе ладонями вниз. Поочередно продвижение вперед обеими руками с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)

5. Упражнения для языковой разминки [1, 3].

1. Словарная работа.

2. Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:

— Что объединяет все эти слова?

— Какое слово в этом ряду лишнее?

— Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать …?

3. Укажи количество слогов.

4. Укажи количество букв, звуков.

5. Укажи ударный слог.

6. В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

7. В каких словах из этого списка все согласные звуки мягкие?

8. Допишите слог до слова.

9. Запиши однокоренные слова других частей речи.

10. Измени порядок слов по алфавиту.

11. Запиши слова на данную букву (город, река, имя, сказочный герой и т.д.)

1. Сделай звуко-буквенный анализ слова.

2. Выдели в слове его части.

3. Найди и исправь ошибки.

4. Объясни значение слова по толковому словарю.

5. Определи часть речи.

6. Подчеркни члены предложения.

7. Запиши проверочные слова.

8. Сделай графические обозначения.

9. Вставь безударные гласные.

10. Запиши проверочные слова.

1. См. все выше описанное.

2. Произведи разбор по составу.

3. Произведи фонетический разбор слова.

4. Произведи морфологический разбор слова.

5. Произведи синтаксический разбор предложения.

6. Допиши пословицу (см. ниже) и т. д.

Источник

Минутки чистописания на уроках русского языка

На доске: Щ-КА К-МАР ДЕВ-ЧКА

Назовите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Найдите логическую связь между верхним и нижним рядами. Ответьте на вопрос.

(Сегодня на уроке мы будем писать букву Ч. Щука-рыба, комар-насекомое, девочка-человек.)

Составьте цепочки, в которые бы вошла заглавная буква Ч, строчная буква ч и буквы, пропущенные в словах.

(Можно составить такие цепочки: Ччуоо, Ччоуо, Ччооу, Чучоо, …)

Напишите одну из предложенных цепочек до середины строки. Правильно ли, красиво ли в тетради написаны буквы? Карандашом подчеркните те, которые не удались. На второй половине строки напишите их правильно и красиво.

Минутка чистописания

Учитель: Букву « О » приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание.
Записать эти слоги столько раз, сколько услышите хлопков. ОС СО (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги).

Учитель: Посмотрите в окно. Какое время года?

Дети: Осень.

Учитель: Запишем это слово: ос_нь. Какую букву вставим? Как проверить?

Дети: Ос е нний.

Запись с комментированием

Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну.

Учитель: Обозначим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную. Найдите главные члены предложения.

— Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п»

— Чем интересна эта пара букв? (…) Назовите другие парные согласные.

— Рядом запишем слова дубки грибки, сделаем разбор по составу

( 1уч-ся у доски, 2слово-самост.но)

— С чем связаны эти слова? ( с природой)

А что такое природа? (…) Всё это природа и человек неразрывно связан с ней. Поэтому, как мы должны к ней относиться? (…) Ведь

Жизнь дана на добрые дела.

— Найдите орфограммы в словах, подчеркните.

Минутка чистописания. Разминка.

На доске табличка с переплетёнными буквами.
Вопрос. Назовите буквы, которые здесь спрятались?
Ответ. Ж, т, х, у, е, щ, ч, и.

Вопрос. На какие две большие группы делятся буквы?
Ответ. Гласные и согласные.

Задание. Записать 2 цепочки: первая – из гласных, вторая – из согласных.

Уеи, уие, еуи, еиу, иеу, иуе.
Жтхщч, жхтщч и т. д.

Вопрос. Каких букв больше? Дайте им характеристику.

Ответ. Ж – всегда твёрдый; и т. д.

В стране живут сказочные герои.

Они приготовили для вас интересные задания.

И вот, мы подплываем к острову «Чистюлькину».

Пока мы не причалили к острову, откроем тетради.

— Какое сегодня число?

Запишите число в тетради.

— Угадайте, кто нас встречает на этом острове:

Весь иголками покрыт,

Слышишь топот шустрых ножек?

— С чем ёжик нас встречает?

— А что изображено на шарах?

Прочитаем слоги вместе:

-Какое правило вы знаете?

(ЖИ – ШИ пиши с буквой И)

Запишите эти слоги красиво в тетрадь!

— В слове «ЁЖИК» есть орфограммы?

Ёжик доволен вашими знаниями желает вам счастливого пути!

Наше путешествие продолжается.

— Рассмотрите на доске показ соединений для чистописания. Написание какой буквы повторяем? (Буквы «ша»).

— Назовите элементы этой буквы. Что вы должны помнить при написании буквы?

(Параллельность наклонных палочек).

— Запишите первую строку в тетрадь. Проверьте свою посадку и положение тетради.

— Рассмотрите вторую строку. Какое слово вы можете написать с ошибкой.

Шуршание и шелест осенних листьев слышны в парке.

— Запишите предложение в тетрадь.

— Какое слово нельзя проверить? (шелест).

— Это наше новое словарное слово. Запишите слово в словарь.

К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки – строители. Строим аккуратно и красиво.

чк чн чт чу ча чл чм

Минутка чистописания

Е
Ем

Егор Елена Евгений Ева Елец

— Назовите лишнее слово (Елец)

— Почему? (Все остальные слова – имена людей, а Елец – это город)

— А чем похожи эти слова? (Это имена собственные)

Минутка чистописания.

— Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)

Дайте характеристику звуку, которым обозначается эта буква

— Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. (Строчная буква «К» следует в порядке увеличения на одну букву)

Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки закрыли карточки с буквами.

Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Почему? (Чч)

А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр)

Откройте тетради и пропишите по образцу буквы Чч и Рр.

Минутка чистописания это что. Смотреть фото Минутка чистописания это что. Смотреть картинку Минутка чистописания это что. Картинка про Минутка чистописания это что. Фото Минутка чистописания это чтоМинутка чистописания это что. Смотреть фото Минутка чистописания это что. Смотреть картинку Минутка чистописания это что. Картинка про Минутка чистописания это что. Фото Минутка чистописания это что

2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)

б.Шестой день недели (суббота)

7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи) 8.Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест, (корреспондент)

Полученная запись в тетрадях детей: ее нн пп лл мм бб жж рр

-Внимательно посмотрите на данную запись:

-Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.
(Д. – К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся
на букву м. Значит, мы будем писать букву м.)
-Определите порядок следования букв в этом ряду:
мло омл лом…….
(Последняя буква в каждой ячейке ставится первой)
-Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания?
(Наклон. Ширину элементов букв. Высоту. Ширину соединений между буквами. Расстояние между
словами.)
-Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

Пропишите эту дорожку до конца строки и повторите их еще раз

Посмотрите на данную запись, если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Большой – м аленький

Д.К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м:

Большой – м аленький

Значит сегодня мы будем писать букву м. Откройте тетради, запишите маленькую букву м до конца строки. Придумайте свою пару слов к данному заданию (помогать-мешать, твердый – мягкий, гладить – мять и т.д)

Минутка чистописания

Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и их соединений:
1) з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; 2) Г, П, Т, Р, З, Е, Ю, Д, Ф, К, В и др.; 3) П, п, Ч, ч, Р, р, В, в, Е, е, З, з, У, у и др. Упражнения в безотрывных. соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, уе, до, св и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.

1. Загадка для тебя легка:

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

2. По долинам, по отрогам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

3.Вдоль дороги по бокам

Липы, клены, тут и там.

Всем идти здесь веселее

— Если вы исключите одно из слов и назовете признак, по которому вы его нашли, то сможете назвать тему минутки чистописания.

— Какую букву мя будем сегодня писать?

— Эту букву мы напишем с буквами, благодаря которым слова можно объединить в одну группу. Назовите группы.

— Запишите, продолжив закономерность.

кк Аа сс Ааа лл Аааа

-Прочитайте слова и определите, что их объединяет.

В.р.б.и, т.традь, п.л.то,учител., к.н.ки, вернут., к.рабл., к.ртофел.

Д. Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.

Д. Все слова пишутся с мягким знаком.

У. Назовите имеющиеся в словах различия.

Д. Данные слова являются разными частями речи. Слова воробьи, тетрадь, пальто, учитель, коньки, корабль, картофель- это имена существительные, слово вернуть-глагол.

У. Какие еще можно найти различия в данных словах?

Д. Есть различия в нахождении ь знака. В слове воробьи пишется разделительный ь знак.

У. Цепочку слов для чистописания Вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находится после каждой их этих согласных. Какая цепочка у Вас получилась.

У. Спишите записанные на доске слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.

У. Проверьте свою работу.

Тетрадь пальто воробьи

К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки – строители. Строим аккуратно и красиво.

чк чн чт чу ча чл чм

Минутка чистописания.
В сказках совершается волшебство, которое ждёт нас впереди.
Предметы волшебные в сказках бывают,
Героев желанья они исполняют:
Ковёр – самолёт поможет подняться.
За тридевять царств мигом вдруг оказаться.

По мановению волшебной палочки Феи мы очутились в неизведанном месте.
— Добрая фея предлагает повторить правила посадки при письме.
— Какая первая буква в слове «Фея?»
— Напишем заглавную и строчную букву «эф», чередуя

Объясните смысловое значение слов:
Фокусник, фиолетовый, фантазировать.
Запишите данные слова. Укажите, какие это части речи.

. Путешествие в зимний лес.
– Закройте свои глазки и давайте отправимся в путь.
Тропинка, тропинка.
Держит путь издалека.
Вьется по лесу тропинка
Словно нитка из клубка.
(Под музыку ).
Написание заглавной и строчной букв Жж.

Какие звуки на письме обозначает данная буква?

Дайте характеристику звукам.

Кого можно назвать мастером?

Как можно применить данную пословицу к уроку русского языка?

— Составьте пословицу из слов.

Без шубы и валенок – и зима без конца.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Спишите каллиграфически грамотно.

— Какие орфограммы встретились в пословице?

(Объяснение и подчеркивание орфограмм)

— Назовите существительные во множественном числе. (валенок)

— Определите падеж у этого существительного. (р.п.)

— Какое окончание у этого слова? (нулевое). Выделите.

Снежок, сугроб, леса, снежинка, сосна.

-Какое слово лишнее? Почему?

Скажите, над каким правилом мы будем продолжать работу?

-Какая буква встречается во всех слова? Какой звук она обозначает?

Дайте ему характеристику.

Пропишем сочетание букв.

Спишите каллиграфическим почерком слова, устно подбирайте проверочные слова, безударную гласную подчеркните.

Учитель. Как всегда, несколько минут в начале урока уделим чистописанию. При проверке тетрадей заметила, что некоторые из вас неправильно пишут элементы буквы П. А мы с вами должны писать красиво.

Давайте пропишем заглавную и строчную букву П.

Учитель. Назовите слова, которые пишем с заглавной буквы.

Учитель. Вспомните и напишите словарные слова на эту букву. Определите у существительных род.

Минутка чистописания. Ребята вы должны угадать, какую букву вы будете писать на чистописании. Эта буква обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук в слове лиса. Расскажите о лисе: какая она?

— Прочитайте слова. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук.

Автобус, троллейбус, трамвай

— Назовите эту букву. (т)

— Придумайте и запишите цепочку с этой буквой. (Три человека у доски показывают свой образец цепочки для минутки чистописания)

Минутка чистописания.

С какой частью речи работаем на уроках русского языка?

Чем эта часть речи отличается от других самостоятельных частей речи?

Какие местоимения прячутся в этих словах?

(Выполнение упражнения чистописания по образцу).

У. На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы?

У. Составьте свою цепочку из таких букв. Какие можно предложить варианты?

У. напишите каждую цепочку до середины строки.

— Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».

(Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)

— Спишите предложение, обратите внимание на соединение букв:

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

Верно ли это высказывание? (Ответы детей)

Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

Минутка чистописания.

Минутка чистописания: Р, р .

Построение модели слова радуга (в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью) должно привлечь внимание детей к тому, что обозначает слово, как звучит, как пишется.

Минутка чистописания.

Списывание с образца первого предложения из рассказа А. Гайдара.
— Запишите первое предложение рассказа как пример владения словом (см. рукописный шрифт).
— Объясните причины написания заглавных букв.

Минутка чистописания:

письмо букв, содержащих овал. Учащиеся вспоминают правило переноса слов, если они не помещаются на строке.

Минутка чистописания

Минутка чистописания:

Минутка чистописания
У: Буквы, которые мы будем писать, вам предстоит определить самим. Стоит в первом глаголе после приставки, это согласный, парный, звонкий звук. (Г) Пропишите эту букву, последовательно соединяя с каждой гласной. Сколько вариантов получится?

га го ге гя гё гэ гу гю

Каллиграфическая минутка

СНЕГ СЛЕД СУГРОБ СОСНА ЛЕСА

Завалила зима сугробами леса

У. Докажите это на примере слов второй строчки.

– Какие два правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова?

Д. Правило проверки слов с безударными гласными и парными согласными в корне.

Д. Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй.

У. Вспомним короткое правило проверки слов с безударными гласными в корне. Хором.

Д. Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение.

У. Я читаю слово, вы хором называете проверочное. С о сна.

У. Запишите первую и вторую строчки. Наиболее трудные соединения обозначены крестиками. Будьте внимательны при записи.

Дети выполняют задание.

– Хором прочитаем предложение.

Дети выполняют задание.

– – Найдите и прочитайте слова, в которых гласные в корне стоят в слабой позиции. Подберите проверочные слова, назовите гласные.

Д. Завалила – я валит

У. К каким словам вы подбирали проверочные, изменив при этом форму проверяемого слова, а к каким подбирали в качестве проверочного слова однокоренное? Расскажите полное правило проверки слов с безударными гласными в корне (домашнее задание).

У. При записи предложения будьте внимательны, трудные соединения обозначены крестиками.

Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания:
• Назовите и напишите парную согласную буквы Ф
• Какая буква стоит в алфавите перед буквой П? записать 2 раза.
• Назовите букву, которая обозначают [ л] и [ л]

1.Прописать соединения букв: си сл ск

Вот мы сегодня и посмотрим, кому на уроке было скучно, а кому нет.

-Запишите пословицу, правильно используя соединения букв.

-Подчеркните все орфограммы, которые вы видите в этой пословице?
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Постановка целей урока.

— Почему вы записали эти согласные?

— Догадались, какая у нас тема урока?

— Для чего надо изучать эту тему?

— На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.

(проводится по вариантам)

Предлагаем следующие виды «шифровок»:

Минутка чистописания это что. Смотреть фото Минутка чистописания это что. Смотреть картинку Минутка чистописания это что. Картинка про Минутка чистописания это что. Фото Минутка чистописания это что

Обратное задание — зашифровать записанные или продиктованные предложения.

Минутка чистописания это что. Смотреть фото Минутка чистописания это что. Смотреть картинку Минутка чистописания это что. Картинка про Минутка чистописания это что. Фото Минутка чистописания это что

Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.

Минутка чистописания это что. Смотреть фото Минутка чистописания это что. Смотреть картинку Минутка чистописания это что. Картинка про Минутка чистописания это что. Фото Минутка чистописания это что

Минутка чистописания это что. Смотреть фото Минутка чистописания это что. Смотреть картинку Минутка чистописания это что. Картинка про Минутка чистописания это что. Фото Минутка чистописания это что

Обратное задание предполагает «шифровку» предложений учащимися:

Минутка чистописания это что. Смотреть фото Минутка чистописания это что. Смотреть картинку Минутка чистописания это что. Картинка про Минутка чистописания это что. Фото Минутка чистописания это что

Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и в этих парах.

Рассмотрим «шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически сходных букв:

Минутка чистописания это что. Смотреть фото Минутка чистописания это что. Смотреть картинку Минутка чистописания это что. Картинка про Минутка чистописания это что. Фото Минутка чистописания это что

Одновременно закрепляется правило о заглавной букве в именах людей.

Рассмотрим списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.

Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей собственной работе.

Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами:

Минутка чистописания это что. Смотреть фото Минутка чистописания это что. Смотреть картинку Минутка чистописания это что. Картинка про Минутка чистописания это что. Фото Минутка чистописания это что

Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного акта письма.

Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.

Сегодня этот первый весенний цветок поможет нам провести минутку чистописания.

Рисуем пригорок, повторяем безотрывное письмо.

Рисуем подснежник, повторяем письмо с отрывок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *