Минутка просвещения что значит
Минутка просвещения: что за таинственные металлические буквы «Ш» лежали в 90-е годы в каждом дворе?
Многих детей, подрастающих в 90-е годы, да и взрослых, интересовал вопрос: что за таинственные буквы «Е» или «Ш» из металла можно было увидеть на земле? Они лежали буквально всюду, и мало кто знал, для чего они предназначены.
Дети строили разные догадки, взрослые терялись, не зная, что ответить, а предназначение этих деталек очень приземленное и далеко от романтики и сказочности. Это – детали из сердечника трансформатора электрического тока.
Если говорить простым языком, эти Ш-образные детали складывали в пакет произвольной толщины. Затем сверху сердечник замыкали прямоугольными пластинами, сложенными в пакет той же толщины. Вокруг основания этой детали наматывалась катушка с проводом.
Сейчас подобные трансформаторные конструкции вытеснены более современными.
Инженер-механик Сергей Щебек рассказал, почему детальки оказывались бесхозными:
Это наблюдалось в советское время, а сейчас на улице ни одной частички металла уже не найти. В то время полно было таких деталюшек — трансформаторы от разобранных телевизоров и прочей бытовой техники. Тогда, в советское время, такого понятия, как сдача цветного металла, не было — этим ещё никто не занимался. Это было любопытство подрастающего поколения, которое действовало в соответствии с лозунгом «Хочу все знать».
А вам было любопытно, что это за странные детали лежат почти в каждом дворе? Поделитесь своими воспоминаниями в комментариях!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:
Минутка просвещения. Часть первая: стекло — не жидкость!
В серии публикаций «Минутка просвещения» мы хотели бы всесторонне рассмотреть столь любимый нами материал, как стекло. Рассмотреть не только со стороны творческих техник, а и в научном, историческом и культурных аспектах. Ведь стекло, очень древнее изобретение человека и сыграло немаловажную, а в некоторых областях, решающую роль в развитии науки. Вы только представьте современный мир без микроскопа и телескопа! Никакой медицины, астрономии, космологии, биологии, генетики, химии и сотен других направлений просто бы не существовало в современном понимании, не свари человек прозрачное стекло!
Начать серию мы решили с развенчания одного популярного мифа о стекле.
Часто приходится слышать красивую теорию, будто бы стекло — это жидкость. Просто очень «медленная». Стекло медленно, но уверено течет вниз, утверждают адепты. В доказательство же приводят витражи и окна в старых соборах, указывая на то, что нижний край у них значительно толще верхнего и отсылают к трудам немецкого физика Густава Тамманна, активно изучавшего свойства стекла. Но все источники говорят, что ученый всего лишь сравнивал стекло с жидкостью, причем застывшей. И согласитесь — весьма удачное сравнение!
Это свободное толкование слов Тамманна, возможно, и породило процветающий по сей день миф. Красивое, даже немного логичное, но в корне не правильное предположение. Структура стекла соответствует структуре жидкости, исключительно в интервале процесса, который называется стеклованием. По простому говоря, только расплавленное стекло соответствует по своей структуре жидкости. Но в таком случае и сталь также жидкость. И свинец, и латунь, и любое другое твердое тело, которое можно расплавить. Но это всего лишь агрегатное состояние твердого вещества.
Стекло относится к стабильно-аморфным твердым веществам и может пребывать в нескольких агрегатных состояниях. Либо в стеклообразном (твердом) при низких температурах, либо в состоянии расплава (жидкости) при высоких. Тот факт, что стекло можно расплавить, не делает его жидкостью!
А неравномерная толщина стекол в окнах старых домов объяснятся очень просто. Технологии стекловарения в те времена были еще весьма далеки от совершенства — получить абсолютно ровный кусок стекла, мастерам удавалось далеко не всегда. Неровные стекла, естественно, никто не выбрасывал и при застеклении монтировали толстым концом вниз — так удобнее и прочнее. Ничего более.
А стекло, несмотря на то, что оказалось вовсе не жидкостью, все таки удивительный и особенный материал. И в следующих частях «Минутки просвещения» мы еще непременно расскажем о многих его особенностях и свойствах. Исключительно с научной точки зрения, естественно!
Минутка просвещения: мемсы и арабский язык
Вот уже несколько дней эта картинка гуляет по интернету. На ней изображена обложка шоколадки «Алёнка», лицо которой замазано черным фломастером на манер чадры, а вместо канонической надписи красуется арабская вязь.
Проблема в том, что эта надпись не просто безграмотна, она не значит вообще ничего, более того, даже написана неправильно.
Подобные пародии стали популярны в последние годы на фоне активности экстремистов и нарастающей исламофобии в обществе. И зачастую их авторы знают о восточной культуре лишь то, что женщины обязаны прикрывать лицо, а письменность состоит из странных закорючек. То и рисуют.
Волею судеб, пять лет назад я устроился на работу в арабское подразделение нелюбимой многими «Раши Тудей» (по-арабски это будет «Руссия Аль-яум») и проработал там несколько лет до того, как решил заняться собственным бизнесом.
Работа в незнакомой среде, естественно, несколько расширяет сознание, что не всегда полезно для восприятия популярной культуры. В большинстве шуток я стал видеть безграмотность, а в подражании фразам из телевизора – жуткий акцент.
Собственно, здесь мы вкратце разберем, как правильно писать по-арабски. Ввиду того, что диалектов арабского – великое множество, мы разберем общепринятый литературный арабский язык.
Для начала, обратимся к википедии. Самое существенное отличие арабского от привычной для нас европейской письменности, если не считать запись справа налево – это опускание гласных. Таким образом, письменность начинает напоминать популярные одно время стрипы про «Вонни»: «Ты принёс?» превращается в «т прнс?»(заглавных букв в арабском нет). Однако это не значит, что гласные на письме отсутствуют в принципе – опускаются только краткие гласные (к слову, в учебной литературе они обозначаются огласовками – черточками над или под буквой).
Далее, форма той или иной буквы, за некоторыми исключениями, зависит от того, находится ли она в начале, середине или конце слова. Кроме того, существуют лигатуры – случаи, когда две буквы объединяются в один символ.
Для полиграфиста нет ничего более прекрасного, чем арабская вязь, ведь она обладает одним грандиозным преимуществом перед европейским письмом – соединения между буквами можно растягивать до бесконечности и всегда получать идеальную верстку.
Вернемся к объекту нашего обсуждения. Внимательный читатель уже заметил, что там нет соединения между буквами. Для того, чтобы не возникало подобных проблем, нужно не просто набивать арабские символы, но и использовать специальные шрифтовые настройки. Поэтому перед началом убедитесь, что ваш графический редактор поддерживает арабский язык.
Что ж, теперь давайте попытаемся исправить эту картинку:
Первая буква – Алеф – является исключением и не соединяется с другими. В целом, надпись будет звучать примерно так: «Алейнка», что уже гораздо ближе к оригиналу.
Ввиду того, что я не являюсь экспертом-востоковедом, буду рад, если читатели помогут в нести правки в данную публикацию на случай возможных неточностей.
МИНУТКА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Утверждают, что это, казалось бы, такое чисто русское и незатейливое сочетание слов родилось еще в Древней Греции. У греков был бог смеха Мом, обидчик и насмешник. В чертогах Зевса на Олимпе стон стоял, когда Мом начинал вышучивать всех богов без исключения.
Но как-то Мом вздумал потешиться над богиней красоты Афродитой. Однако у него ничего не вышло: ни одного недостатка не смог он обнаружить у златокудрой богини. Поняв свое бессилие, Мом с досады лопнул.
Думается, однако, что русское выражение сложилось без всякой связи с греческим мифом. А широким распространением своим оно, быть может, обязано И. А. Крылову. Помните его лягушку, которая, как ни пыжилась, …не сравнявшися с Волом,
С натуги лопнула и — околела…
Ведь это почти то же самое.
Мы привыкли слово «соха» понимать как «орудие землепашца». Кое-кому известны другие, более редкие значения его; «вилообразная подпорка» (иначе «рассох») при стрельбе, иногда — «костыль, дубинка» (сравните «посох»). Вот как будто и все. Поэтому выражение «мелкая сошка» на первый взгляд связывается у нас с той сохой, которая «мелко пашет». На деле же у слова «соха», «сошка» было и еще одно, давно исчезнувшее значение: так именовалось определенное пространство земли, с которого рассчитывали и взимали в старой Руси налоги, подати.
В XVI веке существовали Большая Московская «соха» и Малая Новгородская «сошка»; они, в свою очередь, делились на доли. Люди, расписанные «по сохам» для взимания с них податей, назывались «сошными людьми».
Чем беднее и маломощнее был земледелец, тем мельче была его доля в «сохе». «Мелкая сошка» — пренебрежительно говорили о таком пахаре более состоятельные соседи. Позже этим выражением стали иронически называть вообще людей незначительных, не имеющих никакого влияния, веса в обществе.
«Я не уступлю в этом споре ни на йоту». Что значит «иота»? Это название буквы в греческом алфавите, означающей звук «и». По своему начертанию она значительно меньше всех своих подруг по алфавиту и напоминает закорючку. Она же пишется иногда в виде черточки под некоторыми буквами. Пропусти ее — и изменится грамматическая форма.
Впервые слова «ни на йоту» встречаются в греческом переводе библейского текста, где говорится, что не только текст закона не может быть изменен, но даже ни одна буква, ни одна черточка в нем.
Отсюда «ни на йоту» значило и значит: ни на самую малость.
Панический страх (ужас)
Выражение также рождено из мифов. Когда родился бог природы Пан, покровитель лесов и всего того, что в них обитает, мать так ужаснулась, что бросила ребенка: он явился на свет рогатым, с копытами, с расплющенным носом и козлиной бородой. Но ведь дитя было маленьким богом; оно не погибло, а явилось на Олимп. И боги встретили его с радостью: Пан оказался добродушным, веселым божеством, отличным флейтистом и даже изобретателем флейты.
Недаром, едва родившись, он сразу же начал прыгать и хохотать, чем еще больше ужаснул родительницу.
Греки говорили, что имя «Пан», то есть «Всё», было ему дано за то, что он доставил радость всем богам. Мы понимаем, что это позднейшая выдумка поэтов, как и догадка, будто Пан был богом всей природы. Когда в полдень, под знойным солнцем, утомленный Пан засыпал, засыпала вокруг вся природа Греции: никто не должен был смущать его покой. Если пастух и зверолов слышали в дебрях дикие звуки, смутный шум, чей-то хохот и свист — кто мог там быть, кроме Пана? Бедные люди пугались, испытывали панический страх, среди них возникала паника. Иные говорили даже, будто грекам удалось разгромить персов у Марафона лишь потому, что в разгар боя на них нагнал ужас Великий Пан.
Да, конечно, Пан был самой природой; греки посвящали ему горы, пещеры, вековые деревья, а также таинственное животное — черепаху.
Мы всё еще помним Пана: мы говорим о панике, употребляем слова «паникёр», «паниковать». А если вы хотите узнать, каким Пан мерещился древним, посмотрите на знаменитую картину художника Врубеля: она так и называется — «Пан».
Можно без конца ломать голову над этим словосочетанием и, если не знаешь истории ремесел в старые времена, ничего не узнать. А ведь означает оно нечто очень простое: попасть в глупое положение, проморгать опасность.
Просак — станок, на котором в старину вили веревки и канаты. Попасть в такой станок на его ходу было делом не из приятных, если он вырабатывал тонкие веревки, и, возможно, довольно опасным в случаях, когда изготовлялись канаты. При работе с просаком рекомендовалось держать ухо востро. Это отлично разъясняет происхождение нашей поговорки.
Минутка просвещения
С МКС удалось зафиксировать рождение редчайших голубых джетов и «эльфов» в грозовых облаках
В дополнение этого поста и более расширенное «освещение» событий из этого поста.
Говоря об атмосферном электричестве люди, как правило, подразумевают привычные грозовые либо полу-мифические шаровые молнии. Однако на большой высоте, над облаками, изредка наблюдаются иные разряды не до конца ясной природы. Специальное оборудование на МКС зафиксировало одно из таких явлений и приблизило ученых к пониманию так называемых ионосферных молний.
Комплекс приборов под названием Монитор взаимодействий между атмосферой и космосом (Atmosphere-Space Interactions Monitor, ASIM) был создан по заказу Европейского космического агентства. Его установили в 2018 году на внешней подвеске научного оборудования модуля Columbus Международной космической станции (МКС). В набор ASIM входят два модуля с научными инструментами: пара детекторов земных гамма-всплесков (MXGS) и оптический телескоп с фотометрами нескольких длин волн (MMIA).
Первым значительным результатом его работы стало наблюдение голубых джетов и сопутствующих им эффектов в феврале 2019 года. Изучение полученных во время этого события данных заняло более года. Научная статья с анализом ценнейшей информации о редком явлении была опубликована в журнале Nature 20 января. Ее подготовили астрофизики из Национального космического института Дании (DTU Space), занимающиеся изучением атмосферного электричества с помощью ASIM.
А вот так голубые джеты увидели фотометры ASIM. Вместо живописной картинки гораздо более информативные циры / ©Neubert, T., Chanrion, O., Heumesser, M. et al. Observation of the onset of a blue jet into the stratosphere. Nature 589, 371–375 (2021) ссылка на материалы.
В научной работе описаны пять вспышек в синем диапазоне видимого света длительностью около 10 микросекунд каждая. Они произошли в грозовой ячейке над Тихим океаном и одна из вспышек привела к образованию джета, достигшего стратопаузы (50-55 километров). Примечательно, что все пять разрядов сопровождались появлением «эльфов» в ионосфере (50-100 километров). Полученным оптическими приборами данным сопутствовали радиосигналы в диапазоне от трех до трехсот мегагерц.
На основе собранной информации ученые сделали ряд выводов о природе молний в верхних слоях атмосферы. В частности, подтвердилась версия, согласно которой синие джеты возникают в результате примерно тех же процессов, что вызывают обычные молнии. Также удалось уточнить характеристики лидера таких молний. И вспышки и возникший в результате одной из них джет — волны ионизации в атмосфере, по которым стекает заряд. Связь вышеописанных явлений с гораздо более высокими «эльфами» в работе датских ученых не рассматривалась.
Расположение ASIM на внешней подвеске модуля Columbus / ©NASA
Электрические явления в верхних слоях атмосферы слабо изучены и привлекают массу внимания физиков со всего света. Они краткосрочны и сильно различаются в зависимости от высоты. Из них ближе всего к земле синие стартеры (Blue starters), которые возникают над грозовыми облаками на высотах вплоть до 20 километров. Считается, что это «недоразвитые» синие джеты (Blue jets). Чуть выше проявляются красные спрайты (Sprite), наиболее заметные из всех подобных оптических феноменов. Эти атмосферные разряды возникают на высотах от 50 до 90 километров и могут достигать поистине исполинских размеров — вплоть до 50 километров в поперечнике. Иногда спрайты сопровождает гало, похожее на шляпку гриба.
Наконец, одни из самых загадочных — «эльфы». Их название происходит от аббревиатуры ELVES, что расшифровывается, как «источники светового излучения и низкочастотных возмущений в результате электромагнитного импульса». Эти явления достигают в диаметре четырех сотен километров и возникают на высоте около ста километров. Список оптических феноменов, связанных с электрическими разрядами в верхних слоях атмосферы на этом не заканчивается. Есть еще «тролли» (TROLL), «феи» (Pixie), «призраки» (Ghost) и «гномы» (Gnome), но их природа понятна еще меньше. Наиболее удобным местом для изучения такого «зоопарка сказочных существ» стала МКС и благодаря инструментам ASIM можно надеяться на скорый прогресс в этом деле.