Минутный репетир в часах что это
Что такое репетиры?
Часы, способные озвучивать время, родились раньше других. Но до сих пор они считаются самыми сложными, дорогими и престижными
Слово “репетир” переводится как “повторение”. Потому что это устройство с помощью звука повторяет показания часовых стрелок. В XVII и XVIII веках эта функция была в часах одна из самых актуальных и необходимых. В те времена люди не знали даже, что такое спички, а потому с наступлением темноты, находясь на улице, в пути и даже дома, узнать, который час, было практически невозможно. Поэтому они и родились раньше всех остальных престижных усложнений – турбийонов, вечных календарей и даже хронометров – в 1676 году.
Но удивляться тому факту, что они существуют до сих пор, все равно что удивляться, почему в век айфонов, UHD-камер и телевизоров и 3D-принтеров до сих пор на свете есть художники и скульпторы. Дело в том, что репетир – это неотъемлемая часть истории, науки и высокого часового искусства. Это вершина самого престижного класса часов Grande Complication.
По своей сути репетир – это первый компьютер, причем механический. Первым создал этот механический компьютер англичанин Эдвард Барлоу. Его репетир был часовым и “тупо” отбивал, скажем, 11 раз, даже если до полуночи оставалась пара мгновений. Потом плеяда блестящих британских мастеров во главе с Дэвидом Куэйром научила репетиры отбивать не только часы, но и четверти, 10-минутки, 5-минутки и минуты.
По этой точности репетиры и различаются – часовые, четвертные, децимальные, пятиминутные и минутные. Самыми крутыми считаются минутные. Главное преимущество репетира перед часами с боем в том, что репетир звонит только тогда, когда этого хочет хозяин. Тогда как часы с боем дисциплинированно разбудят вас, дабы информировать, что наступило 4 часа утра (если вы, конечно, не забыли отключить на ночь функцию боя).
Состоит механический компьютер из двух половинок – часовой и репетирной. Поэтому внутри корпуса репетиров, как правило, два заводных барабана, каждый из которых питает энергией свою половинку. Есть гонги в виде проволочных колец, намотанных в несколько витков вокруг механизма, и молоточки, которые бьют по гонгам. Есть блок деталей, которые похожи на улиток и поэтому так и называются. Каждая из улиток связана с соответствующими колесами часового механизма и поэтому знает, который час. В итоге, когда вы нажимаете на боковой рычаг активатора, часовой, четвертной и минутный рычаги “обращаются” к своим улиткам, узнают от них, сколько ударов надо отбить, а затем раскрутившаяся центрифуга передает свою энергию и приводит в движение молоточки, и те молотят по гонгам.
Почти у всех современных наручных репетиров два гонга – с низким и тонким тембрами. Сначала “басом” отбиваются часы – “Бом!”, затем наступает очередь четвертей, которые принято озвучивать сдвоенными ударами обоих молоточков: “Бим-бом!” А потом одиночными ударами по тонкоголосому гонгу озвучиваются минуты: “Бим!” Наибольшее количество ударов – 32 – можно услышать, если активировать минутный репетир в 12:59.
В названиях некоторых минутных репетиров иногда присутствует словосочетание Grande или Petit Sonnerie (большой бой или малый бой). Это означает, что модель способна сообщать время не только по вашему желанию, но и сама по себе. Часы с функцией большого боя имеют лишь Gérald Genta, F.P. Journe, A. Lange & Söhne, Audemars Piguet, Patek Philippe, Bvlgari, Philippe Dufour, Jaeger-LeCoultre и с этого года Vacheron Constantin и Greubel Forsey.
Вот как выглядит репетир в часах A.Lange Söhne — Lange Zeitwerk Minute Repeater:
Но самое главное в репетирах – количество нот, которые они отбивают по запросу. Великие компании Patek Philippe, Ulysse Nardin, Gérald Genta, Jaeger-LeCoultre и Greubel Forsey создали карильоны с кафедральным боем – то есть часы с четырьмя гонгами, которые могут исполнять мелодию. Четыре гонга – это четыре ноты. Создатели остановили свой выбор на одной из самых известных мелодий в мире, которую исполняют куранты Вестминстерского аббатства: “Ми-до-ре-соль; соль-ми-ре-до”. То есть если вы видите в названии репетира слова carillon или Westminster – перед вами репетир наивысшего класса (обычные имеют два гонга).
Обладание часами с минутным репетиром во все времена демонстрировало высочайший статус и состояние человека. Вспомните Евгения Онегина, которого с бульвара на обед звал недремлющий Breguet:
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Это и помогло им пережить появление и электричества, и люминесцентных циферблатов.
Главная сложность при создании наручных репетиров – небольшой размер корпусов, в которых нужно найти место для резонансной камеры, чтобы звук боя был слышен. Лучшим звукопроводным материалом является сталь, из драгоценных металлов – белое золото. Худший – платина, но именно ее производители чаще всего используют при создании репетиров, очевидно, стремясь подчеркнуть, что им не страшны никакие трудности.
Наибольший вклад в развитие минутных репетиров в последнее время внесли такие гранды высокого часового искусства, как Patek Philippe, Ulysse Nardin и особенно Jaeger-LeCoultre. Эти компании вообще первыми начали выпускать репетиры с четырьмя гонгами и из года в год наращивают свое преимущество.
Ulysse Nardin отличается от прочих производителей репетиров тем, что старается дополнять свои звуковые часы еще и автоматонами (они же жакемары) – движущимися в такт с боем фигурками людей или животных.
Репетиры и сейчас способны производить очень немногие мастера. Например, это главный доход известного независимого мастера Кристофа Кларе. Этот невысокого роста обаятельный человек обслуживает все швейцарские часовые компании, которые не сподобились наладить репетирное производство.
Фотографии: пресс-службы часовых брендов
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Двойная победа Omega: немного о новостях парусного спорта
На прошлой неделе в бухте Вайтемата новозеландского Окленда в 36-й раз был разыгран самый престижный яхтенный приз мира – Кубок Америки. Марка Omega победила “всухую”: она была не только официальным хронометристом 36-го Кубка Америки, но и партнёром победителя – команды Team New Zealand
Итоги 2020 года для марок: минус на минус, или Winners Take It All
Минус 21% в денежном и минус 33% в натуральном выражении – таковы итоги коронавирусного 2020 года для швейцарской часовой индустрии. Но если среднерыночные результаты стали известны ещё в январе, то теперь у нас появилась бесценная возможность посмотреть, как пережили сложнейший период отдельные марки
Иногда известие о сворачивании производства имеет гораздо большую значимость, чем новость о запуске. И сегодня – тот самый случай. Ведь речь идет о, без преувеличения, культовой и мегавостребованной модели, положившей начало целому сегменту роскошных стальных часов
Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите
Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам
GPHG-2020: наша ставка сыграла
12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru
Omega Speedmaster Moonwatch “Silver Snoopy Award”: вездесущий пёсик Снупи и скрытая анимация
Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами
Репетир в часах – звонкий голос вашего времени
Репетир в часах озвучивает биение стрелок. Эта функция относится к престижным опциям. По сути, репетир сообщает вам точное время тогда, когда вы пожелаете, нажав специальную кнопку или же потянув за рычажок. Это и отличает его от часов с боем, которые отбивают каждый час вне зависимости от вашего желания.
Репетир появился гораздо раньше электрического освещения (в 1676 году) и помогал узнать точное время даже в полной темноте на улице. Но почему же эта опция до сих пор используется в современных часах и какую пользу несет владельцу?
История репетира в карманных часах
Репетир в часах – это модуль, отвечающий за звуковое обозначение времени. Несмотря на технологический прогресс, на появление телевидения сверхвысокой четкости (Ultra HD) и 3D-принтеров, это приспособление до сих пор востребовано, точно так же, как живопись или скульптура в классическом стиле. Так происходит потому, что собрать репетир под силу лишь единицам. Устройство является достижением часового искусства. Аксессуары с репетиром, как правило, относятся к категории «Grande Complication», т. е. самой высокой сложности.
Репетир в часах — это сложная функция механизма, благодаря которой часы могут по требованию отбивать время при нажатии на специальную кнопку. Модуль позволяет определять время в темноте, а также будет полезным слабовидящим людям.
Четвертной репетир зародился в 1670-х годах и лишь через 10 лет был запатентован в Англии. А на исходе 17-го века на свет появится получетвертной механизм.
Пятиминутный репетир придумал в начале 18-го века Сэмюэль Ватсон. На разработку минутного репетира ушло больше всего времени. Устройство появилось лишь в 1750-му году.
С момента зарождения репетир в часах относился более к настенным, напольным, каретным и каминным конструкциям из-за крупного размера механизма. Наручные модели появились намного позже.
Сами часы, как правило, помещались в футляр, который, меж тем, не мешал нажатию специальной кнопки или рычага. Репетир настенных часов чаще всего приводился в действие дёрганьем шнура.
Глобальные изменения в устройство внес Абрахам Луи Бреге. Он сконструировал ударный гонг в виде пружины, что позволяло существенно уменьшить габариты часов. До его открытия вместо гонга использовались колокольчики.
В 1780-ых годах Абрахам Луи Бреге создает легендарные часы Queen Marie Antoinette. Модель имела несколько передовых усовершенствований, в том числе минутный облегченный репетир. Можно сказать, что Бреге популяризировал часы с репетиром. К концу 18 века многие представители высшего круга европейского общества стремились обзавестись этим аксессуаром.
В пору своей популярности репетиры стали своеобразным признаком эпохи. Они даже нашли отражение в искусстве. Так, репетир Breguet носил Евгений Онегин из одноименного романа в стихах. Его прообразом стали часы самого великого писателя А. С. Пушкина. За своеобразное звучание ценили репетиры некоторые композиторы, например, Чайковский. Среди политиков известен Черчилль, который не расставался с механизмом, принадлежавшим ранее его деду.
Но популярность репетиров оказалась не долговечной. Вскоре появились спички, которые существенно облегчили процесс зажигания свечей в помещении. Чуть позже получили повсеместное распространение лампы. Чем больше было света вокруг, тем меньшей популярностью пользовались репетиры. Уже не было нужды в темноте справляться, который час. В любой момент можно было зажечь свечу и взглянуть на часы.
Таким образом, репетир часов постепенно становился предметом почитания лишь избранного круга людей. Ситуация усугубилась в 20-е годы прошлого столетия, когда появилось электричество. В этот период часы с репетиром, во многом еще и из-за сложности конструкции, перешли в разряд нишевых и коллекционных. Чаще всего изготавливали карманные модели и только небольшими партиями.
Первая модель наручных часов с репетиром была выпущена швейцарской компанией Audemars Piguet в конце 19-го века. Бренд до сих пор специализируется на производстве подобных аксессуаров. Он работает исключительно в премиальном сегменте.
Удивительно, но этот не совсем нужный механизм спас многие швейцарские компании от кризиса в 1970-е годы. Швейцарские бренды издавна специализируются на производстве роскошных аксессуаров премиального класса. Спрос на их продукцию переживал взлеты и падения. Модели с репетиром позволили многим компаниям остаться на плаву во время кризиса, разразившегося в конце 20-го века. Они стали магнитом, предназначенным лишь для избранных.
Современный репетир в часах
Сложность репетира зависит от того, какие временные интервалы он может озвучивать: час, четверть часа, пять минут, минуту. Самый высокотехнологичный механизм – минутный репетир, т. к. в нем больше всего деталей, которые удалось разместить в сильно ограниченном пространстве.
Преимущество часов с репетиром перед устройствами с боем в том, что они подают сигнал только по требованию владельца, т. е. после нажатия кнопки. Просто так, без предупреждения, часы звонить не будут.
Само устройство состоит из двух частей – часовой и репетирной. Заводных барабанов тоже два. Каждый из них питает энергией свою половину механизма. Гонги – это проволочные кольца. Они намотаны несколькими витками вокруг механизма. По ним бьют маленькие молоточки. Так рождается звучание репетира.
Также есть блоки деталей, которые называются «улитки». Они связаны с соответствующими колесиками часового механизма и отвечают за определение времени. Когда нажимается активатор репетира, рычаги узнают от своих «улиток», сколько ударов нужно отбить. Затем начинает раскручиваться центрифуга. Она заряжает энергией молоточки, которые отбивают по гонкам нужное число ударов.
Некоторые модели с минутным репетиром могут сообщать время как по требованию, так и сами по себе.
При создании наручных часов с репетиром основная сложность заключается в том, чтобы при небольшом размере корпуса найти место для резонансной камеры. Камера нужна для того, чтобы звук был слышен снаружи. Лучше всего звук проводит сталь и белое золото. Хуже всего – платина, но именно ее зачастую используют производители устройств, стремясь подчеркнуть свой статус и технологичность.
Отдельную группу часов с репетиром составляют модели с жакемарами. Это изображения на циферблате, которые двигаются в такт ударов гонга.
Принципы работы репетира в часах
Как уже говорилось, репетир – это очень сложный механизм. К тому же, нужно много места для резонансной камеры, иначе звук не будет слышен снаружи корпуса. Из-за всех этих трудностей часы с репетиром производят лишь избранные компании, представляющие высокое часовое искусство.
Репетир в часах находится под циферблатом. Чуть ниже размещаются гонги. Они похожи на гитарные струны и опоясывают собой весь механизм.
Репетир активизируется нажатием специального рычага. При этом натягивается независимая спиральная заводная пружина. Рычаг, как правило, размещается в районе 9 часов.
Нельзя сравнивать заводы репетира и часового механизма. Они имеют существенные отличия друг от друга. Заводная пружина часового механизма постепенно раскручивается до тех пор, пока часы полностью не остановятся. А репетирная струна постоянно заведена, т. е. находится в неослабевающем напряжении, ведь для ударов в гонг нужно много энергии.
Когда человек нажимает на рычаг завода репетира, он лишь чуть-чуть сокращает пружину (добавочный взвод). Затем струна начинает немного разворачиваться, приводя в работу ударный механизм, после чего вновь фиксируется сложной системой передач и рычагов.
Создавая репетир, мастера часового искусства столкнулись с двумя основными проблемами:
Как определить продолжительность дополнительного взвода пружины?
Как заставить молоточки механизма отбивать нужное время?
Гребенка — это зубчатая деталь. Приводится в движение заводной пружиной.
Когда струна начинает расправляться, она поворачивает гребенку. Зубцы последней, в свою очередь, заставляют молоточки бить по гонгам. В итоге раздается мелодичный звон.
Улитка — это ступенчатая округлая деталь, действительно по внешнему виду несколько похожая на моллюска. Ее заставляют двигаться стрелки часов. Следовательно, улитка находится в постоянном вращении в одном направлении.
Благодаря своей форме улитка ограничивает угол поворота гребенки. При заводе улитка ограничивает перемещение гребенки. При этом она находится в положении, соответствующем текущему времени. Поэтому молоточки отбивают ровно столько ударов, сколько нужно.
Таким образом, основная задача гребенки – дать импульс молоточкам бить в гонг, а улитки – вовремя остановить перезвон. Гребенка жестко связана с заводной пружиной, в улитка – со стрелочным механизмом. Последняя ограничивает собой поворот первой.
Четвертная улитка работает по одночасовому циклу, т. е. она крепится к валу минутной стрелки. Эта деталь оснащена четырьмя поднимающимися концентрическими уступами, по количеству четвертей в часе.
Часовая улитка работает по двенадцатичасовому циклу и крепится на валу двенадцатиконечной звездочки. После полного оборота улитка толкает зубец звездочки, после чего обе детали поворачиваются на 30 градусов, а затем фиксируются.
Часовая улитка действительно своей формой похожа на этого моллюска, т. к. имеет двенадцать концентрических выступов.
Минутная улитка должна была работать по пятнадцатиминутному циклу, но часовые мастера усовершенствовали механизм. Они придумали деталь с четырьмя лучами, на каждом из которых размещалось четырнадцатью уступов. Благодаря этой хитрости минутная улитка разместилась на минутном валу вместе с четвертной и стала работать на часовом цикле.
Таким образом, получается, что все улитки находятся в постоянном круговом движении, которое соответствует ходу часов. В отличии от них, гребенки поворачиваются только в момент активизации репетира, т. е. взвода его пружины. И это перемещение крайне мало.
Собирая часы, мастер сначала устанавливает репетир. Стрелки часового механизма размещаются в самую последнюю очередь, т. к. их позиция зависит от правильного расположения улиток.
Секреты мастерства
Что такое минутный репетир?
Patek Philippe 5078G
Репетир – модуль сложной функции механических часов, по требованию отбивающий время при нажатии на кнопку или смещении переводного рычага. Существуют различные виды репетиров, отбивающие время с разной степенью точности. Простые четвертные репетиры отбивают часы и четверти часа, минутные репетиры отбивают время с точностью до минуты, издавая звуки разной тональности для обозначения часов, четвертей часа и минут.
Изобретенные до широкого распространения электричества репетиры позволяли определять время в темноте, а также использовались слабовидящими людьми. В настоящее время минутный репетир является одним из самых сложных механизмов репетира. Эти редкие шедевры высокоточной механики высоко ценятся коллекционерами и поклонниками часового искусства.
Прослушайте отбиваемый репетиром сигнал точного времени
Просмотр видеоролика: Бой по требованию
Минутные репетиры издают звуки трех видов: часы, как правило, отбиваются в низкой тональности; четверти часа – в двух тональностях; а минуты – в высокой тональности. Например, в 02:49 минутный репетир двумя ударами в низком регистре пробьет два часа, три двойных удара обозначат 45 минут, а четыре удара в высоком регистре – четыре минуты.
Время отбивается миниатюрными стальными молоточками по звучащим в разной тональности гонгам – согнутым в круг стальным пружинам, размещенным по внутреннему периметру корпуса. Ударный механизм с крошечными колесиками, гребенками, улитками и кулачками замысловатой формы превращает минутный репетир в одну из самых совершенных сложных функций.
Модели с минутными репетирами считаются самыми сложными часами в мире, они относятся к категории часов с боем, ставших воплощением богатейшего часового наследия.
История создания минутных репетиров берет свое начало в XVII веке. Первыми образцами часов с боем стали «ночные» репетиры, отбивающие часы глухими, беззвучными ударами по корпусу, которые можно было почувствовать, только держа часы в руках. Это позволяло царедворцам, среди которых такие часы были особенно популярны, во время утомительных приемов и королевских советов незаметно определять время, держа руку в кармане, и, таким образом, не рискуя оскорбить монарха.
Со временем колокольчик, обычно прикрепленный с внутренней стороны к задней крышке часов, был дополнен ударным молоточком: именно так были созданы первые часы с боем. Технический прогресс позволил создать репетиры, отбивающие не только часы, но также четверти, получетверти часа и пятиминутные промежутки.
Первые образцы минутных репетиров появились в середине XVIII века. В конце XVIII века А. Л. Бреге разработал механизм, который отбивал часы, четверти часа и минуты, заменив колокольчики комплектом гонгов из скрученной в спираль проволоки, звучащих в разной тональности и занимающих гораздо меньше места. К концу XIX века механизм минутного репетира был значительно усовершенствован и доработан до используемой в настоящей момент конфигурации.
Для создания механизма минутного репетира требуется более 100 уникальных деталей, каждая из которых изготавливается с оптимальной точностью. Только опытным высококвалифицированным мастерам под силу интегрировать минутный репетир в карманные часы, в случае с наручными часами задача значительно усложняется. В корпусе меньшего размера миниатюризация и без того чрезвычайно маленьких деталей должна быть доведена до предела.
Чтобы осуществить сборку минутного репетира, занимающую от 200 до 300 часов, требуется высокий уровень мастерства и уникальные навыки, на овладение которыми уходит несколько десятилетий. Высокотехнологичный процесс, в ходе которого должны быть учтены многочисленные тонкости, основан на строгом научном подходе.
На завершающем этапе тщательно проверяется качество звука. Нет двух часов с абсолютно схожим звучанием. Бой двух одинаковых моделей с корпусом из одного и того же металла будет слегка различаться, поскольку он так же индивидуален, как отпечатки пальцев у людей.
В начале 1960-х годов технологии создания минутных репетиров были практически полностью утеряны. Тем не менее, в 1989 году, по случаю 150-летнего юбилея компании, Филипп Стерн, занимавший в тот момент должность президента Patek Philippe, решил возобновить производство репетиров, пополнив ими коллекцию наручных часов.
Специалисты подразделения НИОКР Patek Philippe на протяжении целого ряда лет усердно разбирали и изучали старинные образцы, стараясь в прошлом найти подсказку для создания новаторских минутных репетиров будущего.
На протяжении всего этого периода президент компании лично прослушивал бой многочисленных старинных минутных репетиров. Это позволило ему понять, что являющиеся квинтэссенцией часового искусства минутные репетиры наиболее подвержены критике. По его словам, «даже если человек ничего не понимает в часовом искусстве, он всегда может отметить несовершенство звука».
Несколько лет компания Patek Philippe в сотрудничестве с Федеральной политехнической школой Лозанны (EPFL) и Женевской инженерной школой занималась поиском совершенного звука. Проводились эксперименты с разными сплавами, тщательно подбирались составы для создания гонгов Patek Philippe с оптимальным качеством звучания.
Семейная часовая компания Patek Philippe неизменно находится в авангарде производства минутных репетиров, каждый из которых президент компании прослушивает лично. Patek Philippe также предлагает обширную коллекцию моделей серийного производства, что гарантирует компании лидирующее положение среди производителей часов со сложными функциями.