Миропомазание в православии что это такое простыми словами
Таинство миропомазания
Что такое миропомазание в церкви? Таинство миропомазания — это дар Духа Святаго, вселение Духа Святого лично в человека. Подробнее об этом — в нашей статье!
Таинство Миропомазания
Чинопоследование Таинства Крещения плавно перетекает в последование Таинства Миропомазания. В Таинстве Миропомазания на крещенного человека нисходит Святой Дух. Миропомазание есть «исполнение» Крещения – как его восполнение и как его реализация.
Принять дар Святого Духа, воспринять совершенное призвание члена Церкви Христовой может только тот человек, истинная природа которого уже восстановлена во Христе: именно поэтому Крещение и предшествует Миропомазанию. Миропомазание – это, с одной стороны, дар Духа Святаго, вселение Духа Святого лично в человека, а с другой – духовные благодатные дары, подающиеся как духовная пища. Любому младенцу для его физического роста необходима материальная пища. Для духовного же роста «новорожденного» христианина, возрожденного в крещальной купели человека, нужна духовная пища, действие благодати Божьей: насыщающей, вскармливающей,
Получаемый в Миропомазании Дар Святого Духа – это то, что не может принадлежать тварной человеческой природе. Человек был сотворен для того, чтобы в своем совершенствовании при помощи Божьей и по Его милости стяжать этот дар – как осуществляющийся союз любви между Творцом и Его творением, достигнув через это обожения.
История и чинопоследование Миропомазания
В древней Церкви Миропомазание внешне выглядело совсем не так, как сегодня. Апостолы начали возлагать на крестившихся руки – возложение рук и стало способом дарования Духа Святого. Впоследствии установилась практика низведения Духа через помазание миром (сложным освященным составом из различных ароматных веществ), которое освящалось предстоятелем Церкви; помимо всего прочего, такой обычай стал выражением идеи единства Церкви под священной богодарованной властью епископа.
В католической традиции Таинство Миропомазания (конфирмация) оказалось отделенным во времени от Таинства Крещения и совершается епископом над людьми, достигшими отроческого возраста (так называемого «возраста распознавания»). Следует заметить, что конфирмации здесь предшествует совершаемое священником своего рода предварительное помазание миром младенцев сразу после их Крещения; вместе с тем это помазание не считается Таинство м и в католической традиции представляет собой лишь залог будущего «взрослого» Миропомазания.
Известно, что, в отличие от запада, в православной восточной традиции помазание миром как Таинство уже в III веке совершалось сразу же после Крещения.
Миро – это сложный благовонный состав. В ветхозаветной истории миро употреблялось Моисеем для освящения скинии, миром был помазан Аарон, первосвященники и пророки помазывались на вступление в служение Господу. Первый древнейший состав мира был указан Моисею Самим Богом (Исх. 30). При этом миро Самим Богом было названо «святыней» (Исх. 30, 32). В том ветхозаветном миропомазании, конечно же, еще не было полноты Божественного присутствия, которая была явлена в Миропомазании христианском. Ветхозаветное помазание – это прообраз христианского Миропомазания.
Подготовлено по материалам книги П.Ю. Малкова «Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви», лекций по Литургическому Преданию прот. Владимира Воробьева.
Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием… Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.
Миропомазание
Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.
Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”.
Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.
Елеосвящение (Соборование)
Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его.
Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.
В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.
Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.
Елеопомазание
Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.
Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.
Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.
Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».
Миропомазание
Миропома́зание – это Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела подаются особые дары Святого Духа, для укрепления его в духовной жизни, на его христианском пути.
Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после Таинства Крещения, как бы, условно, составляя с ним один богослужебный чин. Церковные каноны говорят об этом следующее: «Подобает просвещаемым по крещении быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками царствия Божия» (48 правило Лаодикийского собора).
Установление Таинства восходит к временам апостолов. В то время каждый вновь крещеный получал дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. В книге Деяний рассказывается, как апостолы Петр и Иоанн возложили руки на самарян, для того чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян.8:16). Сошествие Святого Духа иногда сопровождалось явными и ощутимыми действиями благодати: люди получали дар говорить на незнакомых языках, пророчествовать, творить чудеса, подобному тому, как это было с апостолами в день Пятидесятницы. Впоследствии, когда желающих стать христианами стало очень много из-за того, что епископ не мог лично встретиться с каждым новокрещеным, возложение рук было заменено помазанием святым миром и стало преподаваться пресвитерами.
В Таинстве Миропомазания подается Божественная благодать для нашего духовного возрастания, приобщает человека к жизни Церкви и делают возможным полноценное христианское участие человека в других Таинствах. «Во-первых, как через Крещение мы возрождаемся, так через помазание святым миром мы делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: “Он спас нас чрез омовение возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего” ( Тит.3:5-6 ). Во-вторых, силой Святого Духа мы становимся настолько твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда нашей душе» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 105). Свт. Иннокентий Херсонский так объясняет смысл Таинства: «В Крещении человек начинает жить, но младенец только живет, без правильной деятельности. То же был бы и христианин при одном Крещении; для этого установлено Богом Миропомазание, через которое сообщается крещеному сила действовать и вместе с тем дается правильное направление его действиям». Помазание частей тела сопровождается словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Согласно «Пространному христианскому катехизису», «помазание чела означает освящение ума, или мыслей. Помазание персей – освящение сердца, или желаний. Помазание очей, ушей и уст – освящение чувств. Помазание рук и ног – освящение дел и всего поведения христианина».
Может ли это Таинство быть повторено?
Согласно указанию Православного исповедания Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, «это Таинство не может быть повторено снова, кроме как над теми, кто, отрекшись от имени Христа, вернется [к исповеданию истинной веры]» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 105). Также оно совершается над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, не имеющих апостольского преемства рукоположений, в соответствии с одним из способов их присоединения. См. Присоединение к Православной Церкви.
Является ли помазание миром на царство повторением Таинства Миропомазания?
Данный обычай не является повторением или «усилением» Таинства Миропомазания. Он возник в православной традиции в Византийской империи в Средневековье, под латинским влиянием, в подражание ветхозаветному обычаю помазания царей маслом. Только на Руси чинопоследование включило в себя обычное для Таинства Миропомазания упоминание «печати дара Духа Святаго».
Почему обращающийся от отступничества только помазывается миром, но не перекрещивается?
По словам свт. Симеона Солунского, «крещение сообщает человеку бытие о Христе, а миро – жизнь, согласную с волею Христа, дыхание, святыню и запечатление. И, как умным силам – Ангелам первоначально дано было бытие и безсмертие, некоторые же из них пали, и, хотя по своей невещественной природе живут, но живут не по Бозе и не имеют в себе ни чистоты, ни божественной печати, ни богоподобия, ни благодати, будучи врагами Божиими, сосудами тьмы и чуждыми Богу: так бывает и с людьми. В крещении они получают благодать воскресения Христова и нетления, и облекаются во Христа, а в миропомазании получают Его освящение и печать Духа. Если же которые-нибудь из них сделаются отступниками: то такие удерживают во Христе бытие, во время оно воскреснут и сделаются нетленными, только уже лишаются и святыни, и благодати Духа, и будут осуждены вместе с демонами: потому что, как одно рождение плотское, так одно и рождение духовное. Потому оскверняющие последнее рождение, по обращении, уже не возводятся на священные степени. Но нечестивые, обратившись к вере и получив крещение, как получившие чрез божественное омовение отпущение всех грехов, если окажутся достойными, вступают в священный сан. Что же касается до падших после крещения: то по раскаянии они принимаются без крещения, так как оно одно и одно отпущение грехов по благодати, но священнодействовать, или принимать священство, уже не могут. Таким образом отступника следует принимать: потому что людям дано здесь покаяние из снисхождения к слабости и немощи плоти; и мы, при его раскаянии пред Богом, священными молитвами разрешаем его, и божественную печать и освящение, которыми он злоупотребил, обновляем опять божественным миром, обновляясь в нем сами. Того же просил и Давид, после своего греха, и чрез покаяние получил. “И дух прав, – говорил он, – обнови во утробе моей” (Пс.50:12). Но крещения мы не повторяем: потому что оно – одно и одно отпущение благодати; в другом же случае бывает отпущение покаяния за слезы».
Миропомазание
§ 144. Понятие о таинстве. Установление его
Миропомазание есть такое таинство, через которое подается крестившемуся Дух Святый, раздельнее, – в котором, «при помазании освященным миром частей тела во имя Св. Духа, подаются дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной» (Катих.), т. е. сообщающие ему силы постепенно усовершаться в духовной жизни и всегда сохранять и исповедовать веру в И. Христа.
II. В евангелиях нет такого прямого указания на заповедь Спасителя относительно миропомазания, какое есть о крещении. Однако, в учении Спасителя об имевших излиться на верующих по Его прославлении дарах Св. Духа и особенно в свидетельствах апостолов о преподаянии ими крещенным Духа Святаго даются твердые основания для верования церкви, что миропомазание есть особое богоустановленное таинство.
И. Христос всех жаждущих спасения призывал к Себе и всем верующим обещал дары Св. Духа. В последний день великий праздника, – свидетельствует ев. Иоанн, – стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет! Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Его же хотяху приимати верующие во имя Его: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен ( Ин.7:37–39 ). Эти слова Спасителя содержат обетование об учреждении таинства миропомазания.
Из книги Деяний ап. видно, что апостолы преподавали верующим вслед за крещением их Духа Святаго через особое видимое посредство. Так, вскоре по сошествии Св. Духа слышавше, иже во Иерусалиме апостоли, яко прият Самария слово Божие (проповеданное Филиппом), послаша к ним Петра и Иоанна, иже сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго. Еще бо ни на единого их бе пришел, точию крещени бяху (Филиппом) во имя Господа Иисуса. Тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго ( Деян.8:14–17 ). Ап. Павел во время путешествия своего по странам малоазийским прииде во Ефес, где встретил учеников Иоанна Предтечи, которые крестились только Иоанновым крещением, и рече к ним: аще убо Дух Свят прияли есте веровавше? Они же реша к нему: но ниже аще Дух Святый есть, слышахом. Рече же к ним: во что убо крестистеся? Они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя, да во Грядущаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса. Слышавше же крестишася во имя Господа Иucyca; и возложшу Павлу на ня руце, прииде Дух Святый на ня, глаголаху же языки и пророчествоваху ( Деян.19:2–6 ). Ап. Петр говорил к народу в день Пятидесятницы; покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иucyca Христа во оставление грехов, и приимете дар Св. Духа ( Деян.2:38 ). Из этих свидетельств очевидна богоустановленность и отдельность от крещения таинства сообщения даров Св. Духа, т. е. священнодействия, называемого миропомазанием. Апостолы стали совершать это священнодействие вскоре же после Пятидесятницы, и так как они в устроении церкви не делали ничего от себя, а исполняли волю И. Христа, то, конечно, приняли ясную заповедь от Господа о сообщении даров Духа через это таинство. Но когда именно Господь дал такую заповедь ученикам Своим, в Писании не указано. Нужно думать, что Господь установил это таинство, когда по воскресении являлся ученикам Своим и учил их тому, яже о царствии Божии.
Со свидетельствами о преподаянии верующим Св. Духа через рукоположение, находятся в Писании довольно ясные указания на употребление помазания, как другого видимого знака для преподаяния верующим Св. Духа после крещения. Так, ап. Иоанн пишет: вы помазание ( χρίσμα ) имате от Святаго и весте вся… И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не mpeбyeme, да кто учит вы но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть и несть ложно; и якоже научи вас, пребывайте в нем ( 1Ин.2:20, 27 ). Подобно этому говорит ап. Павел: извествуяй же ( βέβαιων – утверждающий) нас с вами во Христа и помазывый ( χρίσας ) нас Бог, Иже запечатле нас и даде нам обручение Духа в сердца наша ( 2Кор.1:21 ; сн. Еф.4:30; 1, 18 ).
§ 145. Видимая сторона таинства. Невидимые его действия
I. Чинопоследование таинства миропомазания, как совершаемого в связи с крещением, по обрядовой своей стороне просто и несложно. Совершитель таинства (обычно священник) произносит молитву, в которой просит Господа Бога, Источника благих, даровать новокрещенному «печать дара Духа Святаго» и «причащения святаго тела и честные крове Христовых», сохранить его в преподанном ему освящении и утвердить в правой вере, а затем крестообразно помазует разные части тела святым миром, с произнесением при каждом помазании: «печать дара Духа Святаго, аминь». Существенными принадлежностями и действиями, составляющими видимую сторону таинства, таким образом являются: 1) употребление установленного вещества для таинства, – св. мира; 2) молитва о ниспослании Св. Духа; 3) помазание св. миром и 4) совершительные слова при помазании св. миром.
1. Веществом для таинства миропомазания должно быть миро, освященное епископами. При этом, признавая миро, как единственное вещество для таинства, православная церковь во все времена признавала и признает его учреждением апостольским, а по началу – божественным.
Правда, апостолы совершали низведение Св. Духа на крещаемых через возложение рук, но в апостольское же время было употребляемо для той же цели и помазание миром или елеем. Более оснований полагать, что обе эти формы – руковозложение и помазание употреблялись не одновременно, а что руковозложение было заменено самими же апостолами, по наставлению от Духа истины, миропомазанием крестившихся. Что такая замена или введение помазания совершено апостолами или по их распоряжению и согласию, это предполагается апостольскими же свидетельствами о запечатлении крещеных помазанием от Святаго. Никто из преемников апостолов, получивших от них завещание хранить и устные и письменные их предания ( 1Тим 6, 20 ; 2Сол 2, 15 ), и не решился бы самовольно допустить такую замену. В древне-церковных же памятниках установление помазания миром для низведения Духа Святаго прямо усвояется апостолам (напр. Пост. ап. III, 16–17. О церк. иер. IV, 1). – Чем была вызвана перемена в обрядовой стороне таинства сообщения даров Св. Духа? Низводить на крестившихся Св. Духа могли одни апостолы ( Деян.8:12–18 ). Это было возможно для них при начале христианства, когда крестившихся было еще не так много. Но с распространением христианства как сами апостолы, так и их непосредственные преемники – епископы, не могли являться повсюду, чтобы вслед за крещением низводить Св. Духа на всех крестившихся через возложение рук. А потому, может быть, и изволися Духу Святому, обитавшему в апостолах, заменить возложение рук апостольских на крестившихся другим, более удобным действием, – миропомазанием, так, чтобы освящение мира было совершаемо самими апостолами и после их кончины – епископами, а помазание священнвым миром крестившихся предоставлено было и всем пресвитерам. Допустимо при этом и другое предположение. Руковозложение употреблялось и при поставлении на церковные должности. Отсюда, естественно, мог возникнуть вопрос: в чем же должно состоять различие между рукоположением, как поставлением на степени священства, и рукоположением, как сообщением благодатных даров, необходимых для утверждения в христианской вере и жизни? Нельзя ожидать, чтобы апостолы сами не устранили подобных недоразумений, или, по крайней мере, не дали ответа на подобный вопрос. Таким образом, естественно, что на перемену формы миропомазания вызвало апостолов подобное соображение. Именно же миро, а не какое-либо другое вещество могло быть избрано потому, что помазание миром соответствовало своему ветхозаветному прообразу. В Ветхом Завете помазывали священным миром священников и царей, каковое достоинство в общем смысле усвояется апостолами и христианам (1 Пет 2, 9; Откр.1:6; 20, 6 ).
Миро, необходимое для таинства, должно быть освященным. Власть и право освящения мира постановления древних соборов усвояют исключительно епископам, «яко преемникам апостолов, которые сами совершали рукоположение для подаяния даров Св. Духа» (Катих.); «совершения мира да не творит пресвитер» (Карф. 6 пр.). Пресвитеры совершают таинственное помазание уже освященным епископами миром.
2. Помазанию освященным миром предшествует молитва о ниспослании крещеному Св. Духа. Молитва, как необходимая часть миропомазания, входила в чин совершения таинства и при апостолах. Апп. Петр и Иоанн, готовясь совершить его над новокрещенными в Самарии, прежде всего помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго. Употребление молитвы, предваряющей помазание, было обычным и в древней церкви. В «Постан. апост.» приводится и самый образец древней молитвы при миропомазании, причем замечено: «в этом (т. е. в молитве, произносимой совершителем таинства) состоит сила возложения рук на каждого» (VII, 43–44).
3. По молитве совершитель таинства «помазует крестившагося святым миром, творя креста образ: на челе и очесех, и ноздрех, и устех, и обоих ушесех, и персех, и руках и ногах» (Требник). Помазание всех главнейших частей тела узаконено было на Вселенских Соборах (II Всел. 7 пр.; VI Всел. 95 пр.). Понятно, почему церковь ввела помазание всех частей тела. Через миропомазание сообщаются крещеным различные дары Св. Духа Божия ( Ис.11:2–3 ), необходимые для просвещения их в истинах веры и возрастания в жизни по духу ее, а не один какой-нибудь из них, равно и в освящении имеет нужду все существо человека. А потому и запечатлевать миром надлежит не одну какую-нибудь часть тела у крещеного, но все главнейшие его части, как орудия всех сил и способностей души. Помазание каждой части имеет свое знаменование: так, «помазание чела значит в особенности освящение ума и мыслей, помазание персей – освящение сердца, или желаний, очей, ушей и уст – освящение чувств, рук и ног – освящение дел и всего поведения христианина» (Катих.).
II. Через видимое действие помазания миром очищенному от грехов в крещении подается Дух Святый с Его благодатными дарами, необходимыми для возрастания и укрепления в жизни духовной. Так, когда апп. Петр и Иоанн с молитвой возложили на крещеных Филиппом самарян руки свои, они прияша Духа Святаго. Возложшу Павлу на учеников Иоанновых руце, прииде Дух Святый на ня. Под именем Духа Святаго, Которого приняли самаряне и ученики Иоанновы, обыкновенно разумеется в Писании Дух, совершенствующий каждого верующего в жизни духовной, – вообще благодать Божия ( Рим.5:5–8 ; Гал.5:22 ), необходимая для всех крещеных, а не для некоторых лишь, почему и возложение рук или помазание для низведения Духа благодати совершалось над всеми крещеными. Но часто в церкви апостольского века сообщение Духа благодати соединялось с чрезвычайными проявлениями Духа ( φανέρωοις Πνεύματος ) в принявших Духа благодати, т. е. в необычайных дарованиях ( χαρίσματα ), как, напр., дар языков и пророчества в учениках Иоанновых. Но чрезвычайные дарования Духа тогда были необходимы по особым обстоятельствам времени, почему Духу Святому изволися в известных случаях обнаруживаться в чудесных внешних явлениях, однако не всегда и не на всех, на которых апостолы возлагали руки. Ап. Павел внушает ефесским христианам: не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся ( εσφραγίσθητε ) в день избавления ( Еф.4:30 ), т. е. день крещения. В этот же день ефесские христиане получили печатление Духом Божиим. Это печатление – вселившийся в них Дух Святый, и Его не должно оскорблять. Запечатление Духом в день избавления (от грехов) делает верующих храмами Духа Божия: храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас, – говорит апостол о христианах; – аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог; храм бо Божий свят есть, иже есте вы ( 1Кор.3:16–17 ). Дух Божий, вселяющийся в сердца верующих, содействует соделанию ими своего спасения, взращает и укрепляет силы, сообщенные тайным действием крещения.
В частности, ап. Иоанн плодом действия Духа, сообщаемого в миропомазании, представляет обширное просвещение ума верующих, когда говорит: и вы помазание имате от Святаго и весте вся… яко то самое помазание учит вы. Слова апостола не то означают, будто помазание Духа открывает всякому непосредственно все нужное для спасения и делает ненужным внешнее научение (что явно противоречило бы всему посланию, как предлагающему поучение, убеждения и предостережения помазанным, и в частности 2, 24–25), а показывает только, что внешнему научению истине (преподанному исперва) оно сообщает свидетельство истины и силу. Слово учения само по себе мертво, а внутреннее помазание Духа сообщает ощущение Господней истины в этом слове, шире открывает сердца и умы людей к восприятию его, укрепляет нравственные силы к осуществлению учения в жизни, отвращая вместе с этим от учения лживого, антихристианства. Ап. Павел усвояет действию помазания (в словах: извествуяй нас с вами во Xpucma и пр.) утверждение в вере во Христа и вообще в благочестии.
§ 146. Неповторяемость таинства миропомазания: Помазание царей на царство
I. Миропомазание запечатлевает верующих печатию дара Духа Святаго, и так как запечатлевающий через это таинство и дающий обручение Духа в сердца наши есть Бог, а Он верен пребывает, – отрещися бо Себе не может ( 2Тим 2, 13 ), то таинство миропомазания, как и крещение, всегда признавалось церковью и ныне признается неповторяемым. Даже отпадшие от христианства в иудейство, магометанство, язычество, отступившие от православной церкви в расколы и ереси, возвращаются к православной церкви не будучи помазываемы, – через покаяние с отречением от своих заблуждений. Через миропомазание же присоединяются лишь те, которые, получив правильное крещение, не были миропомазаны, как, напр., лютеране, кальвинисты и вообще все, не имеющие у себя законного, по преемству от апостолов, священства и таинства миропомазания, равно и те из римских католиков, армян и наших раскольников, которые до обращения к православию не миропомазаны законными епископами или пресвитерами (сн. II вс. с. 7 пр.; VI вс. с. 95 пр.).
II. В православной церкви совершается миропомазание св. миром царей при венчании их на царство, подобно тому, как помазываемы были цари елеем святым в церкви Ветхозаветной, почему и назывались христами или помазанниками Божиими ( Пс.88:21 ; 1Цар 10, 1; 12, 3. 5; 24, 7 и др.). Это миропомазание не есть особое таинство (в строгом смысле), ибо имеет одно основание с общим таинством миропомазания и одинаковый образ, и, во всяком случае, православная церковь признает только семь таинств. Оно не есть и повторение того же таинства, ибо имеет исключительное значение и употребление. Оно есть высшая степень сообщения даров Святаго Духа, потребных для особенного, высокого и трудного служения, служения царственного, подобно тому, как и в таинстве священства, имеющем степени, рукоположение вновь и вновь совершает служителей веры для высших служений, но рукоположение при возведении на высшую степень иерархии не является повторением рукоположения, совершенного при поставлении на низшую степень того же служителя церкви. В молитвах, употребляемых при совершении венчания православных царей на царство, испрашивается сугубый Дух на главу народов.
§ 147. Особенности инославных исповеданий в учении о миропомазании
I. Особенности учения р.-католической церкви о таинстве миропомазания касаются видимой стороны этого таинства, именно: 1) совершителя таинства, 2) способа его совершения и 3) времени и лиц, т. е. когда и над кем следует совершать это таинство.
1. Римская церковь учит, что обычным совершителем (Ordinarius minister) таинства миропомазания (confirmatio) может быть и должен быть епископ, пресвитеры же если и могут быть его совершителями, то лишь в особенных, исключительных случаях (ministri extraordinarii). Усвоение права совершать таинство одним епископам с лишением или ограничением права на то же пресвитеров есть позднейшее на западе узаконение, Тридентским собором, огражденное даже анафемой (Sess. VII. De confirm. c. III). В древности власть совершать миропомазание принадлежала не только епископам, но и пресвитерам (Пост. ап. VII, 22. 43 и 44). Так было не на Востоке только, но и на Западе. Утвердился новый обычай на всем Западе только, разве в IX в. Патр. Фотий писал, что «миропомазанных (в Болгарии) пресвитерами латины не убоялись снова миропомазывать, баснословя, будто миропомазание от пресвитеров бесполезно и недействительно, и через то преестественные и божественные таинства христианские обратили в cовершенные пустяки и громко над ними посмеиваются» (Окр. посл. 6). Узаконение его находится в связи с идеей папского главенства и стремлением видимо выразить преимущества пап над епископами, епископов над пресвитерами, в соответствие тому, как иерархия вообще возвышена над верующими – мирянами. Защитники этого папского узаконения не представляют достаточных оснований для него. Обычнее ссылаются в этом случае на то, что самаряне, крещеные Филиппом, были запечатлены Духом Св. через возложение рук не Филиппа, а самих апостолов – Петра и Иоанна ( Деян.8 гл.), и что над крестившимися ефесянами совершено было руковозложение не кем-либо другим, a ап. Павлом (19, 6). Ho из этих случаев не следует, что апостолы были единственными и исключительными совершателями этого таинства и что не совершали этого таинства другие лица, получившие от них на то через рукоположение полномочие, и в частности – пресвитеры. Что же касается низведения Св. Духа на самарян апостолами, а не Филиппом, то еще древними дано объяснение этого. «Почему они (самаряне), – спрашивает Златоуст, по крещении не получили Духа Св.? и отвечает: потому что он (Филипп) сам не имел этого дарования, так как был из числа седьми» (На Деян.Бес. XVIII, 2).
2. Особенности Римской церкви в способе совершения таинства миропомазания состоят в том, что епископ совершает возложение рук (или одной руки) на конфирмуемого при призывании на него Духа Святаго, за сим помазует его и помазует одно чело, а другие знаменательные органы чувств и деятельности человека остаются не запечатленными св. миром. При помазании чела произносятся слова: «знаменую тебя N знамением креста и укрепляю (confirmo) миром спасения, во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь». Затем, епископ ударяет помазанного слегка по ланите, говоря: «мир с тобою!» (Cat. rom. p II, с. 111). Употребление возложения рук для возведения Св. Духа, конечно, освящено примером апостолов. Но главным и необходимым при совершении миропомазания древняя церковь признала св. миро и помазание им и, без сомнения, потому, что самими апостолами руковозложение заменено было помазанием. Поэтому употреблять при совершении таинства и возложение рук неуместно. Помазывание при конфирмации одного только чела есть позднейший обычай, утвердившийся постепенно. В древности на западе священники могли совершать полный чин миропомазания и обычно совершали непосредственно вслед за крещением, но потом священникам стали предоставлять лишь право помазывать св. миром крещеным младенцам очи, уста, руки, перси, а помазание чела, ради особенного возвышения епископского сана, предоставили епископам. Мало-помалу священническое помазание стало терять значение в глазах народа; епископское помазание обставлено было особенной торжественностью и ему исключительно усвоили значение таинства. Помазание епископом всех частей тела при совершении таинства над возрастными христианами не представляло и удобства, и потому удержалось при помазании лишь помазание чела. Так по побуждениям не высокого качества, ради увеличения внешних преимуществ епископского сана, Римская церковь видоизменила древний способ совершения таинства с помазанием всех частей тела, лишив при этом пресвитерское помазание сакраментального значения. Слова, произносимые ныне в Римской церкви при совершении таинства – «знаменую тебя» и пр. не имеют за собой авторитета священной древности (утвердилась такая формула уже ко времени XV в.). Кроме того, она не обозначает сущности таинства миропомазания и его внутреннего значения, состоящих в утверждении миропомазуемого в благодатных дарах Св. Духа. Об обычае же ударять помазуемого по щеке думают, что этот обычай, утвердившийся в средние века, взят из обрядов рыцарского посвящения.
3. Таинство миропомазания преподается в Римской церкви отдельно от крещения, и при том спустя более или менее значительное время. Отделение миропомазания от крещения по времени совершения вызывалось предоставлением права совершать конфирмацию лишь епископу, так как епископу, даже и не в обширной епархии, нельзя присутствовать при крещении каждого младенца. Чтобы придать этому нововведению благовидность, позднее стали определять возраст, ранее которого нельзя будто бы приступить к этому таинству (7–12 л. от рождения) и требовать особенного приготовления к принятию этого таинства – предварительного усвоения истин веры христианской. В настоящее время совершение епископами конфирмации обычно приурочивается к объездам епископами своих епархий. Вследствие же нечастых объездов епископских и разных случайных обстоятельств и в наши времена случается, что многие р.-католики доживают до старости и умирают, не принявши печати дара Духа Святаго, а другие даже не знают хорошо, были они миропомазаны или нет. Оправдывая обычай отлагать миропомазание крещеных, р.-католики указывают на пример самарян, которые получили Духа Св. через возложение рук апостольских не тотчас после крещения, но спустя некоторое время. Но этот пример более подтверждает обычай православный, а не римский. Филипп, крестивший самарян, не имел власти низводить Духа Святаго, a потому и естественно, что произошел промежуток времени между крещением самарян и низведением на них Духа Святаго. Однако этот промежуток был весьма непродолжителен, ибо апостолы, как только услышали о крещении самарян, нашли необходимым неотложно преподать им Духа Святаго и немедленно из среды себя послали к ним с этою целью апп. Петра и Иоанна. В других же случаях апостолы не отделяли крещение от миропомазания или рукоположения. Так, ап. Павел, крестив некоторых в Ефесе, тотчас же преподал им Св. Духа через возложение рук ( Деян.19:5–6 ), а в послании к ефесянам заповедует им (ефесянам) не оскорблять Духа, Которым они знаменовались в день избавления, т. е. в самый день крещения ( Еф.4:30 ). Приводят еще такое оправдание лишения новокрещенных младенцев таинства миропомазания до 7–12 лет и более. К таинству, говорят, нужно приступать с сознанием и верой, а это возможно лишь по достижении детьми известного возраста. Но согласимо ли такое рассуждение с р.-католическим ex opere operato? Исходя из этого соображения следовало бы и крещение младенцев отлагать до того же сознательного возраста. Однако же, Римская церковь крестит младенцев по вере и обетам за них восприемников и их родителей и при убеждении в действительности таинства ex opere operato. И разве Господь И. Христос определил какой-либо возраст для сообщения благодати Своей людям? Известно, что наибольшая смертность бывает в младенческом возрасте. Тяжкую ответственность берут на себя служители Римской церкви, что умирающие в младенчестве и детском возрасте умирают по их вине не запечатленными Духом Святым.
II. Протестантство отвергло миропомазание, как таинство Нового Завета, признав его лишь дополнительным обрядом к таинству крещения. С таким значением это священнодействие, называемое, как и в р.-католической церкви, конфирмацией, и существует в протестантских обществах, в частности – и в церкви Англиканской. Совершается оно без помазания миром, через одно возложение рук над детьми, достигшими 12–18 летнего возраста. Цель совершения конфирмации – подтверждение приходящими в возраст детьми обетов, данных в крещении вместо них родителями или восприемниками.
В оправдание своего отрицательного взгляда на это таинство протестанты обычно указывают, что апостолы совершали рукоположение для сообщения крещенным чрезвычайных даров Св. Духа, напр., дара пророчества, дара языков и пр. Эти чрезвычайные дарования составляли в церкви исключительное и при том временное явление. С прекращением сообщения чрезвычайных даров должно было прекратить свое существование и употреблявшееся для низведения их руковозложение. Нельзя признать справедливым такое рассуждение. Правда, через возложение апостольских рук верующие получали и чудесные дарования. Но это были действия таинства миропомазания необыкновенные, а не действия постоянные, соединенные с самым его существом. В первенствующей церкви чрезвычайные дарования сообщаемы были не всем, а только некоторым ( 1Кор.12:29–30 ), между тем как низведение Св. Духа через возложение рук или миропомазание апостолы считали необходимыми для всех христиан без исключения ( Деян.8:17; 19, 6 ). И когда речь идет о благодатных дарах, какие сообщаются христианам в таинстве руковозложения или миропомазания ( Ин.14:16–17 ; Рим.8:9 ), тогда в слове Божием употребляется для обозначения этого таинства выражение: прияли Св. Духа ( Деян.19:2 ). Необычайные же дары называются явлениями Духа, разделениями дарований ( 1Кор.12:7 ). Через руковозложение верующие получали, во-первых, Св. Духа, во-вторых, – глаголаху же языки и пророчествоваху ( Деян.19:6 ). – В подтверждение своего взгляда на апостольское руковозложение протестанты указывают еще на то, что Писание упоминает только о двух примерах руковозложения при крещении, при других же случаях крещения о руковозложении вовсе не упоминается (напр., Деян.16:15. 30–33 и др.). Но иногда апостолы не упоминают и о крещении, а просто говорят, что «обращенные приняли слово или учение». Однако, никто не может утверждать, что в этих случаях крещение не совершалось, если о нем не упоминается. Точно также нет основания утверждать, что и рукоположение не совершалось, если о нем не упоминается.
Источник: От С.-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. С-Петербург, августа 24 дня, 1910 года. Цензор. Архимандрит Александр.