Мироточение икон что это значит
Мироточение: знамение или обман?
Накануне Недели Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных страстотерпцев. Соревновались в «остроумии» не только богоборцы типа Невзорова, но вроде бы и православные блогеры. Самый мягкий эпитет по этому поводу: «кликуши». Некоторые их выпады граничат с кощунством.
Русские люди столетиями воспринимали эти явления как знамения Божии, что же нам теперь и над ними подшутить, как над средневековыми невеждами? Их относительная немногочисленность,вероятно, указывает на то, что эти явления тщательно проверяли, прежде чем принять. Во всяком случае, в некоторых описаниях имеются упоминания о проверках подлинности чудес комиссией, специально присланной правящим архиереем.
Теперь немного о нашем времени. Все помнят, какую немалую роль сыграла в народном почитании убиенной Царской семьи мироточивая икона Николая II. В конце 90-х годов эту икону переносили по многим монастырям и храмам нашей Церкви. Мне говорили тогдашние члены Синодальной Комиссии по канонизации святых, что были документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к Царственным страстотерпцам.
На Валааме эта икона тоже побывала. Должен сказать, что не отношу себя к людям легковерным и всегда стараюсь объяснить необычное явление сначала причинами естественными. Но вот на наших глазах произошло нечто, естественными причинами необъяснимое. Когда мы перевозили эту икону на конном экипаже, она находилась в руках иеромонаха,, сидящего рядом со мной. Бумажная икона небольшого размера, наглухо закрытая в застекленном деревянном киоте, легко просматривалась со всех сторон. Благоуханное миро обычно выступало внутри киота, иногда снаружи на стекле. Но когда мы подъезжали с иконой к Собору, то сидевший напротив меня отец Вениамин вскричал: «Миро!» и указал на икону. На наших глазах на верхнем торце лакированной деревянной поверхности киота набухала капля густой ароматной жидкости.
Никто из братий или паломников не усомнился в том, что произошло чудесное знамение, подтверждающее святость Царственного страстотерпца.
Быть может, кто-то сочтёт рассказанное прелестью, массовым психозом, или скажет, что это не имеет отношения к христианской вере, но, на мой взгляд, массовое почитание церковным народом убиенной Царской семьи, проявившееся, в том числе в поклонении и признании чудотворной, мироточивой иконы Государя, не могло не повлиять на Полноту Церкви. Всенародное почитание, наряду с проделанной Синодальной Комиссии по канонизации святых огромной исследовательской работой, в итоге, привело к принятию Собором 2000 года исторического решения о прославлении Собора Новомучеников и Исповедников Российских в числе которых были и Царственные Страстотерпцы. Без этого решения стало бы невозможным и не менее историческое преодоление раскола с Зарубежной Церковью.
Научное объяснение мироточения икон и что это значит, самые известные образа
Плачущие иконы — загадочное явление, в котором верующие люди видят чудо. Ученые относятся к мироточению со скепсисом, так как явление часто фальсифицируют. Первым раскрыл подобный обман Петр Первый. Государь нашел масло за окладом будто бы мироточащей иконы. Но не всегда слезы на образах — деяние человеческих рук. В некоторых случаях действуют законы физики, а иногда логического или научного объяснения мироточению икон нет.
Понятие святого миро
Святым миром называют елей или масло, приготовленное и освященное в церкви по специальному обряду. Таинство совершает патриарх раз в три года. После освящения масло разливают в бутылки и развозят по храмам. Миром помазывают прихожан, освящают новые церкви.
Елей — это оливковое масло, смешанное с белым виноградным вином. Кроме елея в состав святого мира входит 40 ароматических масел. Строгого рецепта изготовления мира нет. Основные ингредиенты — ладан, розовые лепестки, фиалковый и калганный корни, масло розы, гвоздики, муската, лимона. По невыясненным причинам святое миро источают иконы и мощи святых. Благовонное масло покрывало останки Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, Димитрия Солунского. С мощей Феодоры Солунской благовонную жидкость сливали в большом количестве. Святое миро исцеляет болезни. Его собирают с христианских святынь даже мусульмане.
Мнение церкви
Священнослужители неоднозначно относятся к мироточению. По христианскому вероучению, иконы связаны с запечатленными на них первообразами. Через иконы к святому покровителю, Богородице или Спасителю переходит душевный посыл, вложенный в молитву. Мироточение — посыл с другой стороны, знамение Царствия Божия. Но что именно предвещают капли масла на лике — трудно догадаться.
Случаи мироточения икон расследует комиссия от епархии, чтобы исключить обман. Химический анализ выявил в составе мира с икон подсолнечное масло, а также вещество из смолы лиственных деревьев, растущих в Аравии. Священнослужители не позволяют проводить более тщательные научные исследования святынь. Лабораторные анализы не помогут понять, откуда берется миро. Методику для измерения чудес еще не изобрели.
В церковной среде признают факты фальсификации. Священники прибегают к уловке, чтобы привлечь верующих в храм и собрать большие пожертвования. Участники комиссий по расследованию случаев мироточения заметили закономерность: плачут только иконы частных владельцев и новые образа. Главный эксперт группы по исследованию чудес РПЦ, П. Флоренский, высказал философскую трактовку явления: не стоит преувеличивать значение мироточения. Подлинное или инсценированное явление совершается во славу Божию. Профессор Флоренский также отмечает, что известные древнерусские святыни не мироточили.
По мнению современных богословов, появление слезной, кровавой, масляной жидкости не означает безусловной святости предмета. Маслом покрывались языческие идолы. Активно льют слезы иконы «Богородичного центра», новой московской секты. Явление часто используют в корыстных целях. Каждый случай нужно проверять, чтобы не вводить верующих в заблуждение.
Мироточение в большинстве случаев объявляют чудом. Но под божественные чудеса может маскироваться лукавый, и пробуждать тщеславие в батюшках и владельцах необычных образов.
Есть ли научное объяснение
Точного научного объяснения явлению не существует. Ученые указывают на возможные естественные причины мироточения:
Причиной могут стать химические изменения в краске и лаке, условия в помещении. Комиссия по описанию чудес фиксировала случаи, когда в доме с мироточащими образами замасливались чистые принесенные иконы. Наука также не исключает мошенничество.
Популярные гипотезы
В Древней Руси иконы все же плакали, но редко. Первое упоминание о явлении появилось на временном отрезке с 11 по 18 век. Затем в Петербурге случился сеанс мироточения с разоблачением, в котором участвовал Петр Первый. В 1917 году революционеры обесценили святыни. Их спрятали в заказниках и музеях.
С приходом 90-х образа начали доставать. Радостью домашнего чуда делились в СМИ, а потом в интернете. Единичные случаи мироточения вызывали удивление, прилив веры. Люди потянулись к церкви, которая давала надежду на лучшее. Иконы стали мироточить чаще. Новое тысячелетие ознаменовало беспрецедентное чудо — заплакала репродукция.
Невероятный случай потребовал объяснений явления в целом. По первой гипотезе, масло попадает на образа механическим путем.
Способы, которыми их заставляют плакать:
П. Флоренский за время работы в комиссии по описанию чудес сделал вывод о том, что иконы не мироточат. Масло оседает на их поверхности.
Другую гипотезу выдвинули белорусские ученые. По их предположению, мироточение вызывают грибки. Эксперты организации по исследованию аномальных явлений «УфоКом» проводили анализ мироточащего образа под микроскопом и обнаружили гифы грибка. Но установить его вид не удалось.
Третья версия — полтергейст. Исследователи паранормальных явлений «УфоКома» отмечают, что мироточение, как и полтергейст, происходит в домах людей с психическими отклонениями и тяжелыми физическими заболеваниями. Жительница поселка Клин-9 страдала церебральным арахноидитом, сопровождающимся эпилептическими припадками. У жительницы Витебска образ замироточил во время обострения онкологического заболевания легких. Другие владельцы страдали от цирроза печени, астмы.
Оба явления объединяет то, что они проявляются в определенном месте в присутствии конкретного человека. Образа мироточат при владельцах. Хозяева сопровождают святыни после объявления об их чудотворности. Все гипотезы основаны на предположениях и субъективных выводах. Некоторые случаи не подходят ни под одну из них.
Самые известные мироточащие иконы в России и мире
Московский храм Архангела Михаила собрал больше всего мироточащих икон. Самые известные — образ «Всех Святых», «Семистрельная» и «Иверская икона Божией Матери». В храме Святого Николая в Пыжах плакал образ его покровителя и икона царя Николая II. В церкви Троицы Живоначальной мироточила покровительница графа Резанова – «Казанская икона Божией Матери».
На весь мир прославилась икона, отпечатанная в типографии «Софрино». Икона «Умягчение злых сердец» замироточила после прикладывания к мощам святой Матроны. Сначала паломники собирались в квартире владельцев, а потом икону перевезли в подмосковный храм. Капли масла появлялись перед потоплением подлодки «Курск», терактом на мюзикле «Норд-Ост» и трагедией в Беслане. По названию типографии икону прозвали «Софринской» и причислили к чудотворным. С ней совершали крестный облет на вертолете вокруг Волгограда после предновогодних террактов 2013 года.
«Софринскую» икону возили в Австралию, Германию, США и Канаду на встречи с христианами. Позже верующие рассказывали о чудесах исцеления хранителю иконы, отцу Сергею Фомину. В 2020 году икона отмечает юбилей — 20 лет мироточения. Наиболее известная зарубежная святыня — «Иверская икона Божией Матери» из храма в Монреале. Образ источал миро 15 лет, но после 1997 года мироточение прекратилось. Преемница иконы находится на Гавайях.
Может ли мироточить домашняя икона
Явление чаще происходит с домашними образами. В советское время они тоже плакали. О феномене не распространялись в СМИ. С конца 80-х годов 20 века явление стало массовым.
Особенности домашнего мироточения:
Факты мироточения бумажных репродукций и даже ксерокопий также подтверждают связь явления с жилищем. Соседние бытовые предметы иногда тоже покрываются маслом.
Интересные факты
Случаи объяснимого и необъяснимого мироточения:
Профессор Флоренский стал свидетелем удивительного случая в одной из российских церквей. Внутри на стене ночью появилось слово «Любовь». Оно было написано кровью, да так высоко, что человек не мог туда забраться. Постепенно надпись поблекла. На ее месте появилось слово «Бог». Потом все образа в церкви заплакали. Мироточение наблюдали священники и ученые скептики. Их опыт показал, что в двух случаях из трех явление оказывается обманом. В остальных эпизодах ощущается недосказанность.
Логическое объяснение феномену можно найти только в теории. Прямые доказательства существования природного механизма или божественного промысла отсутствуют. В любом случае мироточение — испытание веры. Истинно верующий человек заботится о спасении нематериальной души и не требует от Бога материальных доказательств его существования. Но в мирских заботах требуется глоток свежего воздуха, и дают его такие необъяснимые чудеса.
Мироточащие иконы: что говорит наука?
Никита Томин, Илья Бутов, Вадим Алексинский, Александр Московский, Павел Флоренский, Михаил Дебелый
«Природа» №10, 2019
Об авторах
Никита Викторович Томин — кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института систем энергетики имени Л. А. Мелентьева СО РАН. Область научных интересов — электроэнергетика, искусственный интеллект, религиозные феномены.
Илья Станиславович Бутов — кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства — филиала ФНБНУ «Федеральный научный центр овощеводства». Специалист по вопросам гибридизации, селекции, сакральной географии.
Вадим Сергеевич Алексинский — соискатель, врач специализированной клиники Нойкирхен. Научные интересы — патологическая анатомия, иммуногистохимия, диагностика рака, гистопатология.
Александр Викторович Московский — кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Российского православного университета святого Иоанна Богослова. Область научных интересов — религиоведение, религиозные феномены, история православия.
Павел Васильевич Флоренский — доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина. Научные интересы — нефтегазовая геология, метеоритика, этнология, история русской философии.
Михаил Александрович Дебелый — кандидат биологических наук, научный сотрудник Фрибурского университета. Специалист в области биохимии, липидомики, масс-спектрометрии.
Рис. 1. Мироточащая икона Пантелеймона Целителя из г. Клина
До последнего времени вещество с мироточащих предметов не было предметом объективного научного анализа, в первую очередь из-за расхожего убеждения, что это всегда фальсификация. Мы не отрицаем, что нередко это справедливо, так как сталкивались с обманом в корыстных целях. Однако зафиксированы многие случаи появления на иконах «мира», независимого от окружения. Более того, многие опытные иереи, наблюдая появление масла и ажиотаж, происходящий среди прихожан, уносят такую икону в алтарь, не видя в этом ничего особенного.
Мы полагаем, что наряду с фальсификацией или неаккуратным уходом за иконой могут происходить и вполне естественные процессы. Они и стали предметом нашего внимания. Поэтому допустимо изучать «чудесные явления» с помощью научных методик, которые должны контролироваться, проверяться и повторяться исследованиями в различных лабораториях с применением нескольких альтернативных подходов. Изучение «чудес», связанных с веществом икон, началось почти четверть века назад, когда была создана экспертная рабочая группа по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви (РПЦ) при Синодальной Богословской комиссии Московского патриархата (далее — экспертная группа).
В данной статье мы попытались продемонстрировать возможность и целесообразность исследования современными научными методами образцов жидкостей, появляющихся на поверхностях икон и иных предметов религиозного культа. Представленный материал разделен на две основные части. В первой дан аналитический обзор немногочисленных научных исследований в этой области. Вторая же посвящена результатам анализа образцов, полученных с икон Иверской Божьей Матери из г. Клина Московской обл. и пос. Локоть Брянской обл. Применялись методы высокоэффективной газовой хроматографии этерифицированных жирных кислот, сопряженной с масс-спектроскопией; липидомики с прямой инъекцией в масс-спектрометр, а также бактерио- и микологические анализы.
Что было сделано раньше?
Образцы вещества, появившегося в 2007 г. на иконах в квартире А. А. Фоминой (г. Северск Томской обл.), были переданы для анализа в лабораторию углеводородов и высокомолекулярных соединений Института химии нефти (ИХМ) СО РАН. Общее количество жидкости, образовавшейся на иконах, оценивалось в 30–50 мл. Исследование включало элементный анализ, ИК-, УФ-, 1 H-, 13 С-ЯМР-спектроскопию, газожидкостную хроматографию (ГЖХ) и ХМС, а также определение молекулярной массы. Вещество было идентифицировано как смесь жиров типа оливкового масла с различными примесями, в том числе витамина Е (С29H53O2), который содержится в растительных маслах. Инфракрасные спектры оливкового и кукурузного масла на 95–96% совпадали со спектрами собранного мира [8]. Исследованный образец состоял из смеси органических соединений различного строения. В нем отмечались небольшие концентрации углеводородов нормального строения (данные ГЖХ и газовой хроматографии с масс-спектрометрией — GC-MS-анализа), а также значительные количества кислородсодержащих соединений: 2,4-декадиеналь (цис— и транс-изомеры), фарнезол, токоферолы, стигмастерол и др. (данные элементного анализа, ИК-, ЯМР- и GC-MS-исследований). Однако следует учесть, что в образце могло содержаться больше соединений, чем удалось идентифицировать, в связи с особенностями их физико-химических свойств (низкой летучести, высокой температуры кипения и др.) [8]. Таким образом, довольно часто вещества с поверхности иконы представляют собой органические масла и бывают близкими по составу ароматизированному подсолнечному, оливковому или кукурузному маслу. Органические соединения, входящие в их состав, могут слегка отличаться, поэтому и вещества с разных икон также различны. Часто определяемые масла не принадлежат нефтяному ряду, т.е. они не минеральные [8]. В свою очередь, лампадное масло чаще всего состоит именно из минеральных масел, а на поверхности икон в большинстве случаев, наоборот, обнаруживаются органические масла (рис. 2).
Рис. 2. Сравнение ИК-спектров мира и лампадного масла. Северск, 2007 г. [8]
Как уже упоминалось, собирательным термином «мироточение» называют сходные по своей структуре процессы и явления. За миро могут приниматься специфические выделения плесневых грибов (или некоторых микроорганизмов) [4]. В этом случае состав возникающих на иконах или иных предметах культа жидкостей должен отличаться от масел. Так, пробы бесцветного маслянистого вещества, взятые в 2006 г. в квартире А. А. Пимоновой (г. Томск), изучались в ИХН СО РАН. Анализы показали, что субстанция представляла собой смесь нормальных алканов 6 (C22—C35) с максимумом распределения, приходящимся на соединения состава C26—С29, а также фталатов и жирных кислот (пальмитиновой, стеариновой, арахиновой, линоленовой, акролеина и сквалена). Данные, полученные методом ИК-спектрометрии, подтвердили присутствие в пробе жирных карбоновых кислот [9].
Рис. 3. Химическая идентификация веществ, присутствующих в образце из Бреста, 2015 г. 1 — пальмитиновая кислота, 2 — стеариновая кислота, 3 — миристиновая кислота, 4 — производные фталевой кислоты [4]
Аналогичные исследования мы проводили в 2015 г. с веществом, которое выделилось из-под наклеек, используемых в современном православии при освящении квартир (г. Брест, Беларусь) [4]. Анализы показали, что данный образец содержал фталаты, эфиры и ангидрид фталевой кислоты (целая фракция), глицерин, некоторые силикаты и другие соединения (рис. 3). Из них отдельные соли и эфиры фталевой кислоты могли входить в клеевую основу наклеек и служить субстратом для развития плесневых грибов (рис. 4).
Рис. 4. Микрофотографии образца из Бреста, 2015 г. Окраска по Паппенгейму. а–в — гифы гриба, объектив ×5; г — спорангий, объектив ×20 [4]
Рис. 5. Евхаристический хлеб после инокуляции красной пигментированной бактерией Serratia marcescens: а — через 12 ч после инкубации, б — через 24 ч.
Наши исследования
Анализ иконы Иверской Божьей Матери из поселка Локоть (Брянская обл.). В 1994 г. жительница пос. Локоть Н. Н. Мурашкина купила в магазине «Детский мир» настенный календарь с изображением иконы Божьей Матери «Умиление». В 1999 г., во время болезни женщины, изображение неожиданно стало источать приятный запах. После прочтения акафиста приглашенным священником образ Богородицы обильно замироточил. Впоследствии стали мироточить и другие иконы, выставляемые перед ней многочисленными паломниками (в том числе и икона Иверской Божьей Матери). Миром покрывались даже хлеб и вода. Все эти происшествия в 2004 г. были засвидетельствованы экспертной группой, члены которой взяли пробы выделяющейся жидкости с иконы Иверской Божьей Матери для проведения анализов. Образцы хранились при комнатных условиях, в закрытых стеклянных флаконах с резиновой пробкой, обеспечивающих герметичность. Флаконы располагались в вертикальном положении, что предотвращало контакт образцов с пробкой. Детальное изучение субстанции стало возможным только в 2018 г.
Рис. 6. Разведенные в гептане образцы для газовой хроматографии: 1 — подсолнечное масло, 2 — оливковое масло, 3 — миро из пос. Локоть
Анализ проводился в современной лаборатории отдела биохимии Фрибурского университета (Швейцария) на высокоэффективном газовом хроматографе Hewlett-Packard 5890 с масс-спектрометрическим окончанием (использовался масс-спектрометр Hewlett-Packard 5927) [15].
Маслянистая жидкость (возможно смесь триацилглицеридов) перед внесением в хроматограф была подвергнута щадящему гидролизу и этерификации (до метиловых эфиров жирных кислот) (рис. 6). В качестве контроля использовалось подсолнечное (марка Bellasan, производство Бразилия) и оливковое (марка Bertolli, производство Италия) масло. Было установлено практически полное совпадение жирно-кислотного состава исследуемой жидкости с жирно-кислотным составом подсолнечного масла (рис. 7). Найденные незначительные отличия обусловливались наличием некоторых органических соединений, входящих в состав бытовых полимеров (пластиков) — фталатов и современных синтетических красителей. Данные соединения могли попасть в маслянистую жидкость с поверхности иконы или пластиковой кюветы, куда собиралась анализируемая субстанция.
Рис. 7. Результаты анализа образцов из пос. Локоть, полученные при проведении газовой хроматографии
Параллельно образец анализировался методом липидомики с прямой инъекцией в масс-спектрометр (Thermo Scientific TM Q Exactive TM Hybrid Quadrupole-Orbitrap TM Mass Spectrometer). Помимо соединений, входящих в состав подсолнечного масла (к примеру, токоферола и ретиноевой кислоты), мы обнаружили и примеси растительных эфирных масел — кипарисового (флавоноид сциадоптизин) и мяты (флавоны диадзин и генистен) (табл.). Скорее всего, в анализируемом образце кроме подсолнечного масла, как основного компонента, присутствовали примеси многокомпонентных благовоний, которые используются для ароматизации церковных и жилых помещений. Возможно, именно они обусловливали необычный запах. Вполне закономерно и присутствие действующих веществ некоторых гербицидов и фунгицидов, если на полях проводилась интегрированная система мероприятий по защите растений подсолнечника от болезней и сорняков. Обнаруженные следы жизнедеятельности грибов позволяют предположить, что последние могли паразитировать на поверхности семян и таким образом попасть в выделяемое из них масло.
Таблица. Результаты анализа, полученные на основе метода липидомики с прямой инъекцией образца в масс-спектрометр
Важно отметить, что следы некоторых вышеперечисленных компонентов определялись нами на уровне спектрального шума. Их концентрация настолько мала, что диагностика не в состоянии полностью исключить ложноположительное определение. Из них только такие примеси, как действующие вещества гербицидов и фунгицидов, составляют реально обнаруживаемый профиль.
Микробиологическое исследование иконы Иверской Божьей матери из г. Клина (Московская обл.). Как уже отмечалось выше, в 2001 г. в квартире Жучковой, помимо прочих, обильно замироточила икона Иверской Божьей матери. Наряду с этим членам экспертной группы показали неидентифицированные темно-красные и темно-коричневые выделения на поверхности иконы. Образец таких выделений был собран в стерильную пластиковую пипетку и герметично зафиксирован канцелярской клипсой для последующего хранения при комнатных условиях (рис. 8, а). В 2018 г. мы провели микробиологическое исследование данного образца на базе диагностической лаборатории Spezialklinik Neukirchen Gmb H&Co KG (Германия) с использованием стандартной панели питательных сред (рис. 8, б). Типирование выросших колоний выполнялось в лаборатории Synlab MVZ Weiden (Германия, исследование № 8032 9429 от 19.10.2018, ID 109 2323 133).
Рис. 8. Образец темно-красных выделений с иконы Иверской Божьей матери из Клина (а) и пример питательной среды, использованной для бактериологического и микологического исследования данного образца (б)
Важную роль, безусловно, играет скорость доставки материала в лабораторию и использование транспортных сред (например, глубокого охлаждения). Это позволяет обеспечить хорошую сохранность колониеобразующих единиц для получения релевантных микробиологических результатов. Выделение чистой «мироточащей» культуры можно было бы считать важным этапом в данном направлении исследовательской работы.
Микробиологическое изучение темно-коричневых образований с иконы из г. Клина подтвердило возможность участия плесневых грибов, которые могли способствовать образованию метаболитов, принимаемых за сгустки крови [16].
Проведенное исследование говорит о том, что задействованный методологический аппарат и специализированное лабораторное оборудование позволяют успешно изучать и анализировать мироточение икон с позиции науки. Однако наложение личных мировоззренческих установок ученых часто формирует барьеры и откровенное неприятие серьезного исследования «чудесных явлений», а следовательно, и препятствует развитию научного знания в этом направлении. Понятно, что принцип бритвы Оккама призывает нас искать максимально простые, «экономные» объяснения тех или иных явлений, без привлечения дополнительных сущностей. Однако это справедливо, если нет особых оснований для поиска более сложных механизмов происходящего. Например, в научном исследовании другого «чудесного явления» — волн обновления икон — было установлено, что данный феномен «не может быть полностью объяснен простыми рациональными причинами (обманом, ошибочными трактовками или редкими природными явлениями)» [17]. Очевидно, что и случаи образования «чудесных» жидкостей на иконах и иных предметах культа также требуют более глубокого понимания.
Таким образом, мироточение, как и любое явление, имеет право на научное исследование. Этим правом мы и воспользовались. В то же время нами не ставилась задача подтвердить или опровергнуть факт чуда. Мы считаем, что по большому счету эта проблематика выходит за границы науки.
Литература
1. Бирюкова Ю. А., Шишкалова А. А. Типология феномена чудотворной иконы в восточно-христианской традиции // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 октября 2017 г.). Чебоксары, 2017; 173–175.
2. Бутов И. С. Ареал чудес: волны обновлений икон в XIX — первой половине XX в. Минск, 2018.
3. Kocój E. Sacrum i lzy. Fenomen pіaczacych ikon w wyobraz·eniach religijnych w prawoslawiu (wybrane zagadnienia) // Slavica Slovaca. 2015; (2): 140–155.
4. Алексинский В. С., Соколова Т. Н., Бутов И. С. и др. Феномен мироточения: новая гипотеза и химико-микробиологический анализ мироточащих объектов // Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2017; (1): 121–129.
5. Bever L. A Virgin Mary statue has been «weeping» olive oil. Church leaders can’t explain it // The Washington Post, 18.07.2018.
6. Кириллова В. Е. Феномен бессмертия: чудо мироточения глав на территории Киево-Печерской лавры // Наука и культура: Сборник материалов Междунар. науч.-практ. форума молодых ученых и студентов, посвященного 70-летию Оренбургской государственной медицинской академии. Оренбург, 2014; 371–372.
7. Иванов А. А., Московский А. В., Сошинский С. А., Флоренский П. В. Физико-химический анализ веществ, возникших в результате мироточения // Физика взаимодействия живых объектов с окружающей средой: Труды Междунар. совещания «Новые результаты в биофизике взаимодействия живых объектов с окружающей средой» (Москва, 7 декабря 2002 г.). М., 2004; 229–230.
8. Головко А. К., Певнева Г. С., Огородников В. Д. и др. Отчет по исследованию образцов «мира» и масла «лампадного»; предисл. к отч. Фефелова В. Н. Томск, 2007.
9. Результаты исследования маслянистого вещества (аналитическая записка). Сост. Н. П. Савиных. Томск, 2006.
10. Nickell J. Looking for a Miracle: Weeping Icons, Relics, Stigmata, Visions and Healing Cures. Amherst, 1998.
11. Gaughran E. R. From superstition to science: the history of a bacterium // Transactions New York Academy of Sciences. 1969; 31(1): 3–24.
12. Garlaschelli L. Chemie der Wunder // Chemie in Unserer Zeit. 1999; 33(3): 152–157.
13. Randi J. Investigating Miracles, Italian-Style // Scientific American. 1996; 274(2): 136.
14. Bennett J. W., Bentley R. Seeing Red: The Story of Prodigiosin // Advances in applied microbiology. 2000; 47: 9–10.
15. Bielawska K., Dziakowska I., Roszkowska-Jakimiec W. Chromatographic determination of fatty acids in biological material // Toxicol. Mech. Methods. 2010; 20(9): 526–537.
16. Бутов И. С., Томин Н. В., Флоренский П. В. и др. Феномен «кровоточащих» предметов религиозного культа и раскрытие его природы с использованием методов высокотехнологичного протеомического анализа // Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2019; 8(2): 257–270.
17. Бутов И. С., Томин Н. В. Обновления икон на историческом фоне // Религиоведение. 2018; (3): 20–34.
1 На самом деле миро — это священное масло, которое при особом богослужении варит патриарх или католикос в сослужении епископов.
2 Флоренский П. В., Московский А. В., Сошинский С. А., Шутова Т. А. Испытание чудом? Чудеса истинные и ложные. М., 2012. С. 11–36; Флоренский П. В. Чудеса и знамения // Русская история. 2013. Т. 3. № 26. С. 54–59.
3 Сядро В., Иовлева Т., Очкурова О. 100 знаменитых загадок природы. Харьков, 2008. С. 494–497.
4 Опытъ доктора над мироточивою главою // Литовскiя епархiальныя вѣдомости. 1877. № 25. С. 192.
5 Заметим, что участвовавший в экспертизе военный криминалист обнаружил в квартире коробки с наполненными и пустыми бутылками подсолнечного масла.
6 Кроме того, в минорных количествах присутствовали и н-алканы С14—С21.
7 Спутник атеиста / Отв. ред. С. И. Ковалев. М., 1961. С. 500.
8 Мезенцев В. А. Есть ли чудеса в природе? М., 1967. С. 169.
9 Костюкова Н. Н. Серрации // Большая медицинская энциклопедия. Т. 23. М., 1984. С. 213–214.
10 Ивашевич А., Филипьев В., Ткачук И. Г. и др. Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф. М., 2003.
11 Под термином «микроэкологических» здесь понимается изменение экологии в масштабе отдельно взятого помещения.
12 Конечно, не исключается как сознательная фальсификация с нанесением растительного масла на икону, так и, возможно, протекание некого редкого физико-химического процесса.