Мироточение научное объяснение что такое
Мироточение: знамение или обман?
Накануне Недели Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных страстотерпцев. Соревновались в «остроумии» не только богоборцы типа Невзорова, но вроде бы и православные блогеры. Самый мягкий эпитет по этому поводу: «кликуши». Некоторые их выпады граничат с кощунством.
Русские люди столетиями воспринимали эти явления как знамения Божии, что же нам теперь и над ними подшутить, как над средневековыми невеждами? Их относительная немногочисленность,вероятно, указывает на то, что эти явления тщательно проверяли, прежде чем принять. Во всяком случае, в некоторых описаниях имеются упоминания о проверках подлинности чудес комиссией, специально присланной правящим архиереем.
Теперь немного о нашем времени. Все помнят, какую немалую роль сыграла в народном почитании убиенной Царской семьи мироточивая икона Николая II. В конце 90-х годов эту икону переносили по многим монастырям и храмам нашей Церкви. Мне говорили тогдашние члены Синодальной Комиссии по канонизации святых, что были документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к Царственным страстотерпцам.
На Валааме эта икона тоже побывала. Должен сказать, что не отношу себя к людям легковерным и всегда стараюсь объяснить необычное явление сначала причинами естественными. Но вот на наших глазах произошло нечто, естественными причинами необъяснимое. Когда мы перевозили эту икону на конном экипаже, она находилась в руках иеромонаха,, сидящего рядом со мной. Бумажная икона небольшого размера, наглухо закрытая в застекленном деревянном киоте, легко просматривалась со всех сторон. Благоуханное миро обычно выступало внутри киота, иногда снаружи на стекле. Но когда мы подъезжали с иконой к Собору, то сидевший напротив меня отец Вениамин вскричал: «Миро!» и указал на икону. На наших глазах на верхнем торце лакированной деревянной поверхности киота набухала капля густой ароматной жидкости.
Никто из братий или паломников не усомнился в том, что произошло чудесное знамение, подтверждающее святость Царственного страстотерпца.
Быть может, кто-то сочтёт рассказанное прелестью, массовым психозом, или скажет, что это не имеет отношения к христианской вере, но, на мой взгляд, массовое почитание церковным народом убиенной Царской семьи, проявившееся, в том числе в поклонении и признании чудотворной, мироточивой иконы Государя, не могло не повлиять на Полноту Церкви. Всенародное почитание, наряду с проделанной Синодальной Комиссии по канонизации святых огромной исследовательской работой, в итоге, привело к принятию Собором 2000 года исторического решения о прославлении Собора Новомучеников и Исповедников Российских в числе которых были и Царственные Страстотерпцы. Без этого решения стало бы невозможным и не менее историческое преодоление раскола с Зарубежной Церковью.
Мироточащие иконы: что говорит наука?
Никита Томин, Илья Бутов, Вадим Алексинский, Александр Московский, Павел Флоренский, Михаил Дебелый
«Природа» №10, 2019
Об авторах
Никита Викторович Томин — кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института систем энергетики имени Л. А. Мелентьева СО РАН. Область научных интересов — электроэнергетика, искусственный интеллект, религиозные феномены.
Илья Станиславович Бутов — кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства — филиала ФНБНУ «Федеральный научный центр овощеводства». Специалист по вопросам гибридизации, селекции, сакральной географии.
Вадим Сергеевич Алексинский — соискатель, врач специализированной клиники Нойкирхен. Научные интересы — патологическая анатомия, иммуногистохимия, диагностика рака, гистопатология.
Александр Викторович Московский — кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Российского православного университета святого Иоанна Богослова. Область научных интересов — религиоведение, религиозные феномены, история православия.
Павел Васильевич Флоренский — доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина. Научные интересы — нефтегазовая геология, метеоритика, этнология, история русской философии.
Михаил Александрович Дебелый — кандидат биологических наук, научный сотрудник Фрибурского университета. Специалист в области биохимии, липидомики, масс-спектрометрии.
Рис. 1. Мироточащая икона Пантелеймона Целителя из г. Клина
До последнего времени вещество с мироточащих предметов не было предметом объективного научного анализа, в первую очередь из-за расхожего убеждения, что это всегда фальсификация. Мы не отрицаем, что нередко это справедливо, так как сталкивались с обманом в корыстных целях. Однако зафиксированы многие случаи появления на иконах «мира», независимого от окружения. Более того, многие опытные иереи, наблюдая появление масла и ажиотаж, происходящий среди прихожан, уносят такую икону в алтарь, не видя в этом ничего особенного.
Мы полагаем, что наряду с фальсификацией или неаккуратным уходом за иконой могут происходить и вполне естественные процессы. Они и стали предметом нашего внимания. Поэтому допустимо изучать «чудесные явления» с помощью научных методик, которые должны контролироваться, проверяться и повторяться исследованиями в различных лабораториях с применением нескольких альтернативных подходов. Изучение «чудес», связанных с веществом икон, началось почти четверть века назад, когда была создана экспертная рабочая группа по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви (РПЦ) при Синодальной Богословской комиссии Московского патриархата (далее — экспертная группа).
В данной статье мы попытались продемонстрировать возможность и целесообразность исследования современными научными методами образцов жидкостей, появляющихся на поверхностях икон и иных предметов религиозного культа. Представленный материал разделен на две основные части. В первой дан аналитический обзор немногочисленных научных исследований в этой области. Вторая же посвящена результатам анализа образцов, полученных с икон Иверской Божьей Матери из г. Клина Московской обл. и пос. Локоть Брянской обл. Применялись методы высокоэффективной газовой хроматографии этерифицированных жирных кислот, сопряженной с масс-спектроскопией; липидомики с прямой инъекцией в масс-спектрометр, а также бактерио- и микологические анализы.
Что было сделано раньше?
Образцы вещества, появившегося в 2007 г. на иконах в квартире А. А. Фоминой (г. Северск Томской обл.), были переданы для анализа в лабораторию углеводородов и высокомолекулярных соединений Института химии нефти (ИХМ) СО РАН. Общее количество жидкости, образовавшейся на иконах, оценивалось в 30–50 мл. Исследование включало элементный анализ, ИК-, УФ-, 1 H-, 13 С-ЯМР-спектроскопию, газожидкостную хроматографию (ГЖХ) и ХМС, а также определение молекулярной массы. Вещество было идентифицировано как смесь жиров типа оливкового масла с различными примесями, в том числе витамина Е (С29H53O2), который содержится в растительных маслах. Инфракрасные спектры оливкового и кукурузного масла на 95–96% совпадали со спектрами собранного мира [8]. Исследованный образец состоял из смеси органических соединений различного строения. В нем отмечались небольшие концентрации углеводородов нормального строения (данные ГЖХ и газовой хроматографии с масс-спектрометрией — GC-MS-анализа), а также значительные количества кислородсодержащих соединений: 2,4-декадиеналь (цис— и транс-изомеры), фарнезол, токоферолы, стигмастерол и др. (данные элементного анализа, ИК-, ЯМР- и GC-MS-исследований). Однако следует учесть, что в образце могло содержаться больше соединений, чем удалось идентифицировать, в связи с особенностями их физико-химических свойств (низкой летучести, высокой температуры кипения и др.) [8]. Таким образом, довольно часто вещества с поверхности иконы представляют собой органические масла и бывают близкими по составу ароматизированному подсолнечному, оливковому или кукурузному маслу. Органические соединения, входящие в их состав, могут слегка отличаться, поэтому и вещества с разных икон также различны. Часто определяемые масла не принадлежат нефтяному ряду, т.е. они не минеральные [8]. В свою очередь, лампадное масло чаще всего состоит именно из минеральных масел, а на поверхности икон в большинстве случаев, наоборот, обнаруживаются органические масла (рис. 2).
Рис. 2. Сравнение ИК-спектров мира и лампадного масла. Северск, 2007 г. [8]
Как уже упоминалось, собирательным термином «мироточение» называют сходные по своей структуре процессы и явления. За миро могут приниматься специфические выделения плесневых грибов (или некоторых микроорганизмов) [4]. В этом случае состав возникающих на иконах или иных предметах культа жидкостей должен отличаться от масел. Так, пробы бесцветного маслянистого вещества, взятые в 2006 г. в квартире А. А. Пимоновой (г. Томск), изучались в ИХН СО РАН. Анализы показали, что субстанция представляла собой смесь нормальных алканов 6 (C22—C35) с максимумом распределения, приходящимся на соединения состава C26—С29, а также фталатов и жирных кислот (пальмитиновой, стеариновой, арахиновой, линоленовой, акролеина и сквалена). Данные, полученные методом ИК-спектрометрии, подтвердили присутствие в пробе жирных карбоновых кислот [9].
Рис. 3. Химическая идентификация веществ, присутствующих в образце из Бреста, 2015 г. 1 — пальмитиновая кислота, 2 — стеариновая кислота, 3 — миристиновая кислота, 4 — производные фталевой кислоты [4]
Аналогичные исследования мы проводили в 2015 г. с веществом, которое выделилось из-под наклеек, используемых в современном православии при освящении квартир (г. Брест, Беларусь) [4]. Анализы показали, что данный образец содержал фталаты, эфиры и ангидрид фталевой кислоты (целая фракция), глицерин, некоторые силикаты и другие соединения (рис. 3). Из них отдельные соли и эфиры фталевой кислоты могли входить в клеевую основу наклеек и служить субстратом для развития плесневых грибов (рис. 4).
Рис. 4. Микрофотографии образца из Бреста, 2015 г. Окраска по Паппенгейму. а–в — гифы гриба, объектив ×5; г — спорангий, объектив ×20 [4]
Рис. 5. Евхаристический хлеб после инокуляции красной пигментированной бактерией Serratia marcescens: а — через 12 ч после инкубации, б — через 24 ч.
Наши исследования
Анализ иконы Иверской Божьей Матери из поселка Локоть (Брянская обл.). В 1994 г. жительница пос. Локоть Н. Н. Мурашкина купила в магазине «Детский мир» настенный календарь с изображением иконы Божьей Матери «Умиление». В 1999 г., во время болезни женщины, изображение неожиданно стало источать приятный запах. После прочтения акафиста приглашенным священником образ Богородицы обильно замироточил. Впоследствии стали мироточить и другие иконы, выставляемые перед ней многочисленными паломниками (в том числе и икона Иверской Божьей Матери). Миром покрывались даже хлеб и вода. Все эти происшествия в 2004 г. были засвидетельствованы экспертной группой, члены которой взяли пробы выделяющейся жидкости с иконы Иверской Божьей Матери для проведения анализов. Образцы хранились при комнатных условиях, в закрытых стеклянных флаконах с резиновой пробкой, обеспечивающих герметичность. Флаконы располагались в вертикальном положении, что предотвращало контакт образцов с пробкой. Детальное изучение субстанции стало возможным только в 2018 г.
Рис. 6. Разведенные в гептане образцы для газовой хроматографии: 1 — подсолнечное масло, 2 — оливковое масло, 3 — миро из пос. Локоть
Анализ проводился в современной лаборатории отдела биохимии Фрибурского университета (Швейцария) на высокоэффективном газовом хроматографе Hewlett-Packard 5890 с масс-спектрометрическим окончанием (использовался масс-спектрометр Hewlett-Packard 5927) [15].
Маслянистая жидкость (возможно смесь триацилглицеридов) перед внесением в хроматограф была подвергнута щадящему гидролизу и этерификации (до метиловых эфиров жирных кислот) (рис. 6). В качестве контроля использовалось подсолнечное (марка Bellasan, производство Бразилия) и оливковое (марка Bertolli, производство Италия) масло. Было установлено практически полное совпадение жирно-кислотного состава исследуемой жидкости с жирно-кислотным составом подсолнечного масла (рис. 7). Найденные незначительные отличия обусловливались наличием некоторых органических соединений, входящих в состав бытовых полимеров (пластиков) — фталатов и современных синтетических красителей. Данные соединения могли попасть в маслянистую жидкость с поверхности иконы или пластиковой кюветы, куда собиралась анализируемая субстанция.
Рис. 7. Результаты анализа образцов из пос. Локоть, полученные при проведении газовой хроматографии
Параллельно образец анализировался методом липидомики с прямой инъекцией в масс-спектрометр (Thermo Scientific TM Q Exactive TM Hybrid Quadrupole-Orbitrap TM Mass Spectrometer). Помимо соединений, входящих в состав подсолнечного масла (к примеру, токоферола и ретиноевой кислоты), мы обнаружили и примеси растительных эфирных масел — кипарисового (флавоноид сциадоптизин) и мяты (флавоны диадзин и генистен) (табл.). Скорее всего, в анализируемом образце кроме подсолнечного масла, как основного компонента, присутствовали примеси многокомпонентных благовоний, которые используются для ароматизации церковных и жилых помещений. Возможно, именно они обусловливали необычный запах. Вполне закономерно и присутствие действующих веществ некоторых гербицидов и фунгицидов, если на полях проводилась интегрированная система мероприятий по защите растений подсолнечника от болезней и сорняков. Обнаруженные следы жизнедеятельности грибов позволяют предположить, что последние могли паразитировать на поверхности семян и таким образом попасть в выделяемое из них масло.
Таблица. Результаты анализа, полученные на основе метода липидомики с прямой инъекцией образца в масс-спектрометр
Важно отметить, что следы некоторых вышеперечисленных компонентов определялись нами на уровне спектрального шума. Их концентрация настолько мала, что диагностика не в состоянии полностью исключить ложноположительное определение. Из них только такие примеси, как действующие вещества гербицидов и фунгицидов, составляют реально обнаруживаемый профиль.
Микробиологическое исследование иконы Иверской Божьей матери из г. Клина (Московская обл.). Как уже отмечалось выше, в 2001 г. в квартире Жучковой, помимо прочих, обильно замироточила икона Иверской Божьей матери. Наряду с этим членам экспертной группы показали неидентифицированные темно-красные и темно-коричневые выделения на поверхности иконы. Образец таких выделений был собран в стерильную пластиковую пипетку и герметично зафиксирован канцелярской клипсой для последующего хранения при комнатных условиях (рис. 8, а). В 2018 г. мы провели микробиологическое исследование данного образца на базе диагностической лаборатории Spezialklinik Neukirchen Gmb H&Co KG (Германия) с использованием стандартной панели питательных сред (рис. 8, б). Типирование выросших колоний выполнялось в лаборатории Synlab MVZ Weiden (Германия, исследование № 8032 9429 от 19.10.2018, ID 109 2323 133).
Рис. 8. Образец темно-красных выделений с иконы Иверской Божьей матери из Клина (а) и пример питательной среды, использованной для бактериологического и микологического исследования данного образца (б)
Важную роль, безусловно, играет скорость доставки материала в лабораторию и использование транспортных сред (например, глубокого охлаждения). Это позволяет обеспечить хорошую сохранность колониеобразующих единиц для получения релевантных микробиологических результатов. Выделение чистой «мироточащей» культуры можно было бы считать важным этапом в данном направлении исследовательской работы.
Микробиологическое изучение темно-коричневых образований с иконы из г. Клина подтвердило возможность участия плесневых грибов, которые могли способствовать образованию метаболитов, принимаемых за сгустки крови [16].
Проведенное исследование говорит о том, что задействованный методологический аппарат и специализированное лабораторное оборудование позволяют успешно изучать и анализировать мироточение икон с позиции науки. Однако наложение личных мировоззренческих установок ученых часто формирует барьеры и откровенное неприятие серьезного исследования «чудесных явлений», а следовательно, и препятствует развитию научного знания в этом направлении. Понятно, что принцип бритвы Оккама призывает нас искать максимально простые, «экономные» объяснения тех или иных явлений, без привлечения дополнительных сущностей. Однако это справедливо, если нет особых оснований для поиска более сложных механизмов происходящего. Например, в научном исследовании другого «чудесного явления» — волн обновления икон — было установлено, что данный феномен «не может быть полностью объяснен простыми рациональными причинами (обманом, ошибочными трактовками или редкими природными явлениями)» [17]. Очевидно, что и случаи образования «чудесных» жидкостей на иконах и иных предметах культа также требуют более глубокого понимания.
Таким образом, мироточение, как и любое явление, имеет право на научное исследование. Этим правом мы и воспользовались. В то же время нами не ставилась задача подтвердить или опровергнуть факт чуда. Мы считаем, что по большому счету эта проблематика выходит за границы науки.
Литература
1. Бирюкова Ю. А., Шишкалова А. А. Типология феномена чудотворной иконы в восточно-христианской традиции // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 октября 2017 г.). Чебоксары, 2017; 173–175.
2. Бутов И. С. Ареал чудес: волны обновлений икон в XIX — первой половине XX в. Минск, 2018.
3. Kocój E. Sacrum i lzy. Fenomen pіaczacych ikon w wyobraz·eniach religijnych w prawoslawiu (wybrane zagadnienia) // Slavica Slovaca. 2015; (2): 140–155.
4. Алексинский В. С., Соколова Т. Н., Бутов И. С. и др. Феномен мироточения: новая гипотеза и химико-микробиологический анализ мироточащих объектов // Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2017; (1): 121–129.
5. Bever L. A Virgin Mary statue has been «weeping» olive oil. Church leaders can’t explain it // The Washington Post, 18.07.2018.
6. Кириллова В. Е. Феномен бессмертия: чудо мироточения глав на территории Киево-Печерской лавры // Наука и культура: Сборник материалов Междунар. науч.-практ. форума молодых ученых и студентов, посвященного 70-летию Оренбургской государственной медицинской академии. Оренбург, 2014; 371–372.
7. Иванов А. А., Московский А. В., Сошинский С. А., Флоренский П. В. Физико-химический анализ веществ, возникших в результате мироточения // Физика взаимодействия живых объектов с окружающей средой: Труды Междунар. совещания «Новые результаты в биофизике взаимодействия живых объектов с окружающей средой» (Москва, 7 декабря 2002 г.). М., 2004; 229–230.
8. Головко А. К., Певнева Г. С., Огородников В. Д. и др. Отчет по исследованию образцов «мира» и масла «лампадного»; предисл. к отч. Фефелова В. Н. Томск, 2007.
9. Результаты исследования маслянистого вещества (аналитическая записка). Сост. Н. П. Савиных. Томск, 2006.
10. Nickell J. Looking for a Miracle: Weeping Icons, Relics, Stigmata, Visions and Healing Cures. Amherst, 1998.
11. Gaughran E. R. From superstition to science: the history of a bacterium // Transactions New York Academy of Sciences. 1969; 31(1): 3–24.
12. Garlaschelli L. Chemie der Wunder // Chemie in Unserer Zeit. 1999; 33(3): 152–157.
13. Randi J. Investigating Miracles, Italian-Style // Scientific American. 1996; 274(2): 136.
14. Bennett J. W., Bentley R. Seeing Red: The Story of Prodigiosin // Advances in applied microbiology. 2000; 47: 9–10.
15. Bielawska K., Dziakowska I., Roszkowska-Jakimiec W. Chromatographic determination of fatty acids in biological material // Toxicol. Mech. Methods. 2010; 20(9): 526–537.
16. Бутов И. С., Томин Н. В., Флоренский П. В. и др. Феномен «кровоточащих» предметов религиозного культа и раскрытие его природы с использованием методов высокотехнологичного протеомического анализа // Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2019; 8(2): 257–270.
17. Бутов И. С., Томин Н. В. Обновления икон на историческом фоне // Религиоведение. 2018; (3): 20–34.
1 На самом деле миро — это священное масло, которое при особом богослужении варит патриарх или католикос в сослужении епископов.
2 Флоренский П. В., Московский А. В., Сошинский С. А., Шутова Т. А. Испытание чудом? Чудеса истинные и ложные. М., 2012. С. 11–36; Флоренский П. В. Чудеса и знамения // Русская история. 2013. Т. 3. № 26. С. 54–59.
3 Сядро В., Иовлева Т., Очкурова О. 100 знаменитых загадок природы. Харьков, 2008. С. 494–497.
4 Опытъ доктора над мироточивою главою // Литовскiя епархiальныя вѣдомости. 1877. № 25. С. 192.
5 Заметим, что участвовавший в экспертизе военный криминалист обнаружил в квартире коробки с наполненными и пустыми бутылками подсолнечного масла.
6 Кроме того, в минорных количествах присутствовали и н-алканы С14—С21.
7 Спутник атеиста / Отв. ред. С. И. Ковалев. М., 1961. С. 500.
8 Мезенцев В. А. Есть ли чудеса в природе? М., 1967. С. 169.
9 Костюкова Н. Н. Серрации // Большая медицинская энциклопедия. Т. 23. М., 1984. С. 213–214.
10 Ивашевич А., Филипьев В., Ткачук И. Г. и др. Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф. М., 2003.
11 Под термином «микроэкологических» здесь понимается изменение экологии в масштабе отдельно взятого помещения.
12 Конечно, не исключается как сознательная фальсификация с нанесением растительного масла на икону, так и, возможно, протекание некого редкого физико-химического процесса.
Мироточение икон — это Божие знамение
В 1999 году икона Божией Матери Умягчение злых сердец или Семистрельная изменилась: лик Богородицы потемнел, под глазами появились тёмные пятна, и от образа стало пахнуть ладаном.
В этот день в Москве произошли взрывы жилых домов. 12 августа 2000 года на иконе появились крохотные кровоточащие ранки. В этот день погибла подводная лодка Курск. С тех пор образ мироточит постоянно, предупреждая людей о грядущих бедах. Этот феномен (мироточение икон) известен с древних времён и до сих пор наука не нашла ему какого-либо объяснения.
В христианстве под мироточением понимают появления мира на иконах и мощах святых
Мироточение — это явление в христианстве. Оно связанно с появлением миро или маслянистой влаги на иконах и мощах святых. Такое маслянистое вещество имеет светлый цвет и испускает благоухание или же запах ладана.
Каждый случай мироточения отличается между собой по виду, консистенции и цвету появляющейся жидкости. В некоторых случаях миро представляет собой жидкость густую и тягучую как смола. В других случаях она напоминает росу и поэтому явление называют «елеоточением» или «росоточением».
Многие верующие считают явление мироточения одним из видов чудес, при этом среди богословов до сих пор ведутся споры о его причинах и характере. Почему мироточат иконы ученые установить не могут в частности по той причине, что в России комиссии не дают разрешения на проведение опытов над признанными на Руси святыми иконами.
В народе же говорят о том, что если икона замироточила, это означает грядущие беды для страны.
В Священном Писании ничего не говориться о мироточении икон и кровоточащая икона — это тоже современное явление
О мироточении икон и святых мощей ничего не говорится в Священном Писании. Что-либо об этом можно узнать только в Священном Придании. Среди самых ранних сообщений об этом явлении можно перечислить следующие свидетельства:
В наше время известны случаи мироточения как мощей святых, так и икон. Так, начиная с 9 мая 1087 года, в крипте базилики святого Николая Чудотворца в итальянском городе Барии постоянно его мощи постоянно источают миро. Каждый год священники извлекают его из гробницы через отверстие, проделанное в ней.
Что же касается современных примеров мироточения икон, то среди них можно привести следующие:
Богословы говорят о том, что факт мироточения не означает, что даже икона Божьей Матери чудотворна
Православная Церковь считает, что все канонические иконы, не зависимо от того, находятся ли они в храме или дома священны по священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу.
При этом некоторые из них избираются Промыслом Божием для особых знамений. Они являют миру вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего — благоухание, неизреченный свет, миро.
Рака с мощами святого Дмитрия Солунского, Салоники. Когда турки-мусульмане захватили Салонки, они собирали с его мощей миро, считая его лекарство от всех болезней
В «Полном церковнославянском словаре» Г. Дьяченко говориться о том, что эпитет мироточивый означает: «источающий чудотворное миро во исцеление болезней». При этом далеко не всегда мироточащие иконы могут творить чудо исцеления.
Миро же источаемое такой иконой или мощами в любом случае признается чудотворным. В истории Православной Церкви есть случаи, когда миро собирали даже мусульмане, которые считали его медицинским снадобьем от любых болезней. Это произошло во время захвата турками города Салоники, где хранились мощи святого Димитрия Солунского.
Церковное сообщество также неоднозначно реагирует на «плачущие» иконы. Так член комиссии по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви Павел Васильевич Флоренский говорит о том, что «признанные и почитаемые на Руси иконы ни разу не мироточили.
«Плачут» лишь новые иконы и те, которые стоят в частных домах». При этом он также призывает верующих не заострять внимание на факте мироточения, так как любая каноническая икона уже в силу этого факта признается священной.
Митрополит Нижегородский и Арзамаский Николай. Митроалит Николай с опасением с осторожностью относиться к фактам мироточения икон после того, как в его епархии замироточило сразу 68 икон
Современные богословы также призывают трезво относиться к фактам истечения миро. Так Андрей Кураев говорит:
«… само по себе крово-, слезо-, мироточение не является аргументом святости того или иного изображения, тем более персонажа». Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай по этому поводу сказал следующее: «У меня ничего не мироточит. … Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. … Быстро создали комиссию. Все иконы протёрли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определённой настороженностью».
«Плачущие» иконы РПЦ проверяет по собой процедуре
Плачут иконы в России достаточно часто и во многих случаях факты мироточения сомнительны, именно поэтому в РПЦ разработана специальная процедура комиссионного освидетельствования мироточения.
Согласно ей после обнаружения факто истечения миро на иконе об этом сразу же докладывается в епархиальное управление. Оно направляет в храм специальную комиссию для выяснения, что это значит. Если икона дома у частного лица, то комиссия может посетить его жилище, с согласия такого человека.
Освидетельствование мироточащей иконы Казанской Божией матери в Валаамском монастыре
В задачи комиссии входит, осмотр иконы для установления её местоположения и условий хранения, опрос свидетелей. Кроме того, её члены могу также сделать фото иконы. В том случае, когда первая комиссия вынесла положительное заключение, на место направляется вторая комиссия.
Её задача — более тщательно расследовать возможность появления маслянистых пятен на образе естественным путём.
Если вторая комиссия также не выявит естественного происхождения миро, икону помещают в опечатанный киот. В том случае, когда и здесь фиксируется возникновение масляных пятен, икону объявляют миротчивой.
«Московские епархиальные ведомости» за 2005 год напечатали статью, посвященную изучения фактов массового мирточения икон, происходивших в Клину в доме В.М. Жучковой. Анализируя их, члены епархиальной комиссии установили следующее:
Таким образом, на примере В.М. Жучковой можно сказать, что случаи массового мироточения икон и их фотографий носят нецерковный характер. Духовной традиции Православной Церкви они не соответствуют и не имеют к ней никакого отношения.
То же самое касается и случаев, когда на образах проступает кровь и епархиальная комиссия не находит подтверждения чудесности этого явления.
Мошенничество — это основная причина появления «мироточащих» икон не признанных Православной Церковью
Существует несколько объяснений факта появления мира на иконах. Кроме Божией Воли, когда истечение миро происходит в качестве Божественного Знамения, часто фиксируются случаи обыкновенного мошенничества.
Мошенники с глубокой древности старались выдать иконы за мироточивые, преследуя при этом вполне меркантильные цели. Так, например, если в доме есть мироточивая или кровоточащая икона, на поклон к ней могут прийти суеверные или же не слишком образованные люди, что принесет доход хозяевам образа и жилища.
Романтизированный портрет Петра I Поль Деларош. 1836 год. Император Пётр Великий публично разоблачил факт искусственно мироточения образа Божией матери в Троицкой церкви в Москве
В истории России известен случай когда российский император Петр Первый публично разоблачил факт искусственного мироточения иконы Юожией матери в Троицкой церкви в Москве.
Для этого он осмотрел подозрительный образ и обнаружил в глазах изображения незаметные отверстия. Их искусство скрыли наведенной в этом месте тенью. Монарх перевернул доску и выломал переклад.
Далее он обнаружил на доске против глаз у образа вырезанные в дереве ямки, наполненные крутым деревянным (оливковым) маслом. От свеч, которые находились при иконе, масло нагревалось и таяло, поэтому происходило его истечение.
Это происшествие позже облеклось в форму легенды, по которой Петр Великий якобы грозил священникам поркой за мироточение икон. В 2004 году П.В. Флоренский дал интервью о работе возглавляемой им комиссии по описанию чудесных знамений в РПЦ.
Глава комиссии также отметил, что ей не разрешено «… проводить опыты над признанными на Руси святыми иконами».
Так говорит наука: иконы мироточат из-за природных явлений
Научное объяснение феномену мироточения икон также существует. Все версии, предлагаемые учеными, можно разделить на следующие:
Видеоролик: Чем плачут иконы. Анализ жидкости. На 2 минуте 21 секунде журналист-ведущий программы говорит том, что статус мироточивой икона может получить поле научного заключения и по решению специальной комиссии РПЦ.
Русская Православная Церковь принимает во внимание мнение ученых в процессе установления факта мироточия икон. При этом признание его или же непризнание напрямую зависит от соответствия его Церковным Канонам.
Что же касаются научного сообщества, то многие его представители весьма скептически настроены к периодически появляющимся в сообщениях прессы о мироточении икон.
Христианская вера не основывается на чуде, но основывается на вере
Если же подвести некоторый итог, то можно сказать, что Православная Церковь относиться к фактам мироточений икон и иным чудесам настороженно.
Дело в том, что Мироточение не относятся к тем чудесам, которые не могут повторить демоны, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Так, например, в Индии некоторые языческие каменные идолы не только источали молоко, но и пили его. Фиксируются даже случаи мироточения статуй Будды.
«Искушение Христа» (мозаика собора Святого Марка). Диавол искушал Христа в пустыне, предлагая ему совершить чудо, чтобы люди ему поверили. Поэтому ко всем чудесам православный должен относиться с разумным недоверием
Отцы Церкви учат, что Вера наша не должна основываться на чудесах, так как ни в Священном Писании, ни у святых Отцов не заповедуется искать чудес. Кроме того, того, тяга к чудесам однозначно осуждается в духовной литературе.
Об этом в Евангелии сказано так: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16, 4). Более того книге Деяний апостолов Симон волхв удивлял чудесами многих людей, которые признавали действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10).
Священное Писание говорит о том, что мироточение — это чудо, которое могут сотворить демоны.
Святитель Игнатий Брянчанинов написал книгу «О чудесах и знамениях». В ней он предостерегает от увлечения чудесами. Дело в том, что они могут заменить веру. В результате человек будет обольщён и впадёт в грех плоского мудрования. Он перестанет исповедоваться, каяться и причащаться, что приведёт его к духовной смерти, то есть прервет его связь с Богом.
Игнатий Брянчанинов «Слово о человеке. О чудесах и знамениях». Святитель Игнатий написал книгу, излагающую православный взгляд на чудеса, в том числе и на мироточение икон
Церковь учит о том, что принятие ложных чудес за истинные, повреждает душу. Именно поэтому существует рекомендация для православных «не отвергать и не принимать». Это означает, что ежели мы примем ложное чудо – можем впасть в обольщение, а ежели сразу отвергнем чудо истинное – можем впасть в неверие или похулить Промысл Божий.
Именно поэтому недоверчивое отношение к явлениям из духовного мира есть признак духовного здоровья верующей души православного человека. Таким образом, нездоровая страсть некоторых верующих к чудесам, в частности, к мироточениям свидетельствует об ослаблении, а не усилении веры.
Православная же Вера основана на величайшем чуде – Чуде Воскресения Христова.