Мироточит икона что делать

Мироточение в Клину: почему плачут иконы?

Мироточение — это чудесное явление в христианском мире, когда на иконах или Святых мощах появляется миро (масляная влага). Миро благоухает. Верующие почитают это знамением от Господа.

Клин-9: запах и трепет

В военном городке Клин-9 в 2001 году у пожилой женщины дома замироточили иконы. И не одна или две, а абсолютно все! Телевидение, пресса: пройти мимо такой «картинки» тогда мог только ленивый, неважно, верующий или неверующий. Корреспондент «НС» Наталья БЕССОНОВА, в то время юная неофитка, побывала в паломничестве у мироточивых икон.

Мироточит икона что делать. Смотреть фото Мироточит икона что делать. Смотреть картинку Мироточит икона что делать. Картинка про Мироточит икона что делать. Фото Мироточит икона что делать

У Валентины Жучковой я была в 2003 году. Мироточение икон в ее квартире тогда только началось, но о нем было уже широко известно и за пределами Московской области. Поехать мне посоветовал мой духовник — для укрепления веры. Он предложил взять с собой из дома икону. Как мне рассказали перед поездкой — у некоторых людей привезенные иконы начинают мироточить еще в руках, когда они только заходят в квартиру, но это редкий случай. Всем остальным Валентина сама их помазывает ваткой с миром.

Итак, я собралась ехать. Ко мне присоединилась скептически настроенная подруга и один иеромонах, насельник подмосковного монастыря. Батюшка уже бывал у Валентины, оставил у нее свою икону и теперь хотел ее забрать назад. По дороге в машине мы обсуждали мотивы нашей поездки. Что нами движет? Любопытство? Да. Желание обладать личным «домашним чудом» — мироточащей иконой? Да. Хорошо это? Нет. Так что же мы едем? «Чудо, как началось внезапно, так может и закончиться — а мы потом будем жалеть, что не видели все своими глазами, хотя могли — вот поэтому и едем», — оправдывались мы друг перед другом.

Сладкий цветочный запах мы почувствовали, когда еще только приблизились к блочной пятиэтажке, во втором подъезде которой и находилась необычная квартира. В подъезде и вовсе стоял такой аромат, что воздух казался густым. От запаха и трепета перед встречей с чудом кружилась голова. Валентина приветливо нас встретила, меня и подругу провела в гостиную комнату и включила посмотреть фильм «Клинское чудо», где она рассказывает, как все началось, а сама пошла с батюшкой искать его икону.

Из фильма мы узнали, что Валентина — учительница в школе, муж ее военный. Жили они и забот не знали, пока у Валентины не обнаружили неизлечимую болезнь. Она начала ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Великим постом, который, как она думала, станет для нее последним, на Страстной седмице и началось мироточение. Сначала одна иконочка, потом другая, потом все иконы в квартире, потом люди начали приносить иконы из своих домов — просили поделиться чудом — и они тоже мироточили. Ее духовник, местный батюшка, не сразу поверил, но когда увидел своими глазами — сдался. Иконы мироточат. Факт. Так она и живет с тех пор в «режиме чуда». И, кстати, болезнь у нее бесследно исчезла.

Мироточит икона что делать. Смотреть фото Мироточит икона что делать. Смотреть картинку Мироточит икона что делать. Картинка про Мироточит икона что делать. Фото Мироточит икона что делатьПосле того, как мы посмотрели «вступительный» фильм, Валентина провела нас в соседнюю комнату, бывшую спальню, до потолка заставленную иконами. Их было очень много: бумажные, металлические, деревянные; старые и новые. Мироточили все иконы. Разные образы пахли по-разному. Например, иконы блаженной Матроны пахли лилиями не зависимо от того, где стояли и из чего были сделаны. Под всеми иконами лежали аккуратные тряпочки-полотенца и вата, чтобы миро не капало на пол (вату эту Валентина раздавала всем, кто приходил).

Мироточит икона что делать. Смотреть фото Мироточит икона что делать. Смотреть картинку Мироточит икона что делать. Картинка про Мироточит икона что делать. Фото Мироточит икона что делатьБатюшка начал служить молебен, после которого Валентина подвела нас к пластиковой кювете, где в мире «плавала» Иверская икона Божией Матери. Она вылила все миро из кюветы в аптечные пузырьки и подарила их нам, а иконочку протерла, положила обратно и предложила присмотреться к ее поверхности. На полиграфическом изображении появились пузырики-фонтанчики и кювета снова начала наполняться благоухающим составом. Если бы мне кто-то рассказал, что кювета по объему большая, чем икона, может наполниться до краев, я бы не поверила. Но я видела это своими глазами и даже сфотографировала.

Валентина рассказывала, как обновляются старые иконы, как в комнате пахло сырой землей перед террактом 11 сентября, как приходил физик и говорил, что это конденсат в воздухе и смеялся над ней, но когда подержал Иверскую и миро потекло по его рукам — уверовал и крестился, как кричат бесноватые, как исцеляются болящие, и много-много еще историй, страшных близостью духовного мира. Бедная женщина. Я слушала все это и думала, что вот, не приведи Господь, случилось бы такое у меня — я же сошла бы с ума в считанные часы, если не от гордости, так от полной невозможности существовать рядом с постоянным чудом, а она вот держится, смиряется даже как-то.

Хотя вид у нее несколько блаженный. Но поскольку и ситуация, в которой она живет, не рядовая, то наверно ей простителен некоторый восторженный мистицизм… Говорит, что для нее великая тайна, почему именно в этой квартире все началось, и что она не знает, с какой целью Господь все это устроил. Но раз Ему так угодно, она готова принимать бесконечные толпы людей в своей квартире, которая теперь похожа вагон метро в час пик, раздавать всем пузырьки с миром, рассказывать снова и снова, как все началось, и как уверовал физик.

Где-то через час всех этих разговоров и размышлений, осязания и обоняния — мозг отключается в аварийном режиме. Блокируется та его часть, которая отвечает за распознование реальности и анализ происходящего. Начинаешь все воспринимать «как должное». Да, действительно, на вырезанной из календаря бумажной иконе проступила свежая кровь и пахнет она «естественно» кровью; да, а вот потекла капля мира и с моей иконы, привезенной из дома…

Обратно мы возвращались молча. Моя «скептически настроенная подруга» так и доехала до Москвы с открытым от удивления ртом — икона, которую она привезла с собой в Клин, замироточила у нее в руках. После этой поездки девушка стала регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Миро на иконах, привезенных домой, застыло капельками и скоро засохло, но кружащий голову запах держался еще очень долго.

Если судить по плодам, как советует Священное Писание, то нас увиденное укрепило в вере и это плод положительный. Но желания поехать туда вновь нет, потому что страшно. Сверхъестесственность происходящего в Клину очевидна. Но вот от кого это все-таки происходит? От Бога или нет? Не ясно, а потому страшно. Разобраться в этом своим умом не представляется возможным. Страшно ошибиться, так как слишком масштабна будет эта ошибка.

Мироточение в Клину: почему плачут иконы?

Спустя семь лет бесконечный поток паломников и зевак в Клину-9 иссяк. Клинское «мироточение» оказалось почти забыто не только журналистами, но и церковными людьми. Почему? Выяснить это пытался наш корреспондент Дмитрий РЕБРОВ.

Мироточит икона что делать. Смотреть фото Мироточит икона что делать. Смотреть картинку Мироточит икона что делать. Картинка про Мироточит икона что делать. Фото Мироточит икона что делать

От Москвы более полутора часов на электричке, от станции автобусом в пригород — расположена квартира Валентины Жучковой, «хранительницы» клинского чуда, в военном гарнизоне на самой окраине города. Здесь, налево от проходных, в панельной пятиэтажке уже семь лет мироточат иконы. У входа в подъезд недавно выстроенная часовенка, безлюдно. «Вы на прием? Проходите», — Валентина сама открывает дверь. На вид ей не больше пятидесяти, невысокого роста, голова покрыта платком. — «Вот, это здесь!» — указывает она рукой на дверь комнаты. «Приезжают со всего СНГ, из Канады, из Бельгии, Вашингтона, Нью-Джерси», — объясняет Валентина охотно, но, узнав, что мы приехали не просто «в паломничество», а писать репортаж, становится неразговорчива. «Публикации мне не нужны, журналисты к моим словам постоянно прибавляют тысячи искажений. Мне не нужно рекламы. Я устала за семь лет принимать по пятьсот человек в день. Да и соседи обижаются, не устраивает их все это…». Но поскольку, сегодня кроме меня, других посетителей нет, Валентина Михайловна рассказывает, как семь лет назад у нее дома «заплакали» иконы.

«За много лет я убедилась, что миро появляется не из икон, а сходит как облако. Происходит это незаметно», — объясняет Валентина Жучкова. Практически на всех иконах крупные капли — «миро» повсюду: на ликах, на одежде. У некоторых икон, лежащих в деревянных киотах, капли только снаружи, на стеклянной дверце, но большинство лежат без окладов, и там капли равномерно распределены по всей поверхности. Пахнет чем-то вроде карамели, впрочем, не так сильно, как описывали СМИ семилетний давности. Главная святыня — Иверская икона в открытом киоте — практически полностью погружена в масло. «Эта икона по-прежнему мироточит сильнее всех», — говорит Валентина. «Смотрите. Видите как появляются капли?», — говорит она, доставая икону. (формат иконы не более 15-20 см по диагонали). «Миро» медленно стекает с иконы, и на ее блестящей и влажной поверхности становятся заметны по мере сползания масла вниз несколько вздутий, как бы капель. Чуть позже поверхность начинает покрываться мелкими пузырьками, как бы от воздуха. «Вы видите? А то некоторые смотрят на икону, и говорят: как она мироточит, покажите, я достаю им, мы оба смотрим, я вижу, а он нет! — беспокоится Валентина. — То есть они просто не верят своим глазам, видят и не верят!». Своим глазам я поверил.

«Не является ли это все это подлогом? Нет, не является», — объясняет нам через некоторое время уже в самом Клину протоиерей Алексей Тюков, клирик Скорбященского храма, участник специальной комиссии благочиния по изучению феномена мироточения. Кроме этой комиссии, в компетенцию которой входила богословская и пастырская экспертиза, с «клинским мироточением» работала и экспертная группа по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, при Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата под председательством Павла Флоренского: «Научной экспертизой занималась синодальная группа, и они, как и мы, можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это подделка, у нас нет оснований».

Однако священнослужители, окормляющие приходы клинского благочиния, в разговоре о «чуде» аккуратно подбирают слова: «Мы называем это явление не мироточением, а истечением маслянистой жидкости, — отмечает отец Алексей, — ведь сам по себе факт «мироточения» еще не дает возможности говорить, что это явление от Бога». И такая осторожность не случайна. По Апокалипсису, нет такого чуда, которое не может подделать антихрист. Многое смущает священноначалие в «клинской истории».

Мироточит икона что делать. Смотреть фото Мироточит икона что делать. Смотреть картинку Мироточит икона что делать. Картинка про Мироточит икона что делать. Фото Мироточит икона что делать

«Здесь происходит множество чудес, обращения, исцеления, — продолжает рассказывать Валентина. — Как пример — моя собственная семья, ее жизнь ведь перевернулась коренным образом. То, о чем я и мечтать не могла, случилось: дочь, которая долго не могла родить ребенка, имеет сейчас четверых детей. Все мои дети были неверующие, а теперь пришли к вере, повенчались, и живут церковным браком».

В квартире с иконами сейчас никто не живет: дети перебрались в Клин, а сама Валентина — в Тверь, где о своем чуде старается не распространяться: «В тамошний храм хожу обычной прихожанкой», — признается она. Раза два в неделю Валентина приезжает в гарнизон, где принимает паломников: мирян, монахов, священнослужителей. На вопросы: «а почему чудо произошло именно у вас?», — скромно отвечает: «Не знаю, наверное, это связано с самим местом, потому что я обычный грешный человек, и не считаю себя достойной по каким-то заслугам этого чуда, я просто хранительница этих икон».

Чудо есть, послушания нет
«Если вы отправитесь к благочинному, он вам такого наговорит, я даже спорить со всем этим не хочу!», — вздыхает на вопрос об отношении местных священнослужителей к чуду «матушка Валентина», как ее на монашеский манер называют иногда паломники.

Семь лет назад между Валентиной Михайловной и пастырями Клинского благочиния возник конфликт. Началось все с того, что после нескольких вопросов священства «хранительница чуда» прогнала пришедшую к ней от благочиния комиссию. «Мы тогда пришли посмотреть, — хотелось все увидеть своими глазами, побеседовать, — рассказывает отец Алексий Тюков, — но вдруг увидели на полках «мироточащими», кроме икон, и весьма сомнительные изображения, такие как портрет Ивана Грозного, какие-то фотографии духовников Валентины. После нашего вопроса о неканоничности изображений Ивана Грозного Валентина Михайловна прервала разговор и попросила нас покинуть помещение. Мы пытались получить хоть какую-то информацию об исцелениях, которые, как она говорила, здесь происходят, но ничего конкретного узнать не смогли. Сама Валентина Михайловна объясняет отсутствие такой информации у нее тем, что ей это просто «не нужно», сперва «как-то записывала», а потом устала, «всего-то не перепишешь!»

С пастырского собрания, на которое ее пригласило местное священноначалие, Валентина ушла сама: «Она обрушилась тогда на нас с бурей критики: почему мы не признаем «ее» чудо, и почему мы не напечатали о нем в церковной газете, когда о других чудесах печатаем, — рассказывает благочинный Клинского округа протоиерей Борис Балашов. — Дело в том, что в поселке Нудоль Клинского района, в храме Преображения Господня тоже замироточила икона. Мы напечатали об этом небольшую заметку в церковном приложении к районной газете. Про Валентинины иконы мы писать не стали, потому что отнеслись к ним с осторожностью, выбрали выжидательную позицию. На собрание мы пригласили Валентину побеседовать, она же с порога стала возмущаться, упрекать нас, обвинять в «неверии».

Настоятель храма в честь преподобномученика Серафима Клинского, расположенного в гарнизоне, священник Игорь Ковалев, чьей прихожанкой до «мироточения» была Валентина, рассказывает, что первое время она приносила ему иконы показывать, однако в храме их «мироточение» каждый раз прекращалось. — «Поначалу в церковь отдавала, но да что их относить, если они там не мироточат?», — резонно замечает теперь Жучкова.

Священник Игорь Ковалев склонен расценивать характер «мироточений» в квартире Валентины как «абсолютно нецерковный». «Из всех людей, кто посетил Валентину в нашем микрорайоне, до этого в церковь вообще не заглядывая, после просмотра «мироточения» в храм пришел только один человек, — говорит он». Учитывая, что храм отца Игоря в военном городке единственный, а посетила квартиру Жучковой чуть ли не большая часть жителей гарнизона, «миссионерский улов» чуда действительно невелик. «Мы никогда никому не запрещали туда ходить, хотя и не благословляли, но сейчас ни один прихожанин в нашем храме не посещает квартиру Валентины, хоть поначалу к ней и стояли огромные очереди, — продолжает отец Игорь. — Сегодня ездить стали гораздо меньше, а многие из тех, кто приезжает, заходят по пути в наш храм, и, поговорив с прихожанами или со мною, обсудив это, часто и вовсе решают не идти в квартиру. И наоборот, те, кто уже возвращается из квартиры, — к нам в храм, как правило, не заходят».

Мироточит икона что делать. Смотреть фото Мироточит икона что делать. Смотреть картинку Мироточит икона что делать. Картинка про Мироточит икона что делать. Фото Мироточит икона что делать

По наблюдениям местного священства, вокруг Валентины и «мироточивых» икон очень быстро собралась экзальтированная публика. «В итоге все это выразилось в том, что Валентина Михайловна перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться в храмах нашего благочиния, предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. Это, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность, — считает благочинный округа протоиерей Борис Балашов. — К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».

«Чудо ради чуда — бессмысленно. Бог не действует просто так, Он всегда имеет очень определенную цель в плане спасения человека. А, попадая под авторитет Валентины, люди, увлеченные ее харизмой, получают неверное представление о Боге, о духовной жизни, — говорит отец Алексий Тюков. — Например, одному нашему прихожанину Валентина сказала, что «к батюшке приходить не нужно, причащение тебе не поможет». Мы, конечно, не можем от каждой бабушки требовать высот аскетического трезвомыслия, и, действительно, сами не можем с уверенностью сказать что-либо о природе «клинского чуда», но если есть чудо, но нет послушания, а напротив — скандалы, разделения, нас, как пастырей, это настораживает и определяет наше отношение к этому «чуду» как в высшей степени осторожное. Плод духа — это мир, а не разделения. Поэтому мы не благословляем своих прихожан посещать эту квартиру. Не хули и не принимай, если не можешь со стопроцентной уверенностью определить, какого духа это чудо — это древний святоотеческий принцип по отношению к «чудесным» явлениям. Им мы и руководствуемся».

Валентина подтверждает, что не ходит в храм, где не верят в «ее» чудо. Ее нынешний духовник живет далеко, в Почаевской лавре, и, как она говорит, это он посоветовал ей не давать никаких интервью. Но пока мы прощаемся, уже в дверях, она, без каких-либо вопросов с моей стороны, вспоминает про «различные подходы в Церкви к одним и тем же вещам», а если конкретнее, то про наболевшее: «Я вот никаких паспортов с чипами, никаких карточек брать не собираюсь — заявляет она. — Я ведь и от пенсии отказалась, и ото всех льгот. Для меня так легче. Зачем я под номером буду ходить? Я под именем своим хочу! Сейчас про Диомида говорят, что мол, это раскольник, он мол такой-сякой… А он ведь здесь был, и был не один раз! И хотя бы один епископ был таким, как он, так бы мнение свое высказывал, это же мученик просто!»

«Вы думаете почему иконы плачут?» — спрашивает она в последний момент, и сама же отвечает на свой вопрос: «Может именно потому и плачут, что вокруг все «зачипированно», везде эти карточки… Просто Бог видит, как мы живем, вот и плачут они!» Возможно, сама того не заметив, Валентина Жучкова сказала «мы». Только вот кого она имела в виду под этим «мы»: себя ли, пастырей благочиния, еще кого-то или всех вместе, осталось загадкой.

Источник

Мироточение: нужно ли христианам бегать за чудом

Мироточит икона что делать. Смотреть фото Мироточит икона что делать. Смотреть картинку Мироточит икона что делать. Картинка про Мироточит икона что делать. Фото Мироточит икона что делать

Что такое мироточение?

Мироточение — явление, связанное с появлением маслянистого вещества, испускающего благоухание на иконах и мощах святых. Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости.

Как подтверждают факты мироточения?

Из-за многочисленных сомнительных фактов появления мира на иконах в Русской Православной Церкви существует процедура комиссионного освидетельствования мироточения.

При обнаружении истечения мира на иконе о факте докладывают в епархиальное управление, которое направляет на место происшествия специальную комиссию. Участники комиссии опрашивают свидетелей, осматривают и изучают икону: её местоположение, условия хранения.

В случае положительного заключения направляется новая комиссия — для более тщательного расследования возможности появления маслянистых пятен естественным путем.

В случае если и вторая комиссия не выявила признаков естественного происхождения мироточения, то икону помещают в опечатанный киот. Если и в нем продолжается появление маслянистых пятен, то икона объявляется мироточивой.

Что и как выделяется при мироточении?

«Мы анализировали много случаев мироточения икон. Химический анализ показал, что это благоуханное органическое масло. Понять, откуда оно берётся, не удалось, но точно, что оно исходит не из иконы. Оно, безусловно, благодатно, как и всё, что происходит в ограде церкви».

Бывают ли случаи мошенничества?

«С настороженностью отношусь к домашним чудесам. Я был однажды на сеансе «размироточивания». Люди оставляли в одной комнате с мироточащей иконой свои — и уходили. Когда возвращались — они оказывались тоже покрыты маслом. Я «забыл» на столе свою неблагочестивую ручку — она тоже «замироточила».

Как относиться к мироточению?

По словам митрополита Волоколамского Илариона, необходимо трезво истолковывать факты мироточения.

«Прежде всего, следует сказать о том, что мироточение является неопровержимым, многократно зафиксированным фактом, который невозможно подвергать сомнению. Но одно дело — факт, другое — его истолкование.

Когда в мироточении икон видят признак наступления апокалиптических времен и близости пришествия антихриста, то это не более чем частное мнение, никоим образом не вытекающее из сути самого феномена мироточения.

Мне думается, что мироточение икон — не мрачное предзнаменование грядущих бедствий, а, наоборот, явление милости Божией, посланной для утешения и духовного укрепления верующих. Икона, источающая миро, является свидетельством реального присутствия в Церкви того, кто на ней изображен: она свидетельствует о близости к нам Бога, Его Пречистой Матери и святых.

Богословское истолкование феномена мироточения требует особой духовной мудрости и трезвенности».

Нужно ли христианам стремиться узреть чудеса?

«Ажиотаж, истерика или паника вокруг этого феномена неуместны и наносят вред Церкви. Погоня за «чудом ради чуда» вообще никогда не была свойственна истинным христианам. Сам Христос отказывался дать иудеям «знамение», подчеркивая, что единственным истинным знамением является Его собственное схождение во гроб и Воскресение».

Глава рабочей группы по изучению чудесных явлений Павел Флоренский считает, что к подобным явлениям нужно относиться спокойно.

«Появление масла на разных почитаемых предметах — явление очень распространенное во многих конфессиях, в шаманстве тоже. Лучше к этому относиться спокойно. Нас с комиссией очень беспокоит то, что появилась эта чудомания», — заявил он в эфире радио «Эхо Москвы», комментируя высказывание депутата Госдумы Н.Поклонской о замироточившем бюсте Николая II в Крыму.

Источник

О церковности чудес

про­то­и­е­рей Борис Бала­шов

В насто­я­щее время в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви боль­шое вни­ма­ние людей обра­щено к мно­го­чис­лен­ным фактам миро­то­че­ния. По неко­то­рым под­сче­там, иконы миро­то­чат в 5000 мест.

Что в Церкви пони­ма­ется под словом “миро”? Во-первых, святое миро – это веще­ство, состав­лен­ное и при­го­тов­лен­ное на основе олив­ко­вого масла и аро­ма­ти­че­ских веществ. Миро освя­ща­ется епи­ско­пом, а в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви – Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом, и исполь­зу­ется при совер­ше­нии Таин­ства Миро­по­ма­за­ния, в кото­ром кре­ще­ный чело­век полу­чает дары Свя­того Духа. Таин­ство Миро­по­ма­за­ния, как и Таин­ство Кре­ще­ния, совер­ша­ется один раз в жизни.

Во-вторых, под миром также пони­ма­ется жид­кость, чудес­ным обра­зом исте­ка­ю­щая от святых мощей и икон. Явле­ния миро­то­че­ния наблю­да­ются с I в. и до наших дней. Есть све­де­ния, что миро­то­чили мощи апо­сто­лов, уче­ни­ков апо­столь­ских, первых пре­сви­те­ров, мощи многих муче­ни­ков.

В 92 г. по Р. Х. постра­дал святой свя­щен­но­му­че­ник Антипа, епи­скоп Пер­гам­ский. От остан­ков муче­ника исхо­дило силь­ное бла­го­уха­ние, на нем про­сту­пали капли мира, пома­зы­ва­ясь кото­рым боль­ные полу­чали исце­ле­ние от неду­гов.

Около 117 г. в Эфесе постра­дала св. мц. Ерми­о­ния, дочь апо­стола Филиппа. От ее остан­ков обильно исте­кало целеб­ное миро.

В житии свя­того вели­ко­му­че­ника Димит­рия Солун­ского сооб­ща­ется, что когда были обре­тены его мощи, из них исте­кало бла­го­вон­ное миро, так что весь город напол­нился бла­го­уха­нием.

Из ветхих косто­чек-остан­ков свя­ти­теля Нико­лая Чудо­творца до сих пор исте­кает святое миро, про­зрач­ное на цвет и, видимо, не име­ю­щее силь­ного бла­го­ухан­ного запаха, но несу­щее бла­го­дат­ную помощь. Лет 25 назад я сам полу­чил исце­ле­ние от резкой зубной боли, когда рас­ко­лолся зуб и обна­жился нерв, после молитвы свт. Нико­лаю Чудо­творцу и пома­за­ния боль­ного места миром от мощей свя­ти­теля.

Как в Киево-Печер­ском мона­стыре на миро­то­чи­вых главах, так и на неко­то­рых иконах при появ­ле­нии мира начи­на­ется неко­то­рое запо­те­ва­ние отдель­ных мест и про­сту­пают мелкие, посте­пенно уве­ли­чи­ва­ю­щи­еся капли, иногда пере­хо­дя­щие в малень­кие струйки.

Все истин­ные явле­ния миро­то­че­ния нико­гда не вызы­вали у веру­ю­щих исте­ри­че­ского или экзаль­ти­ро­ван­ного состо­я­ния, а водво­ряли в серд­цах чув­ства пока­я­ния, бла­го­го­ве­ния, любви и сми­ре­ния.

В то же время об ана­ло­гич­ных слу­чаях появ­ле­ния на почи­та­е­мых свя­ты­нях мас­ля­ни­стой жид­ко­сти известно и в Като­ли­че­ской Церкви, где много таких фактов, кото­рым я не готов дать какой-либо опре­де­лен­ной оценки.

Совер­шенно одно­значно можно ква­ли­фи­ци­ро­вать как сата­нин­ское явле­ние так назы­ва­е­мые “миро­то­че­ния” от икон у бого­ро­дич­ни­ков, кото­рые по сути к хри­сти­ан­ству отно­ше­ния не имеют, но пыта­ются дока­зы­вать истину своего культа фак­тами исте­че­ния мас­ля­ни­стой жид­ко­сти от их икон.

Язык не пово­ра­чи­ва­ется назвать миром ту мас­ля­ни­стую жид­кость, кото­рая появ­ля­лась в древ­нем мире на ста­туях язы­че­ских божеств.

Словом, сам факт появ­ле­ния мас­ля­ни­стой жид­ко­сти, даже и с силь­ным запа­хом, не может еще сви­де­тель­ство­вать о ее бла­го­дат­ном про­ис­хож­де­нии.

Как мы все знаем, Гос­подь наш Иисус Хри­стос отверг сата­нин­ское иску­ше­ние чудом и отка­зался исполь­зо­вать чудеса как сред­ство при­вле­че­ния к вере. Так, в период с Вос­кре­се­ния до Воз­не­се­ния Он не явился ни одному неве­ру­ю­щему.

Явля­ясь бла­го­чин­ным Клин­ского округа Мос­ков­ской епар­хии, я знаю о явле­ниях миро­то­че­ния в ряде храмов бла­го­чи­ния. Но хочу сосре­до­то­чить свое вни­ма­ние только на одном явле­нии, кото­рое вызы­вает у многих свя­щен­ни­ков соблазн и духов­ное оттор­же­ние.

Говоря о под­лин­ных явле­ниях миро­то­че­ния от икон, сле­дует ска­зать сле­ду­ю­щее:

Кроме того, из исто­рии Церкви известно, что явле­ние под­лин­ного чуда бла­го­творно ска­зы­ва­лось и на душе чело­века, кото­рому оно было явлено. Вспом­ним явле­ние Казан­ской иконы Божией Матери девочке Мат­роне. Она не счи­тала себя соб­ствен­ни­цей чудо­твор­ной иконы и никого нико­гда со вла­стью не поучала с высоты соб­ствен­ного досто­ин­ства, а отдала сразу же икону Церкви, а сама стала сми­рен­ной мона­хи­ней.

Рас­смот­рим с этих пози­ций чудес­ные явле­ния в квар­тире Вален­тины Михай­ловны Жуч­ко­вой в воен­ном городке Клин‑9 на тер­ри­то­рии пра­во­слав­ного при­хода и в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от пра­во­слав­ного храма.

Эти явле­ния нача­лись на Страст­ной Сед­мице 2001 г. в трех­ком­нат­ной квар­тире Жуч­ко­вых, в спальне, в доме-хру­щевке на тер­ри­то­рии воен­ного городка.

Вален­тина Михай­ловна Жуч­кова реста­ври­ро­вала ста­рин­ную пла­ща­ницу для храма, где насто­я­те­лем был ее духов­ник. Работа была закон­чена к Вели­кому Чет­вергу. После этого “она обра­ти­лась к Богу с бла­го­дар­ствен­ной молит­вой и ска­зала, что при­несла Ему все, что смогла. Затем она вышла из ком­наты, где нахо­ди­лась пла­ща­ница, а когда воз­вра­ти­лась туда, ясно ощу­тила бла­го­уха­ние и, как ей пока­за­лось, в ком­нату “сошло” как бы некое “неви­ди­мое бла­го­дат­ное облако”. После этого ею были обна­ру­жены бла­го­ухан­ные исте­че­ния на кресте и Ивер­ской иконе Пре­свя­той Бого­ро­дицы” (из рапорта про­то­и­е­рея Арка­дия Штейн­берга, пред­се­да­теля Комис­сии Клин­ского бла­го­чи­ния по изу­че­нию дан­ного чуда).

Посте­пенно стали миро­то­чить в ее спальне и другие иконы. В эту ком­нату стали при­но­ситься веру­ю­щими разные иконы. У самой Вален­тины Михай­ловны миро­то­чили сна­чала только совре­мен­ные бумаж­ные иконы. Затем стали про­ис­хо­дить обнов­ле­ния – освет­ле­ния икон, хотя мне не известно ни одного сви­де­теля, кото­рый бы наблю­дал непо­сред­ственно сам этот про­цесс.

Исте­ка­ние мас­ля­ни­стой жид­ко­сти реально суще­ствует, что я лично могу под­твер­дить. При этом Вален­тина Михай­ловна сама при­зна­ва­лась посе­ти­те­лям, что для них раз­бав­ляет “миро” под­сол­неч­ным маслом в про­пор­ции 1:1, а свя­щен­ни­кам дает миро нераз­бав­лен­ным.

Со вре­ме­нем на бумаж­ных иконах стали появ­ляться и так назы­ва­е­мые кро­во­то­че­ния.

Первое время после начала этих собы­тий я решил получше при­смот­реться к чуду “миро­то­че­ния”, посмот­реть, какая духов­ная ситу­а­ция скла­ды­ва­ется в связи с этим явле­нием. Мест­ный народ пова­лил валом на квар­тиру Жуч­ко­вой. Но ника­ких поло­жи­тель­ных сдви­гов в душах этих “палом­ни­ков” мне обна­ру­жить не уда­лось. Без­бож­ники, вос­хи­щав­ши­еся “чудом”, так и оста­лись без­бож­ни­ками.

После беседы со своим духов­ни­ком архи­епи­ско­пом Михеем, опыт­ным мона­хом, я, по его совету, пред­ло­жил пере­дать миро­то­ча­щие иконы в пра­во­слав­ную цер­ковь, от чего Вален­тина Михай­ловна кате­го­ри­че­ски отка­за­лась, видя в этом пося­га­тель­ство на свои права. Позже она пере­дала одну икону – Ивер­скую, кото­рая первой начала миро­то­чить, в мест­ную цер­ковь, но потом забрала ее домой. Затем она согла­си­лась давать свои иконы в цер­ковь на время совер­ше­ния молеб­нов, а после молеб­нов сразу отно­сила иконы домой. Было заме­чено, а потом стало и совер­шенно ясно, что “миро­то­чи­вые иконы” после пере­не­се­ния в любой храм посте­пенно пере­ста­вали “миро­то­чить”.

Вален­тина Михай­ловна как-то уехала на несколько дней из дома, а вер­нув­шись, обна­ру­жила, что ее иконы миро­то­чить пере­стали. Тогда она с усерд­ной молит­вой обра­ти­лась к Богу, чтобы миро­то­че­ние про­дол­жи­лось. И оно с боль­шей силой воз­об­но­ви­лось.

Между тем из свя­то­оте­че­ской аске­ти­че­ской лите­ра­туры известно, что испра­ши­ва­ние чудес недо­пу­стимо и явля­ется при­зна­ком духов­ной пре­ле­сти.

Я несколько раз бывал в ком­нате, где про­ис­хо­дят чудес­ные явле­ния. Этой мас­ля­ни­стой жид­ко­стью про­пи­тано бук­вально все. Даже нижние сто­роны полок стел­лажа с ико­нами, ковер, ван­ночки, в кото­рых мокнут иконы в этой жид­ко­сти, и ван­ночки, в кото­рые исте­кает жид­кость с икон. Все иконы ею покрыты: и сто­я­щие на стел­лаже, и лежа­щие на диване. Их сотни. Люди жаждут чуда и несут сюда свои иконы, чтобы через неко­то­рое время забрать их домой покры­тыми этим мас­ля­ни­стым веще­ством. Я не так сильно могу раз­ли­чать запахи. Поэтому в боль­шей сте­пени буду осно­вы­ваться на чужих сви­де­тель­ствах.

И сама Вален­тина Михай­ловна, и многие посе­ти­тели, в том числе и свя­щен­ники, при­знают, что это “миро” на разных иконах имеет разные запахи. Неко­то­рые свя­щен­ники назы­вают их кара­ме­ле­выми запа­хами. Сама Вален­тина Михай­ловна четко клас­си­фи­ци­рует разные запахи по назва­ниям, кото­рые вполне соот­вет­ствуют тем набо­рам аро­ма­ти­че­ских масел, кото­рые в боль­шом коли­че­стве про­да­ются в икон­ных лавках.

Засох­шие мас­ля­ные пятна и то, что назы­вают засох­шими кро­во­под­те­ками, делают эти бумаж­ные иконы не только некра­си­выми, но даже без­об­раз­ными, тогда как задача иконы – являть кра­соту Гор­него мира в нашем изуро­до­ван­ном грехом земном мире. Миро­то­чат все изоб­ра­же­ния, нахо­дя­щи­еся в этой ком­нате. Миро­то­чит като­ли­че­ская икона с изоб­ра­же­нием сердца Иису­сова. Миро­то­чит абсо­лютно ложно изоб­ра­жен­ная икона свя­того царя-стра­сто­терпца Нико­лая.

Икона должна являть нам духов­ный свет Божи­его мира. А на иконе царь изоб­ра­жен с очень мрач­ным лицом и руками в кан­да­лах. На языке пра­во­слав­ной иконы это озна­чает, что данный чело­век нахо­дится в вечных узах и в аду. За икону же выда­ется кар­тинка какого-то худож­ника, кото­рый твор­че­ски пере­ра­бо­тал извест­ную фото­гра­фию импе­ра­тора, нари­со­вал нимб и назвал иконой.

Миро­то­чат “иконы” царя Ивана Гроз­ного, Гри­го­рия Рас­пу­тина, про­то­и­е­рея Нико­лая Гурья­нова, Евге­ния Роди­о­нова.

Но ведь не писали икон пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского или пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского до их про­слав­ле­ния. Само созда­ние таких икон, неза­ви­симо от досто­ин­ства лиц, на них изоб­ра­жен­ных, явля­ется делом нецер­ков­ным.

Миро­то­чит фото­гра­фия живого чело­века, кото­рого Вален­тина Михай­ловна счи­тает вели­ким пра­вед­ни­ком.

Нет ника­ких отдель­ных капе­лек, все прак­ти­че­ски сплошь покрыто мас­ля­ни­стой жид­ко­стью.

В ком­нате дей­стви­тельно имеешь очень силь­ные духов­ные ощу­ще­ния. Но я не одинок, когда испы­ты­ваю эти ощу­ще­ния как силь­ные, но тяже­лые, давя­щие и диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ные тем святым ощу­ще­ниям, кото­рые испы­ты­ва­ешь в церкви, перед пре­сто­лом, и, осо­бенно, во время Литур­гии.

Через неко­то­рое время после начала миро­то­че­ния мы в нашей цер­ков­ной газете “Клин Пра­во­слав­ный” напе­ча­тали заметку, в кото­рой упо­ми­нался факт миро­то­че­ния икон в одном из храмов бла­го­чи­ния, но ничего не было ска­зано о миро­то­че­нии в Клин — 9. 26 авгу­ста 2001 г. я при­гла­сил на собра­ние свя­щен­ни­ков бла­го­чи­ния Вален­тину Михай­ловну. На нем В.М. Жуч­кова с руга­нью обру­ши­лась на всех свя­щен­ни­ков, назы­вая нас неве­ру­ю­щими, хотя ничего против нее и про­ис­хо­дя­щих в ее доме собы­тий не было ска­зано.

Обычно при­хо­жане робеют при двух свя­щен­ни­ках, а тут иное отно­ше­ние. Перед этими свя­щен­ни­ками Вален­тина Михай­ловна не изви­ни­лась, хотя под вли­я­нием духов­ника впо­след­ствии при­знала свою неправоту.

На одном из собра­ний духо­вен­ства Клин­ского бла­го­чи­ния была орга­ни­зо­вана комис­сия из состава мест­ных свя­щен­ни­ков для изу­че­ния фактов миро­то­че­ния в квар­тире Жуч­ко­вых.

27 июля 2003 г. комис­сия, чле­нами кото­рой были свя­щен­ники, пришла к Вален­тине Михай­ловне. Она их при­няла. Раз­го­вор начался мирно, доб­ро­же­ла­тельно, но трудно. Откро­вен­но­сти со сто­роны хозяев не ощу­ща­лось. Комис­сия веж­ливо и дели­катно выслу­шала рас­сказ Вален­тины Михай­ловны, кото­рая ска­зала, что “старцы, кото­рых бла­го­сло­вили на отчитку, при­ез­жают сюда и здесь изго­няют бесов” (рапорт свя­щен­ника Алек­сия Тюкова).

В то время, как комис­сия раз­го­ва­ри­вала с Вален­ти­ной Михай­лов­ной и ее мужем Вла­ди­ми­ром, в спальне служил моле­бен игумен Ипатий, кото­рый сказал, что он из Опти­ной Пустыни. Он с увле­че­нием и горя­щими гла­зами рас­ска­зы­вал комис­сии об одной жен­щине, из кото­рой он изго­нял бесов путем отчитки: “Все уже думали, и я тоже, и она, – гово­рил он, – что бес из нее вышел. Я пома­зал ее миром, кото­рое дала мне Вален­тина, и бес зары­чал: “Зачем ты ее пома­зал, она думала, что я из нее вышел?” (рапорт иеро­мо­наха Тихона (Полян­ского)). При этом игумен Ипатий ста­ра­тельно демон­стри­ро­вал, как рычал бес.

После вопро­сов о миро­то­че­нии нека­но­ни­че­ских икон, икон непро­слав­лен­ных Цер­ко­вью людей и миро­то­че­нии фото­гра­фии живого чело­века Вален­тина Михай­ловна стала кри­чать и про­гнала из дома всю комис­сию.

Рядом со своим подъ­ез­дом Вален­тина Михай­ловна без бла­го­сло­ве­ния цер­ков­ной власти и без согла­со­ва­ния с воен­ным коман­до­ва­нием постро­ила летнюю часовню, в кото­рой служат молебны при­ез­жа­ю­щее в палом­ни­че­ство духо­вен­ство вместе с палом­ни­ками. Никто из этих свя­щен­ни­ков не испра­ши­вает бла­го­сло­ве­ния цер­ков­ной власти, хотя в пяти­де­сяти метрах от дома нахо­дится пра­во­слав­ный храм.

Врач С., рабо­та­ю­щая в нев­ро­ло­ги­че­ском отде­ле­нии Клин­ской город­ской боль­ницы, сви­де­тель­ствует, что “Жуч­кова Вален­тина Михай­ловна в 1980 г. лечи­лась в нев­ро­ло­ги­че­ском отде­ле­нии г. Клина у меня в палате по поводу цере­браль­ного арах­но­и­дита (вос­па­ли­тель­ного про­цесса моз­го­вых обо­ло­чек). Помимо основ­ных жалоб и симп­то­мов дан­ного забо­ле­ва­ния, у нее отме­ча­лись свое­об­раз­ные лич­ност­ные каче­ства, кото­рые рас­це­ни­ва­лись как функ­ци­о­наль­ные рас­строй­ства нерв­ной системы (жела­ние повы­шен­ного вни­ма­ния со сто­роны пер­со­нала к ней, убеж­ден­ность в осо­бен­но­сти именно ее забо­ле­ва­ния, необыч­ность пове­де­ния и т. д.). Из отде­ле­ния боль­ная была пере­ве­дена в нев­ро­ло­ги­че­ское отде­ле­ние МОНИКИ, где диа­гноз был под­твер­жден”.

Тот же врач сооб­щает, что к ней на кон­суль­та­цию был направ­лен под­ро­сток “с инфи­ци­ро­ван­ной кистой в обла­сти коп­чика, тем­пе­ра­ту­рой до 40°С, кото­рого Жуч­кова В.М. “лечила” молит­вами и миром от икон. Лечиться опе­ра­тивно по поводу кисты боль­ной отка­зы­вался, ссы­ла­ясь на чудес­ные исце­ле­ния у Жуч­ко­вой”.

Одна сель­ская при­хо­жанка засви­де­тель­ство­вала мне, что когда была на приеме у Вален­тины Михай­ловны и рас­ска­зала о своих скор­бях, та кате­го­рично ска­зала ей: “Тебе надо ехать в Загорск на отчитку, При­ча­ще­ние тебе не помо­жет”.

Мест­ные жители к Вален­тине Михай­ловне теперь ходят мало. Боль­шин­ство при­ез­жает изда­лека.

Кстати, о том, что Вален­тина Михай­ловна выгнала цер­ков­ную комис­сию, она, конечно, жалеет, так как очень нуж­да­ется в одоб­ре­нии своей дея­тель­но­сти цер­ков­ной вла­стью, однако ни перед одним свя­щен­ни­ком она не изви­ни­лась.

В рас­ска­зах “палом­ни­кам” о чуде при­сут­ствует ложь: муж Вален­тины Михай­ловны, Вла­ди­мир, рас­ска­зы­вал, что Комис­сия по опи­са­нию чудес­ных зна­ме­ний, про­ис­хо­дя­щих в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, под пред­се­да­тель­ством П.В. Фло­рен­ского брала на анализ кровь с икон: группа крови ока­за­лась “такой же, как у Иисуса Христа и Бого­ма­тери”, хотя Комис­сия ника­ких све­де­ний о резуль­та­тах ана­лиза никому не пред­став­ляла.

Если тео­ре­ти­че­ски можно гово­рить о группе крови Иисуса Христа, так как сохра­ни­лась Турин­ская Пла­ща­ница, то нет ника­ких осно­ва­ний гово­рить о группе крови Бого­ма­тери.

Поды­то­жи­вая факты, свя­зан­ные с “миро­то­че­нием” икон у Вален­тины Михай­ловны Жуч­ко­вой, сле­дует сде­лать такие выводы:

На осно­ва­нии всего выше­из­ло­жен­ного, зако­но­мерно сде­лать вывод, что все эти чудеса “миро­то­че­ния” и “кро­во­то­че­ния” носят нецер­ков­ный харак­тер, не соот­вет­ствуют духов­ной тра­ди­ции Пра­во­слав­ной Церкви и, сле­до­ва­тельно, не имеют к ней ника­кого отно­ше­ния.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *