Мирская литература что это
МИРСКОЙ
Смотреть что такое «МИРСКОЙ» в других словарях:
мирской — См … Словарь синонимов
МИРСКОЙ — см. мир 1. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Мирской — Посёлок Мирской Страна РоссияРоссия … Википедия
Мирской, А. — автор брош. об О. Бланки (М., 1906), сотр. «Русск. бог.», «Речи» и др., псевд. Кудрявцева. <Венгеров>… Большая биографическая энциклопедия
Мирской, Т. О. — псевд. автора «Писем педагога. в таганрогской газете «Приазовская речь» Конст. Григ. Житомирского. <Венгеров>… Большая биографическая энциклопедия
Мирской — I м. разг. Тот, кто живет в миру [мир III]. II прил. 1. соотн. с сущ. мир III, связанный с ним 2. Связанный с жизнью в миру [мир III], живущий светской жизнью (в отличие от религиозной, церковной). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Мирской — I м. разг. Тот, кто живет в миру [мир III]. II прил. 1. соотн. с сущ. мир III, связанный с ним 2. Связанный с жизнью в миру [мир III], живущий светской жизнью (в отличие от религиозной, церковной). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мирской — мирской, мирская, мирское, мирские, мирского, мирской, мирского, мирских, мирскому, мирской, мирскому, мирским, мирской, мирскую, мирское, мирские, мирского, мирскую, мирское, мирских, мирским, мирской, мирскою, мирским, мирскими, мирском,… … Формы слов
мирской — мирск ой … Русский орфографический словарь
мирской — … Орфографический словарь русского языка
Значение слова «мирской»
1. Устар. Прил. к мир 1 (в 3 знач.); людской. Мирская молва что морская волна. Пословица.
3. Ист. Прил. к мир 1 (в 7 знач.); общинный. С восходом солнца жители были пробуждены стуком в окошки и призыванием на мирскую сходку. Пушкин, История села Горюхина. Среди ямщиков начался тот говор, которым открывается обыкновенно обсуждение мирского дела на сходке. Короленко, Мороз.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МИРСКО’Й, а́я, о́е. 1. Прил. к мир 1 в 5 знач.; людской (устар.). Мирская молва, что морская волна. Пословица. Мирская слава сильна (или звонка). Пословица. 2. Прил. к мир 1 в 7 знач.; живущий, находящийся в миру, принадлежащий миру, в противоп. монашескому или монастырскому (церк.). С тех пор я мало вникал в дела мирские. Пшкн (слова монаха Пимена). Мирская суета. Средь суеты мирского развлечения. А. К. Тлстй. 3. Прил. к мир 1 в 8 знач. (истор.). Мирская сходка. Мирские деньги.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мирско́й
1. устар. относящийся к миру [II, 4 или 5]; связанный с коллективом, обществом ◆ Мирская молва. Мирская сходка. Мирское собрание. Мирская слава.
2. религ. связанный со светской жизнью и не имеющий отношения к религиозной, духовной жизни ◆ И в самих церквах отразилась и эта суетная мирская жизнь и извинение за эту жизнь тех, кто заказывал и строил. С. А. Еремеева, «Лекции по русскому искусству», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Неуклюже ворочая тяжелые, как валуны, слова, Вильям пытается отгородить ими сына от мирских радостей, от искушений, от грехов. Р. Я. Райт-Ковалева, «Роберт Бернс», 1959 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: уступчик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Искусство, как орудие сатаны
«Теперь мы должны коснуться такого исключительно важного фактора в жизни человечества, как искусство, где посредством символов и имитаций художник творит фантастический мир — царство вымысла, в которое должен включиться человек, условно приняв его за реальность.
Мы не говорим об историко-документальных хрониках, об этнографических описаниях и т. д., которые в значительной мере относятся к области науки.
Мы говорим об искусстве, создающем вымышленную, но претендующую на правдоподобие историю, средством выражения которой является эмоциональный образ, в котором соединено типичное и индивидуальное; где писатель, как режиссер артистами, распоряжается жизнью своих героев, создает сюжеты и ситуации, как фон для выражения их духовных сущностей.
Такая литература требует включенности, цель ее — вызвать эмоциональное сопереживание; чем оно глубже и интенсивнее, тем выше ценится талант писателя.
Часто говорят: “Это захватывающая книга”. Действительно, книга захватывает сознание человека и переносит его в несуществующий мир.
Литература притупляет у человек чувство реальности, она не учит жизни, а развивает мечтательность и грёзы, дает возможность уйти из действительности в некую мысленную ирреальность.
Искусство делает душу человека более пластичной, но за счет повышения ее внушаемости.
В нас живет грех. Мы уже испорчены врожденными пороками и только постоянными усилиями воли человек может при помощи Божией обуздывать и контролировать этот грех.
Принцип аскезы — бороться со страстными образами и представлениями.
Мирская литература, напротив, культивирует эти образы, придавая им внешнюю привлекательность, безобразие называя красотой.
Такие развратные до мозга костей люди, как Гете, Байрон, объявляются “цветом” человечества, а их демонические писания — эталоном прекрасного.
Можно ли сказать, положа руку на сердце, что среди великих писателей больше порядочных и скромных людей, чем растленных и порочных, ищущих в пороке вдохновение?
Сколько там извращенцев, душевнобольных, психопатов, считающих себя гениями признанными или непризнанными! Недаром среда их называется богемой — грязным болотом; но именно этих людей мир, забывший Бога, называет “носителями духовности”!
Обычно говорят, что выдающееся произведение написано в порыве вдохновения, но никто не задумывается, какова причина этого вдохновения.
Многие из поэтов прямо утверждали: “Я чувствую, что какая-то неведомая сила осеняет меня, что кто-то пишет моим пером”.
Это вдохновение, на самом деле — состояние демонической медиумичности.
Александр Блок говорит, обращаясь к своему демону, которого он называл “музой” вдохновения: “Есть в напевах твоих сокровенных, роковая погибели весть, поруганья заветов священных… и такая влекущая сила, что готов я твердить за молвой, будто ангелов ты низводила, покоряя своей красотой”.
Усмешка сатаны все более обнажается в мирском искусстве.
Если в древние времена воспевались доблести, которые также были основаны на гордости и, по словам Августина, являлись ни чем иным, как “блестящими пороками”, то затем искусство с каждым веком становилось все более открытой апологией греха.
Весь продолжительный период романтизма в литературе — это культ страстей, желание создать религию не любви, а влюбленности, представить темное влечение души чем-то священным, пошлость облечь в одежды тайны.
Натурализм, сменивший романтизм, — это уже культ плоти и крови, торжество и радость при мысли о том, что ты только кусок грязи. Но описание свинарника должно рано или поздно наскучить, поэтому натурализм сменяется декадансом.
Декадент приготовляет из тех же страстей пикантные блюда. Здесь — культ разлагающегося трупа, здесь человек почти отождествляется с демоном.
Еще один знаменательный факт: в мирской литературе нет Бога — это неинтересный персонаж. В романтизме на Его место поставлен предмет любви, некий идеал, который наделяется ирреальными чертами.
В натурализме — формообразующая земля снова обращается в прах могилы. Для натурализма божество — сам человек.
В декадансе место Бога занял демон. Романтизм — вор по отношению к Богу, он хочет созерцать божественную славу в лице человека.
Натурализм не хочет знать ничего о Боге, он презирает и ненавидит саму идею Божества.
Декадентство поклоняется, как Богу, сатане.
И, наконец, экзистенциализм считает и Бога, и диавола, и весь видимый мир только представлениями, состояниями и процессами, происходящими в душе человека.
Ничего нет кроме пустоты и бездны. То, что кажется существующим, — только вечно пульсирующая безумная мысль самого человека, блуждающая в его собственной душе — огромной, бездонной и холодной, как межзвездное пространство.
Что же касается сюрреализма, это — апокалипсис, написанный пророками сатаны, демонизация человека, культ метафизического ужаса, предчувствие грядущих катастроф. Человечество покинуло Бога, более того, возненавидело Бога от всей души, объявило Ему войну. Происходит трагический распад человеческой личности. Человек уже не бежит от мира в свою больную душу, а ищет забвения в обреченном на гибель и потрясаемом безумием мире.
Сюрреализм — это зазеркалье декаданса, где демон уже не прячется в тайниках человеческой души, как за театральным занавесом, а выходит в своем обличии на сцену мировой истории.
Экзистенциализм и сюрреализм возникли не на пустом месте. Это один из завершающих этажей здания культуры, которое построили предыдущие поколения. Демонический импульс был заложен уже в основание этого здания, но прежде были только брошенные в землю семена и молодые побеги, а теперь на стеблях распустились ночные цветы зла.
Нам скажут, что существуют классическая литература, искусство и музыка, которые могут противостоять хаосу современной антикультуры, так что у человека есть выбор и альтернатива.
Но чем пропитано это искусство? Также душевными страстями; оно уводит человека от Бога, наполняет его ум образами земного.
Чему посвящена мирская живопись? — Красоте вне Бога.
Что пробуждает в душе музыка самых великих композиторов? — Грезы и мечтательность, страстные душевные состояния или языческое упоение этим миром.
Святой Иоанн Кронштадтский писал: “Мысль о земном оземляет саму душу”, а мирская литература с ее яркими, страстными образами похожа на комья земли, которыми душа, как могильщик, погребает свой дух.
Искусство заставляет око души смотреть или на землю, или в иллюзорный мир фантазий, похожих на плывущие облака, которые каждое мгновение меняют свою форму.
Духовное небо для засоренных глаз души закрыто. Что касается живописи, то картина еще более глубоко, чем слово, соединена со страстями.
Уже святой Иоанн Златоуст писал, что были люди, которые влюблялись в картины и статуи.
В картине имитация жизни ярче, нежели в слове, она мгновенно, через взгляд, поражает человеческое сердце.
Мирское искусство всегда носит языческий характер с широким спектром культов от космофилии до культа чувственных страстей, а от него — до откровенной демонофилии.
Античная трагедия — первый услышанный нами аккорд искусства. Сюрреализм — один из последних его аккордов. Но сама симфония едина.
Может человек, увлеченный искусством, чисто молиться? — Нет! Его молитва будет похожа на малый ручеек, который исчезает на пути, пропадает в песках.
Бурю помыслов, фантасмагорию образов, карнавал картин, которые хранятся в памяти души, диавол, как свое войско, выводит из недр подсознания человека, чтобы уничтожить его молитву.
Сердце такого человека не может вместить молитву — оно отдано другим чувствам. Ум его не способен вникнуть в смысл молитвенных слов, он окружен темной тучей помыслов. Молитва его похожа на дом из песка, рассыпающийся под руками.
Наша интеллигенция малорелигиозна как раз потому, что она лишила себя способности молиться; она может только рассуждать и воображать, то есть находиться в области души, а не духа.
Могут возразить, что как бы ни были страстны и развращены люди, но в душе их таится тоска по правде, и не может быть, чтобы за столетия в мировой литературе не было создано хотя бы несколько образов христианских подвижников, которые могли бы вдохновить нас на самоотверженную духовную жизнь; что из светской литературы христианин может добыть, как из руды, крупицы золота.
Однако, как мы сказали, литература ничему не учит. Она индуктирует страсти, живущие в нашей душе, оживляет пороки, лежащие на дне сердца, как подводное чудовище; она воспаляет воображение, она погружает в мир мечтательности, но никаких реальных знаний не дает.
Нельзя “сочинить” образ святого на основе своих оземленных представлений и нечистых эмоций, не может светский писатель проникнуть во внутренний мир подвижника посредством интуиции: душевное никогда не поймет духовное.
Это будет ложь на святого. Даже такие деятели литературы, как Данте, Тассо, Достоевский, Толстой и другие, сумевшие глубоко раскрыть мир человека на уровне его души, когда речь шла о христианских подвижниках, оземляли их или превращали в какие-то пустые, бесплотные тени, либо заставляли появляться на страницах своих книг, как резонеров на сцене;
даже в карикатурах Анатоля Франса иногда проскальзывало больше понимания недоступных тайн духа, чем у так называемых христианских писателей-моралистов.
Поэтому, подводя итог, скажем: в литературе можно различить разные степени и уровни концентрации демонизма — от скрытых до бесстыдно обнаженных — но альтернативы ему здесь нет.
Еще одним средством демонизации человечества во все исторические периоды служил театр.
Театр — это сгусток страстей, поле духовной лжи, которое захватывает зрителей, как липкое растение — насекомых, которые в поисках нектара опустились на его яркие смертоносные цветы.
В театре собрано все самое отрицательное, что только имеется в каждом виде искусства.
В живописи, музыке и литературе носителями страстей служат картина, гамма звуков, слово, то есть опосредованный символ, а в театре — живой человек, посылающий в зрительный зал волны своих греховных чувств и переживаний.
Само искусство актера — искусство включаться в другую, чужую жизнь и делать ее своей жизнью, входить в несуществующий образ и отождествлять его с собой, накладывать на себя маску и заменять ею собственное лицо.
Артист — это Протей, который постоянно меняет свой облик. Поэтому искусство артиста — искусство убивать в себе личность, искусство менять цвета, как меняет их хамелеон, искусство изменять формы, подобно воде, которую переливают в разные сосуды.
На сцене невозможно передать духовное состояние, так как в истину не играют. Сцена — это концентрированное поле страстей: чем интенсивнее и ярче выражена страсть, тем глубже она проникает в сердца зрителей, тем сильнее включает их в мир фантазии и ирреальности.
На сцене актер живет всеми существующими человеческими страстями; в нем они являются с такой силой, что зрительный зал зачастую почти физически ощущает их дыхание. Актер, словно маг, вызывает страсть из своего подсознания, словно заклинатель, который говорит демону: “приди”, — и тот приходит; “уйди”, — и тот исчезает.
Тренинг артиста имеет большое сходство с оккультными упражнениями йогов. И йог, и артист, оба полагаются на силу воображения, учатся мыслить яркими образами, жить в их иллюзорном мире, верить в их реальность — как бы растворяться в них. Сцена театра и астрал оккультизма — это область страстных эмоций, которые в оккультизме восточном принимают персонифицированную форму.
В языческих культах храм и театр представляли собой один архитектурный комплекс. Самый большой театр в Риме, построенный Помпеем, располагался у подножия храма Венеры, а ступени этого храма служили для зрителей скамьями.
На сцене античного театра боги являлись как действующие лица не только трагедий, но и комедий. И сами древние мистерии также представляли собой театрализованные постановки с участием злых и добрых божеств.
Только здесь уже не было зрителей: в драматические акты мистерии включены были все присутствующие.
Подобно тому и в Индостане во многих храмах ритуалы проходили как представления с участием профессиональных актеров и танцовщиц. Часто во время этих ритуалов употреблялись маски не только богов и героев, но также и чудовищ.
Святые Отцы писали, что демоны питаются человеческими страстями, как вампиры кровью, поэтому у театра есть свой оккультный аспект, свое оккультное поле.
Характерно, что по правилам древней Церкви к крещению не допускались изготовители идолов, блудницы и артисты; занимающиеся же этим ремеслом после крещения, отлучались от причастия и молитвенного общения.
Есть и еще правило: будущий священник не должен брать в жены артистку, хотя бы она была девушкой, потому что сохранять внутреннюю чистоту, исполняя роль Клеопатры или Мессалины, невозможно. Если современные либералы называют театр “храмом искусства”, то напрашивается вопрос: а кого они подразумевают под баядерами?
Еще одно сходство между йогой и тренингом артиста — это умение перевоплощаться в мысленный образ. Йоги советуют человеку создать для себя второе “я” — идеального двойника, как живую личность, с которой человек хотел бы поменяться местами (при этом они подчеркивают, что слово “идеальный” означает — желательный для человека, а не подчиненный особым моральным принципам, иначе этот мысленный образ не будет жив).
Затем путем медитаций, как мысленных, так и эмоциональных, человек должен отождествить себя с двойником, фактически потеряв ощущение своего реального “я”. Также и для артиста необходимо вживаться в образ своего героя до чувства исчезновения собственной личности.
В йоге практикуется упражнение, направленное на расслабление мышц тела, релаксацию. Йоги называют это “асаной трупа”. Такие упражнения на расслабление входят и в тренинг артистов. Особое значение в йоге имеют упражнения для развития концентрации внимания, способности в течение длительного времени сосредотачиваться на каком-нибудь образе или слове, отвлекая мысль от всего остального. Подобные упражнения присутствуют в системах всех крупных режиссеров.
Святые Отцы говорили, что человеческим страстям сопутствуют демоны этих страстей, поэтому многие места насыщены, буквально заражены страшным духовным ядом, сами стены, кажется, хранят память о том, что происходило в них, пропитаны запахом тонкого тления, который источали души их обитателей. Если театр называют “храмом искусства”, то скорее можно сказать, что это школа искусства лжи, превратившаяся, по сути, в культ. Первая заповедь христианской аскетики — хранить свое сердце. Театр, напротив, открывает сердце для всех страстей.
Добродетель нельзя показать на сцене. Христианские добродетели не демонстрируют перед миром, напротив, скрывают. Да театр, за редким исключением, и не занимается резонерством; он почти всегда тайно или явно насмехается над святыней и над тем, что в христианстве принято называть целомудрием. Однако есть и другая опасность: театр учит человека играть в жизни, как на сцене, казаться тем, чем он не является на самом деле, лгать и притворяться.
Во всех революциях театр играл довольно зловещую роль, по крайней мере, симпатии большинства артистов, как правило, были на стороне революции; по сути главным импульсом театра стала ломка христианской морали.
После революции на осквернение театру были отданы многие храмы, и артисты без всяких укоров совести играли в алтаре, как на сцене — во всяком случае, нам не приходилось слышать, чтобы ведущие актеры решительно протестовали бы против такого кощунства. Мы все свидетели, как энергично они защищались, когда в последние годы их, как непрошеных гостей, выдворяли из храмов, переделанных в театры и цирки.
Во времена Французской Революции государственной религией был объявлен культ разума, призванный занять место гонимого христианства. И здесь революционеры обратились за помощью не к философам, а к артистам. Олицетворением разума, богиней нового культа была провозглашена одна из опереточных артисток Парижа. Шутовской карнавал, тщательно отрепетированный ее коллегами, разыгрался на улицах французской столицы.
Обнаженную артистку, словно статую языческой богини, внесли на руках в Собор Парижской Богоматери; шествие это сопровождалось шуточными представлениями и фривольными песнями, в которых осмеивались христианские таинства. Затем артистку посадили, как на трон, на престол Собора, и члены Конвента приветствовали ее, продолжая шутовское действо. Театральная богема Парижа была в восторге.
Еще более отвратительны театральные постановки, кинофильмы и балеты о… Христе. Последняя грань цинизма — изображать танцующего Христа. Играть Христа может только кощунствующий безбожник или параноик-визионер. Следует помнить, что первым, кто хотел сыграть роль Бога, был сатана.
Театр вырабатывает особый менталитет: сама жизнь здесь воспринимается, как игра на сцене, а мудростью почитается искусство никогда не быть самим собой. И это тем более страшно в наши дни, когда каналы телевещания превратили в зрителей и участников театральных представлений едва ли не все человечество.
Сегодня в ближнем мы все явственнее видим артиста, а в человеческих взаимоотношениях — расчетливую игру, точно живем под крышей огромного театра. Универсальным грехом наших дней стала ложь Она пронизывает все общественные структуры, она родных людей делает чужими.
————
Духовные знания имеют свою специфику. Религию нельзя отождествить с какой-либо силой или способностью человеческой души, будь то рассудок, эмоция или воля.
Религиозное чувство глубоко отлично от них, объемля их и проявляясь через них, оно остается в то же время особым гносисом человека. Религия — это сама онтология человеческой души. Религия требует включения в неё всей человеческой личности.
Когда говорят, что религия это область человеческого сердца, то не надо забывать, что Святые Отцы под сердцем понимали не эмоциональную сферу человека (как понимают это слово в наше время), а единство познавательных сил, тот центр, откуда исходит наша мысль, где рождаются желания, принимаются решения, уже затем в области сознания воспринимающиеся как слово, эмоция и императив к действию.
Для религиозного гносиса необходимо очищение души от греха и страстей, которые поражают и разъедают, подобно коррозии, способности души. С очищением сердца способность человека к духовному познанию неизмеримо увеличивается.»
МИРСКОЙ
мирской 1. м. разг. Тот, кто живет в миру (1*9). 2. прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: мир (1*8,9), связанный с ним. 2) Свойственный миру (1*8,9), характерный для него. 3) Живущий в миру (1*9).
мирской
1. mundane
мирская молва, что морская волна посл. — rumour is a bubble that soon bursts
2. уст. (светский) secular, lay, temporal
3. ист. (относящийся к сельской общине) village-community (attr.)
2. Относящийся к земному миру, земной жизни (обычно в противопоставлении небесному). Презр ѣ оная ст̃ая ми́рская бл̃гая, да бы восприяла нбс̃ная. Бароний 40. Вы оставлшии вся мирская пристрастия, в Цр̃ствие Нб̃сном сторицею восприимите. Буж. Гангут 13. Нын ѣ от сна мирскаго, в жизнь в ѣ чну проснулась. Бусл. 4. ▭ Мирское, субст. О сколь стремленье быстро токов, Влекущих силой все с собой, Велит мн ѣ презирать мирское, Что изчезает все с тщетой! Нклв Тв. I 154. М. увеселения, почести, роскошь .. Не Науки причиною развращенных нравов; но почитай общее презр ѣ ние к Учениям, .. прелесть мирских сластей и роскошей. Трд. СП II 299. Ч ѣ м бол ѣ е мы усп ѣ ваем в доброд ѣ тели: т ѣ м бол ѣ е теряем вкусу к мирским увеселениям. Женск. шк. 101. Тот истинной философ, .. кто ум ѣ ет презирать мирския сокровища. Спб. М. I 38. ◊М. суета. [Марина:] О чем задумался любезной наш Полист? [Полист:] О сует ѣ мирской, любезная Марина, О бренности вещей. Княж. Хваст. 127. Тебя не ут ѣ шали Мирския суеты; Тебя тогда прельщали Природы красоты. Хрс. Тв. VII 330.
5. Народный, простой. Егда перо свое починиши .. то ты не пиши по древнему обыкновению: „помилуй мя, Боже”, .. но пиши .. какую нибудь р ѣ чь мирскую. Псш. Завещ. 177. Пустошь Коб ѣ ево, а по мирскому прозванию Ушаковка. ДПС V 1071. Всякая мирская п ѣ сня, буде она от правильнаго сочинена П ѣ снотворца, подобна есть Од ѣ т ѣ м, что и п ѣ сня из многих состоит Строф. Трд. Соч. II 31.
Мирски, нареч. Св ѣ тски, мирски. ФРЛ 1 II 501.
Словари
Тот, кто живет в миру [мир III].
1. соотн. с сущ. мир III, связанный с ним
2. Связанный с жизнью в миру [мир III], живущий светской жизнью (в отличие от религиозной, церковной).
МИРСКО́Й, мирская, мирское.
1. прил. к мир 1 в 5 знач.; людской (устар.). «Мирская молва, что морская волна.» (посл.) «Мирская слава сильна (или звонка).» (посл.).
2. прил. к мир 1 в 7 знач.; живущий, находящийся в миру, принадлежащий миру, в противоп. монашескому или монастырскому (церк.). «С тех пор я мало вникал в дела мирские.» Пушкин (слова монаха Пимена). Мирская суета. «Средь суеты мирского развлечения.» А.К.Толстой.
3. прил. к мир 1 в 8 знач. (ист.). Мирская сходка. Мирские деньги.
1. Устар. к Мир (1.М.; 5, 8 зн.). М-ая молва. М-ая сходка. М-ое собрание. М-ая слава.
2. Церк. Связанный со светской жизнью и не имеющий отношения к религиозной, духовной жизни. М-ие радости, печали. М-ая жизнь, суета. // Живущий в миру (в отличие от живущих в монастыре, посвятивших себя Богу). М-ие люди.
прил. к мир 1 (в 3 знач.); людской.
Мирская молва что морская волна. Пословица.
прил. к мир 1 (в 8 знач.); связанный с обыденной, «земной» жизнью, в противоположность духовной, в религиозном понимании.
[Царь:] Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить. Пушкин, Борис Годунов.
Живущий в миру (в отличие от живущих в монастыре, посвятивших себя богу).
мн. Из приходящих [в монастырь] мирских очень многие чтили его, как великого праведника и подвижника. Достоевский, Братья Карамазовы.
прил. к мир 1 (в 7 знач.); общинный.
С восходом солнца жители были пробуждены стуком в окошки и призыванием на мирскую сходку. Пушкин, История села Горюхина.
Среди ямщиков начался тот говор, которым открывается обыкновенно обсуждение мирского дела на сходке. Короленко, Мороз.
1. Относящийся к миру.
► Горюхино. управлялось старшинами, избираемыми народом на вече, мирскою сходкою называемом. // Пушкин. История села Горюхина //
2. МИРСКОЕ, ого, ср., в знач. сущ.
► Но, милая княжна. не будет ли это слишком тяжело для бедного дядюшки в такие минуты, когда ему нужен отдых? В такие минуты разговор о мирском, когда его душа уже приготовлена? // Лев Толстой. Война и мир //