Мирянами что это такое история
МИРЯНЕ
Миряне составляют церковную паству. Строгое разделение на клириков и мирян принято в тех церквах, в которых, в соответствии с исповедуемым ими учением, клирики поставляются на служение через рукоположение и имеют преемство рукоположений, идущее от апостолов (все поместные православные церкви, Римско-католическая церковь, старокатолики, восточные нехалкидонские церкви, частично Англиканская церковь и др.). При этом доктрины разных церквей в трактовке апостольского преемства расходятся.
Миряне имеют одинаковое с клиром человеческое и христианское достоинство и одинаковую надежду на спасение. Миряне участвуют в богослужении молитвами, а также в качестве пономарей, свещеносцев, певчих, в исключитеотных обстоятельствах могут совершать таинство крещения. Помимо усвоения основ церковного учения, миряне сами участвуют в церковном учительстве по благословению священнослужителей, как правило вне храма, например в качестве преподавателей духовных учебных заведений, церковных учёных, миссионеров и т. д. Миряне участвуют в деятельности органов церковной власти; например, в Русской православной церкви они избираются членами Поместных соборов, епархиальных собраний, приходских советов, составляют большую часть приходских собраний, назначаются на ответственные административные должности, включая председателей синодальных отделов. Широкое участие мирян в разных формах церковной жизни имеет своим догматическим основанием учение апостола Петра о всеобщем священстве (1 Пет. 2:9).
В истории Римско-католической церкви противопоставлялась «церковь учащая», к которой принадлежал клир, и «церковь учащаяся», включающая мирян, однако ныне это разделение действительно только в церковном управлении. Православной экклезиологии такое противопоставление всегда было чуждо.
В современном религиоведении понятия «Миряне» и «клир» часто применяются также по отношению к некоторым нехристианским религ.иознымобщинам (буддистов, джайнистов и др.).
Мирянин
Содержание
В православии
В православной церкви лица, являющиеся церковнослужителями, считаются клириками (низшие клирики) и, таким образом, как и священнослужители, не являются мирянами.
Миряне имеют право совершать (келейно) все богослужения, изложенные в «Часослове», а также, в случае крайней необходимости, таинство крещения.
В католицизме
В протестантизме
В буддизме
В соответствии с буддийским каноном Типитакой мирянин (упасака) — это человек, не принявший обетов монаха и участвующий в кормлении монахов (подношении пищи).
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Мирянин» в других словарях:
мирянин — начетник, начетчик Словарь русских синонимов. мирянин сущ., кол во синонимов: 5 • белец (1) • крестьян … Словарь синонимов
МИРЯНИН — МИРЯНИН, мирянина, мн. миряне, мирян, муж. (церк.). Лицо, живущее, находящееся в миру (см. мир1 в 7 знач.), в противоп. монаху. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МИРЯНИН — МИРЯНИН, а, мн. яне, ян, муж. (устар.). Человек, живущий в миру 1 (в 6 знач.). | жен. мирянка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
мирянин — мирянин, мн. миряне, род. мирян … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Мирянин — автор брошюр и статей по церковн. вопросам 1906 11 гг. <Венгеров>… Большая биографическая энциклопедия
Мирянин — I м. см. миряне I II м. см. миряне II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мирянин — мирянин, миряне, мирянина, мирян, мирянину, мирянам, мирянина, мирян, мирянином, мирянами, мирянине, мирянах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
мирянин — в буддизме, как в др. религиях, последователь учения, не являющийся членом монашеской общины. В буддизме имеется ряд общих правил, касающихся отношения М. к религии. Каждый, кто верит в «три сокровища» Будду, дхарму, сангху, уже является… … Буддизм
мирянин — мир янин, а, мн. ч. яне, ян … Русский орфографический словарь
мирянин — (2 м); мн. миря/не, Р. миря/н … Орфографический словарь русского языка
Православная Жизнь
Сегодня участие мирян в жизни Церкви в большинстве случаев сводится либо к пассивному стоянию на богослужении, либо к клиросному и алтарному послушанию, либо к уборке храма. Но так было не всегда.
Мне представляется очень интересным совершение небольшого исторического экскурса в прошлое, чтоб посмотреть, как же еще миряне служили Церкви.
Итак, обо всем по порядку. Во II веке для чтения Священных книг, кроме Евангелия, стали привлекать мирян, для этой цели была введена должность чтеца. В следующем столетии была учреждена должность иподиакона. Нужно понимать, что функции иподиакона в Древней Церкви отличались от тех, которые мы привыкли видеть на современных архиерейских богослужениях. Изначально в их задачи входила охрана дверей храма, через которые входили мужчины, а также наблюдение за тем, чтобы верующие занимали должные места в самом храме. Также важно отметить, что на православном востоке должность иподиакона не была включена в число священной иерархии, в отличие от традиций западного христианства, где иподиакон стал фактически дополнительным диаконом и получил название субдиакона. Иподиакон же в современном понимании, как прислужник архиерея, в древности носил название аколуфа и помогал епископу, в первую очередь в торжественных случаях.
В Древней Церкви, когда дар чудес принадлежал многим христианам, отличавшимся святостью жизни, существовала должность заклинателей, задачей которых было изгнание нечистых духов посредством чтения молитв, крестного знамения или дуновения.
В III веке в некоторых восточных Церквях сформировалась должность певцов, функции которой понятны из самого названия. Сегодня пение отдельных мирян в церковном хоре как форма литургического служения стало привычной традицией, однако в раннем христианстве пел фактически весь приход, поэтому должность певцов не имела столь обширного распространения. В этот же период формируется должность параномарей, или привратников. В их функции входили обязанности недопущения на богослужения еретиков, отлученных, иудеев и язычников, а также извещение молитвенного собрания об опасности, исходящей от власти или недовольной толпы.
Нельзя не упомянуть, что относительно богослужебных или даже сакральных функций мирян допускалось также совершение крещения последними. Об этом упоминает Тертуллиан, при этом он утверждал, что миряне в таком случае должны усерднее следовать правилам смирения и кротости, дабы не оспаривать служение епископа. Данная практика была связана с тем, что после крещения совершалась Крещальная литургия, на которой новокрещеные причащались Тела и Крови Христа, т. е. епископ или пресвитер так или иначе всё равно принимал участие во вхождении новых членов в Церковь. Учитывая, что эта древняя практика сегодня практически не реализуется, то крещение мирянами допускается лишь только в экстренных случаях.
Со II века начинает свое существование знаменитая Александрийская школа, прославившаяся именами Пантена, Климента Александрийского, Оригена и пр. Однако мало кто обращает внимание на то, что Александрийские архиепископы взяли под свой контроль интеллектуальную жизнь школы лишь с IV века, а до этого «среди ректоров ее были не только клирики, но и интеллектуалы из мирян», – пишет Александр Дворкин. Таким образом, видно, что миряне допускались к выполнению важных административных функций. К высокому рангу должностей нужно отнести также должность эконома, заведующего церковным имуществом. Введение этой должности связанно с легализацией христианства на территории Римской империи. В подавляющем большинстве случаев функции эконома выполняли клирики, однако были случаи, когда на эту должность избирались христиане, «не имевшие иерархической степени, если они отличались честностью и практичностью», – подчеркивает историк Николай Тальберг.
Продолжая разговор, нельзя не отметить, что в указанный исторический период уже устоялась традиция участия мирян в выборах епископа. Как правило, клир и миряне выбирали трех кандидатов, а митрополит и другие архиереи поставляли на кафедру одного из них. Были случаи и обратного действия этого правила, когда митрополит предлагал трех кандидатов, а миряне и духовенство уже выбирали кого-то одного. Как бы там ни было, но участие мирян в выборах своего епископа рассматривалось как обязательная и необходимая мера. Нужно сказать, что такое положение дел достаточно долго сохранялось в традиции восточной Церкви, в отличие от западного христианства, где очень рано наметилось разделение на «Церковь учащую» и простых верующих – «учащихся». Всё дело в том, что на востоке все верные (и духовенство, и миряне) рассматривались как хранители Священного Предания, а причина этого кроется в том, что «дух соборности всегда поддерживал убеждение, что Истина принадлежит Богу, Который открывает ее всем людям, вне зависимости от их клерикального ‟статуса”. Знание истины не является прерогативой ни лиц, занимающих высокие административные должности, ни тех, кто успешно завершил свое высшее образование. Утверждение, что существуют люди, которым недоступно знание церковного Предания, следует признать гностической ересью», – снова читаем в «Истории» Тальберга.
Если говорить о служении мирян на должностях, связанных с благотворительностью, то нельзя не вспомнить, что с IV по VI век существовали так называемые параволаны, избираемые епископом, функции которых были связаны с присмотром за больными. Причина упразднения данной должности связана со злоупотреблением, так как параволаны освобождались от различных податей и повинностей. Кроме того, в данный период существовали также сообщества копателей или копиатов, которые занимались безвозмездным погребением малоимущих христиан, а также выполнением различных функции, связанных с похоронами.
Нужно также сказать, что богословская сфера достаточно продолжительное время оставалась доступной и мирянам. В современной церковной жизни нет никаких запретов на изучение богословских наук мирянами, однако человеческие устремления в данном направлении сегодня лежат в плоскости личной инициативы. В I тысячелетии в Византийской империи была схожая ситуация, однако ни один образованный человек не мог считаться таковым без глубоких богословских знаний. Каждый гражданин империи понимал богослужебный язык, мог вслушиваться в гимнографию богослужений, содержащую высокие богословские мысли. Именно благодаря этому история знает случаи возведения мирян в епископское достоинство в короткий срок. Примерами тому являются святитель Амвросий Медиоланский, патриархи Константинопольские Тарасий и Никифор, а также знаменитый святитель Фотий. Справедливости ради нужно сказать, что к IX веку, т. е. ко времени жизни патриарха Фотия, данная традиция была достаточно редкой, что дало повод к критике последнего его оппонентами. Довольно часто случалось так, что ведущими учеными и богословами были миряне (например, св. Николай Кавасила, Варлаам Калабриец) или клирики, принявшие сан лишь чрез несколько лет после завершения образования.
Кроме того, образованные миряне-богословы могли представлять интересы Церкви или императора на церковных соборах. Так, например, на Ферраро-Флорентийском Соборе, на стороне восточного христианства принимали участие ученые-миряне Георгий Схоларий, Георгий Амирутц, Георгий Требизондский и Георг Гемист Плифон. Я не берусь здесь оценивать историческое и богословское значение данного Собора, а просто хотел указать на тот факт, что служение мирян в Церкви было самым разнообразным и даже очень высоким и ответственным. А. Дворкин по этому поводу пишет следующее: «Сила Византийской Церкви была в наличии высокообразованных мирян, глубоко и профессионально вовлеченных в богословское творчество».
В западном же христианстве с его богословскими кафедрами и факультетами в ведущих европейских университетах богословие как система академических знаний в сфере высшего образования доступна мирянам и по сей день.
С качественным и количественным расширением христианства возникала необходимость улучшения административно-правовой организации Церкви, поэтому многие церковные должности были сформированы по аналогии со светскими. Одной из важных сфер деятельности клира, а в особенности епископа, было судопроизводство. Однако довольно часто в силу занятости епископ делегировал свои судебные обязанности диаконам и даже мирянам своей епархии. Два подобных случая из собственной практики указывает свт. Амвросий Медиоланский, хотя их было, конечно же, намного больше. Кроме того, в структуре церковных должностей существовала должность экдика, или церковного адвоката, которую также могли занимать миряне. Его обязанностью была необходимость защиты церковных интересов в гражданском суде.
Как видим, какие-то формы служения мирян канули в прошлое и их уже никак не вернуть, а какие-то могут быть «воскрешены» в немного измененном виде. Не секрет, что Церкви сегодня нужны хорошие специалисты в области юриспруденции, в области СМИ, в области психологии, и во многих других сферах. Мы, священники, иногда можем быть невнимательны к каким-то вопросам и проблемам современности, потому хотел бы призвать мирян проявлять больше инициативы. О миссионерстве и о служении женщин я уже писал, пусть же и этот небольшой текст станет стимулом для всех христиан быть как можно более активным и трудиться на благо нашей Церкви.
Протоиерей Владимир Долгих
Ведают и миряне, что мы не дворяне
В. Даль, пословица
В комментариях к термину общество делят на КЛИР (церковный аппарат, духовенство) и МИРЯН – т.е. людей ведущих светский образ жизни, не посвятивших свою жизнь и деятельность церкви полностью. Под «мирянами» понимают (Православный календарь, Православие. РУ): «часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения, приведенные в часослове (тексты суточного богослужебного круга) и, в крайнем случае, совершать крещение».
1) История возникновения «мирян»
«В Кесари был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, Благочестивый и Боящийся Бога со всем домом своим и всегда молившийся Богу» (Деяния 10:1,2).
Формирование терминологии (общепонятных культурных символов) на социальном иудехристианском пространстве в Европе было в целом закончено ко времени Реформации (XVI). Общая религиозная лексика имела идеологическое содержание и была связана с прозелитизмом (лат. proselytus обращённый, нашедший своё место); установление определенной религии на территории и обращение язычников в признанную (авторитетную) веру. Как массовое явление прозелитизм зафиксирован в литературных источниках с I в. н.э., ко времени св. Павла в Римской империи существовало огромное количество прозелитов, еще больше было полупрозелитов, их называли – «богобоязненные» из язычников.
Богобоязненные группировались вокруг еврейских общин (синагог), они почитали Писание и соблюдали некоторые Законы, однако их статус не был определен, религиозная организация отсутствовала. Многие из них вели с евреями совместные коммерческие и производственные дела, успешность еврейской торговли, бытовая и духовная жизнь еврейских общин, служили наглядным примером и лучшим доказательством эффективности еврейской религиозной системы.
Произошел «социально-культурный взрыв» (рационально не объяснён до сих пор), в течение века иудеохристианство сумело сплотить вокруг своей религиозной и политико-социальной программы огромные массы людей, в Европе появилась мощная религиозно-политическая партия, изменившая господствующее языческое греко-римское мировоззрение.
«Апостол язычников» возглавил неорганизованную группу иудействующих, дал ей метод освоения еврейского учения, установку на победу (надежду) и ясную цель – спасти человечество (привил дикую маслину к еврейскому корню (К римлянам 11:17)).
Иоанн Златоуст (354-407), константинопольский патриарх в 398 г., произнес в Антиохии восемь антиеврейских речей; утверждал, что евреи ведут активную миссионерскую деятельность по всему миру и соответственно становятся учителями всего мира. Считал, что многие христиане соблюдают еврейскую традицию: почитают субботу и еврейские праздники, совершают паломничество в еврейские святые места (христианская церковь к этому времени только начала создавать свою святую паломническую индустрию) и совершают даже обрезание. Говорил, что по субботам и еврейским праздникам синагоги полны христиан, христиане часто обращаются в еврейский суд и произносят на их заседании еврейскую присягу; его речи позволяют судить о степени влияния евреев на нееврейский мир.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1982
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
* Мирянинъ. Не подобает сих судовъ судити царю и князем и боляром и всим, еже суть миряне, не въступатися в люди церковныа. Княжьи уставы. XV-XII вв.
* Мирский, Мирской. 1. Относящийся к вселенной, миру. XV-XII вв. 2. Земной. «Власти мирские от Бога вчинены суть». Избор. 1073 г. 3. Мирская (сущность). Все земное, мирское. XIII в. 4. Человеческий, относящийся к людям. 1337 г. 5. Принадлежащий мирскому обиходу (не церковный, монашеский), светский. 1074 г. 6. Мирский. Мирянин. 1076. 7. Относящийся к крестьянской, посадской или церковной общине, общинный. 1588 г.: а) Миряне, светские люди. 1074 г. Мирской попъ, приходской священник. XVI в.
б) В Словарях Академии Российской 1789 и 1847 годов термин не комментируется.
в) Викисловарь. Этимологии нет.
Термин связан с процессом христианизации, в ходе которого на отдельных территориях оформились группы богобоязненных и почитающих еврейского Бога, позже эти группы стали ядром народности, а затем народа. Следовательно, термин должен в своей графической и фонетической форме содержать «дух языка» иврит, его идеологическую терминологию, образ.
3) Терминология иврита и библейский образ
а) Богобоязненность в иудейской традиции
Богобоязненность автоматически предполагает отрицание зла, неучастие во зле и несправедливости и направляет человека во всех его делах к поддержанию мира и правды в обществе; в книге «Иов» говорится о главном персонаже: «имя его Иов, и был человек этот не порочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла».
Исследователи Библии пологают, что существовала глубокая связь между богобоязненностью и мудростью; согласно Экклезиасту, высшая обязанность человека заключается в страхе Божием: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди его соблюдай» (12:13). На «Страхе Божьем» собственно и основано такое представление морали как СТЫД, чувство «стыда» появилось у Адама, когда он преисполнился страха перед Богом.
б) Терминология иврита
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – МИРЯНЕ = М+ИР+ЯНЕ. У нас сразу же выявляется «богобоязненный» термин иврита – без огласовок (иврит язык согласных) Й.Р., с огласовками ЙРА страх, богобоязненность.
* русск. М+ИР+ЯНЕ =ивр. МИ от, из, с + И.Р., ЙРА страх, боязнь, почитание, богобоязненность + АНА, ЙААНЕ (ЯНЕ) быть покорным (Богу), терпеть муки, страдать (за неправильные поступки); отвечать (перед Господом), свидетельствовать.
Миряне – люди богобоязненные и почитающие Бога, возложившие на себя ответственность за свои деяния перед Высшим Существом (авторитетом), свидетельствующие Его присутствие в мире.
Понятие «мир» (община, пространство, земля) оформилось из термина «м+ир» как территория, где действуют Законы Бога, где в политическое сознание масс введена устойчивая установка МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ (сожительства). Население умиротворено (психологически привит Страх Божий), все спорные вопросы решаются в гражданских судах, решения которых выполняются, власть и церковь осуществляет контроль над политическими, идеологическими и экономическими сторонами общественной жизни.
в) Библейский образ
* Екклесиаст 7:18: «Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится (ЙРА) Бога, тот избежит всего того».
* Екклесиаст 8:13: «а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет (ЙРА) пред Богом».
* Бытие 42:18: «И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь (ЙРА) Бога», и т.д.
Таким образом, термин М+ИР+ЯНЕ – составное слово из двух коней иврита, означает группу людей богобоязненных, взявших ответственность за свою деятельность, перед Богом (Высшим моральным авторитетом), а соответственно и перед обществом.
Миряне
Миря́не или ла́ики (греч. λαϊκός «люди») – «те, кто живут в миру», члены Церкви не входящие в состав духовенства и монашества. Раньше мирянами называли тех, кто в мире, т.е. некрещёных.
Разграничение “миря́нин” — “не миря́нин” проходит по двум водоразделам: – месту жизни человека, на что указывает и само слово (в мiру, социуме — или нет), – богослужебным правам человека в храме.
Миря́нин – представитель церковного народа, принимающий молитвенное участие в храмовом богослужении. Кроме миссионерского служения, миряне могут совершать дома все богослужения Суточного цикла, приведённые в Часослове, Молитвослове или ином богослужебном сборнике, опуская священнические возгласы, молитвы и дьяконские ектеньи. В случае крайней необходимости (при отсутствии священнослужителя и смертельной опасности), мирянин может совершить Таинство крещения.
В первые века христианства права мирян несравнимо превосходили современные, простираясь до избрания не только настоятеля приходского храма, но даже епархиального архиерея.
Каждый, приходящий на Литургию является её совершителем, а служащий священник — предстоятелем. “Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас” ( 1Пет.2:9 ).