Миряне что это история

Миряне в истории церкви

Миряне что это история. Смотреть фото Миряне что это история. Смотреть картинку Миряне что это история. Картинка про Миряне что это история. Фото Миряне что это история

Мне выпала задача дать краткий очерк истории мирян в Православной Церкви.

Для начала я хотел бы напомнить, какими терминами пользуется Библия, чтобы выразить идею священнослужения. Мы встречаем там два слова. Во-первых, ѓereЪj — слово, которое по-гречески обозначает и иудейское ветхозаветное священство, и священство языческое. Священство, назначение которого — жертвоприношение на престоле. И есть слово presbЪteroj, употребляемое Новым Заветом; оно обозначает должностных лиц, поставленных управлять местными церковными общинами.

Христос упразднил ѓereЪj как отдельную касту. Все христиане, все члены Тела Христова стали ѓere‹j. Все были помазаны и составляют всеобщее царское священство. Но эти ѓere‹j выделяют из своей среды старейшин (presbЪteroi), которые позднее, через возложение рук, станут епископами и священниками в общинах. Сразу уточним: presbЪteroj — не просто выборное лицо; полномочия, доверенные ему общиной ѓere‹j, должны сочетаться с объективным посвящением свыше, благодаря которому епископы являются носителями апостольской благодати. Здесь присутствует и внутренний призыв от Бога. Через нисхождение на них Святого Духа епископы (и священники) облечены властью Самого Христа.

Исходя из этого основного принципа, я хотел бы представить пять положений. Речь идет не о жестких догматических формулах, а именно о положениях. Я предложу несколько тезисов, которые могут стать темой нашего собеседования.

Вот мое первое положение: Миряне всегда несли служение по защите и распространению веры, ибо решающая роль в области вероучительного предания принадлежит всему Телу Христову.

Понятие о мирянине-защитнике веры было четко сформулировано в “Послании восточных патриархов” 1848 года в ответ на энциклику папы Пия IX. Слово защитник передано в греческом языке очень сильным словом: оно указывает на человека, вооруженного щитом. Следует отметить, что “Послание восточных патриархов” не называет мирян судьями (krite‹j) в вопросах веры, но ее защитниками. Суждение принадлежит собору епископов как полномочных представителей мирян и (одновременно) носителей апостольской благодати.

Я сказал также, что миряне обязаны распространять богословское просвещение. Это отличительное свойство Православия. Примечательно, что многие православные богословы не священники, они миряне; большинство преподавателей православных богословских факультетов тоже миряне.

Я сказал, наконец, что высшей инстанцией в области вероучительного предания является все Тело Христово. Это утверждение может показаться неожиданным, ведь православные признают зримыми выразителями вероучительного предания Вселенские соборы. Однако история показывает, что Собор становится подлинно вселенским, бывает принят как таковой сознанием верующих лишь тогда, когда именно они, верующие миряне, признали и усвоили решения Собора. Высшим органом, определяющим непогрешимость, оказывается, таким образом, все Тело Христово, все церковное тело, которое признает, усва­ивает соборные определения. В истории Церкви можно найти не один тому пример. Хотя бы собор в древнехристианской Гре­ции, названный Ефесским, разбойничьим и отвергнутый полнотой церковного сознания. Флорентийский собор в XV в., где православные иерархи признали главенство Рима, был отвергнут полнотой православных верующих.

Второе мое положение таково: Православные миряне всегда имели значительную роль в управлении Церковью.

Это подтверждается историей. Патриарх, епископ и приходской священник в большинстве случаев определяются через выборы. Повторюсь, эта выборность должна сочетаться с нисхождением Божественной благодати через посвящение, которое делает епископов (и, через их посредство, священников) носителями апостольского преемства. История Православной Церкви, в частности, в XVI и XVII вв. на окраинах России, показывает, как православные братства мирян были подлинными бастионами, столпами Православия на местах. Земные дела епархии обычно находятся в ведении советов, консисторий; епископ, в силу своей пастырской харизмы, играет скорее роль духоносной, харизматической личности, духовного отца, священнодействователя. Последний русский Собор, проходивший в 1917 г., признал, что миряне могут быть членами Собора. В тех случаях, когда государство осуществляет надзор за структурой и деятельностью Церкви, оно именно представляет (пример тому — Греция) весь христианский народ.

Перехожу к третьему положению: Миряне всегда несли в Церкви служение духоносцев и пророков.

Действительно, помимо литургического служения священников, существует служение чисто духовное. История Православной Церкви показывает, сколь велико значение тех, кого называли “духоносцами”, “духовными людьми”: порой монахов, порой мирян, к которым люди обращались за духовным руководством. Случалось, например в России, что люди Божии, как их называли: странники, “Христа ради юродивые”, — пользовались более высоким духовным авторитетом, чем священноначалие. Харизматическое, духоносное служение не прекращалось и не прекратится в Церкви.

Вот мое четвертое положение: Православные миряне всегда осуществляли в Церкви непосредственное литургическое служение.

Например, в случае необходимости мирянин может совершить крещение, и оно будет действительным.

Если обратиться к таинству примирения грешников, к покаянию, мы и здесь видим, что мирянин имеет непосредственный доступ к Богу. По православным понятиям, священник — не судья; согрешивший приходит не на суд, ожидая приговора от иерея. Это выражается и внешне: верующий становится на колени не перед священником, он стоит перед аналоем, где лежат Евангелие и крест. Священник отступает в сторону и говорит кающемуся: “Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание… Я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что ты скажешь мне”. Свидетель, объективный свидетель прощения свыше — вот что такое иерей в таинстве покаяния. Везде, кроме России, куда латинская формула разрешения проникла через Польшу, православные священники в этом таинстве не произносят разрешительных слов от себя, они не разрешают, они молят Бога о разрешении, говоря: “Господь Бог Своей благодатию и человеколюбием, да простит ти” и так далее.

Вот, наконец, и пятое положение: Мирянам всегда принадлежало право инициативы и свободного развития апостольского служения.

В заключение скажу, что каждый православный мирянин должен как можно более отчетливо осознать реальность своего священства, а каждый православный священник должен постоянно осмыслять свое положение мирянина, то есть члена всеобщего царского священства, которое он разделяет с другими членами Тела Христова. Христос был верховным мирянином, Он упразднил всякое кровавое жертвоприношение и любое обязательное посредничество, не дающее прямого доступа к Богу. Вместе с тем, Иисус Христос — совершенный Образец священства. Он — Верховный Священник, Тот, Который собственным словом и смертью показал, что нет иного священства, кроме полной самоотдачи.

Перевод с французского Е. Майданович

Источник

Ведают и миряне, что мы не дворяне
В. Даль, пословица

В комментариях к термину общество делят на КЛИР (церковный аппарат, духовенство) и МИРЯН – т.е. людей ведущих светский образ жизни, не посвятивших свою жизнь и деятельность церкви полностью. Под «мирянами» понимают (Православный календарь, Православие. РУ): «часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения, приведенные в часослове (тексты суточного богослужебного круга) и, в крайнем случае, совершать крещение».

1) История возникновения «мирян»

«В Кесари был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, Благочестивый и Боящийся Бога со всем домом своим и всегда молившийся Богу» (Деяния 10:1,2).

Формирование терминологии (общепонятных культурных символов) на социальном иудехристианском пространстве в Европе было в целом закончено ко времени Реформации (XVI). Общая религиозная лексика имела идеологическое содержание и была связана с прозелитизмом (лат. proselytus обращённый, нашедший своё место); установление определенной религии на территории и обращение язычников в признанную (авторитетную) веру. Как массовое явление прозелитизм зафиксирован в литературных источниках с I в. н.э., ко времени св. Павла в Римской империи существовало огромное количество прозелитов, еще больше было полупрозелитов, их называли – «богобоязненные» из язычников.

Богобоязненные группировались вокруг еврейских общин (синагог), они почитали Писание и соблюдали некоторые Законы, однако их статус не был определен, религиозная организация отсутствовала. Многие из них вели с евреями совместные коммерческие и производственные дела, успешность еврейской торговли, бытовая и духовная жизнь еврейских общин, служили наглядным примером и лучшим доказательством эффективности еврейской религиозной системы.

Произошел «социально-культурный взрыв» (рационально не объяснён до сих пор), в течение века иудеохристианство сумело сплотить вокруг своей религиозной и политико-социальной программы огромные массы людей, в Европе появилась мощная религиозно-политическая партия, изменившая господствующее языческое греко-римское мировоззрение.

«Апостол язычников» возглавил неорганизованную группу иудействующих, дал ей метод освоения еврейского учения, установку на победу (надежду) и ясную цель – спасти человечество (привил дикую маслину к еврейскому корню (К римлянам 11:17)).

Иоанн Златоуст (354-407), константинопольский патриарх в 398 г., произнес в Антиохии восемь антиеврейских речей; утверждал, что евреи ведут активную миссионерскую деятельность по всему миру и соответственно становятся учителями всего мира. Считал, что многие христиане соблюдают еврейскую традицию: почитают субботу и еврейские праздники, совершают паломничество в еврейские святые места (христианская церковь к этому времени только начала создавать свою святую паломническую индустрию) и совершают даже обрезание. Говорил, что по субботам и еврейским праздникам синагоги полны христиан, христиане часто обращаются в еврейский суд и произносят на их заседании еврейскую присягу; его речи позволяют судить о степени влияния евреев на нееврейский мир.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1982
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf

* Мирянинъ. Не подобает сих судовъ судити царю и князем и боляром и всим, еже суть миряне, не въступатися в люди церковныа. Княжьи уставы. XV-XII вв.

* Мирский, Мирской. 1. Относящийся к вселенной, миру. XV-XII вв. 2. Земной. «Власти мирские от Бога вчинены суть». Избор. 1073 г. 3. Мирская (сущность). Все земное, мирское. XIII в. 4. Человеческий, относящийся к людям. 1337 г. 5. Принадлежащий мирскому обиходу (не церковный, монашеский), светский. 1074 г. 6. Мирский. Мирянин. 1076. 7. Относящийся к крестьянской, посадской или церковной общине, общинный. 1588 г.: а) Миряне, светские люди. 1074 г. Мирской попъ, приходской священник. XVI в.

б) В Словарях Академии Российской 1789 и 1847 годов термин не комментируется.

в) Викисловарь. Этимологии нет.

Термин связан с процессом христианизации, в ходе которого на отдельных территориях оформились группы богобоязненных и почитающих еврейского Бога, позже эти группы стали ядром народности, а затем народа. Следовательно, термин должен в своей графической и фонетической форме содержать «дух языка» иврит, его идеологическую терминологию, образ.

3) Терминология иврита и библейский образ

а) Богобоязненность в иудейской традиции

Богобоязненность автоматически предполагает отрицание зла, неучастие во зле и несправедливости и направляет человека во всех его делах к поддержанию мира и правды в обществе; в книге «Иов» говорится о главном персонаже: «имя его Иов, и был человек этот не порочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла».

Исследователи Библии пологают, что существовала глубокая связь между богобоязненностью и мудростью; согласно Экклезиасту, высшая обязанность человека заключается в страхе Божием: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди его соблюдай» (12:13). На «Страхе Божьем» собственно и основано такое представление морали как СТЫД, чувство «стыда» появилось у Адама, когда он преисполнился страха перед Богом.

б) Терминология иврита

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – МИРЯНЕ = М+ИР+ЯНЕ. У нас сразу же выявляется «богобоязненный» термин иврита – без огласовок (иврит язык согласных) Й.Р., с огласовками ЙРА страх, богобоязненность.

* русск. М+ИР+ЯНЕ =ивр. МИ от, из, с + И.Р., ЙРА страх, боязнь, почитание, богобоязненность + АНА, ЙААНЕ (ЯНЕ) быть покорным (Богу), терпеть муки, страдать (за неправильные поступки); отвечать (перед Господом), свидетельствовать.

Миряне – люди богобоязненные и почитающие Бога, возложившие на себя ответственность за свои деяния перед Высшим Существом (авторитетом), свидетельствующие Его присутствие в мире.

Понятие «мир» (община, пространство, земля) оформилось из термина «м+ир» как территория, где действуют Законы Бога, где в политическое сознание масс введена устойчивая установка МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ (сожительства). Население умиротворено (психологически привит Страх Божий), все спорные вопросы решаются в гражданских судах, решения которых выполняются, власть и церковь осуществляет контроль над политическими, идеологическими и экономическими сторонами общественной жизни.

в) Библейский образ

* Екклесиаст 7:18: «Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится (ЙРА) Бога, тот избежит всего того».

* Екклесиаст 8:13: «а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет (ЙРА) пред Богом».

* Бытие 42:18: «И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь (ЙРА) Бога», и т.д.

Таким образом, термин М+ИР+ЯНЕ – составное слово из двух коней иврита, означает группу людей богобоязненных, взявших ответственность за свою деятельность, перед Богом (Высшим моральным авторитетом), а соответственно и перед обществом.

Источник

МИРЯНЕ

Миряне со­став­ля­ют цер­ков­ную па­ст­ву. Стро­гое раз­де­ле­ние на кли­ри­ков и мирян при­ня­то в тех церк­вах, в ко­то­рых, в со­от­вет­ст­вии с ис­по­ве­дуе­мым ими уче­ни­ем, кли­ри­ки по­став­ля­ют­ся на слу­же­ние че­рез ру­ко­по­ло­же­ние и име­ют пре­ем­ст­во ру­ко­по­ло­же­ний, иду­щее от апо­сто­лов (все по­ме­ст­ные пра­во­слав­ные церк­ви, Рим­ско-ка­то­лическая цер­ковь, ста­ро­ка­то­ли­ки, восточные не­хал­ки­дон­ские церк­ви, час­тич­но Анг­ли­кан­ская цер­ковь и др.). При этом док­три­ны раз­ных церк­вей в трак­тов­ке апо­столь­ско­го пре­ем­ст­ва рас­хо­дят­ся.

Миряне име­ют оди­на­ко­вое с кли­ром че­ло­ве­че­ское и хри­сти­ан­ское дос­то­ин­ст­во и оди­на­ко­вую на­де­ж­ду на спа­се­ние. Миряне уча­ст­ву­ют в бо­го­слу­же­нии мо­лит­ва­ми, а так­же в ка­че­ст­ве по­но­ма­рей, све­ще­нос­цев, пев­чих, в ис­клю­читеотных об­стоя­тель­ст­вах мо­гут со­вер­шать та­ин­ст­во кре­ще­ния. По­ми­мо ус­вое­ния ос­нов цер­ков­но­го уче­ния, миряне са­ми уча­ст­ву­ют в цер­ков­ном учи­тель­ст­ве по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­но­слу­жи­те­лей, как пра­ви­ло вне хра­ма, например в ка­че­ст­ве пре­по­да­ва­те­лей ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний, цер­ков­ных учё­ных, мис­сио­не­ров и т. д. Миряне уча­ст­ву­ют в дея­тель­но­сти ор­га­нов цер­ков­ной вла­сти; например, в Русской пра­во­слав­ной церк­ви они из­би­ра­ют­ся чле­на­ми По­ме­ст­ных со­бо­ров, епар­хи­аль­ных со­б­ра­ний, при­ход­ских со­ве­тов, со­став­ля­ют большую часть при­ход­ских со­б­ра­ний, на­зна­ча­ют­ся на от­вет­ст­вен­ные административные долж­но­сти, вклю­чая пред­се­да­те­лей си­но­даль­ных от­де­лов. Ши­ро­кое уча­стие мирян в раз­ных фор­мах цер­ков­ной жиз­ни име­ет сво­им дог­ма­тическим ос­но­ва­ни­ем уче­ние апостола Пет­ра о все­об­щем свя­щен­ст­ве (1 Пет. 2:9).

В ис­то­рии Рим­ско-ка­то­лической церк­ви про­ти­во­пос­тав­ля­лась «цер­ковь уча­щая», к ко­то­рой при­над­ле­жал клир, и «цер­ковь уча­щая­ся», вклю­чаю­щая мирян, од­на­ко ны­не это раз­де­ле­ние дей­ст­ви­тель­но толь­ко в цер­ков­ном управ­ле­нии. Пра­во­слав­ной экк­ле­зио­ло­гии та­кое про­ти­во­пос­тав­ле­ние все­гда бы­ло чу­ж­до.

В современном ре­ли­гио­ве­де­нии по­ня­тия «Миряне» и «клир» час­то при­ме­ня­ют­ся так­же по от­но­ше­нию к не­ко­то­рым не­хри­сти­ан­ским ре­лиг.иознымоб­щи­нам (буд­ди­стов, джай­ни­стов и др.).

Источник

Мирянин

Содержание

В православии

Миряне что это история. Смотреть фото Миряне что это история. Смотреть картинку Миряне что это история. Картинка про Миряне что это история. Фото Миряне что это история

Миряне что это история. Смотреть фото Миряне что это история. Смотреть картинку Миряне что это история. Картинка про Миряне что это история. Фото Миряне что это история

В православной церкви лица, являющиеся церковнослужителями, считаются клириками (низшие клирики) и, таким образом, как и священнослужители, не являются мирянами.

Миряне имеют право совершать (келейно) все богослужения, изложенные в «Часослове», а также, в случае крайней необходимости, таинство крещения.

В католицизме

В протестантизме

В буддизме

В соответствии с буддийским каноном Типитакой мирянин (упасака) — это человек, не принявший обетов монаха и участвующий в кормлении монахов (подношении пищи).

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Мирянин» в других словарях:

мирянин — начетник, начетчик Словарь русских синонимов. мирянин сущ., кол во синонимов: 5 • белец (1) • крестьян … Словарь синонимов

МИРЯНИН — МИРЯНИН, мирянина, мн. миряне, мирян, муж. (церк.). Лицо, живущее, находящееся в миру (см. мир1 в 7 знач.), в противоп. монаху. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МИРЯНИН — МИРЯНИН, а, мн. яне, ян, муж. (устар.). Человек, живущий в миру 1 (в 6 знач.). | жен. мирянка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

мирянин — мирянин, мн. миряне, род. мирян … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Мирянин — автор брошюр и статей по церковн. вопросам 1906 11 гг. <Венгеров>… Большая биографическая энциклопедия

Мирянин — I м. см. миряне I II м. см. миряне II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

мирянин — мирянин, миряне, мирянина, мирян, мирянину, мирянам, мирянина, мирян, мирянином, мирянами, мирянине, мирянах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

мирянин — в буддизме, как в др. религиях, последователь учения, не являющийся членом монашеской общины. В буддизме имеется ряд общих правил, касающихся отношения М. к религии. Каждый, кто верит в «три сокровища» Будду, дхарму, сангху, уже является… … Буддизм

мирянин — мир янин, а, мн. ч. яне, ян … Русский орфографический словарь

мирянин — (2 м); мн. миря/не, Р. миря/н … Орфографический словарь русского языка

Источник

Миряне

Миря́не или ла́ики (греч. λαϊκός «люди») – «те, кто живут в миру», члены Церкви не вхо­дя­щие в состав духо­вен­ства и мона­ше­ства. Раньше миря­нами назы­вали тех, кто в мире, т.е. некре­щё­ных.

Миряне что это история. Смотреть фото Миряне что это история. Смотреть картинку Миряне что это история. Картинка про Миряне что это история. Фото Миряне что это история

Раз­гра­ни­че­ние “миря́нин” — “не миря́нин” про­хо­дит по двум водо­раз­де­лам: – месту жизни чело­века, на что ука­зы­вает и само слово (в мiру, соци­уме — или нет), – бого­слу­жеб­ным правам чело­века в храме.

Миря́нин – пред­ста­ви­тель цер­ков­ного народа, при­ни­ма­ю­щий молит­вен­ное уча­стие в хра­мо­вом бого­слу­же­нии. Кроме мис­си­о­нер­ского слу­же­ния, миряне могут совер­шать дома все бого­слу­же­ния Суточ­ного цикла, при­ве­дён­ные в Часо­слове, Молит­во­слове или ином бого­слу­жеб­ном сбор­нике, опус­кая свя­щен­ни­че­ские воз­гласы, молитвы и дья­кон­ские екте­ньи. В случае край­ней необ­хо­ди­мо­сти (при отсут­ствии свя­щен­но­слу­жи­теля и смер­тель­ной опас­но­сти), миря­нин может совер­шить Таин­ство кре­ще­ния.

В первые века хри­сти­ан­ства права мирян несрав­нимо пре­вос­хо­дили совре­мен­ные, про­сти­ра­ясь до избра­ния не только насто­я­теля при­ход­ского храма, но даже епар­хи­аль­ного архи­ерея.

Каждый, при­хо­дя­щий на Литур­гию явля­ется её совер­ши­те­лем, а слу­жа­щий свя­щен­ник — пред­сто­я­те­лем. “Но вы – род избран­ный, цар­ствен­ное свя­щен­ство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы воз­ве­щать совер­шен­ства При­звав­шего вас” ( 1Пет.2:9 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *