Миряне что это история
Миряне в истории церкви
Мне выпала задача дать краткий очерк истории мирян в Православной Церкви.
Для начала я хотел бы напомнить, какими терминами пользуется Библия, чтобы выразить идею священнослужения. Мы встречаем там два слова. Во-первых, ѓereЪj — слово, которое по-гречески обозначает и иудейское ветхозаветное священство, и священство языческое. Священство, назначение которого — жертвоприношение на престоле. И есть слово presbЪteroj, употребляемое Новым Заветом; оно обозначает должностных лиц, поставленных управлять местными церковными общинами.
Христос упразднил ѓereЪj как отдельную касту. Все христиане, все члены Тела Христова стали ѓere‹j. Все были помазаны и составляют всеобщее царское священство. Но эти ѓere‹j выделяют из своей среды старейшин (presbЪteroi), которые позднее, через возложение рук, станут епископами и священниками в общинах. Сразу уточним: presbЪteroj — не просто выборное лицо; полномочия, доверенные ему общиной ѓere‹j, должны сочетаться с объективным посвящением свыше, благодаря которому епископы являются носителями апостольской благодати. Здесь присутствует и внутренний призыв от Бога. Через нисхождение на них Святого Духа епископы (и священники) облечены властью Самого Христа.
Исходя из этого основного принципа, я хотел бы представить пять положений. Речь идет не о жестких догматических формулах, а именно о положениях. Я предложу несколько тезисов, которые могут стать темой нашего собеседования.
Вот мое первое положение: Миряне всегда несли служение по защите и распространению веры, ибо решающая роль в области вероучительного предания принадлежит всему Телу Христову.
Понятие о мирянине-защитнике веры было четко сформулировано в “Послании восточных патриархов” 1848 года в ответ на энциклику папы Пия IX. Слово защитник передано в греческом языке очень сильным словом: оно указывает на человека, вооруженного щитом. Следует отметить, что “Послание восточных патриархов” не называет мирян судьями (krite‹j) в вопросах веры, но ее защитниками. Суждение принадлежит собору епископов как полномочных представителей мирян и (одновременно) носителей апостольской благодати.
Я сказал также, что миряне обязаны распространять богословское просвещение. Это отличительное свойство Православия. Примечательно, что многие православные богословы не священники, они миряне; большинство преподавателей православных богословских факультетов тоже миряне.
Я сказал, наконец, что высшей инстанцией в области вероучительного предания является все Тело Христово. Это утверждение может показаться неожиданным, ведь православные признают зримыми выразителями вероучительного предания Вселенские соборы. Однако история показывает, что Собор становится подлинно вселенским, бывает принят как таковой сознанием верующих лишь тогда, когда именно они, верующие миряне, признали и усвоили решения Собора. Высшим органом, определяющим непогрешимость, оказывается, таким образом, все Тело Христово, все церковное тело, которое признает, усваивает соборные определения. В истории Церкви можно найти не один тому пример. Хотя бы собор в древнехристианской Греции, названный Ефесским, разбойничьим и отвергнутый полнотой церковного сознания. Флорентийский собор в XV в., где православные иерархи признали главенство Рима, был отвергнут полнотой православных верующих.
Второе мое положение таково: Православные миряне всегда имели значительную роль в управлении Церковью.
Это подтверждается историей. Патриарх, епископ и приходской священник в большинстве случаев определяются через выборы. Повторюсь, эта выборность должна сочетаться с нисхождением Божественной благодати через посвящение, которое делает епископов (и, через их посредство, священников) носителями апостольского преемства. История Православной Церкви, в частности, в XVI и XVII вв. на окраинах России, показывает, как православные братства мирян были подлинными бастионами, столпами Православия на местах. Земные дела епархии обычно находятся в ведении советов, консисторий; епископ, в силу своей пастырской харизмы, играет скорее роль духоносной, харизматической личности, духовного отца, священнодействователя. Последний русский Собор, проходивший в 1917 г., признал, что миряне могут быть членами Собора. В тех случаях, когда государство осуществляет надзор за структурой и деятельностью Церкви, оно именно представляет (пример тому — Греция) весь христианский народ.
Перехожу к третьему положению: Миряне всегда несли в Церкви служение духоносцев и пророков.
Действительно, помимо литургического служения священников, существует служение чисто духовное. История Православной Церкви показывает, сколь велико значение тех, кого называли “духоносцами”, “духовными людьми”: порой монахов, порой мирян, к которым люди обращались за духовным руководством. Случалось, например в России, что люди Божии, как их называли: странники, “Христа ради юродивые”, — пользовались более высоким духовным авторитетом, чем священноначалие. Харизматическое, духоносное служение не прекращалось и не прекратится в Церкви.
Вот мое четвертое положение: Православные миряне всегда осуществляли в Церкви непосредственное литургическое служение.
Например, в случае необходимости мирянин может совершить крещение, и оно будет действительным.
Если обратиться к таинству примирения грешников, к покаянию, мы и здесь видим, что мирянин имеет непосредственный доступ к Богу. По православным понятиям, священник — не судья; согрешивший приходит не на суд, ожидая приговора от иерея. Это выражается и внешне: верующий становится на колени не перед священником, он стоит перед аналоем, где лежат Евангелие и крест. Священник отступает в сторону и говорит кающемуся: “Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание… Я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что ты скажешь мне”. Свидетель, объективный свидетель прощения свыше — вот что такое иерей в таинстве покаяния. Везде, кроме России, куда латинская формула разрешения проникла через Польшу, православные священники в этом таинстве не произносят разрешительных слов от себя, они не разрешают, они молят Бога о разрешении, говоря: “Господь Бог Своей благодатию и человеколюбием, да простит ти” и так далее.
Вот, наконец, и пятое положение: Мирянам всегда принадлежало право инициативы и свободного развития апостольского служения.
В заключение скажу, что каждый православный мирянин должен как можно более отчетливо осознать реальность своего священства, а каждый православный священник должен постоянно осмыслять свое положение мирянина, то есть члена всеобщего царского священства, которое он разделяет с другими членами Тела Христова. Христос был верховным мирянином, Он упразднил всякое кровавое жертвоприношение и любое обязательное посредничество, не дающее прямого доступа к Богу. Вместе с тем, Иисус Христос — совершенный Образец священства. Он — Верховный Священник, Тот, Который собственным словом и смертью показал, что нет иного священства, кроме полной самоотдачи.
Перевод с французского Е. Майданович
Ведают и миряне, что мы не дворяне
В. Даль, пословица
В комментариях к термину общество делят на КЛИР (церковный аппарат, духовенство) и МИРЯН – т.е. людей ведущих светский образ жизни, не посвятивших свою жизнь и деятельность церкви полностью. Под «мирянами» понимают (Православный календарь, Православие. РУ): «часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения, приведенные в часослове (тексты суточного богослужебного круга) и, в крайнем случае, совершать крещение».
1) История возникновения «мирян»
«В Кесари был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, Благочестивый и Боящийся Бога со всем домом своим и всегда молившийся Богу» (Деяния 10:1,2).
Формирование терминологии (общепонятных культурных символов) на социальном иудехристианском пространстве в Европе было в целом закончено ко времени Реформации (XVI). Общая религиозная лексика имела идеологическое содержание и была связана с прозелитизмом (лат. proselytus обращённый, нашедший своё место); установление определенной религии на территории и обращение язычников в признанную (авторитетную) веру. Как массовое явление прозелитизм зафиксирован в литературных источниках с I в. н.э., ко времени св. Павла в Римской империи существовало огромное количество прозелитов, еще больше было полупрозелитов, их называли – «богобоязненные» из язычников.
Богобоязненные группировались вокруг еврейских общин (синагог), они почитали Писание и соблюдали некоторые Законы, однако их статус не был определен, религиозная организация отсутствовала. Многие из них вели с евреями совместные коммерческие и производственные дела, успешность еврейской торговли, бытовая и духовная жизнь еврейских общин, служили наглядным примером и лучшим доказательством эффективности еврейской религиозной системы.
Произошел «социально-культурный взрыв» (рационально не объяснён до сих пор), в течение века иудеохристианство сумело сплотить вокруг своей религиозной и политико-социальной программы огромные массы людей, в Европе появилась мощная религиозно-политическая партия, изменившая господствующее языческое греко-римское мировоззрение.
«Апостол язычников» возглавил неорганизованную группу иудействующих, дал ей метод освоения еврейского учения, установку на победу (надежду) и ясную цель – спасти человечество (привил дикую маслину к еврейскому корню (К римлянам 11:17)).
Иоанн Златоуст (354-407), константинопольский патриарх в 398 г., произнес в Антиохии восемь антиеврейских речей; утверждал, что евреи ведут активную миссионерскую деятельность по всему миру и соответственно становятся учителями всего мира. Считал, что многие христиане соблюдают еврейскую традицию: почитают субботу и еврейские праздники, совершают паломничество в еврейские святые места (христианская церковь к этому времени только начала создавать свою святую паломническую индустрию) и совершают даже обрезание. Говорил, что по субботам и еврейским праздникам синагоги полны христиан, христиане часто обращаются в еврейский суд и произносят на их заседании еврейскую присягу; его речи позволяют судить о степени влияния евреев на нееврейский мир.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1982
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
* Мирянинъ. Не подобает сих судовъ судити царю и князем и боляром и всим, еже суть миряне, не въступатися в люди церковныа. Княжьи уставы. XV-XII вв.
* Мирский, Мирской. 1. Относящийся к вселенной, миру. XV-XII вв. 2. Земной. «Власти мирские от Бога вчинены суть». Избор. 1073 г. 3. Мирская (сущность). Все земное, мирское. XIII в. 4. Человеческий, относящийся к людям. 1337 г. 5. Принадлежащий мирскому обиходу (не церковный, монашеский), светский. 1074 г. 6. Мирский. Мирянин. 1076. 7. Относящийся к крестьянской, посадской или церковной общине, общинный. 1588 г.: а) Миряне, светские люди. 1074 г. Мирской попъ, приходской священник. XVI в.
б) В Словарях Академии Российской 1789 и 1847 годов термин не комментируется.
в) Викисловарь. Этимологии нет.
Термин связан с процессом христианизации, в ходе которого на отдельных территориях оформились группы богобоязненных и почитающих еврейского Бога, позже эти группы стали ядром народности, а затем народа. Следовательно, термин должен в своей графической и фонетической форме содержать «дух языка» иврит, его идеологическую терминологию, образ.
3) Терминология иврита и библейский образ
а) Богобоязненность в иудейской традиции
Богобоязненность автоматически предполагает отрицание зла, неучастие во зле и несправедливости и направляет человека во всех его делах к поддержанию мира и правды в обществе; в книге «Иов» говорится о главном персонаже: «имя его Иов, и был человек этот не порочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла».
Исследователи Библии пологают, что существовала глубокая связь между богобоязненностью и мудростью; согласно Экклезиасту, высшая обязанность человека заключается в страхе Божием: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди его соблюдай» (12:13). На «Страхе Божьем» собственно и основано такое представление морали как СТЫД, чувство «стыда» появилось у Адама, когда он преисполнился страха перед Богом.
б) Терминология иврита
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – МИРЯНЕ = М+ИР+ЯНЕ. У нас сразу же выявляется «богобоязненный» термин иврита – без огласовок (иврит язык согласных) Й.Р., с огласовками ЙРА страх, богобоязненность.
* русск. М+ИР+ЯНЕ =ивр. МИ от, из, с + И.Р., ЙРА страх, боязнь, почитание, богобоязненность + АНА, ЙААНЕ (ЯНЕ) быть покорным (Богу), терпеть муки, страдать (за неправильные поступки); отвечать (перед Господом), свидетельствовать.
Миряне – люди богобоязненные и почитающие Бога, возложившие на себя ответственность за свои деяния перед Высшим Существом (авторитетом), свидетельствующие Его присутствие в мире.
Понятие «мир» (община, пространство, земля) оформилось из термина «м+ир» как территория, где действуют Законы Бога, где в политическое сознание масс введена устойчивая установка МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ (сожительства). Население умиротворено (психологически привит Страх Божий), все спорные вопросы решаются в гражданских судах, решения которых выполняются, власть и церковь осуществляет контроль над политическими, идеологическими и экономическими сторонами общественной жизни.
в) Библейский образ
* Екклесиаст 7:18: «Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится (ЙРА) Бога, тот избежит всего того».
* Екклесиаст 8:13: «а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет (ЙРА) пред Богом».
* Бытие 42:18: «И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь (ЙРА) Бога», и т.д.
Таким образом, термин М+ИР+ЯНЕ – составное слово из двух коней иврита, означает группу людей богобоязненных, взявших ответственность за свою деятельность, перед Богом (Высшим моральным авторитетом), а соответственно и перед обществом.
МИРЯНЕ
Миряне составляют церковную паству. Строгое разделение на клириков и мирян принято в тех церквах, в которых, в соответствии с исповедуемым ими учением, клирики поставляются на служение через рукоположение и имеют преемство рукоположений, идущее от апостолов (все поместные православные церкви, Римско-католическая церковь, старокатолики, восточные нехалкидонские церкви, частично Англиканская церковь и др.). При этом доктрины разных церквей в трактовке апостольского преемства расходятся.
Миряне имеют одинаковое с клиром человеческое и христианское достоинство и одинаковую надежду на спасение. Миряне участвуют в богослужении молитвами, а также в качестве пономарей, свещеносцев, певчих, в исключитеотных обстоятельствах могут совершать таинство крещения. Помимо усвоения основ церковного учения, миряне сами участвуют в церковном учительстве по благословению священнослужителей, как правило вне храма, например в качестве преподавателей духовных учебных заведений, церковных учёных, миссионеров и т. д. Миряне участвуют в деятельности органов церковной власти; например, в Русской православной церкви они избираются членами Поместных соборов, епархиальных собраний, приходских советов, составляют большую часть приходских собраний, назначаются на ответственные административные должности, включая председателей синодальных отделов. Широкое участие мирян в разных формах церковной жизни имеет своим догматическим основанием учение апостола Петра о всеобщем священстве (1 Пет. 2:9).
В истории Римско-католической церкви противопоставлялась «церковь учащая», к которой принадлежал клир, и «церковь учащаяся», включающая мирян, однако ныне это разделение действительно только в церковном управлении. Православной экклезиологии такое противопоставление всегда было чуждо.
В современном религиоведении понятия «Миряне» и «клир» часто применяются также по отношению к некоторым нехристианским религ.иознымобщинам (буддистов, джайнистов и др.).
Мирянин
Содержание
В православии
В православной церкви лица, являющиеся церковнослужителями, считаются клириками (низшие клирики) и, таким образом, как и священнослужители, не являются мирянами.
Миряне имеют право совершать (келейно) все богослужения, изложенные в «Часослове», а также, в случае крайней необходимости, таинство крещения.
В католицизме
В протестантизме
В буддизме
В соответствии с буддийским каноном Типитакой мирянин (упасака) — это человек, не принявший обетов монаха и участвующий в кормлении монахов (подношении пищи).
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Мирянин» в других словарях:
мирянин — начетник, начетчик Словарь русских синонимов. мирянин сущ., кол во синонимов: 5 • белец (1) • крестьян … Словарь синонимов
МИРЯНИН — МИРЯНИН, мирянина, мн. миряне, мирян, муж. (церк.). Лицо, живущее, находящееся в миру (см. мир1 в 7 знач.), в противоп. монаху. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МИРЯНИН — МИРЯНИН, а, мн. яне, ян, муж. (устар.). Человек, живущий в миру 1 (в 6 знач.). | жен. мирянка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
мирянин — мирянин, мн. миряне, род. мирян … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Мирянин — автор брошюр и статей по церковн. вопросам 1906 11 гг. <Венгеров>… Большая биографическая энциклопедия
Мирянин — I м. см. миряне I II м. см. миряне II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мирянин — мирянин, миряне, мирянина, мирян, мирянину, мирянам, мирянина, мирян, мирянином, мирянами, мирянине, мирянах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
мирянин — в буддизме, как в др. религиях, последователь учения, не являющийся членом монашеской общины. В буддизме имеется ряд общих правил, касающихся отношения М. к религии. Каждый, кто верит в «три сокровища» Будду, дхарму, сангху, уже является… … Буддизм
мирянин — мир янин, а, мн. ч. яне, ян … Русский орфографический словарь
мирянин — (2 м); мн. миря/не, Р. миря/н … Орфографический словарь русского языка
Миряне
Миря́не или ла́ики (греч. λαϊκός «люди») – «те, кто живут в миру», члены Церкви не входящие в состав духовенства и монашества. Раньше мирянами называли тех, кто в мире, т.е. некрещёных.
Разграничение “миря́нин” — “не миря́нин” проходит по двум водоразделам: – месту жизни человека, на что указывает и само слово (в мiру, социуме — или нет), – богослужебным правам человека в храме.
Миря́нин – представитель церковного народа, принимающий молитвенное участие в храмовом богослужении. Кроме миссионерского служения, миряне могут совершать дома все богослужения Суточного цикла, приведённые в Часослове, Молитвослове или ином богослужебном сборнике, опуская священнические возгласы, молитвы и дьяконские ектеньи. В случае крайней необходимости (при отсутствии священнослужителя и смертельной опасности), мирянин может совершить Таинство крещения.
В первые века христианства права мирян несравнимо превосходили современные, простираясь до избрания не только настоятеля приходского храма, но даже епархиального архиерея.
Каждый, приходящий на Литургию является её совершителем, а служащий священник — предстоятелем. “Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас” ( 1Пет.2:9 ).