Миссионерская литургия что это
Миссионерские Литургии
«Дух мой молится, а ум остается без плода». Такие слова есть у апостола Павла. Далее он говорит о том, что хочет молиться и духом, и умом. Причем количество слов в молитве при участии ума может быть несоизмеримо меньше, чем длинные молитвословия при рассеянном, «не включенном» уме, а польза все равно будет больше. Сказанное вполне относится к объяснению Литургии, к так называемой миссионерской Литургии.
У Церкви должно быть в духовных кладовых много всякого добра. Но не все добро для всех, и тем более не все для всех сразу. Если кто-то хорошо знает и любит службу, так что окунается в нее, как рыба в воду, тому, конечно, станут мешать или покажутся раздражительными частые перерывы и объяснительные речи. Хотя и такой человек непременно услышит либо нечто новое, либо по-новому ощутит давно известное. Но насильно мил не будешь. И кому подобные служения не по душе, тот на них пусть и не ходит. Благо они у нас служатся редко и далеко не везде. А вот простому христианину, которому словосочетание «литургическое богословие» вообще ничего не говорит, присутствие на такой службе должно быть полезно.
По сути, миссионерские отступления или словесные вставки в данном случае сродни проповеди. И проповедей, оказывается, на службе может быть много. Я лично думаю, что начиная от Херувимской песни, через Символ веры, принесение Евхаристии и до самого Отче наш, разрывать службу не надо. Вся она в этой своей части есть один нерасчлененный поток благодатных внушений и действий Духа, на которые нужно отзываться, не прекращая молитвы. А вот в другие моменты службы пояснения и слова очень уместны.
Возьмем начало службы. После прочтения часов можно говорить слово предваряющее службу. Это может быть напоминание о том, как учит молиться Евангелие. Оно учит молиться дерзновенно и неотступно (как бедная вдова), простив доли должникам предварительно, видя перед собой свои грехи (как мытарь). Слово после Евангелия не только уместно, но и необходимо. Писание нужно объяснять, и «горе мне, если не благовествую». Затем можно говорить перед Херувимской, чтобы, как предлагалось ранее, до молитвы Господней уже не перерываться. Перед причастием верных может быть еще слово, дабы не было хождения по храму и всякой неуместной возни. И после отпуста опять удобно говорить с народом или о самой службе, или на другую тему, держа руку на пульсе и стараясь почувствовать – не перебрали ли мы лимит человеческих сил и внимания. Итого получается пять раз, что представляет из себя в идеале подлинную царскую трапезу с «закусками», «переменами главных блюд» и «десертом». Критиковать саму возможность подобной практики мне кажется нельзя.
Критиковать можно в конструктивном ключе само исполнение и воплощение идеи. Скажем, характер Литургии у нас возвышенный, радостный и хвалебно-благодарственный. Соответственно, краткие поясняющие речи и поучения, должны быть по духу и тону в соответствии сходом самой службы. Если слово будет вялым, или затянутым, если оно будет звучать так, «как мокрое горит», то это будет только мучить сердце молящихся людей и сбивать их. Сердце будет вынужденно то взлетать, то опадать, как на «американских горках», и, измучившись в конец от такого миссионерства, человек признает саму идею в целом неуспешною. То есть дело – за качеством поучения, за солью и уместностью слов, вернее – глаголов, благовествуемых силою многою. Если грамотного, имеющего опыт пастыря, к тому же хотящего нести сей крест, а не убегающего от навязанного послушания, нет, то и работы нет. Есть очередная раздражающая формальность. А если есть священник, который может и хочет совершать подобное служение, готовиться к нему, и проч., то дело будет, и плоды будут.
Вообще речь нужно вести о том, чтобы поднять на должную высоту Литургию Слова. Христианское служение есть служение словесное и предоставление себя Богу в жертву разумную. Поэтому без сомнения лучше пять раз по пять минут обратиться к людям с разъяснением и назиданием, чем привычно «съедать» по сорок минут литургического времени обременительно затянутым чтением, например, записок при поминании.
И дело-то все в том, что зело согрешают те, кто считает словесный труд и подобные усилия чем-то очень незначительным. Слово ведь – семя, а сеятель – Сын Человеческий, а поле – мир. Откуда взяться в мире сынам Царства, если мы сеянием пренебрегаем? Иного способа созидать и приращивать Церковь Господь нам не оставил. Поэтому говорить надо. И даже те, кто считает подобную проповедь несвоевременной, могут вспомнить апостола Павла, писавшего Тимофею: «Проповедуй слово, настой во время и не во время» (2 Тим. 4:2)
Вопрос о миссионерском богослужении в контексте Предания Церкви
От редакции: весной 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден документ «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», разработанный Миссионерским отделом Московского Патриархата. В преамбуле документа отмечается, что принятый сегодня документ основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917-1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также «Оcнов социальной концепции Русской Православной Церкви», постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996-2002 гг.Новая концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Церкви, которые могут творчески развиваться в епархиях, с учетом местных условий и возможностей.
В 2008 году клирики Белгородской епархии представили основные положения миссионерской концепции во многих епархиях Русской Православной Церкви, о том, как проходила презентация концепции мы вскоре расскажем читателям. Опыт и положения концепции с большим интересом обсуждались в епархиях.
В преддверии архиерейского собора Русской Православной Церкви развернулась дискуссия вокруг практики совершения миссионерской Божественной Литургии. Портал «Православие и мир» публиковал тексты комментариев к этим службам:
Объяснение Божественной Литургии
Мы попросили иерея Димитрия Карпенко, одного из авторов концепции и комментариев к миссионерской Литургии подробнее рассказать о практике служения такой Литургии.
Необходимость возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви есть одна из первоочередных задач всегдашнего служения Церкви. Возрождение церковной жизни во всей своей полноте невозможно без активизации миссионерских усилий Церкви, которая в свою очередь невозможна без нашего обращения к преданию Церкви и ее святоотеческому наследию. Один из основных вопросов развития современной миссионерской деятельности связан с «передачей опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины». Таким образом, созидание евхаристических общин есть важнейшая цель наших миссионерских усилий. Каждый приход должен соделаться такой общиной братьев и сестер во Христе, которая осознает свою ответственность перед Богом, Церковью и людьми в необходимости всеобщего свидетельствования, всеобщей совместной молитвы и всеобщего совместного участия в таинствах Церкви. Все это невозможно без разрешения основополагаюшего вопроса – нашего отношения к Таинству таинству – Таинству святой Евхаристии.
«Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» — общецерковный документ, принятый на заседании Священного Синода 27 марта 2007 года, «формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Православной Церкви, которые могут творчески развиваться в ее епархиях, исходя из местных условий и конкретных возможностей».
Концепция подчеркивает необходимость преодоления проблем современной церковной действительности, которые в первую очередь связаны с тем, что достаточная часть формальных членов Церкви остается ненаученной основам православного вероучения.
Оторванность жизни большинства людей считающих себя православными от таинственной церковной жизни во многом связано с тем, что в историческом своем развитии в Церкви практически полностью был утрачен институт оглашения, т.е. постепенного и полноценного научения основам христианской веры лиц желающих принять Таинство Крещения.
Миссионерская концепция один из первых церковных документов современности, который на общецерковном уровне говорит о « недопустимости в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации ». При этом подчеркивается, что « Крещение без оглашения запрещается 78-м правилом VI Вселенского собора и 46-м правилом Лаодикийского собора ».
Святитель Иннокентий Московский в своем Наставлении священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру пишет: «К сподоблению Святого Крещения инородцев приступать не ранее, как они будут научены тобою вышеизложенным предметам веры и закона, и когда они сами изъявят на то свое согласие». К сожалению, множество всевозможных трудностей встречается на пути у тех священнослужителей, которые стремятся воплотить в жизнь всегдашнее требование Церкви научать людей основам веры прежде их введения в таинственную жизнь. Эти трудности подчас сопряжены как с непониманием некоторых собратьев священников, которые привыкли крестить «по обычаю», так и с нежеланием людей тратить свое время для церковного научения. На этом непростом фоне накопившихся проблем подчас невозможно понять, каким образом разрешать вопрос связанный с тем, что достаточная часть людей считающих себя вошедшими в церковную ограду не всегда способна к пониманию нашего православного богослужения. Люди могут годами ежевоскресно посещать богослужения, при этом, абсолютно не зная и не понимая смысла совершаемых литургических молитв.
Каким образом эти проблемы разрешать? Вариантов может быть несколько.
Конечно, самый простой способ – это совсем не замечать проблемы или считать ее надуманной. Такой способ мысли может быть понятен, но принимать его, значит вовсе закрывать глаза на существующую действительность. Идеальный вариант – это полноценное возрождение огласительной практики, которое помогло бы всем желающим принять таинство Крещения осмысленно войти в благодатную жизнь Церкви. Несомненно, что усилия по возрождению повсеместного оглашения готовящихся к Крещению и научению основам веры люди уже являющимися членами Церкви, но не знающими основ православного вероучения – является приоритетным развитием миссионерского служения Русской Православной Церкви на современном этапе.
Тем не менее, мы должны быть реалистами и понимать, что одного принятия документов недостаточно для того, чтобы разрешать накопившиеся проблемы, необходимо совместное усилие всего народа Божиего и ежедневный кропотливый труд по созиданию церковного организма. В связи с этим «Концепция миссионерской деятельности» в качестве варианта осуществления поставленной задачи видит возможность совершения т.н. миссионерского богослужения.
Третья остановка для произнесения катехизического поучения, разъясняющего смысл богослужения – это время после пения запричастного стиха, когда у нас по обычаю во многих храмах и произносится проповедь. Таким образом, три поучительных проповеди за богослужением дают возможность для священнослужителя разъяснить смысл литургических действий и молитвословий, не нарушая богослужебного чина и традиций Церкви.
Говоря о возможности истолкования богослужения во время его совершения необходимо вспомнить евхаристические беседы апостола Павла: « В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел…. беседовал с ними и продолжал слово до полуночи. » (Деян. 20:7-11). При чем поучения апостола были настолько продолжительны, что один из слушающих « юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и пошатнувшись сонный упал вниз с третьего этажа » (Деян. 20:9). Евхаристические беседы апостола Павла – это совершенно особое литургическое богословие. Достаточно напомнить его знаменитую доксологическую формулу, которая вошла во все последующие литургии: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа…» (2 Кор. 13:13).
Следующим важным моментом миссионерского богослужения является возможность чтения Священного Писания на национальных языках. В «Концепции миссионерской деятельности» записано: «при необходимости Священное Писание может быть прочитано на национальном языке просвещаемого народа или на русском языке с богословскими комментариями». Очень часто понимание смысла прочитанного евангельского отрывка, не говоря уже о ветхозаветных чтениях апостольских посланиях, остается за рамками восприятия собравшегося народа. В качестве одного из вариантов разрешения существующей ситуации предлагается возможность использования различных национальных языков, русского в том числе. Принцип использования различных национальных языков за богослужением – есть всегдашний миссионерский принцип. Святитель Иннокентий Московский постоянно обращал внимание на необходимость изучения местных национальных языков и соответственно перевод книг Священного Писания и богослужения на эти языки. Однако часто приходится слышать возражения по поводу качества подобных переводов и их ущербность по отношению к оригиналу. В своем Предисловии к Евангелию от Матфея, переведенному на алеутско-лисьевский язык для уналашкинцев Святитель Иннокентий пишет: « В сей книге есть несколько слов, которые не вполне выражают слова русского языка, и это поэтому, что в вашем языке нет равнозначащих слов; и таковые неравнозначащие слова напечатаны иначе. И поэтому не думайте, чтобы сей перевод никогда не потребовал исправления. И Вы не привязывайтесь к одним словам сего перевода, но вникайте в самое значение и дух сего Божественного Слова ». Не секрет что перевод книг Библии на русский язык (синодальный перевод) также местами неточен и отчасти расходится с первоисточником. Тем не менее, переводческая миссия Церкви никогда не прекращалась. Необходимо, чтобы данное направление творчески развивалось и проводилась тщательная работа по устранению имеющихся ошибок. Проблема перевода – это и проблема переводчика, но, не смотря на то, что качество перевода по отношению к оригиналу будет всегда относительным, подобная деятельность есть необходимая составляющая миссионерского служения Церкви.
Таким образом, миссионерское богослужение, которое сегодня в некоторых церковных кругах вызывает резкое неприятие и даже появляются обвинения в «профанации богослужения», основывается на верности церковному преданию и святоотеческому миссионерскому наследию Церкви. Укорененность в Предании Церкви является главным основанием Ее спасительной миссии.
Воздыхание о «миссионерской литургии»
Нет, ребята, всё не так.
В последние годы стало появляться много невиданных прежде литургических чинов (см. наши статьи [1], [2]), которые никогда не проводились в Церкви и которые коверкают традиционные формы богослужения. Одним из таких модернистских нововведений является так называемая «миссионерская литургия».
Вызывает недоумение тот факт, что её проведение поддержано сотрудниками Синодального миссионерского отдела РПЦ. Так, в составленной «Концепции реализации «Дорожной карты» епархиального миссионерского отдела» 2016 г. первым из методов миссионерской работы указано «проведение специальных миссионерских богослужений». Причём такие богослужения почему-то названы традиционными ([3], стр. 4)! Пройдёт немного времени, и скоро «традиционным» назовут православный флэш-моб.
1. Особенности «миссионерской литургии»
Что же представляет собой «миссионерская литургия», и какие особенности отличают её от службы уставной?
1.1. Первая особенность настоящей «миссионерской литургии» заключается в служении на русском языке (с вариантами на украинском или белорусском языках). Все понимают, что эта практика не канонична, и поэтому не может быть официально благословлена церковным чиноначалием. Все знают, что отказ от церковнославянского языка в пользу современного разговорного является характерной чертой реформаторов.
Что же придумали обновленцы для мнимой легализации своего явного беззакония? Они назвали свои приходы «миссионерскими» и тем же очаровательным словом нарекли своё богослужение: «миссионерская литургия».
1.2. Другая «миссионерская» особенность заключается в том, что используются современные технические средства и трансляции изображения наружу, то есть за пределы церковной территории.
Иногда там, где находится такая возможность, престол и жертвенник переносят из алтаря на центр храма, или даже на площадь.
«Миссионерский эффект» такого богослужения достигается за счёт его десакрализации. Допускается грубое искажение таинственного характера евхаристической молитвы. Голос предстоятеля, читающего т.н. «тайные молитвы», благодаря микрофону слышится более чётко и громогласно, чем звучание хора. О таком проведении евхаристии не помышляли ни святитель Василий Великий, ни святитель Иоанн Златоуст. Никто из Святых Отцов не ставил задачей перекричать церковный хор. Если мы научились этого добиваться за счёт электронных средств, это вовсе не означает, будто данная цель похвальна и оправдана.
Господь Иисус Христос много благовествовал в различных городах и весях, Его проповедь собирала тысячи слушателей. Однако совершение евхаристического бескровного жертвоприношения Он заповедал в узком кругу учеников, на Тайной Вечере.
Профанация порой доходит до кощунства. Даже самые благочестивые родители, выходящие со своими детишками на церковный двор во время пения Херувимской песни, не способны «всякое ныне житейское отложить попечение». Гуляя на свежем воздухе, дети непринуждённо резвятся, взрослые же общаются друг с другом и следят за своими малышами. В этом, разумеется, нет греха. Но грех возникает, если подобную неизбежную суету осуществлять под звуки священных песнопений.
Что уж говорить о тех, кто настроен к Церкви враждебно или не вполне почтительно, но кому через уличный громкоговоритель навязывают участие в таинстве против их воли и желания? Какое раздражение и осуждение может вызвать насильственная трансляция священных текстов на инославных и атеистов? Такое, с позволения сказать, «миссионерство» может довести до хулы на Духа Святого и до нарастания в обществе антицерковных настроений, если наши миссионеры начнут метать бисер перед свиньями и повергать святыню псам (Мф. 7, 6).
1.3. Третья характерная черта «миссионерской литургии» заключается в том, что на ней «богослужение сочетается с элементами катехизации». На практике это означает многократное прерывание молитвенного чинопоследования, осуществляемое ради преподавания «элементов катехизации» в лекционной форме, да ещё к тому же иногда снабжённое «наглядными пособиями», презентациями на больших экранах и «бегущей строкой».
Такие искусственные вставки («заплаты из небелёной ткани»), возможно, способны вызвать интерес к литургической тематике, и в этом смысле они могут иметь определённое «миссионерское значение».
Часто все названные особенности «миссионерской литургии» наблюдаются одновременно. Так, при вынесенном из алтаря престоле происходит какое-то неимоверное действо на русском языке, в котором разножанровое пение чередуется с пространными рассуждениями и пояснениями. Всё это почему-то называется «литургией», зачем-то передаётся через усилители и куда-то транслируется. Это совсем не похоже на молитвенное благоговейное священнодействие, а напоминает клуб, ток-шоу или балаган.
2. О канонической несостоятельности служения «миссионерской литургии»
Церковь никогда не знала специальных молитвенных чинов «для неправославных». Тем более в Церкви невозможны специальные чинопоследования «миссионерского», то есть облегченного (!) в догматическом и каноническом смыслах содержания.
Традиционными формами миссионерской работы всегда были проповедь, проведение огласительных бесед, богословские диспуты. Их, разумеется, следует проводить на понятном доступном разговорном языке. Не стоит забывать про дела любви и милосердия, как не забывали об этом Святые.
Если в Церкви отсутствует практика молитвы «с» неправославными, то тем более невозможен молитвенный чин «для» неправославных. Никто из Святых Отцов не составлял специального чина вечерни, утрени или хотя бы какого-нибудь краткого молебна для совместной молитвы с еретиками или язычниками. Особенно важным всегда считалось в полном единении веры совершать служение Божественной литургии: «Оглашенные, изыдите!» Чистота евхаристической молитвы охраняется самим литургическим чином: «Двери, двери. »
Ни Христос Спаситель, ни Его Апостолы, ни Святые Отцы не призывали нас молиться вместе с неуверовавшими. Источник здесь видится другой. Известный советский пропагандист атеизма Емельян Ярославский (Губельман) написал антихристианскую книгу под названием «Библия для верующих и неверующих». Похоже, что приверженцы «миссионерской литургии» продолжают эту бессмертную традицию и осуществляют «литургию для верующих и неверующих».
Между прочим, так называемая «литургия оглашенных» никогда не рассматривалась как «литургия для оглашенных» (иначе её не служили бы в отсутствии оглашенных!). Будучи частью уставного богослужения, она всегда была и остаётся службой для верных, «Литургией Слова», на которой дозволяется (лишь дозволяется!) присутствовать некрещённым. А на «литургии верных» (на евхаристическом каноне) присутствие некрещённых не предусмотрено.
Отметим, что такие средства, как служение на временном выносном престоле, использование микрофонов и трансляция службы на экране в случае необходимости могут быть использованы в богослужении, но не на «миссионерской», а на традиционной литургии. Это может быть оправдано для вовлечения большего числа православных людей в общее священнодействие. Подобных положительных примеров можно привести немало. Достаточно вспомнить литургии под открытым небом на Бутовском полигоне прежде строительства там храма, на которые ежегодно собиралось всё духовенство Москвы и Московской области. Можно назвать также грандиозное торжество в Лавре в год 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Все подобные масштабные мероприятия представляют собой не «миссионерские литургии», а нормальную традиционную литургию, проводимую Церковью.
3. О незамеченном миссионерами миссионерском потенциале немиссионерского богослужения
Из всего сказанного выше не следует делать опрометчивого вывода, будто православное богослужение не имеет действенного миссионерского потенциала.
4. Заключение. Предостережение ревнителям не по разуму
Миссионерское значение традиционной (не «миссионерской»!) Литургии столь велико, что оно никак не станет больше, если его попытаться «улучшить» грубыми модернистскими методами.
Занимаясь миссионерством, нельзя упускать главную цель проповеднической деятельности. Такой целью, очевидно, должно быть приобщение оглашенных к полноте апостольской святоотеческой традиции. Никто из церковных людей не станет радоваться, к примеру, успеху миссии адвентистов или иеговистов, хотя она порой проходит весьма «успешно». Также точно в случае с «миссионерской литургией» на русском (украинском, белорусском и др.) языке не вполне ясно: следует ли радоваться её «успеху». Ведь если такая служба, не дай Бог, неофиту понравится, это будет означать, что малоцерковный человек приобщён не к православной традиции, а уловлен в сети обновленчества. В результате он может оказаться надолго (если не навсегда) отчуждён от богослужебной жизни большинства православных приходов и монастырей.
Таковыми могут стать горькие плоды «миссионерской литургии».
[1] Протоиерей Константин Буфеев. Размышления о «крещальной литургии» (http://www.blagogon.ru/digest/256/).
[2] Протоиерей Константин Буфеев. О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви (http://www.blagogon.ru/digest/697/).
[3] Концепции реализации «Дорожной карты» епархиального миссионерского отдела. Синодальный миссионерский отдел РПЦ. 2016 г.
Что такое миссионерская Литургия?
Что такое миссионерская Литургия и для чего она в нашем городе?
В субботу 14 сентября — в день церковного новолетия — в Боровецкой церкви впервые Набережных Челнах состоится Миссионерская Божественная Литургия с пояснениями.
Шесть лет назад, весной 2007 года, Священный Синод Русской Православной Церкви благословил проведение миссионерских богослужений, и поэтому Свято-Вознесенское Архиерейское подворье организует Миссионерскую службу в нашем городе.
Самое важное богослужение Православной Церкви — это Божественная литургия. На ней совершается величайшее наше Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа и Причащение верующих. Литургия в переводе с греческого языка означает «совместное дело». Христиане собираются в храме для того, чтобы вместе «едиными устами и единым сердцем» прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Так православные неуклонно следуют примеру апостолов и Самого Спасителя, которые, собравшись на Тайную вечерю накануне предательства и крестных страданий Иисуса, пили Вино и ели Хлеб, которые Он им давал, благоговейно слушая Его слова: «Сие есть Тело Мое…» и «Сия есть Кровь Моя…».
Что же обозначают слова «Миссионерская Литургия»? Это такое богослужение, когда священнослужитель просит верующих пожертвовать ровным, привычным течением службы для тех наших близких людей, друзей, соотечественников, которые говорят: «Нам православное богослужение непонятно, язык церковный непонятен, а никто ничего не объясняет…» и поэтому люди или уходят к различным сектантам (где Бога умело приспособили для нужд людей), или же продолжают вести из-за этого непонимания совершенно нецерковный образ жизни.
И вот для того, чтобы таким людям, желающим понимать Православие, да и всем верующим вообще напомнить о духовном смысле церковной службы, о символическом, историческом смысле происходящего в храме, напомнить о некоторых важных подробностях Литургии (о которых иногда забывают и постоянные прихожане) — именно для это Синодом и разрешено проведение миссионерских богослужений в храмах нашей страны.
Кроме того, это богослужение, как проповедь, важно именно для нашего молодого города, в котором, в связи со стройками и глубокими переменами прошлого столетия, были утеряны многие древние традиции, были долгое время закрыты храмы, и поэтому выросло поколение, совершенно не знающее своих корней — поколение, которое не виновато, что было воспитанно на почве безверия. Надеемся, что миссионерская Литургия поможет кому-то понять и принять веру своих предков, кому-то заново переосмыслить тот факт, что каждый христианин является не просто членом Церкви, как некоего социального сообщества, но духовным гражданином, носителем Евангельских Заповедей, частью Тела Господа нашего Иисуса Христа.
Протодиакон Дмитрий ПОЛОВНИКОВ