Мистерия это что в литературе
Значение слова «мистерия»
1. В древней Греции, древнем Риме и странах древнего Востока — таинство, система культовых обрядов, в которых могли участвовать только посвященные.
2. Религиозная драма на библейские сюжеты в средние века в Западной Европе.
[От греч. μυστήριον — таинство]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками. С середины XV века мистерии стали наращивать объём. В «Мистерии о Деяниях Апостолов» более 60000 стихов, а её представление в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней.
Если в Италии мистерия умерла естественным образом, то в ряде других стран она была запрещена во времена Контрреформации; в частности, во Франции— 17 ноября 1548 года приказом парижского парламента; в протестантской Англии в 1672 году мистерию запретил епископ Честера, а через три года запрещение повторил архиепископ Йорка. В католической Испании мистериальные представления продолжались до середины XVIII века, их сочиняли и Лопе де Вега, и Тирсо де Молина, и Кальдерон де ла Барка, Педро; лишь в 1756 году они были официально запрещены указом Карла III.
В ХХ веке образец мистерии оставил композитор Луиджи Даллапиккола («Иов», 1950).
МИСТЕ’РИЯ, и, ж. [греч. mystērion — тайна] (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (истор.). Элевзинские мистерии. Орфические мистерии. 2. Средневековая религиозная драма с сюжетом, заимствованным из ветхого или нового завета (истор. лит.). || Религиозно-мистическая символическая драма, рассматривавшаяся символистами, как высшая форма синкретического искусства (истор. искус.). Незаконченная м. Скрябина.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мисте́рия
1. истор. тайные священнодействия в Греции и Риме, совершались как часть государственных культов или как обряд религиозных обществ и частных лиц
МИСТЕРИЯ
Наибольшее развитие получила во Франции и в Англии, была распространена также в Германии, Италии и Испании.
Литератуную основу большинства мистерий составляли евангельские описания Рождества Христова, событий Страстной недели и Воскресения. Из Ветхого Завета особенной популярностью пользовались сюжеты о Сотворении мира, грехопадении, Всемирном потопе, Каине и Авеле, Аврааме и Исааке.
Во второй половине XIV века начали складываться так называемые мистериальные циклы, охватывавшие события священной истории от Сотворения мира до Страшного суда.
В средние века термин «мистерии» существовал только во Франции и Каталонии; в Англии он вошёл в употребление лишь в XVIII веке и обозначал мистериальные циклы, до этого мистерии отождествляли с мираклями; в остальных странах мистерии не выделяли среди прочих «духовных игр».
Мистерия возникла в результате развития и постепенного обмирщения литургической драмы. Первоначально мистерия была серией так называемых живых картин, сопровождаемых словесным комментарием. В середне XV века появились диалоги в форме ритмизованной прозы на народных языках с элементами латыни.
В период своего расцвета (середина XV-XVI веков) мистерия представляла собой многофигурную композицию с разветвлённым сюжетом, количество участников которой исчислялось сотнями, а объём текста достигал нескольких десятков тысяч стихов. Постановка митсерии осуществлялась на основе сценария, включавшего в себя перечень действующих лиц, ключевые реплики, план сцены, ремарки с детальным описанием мизансцен, жестов, реквизита и т. д. Авторами мистерии выступали учёные горожане (теологи, юристы, врачи), придававшие священному тексту светскую трактовку и занимательность. Письменная фиксация мистерии происходила обычно через 2-3 десятилетия после первой постановки и носила по необходимости избирательный характер.
Наиболее ранние издания мистерии относятся к середине XV века. К началу XVI века корпус мистериальных текстов полностью сложился.
Для мистерии характерны циклизация сюжетов, многослойность структуры драматического действия, перемежавшегося интермедиями; комедийная разработка жанровых эпизодов и сцен с участием дьявола, контрастировавших своим комизмом с сакральностью основну действия; тенденция к индивидуализации в трактовке комических персонажей и второстепенных действующих лиц; симультанная организация сценического пространства и полицентричность действия, происходившего одновременно в разных «местах»; сочетание канонических мизансцен и кодифицированных жестов с актёрской импровизацией, обилие сценических эффектов (фейерверки, наводнения, вознесение героев в рай и низвержение в ад и т. п.), для обеспечения которых применялась специальная машинерия (рычаги, блоки, трюмы и др.).
По образцу религиозной мистерии создавались также мистерии светского содержания, посвящённые историческим и полулегендарным событиям: французские мистерии «Осада Орлеана» (1429 год), «Разрушение Трои» (1452 год) и др.
На мистериальной сцене возникли моралите и фарс.
Влияние мистерий прослеживается в английской елизаветинской драме и испанском театре «золотого века» (драмы П. Кальдерона де ла Барки).
В XIX веке к форме мистерий обращались Дж. Байрон («Каин», 1821 год) и В.К. Кюхельбекер («Ижорский», части 1-2, изданы в 1835 году; часть 3, издана в 1939 году).
Исторические источники:
Mystères inédits du quinzième siècle, publiés pour la première fois. / Par A. Jubinal. P., 1837. Vol. 1–2;
Dodsley R. A select collection of old English plays. 4th ed. L., 1876. Vol. 15.
Значение слова мистерия
Словарь Ушакова
1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист.). Элевзинские мистерии. Орфические мистерии.
2. Средневековая религиозная драма с сюжетом, заимствованным из ветхого или нового завета (ист. лит.).
| Религиозно-мистическая символическая драма, рассматривавшаяся символистами, как выСШАя форма синкретического искусства (ист. иск.). Незаконченная мистерия Скрябина.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
(от греч. mysterion — тайна, таинство) — вид средневекового религ. представления в Зап. Европе. Возникнув в XII—XIII вв., мистерии получили развитие в XV в. во Франции, в Англии и Германии. Постановкой мистерий, в которых принимали участие десятки, а иногда сотни человек, занимались гор. совет и ремесленные цехи. Они придавали спектаклю большую роскошь и иногда превращали его в демонстрацию своей Щедрости. Представления разыгрывались на площади или на ярмарке в течение нескольких дней, иногда недель, превращаясь в яркие и занимательные зрелища с довольно сложной бутафорией. Примером ранней м. является англо-нормандская «Игра об Адаме» (сер. XII в.), а поздней, гигантской, — «Мистерия Ветхого завета» (50-е гг. XV в.). С течением времени религиозно-дидактич. мотивы в мистериях постепенно уступают место бытовым и комич. элементам, библ. персонажи приобретают черты живых людей, их поступки получают психологич. обоснование. Усиление светского начала привело в XVI в. к запрещению церк. властями постановок мистерий.
Культурология. Словарь-справочник
(греч. mysterion – тайна)
1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов;
2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом, заимствованным из Ветхого или Нового завета. В представлениях мистерий религиозные сцены чередовались с интермедиями – вставными комедийно-бытовыми эпизодами;
3) жанр религиозно-мистической символической драмы, рассматривавшийся символистами как высшая форма синкретического искусства.
Словарь музыкальных терминов
(от гр. mysterion — тайна, таинство) — музыкальный спектакль XIII в. Сюжеты мистерии заимствованы из Библии, Евангелия, житий святых. Представления мистерии устраивались на городских площадях и в них сочетались религиозная мистика с бытовым реализмом. Мистерия подверглись запрету в XVI в. К мистерии по содержанию приближаются некоторые оперы и оратории («Парсифаль» Р. Вагнера, «Легенда о святом Кристофе» В. д’Энди и др.).
Эстетика. Энциклопедический словарь
Характерной особенностью мистерий являлась их масштабность. Это были в прямом смысле всенародные религиознохудожественные акции, в которых принимали участие порой по несколько сотен человек и которые могли длиться по многу дней, а иногда и месяцев с регулярными перерывами и столь же регулярными возобновлениями длящегося мистериального действия. Так, «Мистерия Ветхого Завета» состояла из 40 пьес и предполагала участие в них 250 исполнителей.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
МИСТЕРИЯ, и, ж. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями.
Мистерия
Литература : Иоффе И. И., Мистерия и опера. (Немецкое искусство XVI-XVIII вв.), Л., 1937; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Petit de Jullеvillе L., Les mystиres, v. 1-2, P., 1880; Cohen G., Histoire de la mise en scиne dans le thйвtre religieux franзais du moyen вge, P., 1952; см. также лит. при ст. Литургическая драма.
М. Р. Волкова.
Полезное
Смотреть что такое «Мистерия» в других словарях:
Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма постепенно … Литературная энциклопедия
Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма… … Словарь литературных терминов
МИСТЕРИЯ — (греч., от myeo посвящать). 1) представление сюжетов из Ветхого Завета, духовная драма. 2) у древних, тайный обряд языческой веры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТЕРИЯ греч. ta mysteria, от myeo … Словарь иностранных слов русского языка
мистерия — См … Словарь синонимов
МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, мистерии, жен. (греч. mysterion тайна) (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист.). Элевзинские… … Толковый словарь Ушакова
МИСТЕРИЯ — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… … Современная энциклопедия
МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями вставными комедийно бытовыми эпизодами … Большой Энциклопедический словарь
МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, и, жен. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Мистерия — (греч. mysterion – тайна) 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов; 2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом,… … Энциклопедия культурологии
мистерия — мистерия. Не рекомендуется произношение [мистэрия] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Мистерия — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Мистерии
Содержание
Историческая справка
Мистерии Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона — мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами. Установление их восходит ко временам отдаленной древности; в исторические времена, особенно с VI века до н. э., их число все более и более увеличивалось; в конце IV века до н. э. не быть посвященным в какие-нибудь мистерии являлось признаком неверия или индифферентизма.
Отдельные виды мистерий, называвшиеся «праздниками посвящения» (греч. τελεταί όργια ) у греков, инициациями (лат. initiatio ) у римлян, указывают на присутствие в мистериях высшего религиозного знания и обновления через него (τελετή, initium), а также сильной возбужденности или экстаза (греч. ὄργια ). Очищения, искупительные жертвы и отчасти покаяние в грехах, с одной стороны, процессии, песни, танцы, различные иные проявления экстаза — с другой, составляли существенное содержание мистерий. Сюда присоединяется элемент символизма и аллегории, получающий выражение в «действиях» (греч. δρώμενα ) и «словах» (греч. λεγόμενα ) мистерий, под которыми подразумевался богослужебный ритуал мистерий, с его зрелищами, песнопениями, музыкой и оркестикой. Самое проникновение в мистериях для участников в них было постепенное «посвящение»; обыкновенно различались две степени — предварительное посвящение, делавшее участника мистом (греч. μύστις ), и окончательное созерцание мистерий (греч. έποπτεία ), делавшее его эпоптом («созерцающим»). Лишь последний мог сделаться мистагогом (греч. μυστᾰγωγός ), то есть быть руководителем других в мистериях. Учение, проводившееся в мистериях, было, по-видимому, более одухотворенным и отчасти спекулятивным, в сравнении с народной верой; оно не проповедовалось догматически, но проводилось в сознание участников мистерий путем различных зрелищ и драматических действий.
Строгая тайна вменялась в обязанность участникам мистерий. Уважение к мистериям было так велико, что в то время как обыкновенные мифы могли безнаказанно подвергаться пародиям в комедиях и т. п., относительно мистерий такие поступки считались кощунством, влекущим за собой тяжкие наказания (ср. Алкивиад). Мистерии были или государственные, происходившие согласно государственным установлениям (например, Элевсинские), или дозволенные исключительно для лиц одного пола (дионисии, фесмофории), или, наконец, незаконные, иногда даже преследуемые (таковы были орфические мистерии, мистерии Котитто, Митры, Кибелы и др.).
Важнейшие мистерии
Элевсинские мистерии
Совершались ежегодно в честь Деметры (богиня плодородия и земледелия) и Коры (Персефоны — богини плодородия и царства мёртвых), в Элевсине; местом происхождения их считают Древний Египет; в Греции они были известны ещё в доисторические времена. Главное содержание их — миф о похищении Персефоны (см. Деметра). Наиболее важные литургические функции предоставлялись древним афинским родам Эвмолпидов и Кириков (см. Эвмолп). Важнейшими лицами при мистериях были иерофант и иерофантида, посвящавшие желающих в мистерии, дадух или факелоносец и дадухуза, иерокерак, произносивший при богослужении молитвы и формулы, и др.
Самофракийские мистерии
Связаны были с культом кабиров. Здесь был особый жрец, очищавший убийц; от посвящаемых требовался род исповедания грехов. Эти мистерии, по верованию древних, предохраняли от опасностей, особенно на море.
Критские мистерии
Мистерии Зевса и куретов основаны были на мифе о воспитании Зевса на Крите у куретов. Они были открыты для всех.
Орфические мистерии
Являлись собраниями замкнутого общества последователей учения, приписывавшегося Орфею. На посвященных налагались разные аскетические обязанности. Орфические мистерии были связаны с мифами о Дионисе.
Последние послужили исходным пунктом и для ряда других мистически-оргиастических празднеств, из которых особенно выдаются вакханалии. Схожи по характеру празднества в честь Котито, Кибелы и др.
Исследования
До начала XIX века учёные видели в мистериях эзотерическое религиозное учение, отличное от народной веры и передававшееся из века в век среди жрецов. Но известное сочинение Chr. A. Lobeck’а («Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum causis», Кенигсберг, 1829) доказало связь мистерий с обычным культом богов у древних греков. Русский учёный Н. И. Новосадский пришёл к заключению, что в Элевсинских мистериях проводилось особое учение, освещавшее те запросы мысли древнего эллина, на которые не давала решения общая, всем открытая народная эллинская религия.
См. также
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Мистерии» в других словарях:
Мистерии — в античности тайные культы некоторых божеств. В Мистерии участвовали только посвященные, так называемые мистеристы. Мистерия состояли из ряда последовательных драматизированных действий, которые иллюстрировали мифы, связанные с божествами… … Энциклопедия мифологии
МИСТЕРИИ — (от греческого mysterion тайна, таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные мисты. В Египте мистерии Исиды и Осириса, в Вавилонии мистерии Таммуза, в Греции Элевсинские мистерии (в честь Деметры и ее дочери… … Современная энциклопедия
МИСТЕРИИ — (от греч. mysterion тайна таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные мисты. В Др. Египте мистерии Исиды и Осириса; в Вавилонии мистерии Таммуза; в Др. Греции Элевсинские мистерии, Орфические мистерии,… … Большой Энциклопедический словарь
Мистерии — ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ. М. (от греческого mysterion «таинство») тайные, т. е. доступные лишь посвященным, культовые действа, в которых земледельческая обрядность ритуальной драмы сочетается с представлениями о «вечном блаженстве» избранников … Литературная энциклопедия
Мистерии — (от греческого mysterion тайна, таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные мисты. В Египте мистерии Исиды и Осириса, в Вавилонии мистерии Таммуза, в Греции Элевсинские мистерии (в честь Деметры и ее дочери… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МИСТЕРИИ — 1) у древних греков и римлян таинственный культ богов, состоявший в исполнении различных обрядов и мимических представлений, сюжетом которых служили мифы о жизни богов; 2) в средние века появились под названием м. в Зап. Европе духовн.… … Словарь иностранных слов русского языка
Мистерии — (Musthria, тайное служение) древней Греции представляюторигинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих порявляются загадками. Сами древние придавали громадное значение М. : лишьпосвященные в них, по словам Платона,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Мистерии — (франц. mysreres, которое производят или от ministerium всмысле церковной службы, или от mysterium, musthrion таинство) главный вид средневековой религиозной драмы, название которого частораспространяется на весь род этих представлений. На… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
МИСТЕРИИ — «МИСТЕРИИ», Россия, ЛЕНФИЛЬМ/БАРМАЛЕЙ, 2000, цв., 80 мин. Фантазия. История тбилисского музыканта Ладо. В ролях: Нодар Каланадзе, Владимир Котляров, Зураб Кипшидзе (см. КИПШИДЗЕ Зураб Васильевич), Нато Мурванидзе (см. МУРВАНИДЗЕ Нато), Феликс… … Энциклопедия кино
МИСТЕРИИ — см. Мистика. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия