Мистерия это что в литературе

Значение слова «мистерия»

Мистерия это что в литературе. Смотреть фото Мистерия это что в литературе. Смотреть картинку Мистерия это что в литературе. Картинка про Мистерия это что в литературе. Фото Мистерия это что в литературе

1. В древней Греции, древнем Риме и странах древнего Востока — таинство, система культовых обрядов, в которых могли участвовать только посвященные.

2. Религиозная драма на библейские сюжеты в средние века в Западной Европе.

[От греч. μυστήριον — таинство]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками. С середины XV века мистерии стали наращивать объём. В «Мистерии о Деяниях Апостолов» более 60000 стихов, а её представление в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней.

Если в Италии мистерия умерла естественным образом, то в ряде других стран она была запрещена во времена Контрреформации; в частности, во Франции— 17 ноября 1548 года приказом парижского парламента; в протестантской Англии в 1672 году мистерию запретил епископ Честера, а через три года запрещение повторил архиепископ Йорка. В католической Испании мистериальные представления продолжались до середины XVIII века, их сочиняли и Лопе де Вега, и Тирсо де Молина, и Кальдерон де ла Барка, Педро; лишь в 1756 году они были официально запрещены указом Карла III.

В ХХ веке образец мистерии оставил композитор Луиджи Даллапиккола («Иов», 1950).

МИСТЕ’РИЯ, и, ж. [греч. mystērion — тайна] (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (истор.). Элевзинские мистерии. Орфические мистерии. 2. Средневековая религиозная драма с сюжетом, заимствованным из ветхого или нового завета (истор. лит.). || Религиозно-мистическая символическая драма, рассматривавшаяся символистами, как высшая форма синкретического искусства (истор. искус.). Незаконченная м. Скрябина.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

мисте́рия

1. истор. тайные священнодействия в Греции и Риме, совершались как часть государственных культов или как обряд религиозных обществ и частных лиц

Источник

МИСТЕРИЯ

Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ла во Фран­ции и в Анг­лии, бы­ла рас­про­стра­не­на так­же в Гер­ма­нии, Ита­лии и Ис­па­нии.

Литератуную ос­но­ву боль­шин­ст­ва мистерий со­став­ля­ли еван­гель­ские опи­са­ния Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва, со­бы­тий Стра­ст­ной не­де­ли и Вос­кре­се­ния. Из Вет­хо­го За­ве­та осо­бен­ной по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись сю­же­ты о Со­тво­ре­нии ми­ра, гре­хо­па­де­нии, Все­мир­ном по­то­пе, Каи­не и Аве­ле, Ав­раа­ме и Исаа­ке.

Во второй половине XIV века на­ча­ли скла­ды­вать­ся так называемые мис­те­ри­аль­ные цик­лы, ох­ва­ты­вав­шие со­бы­тия свя­щен­ной ис­то­рии от Со­тво­ре­ния ми­ра до Страш­но­го су­да.

В сред­ние ве­ка тер­мин «мистерии» су­ще­ст­во­вал толь­ко во Фран­ции и Ка­та­ло­нии; в Анг­лии он во­шёл в упот­реб­ле­ние лишь в XVIII веке и обо­зна­чал мис­те­ри­аль­ные цик­лы, до это­го мистерии ото­жде­ст­в­ля­ли с ми­рак­ля­ми; в ос­таль­ных стра­нах мистерии не вы­де­ля­ли сре­ди про­чих «ду­хов­ных игр».

Мистерия воз­ник­ла в ре­зуль­та­те раз­ви­тия и по­сте­пен­но­го об­мир­ще­ния ли­тур­ги­че­ской дра­мы. Пер­во­на­чаль­но мистерия бы­ла се­ри­ей так называемых жи­вых кар­тин, со­про­во­ж­дае­мых сло­вес­ным ком­мен­та­ри­ем. В середне XV века поя­ви­лись диа­ло­ги в фор­ме рит­ми­зованной про­зы на народных язы­ках с эле­мен­та­ми ла­ты­ни.

В пе­ри­од сво­его рас­цве­та (середина XV-XVI веков) мистерия пред­став­ля­ла со­бой мно­го­фи­гур­ную ком­по­зи­цию с раз­ветв­лён­ным сю­же­том, ко­ли­чест­во уча­ст­ни­ков ко­то­рой ис­чис­ля­лось сот­ня­ми, а объ­ём тек­ста до­сти­гал не­сколь­ких де­сят­ков ты­сяч сти­хов. По­ста­нов­ка митсерии осу­ще­ст­в­ля­лась на ос­но­ве сце­на­рия, вклю­чав­ше­го в се­бя пе­ре­чень дей­ст­вую­щих лиц, клю­че­вые ре­п­ли­ки, план сце­ны, ре­мар­ки с де­таль­ным опи­са­ни­ем ми­зан­сцен, жес­тов, ре­к­ви­зи­та и т. д. Ав­то­ра­ми мистерии вы­сту­па­ли учё­ные го­ро­жа­не (тео­ло­ги, юри­сты, вра­чи), при­да­вав­шие свя­щен­но­му тек­сту свет­скую трак­тов­ку и за­ни­ма­тель­ность. Письменная фик­са­ция мистерии про­ис­хо­ди­ла обыч­но че­рез 2-3 де­ся­ти­ле­тия по­сле пер­вой по­ста­нов­ки и но­си­ла по не­об­хо­ди­мо­сти из­би­ра­тель­ный ха­рак­тер.

Наи­бо­лее ран­ние из­да­ния мистерии от­но­сят­ся к середине XV века. К началу XVI века кор­пус мис­те­ри­аль­ных тек­стов пол­но­стью сло­жил­ся.

Для мистерии ха­рак­тер­ны цик­ли­за­ция сю­же­тов, мно­го­слой­ность струк­ту­ры дра­ма­тического дей­ст­вия, пе­ре­ме­жав­ше­го­ся ин­тер­ме­дия­ми; ко­ме­дий­ная раз­ра­бот­ка жан­ро­вых эпи­зо­дов и сцен с уча­сти­ем дья­во­ла, кон­тра­сти­ро­вав­ших сво­им ко­миз­мом с са­краль­но­стью основну дей­ст­вия; тен­ден­ция к ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции в трак­тов­ке ко­мических пер­со­на­жей и вто­ро­сте­пен­ных дей­ст­вую­щих лиц; си­муль­тан­ная ор­га­ни­за­ция сце­нического про­стран­ст­ва и по­ли­цен­трич­ность дей­ст­вия, про­ис­хо­див­ше­го од­но­вре­мен­но в раз­ных «мес­тах»; со­че­та­ние ка­но­нических ми­зан­сцен и ко­ди­фи­ци­рованных жес­тов с ак­тёр­ской им­про­ви­за­ци­ей, оби­лие сце­нических эф­фек­тов (фей­ер­вер­ки, на­вод­не­ния, воз­не­се­ние ге­ро­ев в рай и низ­вер­же­ние в ад и т. п.), для обес­пе­че­ния ко­то­рых при­ме­ня­лась специальная ма­ши­не­рия (ры­ча­ги, бло­ки, трю­мы и др.).

По об­раз­цу ре­лигиозной мистерии соз­да­ва­лись так­же мистерии свет­ско­го со­дер­жа­ния, по­свя­щён­ные ис­то­рическим и по­лу­ле­ген­дар­ным со­бы­ти­ям: французские мистерии «Оса­да Ор­леа­на» (1429 год), «Раз­ру­ше­ние Трои» (1452 год) и др.

На мис­те­ри­аль­ной сце­не воз­ник­ли мо­ра­ли­те и фарс.

Влия­ние мистерий про­сле­жи­ва­ет­ся в английской ели­за­ве­тин­ской дра­ме и испанском те­ат­ре «зо­ло­то­го ве­ка» (дра­мы П. Каль­де­ро­на де ла Бар­ки).

В XIX веке к фор­ме мистерий об­ра­ща­лись Дж. Бай­рон («Ка­ин», 1821 год) и В.К. Кю­хель­бе­кер («Ижор­ский», части 1-2, изданы в 1835 году; часть 3, издана в 1939 году).

Исторические источники:

Mystères inédits du quinzième siècle, pub­liés pour la première fois. / Par A. Jubi­nal. P., 1837. Vol. 1–2;

Dodsley R. A select collection of old English plays. 4th ed. L., 1876. Vol. 15.

Источник

Значение слова мистерия

Словарь Ушакова

1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист.). Элевзинские мистерии. Орфические мистерии.

2. Средневековая религиозная драма с сюжетом, заимствованным из ветхого или нового завета (ист. лит.).

| Религиозно-мистическая символическая драма, рассматривавшаяся символистами, как выСШАя форма синкретического искусства (ист. иск.). Незаконченная мистерия Скрябина.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

(от греч. mysterion — тайна, таинство) — вид средневекового религ. представления в Зап. Европе. Возникнув в XII—XIII вв., мистерии получили развитие в XV в. во Франции, в Англии и Германии. Постановкой мистерий, в которых принимали участие десятки, а иногда сотни человек, занимались гор. совет и ремесленные цехи. Они придавали спектаклю большую роскошь и иногда превращали его в демонстрацию своей Щедрости. Представления разыгрывались на площади или на ярмарке в течение нескольких дней, иногда недель, превращаясь в яркие и занимательные зрелища с довольно сложной бутафорией. Примером ранней м. является англо-нормандская «Игра об Адаме» (сер. XII в.), а поздней, гигантской, — «Мистерия Ветхого завета» (50-е гг. XV в.). С течением времени религиозно-дидактич. мотивы в мистериях постепенно уступают место бытовым и комич. элементам, библ. персонажи приобретают черты живых людей, их поступки получают психологич. обоснование. Усиление светского начала привело в XVI в. к запрещению церк. властями постановок мистерий.

Культурология. Словарь-справочник

(греч. mysterion – тайна)

1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов;

2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом, заимствованным из Ветхого или Нового завета. В представлениях мистерий религиозные сцены чередовались с интермедиями – вставными комедийно-бытовыми эпизодами;

3) жанр религиозно-мистической символической драмы, рассматривавшийся символистами как высшая форма синкретического искусства.

Словарь музыкальных терминов

(от гр. mysterion — тайна, таинство) — музыкальный спектакль XIII в. Сюжеты мистерии заимствованы из Библии, Евангелия, житий святых. Представления мистерии устраивались на городских площадях и в них сочетались религиозная мистика с бытовым реализмом. Мистерия подверглись запрету в XVI в. К мистерии по содержанию приближаются не­которые оперы и оратории («Парсифаль» Р. Вагнера, «Легенда о святом Кристофе» В. д’Энди и др.).

Эстетика. Энциклопедический словарь

Характерной особенностью мистерий являлась их масштабность. Это были в прямом смысле всенародные религиознохудожественные акции, в которых принимали участие порой по несколько сотен человек и которые могли длиться по многу дней, а иногда и месяцев с регулярными перерывами и столь же регулярными возобновлениями длящегося мистериального действия. Так, «Мистерия Ветхого Завета» состояла из 40 пьес и предполагала участие в них 250 исполнителей.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

МИСТЕРИЯ, и, ж. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями.

Источник

Мистерия

Литература : Иоффе И. И., Мистерия и опера. (Немецкое искусство XVI-XVIII вв.), Л., 1937; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Petit de Jullеvillе L., Les mystиres, v. 1-2, P., 1880; Cohen G., Histoire de la mise en scиne dans le thйвtre religieux franзais du moyen вge, P., 1952; см. также лит. при ст. Литургическая драма.

М. Р. Волкова.

Полезное

Смотреть что такое «Мистерия» в других словарях:

Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма постепенно … Литературная энциклопедия

Мистерия — МИСТЕРИЯ. Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Литургическая драма… … Словарь литературных терминов

МИСТЕРИЯ — (греч., от myeo посвящать). 1) представление сюжетов из Ветхого Завета, духовная драма. 2) у древних, тайный обряд языческой веры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИСТЕРИЯ греч. ta mysteria, от myeo … Словарь иностранных слов русского языка

мистерия — См … Словарь синонимов

МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, мистерии, жен. (греч. mysterion тайна) (книжн.). 1. Таинство, система религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов (ист.). Элевзинские… … Толковый словарь Ушакова

МИСТЕРИЯ — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… … Современная энциклопедия

МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями вставными комедийно бытовыми эпизодами … Большой Энциклопедический словарь

МИСТЕРИЯ — МИСТЕРИЯ, и, жен. В Западной Европе: средневековая драма на библейские темы, сопровождавшаяся интермедиями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Мистерия — (греч. mysterion – тайна) 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов; 2) жанр средневековой религиозной драмы с сюжетом,… … Энциклопедия культурологии

мистерия — мистерия. Не рекомендуется произношение [мистэрия] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Мистерия — (от греческого mysterion таинство, тайна), жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 16 вв. Площадное представление, в котором последовательно разыгрывались эпизоды Ветхого или Нового Завета, чередовавшиеся с интермедиями:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Мистерии

Мистерия это что в литературе. Смотреть фото Мистерия это что в литературе. Смотреть картинку Мистерия это что в литературе. Картинка про Мистерия это что в литературе. Фото Мистерия это что в литературе

Мистерия это что в литературе. Смотреть фото Мистерия это что в литературе. Смотреть картинку Мистерия это что в литературе. Картинка про Мистерия это что в литературе. Фото Мистерия это что в литературе

Содержание

Историческая справка

Мистерии Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона — мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами. Установление их восходит ко временам отдаленной древности; в исторические времена, особенно с VI века до н. э., их число все более и более увеличивалось; в конце IV века до н. э. не быть посвященным в какие-нибудь мистерии являлось признаком неверия или индифферентизма.

Отдельные виды мистерий, называвшиеся «праздниками посвящения» (греч. τελεταί όργια ) у греков, инициациями (лат. initiatio ) у римлян, указывают на присутствие в мистериях высшего религиозного знания и обновления через него (τελετή, initium), а также сильной возбужденности или экстаза (греч. ὄργια ). Очищения, искупительные жертвы и отчасти покаяние в грехах, с одной стороны, процессии, песни, танцы, различные иные проявления экстаза — с другой, составляли существенное содержание мистерий. Сюда присоединяется элемент символизма и аллегории, получающий выражение в «действиях» (греч. δρώμενα ) и «словах» (греч. λεγόμενα ) мистерий, под которыми подразумевался богослужебный ритуал мистерий, с его зрелищами, песнопениями, музыкой и оркестикой. Самое проникновение в мистериях для участников в них было постепенное «посвящение»; обыкновенно различались две степени — предварительное посвящение, делавшее участника мистом (греч. μύστις ), и окончательное созерцание мистерий (греч. έποπτεία ), делавшее его эпоптом («созерцающим»). Лишь последний мог сделаться мистагогом (греч. μυστᾰγωγός ), то есть быть руководителем других в мистериях. Учение, проводившееся в мистериях, было, по-видимому, более одухотворенным и отчасти спекулятивным, в сравнении с народной верой; оно не проповедовалось догматически, но проводилось в сознание участников мистерий путем различных зрелищ и драматических действий.

Строгая тайна вменялась в обязанность участникам мистерий. Уважение к мистериям было так велико, что в то время как обыкновенные мифы могли безнаказанно подвергаться пародиям в комедиях и т. п., относительно мистерий такие поступки считались кощунством, влекущим за собой тяжкие наказания (ср. Алкивиад). Мистерии были или государственные, происходившие согласно государственным установлениям (например, Элевсинские), или дозволенные исключительно для лиц одного пола (дионисии, фесмофории), или, наконец, незаконные, иногда даже преследуемые (таковы были орфические мистерии, мистерии Котитто, Митры, Кибелы и др.).

Важнейшие мистерии

Элевсинские мистерии

Совершались ежегодно в честь Деметры (богиня плодородия и земледелия) и Коры (Персефоны — богини плодородия и царства мёртвых), в Элевсине; местом происхождения их считают Древний Египет; в Греции они были известны ещё в доисторические времена. Главное содержание их — миф о похищении Персефоны (см. Деметра). Наиболее важные литургические функции предоставлялись древним афинским родам Эвмолпидов и Кириков (см. Эвмолп). Важнейшими лицами при мистериях были иерофант и иерофантида, посвящавшие желающих в мистерии, дадух или факелоносец и дадухуза, иерокерак, произносивший при богослужении молитвы и формулы, и др.

Самофракийские мистерии

Связаны были с культом кабиров. Здесь был особый жрец, очищавший убийц; от посвящаемых требовался род исповедания грехов. Эти мистерии, по верованию древних, предохраняли от опасностей, особенно на море.

Критские мистерии

Мистерии Зевса и куретов основаны были на мифе о воспитании Зевса на Крите у куретов. Они были открыты для всех.

Орфические мистерии

Мистерия это что в литературе. Смотреть фото Мистерия это что в литературе. Смотреть картинку Мистерия это что в литературе. Картинка про Мистерия это что в литературе. Фото Мистерия это что в литературе

Мистерия это что в литературе. Смотреть фото Мистерия это что в литературе. Смотреть картинку Мистерия это что в литературе. Картинка про Мистерия это что в литературе. Фото Мистерия это что в литературе

Являлись собраниями замкнутого общества последователей учения, приписывавшегося Орфею. На посвященных налагались разные аскетические обязанности. Орфические мистерии были связаны с мифами о Дионисе.

Последние послужили исходным пунктом и для ряда других мистически-оргиастических празднеств, из которых особенно выдаются вакханалии. Схожи по характеру празднества в честь Котито, Кибелы и др.

Исследования

До начала XIX века учёные видели в мистериях эзотерическое религиозное учение, отличное от народной веры и передававшееся из века в век среди жрецов. Но известное сочинение Chr. A. Lobeck’а («Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum causis», Кенигсберг, 1829) доказало связь мистерий с обычным культом богов у древних греков. Русский учёный Н. И. Новосадский пришёл к заключению, что в Элевсинских мистериях проводилось особое учение, освещавшее те запросы мысли древнего эллина, на которые не давала решения общая, всем открытая народная эллинская религия.

См. также

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Мистерии» в других словарях:

Мистерии — в античности тайные культы некоторых божеств. В Мистерии участвовали только посвященные, так называемые мистеристы. Мистерия состояли из ряда последовательных драматизированных действий, которые иллюстрировали мифы, связанные с божествами… … Энциклопедия мифологии

МИСТЕРИИ — (от греческого mysterion тайна, таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные мисты. В Египте мистерии Исиды и Осириса, в Вавилонии мистерии Таммуза, в Греции Элевсинские мистерии (в честь Деметры и ее дочери… … Современная энциклопедия

МИСТЕРИИ — (от греч. mysterion тайна таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные мисты. В Др. Египте мистерии Исиды и Осириса; в Вавилонии мистерии Таммуза; в Др. Греции Элевсинские мистерии, Орфические мистерии,… … Большой Энциклопедический словарь

Мистерии — ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ. М. (от греческого mysterion «таинство») тайные, т. е. доступные лишь посвященным, культовые действа, в которых земледельческая обрядность ритуальной драмы сочетается с представлениями о «вечном блаженстве» избранников … Литературная энциклопедия

Мистерии — (от греческого mysterion тайна, таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные мисты. В Египте мистерии Исиды и Осириса, в Вавилонии мистерии Таммуза, в Греции Элевсинские мистерии (в честь Деметры и ее дочери… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МИСТЕРИИ — 1) у древних греков и римлян таинственный культ богов, состоявший в исполнении различных обрядов и мимических представлений, сюжетом которых служили мифы о жизни богов; 2) в средние века появились под названием м. в Зап. Европе духовн.… … Словарь иностранных слов русского языка

Мистерии — (Musthria, тайное служение) древней Греции представляюторигинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих порявляются загадками. Сами древние придавали громадное значение М. : лишьпосвященные в них, по словам Платона,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Мистерии — (франц. mysreres, которое производят или от ministerium всмысле церковной службы, или от mysterium, musthrion таинство) главный вид средневековой религиозной драмы, название которого частораспространяется на весь род этих представлений. На… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

МИСТЕРИИ — «МИСТЕРИИ», Россия, ЛЕНФИЛЬМ/БАРМАЛЕЙ, 2000, цв., 80 мин. Фантазия. История тбилисского музыканта Ладо. В ролях: Нодар Каланадзе, Владимир Котляров, Зураб Кипшидзе (см. КИПШИДЗЕ Зураб Васильевич), Нато Мурванидзе (см. МУРВАНИДЗЕ Нато), Феликс… … Энциклопедия кино

МИСТЕРИИ — см. Мистика. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *