Мистика что это такое простыми словами
Значение слова «мистика»
1. Вера в существование сверхъестественных, фантастических сил, с которыми особым таинственным образом якобы связан и может общаться человек. Средневековая мистика. □ — Странная штука человеческая судьба! Мы, конечно, не фаталисты, рок и прочая мистика нам не ко двору. Чаковский, Год жизни.
2. перен. Разг. Нечто загадочное, непонятное, совершенно необъяснимое. Какая-то мистика — на двадцать первый день меня неудержимо тянет домой. Барто, Записки детского поэта. — А я люблю мистику. Особенно мистику Эдгара По. Трифонов, Белые ворота.
[От греч. μυστικός — таинственный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МИ’СТИКА, и, мн. нет, ж. [от греч. mystikos — таинственный]. 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с т. наз. потусторонним миром (книжн.). Средневековая м. М. гностиков. М. хлыстовства. 2. перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (разг. ирон.). Это уж м. какая-то! Мистику разводить.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ми́стика I
1. вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним
2. разг. нечто загадочное, необъяснимое
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: притомиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мистика
Содержание
Значение слова
В переносном словоупотреблении мистика означает: 1) совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть мистика реальная или опытная, которая разделяется на: а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре — сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология, и b) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как-то: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализовать духовные сущности и дематериализовать телесные и т. п.; сюда относятся так называемый животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромантия, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений. С христианской точки зрения реальная мистика (в обоих своих видах) разделяется, по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия, на мистику божественную, естественную и демоническую. Относить к мистике алхимию, как это обыкновенно делается, нет достаточного основания, так как алхимики в своих операциях старались пользоваться естественными свойствами вещества и исходили из принципа единства материи, признаваемого ныне положительной наукой.
В другом смысле мистикой называется особый род религиозно-философской познавательной деятельности. Сверх обычных способов познавания истины — опыта, чистого мышления, предания и авторитета, — всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания — сущностью всего, или божеством. Если такое общение признается единственным или, по крайней мере, самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом; если, независимо от крайности этого направления, внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признается как существенная основа истинного познания, то появляются учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента, обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия.
Значение слова мистика
Словарь Ушакова
1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с т.н. потусторонним миром (книж.). Средневековая мистика. Мистика гностиков. Мистика хлыстовства.
2. перен. Нечто загадочное, непонятное, необъяснимое (разг. ирон.). Это уж мистика какая-то! Мистику разводить.
Культурология. Словарь-справочник
(от греч. — таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
Хотя исторический аналог и прообраз М. можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастических культах, имевших целью экстатическое снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако М. в собственном смысле возникает лишь тогда, когда религиозное умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознательное отступление от логики в М. Поэтому самый ранний расцвет М. происходит в странах с философской и логической культурой — в Индии (веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм). Дальнейшие волны М., проходящие, как правило, поперек национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи общественных кризисов: крушение Римской империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство), конец Средневековья в XIII— XIV вв. (суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Майстер Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в XVII—XVIII вв. (кружки янсенистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определенных исторических условиях М. становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии (такова, напр., роль М. в мировоззрении плебейских сект времен Крестьянской войны в Германии). При других исторических условиях парадоксы М. давали импульс идеалистической диалектике. В условиях кризиса общества в полуинтеллигентских кругах получают распространение эклектические и наукообразные системы внеконфессиональной М. (теософия и антропософия), а также крайне вульгари-зованная практика обретения «мистического опыта» — от старомодных спиритических сеансов до радений хиппи. Мистические мотивы присущи ряду течений современной философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рационалистических направлениях, как неопозитивизм, интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна как род «апо-фатической М.», аналог «благородному молчанию» буддистов.
Гаспаров. Записи и выписки
♦ «Что значит мистик? Немножко мистики, и человеку уже полегче жить на свете!» — отвечает Сема-переплетчик Янкелю-музыканту в пародии на пьесы О. Дымова.
МИСТИКА
Смотреть что такое «МИСТИКА» в других словарях:
МИСТИКА — (от греч. mystika таинственные обряды, таинство): 1) в широком, обобщенном смысле загадочное и непонятное, «выходящее за рамки индивидуальной способности и понимания» (Ф.В.Й. Шеллинг); 2) в духовном смысле ощущение и понимание мира как таинства,… … Философская энциклопедия
МИСТИКА — (греч. mystika; этим. см. пред. слово). Наука искавшая сокровенный смысл в священном писании и обрядах веры; учете о таинственном, загадочном, сверхъестественном; особенное расположение души к впечатлениям таинственного; учение, признающее… … Словарь иностранных слов русского языка
мистика — и, ж. mystique f., Mystik. 1. Тайный смысл (?). Сл. 18. Благодарю тебя, мой добрый друг, за песенку, которую ты спел русскому Полкану; в ней полюбилась мне твоя мистика. Поэты 18 в. 2 246. Профаны! вы не разумели нашей Мистики; вы не знали, что… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МИСТИКА — (греч. mistikos таинственный) сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения, а также система теологических доктрин, ставящих… … Новейший философский словарь
МИСТИКА — МИСТИКА, мистики, мн. нет, жен. (от греч. mystikos таинственный). 1. Религиозная вера в непосредственное общение человека с т.н. потусторонним миром (книжн.). Средневековая мистика. Мистика гностиков. Мистика хлыстовства. 2. перен. Нечто… … Толковый словарь Ушакова
мистика — визионерство, сверхъестественность, мистицизм Словарь русских синонимов. мистика сущ., кол во синонимов: 3 • визионерство (4) • … Словарь синонимов
Мистика — Мистика ♦ Mystique Этимология слова отсылает нас к мистериям. Однако мистики, какую бы религию они ни исповедовали, утверждают, что им открыто нечто вполне очевидное. Поэтому поверим им, а не истории слова или суеверию. Итак, мистик это тот … Философский словарь Спонвиля
МИСТИКА — (от греческого mystikos таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику … Современная энциклопедия
МИСТИКА — (от греч. mystikos таинственный) религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику (см. Мистицизм) … Большой Энциклопедический словарь
МИСТИКА — жен. ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры. Мистический, чный, сокровенный, скрытый, таинственный, темно иносказательный. Мистицизм муж. ученье, убеждение,… … Толковый словарь Даля
Мистика что это – профессиональный взгляд
Что такое мистика? Мистики и мистицизм
Что такое мистика? Что такое мистицизм, мистический опыт, мистическое состояние сознания? Почему такой большой интерес к этой теме?
В последние десятилетия можно наблюдать возрождение интереса к мистике. Для многих этот интерес исходит из чувства окружающего мрака и хаоса во внешнем мире. Другие хотят понять, что находится за пределами обычного повседневного и научного знания.
Для некоторых интерес к мистике исходит из более глубокого осознания религиозных традиций и ощущения, что именно здесь есть ответы на важнейшие вопросы и именно здесь можно понять тайны жизни.
А если говорить в целом, то с помощью мистических знаний люди хотят найти свой путь развития, найти смысл в своей жизни, хотят понять, как устроен мир и мироздание. Мистический опыт дает интуитивное понимание смысла существования и скрытых истин, а также разрешение жизненных проблем.
По поводу определения мистики существует много разногласий (разночтений), которые говорят о непонимании сути этого явления. Термин «мистицизм» стал популярным ярлыком для «всего туманного, эзотерического, оккультного, сверхъестественного». Поэтому чтобы говорить о мистике, нужно сначала определиться с понятиями.
Содержание
Мистика и мистицизм
Мистика и мистицизм (от др.-греч. μυστικός – таинственный) – это совокупность религиозно-философских учений, указывающих пути непосредственного единения человека с Богом (Абсолютом, Природой, Бесконечным, абсолютной реальностью, абсолютной истиной).
Мистика – это способ познания истины. Она даёт расширение границ восприятия и выход за пределы материального мира.
Мистический опыт – совокупность эмоциональных переживаний человека, которые он испытывает во время духовной практики в момент слияния с Абсолютом (с Богом). Получение сокровенных знаний и переживаний во время духовной практики.
Термины «мистический опыт», «религиозный опыт», духовный опыт – являются синонимами.
Мистицизм включает в себя больше, чем «мистический опыт». Конечной целью мистицизма является трансформация человека, а не просто переживание мистических состояний.
Другими словами, мистицизм охватывает широкий спектр практик, текстов, традиций, опыта, направленных на преобразование человека.
Мистик – что это?
Мистик – это человек, который получил духовный опыт (достиг реализации, просветления, нирваны, мокши и др.) Мистик обладает более высоким уровнем сознания, чем обычные люди.
Всегда, во все времена, находились люди, которые благодаря особым техникам работы над собой настолько усовершенствовали себя, что научились чувствовать и переживать то, о чем говорили учителя, пророки и мессии. Методы самосовершенствования передавались от учителя к ученикам. Когда количество учеников росло, образовывались мистические Школы.
Известные мистики: Сатья Саи Баба, Георгий Гурджиев, Пётр Успенский, Елена Петровна Блаватская, Ошо (Бхагван шри Раджниш), Петр Дынов (Донов), Шри Ауробиндо, Джидду Кришнамурти, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Судзуки и др.
Мистицизм и религия
Мистические доктрины есть во всех мировых религиях и верованиях. Они существовали во всех исторических эпохах и у всех народов. Мистика и религия – не одно и тоже.
Любая религия развивалась параллельно по двум направлениям:
Мистика (мистицизм) – это религия в её наиболее действенной и живой стадии, основа религии. Если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, останется суть, которая одинакова у всех религий. Это мистицизм. Любая религия в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику (формализм, догматизм).
В повседневном общении схоластикой называют представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.
Мистики говорят, что истинная неискаженная религия состоит не в догматах, не в холодной вере, не в исполнении обрядов, не в некоторых чувствах и ощущениях, даже не в исполнении нравственного закона, а в полном отречении от себя и во внутреннем соединении с Богом.
Таким образом, мистика – это живая часть религии. То, что является сутью, основой любой религии. То, что объединяет все религии.
Мистические методы мировых религий – медитация, созерцание, наблюдение, самовоспоминание, молитва, повторение мантр.
Мистика и духовная практика
Разные мистические направления предлагают разные средства, с помощью которых можно пробудить дремлющее сознание, войти в непосредственное общение с Богом, почерпнуть истину в самом источнике.
По мере духовного роста утончаются формы мистицизма и одухотворяются практикуемые приёмы погружения в экстаз. От внешних приёмов центр тяжести переносится в область духовных практик.
К духовным практикам относятся – медитация, созерцание, самовоспоминание, наблюдение, молитвы, мантры и др.
По мнению мистиков, истинная жизнь – это созерцательная жизнь. Созерцание представляет собой процесс постепенного абстрагирования и очищения сознания путём концентрации внимания на какой-нибудь идее или на объекте. Восточные мистики выработали ряд приёмов, способствующих быстрому погружению в созерцательное состояние.
К таким приёмам относятся:
Концентрация внимания на одной идее (одном объекте) влечёт за собой очищение сознания от всего того, что не связано с этой идеей. По мере того как поле сознания сужается, идея приобретает всё большее господство. По мере же того, как она укрепляется в сознании, усиливается в своей интенсивности связанное с ней чувство. Так созерцание приводит к экстазу.
Экстаз (греч. ekstasis – нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя) – состояние измененного сознания, сопровождающееся потерей ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным воодушевлением. Высшая степень восторга и воодушевления.
Все мистики говорят, что те эмоции и феномены, которые они переживают в состоянии экстаза, невозможно передать словами. Нет слов, которые могли бы дать хотя бы приблизительное понятие о них.
Адепты писали, что религиозный экстаз «подобен тихому веянию прохладного ветерка, призывающего человека к покою, которому, впрочем, может предшествовать буря, огонь, трепет, но сам Бог всегда приходит в тихом веянии».
Экстаз – это чувство непосредственного общения с Богом, чувство слияния с первоосновой бытия, с абсолютной реальностью, абсолютной истиной.
В этом чувстве исчезает различие между субъектом и объектом, и мистик ощущает «я» и «не я» в их нераздельной целостности и первоначальном единстве. Это цель исканий на мистическом пути. На вершине мистического опыта всё бытие ощущается как единая абсолютная реальность.
К мистицизму относят тантризм (индуистский и буддийский), дзэн, каббалу, розенкрейцерство, хасидизм, гностицизм, исихазм, суфизм и другие учения.
Первобытное общество
Явления, схожие с мистицизмом, присутствуют в шаманизме, существовавшем у народов Северной Азии, Европы, Америки, в религиозных обрядах аборигенов Австралии, в культах духов разных народов Африки.
Элемент мистицизма в шаманстве заключается в вере в то, что в состоянии экстаза душа шамана покидает тело, чтобы соединиться с богом или, по крайней мере, быть рядом с ним.
Античность
Древняя Индия
В религиях древней Индии присутствует сильный мистический аспект.
Например, высшим результатом религиозной практики среди последователей философской школы адвайта-веданта являлась «мокша» – освобождение из сансары (бесконечной цепи перерождений) и слияние с Абсолютом (Брахманом).
Традиционная йога представляет собой систему, позволяющую достичь мистического прозрения и растворения в абсолютной реальности.
Буддизм
Разные школы буддизма предлагают разные мистические методы.
Дзэн использует практику созерцания (самовоспоминания, самонаблюдения) Само название происходит от санскритского «дхьяна» (сосредоточение, созерцание).
Махаяна – это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы, она включает Сутру и Тантру.
Ваджраяна – тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны в V веке нашей эры. Методом для достижения окончательной реализации являются визуализация образов божеств, мантры, мудры.
Тхеравада – старейшая школа буддизма, одна из восемнадцати ранних буддийских школ.
Использует медитацию випассана для приобретения мудрости.
Випассана (санскр. «проникновенное видение») – вид медитации в буддизме, созерцание четырёх благородных истин и идеи невечности.
Китай
Для Китая характерны нетеистические религии, поэтому место Бога в мистических практиках занимают Пустота в буддизме и Дао в даосизме.
Большинство буддистских школ предлагают медитацию и мистическое созерцание как средство достижения нирваны – слияния с вселенской пустотой.
Христианский мистицизм
Христианский мистицизм сосредоточен на практике глубокой молитвы с целью достижения единства с Богом.
Исламский мистицизм
Суфизм – мистическое течение в исламе. Его основателем принято считать поэта Джалаледдина Руми. Основными составляющими суфизма являются аскетизм, мистицизм, повышенную духовность, подвижничество. Целью суфизма является воспитание совершенного человека, свободного от мирской суеты и сумевшего возвыситься над негативными качествами своей природы.
Танец суфийских дервишей – подвижная медитация, имеющая мистический смысл (слияние с Богом).
Иудейский мистицизм
Иудейский мистицизм представляют каббала и хасидизм.
Каббала в основном предлагает методы непосредственного постижения Бога через священные имена, божественные числа, молитву.
Хасидизм – религиозное течение в иудаизме, которое особенное значение придаёт эмоциональному постижению Бога.
Теперь вы имеете представление о том, что такое мистика.
Подробнее о мистицизме и видах духовных практик вы можете прочитать в материалах нашего эзотерического клуба «Путь Света»
Авторы: Олег и Валентина Световид, Алёна Железных