Митраизм что это за религия
Митраизм и христианство: найди 10 отличий
В 2013 году, во время раскопок в Сити – самом древнем районе Лондона – был обнаружен древнейший культурный слой с многочисленными деревянными артефактами и постройками, которые датируются 1-5 веками н.э. Одна из самых интересных находок – это древний храм бога Митры, которому, по всей видимости, поклонялись первые жители Лондона, основанного в 47 г. н.э.
Оказывается, культ Митры был крайне популярен как до нашей эры, так и в первые века нашей эры. Митраизм был основным «соперником» христианства, однако с утверждением новой религии был полностью забыт. Культ Митры был очень широко распространен не только на Востоке, но и в Европе. Например, в Испании были найдены развалины древнего римского некрополя Кармона. В нем была обнаружена древняя гробница, которую назвали «гробницей слона», так как в ней была найдена фигурка слона. Недавно ученые пришли к выводу, что изначально эта постройка была вовсе не гробницей, а митреумом – храмом Митры. Так как митраизм на Западе был крайне популярен у солдат-легионеров, подобные храмы располагались вблизи их стоянок. Со временем, после угасания культа Митры, постройка стала использоваться как место захоронения. Сооружения некрополя датируются 1 в. до н.э. – 2 в. н.э.
О распространении митраизма свидетельствует еще одна археологическая находка – блюдо рубежа III-IV в., найденное в Милане (Италия), в городе Парабьяго, на котором изображен персидский бог Митра. Эта находка свидетельствует о том, что язычники далеко на сразу приняли христианство. В Армении, где митраизм был не менее популярен, до сих пор сохранился языческий храм Митры, построенный в 1 веке н.э. – храм Солнца в Гарни (село, где располагается храм). Этот единственный сохранившийся в Армении дохристианский храм считается значимым культурным наследием и оберегается властями.
В Германии был найден рельеф с 12 сценами из жизни Митры около города Неюнхейма. В Риме было более 100 митреумов, один из которых по сей день находится под церковью Сан-Клементе, рядом с Колизеем. По всей видимости, христианский храм был построен аккурат на месте прежнего языческого святилища.
Мы очень мало знаем о дохристианской истории. А ведь митраизм, будучи лишь одной из языческих религий, на самом деле претендовал на роль мирового религиозного учения. Упоминания о Митре можно найти в самых разных культурах. Первое и, пожалуй, древнейшее упоминание относится к зороастризму – религии древних иранцев, в которой Митра называется Мифра. В индийских древних текстах – Ведах – Митра также упоминается: он сопровождает верховного бога Варуну. В Древней Армении Митра был известен под именем Михр. Древнегреческий философ Плутарх писал, что Митра стоит между Ормаздом (Ахура-Мазда, единое верховное божество в зороастризме) и Ариманом (Ангро-Майнью, олицетворение зла в зороастризме).
В последствии митраизм выделился в отдельную религию, которая получила широкое распространение в Римской империи. Митраизму покровительствовали римские императоры, также этот культ был особенно популярен у римских солдат.
Однако некоторые ученые считают, что западный митраизм был новым культом, не связанным с иранским. Просто имя древнего бога Митры было позаимствовано некими создателями новой религии для придания ей авторитета и духа древности. Наиболее подробно об этом рассказывается в книге Анастасии Новых «Сэнсэй 4»:
— Да, так по поводу культа Митры… Эта религия возникла в последние века до новой эры и приобрела большую популярность на Ближнем Востоке и в Европе во многом благодаря политическим соображениям Архонтов. Тогда им нужна была какая-нибудь перспективная религия, которая бы объединяла определённые социальные прослойки населения (вне зависимости от национальности), в частности правителей, торговцев и солдат, которые необходимы были для утверждения единой власти Архонтов в разных странах. Для этих целей они решили использовать набирающий силу в Персии и Малой Азии культ Митры, модернизировав его на свой лад…
«Вольные каменщики» распространили данный культ среди римских солдат, а через них это учение очень быстро разнеслось по всей Европе. Появилось множество святилищ, посвящённых Митре. Особенно их большое количество было в Германии, Англии, Франции. В одном только Риме насчитывалось около сотни храмов…
В митраизм была обращена чуть ли не вся Европа. Но, несмотря на такую большую работу, проделанную Архонтами, культ Митры не был единым. Ибо ещё чётче пошло явное разделение на созданный «Вольными каменщиками» культ Западного Митры (который они начинили не только зороастризмом, но и вавилонской астрологией, греческими мистериями и философией, преподнося это всё под личиной новой философии и иного образа жизни для людей Запада)…
«Заключительным сражением» между митраизмом и христианством историки называют знаменитую битву между императором Константином и войсками Лициния около Адрианополя 3 июля 323 года, в которой Лициний потерпел сокрушительное поражение. Постепенно на смену митраизму пришло христианство. Однако многие историки и исследователи уже давно стали замечать подозрительное сходство между этими двумя религиями, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения друг к другу. Приведем самые очевидные параллели, которые, возможно, вас крайне удивят:
1. Согласно легенде Митра прошел земное воплощение, появившись на свет из скалы (Иисус Христос родился в пещере).
2. К новорожденному Митре на поклон пришли пастухи, находившиеся неподалеку (аналогично в христианстве).
Митраизм что это за религия
На Земле всегда поклонялись Солнцу. Только в разные времена, у разных народов оно имело свои названия. Пришло время в истории народов, когда множество богов сменились одним: могущественному богу Солнца Митре поклонялись от Индии и до западных границ Римской империи.
Возникновение и распространение митраизма
Митраизм — религия античности, достигшая своего апогея в эпоху распада феодального строя, захватнических войн Римской империи. Митра – один из главных индоиранских богов еще ведической веры. Иногда он отождествлялся с Солнцем. Верование в силу Митры возникло в IV веке до н.э. в царствах на севере Армянского нагорья. Распространилось в Южную Персию, исповедовалась индоариями (арийцами) со II тысячелетия до нашей эры. В I веке митраизм как синкретическое учение получило распространение в Риме. Во II-IV веках — по всей Западной Европе, особенно на границах Римской империи, где стояли военные легионы. На протяжении двух веков востоковеды тщательно изучают этот многонациональный языческий образ, который ассимилировался в современную действительность мира.
Митраизм — религия непобедимого Солнца. Митра – уникальный религиозный феномен, гений небесного света, способный сдвинуть небесную сферу, связанный со всем мирозданием. Ничто не обманет его, он никогда не спит. Следит за всеми тысячью ушей и 10 тысячами глаз. В конечном итоге ведет людей к спасению, нескончаемой жизни в царстве бесконечного света. Это бог правды, истины и преданности клятве. В нескольких религиозных течениях к нему обращаются как к Господину Божественного Света. Слово «митра» в переводе с персидского означает «союз», «договор». О митраизме мы получаем обильные сведения из фресок, статуй, многочисленных древних захоронений, благодаря усилиям археологии и эпиграфики. Письменных источников не сохранилось, так как этот культ требовал соблюдения тайны.
Митраистами были императоры Нерон, Коммод, Септимий, Север, Аврелиан, Диоклетиан. Митраизм возник в среде противников Рима – в Персии. Благодаря военным кампаниям быстро распространился на захваченные территории и оставался религией Рима 200 лет. В огромном, вновь образовавшемся государстве, древние религии не могли стать духовной опорой людям, оторванным войной от местных традиций. Римский митраизм требовал соблюдения порядка, справедливости, ритуалов, постов, дисциплины, обещал военные победы под покровительством бога Солнца. Именно он способствовал военным успехам римских полководцев.
Митра
За нарушение клятвы Митра наказывает — поражает дом, страну, где живут его враги. Здесь он ведет себя, как бог справедливой войны, поддерживая морально — правовые нормы общества. В распространении верований участвовали купцы; восточные рабы, которых вывозили тысячами по миру; киликийские пираты. Но главную роль сыграли воины, бойцы победных легионов Римской империи. Митраизм проповедовал равенство между своими сторонниками, что привлекало низшие слои римского общества.
На месте военных поселений возводились бесчисленные святилища – митреумы. Они сохранились в Риме, Остии — Капука, провинциях Италии. Небольшие подземные святилища для 10-30 участников отправления культа обнаружены в Германии, Англии, Франции. Сами митраисты называли их пещерами, криптами или храмами.
Мистерии Митры
Мистерии Митры
В каждой из пещер был как минимум один посвященный патер – отец во фригийском колпаке. Фригийский колпак в мировой истории использовали как символ свободы. Посвященный в степень «Отца», после смерти мог пройти все 7 небесных сфер до желаемого блаженства. Каждая ступень очищения символизирует избавление от конкретного человеческого порока и соответствует семи небесным планетам. Таинства участники проходили обнаженными. На некоторых фресках изображены люди в масках, с факелами в руках: один держит факел поднятым вверх в знак вечной жизни, второй — опущенным вниз, в царство смерти. В святилищах члены общины проходили испытания, голодом, холодом, болью, жаждой. Испытуемые ходили босиком по снегу, без теплой одежды и обуви, испытывались также одиночеством и постом в 50 дней. Этот союз требовал дисциплины, личного мужества, самоотречение, умения владеть собой. Выдержавшему инициации, воздавались высшие почести. Символически испытания выражали идею избавления от бед и зол жизни.
Святилища находились под землей во мраке пещер и гротов, иногда в подвалах домов. В Риме в III веке насчитывалось порядка 800 храмов. В центре прямоугольного помещения, под отверстием в потолке, стоял жертвенник с изображением сцены тауроктонии. В полдень лучи солнца падали на него, как бы принимая жертву. Это производило сильное впечатление на воинов, как доказательство того, что жертва принята богом. На изображении сцены тауроктонии есть фигуры собаки, скорпиона, ворона, змеи. Иногда — льва и чаши. Философы связывают подземные митреумы с олицетворением космоса — на стенах изображены все знаки Зодиака, символы стихий. Они были украшены знаками Рака и Козерога. Рак олицетворял первые врата схождения душ в этот мир; козерог — вторые: из этого мира в небесное блаженство. А Митра на рисунках и фресках изображен в плаще, накрывающем небосвод, или вращающим зодиак. Желающие приобщиться к таинствам Митры должны всю жизнь практиковать строгий самоконтроль, суровую жизнью и соблюдать строгие оккультные обряды. Грехи им не списывали.
Закат митраизма
Последующие военные действия сменились неудачами римлян. Поражения воспринимались воинами как богооставленность. В противостояние митраизма и христианства вмешалась политика. Император Константин в 313 г. объявил христианство государственной религией Римской империи. К концу IV века нарастающее христианство полностью вытеснило все остальные верования и разрушенные митреумы стали фундаментом для строительства христианских церквей.
Митраизм не имел вселенской организации. Было много местных различий. Не было профессионального жречества и официальной организации в Риме. Женщины не принимались в тайные общества в отличие от христианской веры.
Митраизм — полноценное духовное учение о развитии человека борца с высокими нравственными идеалами. Но оно не было всеохватывающим. Из 55 миллионов жителей Римской империи митраизм исповедовали около 1 миллиона человек. Митраизм был тайным культом, а тайны его терялись с увеличением числа сторонников. В противовес митраизму христианство старалось окрестить как можно больше людей.
Солнце продолжает светить
Отзвуки гордого имени могущественного божества до сих пор звучат во многих языках. В этическом общении между людьми традиционным является рукопожатие. Как символ договора, приветствия равных. Впервые пожали друг другу руки Митра и Солнце в знак союза. Астрология распространялась в Западном мире благодаря пропаганде космических способностей Митры. Высшие чины христианства носят головной убор митру, а управление церковными делами в столице называется митрополией и ею управляет митрополит. Статуя Свободы в Нью-Йорке схожа со статуей Митры — головной убор символизирует круг с солнечными лучами. Даже слово «метро» имеет в своем начале символ движения из тьмы к солнечному свету. На сегодняшний день на Ближнем Востоке есть последователи парсизма, основа которого — вера в Митру. Митраизм просуществовал до 1979 года в Иране. Когда к власти пришел Аятолла Хомейни, Иран был объявлен исламской республикой. В Армении сохранился языческий храм Митры, построенный в I веке н.э. Храм Солнца в Гарни (название села) признан культурным наследием Армении. Мистические прозрения митраистов это попытки людей понять суть создания мира через сакральные знания. Ведь находясь в темном гроте, глаза постепенно привыкают к свету. После перенесенных тяжелых испытаний начинаешь видеть сокровенное внутри себя и ценить маленький лучик света, который струится с небес, как источник Божественного Непознанного, Сущего.
Морально-этический фундамент митраистов: честность, правдивость, верность своему слову, мировой союз, договоренность, доверие, строгое отношение прежде всего к себе являются основой существования человеческого общества во все времена.
Митраизм и христианство
Почитание Митры в Персидском государстве
Митре покланялись предки персов и индусов. Гимны в его честь имеются в Авесте и Ведах. Митра – божество света, почитаемое наряду с небом (Варуной / Ахурой), хранитель истины и согласия. Бог небесного света, Митра появляется перед восходом, а днем пересекает небесный свод на колеснице. Он вечно бодрствует, все видит, все слышит, неподвластен обману. Как божество истины и верности он призывался во время клятвы. В авестийском языке «митра» обозначает договор, в санскрите – друга (т. е. второго участника договора). Во время правления династии Ахеменидов (около 700–331) Митру почитали как покровителя войска.
В системе зороастризма Митра относится к числу низших божеств, язатов. Он является защитником воинов, защитником души праведного от демонов, вершителем последнего суда, помогающим душе подняться на небеса. В жертву ему приносили скот и пернатых, совершали возлияние сока хаомы. Перед жертвой совершали омовения и бичевания. В календаре Митре был посвящен седьмой месяц и 16 день каждого месяца. В Вавилоне Митру отождествляли с Шамашем, богом солнца и справедливости. Культ Митры осуществлялся магами, вавилонскими жрецами персидской религии. Маги получили распространение в Армении, Каппадокии, Понте, Галатии, Фригии. В Каппадокии митраистские общины существовали до V века no Р. Х.
В реальной жизни Митра имел очень большое уважение. Его почитали и простой народ, и цари. Артаксерксы призывали его имя наряду с Ахура-Маздой и Анахитой. Считалось, что он низводит на царей мистический свет, освящающий власть царей – хварно. На почитание Митры не повлияла даже эпоха Александра Македонского. Среди имен монархов Парфии (около 248 года до P. X. – около 227 года no P. X.) встречаются три имени Митридата.
Распространение митраизма в римской империи
Митраистские святилища находят во всех концах римской империи – от Северной Африки до Англии и от Испании до Дуная и Финикии. Но большей частью – на окраинах империи. Эллинистические города не восприняли культ Митры, хотя приняли почитание Кибелы, Сераписа, Ваала и других восточных божеств. В римскую империю митраизм начал проникать ко II веку, во II веке особенно активно – при Антонинах и Северах.
Митраизм и императорская власть
Учреждение культа Митры в Риме было связано с оформлением императорской власти, ее переосмыслением. Принципат с императором, обладающим властью, делегированной ему народом, заменялся монархией, имеющей священные черты. Теперь император воспринимался как наместник божества, даже «господь и бог», dominus et deus. Это новое представление с энтузиазмом воспринималось в Азии, на Востоке, где охотно строили храмы Августу и учреждали его культ. В Риме, где еще жили демократические традиции, культ императоров принимали очень неохотно. Но противодействие Рима несколько смягчалось проникавшими в него восточными культами, в том числе и митраизмом.
В Иране считалось, что царь озарен сияющим ореолом, сверхъестественным огнем, который имеет божественное происхождение – хварно. Но хварно сопутствует только достойным правителям. Греки отождествили хварно с судьбой, τυχη, а римляне – c фортуной, fortuna. Подателем хварно считался Митра. В Риме спутником и охранителем императора считалось Непобедимое Солнце. Со времен Нерона императоры стали использовать корону, окруженную лучами, которые изображали божественное сияние. Культ Митры, таким образом, способствовал укреплению культа императоров, что самим императорам очень импонировало.
Учение митраизма
В зороастризме Митра воспринимался как одно из божеств, являющееся посредником между божественной сферой и людьми. На Западе он считался солнечным божеством. Изображался между двумя факелоносцами, Cautes и Cautopates, символизировавшими восход и закат, жизнь и умирание.
Согласно мифу, Митра вышел из скалы на берегу реки в присутствии пастухов, которые первыми принесли ему Дар. Его изображали родившимся во фригийском колпаке с ножом и факелом. Митра сразился с солнцем, победил его, надел ему корону. Митра воспринимался и как творец мира. Он победил первое живое существо – быка, из тела которого возникли травы, растения и животные. Впоследствии он был увезен солнцем на небо, откуда покровительствует тем, кто почитает его. Митра вершит суд и принимает души в свою обитель. В конце мира возникнет новый бык, который будет убит Митрой. А все люди будут воскрешены.
Богослужение в митраизме
До нас почти не дошло богослужебных текстов митраистов. Важное свидетельство имеется у Иеронима Стридонского (Epist. ad Laetam, 107). Участники мистерий митраистов принимали наименования Ворона, Скрытого, Воина, Льва, Перса, Гонца Солнца и Отца. Соответствующим образом они и одевались. В полной мере в мистериях могли принимать участие Львы и последующие. Участники мистерий называли друг друга братьями. Женщины в мистерии не допускались. Во время посвящения давалась клятва сохранять тайну учения и обрядов. Практиковались водные очистительные омовения. При переходе в состояние Львов и Персов поливали руки и язык медом – пищей блаженных. Существовало особое жречество, руководившее богослужением.
В мистериях освящались хлеб и вода с соком хаомы. Иногда хаома могла заменяться виноградным соком или вином. На это обращали внимание христианские писатели II и III века, говоря о том, что этим обрядам митраистов научили демоны.
Днем рождения Митры, Непобедимого Солнца считалось 25 декабря, поскольку с этим числом связано увеличение светового дня. Места собраний митраистов называли гротом, склепом, пещерой, или храмом и святилищем. Подземелья со сводом символизировали мироздание. В этих святилищах центральный коридор, шириной около 2,5 м, был предназначен для служителей. У боковых стен находились возвышения с наклонной поверхностью, шириной около 1,5 м, предназначавшиеся для участников. В глубине святилища стояло изображение тавроктонного (поражающего быка) Митры, перед которым находился жертвенник с огнем. Такое помещение могло вместить не более 100 человек. При увеличении общины строили новый храм. В митраистских общинах были теплые братские отношения, стирались все социальные границы.
Митраизм как соперник Христианства
Митраизм отличался религиозной и национальной терпимостью. Его божества с легкостью усваивали греческие и латинские имена. Митраизм легко приспосабливался к местным условиям. Он допускал почитание в своих священных подземельях и других богов. Казалось, что в IV веке он мог объединить в едином синтезе множество божеств и создать новую религию – солярный пантеизм, своеобразный вариант языческого монотеизма. В это же время митраизм столкнулся с Христианством.
Отличие имелось в порядке распространения учения. Распространение Христианства шло через целенаправленное просвещение народов, миссию, активную проповедь, которая воспринималась как исполнение заповеди Христа. Первыми христианами были иудеи, жившие в городах по всему Средиземноморью. В распространении же митраиза большую роль играли социальные и политические обстоятельства – ввоз рабов из Малой Азии, перемещение войск.
Сторонники митраизма были главным образом среди военных и в государственной администрации, т. е. там, где христиан первоначально почти не было.
Митраизм первоначально распространялся в городах и селах окраинных провинций. Вследствие этого Христианство и митраизм почти не соприкасались. Исключение составляли главным образом Рим и Африка, где было острое соперничество. Острота этого соперничества, борьбы обуславливалась некоторой общностью митраизма и Христианства.
Митраизм и Христианство в сочинениях авторов ІІ–ІІІ века
На сходства между христианскими и митраистскими обычаями обращали внимание христианские апологеты, которые оценивали обряды митраистов как сатанинские подделки под священные христианские обряды.
При всех внешних сходствах, митраизм, говоривший о мифическом спасителе и спасении, не устоял перед Церковью, возвещавшей о спасении, принесенном живым, реальным Спасителем.
Историческая судьба митраизма
Распространяясь по всей римской империи, митраизм, в отличие от христианства, не встречал сопротивления со стороны государственной власти. Ему симпатизировали императоры и военные. Он не отрицал политеизм и не требовал по отношению к себе абсолютной верности. Однако Христианство, несмотря на непримиримость к нему государства, покорило империю, а митраизм умер после того, как государственная власть отвернулась от него. Упадку митраизма отчасти способствовало и то, что империя теряла окраинные провинции, где было много его сторонников. Например, в 275 году была потеряна Дакия.
В IV веке возродить эту религию попытался император Юлиан Отступник. Эта попытка, не смотря на то, что у митраизма еще было много сторонников, не удалась. Некоторое время влияние митраизма еще сохранялось. Например, в 361 году Григорий Александрийский был растерзан чернью за το, что хотел построить храм на развалинах митраистского святилища (Сократ Схоластик. Церковная история, 111:2). Однако уже в 70-х годах этого века чернь сама разоряла митраистские храмы. Разрушали их и императорские чиновники. В V веке остатки митраистов существовали лишь на окраинах империи.
Наследие умирающего митраизма восприняло манихейство, которое расцвело в IV веке, пытаясь примирить Зороастра и Христа. Именно митраизм подготовил почву для успешного распространения манихейства. В отличие от митраизма, манихейство оказалось более жизнеспособным.
Ренан, Э. Марк Аврелий и конец античного мира. С. 313.
Подробнее о распространении митраизма см.: Кюмон, Ф. Мистерии Митры / Ф. Кюмон. СПб.: Евразия, 2000. С. 47–114.
Лукиан. Сочинения / Лукиан. СПб.: Алетейя. Т. 1.
Подробнее об отношении к митраизму императоров см.: Кюмон, Ф. Мистерии Митры. C. 115–138.
Ориген. Против Цельса. С. 32–33.
Цельс. Правдивое слово // Раиович, А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. С. 308–309.
Сочинения святого Иустина, философа и мученика. С. 98.
Тертуллиан. Избранные сочинения. M., 1994.
Тертуллиан. Избранные сочинения. M., 1994.
Сочинения святого Иустина, философа и мученика. С. 249–250.
Сочинения святого Иустина, философа и мученика. С. 261.
См.: Кюмон Ф. Мистерии Митры. С. 253 (прим. 1).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»