Митрофорный протоиерей что это
Митрофорный протоиерей
В церковной иерархии есть разные чины священнослужителей. Отличает их, прежде всего, функции, которые они исполняют в храме. Среди священников также есть своя градация. Она видна и по внешнему виду батюшки. Одним из видов поощрения в Православной Церкви является почетное право ношения митры. Кому это позволено и за какие заслуги?
Немного церковной иерархии
Для того чтобы понимать, кто и как может быть удостоен права ношения митры, нужно разобраться в священнических чинах. Итак, прежде всего, все духовенство делится на две большие группы — белое и черное.
Не нужно тут проводить параллели с добром и злом, речь идет не о колдунах (которые, кстати, не бывают от добрых сил). Черное священство — это монахи, которые дали обет безбрачия и были пострижены. К белому духовенству относятся те священники, которые до рукоположения в сан женились и имеют семью.
Важно! Все правящие должности в Православной Церкви (архимандрит, епископ, митрополит, патриарх) могут быть заняты только лицами, принявшими монашеский сан.
Представители белого духовенства могут двигаться по церковной иерархии, если со временем своего служения также примут постриг.
Кто такой митрофорный протоиерей
В церковной иерархии на одной ступени стоят митрофорный протоиерей и протопресвитер. Особого различия в этих двух чинах нет — они оба означают старшего священника, только протопресвитер служит в патриаршем храме, а не в обычном.
Протоиерей же — это звание более высокое, нежели простой иерей, но более низкое, нежели протопресвитер. В древние времена использовалось понятие «протопоп», но сегодня оно вышло из церковного обихода, а само слово «поп» носит негативную окраску и может даже расцениваться как оскорбительное.
Протоиерей, помимо своего священнического служения, также несет труды по настоятельству храма. Что касается митры, то она является атрибутом высших чинов черного духовенства. Но в качестве награды за какие-либо заслуги перед Церковью правом ношения митры могут наградить и протоиерея.
В переводе на русский язык митра обозначает не что иное, как головную повязку. Символически она соотносится с терновым венцом Христа, который надели Ему на голову с издевкой, предполагая мнимое царствование. В то же время митра является прообразом настоящей короны, как свидетельство о реальности Царства Божьего.
Также митра знаменует царские венцы, которыми будут увенчаны головы праведников, наследовавших жизнь в раю. В древности же митра была атрибутом императорской власти, а позже перешла и к иерархам церковным. Уже с 17 века практически все православные архиереи носили митру, как знак величия.
Важно! Сегодня право ношения митры есть у православных архимандритов, архиереев и священников из белого духовенства, которых наградили этим знаком отличия.
Внешний вид короны-митры может отличаться, но, как правило, на ней сверху присутствует небольшой крест, а по бокам изображены лики Господа и Пресвятой Богородицы.
Другие отличия митрофорного протоиерея
Митра является почетным знаком отличия, наградой за труды. Поэтому к получению такой награды священник должен пройти непростой и длинный путь.
В зависимости от трудов, которые понес священник за всю свою пастырскую жизнь, он может быть награжден такими наградами:
Митрофорный протоиерей надевает торжественный головной убор на все торжественные моменты богослужения, на праздничные службы: это и чтение Евангелия, и служение Литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост, и отдельные молебны.
Иерархия Русской Православной Церкви
Русская Православная Церковь как часть Вселенской Церкви, имеет ту же трехстепенную иерархию, которая возникла на заре христианства. Священнослужители разделяются на диаконов, пресвитеров и епископов. Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому (женатому) духовенству. С XIX века в нашей Церкви существует заимствованный с католического Запада институт целибата, 1 однако на практике он встречается крайне редко. В этом случае духовное лицо остается безбрачным, но не приносит монашеских обетов и не принимает пострига. Священнослужители могут вступать в брак только до принятия сана. Для духовенства Православной Церкви обязательно единобрачие, разводы и повторные браки не допускаются (в том числе для вдовцов).
В схематическом виде священническая иерархия может быть представлена в следующем виде (см. табл.).
Белое духовенство | Черное духовенство |
I. ЕПИСКОП (АРXIЕРЕЙ) | |
Патриарх | |
Митрополит | |
Архиепископ | |
Епископ | |
II. СВЯЩЕННИК | |
Протопресвитер | Архимандрит 2 |
Протоиерей (старший священник) | Игумен |
Иерей (священник, пресвитер) | Иеромонах |
III. ДИАКОН | |
Архидиакон (старший диакон, служащий с Патриархом) | Архидиакон (старший диакон в монастыре) |
Протодиакон (старший диакон. Как правило, в соборе) | |
Диакон | Иеродиакон |
Монах ( греч. μόνος – уединенный) – лицо, посвятившее себя служению Богу и давшее обеты (обещания) послушания, нестяжательства и безбрачия. Монашество имеет три степени. Искус (его продолжительность, как правило, составляет три года), или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты. Послушник (иначе – новоначальный) носит не полное одеяние инока, а лишь рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути. Ряса – это одежда покаяния ( греч. ράσον – поношенная, ветхая одежда, вретище).
Собственно, иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением. Клирика может постригать только архиерей, мирянина – также иеромонах, игумен или архимандрит (но в любом случае монашеский постриг совершается лишь с разрешения епархиального архиерея). В греческих монастырях
Святой Горы Афон постриг совершается сразу в великую схиму.
При пострижении в малую схиму ( греч. τό μικρόν σχήμα – малый образ) рясофорный монах становится мантийным: получает новое имя (его выбор зависит от постригающего, ибо оно дается в знак того, что отрекающийся от мира монах полностью подчиняется воле игумена) и облачается в мантию, что знаменует «обручение великаго и ангельскаго образа»: она не имеет рукавов, напоминая иноку, что он не должен творить дела ветхого человека; свободно развеваясь при ходьбе мантия, уподобляется крыльям Ангела, сообразно монашескому образу. Монах облачается также в «шлем спасения» ( Ис. 59, 17 ; Еф. 6, 17 ; 1Фес. 5, 8 ) – клобук: как воин покрывает себя шлемом, идя на брань, так и инок надевает клобук в знак того, что стремится отвратить очи и закрыть уши, чтобы не видеть и не слышать суеты мира.
Более строгие обеты всецелого отречения от мира произносятся при принятии великого ангельского образа ( греч. το μέγα αγγελικόν σχήμα). При пострижении в великую схиму монаху еще раз дается новое имя. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы: ряса, мантия, – но вместо клобука великосхимник надевает куколь: остроконечную шапочку, покрывающую главу и плечи кругом и украшенную пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Иеромонах, принявший великую схиму, может совершать богослужения. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом).
Диакон ( греч. διάκονος – служитель) не имеет права самостоятельно совершать богослужения и церковные таинства, он является помощником иерея и епископа. Диакон может быть возведен в сан протодиакона или архидиакона. Сан архидиакона встречается крайне редко. Его имеет диакон, постоянно сослужащий Святейшему Патриарху, а также диаконы некоторых ставропигиальных монастырей. Диакон–монах именуется иеродиаконом. Существуют также иподиаконы, которые являются помощниками епископов, но не входят в число священнослужителей (они принадлежат к низшим степеням клира вместе с чтецами и певцами).
Пресвитер (от греч. πρεσβύτερος– старший) – священнослужитель, имеющий право совершать церковные таинства, за исключением таинства Священства (хиротонии), т. е. возведения в священный сан другого лица. В белом духовенстве – это иерей, в монашестве – иеромонах. Иерей может быть возведен в сан протоиерея и протопресвитера, иеромонах – в сан игумена и архимандрита.
Епископы, именуемые также архиереями (от греч. приставки αρχι. – старший, главный), бывают епархиальными и викарными. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых Апостолов, есть предстоятель местной Церкви – епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян. Он избирается Священным Синодом. Архиереи носят титул, включающий обычно наименование двух кафедральных городов епархии. По мере надобности в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаются викарные епископы, в титул которых включается именование только одного из крупных городов епархии. Епископ может быть возведен в сан архиепископа или митрополита. После учреждения Патриаршества на Руси митрополитами и архиепископами могли быть только архиереи некоторых древних и крупных епархий. Сейчас сан митрополита, так же, как и сан архиепископа, является лишь наградой для епископа, что делает возможным появление даже титулярных митрополитов.
Архиереи отличительным знаком своего достоинства имеют мантию – длинную, застегивающуюся на шее, накидку, напоминающую монашескую мантию. Впереди, на двух ее лицевых сторонах, сверху и снизу, нашиты скрижали – прямоугольные платы из ткани. На верхних скрижалях обычно помещаются изображения евангелистов, кресты, серафимы; на нижней скрижали с правой стороны – буквы; е, я, м или п, означающие сан архиерея – епископ, архиепископ, митрополит, патриарх; на левой – первая буква его имени. Только в Русской Церкви Патриарх носит мантию зеленого цвета, митрополит – голубого, архиепископы, епископы – лилового или темно–красного. Великим Постом члены епископата Русской Православной Церкви носят мантию черного цвета. Традиция употребления цветных архиерейских мантий на Руси довольно древняя, сохранилось изображение первого русского патриарха Иова в голубой митрополичьей мантии. Черную мантию со скрижалями, но без священных изображений и букв, обозначающих сан и имя, имеют архимандриты. Скрижали архимандричьих мантий обычно имеют гладкое красное поле, окруженное золотым галуном.
Во время богослужения все архиереи употребляют богато украшенный посох, именуемый жезлом, который является символом духовной власти над паствой. Только Патриарх имеет право входить с жезлом в алтарь храма. Остальные епископы перед царскими вратами отдают жезл иподиакону – посошнику, стоящему за богослужением справа от царских врат.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором, епископом может стать мужчина православного исповедания в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Традиция избирать епископов из лиц монашеского чина сложилась на Руси уже в домонгольский период. Эта каноническая норма сохраняется в Русской Православной Церкви и доныне, хотя в ряде Поместных Православных Церквей, например, в Грузинской, монашество не считается обязательным условием поставления на архиерейское служение. В Константинопольской Церкви, напротив, лицо, принявшее монашество, не может стать архиереем: там принято положение, согласно которому человек, отрекшийся от мира и принесший обет послушания, не может руководить другими людьми. Все иерархи Константинопольской Церкви являются не мантийными, а рясофорными монахами. Епископами Русской Православной Церкви могут стать также принявшие монашество овдовевшие или разведенные лица. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование. На епархиального архиерея возлагается широкий круг обязанностей. Он рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. Без его согласия ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь. В своей деятельности епископ подотчетен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Правящие епископы на местах являются полномочными представителями Русской Православной Церкви перед органами государственной власти и управления.
Первенствующим епископом Русской Православной Церкви является ее Предстоятель, носящий титул – Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Его имя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси». Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви, обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим. 3,7 ), быть не моложе 40 лет. Сан Патриарха является пожизненным. На Патриарха возложен широкий круг обязанностей, связанных с попечением о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви. Патриарх и епархиальные архиереи имеют штамп и круглую печать с именем и титулом.
Согласно п. IV.9 Устава Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. В управлении этой епархией Святейшему Патриарху помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского. Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником, определяются Патриархом Московским и всея Руси (в настоящее время митрополит Крутицкий и Коломенский управляет храмами и монастырями Московской области за вычетом ставропигиальных). Патриарх Московский и всея Руси является также Священноархимандритом Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями 3 (слово ставропигия образовано от греч. σταυρός – крест и πήγνυμι – водружать: крест, устанавливаемый Патриархом при основании храма или монастыря в любой епархии, означает их включение в Патриаршую юрисдикцию).
Святейшего Патриарха, в соответствии с мирскими представлениями, часто называют главой Церкви. Однако по православному вероучению Глава Церкви – Господь наш Иисус Христос; Патриарх же является Предстоятелем Церкви, т. е. епископом, который молитвенно предстоит пред Богом за всю свою паству. Часто Патриарх именуется также Первоиерархом или Первосвятителем, поскольку является первым по чести среди других равных ему по благодати иерархов.
По-латыни «целибат» (caelibalis, caelibaris, celibatus) – неженатый (холостой) человек; в классической латыни слово caelebs обозначало «не имеющий супруги» (и девственник, и разведенный, и вдовец), однако в позднеантичный период народная этимология связала его с caelum (небо), и так оно стало пониматься в средневековой христианской письменности, где использовалось при речи об ангелах, заключая в себе аналогию между девственной жизнью и ангельской; согласно Евангелию, на небесах не женятся и не выходят замуж ( Мф. 22, 30 ; Лк. 20, 35 ).
Сану архимандрита в белом духовенстве иерархически соответствуют митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе).
Поэтому Святейший Патриарх именуется Священноигуменом ставропигиальных монастырей (например, Валаамского). Правящие архиереи в отношении к своим епархиальным обителям также могут называться Священноархимандритами и Священноигуменами. Вообще следует отметить, что приставка «священно-» иногда добавляется к наименованию сана клирика (священноархимандрит, священоигумен, священнодиакон, священноинок): однако не следует прилагать эту приставку ко всем без исключения словам, обозначающим духовное звание, в частности, к словам, уже являющимся составными (протодиакон, протоиерей).
Источник: [Головков] Марк, еп. Егорьевский. Церковный протокол. М.: Изд. совет РПЦ, 2007. 183 с.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Протоиерей в православной церкви — что это за должность
В православной церковной иерархии протоиерей занимает важнейшее значение. Это церковное должностное лицо работает в народе, определяя наиболее приближенную к рядовым верующим политику церкви.
Церковная иерархия имеет немаловажное значение для жизни церкви. Определенная Апостолами, она сохранилась в неизменном виде тысячелетия. Это существенный фактор преемственности поколений церковных служителей, обеспечивающий незыблемость догматов церкви.
Кто такой протоиерей в православной церкви
Это настоятель церковного храма, относящийся ко второй степени священничества, системы, которую установили Апостолы.
Духовное значение этого священника значительно – это опора православной христианской иерархии, определяющая деятельность церкви в народе.
Этот чин необходимо заслужить, он присваивается за что-то выдающееся, сделанное священником на благо церкви. Присваивается чин протоиерея через пять лет после того, как священника наградили наперсным крестом. Звание протоиерея присваивается по согласованию с Патриархом.
Так было раньше, но сейчас протоиереями обычно становятся после положенного срока деятельности иереем. Протоиереев стало слишком много, и верховное священничество задумалось об изменении этой практики.
Одежда протоиерея состоит из ризы, епитрахили (так называется широкая лента, надетая на шею) и поручей. В больших храмах могут служить несколько протоиереев. Посвящение в должность протоиерея совершается архиереем.
Митрофорный протоиерей что это
Так называется первосвященник ( русское значение греческого слова протоиерей), который получил право носить головной убор – митру.
В переводе с греческого языка митрофорный означает «носитель митры».
У протоиерея важной наградой является палица. Так называется ромбический плат, который носится на бедре, а надевается через плечо.
Палицей протоиерея Святейший Патриарх награждает через пять лет беспорочной службы в этом звании.
Еще через пятилетку после получения палицы протоиерей награждается крестом с драгоценными украшениями. Такая награда достается не каждому протоиерею.
После исправного служения сроком тридцать лет Патриарх своим указом может наградить протоиерея правом ношения митры. Это головной убор архиерея. Только архиерейская митра украшена крестом, а у митры протоиерея креста на вершине митры нет.
Митрофорный протоиерей надевает митру на важные торжественные службы, кроме литургии, которая проводится с открытыми царскими вратами, где ему служить не разрешается.
Первой митрой был награжден протоиерей Иоанн Панфилов, духовник Екатерины Второй. В дореволюционные времена такая награда была большой редкостью. Сейчас митрофорные протоиереи есть в каждом крупном городе России.
Кафедральный протоиерей
Так называется протоиерей, который служит в кафедральном соборе.
Словом кафедральный называется собор, в котором находится кафедра епископа. В соборе с кафедрой епископа проводятся архиерейские богослужения.
В кафедральном соборе должны служить 12 протоиереев, по числу Апостолов. Однако в кафедральных соборах небольших региональных центров обычно служат 3 — 4 кафедральных протоиерея.
Нужда в кафедральных протоиереях у церкви большая, так как на службы в кафедральные соборы приходят большие массы народа, и малое число кафедральных протоиереев не успевает правильно обслужить по канонам всех верующих.
Иерей и протоиерей отличие
Оба названия означают титулы православных священников, которые относятся к белому духовенству, то есть к священнослужителям, которым разрешено создавать семьи.
Протоиерей принадлежит к более высокой степени церковной иерархии, чем иерей. Протоиереем можно стать только через пять лет деятельности в должности иерея. Иерей может проводить службы в церкви и совершать 6 таинств.
Протоиерей находится в непосредственном подчинении у епископа и также, как и иерей может совершать шесть таинств из семи. Им обоим не разрешается посвящать людей в священнослужителей.
Старшинство протоиерея над иереем является существенным обстоятельством. Протоиерей не только командует иереями, но и имеет значительно больший опыт священной службы, поэтому указания надзирающего над ним епископа может воплощать в точном соответствии с религиозными догматами.
Чем отличается священник от протоиерея
Отличие заключается в следующем: священник более широкое понятие, чем протоиерей. Священник – лицо второй степени церковной иерархии. Он может принадлежать как к белому духовенству, имеющему право жениться, так и к черному духовенству – монахам.
Протоиерей может относиться только к белому духовенству, это старший священник православного храма. Как семейный человек, обычно с большим количеством детей, он лучше понимает нужды простых и бедных прихожан и более понятен им, особенно в сельской местности.
Степени священства
В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).
Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.
Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.
Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.
Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.
Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).
Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.
Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.
За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.
Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.
Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.
Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.
На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.
На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.
Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.
Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.
Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».
К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»
Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.