Митсубиси что означает по японски
Mitsubishi: как развивался японский автомобильный бренд
В 1917 году началась история бренда Mitsubishi в автомобильной промышленности. Закончилась сборка 4-дверного седана Model A. Из-за отсутствия спроса на подобные автомашины покупателей оказалось мало, продать удалось лишь 12 единиц. Поэтому выпуск остановили.
Название «Митсубиси», марки японского автопрома, ассоциируется с надежными автомобилями. Но история бренда Mitsubishi началась с аренды трех подержанных судов.
Происхождение автомобильного бренда Mitsubishi
Компания «Цукумо Шокай» возникла на рынке судоходства в 1870 году. В ходе реорганизаций название менялось. Одной из преемниц «Цукумо Шокай» стала Mitsubishi Heavy-Industries, спустившая с конвейера первый седан в начале двадцатого века. Сегодня автомобили известны миру под маркой Mitsubishi Motors.
Кем была основана марка
Страна-производитель «Мицубиси» – Япония. Основателем концерна стал Ятаро Ивасаки. Представители самурайского клана Тоса подростком приняли его на работу в пароходную компанию. Будучи рядовым сотрудником, 35-летний Ятаро взял в аренду у работодателя три судна и открыл собственную фирму.
Позднее он сделал стратегический шаг, предоставив свои корабли правительству для перевозки военных сил на Тайвань. В ответ государство передало ему суда по низким ценам. Через некоторое время в распоряжении Ивасаки было 30 пароходов. В 1875 году он изменил наименование фирмы на Mitsubishi Commercial Company.
Что означают название и логотип Mitsubishi
Название «Митсубиши» сложилось из слогов mitsu (в переводе означающий «три») и ishi (водяной орех, листья которого формой напоминают вытянутые ромбы). По правилам фонетики японского языка слог ishi читается как bishi. Сочетание двух слов благозвучно переводят как «три бриллианта».
Значение логотипа компании Mitsubishi
Эмблема «Мицубиси» отражает ключевые принципы концерна:
До сегодняшнего дня значок «Митсубиси» не претерпел больших изменений.
Работа Mitsubishi в начале прошлого столетия
В 1917 году началась история бренда Mitsubishi в автомобильной промышленности. Закончилась сборка 4-дверного седана Model A. Из-за отсутствия спроса на подобные автомашины покупателей оказалось мало, продать удалось лишь 12 единиц. Поэтому выпуск остановили.
Затем концерном был выпущен грузовик – экспериментальный T1. Он с успехом прошел 1000-километровое испытание на надежность, а после 1923 года его взяла на вооружение армия. Первая версия автобуса с дизельным мотором 450AD была представлена через 9 лет. Большой успех имела новость о прибавлении прототипа полноприводных авто PX 33 к модельному ряду «Мицубиси».
Участие страны в военных действиях остановило почти все проекты «Митсубиши», кроме выпуска бомбардировщиков и силовых агрегатов для тяжелой военной техники. Война плохо сказалась на предприятиях, большинство заводов к ее окончанию были разрушены.
Послевоенные автомобили
После капитуляции Японии холдинг оказался раздробленным на 44 компании. Большая их часть перешла к странам-оккупантам, США и Британии.
Малая доля производства осталась под управлением японских предпринимателей. Это позволило к 1947 году наладить сборку малолитражных машин и мотороллеров, а также грузового транспорта, троллейбусов, автобусов.
Двухдверный Mitsubishi Colt 600
Быстрое развитие народного хозяйства 1960-х гг. повысило популярность легковых автомобилей. Бренд представил рынку:
К 1965 году некоторые из разделенных оккупантами компаний Mitsubishi Heavy Industries объединились. Mitsubishi выпустила Debonair – 4-дверный седан класса премиум. Затем свет увидели три модели Colt, микроавтобус Minicab. Сборка первого поколения минивэнов Delica началась с 1968 года, одновременно был произведен скоростной автобус B906R с обозначением «140» на шкале спидометра.
Активное развитие бренда в 70-90-е годы
К концу 1960-х гг. производство машин «Митсубиши» заняло огромную нишу в автомобильном сегменте, возникла необходимость создания сильной корпорации. 1970 год ознаменовался появлением Mitsubishi Motors Corporation (MMC). История бренда Mitsubishi продолжилась с новым именем.
Спорткар Mitsubishi G3000
Во время нефтяного кризиса компания продала заводам Porsche и Volvo права на применение технологии Silent Shaft. Это позволило Митсубиси обратить на себя внимание Запада. 1980-е гг. стали периодом расширения продаж на мировом рынке. Начались отгрузки автомашин в Европу.
Автомобили концерна «Митсубиси» хорошо зарекомендовали себя на арене мирового автоспорта. Одни только раллийные Pajero разных поколений с 1985 года становились победителями престижной гонки «Дакар» 12 раз. Так внедорожники японского происхождения надолго стали символом качества.
Mitsubishi в наши дни
За последние 20 лет изготовитель представил миру новые автомобили:
Многие известные модели были обновлены: вышло 5-е поколение пикапа L200, два варианта кузова Lancer 9, новая версия Pajero.
Современный Mitsubishi пикап L200
Недавно изменилась картинка трилистника Митсубиси. Узкие красные ромбы стали шире, а на кузовах машин они приобрели стальной цвет. Логотип «Мицубиси» стал современнее.
Mitsubishi Motors в наши дни
Компания MMC продолжает выпуск легкового транспорта и его поставку 160 государствам. В 2018 году один из крупнейших производителей Mitsubishi Motors Thailand (MMTh) отметил пятимиллионный сошедший с конвейера автомобиль.
Сегодня корпорации принадлежат 5 автосборочных предприятий, 8 заводов по выпуску запасных частей. Модельный ряд компании постоянно обновляется и пополняется. Спрос на автомобили «Мицубиси» продолжает расти.
Митсубиси что означает по японски
Существует множество мнений откуда произошло название автомобильной марки Mitsubishi. Вот несколько из них:
Недоразумение со значением слова Mitsubishi произошло из-за того, что в английском языке слово diamond значит и бриллиант, и ромб, и бубновую масть. Mitsubishi перевели с японского на английский как 3 diamonds. На эмблеме Mitsubishi явно прослеживаются три стилизованных драгоценных камня (ограненных), поэтому, скорей всего, правильный перевод будет «Три Бриллианта»
Джон Фоли в «Энциклопедии знаков и символов» пишет: «. В 1886 году предприятие было названо «Мицубиси». Товарный знак в виде трех ромбов восходит, в конечном счете, к гербу, или «мону» фамилии Ивасаки. «Мон» впервые появился в 1917 году как символ «Мицубиси Моторз» и постепенно упростился, приняв современный вид. Обычно знак изображался красным цветом, самым популярным в Японии. Каждый из ромбов, как утверждает компания, выражает один из принципов «Мицубиси»: «общая ответственность перед обществом, честность и взаимопонимание между народами через торговлю».
Из материалов Wikipedia: «Компания Mitsubishi была основана в начале 1870-х годов Ивасаки Ятаро. Из слияния фамильных гербов основателей возникла торговая марка Mitsubishi (буквально мицу — «Три», хиси — «Водяной каштан(орех)»). Ещё в начале XX-го века Mitsubishi превратилась в огромную фирму, которая вплоть до окончания Второй мировой войны принадлежала одной семье. По другой версии, Mitsubishi переводится с японского как «три ромба/бубны» (англ. three diamonds). Правильным стоит, по-видимому, считать перевод слова diamonds как ромб или бубны. Дело в том, что в английском языке слово Diamond, с которого сделан перевод, имеет значение не только алмаз, бриллиант, но ещё и ромб, бубны, поэтому, глядя на значок компании, стоит признать именно этот вариант наиболее достоверным.»
Перевод слова «Mitsubishi» с Японского языка.
Существует множество мнений откуда произошло название автомобильной марки Mitsubishi. Вот несколько из них:
Недоразумение со значением слова Mitsubishi произошло из-за того, что в английском языке слово diamond значит и бриллиант, и ромб, и бубновую масть. Mitsubishi перевели с японского на английский как 3 diamonds. На эмблеме Mitsubishi явно прослеживаются три стилизованных драгоценных камня (ограненных), поэтому, скорей всего, правильный перевод будет «Три Бриллианта»
Джон Фоли в «Энциклопедии знаков и символов» пишет: «. В 1886 году предприятие было названо «Мицубиси». Товарный знак в виде трех ромбов восходит, в конечном счете, к гербу, или «мону» фамилии Ивасаки. «Мон» впервые появился в 1917 году как символ «Мицубиси Моторз» и постепенно упростился, приняв современный вид. Обычно знак изображался красным цветом, самым популярным в Японии. Каждый из ромбов, как утверждает компания, выражает один из принципов «Мицубиси»: «общая ответственность перед обществом, честность и взаимопонимание между народами через торговлю».
Из материалов Wikipedia: «Компания Mitsubishi была основана в начале 1870-х годов Ивасаки Ятаро. Из слияния фамильных гербов основателей возникла торговая марка Mitsubishi (буквально мицу — «Три», хиси — «Водяной каштан(орех)»). Ещё в начале XX-го века Mitsubishi превратилась в огромную фирму, которая вплоть до окончания Второй мировой войны принадлежала одной семье. По другой версии, Mitsubishi переводится с японского как «три ромба/бубны» (англ. three diamonds). Правильным стоит, по-видимому, считать перевод слова diamonds как ромб или бубны. Дело в том, что в английском языке слово Diamond, с которого сделан перевод, имеет значение не только алмаз, бриллиант, но ещё и ромб, бубны, поэтому, глядя на значок компании, стоит признать именно этот вариант наиболее достоверным.»
Логотип и название компании Mitsubishi
Эмблема марки Mitsubishi хорошо знакома каждому автолюбителю: компания существует уже на протяжении 100 лет и на сегодняшний день является одним из ведущих производителей автомобилей в мире. На логотипе Mitsubishi изображены три ромба, соединенных вершинами в одной точке. Примечательно, что в таком виде логотип существует уже с 1875 года.
Кратко об истории компании
История создания логотипа тесно связана с историей зарождения самой компании и именем ее основателя Ятаро Ивасаки. Ятаро Ивасаки был сыном фермера, но при этом имел статус самурая и собственный фамильный герб, выполненный в виде трех ярусов ромбов (трехрядного алмаза).
История создания концерна Mitsubishi началась в 1868 году: именно тогда Ятаро Ивасаки начал работать в пароходной компании Tsukumo Shokai, которой владел самурайский клан Тоса (Tosa). Приобретенный опыт работы позволил Ятаро Ивасаки открыть в 1870-х годах собственную судоходную компанию. Пережив несколько переименований, компания в итоге получила имя Mitsubishi Mail Steamship Company, которое переводится как «Мицубиси» – почтовая пароходная компания». Она занималась строительством и ремонтом судов, а также пароходными перевозками.
Новый этап в истории компании начался в 1917 году, когда потомок Ятаро Ивасаки по имени Кайота Ивасаки перепрофилировал бизнес и основал автомобильный концерн Mitsubishi Motors.
Логотип и название компании
Логотип Mitsubishi появился в результате объединения двух родовых гербов: герба рода Ивасаки (три яруса ромбов) и герба рода Тоса (три дубовых листка, сросшихся в одной точке). Эмблема имеет важное смысловое значение: три бриллианта символизируют три принципа работы компании – честность, ответственность перед обществом, открытость для международного сотрудничества.
Название Mitsubishi также образовалось от двух слов: mitsu («три») и hishi («водяной орех», или «каштан», по форме плодов и листьев напоминающий ромб). По фонетическим правилам японского языка при слиянии слов первый слог второго из них озвончается, поэтому hishi превратилось в bishi.
Стоит отметить, что на протяжении многих лет исследователей волновал вопрос, почему Ятаро Ивасаки не использовал в названии компании своей собственной фамилии, как это делали другие основатели автомобильных концернов, например Генри Форд, Соитиро Хонда, Мичио Сузуки. Истинной причиной создания такого названия, по мнению исследователей его биографии, скорее всего, послужило то, что Ятаро Ивасаки своими ранними достижениями был обязан клану Тоса: без помощи этой семьи ему не удалось бы достичь успеха. Возможно, благодаря этому автомобилисты всего мира ездят сегодня на автомобилях марки Mitsubishi, а не Iwasaki.
Сегодня Mitsubishi – это одна из крупнейших японских корпораций со штаб-квартирой в Токио. Помимо автомобильного производства, компания занимается выпуском электроники, работает в сфере металлургической, нефтяной, химической, кораблестроительной и бумажной промышленности, занимается строительством, торговлей и финансами.
Drive Your Ambition — Воплощение твоих амбиций. Данный интернет-сайт носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 ГК РФ. Для получения подробной информации обращайтесь в официальные дилерские центры автомобилей MITSUBISHI или по телефону 8-800-200-05-25. © ООО «ММС Рус». 2019. Юридическая информация.
От дзайбацу до кэйрецу: история и структура Mitsubishi Group
Обозреватель vc. ru изучил историю Mitsubishi Group, которая была основана самурайским кланом Ивасаки, прошла через войны, кризисы и разделения, а сейчас представляет собой горизонтальную финансово-промышленную группу, продолжая занимать лидерские позиции во многих отраслях.
Япония — исторически довольно закрытая страна, и японские компании сильно отличаются от остальных. Здесь работает много компаний, созданных больше века назад, и одна из них — Mitsubishi. Компания долгое время находилась в собственности самурайского рода Ивасаки и, как считают некоторые, семья с ее помощью успешно влияла на правителей страны.
На японский рынок хлынули иностранные товары, вызвав тотальное обеднение населения и в первую очередь самураев: для них считался позорным любой труд, кроме воинского. Тогда часть даймё (крупнейшие феодалы страны) снизошли до занятия предпринимательством. Так появился термин «дзайбацу» — денежный клан.
С одним из таких кланов и связано создание Mitsubishi. Компанию основал Ивасаки Ятаро, родившийся в 1835 году в городе Аки в провинции Тоса. Ятаро происходил из древнего самурайского рода, но его семья потеряла титул и перешла в фермеры. По официальной версии титул продал дед Ятаро, чтобы рассчитаться с долгами.
По другой версии прадед и дед Ятаро оставались самураями, служившими у императора. Проблемы у Ивасаки появились уже при отце будущего предпринимателя: чтобы отправить сына учиться, он вынуждено продал семейные драгоценности, а позже и титул, лишив род привилегий.
В 1848 году будущий предприниматель отправился в город Коши изучать философию, а затем продолжил обучение в Эдо. Уже через год после отъезда в Эдо Ятаро был вынужден вернуться в свой город к отцу: тот был ранен в ссоре с местным чиновником. По другой версии его попросту посадили в тюрьму. Судья отказался рассматривать это дело, и Ятаро обвинил его в коррупции, и в результате сам на семь месяцев попал в тюрьму.
В конце 1850-х годов Ивасаки по счастливой случайности познакомился с Ёсидой Тоё — это был самурай из клана Тоса и влиятельный политик, выступавший за реформы. Встречается версия о знакомстве с двумя высокопоставленными членами этого клана — вторым, по всей видимости, считают племянника Ёсиды Гото Сёдзиро. По официальной версии Ятаро был одним из учеников и последователей Тоё.
Разные источники противоречат друг другу по поводу времени знакомства Ивасаки с Тоё, но обычно указывают, что это случилось после выхода Ивасаки из тюрьмы. В любом случае благодаря покровителю Ивасаки еще и поступил на службу в клан Тоса. Он стал простым клерком, зато смог выкупить статус самурая. Карьера Ятаро быстро шла в гору, и скоро он стал влиятельным чиновником высокого ранга. Есть сведения, что он занимался закупками амуниции, боеприпасов и других необходимых для армии вещей.
В 1868 году началась реставрация Мейдзи, когда произошла, возможно, первая в своем роде буржуазная промонархическая революция. Клан Тоса стал одним из четырех проимператорских кланов, и в 1869 году представители этого клана были в правительстве, ради чего им пришлось отказаться от некоторых привилегий.
После революции мало что поменялось: при власти снова оказалась знать, которая стала притеснять своих противников. Единственной проблемой стало то, что дайме потеряли монополию на предпринимательскую деятельность. По другой версии, ею вовсе запретили заниматься управляющим княжествами.
Для Ямаути Тоенори — главы того, что раньше было кланом Тоса, — это были только временные трудности. По одной из версий, он решил создать компанию, которую возглавил Ятаро Ивасаки. Так, в 1870 году была основана судоходная компания Tsukumo Shokai Shipping. Впрочем уже через год княжества официально были распущены, а вместе с Тоса прекратила существование и компания. Ятаро предложили стать госслужащим, но он отказался.
Ивасаки не остался без дела: Гото Сёдзиро вместе с другим бывшим высокопоставленным членом клана Тоса Тайсукэ Итагаки помогли ему возобновить дело. Воспользовавшись политической властью, они обеспечили Ятаро приобретение двух пароходов, ранее принадлежавших роду Яманоути.
По еще одной версии, он все основал сам, а к своему бывшему дайме обратился с конкретной целью получить в аренду корабли. Правда, сам факт передачи трех пароходов в распоряжение Ятару для многих выглядит подтвержденным фактом сотрудничества между главами клана и предпринимателем.
Есть и более оригинальная версия, по которой Ивасаки не был в числе основателей. Просто один из глав компании Shokai Tsukumo Когами Секай женился на сестре Ятаро и пригласил родственника в правление, дав ему около 5% компании. Особой власти Ивасаки не имел, но и не затерялся среди акционеров и уже через полгода стал своего рода финансовым директором.
После ранней смерти Секая власть в компании получил его брат, а Ятаро оказался на вторых ролях, но интригами смог вернуть себе высокую должность и увеличил пакет акций до 15%. Затем, несмотря на вполне успешную карьеру, Ивасаки продает акции и основывает Mitsubishi. Такая версия событий выглядит складно, но встречается редко и не сходится с официальной.
Есть еще популярное мнение, что Ивасаки первое время был зависим от клана Тоса, но позже смог освободиться из-под их влияния и стать самостоятельной фигурой. В любом случае в 1871 году была отменена система княжеств. Тоса превратилась в префектуру, а бывшие дайме согласно указу должны были переселиться в Токио.
Уже через год после этого компания Tsukumo Shokai Shipping поменяла название на Mitsukawa Shokai, а в 1873 году стала Mitsubishi Shokai. Название Mitsubishi составлено из двух слов: «три» и «водяной орех». По другой популярной версии, оно означает «три бриллианта». Знаменитый логотип компании — это соединенные гербы семьи Ивасаки и клана Тоса.
Смена названия и политической ситуации позволяет некоторым исследователям отмечать, что Ивасаки отныне управлял без внешнего вмешательства, но это вопрос дискуссионный. Один из спорных вопросов — насколько Ивасаки зависел от бывшего клана Тоса. Надо сказать, что Ятаро был не из тех руководителей, которыми можно легко управлять. В рассказах о нем Ивасаки предстает жестким человеком, не лишенным дипломатических качеств, но готовым идти по головам ради цели.
Даже использование символики клана Тоса в логотипе компании было разве что жестом благодарности и преемственности: Ивасаки был не прочь продемонстрировать стране, что является преемником великих дайме. Заполучив компанию, Ятаро начал действовать сообразно японским традициям: до высоких постов могли дорасти только члены клана Ивасаки, а чужаки в лучшем случае оставались приближенными. Глава компании был своего рода императором, а его слово было законом.
Уклад компании — то, что сейчас бы назвали корпоративной культурой, — был почти самурайским. Ивасаки запрещал использовать услуги конкурирующих организаций и общаться с их сотрудниками. Нельзя было даже, чтобы родственники людей из Mitsubishi шли туда работать.
Нарушение этого кодекса каралось штрафами, величина которых могла достигать заработка за два года, а также увольнениями. Увольняли часто с формулировкой «за упрямое нарушение воли работодателя». Человек, потерявший работу по подобной причине, становился изгоем в японском обществе и шансов найти новую работу практически не имел.
Не последнюю роль для компании играла благосклонность властей. Ивасаки не раз подчеркивал, что главное — это помощь государства и служба государству.
Ивасаки предпринимал вполне логичные шаги для укрепления положения Mitsubishi на рынке. Работать было нелегко: другие дзайбацу тоже использовали связи, чтобы получить как можно больше судов. Объединившись, они почти не оставляли шансов компаниям поменьше, в том числе и Mitsubishi.
Чтобы избежать банкротства, Ивасаки решил служить государству в лице премьер-министра Тосимити Окубо. Он поучаствовал в доставке войск для подавления мятежа и военного похода на Тайвань. Ради этого государство даже расширило флот Mitsubishi на 13 кораблей. По имеющимся сведениям, транспортируя войска для подавления мятежа, Ивасаки фактически предал своих бывших благотворителей из клана Тоса.
Зато благодарный Окубо прижал его конкурентов, потребовав вернуть ранее выделенные субсидии. Понимая, что верных нужно награждать, премьер-министр продолжил поддерживать Ивасаки, а потому положение Mitsubishi становилось все лучше. В числе правительственных бонусов, предоставленных Ятаро, были субсидии в размере 250 тысяч йен. Кроме того, по решению Окубо у других компаний был выкуплен переданный им ранее флот — несложно догадаться, кто стал новым его владельцем.
Из судоходной компания Mitsubishi постепенно становилась многоотраслевой. Для начала Ятаро выбрал горнодобывающее дело, а позже финансовый сектор. В конце 1870-х годов компания уже была монополистом судоходного направления, что для островного государства означало зависимость от дзайбацу Ивасаки. Все это сходило ему с рук благодаря связям в правительстве, но в 1878 году Тосимити был убит, и у Mitsubishi начались проблемы.
В 1882 году правительство, которому клялся в верности Ятаро, начало создание треста, который должен был положить конец правлению Mitsubishi на воде. Трест получил название Kyodo Unyu Kaisha. Последовала ценовая война, которая к удивлению правительства победителей не выявила. Mitsubishi потеряла монополию, но не была разбита, а ее оппонент также оказался не в лучшем положении. В 1885 году судоходные направления объединились в одну компанию.
Похоже, власти рассчитывали, что подчинить Mitsubishi будет легче, но ошиблись. Новый перевозчик Nippon Yusen Kaisha имел 58 пароходов, и он до сегодняшнего дня работает как дочерняя компания Mitsubishi.
Роль Ятаро Ивасаки ясна не до конца. Источники согласны, что он умер до оформления слияния и компанией уже управлял его брат Яносуке. Но некоторые считают, что Ятаро заложил фундамент будущей победы. Еще в процессе он приобретал ценные бумаги противостоящей Kyodo Unyu Kaisha и лоббировал интересы Mitsubishi в правительстве с помощью подконтрольной партии и подкупов. В конце концов он попросту пообещал сжечь весь свой флот в море, чтобы не идти на уступки, — зная нрав Ивасаки, в это можно поверить.
В 1885 году во главе компании оказался младший брат Ивасаки Яносуке. Обычно его описывают как противоположность брату — как спокойного и мягкого человека, зато проницательного и последовательного. В юности он некоторое время учился в США, и кое-что понял в местных особенностях ведения бизнеса.
Яносуке продолжил развивать семейную компанию. Он заинтересовался нефтедобычей и горнодобывающей отраслью и вовсю вкладывал деньги в эти направления. Увеличил количество верфей, приобретя верфь в Нагасаки, которую компания раньше арендовала. Потеряв полный контроль в судоходной отрасли, Яносуке сделал компанию лидером в судостроительстве.
На верфях Mitsubishi было налажено первое производство стальных японских кораблей, которые закупались для военных нужд. Также при Яносуке прошла модернизация горнодобывающей техники, а также оборудования на заводах и фабриках. Помогло и государство, которое провалило эксперимент с созданием промышленности и стало передавать шахты, заводы и фабрики крупным дзайбацу.
Конечно, при этом власти пытались продвинуть акционерную форму управления, чтобы расширить руководство таких компаний и заставить их преследовать цели только одного клана, но это у них не вышло. Зато дзайбацу росли — а вместе с ними их влияние на страну.
Сложно четко определить период правления Яносуке. Обычно конец его руководства датируют 1893 годом. Получив в свои руки и капитал, и одну из крупнейших компаний, Ивасаки смог значительно упрочить семейное дело. Кстати, именно он приобрел заболоченный земельный участок возле императорского дворца в Токио. Пользы от этой местности не было, и другие предприниматели якобы насмехались над Ивасаки.
Однако через два года здесь началось возведение зданий компании, а позже вырос один из деловых районов нынешнего мегаполиса — Маруноути, частью которого Mitsubishi по-прежнему владеет. В построенных на участке помещениях клан Ивасаки за огромные деньги сдавал офисы.
В 1893 году он начал превращение компании в товарищество с ограниченной ответственностью, исходя из принятого правительством торгового кодекса. В этом же году Яносуке покинул пост главы компании, передав его сыну своего брата Хисаи Ивасаки.
Влияние Яносуке на историю Японии тяжело переоценить, особенно учитывая тот факт, что c 1896 по 1898 годы он был управляющим национального банка страны. От руководства компанией Яносуке полностью не отошел и стал советником при племяннике.
Хисая Ивасаки, по совету дяди, последовал его примеру и выбрал для обучения США: он окончил Уортонскую школу при Пенсильванском университете. В целом он продолжал укреплять положение компании, увеличивая количество рудников и заводов, которые в основном скупал у других фирм.
В частности, именно он приобрел золотой рудник Cano и серебряный Ikuno. Кроме того, открыл завод по производству пива и приобрел бумажную фабрику Kobe Paper Mill. Славу создателя первого производства листового стекла в Японии он разделил со своим кузеном Тошией. Дочерняя компания получила название Asahi Glass.
При Хисае было открыто две новых верфи и модернизирована верфь в Нагасаки, что сделало компанию крупнейшей в своем направлении. Также его усилиями было начато производство кокса. Отдельные подразделения стали полуавтономными, что упростило управление огромной компанией, какой стала Mitsubishi.
В это время Япония перешла к активной колонизации близлежащих азиатских стран, часть из которых проходила посредством военных действий. В ходе Японско-Китайской войны в 1894–1895 годах были присоединены Тайвань и Пэнхуледао. Кроме того, Корея была отделена от Китая, и Япония наращивала в ней свое влияние. Mitsubishi, кроме военных поставок, помогала обустраивать территории и создавала инфраструктуру. Также компания открыла собственный металлургический завод в Корее.
Выше всего компания взлетела в Первую Мировую войну. Япония, имевшая интересы в Тихоокеанском регионе, в 1915 году поддержала Антанту в надежде получить немецкие колонии. Mitsubishi, которая строила корабли, а вдобавок работала в сфере тяжелой промышленности и имела внушительную долю в Nippon Yusen Kaisha, на войне отлично заработала.
В 1916 году Хисаи со спокойной душой решил покинуть выросшую компанию, передав руководство своему кузену Коята Ивасаки. Выпускник Кембриджа с достаточно прогрессивными взглядами, он провел компанию через несколько кризисов и две мировые войны. Уже в начале его деятельности на посту президента стали очевидны отличия от предшественников.
В первую очередь Кояту интересовало производство современной техники, в том числе автомобилей и авиации. Первый легковой автомобиль производства Mitsubishi был готов уже в 1917 году и получил название Mitsubishi Model A. Их производили до 1921 года, пока всем не стало понятно, что на эту модель слишком низкий спрос из-за ее цены.
Коята, недолго думая, перешел на выпуск грузовиков, которые в милитаристской Японии пользовались гораздо большим спросом. Первый грузовик компании был готов еще в 1918 году, и дальше спрос на них только рос.
С авиацией пришлось сложнее. В 1918 году по указанию Ивасаки доктор Кумезо Ито поехал знакомиться со спецификой этой отрасли во Францию. По его возвращении компания обзавелась собственным подразделением. Mitsubishi на тот момент уже производила авиационные двигатели Renault и Hispano-Suiza.
В 1921 году на работу в компанию был приглашен английский конструктор Герберт Смит, который привел с собой команду инженеров. В отличие от японцев, они имели практический опыт создания самолетов и, главное, разбирались в особенностях палубной авиации.
Из своих источников Ивасаки знал о создании первого японского авианосца и понимал, какие перспективы качественные разработки в этом направлении откроют для его компании. Работа шла успешно, и постепенно компания укрепилась на этом рынке. Обычно отмечается, что, несмотря на преимущества использования иностранцев, были и недостатки: японские самолеты походили на британские и имели их слабости.
Смит проработал в компании три года, создав три самолета. Среди них выделяется Mitsubishi 1MF — первый японский самолет, осуществивший посадку и взлет с палубы авианосца. Коята, в отличие от многих тогдашних японских предпринимателей, не свойственно было недооценивать пользу международного опыта. С его легкой руки было налажено сотрудничество с крупнейшими компаниями мира, а с некоторыми из них Mitsubishi открыла совместные предприятия.
Японские специалисты вместо метода проб и ошибок получали знания из первых рук, а потому могли их легко развивать в необходимом направлении. Это позитивно влияло на внедрение инноваций и позволяло совершать собственные открытия. Это делало Mitsubishi если не самой передовой в Японии компанией, то одной из первых по этому показателю. Компания не ограничивалась только технологиями, но также изучала и внедряла передовые подходы к руководству.
Были проблемы, связанные с мировыми кризисами. В то время вышедшая из изоляции Япония активно торговала с другими странами, но экономика развивалась неравномерно и зависела от внешних рынков. Тяжело пришлось в послевоенный кризис 1920–1921 годов, но его страна все же смогла пережить, хотя тысячи людей теряли работу. С 1924 по 1926 год пошла новая волна развития промышленности. В Mitsubishi к этому времени входило около 120 компаний, начиная с железнодорожных и заканчивая хлопчатобумажными.
В 1928 году авиастроительное подразделение Mitsubishi отделилось в независимое предприятие. Независимость эта была, похоже, только на бумаге, ведь Ивасаки продолжали полностью им владеть. Есть версии, что сделано это было из-за желания получить дополнительные финансовые вливания от государства.
Подобным образом компания действовала в начале 1920-х годов, отделяя подразделения для привлечения дополнительного капитала. Забегая вперед, можно сказать, что долго это не продлилось: в 1934 году все снова было объединено в дочернюю компанию. Так появилась Mitsubishi Heavy Industries, в которую вошло в том числе самолетостроительное и кораблестроительное производство.
Деятельность этой части Mitsubishi тщательно маскировалась в прессе, и мало кто знал объем ее производства. Сейчас точно известно, что в 1940 году было шесть заводов, производящих самолеты, и двенадцать заводов для авиадвигателей. При этом компания не пренебрегала другими направлениями. За 1930-е годы было выпущено несколько моделей легковых и грузовых автомобилей, автобусов. В 1933 году был выпущен автомобиль PX-33, ставший практически первой полноприводной моделью компании.
Компания делала ставку на военные разработки, что неудивительно: Япония преодолевала Великую депрессию путем милитаризации экономики. С началом ее вторжения в Китай в 1937 году фракция милитаристов возложила большую часть производства техники именно на Mitsubishi. Речь шла не только о самолетах и кораблях, но и о машинах, танках и других видах техники.
В частности, компания за Вторую мировую войну произвела около 18 тысяч самолетов. На ее заводе в Токио было выпущено 75% средних танков и 50% легких. Mitsubishi разработала знаменитый самолет A6MZero, обеспечивший Японии преимущество в начале войны.
Именно он был одним из факторов, повлиявших на успех операции в Перл-Харбор. Естественно, на этой модели инновации военного времени не закончились — эта тема заслуживает отдельной статьи. Нельзя не отметить, что в войну в составе Mitsubishi было около 200 компаний, а сам холдинг имел полный доступ к ресурсам на завоеванных территориях.
Для Японии война закончилась полной капитуляцией и трагедией. Под бомбардировками сильно пострадала большая часть заводов Mitsubishi: стоит отметить, что у них были предприятия в Хиросиме, а также верфи в Нагасаки. Коята еще до окончания войны в 1945 году призывал к миру и отмечал, что британцы и американцы — отличные деловые партнеры. После окончания войны и начала политики оккупационных властей, направленной на разделение дзайбацу, Ивасаки продал половину акций компании. Коята тяжело переживал оккупацию. В декабре 1945 года он умер.
Mitsubishi была разделена на 139 компаний, причем американские власти запрещали им даже использовать свою символику. Однако завершить реформы оккупационные власти не смогли. В конце 1940-х годов США и их союзники были обеспокоены растущим влиянием СССР, а потому союзная и сильная Япония могла им пригодиться. Это относилось и к Mitsubishi, промышленная мощность которой могла быть чрезвычайно ценной.
Изменение отношения к Японии стало заметно во время Корейской войны, когда постепенно отменялись оккупационные законы, а империя Mitsubishi начали воссоединяться. Этот процесс описывают как стихийный, но не исключено, что часть подразделений втайне заключила договоры куда раньше, а позже просто реализовала запланированное.
В 1950−1960-е годы Mitsubishi воссоединялась. При этом изначально входившим в группу компаниям нельзя было носить название Mitsubishi и использовать их логотип, но со временем и эти ограничения были сняты. Новая Mitsubishi Group сильно отличается от cтарой.
По законодательству, направленному на борьбу с дзайбацу (введено еще оккупационными властями), создание холдингов в Японии было фактически запрещено до 1997 года. Но при деятельном участии государства и предпринимателей была найдена лазейка, которая позволяла холдингам существовать, не нарушая закон.
Новая структура называется кэйрецу. Есть несколько видов кэйрецу — Mitsubishi относится к финансовым, которые строятся вокруг крупных банков или торговых компаний. Каждая компания, входящая в кэйрецу, владеет небольшой долей акций в остальных. В Mitsubishi Group входит около 28−30 так называемых сердцевинных компаний, которые имеют огромное число дочерних.
Управляет всем этим совет директоров, называемый «кинъекай» или «пятничный клуб» (встречается версия «пятничная конференция»), состоящий из 30 руководителей компаний, которых называют сегунами. По большей части они являются президентами или исполнительными директорами компаний, входящих в три крупнейших холдинга кэйрецу: Mitsubishi Corporation, Mitsubishi Heavy Industries и Mitsubishi UFJ Financial Group.
Этот совет или клуб обсуждает стратегию и новые направления работы, принимает постановления насчет отстающих компаний, а также решает возникшие в группе конфликты. При этом решения кинъекай редко попадают в прессу и остаются закрытой информацией для группы. Официально этот совет занимается только благотворительностью и общим направлением работы, но, похоже, его полномочия более широки.
Все сердцевинные компании Mitsubishi взаимодействуют между собой, при этом не конкурируя. Например, если две компании производят похожую продукцию, то они работают на рынках разных стран. Они могут поставлять друг другу необходимые ресурсы, но только в случае ценовой выгоды.
Корпоративная культура Mitsubishi Group довольно специфична. Считается, что после войны часть акций перешла к сотрудникам конгломерата, поэтому они по-прежнему передаются по наследству. Это делает Mitsubishi Group единым кланом с общей историей. Поэтому составные части холдинга иногда совместно приобретают крупные предприятия или же проводят общие рекламные кампании.
Советом директоров и общими проектами на высшем уровне сотрудничество не заканчивается. Между компаниями налажен обмен кадрами и опытом. Центральные офисы компаний часто находятся близко друг к другу. Так вся эта децентрализованная структура получает возможность активно взаимодействовать.
Вопрос новых сотрудников решается путем их обучения. Mitsubishi вербует новых сотрудников часто еще в школах, университетах и колледжах. После обучения в компании они становятся качественными специалистами. В конгломерате практикуется преемственность и часто несколько поколений одной семьи работают на одном предприятии. Также в Mitsubishi есть система пожизненного найма: с ростом стажа работы увеличиваются зарплата и различные бонусы. Таким способом удерживают ключевых специалистов.
Историю конгломерата от середины 20 века до сегодняшнего дня можно полностью рассмотреть разве что в книге — но для понимания возможностей Mitsubishi Group достаточно рассказать о крупнейших отделениях в составе конгломерата.
Одним из главных отделений можно назвать Mitsubishi Corporation, которую иногда называют центральной компанией, но подтверждения этому нет. Судя по всему, она скорее первая среди равных. Создана Mitsubishi Corporation в 1954 году. Точно известно, что первое ее основание произошло в 1918 году.
Mitsubishi Corporation представляет из себя сого сёся — это японское словосочетание обозначает универсальную торговую компанию, которая представлена почти во всех отраслях экономики и часто выводит новую продукцию на новые рынки. Сразу после своего второго cоздания Mitsubishi Corporation, которая тогда называлась Mitsubishi Shoji, была зарегистрирована на биржах в Осаке и Токио.
Одним из первых ее крупных проектов стали инвестиции в разработку источника природного газа в Брунее. На этом компания не остановилась и сделала серию вложений в горнодобывающие проекты в Австралии и Канаде, а также в добычу соли в Мексике. Уже в 1960-х годах компания имела 51 офис в других странах мира, что свидетельствовало о колоссальной скорости интеграции.
В 1971 году имя было официально изменено на Mitsubishi Corporation, что в свою очередь должно было упростить интеграцию на международный рынок. Кроме собственных проектов и инвестиций, компания выполняет важные для Mitsubishi Group функции в международной торговле. Встречается информация, что она не только помогает с интеграцией и занимается продажами, но и следит, чтобы в конкретной стране не продавались одинаковые продукты от разных компаний группы.
Mitsubishi Corporation часто путают с другими компаниями, а иногда и с Mitsubishi Group, поэтому трудно найти полную информацию о ее деятельности. Более или менее известно, что она была крупнейшей торговой компанией Японии, но потеряла лидерство 1986 году, а потом восстановила позиции — благодаря реструктуризации, изменению подходов и совместным приобретениям с другими компаниями группы.
Время от времени случаются спады, в большинстве случаев связанные с кризисами и проблемами на отдельных рынках. Обычно отмечается, что все направления компании разделены на металлургию, химическую промышленность, энергетику, машиностроение, потребительские товары, финансовые услуги и логистику, а также отдел инноваций.
Это подразделение было создано еще в 1934 году, но после войны разбито на три части оккупационными властями и воссоединилось лишь в 1964 году. Как и раньше, в нем состояли автомобилестроительное, авиастроительное и кораблестроительное направления и другие, которые состояли в ней ранее.
Компания специализируется как на производстве военной техники, так и на гражданских разработках. В 1970 году подразделение, которое занимается производством автомобилей, было отделено в компанию, теперь известную как Mitsubishi Motors.
Mitsubishi Heavy Industry выпускает весомую долю техники для японской армии: танки, военные корабли, подводные лодки, самолеты, вертолеты, артиллерия и многое другое. Также на ее верфях выпускаются круизные корабли, танкеры, паромы, аппараты для глубинных исследований, корабли-кабелеукладчики и многое другое. А еще компания производит разнообразные машины для строительства метро, автомагистралей и водопроводов.
Этот финансовый конгломерат появился в результате объединения Mitsubishi Tokyo Financial Group и UFJ Holdings в 2005 году, но составной частью Mitsubishi финансовая структура была еще во времена Ивасаки. В 1880 году был основан Mitsubishi Bank, который привлекал капитал и выполнял много других финансовых операций.
Кроме собственно The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, в конгломерат входит более 20 крупных компаний и банков, предоставляющих различные финансовые услуги — от инвестирования и кредитования до управления активами и страхования, а также консалтинг.
Нельзя не упомянуть, что финансовый конгломерат никогда не инвестирует в другие подразделения слепо и оценивает риски так же тщательно, как если бы речь шла о сторонних компаниях. Это одна из ключевых особенностей кэйрецу: компании идут вместе, но не ставят друг друга в зависимость и не забывают, что являются отдельными структурами.
О подразделении по производству автомобилей знают практически все. Оно было отделено от Mitsubishi Heavy Industry в 1970 году, а до этого момента представляло собой крупное подразделение, выпускавшее легковые автомобили, мотороллеры, автобусы, грузовики — как для гражданских, так и для военных целей. Были оригинальные разработки, такие как трехколесный автомобиль Mizushima.
В 1962 году был выпущен четырехместный малолитражный автомобиль Minica. Экономичная модель стала очень популярна, но выпускалась только для японского рынка. В этом же году появился Colt 600 — пассажирский комфортабельный автомобиль, первый в своем направлении, построенный после войны.
В 1978 году начался выпуск первого поколения Mirage. Первая модель была малолитражной с низким расходом топлива, а потому получила большую популярность. На рынках Европы и Австралии она называлась Colt, а в Северной Америке, где официальным дистрибьютором стала компания Chrysler, шла под названием Dodge Colt и Plymouth Champ.
Автомобили компании славятся своей надежностью, но японский производитель уделяет внимание также экономичности и экологичности. Отдельные модели получили известность благодаря сделанным с их помощью достижениям: например, Mitsubishi Pajero, 12 раз победившая в ралли «Париж — Дакар».
Интересной особенностью Mitsubishi Motors стало то, что она, в отличие от других японских компаний, вовсю работает с производителями из других стран и заключает с ними альянсы. Это позволило получить, например, 75% малайзийского рынка. Приобретение 6,7% Hyundai Mitsubishi Motors упростило работу на рынке Южной Кореи.
Около 20% компании определенное время контролировала Chrysler, но в начале 1990-х годов постепенно продала свою долю. Это не повлияло на взаимоотношения между партнерами. В 2000 году DaimlerCrysler приобрела 34% Mitsubishi Motors, а позже увеличила долю до 37%.
Немецко-американский конгломерат собирался получить азиатские рынки, но не преуспел. Всплыла информация о том, что Mitsubishi Motors скрывала дефекты в собственных автомобилях, и со временем скандал вырос до грандиозных масштабов. Это обернулось рекордными убытками, арестами руководства и решением DaimlerCrysler продать долю в компании.
В 2016 году 34% Mitsubishi Motors были куплены производителем Nissan. Большая часть источников связывают этот шаг с попыткой справиться со знаменитым топливным скандалом: в апреле 2016 компания призналась общественности, что специально снижала данные о расходах топлива в четырех моделях своих автомобилей в среднем на 11%. Встречается информация, что этот обман продолжался в Mitsubishi Motors 25 лет.
Производитель электроники был основан в 1921 году. Изначально компания производила электрогенераторы, бытовую технику и электроприборы, среди которых радиоприемники. Кроме рядовых граждан, в число ее клиентов входили военно-морские силы Японии. Ну и, конечно же, Mitsubishi Electric поставляла приборы в другие части конгломерата Mitsubishi.
В тяжелое послевоенное время компания работала на рынке потребительских товаров, производя в том числе люминесцентные лампы. В 1954 году Mitsubishi Electric начала продавать телевизоры. Это принесло прибыль и позволило укрепить положение на рынке. В 1960 году компания первой в Японии начала производить цветные телевизоры.
Постепенно компания наращивала обороты и из возрожденного бренда, чья продукция проигрывала иностранным аналогам, превратилась в одного из признанных производителей электроники. Ее разработки в сфере коммуникаций позволили уже в середине 1960-х получать проекты от Департамента обороны США.
Постепенно рос и экспорт в другие части мира, в частности в США, страны Латинской Америки, Великобританию и Австралию, а в начале 1980-х и в ФРГ. На азиатском рынке Mitsubishi Electric в 1970-х годах чувствовала себя хорошо и даже начала инвестировать в строительство предприятий вроде завода телевизоров в Сингапуре. Кстати, в извечном сражении видеоформатов Betacam и VHS компания поддержала последний — некоторые считают, что это и обеспечило ему победу.
Сейчас компания работает в большом количестве направлений, ассортимент ее продукции начинается от кондиционеров и заканчивается лифтами, среди которых и самый быстрый в мире со скоростью 74 километра в час. Под маркой Mitsubishi Electric выпускается почти вся возможная электроника, оборудование для домов, информационные, энергетические и коммуникационные системы и многое другое.
В составе Mitsubishi Group много других не менее интересных компаний, но те подразделения, что названы выше, — это опоры кэйрецу, известные широкому числу потребителей.
Mitsubishi Group — компания, сохранившая особенности, присущие бизнесу в Японии. Она смогла пережить войны, кризисы и разделение, сохранив память о своем наследии. Сейчас Mitsubishi Group — один из крупнейших конгломератов мира, в котором принято неординарное децентрализованное управление. Необычная структура не мешает совету директоров успешно справляться со своими задачами и, двигаясь по отдельности, ставить единые цели.