Мицва что это такое
Что такое Бар Мицва — совершеннолетие еврея?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Когда еврейскому ребёнку (мальчику) исполняется 13 лет, на него возлагается обязанность, по Торе, соблюдать мицвот — заповеди. Т.е., он становится бар-мицва — обязанным исполнять мицвот. До этого возраста, согласно Торе, ребёнок не обязан соблюдать заповеди, но его отец, как постановили мудрецы, обязан приучать его к соблюдению.
В этот день обычно устраивают трапезу — радуются тому, что ребёнок отныне обязан соблюдать мицвот, ведь заповеди — удивительный подарок, который дал нам Всевышний. Великий каббалист Аризаль пишет (Шар Руха аКодеш): «Итак, следует человеку, когда он исполняет ту или иную мицву, или изучает Тору, или произносит молитву, быть в добром расположении духа и более радостным, чем когда он получает прибыль или находит тысячу золотых динаров… И об этом сказано в стихе (Дварим 28, 47): “За то, что не служил ты Господу, Б-гу твоему с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего…”. Это означает, что следует радоваться больше, чем при получении всего богатства мира. Таково значение слов “при изобилии всего” — больше, чем при изобилии всего[1]».
И пишет автор Маген Авраам (225, 4; раби Авраам Гомбинер, 1637—1683): «Обязан человек устраивать трапезу в день, когда его сын становится бар-мицва, как в тот день, когда он вступает под свадебный балдахин». Такую трапезу устроил ещё Авраам в день бар-мицвы Ицхака, как сказано (Бэрейшит 21, 8): «И выросло дитя, и было отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в день отнятия Ицхака от груди». Говорит мидраш (Бэрейшит Рабба 53, 10), что имеется в виду день, когда Ицхак был отлучён от дурного стремления (йецер а-ра) [2], т.е. о дне, когда ему были даны: обязанность соблюдать мицвот и доброе стремление (йецер а-тов, как сказано в комментарии Матнот Кэуна, там). И см. Зоар на главу Ва-йешев (179, 2).
Мааршаль (раби Шломо бен Йехиэль Лурия), один из величайших раввинов всех поколений, пишет в своей книге Йам шель Шломо (Б.К., 7): «А трапезы на бар-мицву, которые устраивают ашкеназы, — нет, наверное, заповеданной трапезы, важнее, чем эта; об этом говорит и её название. И устраивают веселье, восхваляют и благодарят Всевышнего за то, что удостоился мальчик стать бар-мицва, ведь “велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности”, и отец удостоился взрастить сына, довести его до этого возраста, и ввести в союз Торы полностью».
Книга Зоар (Бэрейшит 27, 1) толкует стих из Шир а-Ширим (Песни Песней; 3, 11): «Выходите и поглядите, дочери Цийона, на царя Шломо, на венец, которым венчала его мать его в день его свадьбы и в день радости сердца его», говоря, что речь здесь идёт о веселье бар-мицвы — радости праведников. «А когда удостаиваются [соблюдать заповеди]? Сказал раби Ицхак: с тринадцати лет; в этот день обязаны праведники радоваться, как в день, когда вступают под свадебный балдахин. И за выполнение этой заповеди [празднования бар-мицвы] Всевышний наградит их и пошлёт пред ними глашатая в радости».
Другая причина, по которой мы должны праздновать бар-мицву, как свадьбу: в этот день мальчик получает святую душу, «отколотую» от престола Славы Всевышнего.
В другом месте в Зоаре (Бэрейшит 18, 72) приводится ещё одна причина, по которой необходимо праздновать бар-мицву: «Раби Шимон бен Йохай позвал мудрецов принять участие в большой трапезе, которую приготовил для них. Он уставил весь дом драгоценной утварью и посадил мудрецов с одной стороны, а сам сел с другой, и был очень радостен. Спросили его: почему ты так радуешься в этот день — больше, чем в другие дни? Ответил он им: потому что в этот день спускается высшая святая душа… к Элазару, сыну моему, и с этой трапезой радость будет полной. Он посадил раби Элазара, своего сына, рядом с собой, и сказал: садись, сын мой, садись, потому что в этот день ты свят».
Итак, в соответствии с Зоаром, бар-мицву следует праздновать, в том числе, потому, что в этот день ребёнок получает высшую душу.
Раби Яаков Хаим Софер (один из величайших сефардских галахистов) пишет в своей книге Каф а-Хаим (Орах Хаим 225, 11), что по этой причине «принято произносить драшу (толкование Торы с использованием мнений комментаторов и поучительным или утешительным выводом) и устраивать трапезу в день, когда мальчик становится бар-мицва. Чтобы, благодаря изучению Торы и заповедей и трапезе, которую устраивают в честь его новых обязанностей, он удостоился более высокого духовного уровня и святости. Если ребёнок не умеет произнести драшу, то произносят её перед ним. А если отец его умеет произносить драшу, то лучше, чтобы это сделал именно он, а не кто-то другой».
[1] На иврите: מרוב כל, что можно прочитать — «больше чем при изобилии всего».
[2] На иврите: הגמל יצחק, что значит не только отнятие от груди, но и отлучение от какой-то привычки, отвыкание.
Что такое бар-мицва у евреев?
У всех народов Земли существуют свои периоды обретения их представителями совершеннолетия. При этом возрастной ценз подростков может иметь довольно широкие пределы. У некоторых народностей, чьи традиции сохранились с древних времен, совершеннолетие наступает довольно рано. У других народов оно сдвигается на более поздний возраст. В большинстве случаев наступление совершеннолетия активно отмечается либо массовым исполнением неких обрядов, либо празднованием в узком кругу семьи и близких людей.
Подобная практика существует и среди евреев. У этого народа период достижения совершеннолетия именуется «бар-мицва». Это в дословном переводе с иврита звучит как «сын заповеди». Для еврейских девочек такая пора именуется как «бат-мицва», то есть «дочь заповеди». Интересно, что эти термины иудеи применяют для обозначения не фактического, а религиозного совершеннолетия, после чего лица мужского и женского пола отвечать за соблюдение законов, традиций собственного народа. Взамен они получают возможность полноценно участвовать в общественной жизни.
Согласно иудаистским традициям религиозное совершеннолетие мальчиков наступает в 13 лет и 1 день после их появления на свет. У девочек момент бат-мицва вступает в силу ровно на год раньше. Подросток, достигший требуемого возраста, вызывается для чтения отрывка Торы, Хафтары в синагоге в пору Шабата либо религиозного мероприятия иного характера. Это обуславливается традициями, принятыми в конкретной иудейской общине.
Права и обязанности
Достигнув соответствующего возраста, молодые люди теряют в религиозном плане защиту своих родителей, начиная отвечать за свои поступки, как взрослый представитель своего народа. С этого времени он обязан выполнять ряд иудейских положений, попутно обретая несколько довольно существенных прав. В число его обязанностей входит:
Перечень прав несколько шире. Молодой еврей может:
Последний пункт только теоретический, доставшийся нам с древних времен. В современном Израиле никто не женится и не выходит замуж до 18 лет.
Для человека, который достиг возраста бар-мицвы, принято приносить дары. По традиции ими считаются книги духовного либо образовательного характера, религиозные предметы, подарочные сертификаты, облигации. Иногда обходятся просто дарением живых денег, правда, в этом случае предлагается сумма, являющаяся кратной цифре 18. Из этих средств совершеннолетний должен пожертвовать на благотворительность. В сефардской практике родители дарят своему ребенку в период достижения совершеннолетия его первое молитвенное облачение.
Если заглянуть в глубокое прошлое, то само понятие «бар-мицва» уходит в V столетие. В первый раз оно упоминается в Талмуде относительно людей, к которым применимы законы Торы. Именно тогда был указан конкретный возраст 13 лет и 1 день, а также то, что с этого времени все заявления еврея обладают юридической силой.
Еще у иудеев значительное распространение приобретает новая практика празднования второй бар-мицвы. Этот момент наступает, когда еврей достигает 83 лет. Объяснение данному факту можно отыскать в религиозных традициях, в которых «стандартная» продолжительность жизни еврея равна 70 годам. Исходя из этого факта, 83-летний человек считается 13-летним в добавочном времени.
Мицва
Мицва́ (мн.ч. мицво́т; от ивр. מִצְוָה , — «повеление», «приказание») — предписание, заповедь в иудаизме. В обиходе мицва — всякое доброе дело, похвальный поступок.
В Торе упоминается 613 мицвот: 248 предписывающих (мицво́т асе или хийуви́м — обязанности) и 365 запрещающих (мицво́т ло таасе́ или исури́м — запреты).
Выполнение мицвот возложено на всех совершеннолетних евреев: мальчиков с 13 лет (после бар-мицвы), и девочек с 12 лет (после бат-мицвы).
При выполнении большинства мицвот произносится специальное благословение (бенидикция, ивр. браха́ ).
Смысл заповедей
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Мицва» в других словарях:
МИЦВА — МИЦВА, в иудаизме заповедь … Энциклопедический словарь
мицва — сущ., кол во синонимов: 2 • заповедь (12) • предписание (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Мицва (значения) — Мицва: Мицва предписание, заповедь в иудаизме. Мицва (ансамбль) московский ансамбль еврейской музыки Московской государственной академической филармонии … Википедия
Мицва (ансамбль) — Московская государственная академическая филармония Одна из крупнейших концертных организаций мира, проводящая более 3000 концертов в год в 9 концертных залах в Москве, а также в регионах России и за рубежом. На сцене Московской филармонии… … Википедия
Бар Мицва и Бат Мицва — Праздновение Бар мицвы у Стены Плача в Иерусалиме Бар мицва (ивр. בַּר מִצְוָה, буквально «сын заповеди»), бат мицва (ивр. בת מצוה «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас мицва) термины, применяющиеся в иудаизме для описания… … Википедия
Бар-мицва и бат-мицва — Празднов … Википедия
БАР-МИЦВА — (древнеевр. сын заповеди ), в иудаизме обряд инициации, означающий, что еврейский мальчик, достигший 13 лет, становится совершеннолетним в религиозном отношении и возлагает на себя все религиозные обязанности. Обряд совершается в синагоге, обычно … Энциклопедия Кольера
БАР-МИЦВА — БАР МИЦВА, в иудаизме обряд инициации (см. ИНИЦИАЦИИ) для мальчиков в возрасте 13 лет. Обряд для девочек в возрасте 12 лет называется бат мицва … Энциклопедический словарь
МИЦВА
Смотреть что такое «МИЦВА» в других словарях:
МИЦВА — МИЦВА, в иудаизме заповедь … Энциклопедический словарь
мицва — сущ., кол во синонимов: 2 • заповедь (12) • предписание (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Мицва — У этого термина существуют и другие значения, см. Мицва (значения). Мицва (мн.ч. мицвот; от ивр. מִצְוָה, «повеление», «приказание») предписание, заповедь в иудаизме. В обиходе мицва всякое доброе дело, похвальный поступок. В… … Википедия
Мицва (значения) — Мицва: Мицва предписание, заповедь в иудаизме. Мицва (ансамбль) московский ансамбль еврейской музыки Московской государственной академической филармонии … Википедия
Мицва (ансамбль) — Московская государственная академическая филармония Одна из крупнейших концертных организаций мира, проводящая более 3000 концертов в год в 9 концертных залах в Москве, а также в регионах России и за рубежом. На сцене Московской филармонии… … Википедия
Бар Мицва и Бат Мицва — Праздновение Бар мицвы у Стены Плача в Иерусалиме Бар мицва (ивр. בַּר מִצְוָה, буквально «сын заповеди»), бат мицва (ивр. בת מצוה «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас мицва) термины, применяющиеся в иудаизме для описания… … Википедия
Бар-мицва и бат-мицва — Празднов … Википедия
БАР-МИЦВА — (древнеевр. сын заповеди ), в иудаизме обряд инициации, означающий, что еврейский мальчик, достигший 13 лет, становится совершеннолетним в религиозном отношении и возлагает на себя все религиозные обязанности. Обряд совершается в синагоге, обычно … Энциклопедия Кольера
БАР-МИЦВА — БАР МИЦВА, в иудаизме обряд инициации (см. ИНИЦИАЦИИ) для мальчиков в возрасте 13 лет. Обряд для девочек в возрасте 12 лет называется бат мицва … Энциклопедический словарь
Бар-мицва. Как празднуют? Как готовятся? Что дарят?
от рав Реувен Куклин 17 Sivan 5777 – 11.06.2017, 07:12 3.9k Просмотры 1 Голоса
Этимология
Бар-мицва́ (ивр. בַּר מִצְוָה, буквально — «сын заповеди») — термин, применяющиеся в для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой религиозного совершеннолетия.
Что такое бар мицва?
Когда еврейскому ребёнку (мальчику) исполняется 13 лет, на него возлагается обязанность, по Торе, соблюдать мицвот — заповеди. Т.е., он становится бар-мицва — обязанным исполнять мицвот. До этого возраста, согласно Торе, ребёнок не обязан соблюдать заповеди, но его отец, как постановили мудрецы, обязан приучать его к соблюдению.
Трапеза
В этот день обычно устраивают трапезу — радуются тому, что ребёнок отныне обязан соблюдать мицвот, ведь заповеди — удивительный подарок, который дал нам Всевышний. Великий каббалист Аризаль пишет («Шар Руха аКодеш»): «Итак, следует человеку, когда он исполняет ту или иную мицву, или изучает Тору, или произносит молитву, быть в добром расположении духа и более радостным, чем когда он получает прибыль или находит тысячу золотых динаров… И об этом сказано в стихе (Дварим 28, 47): “За то, что не служил ты Господу, Б-гу твоему с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего…”. Это означает, что следует радоваться больше, чем при получении всего богатства мира. Таково значение слов “при изобилии всего” — больше, чем при изобилии всего».
И пишет автор «Маген Авраам» (225, 4; раби Авраам Гомбинер, 1637—1683): «Обязан человек устраивать трапезу в день, когда его сын становится бар-мицва, как в тот день, когда он вступает под свадебный балдахин». Такую трапезу устроил ещё Авраам в день бар-мицвы Ицхака, как сказано (Берешит 21, 8): «И выросло дитя, и было отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в день отнятия Ицхака от груди». Говорит мидраш («Берешит Рабба» 53, 10), что имеется в виду день, когда Ицхак был отлучён от дурного стремления (йецер а-ра) [2], т.е. о дне, когда ему были даны: обязанность соблюдать мицвот и доброе стремление (йецер а-тов, как сказано в комментарии «Матнот Кэуна», там). Подобное пишет Зоар на главу Ва-йешев (179, 2).
Мааршаль (раби Шломо бен Йехиэль Лурия, один из величайших раввинов всех поколений) пишет в своей книге «Йам шель Шломо» (Б.К., 7): «А трапезы на бар-мицву, которые устраивают ашкеназы, — нет, наверное, заповеданной трапезы, важнее, чем эта; об этом говорит и её название. И устраивают веселье, восхваляют и благодарят Всевышнего за то, что удостоился мальчик стать бар-мицва, ведь “велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности”, и отец удостоился взрастить сына, довести его до этого возраста, и ввести в союз Торы полностью».
Почему важно праздновать бар мицву?
Книга Зоар (Берешит 27, 1) толкует стих из Шир а-Ширим (Песни Песней; 3, 11): «Выходите и поглядите, дочери Сиона, на царя Шломо, на венец, которым венчала его мать его в день его свадьбы и в день радости сердца его», говоря, что речь здесь идёт о веселье бар-мицвы — радости праведников. «А когда удостаиваются [соблюдать заповеди]? Сказал раби Ицхак: с тринадцати лет; в этот день обязаны праведники радоваться, как в день, когда вступают под свадебный балдахин. И за выполнение этой заповеди [празднования бар-мицвы] Всевышний наградит их и пошлёт пред ними глашатая в радости».
В другом месте в Зоаре (Берешит 18, 72) приводится ещё одна причина, по которой необходимо праздновать бар-мицву: «Раби Шимон бен Йохай позвал мудрецов принять участие в большой трапезе, которую приготовил для них. Он уставил весь дом драгоценной утварью и посадил мудрецов с одной стороны, а сам сел с другой, и был очень радостен. Спросили его: почему ты так радуешься в этот день — больше, чем в другие дни? Ответил он им: потому что в этот день спускается высшая святая душа… к Элазару, сыну моему, и с этой трапезой радость будет полной. Он посадил раби Элазара, своего сына, рядом с собой, и сказал: садись, сын мой, садись, потому что в этот день ты свят».
Итак, в соответствии с Зоаром, бар мицву следует праздновать, в том числе, потому, что в этот день ребёнок получает высшую душу.
Вызывание к Торе
Принято, что в субботу до бар мицвы или, согласно другим обычаям, после бар мицвы, юношу вызывают к чтению отрывка из Торы и/или из Афтары. Для этого его прежде обучают, как правильно читать эти отрывки.
Драша
Раби Яаков Хаим Софер (один из величайших сефардских галахистов) пишет в книге «Каф а-Хаим» (Орах Хаим 225, 11), что по этой причине «принято произносить драшу (толкование Торы с использованием мнений комментаторов и поучительным или утешительным выводом) и устраивать трапезу в день, когда мальчик становится бар-мицва. Чтобы, благодаря изучению Торы и заповедей и трапезе, которую устраивают в честь его новых обязанностей, он удостоился более высокого духовного уровня и святости. Если ребёнок не умеет произнести драшу, то произносят её перед ним. А если отец его умеет произносить драшу, то лучше, чтобы это сделал именно он, а не кто-то другой».
Тфилин
Освоение правил обращения с тфиллин (особые коробочки, в которых вложены пергаменты с отрывками из текстов Торы), которые ежедневно, кроме субботы и праздников, упомянутых в Торе, надевают на время чтения утренней молитвы. Их родители должны приобрести для сына заблаговременно. Чтобы он к совершеннолетию научился правильно наматывать ремешки на левую руку и прикреплять коробочки на голову, привык держать их в чистоте и сохранности.
Что принято дарить?
Имениннику принято дарить святые книги.
Read Later Add to Favourites Add to Collection Report