Младенец отрок юноша что дальше
До какого возраста ребенок считается младенцем
Узнайте все самое интересное и полезное о детских возрастах в Православии, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Почему в Церкви различают возраст детей
В Православной Церкви существуют определенные правила. Как прихожанин должен себя вести во время богослужений, как следует поститься и молиться, как подготовиться к исповеди и причастию. И многие другие моменты, связанные с церковной жизнью, подробно описаны. Но эти правила в основном составлены для взрослых людей. “А как же вести себя в духовном плане детям? С какого возраста ребенок осознанно грешит и как на это реагировать взрослым? Когда нужно приучать ребенка к исповеди? До какого возраста ребенок считается младенцем?” – эти вопросы актуальны для каждого православного родителя.
“Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их” (Мк.10:13 – 16).
Младенец – отрок – юноша
Сразу отметим, что не существует отдельного сформированного устава относительно детей как участников церковной жизни. Но существуют нормы поведения и установившиеся традиции, как должен себя вести ребенок в различные периоды своего взросления.
В православии существует определенная система детских возрастов: младенец – отрок – юноша. В Православной Церкви человек воспринимается как развивающаяся личность. Поэтому и подход к духовному воспитанию ребенка в разных его возрастах имеет существенные различия.
Святой Иоанн Кронштадский говорил: “Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, …греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях…”.
Младенец
До какого возраста ребенок считается младенцем? Младенцем в христианстве принято считать ребенка, не достигшего семилетнего возраста. Существует богословская точка зрения, что до 7 лет ребенок носит в себе зародыш греха, но еще не несет за него личной ответственности. То есть с самого раннего возраста плохие поступки ребенка связаны с его природными склонностями. Он не руководствуется моральными нормами, о которых еще ничего не знает.
Такие черты характера, как злость, раздражительность, эгоизм, мстительность, зависть присущи и маленьким детям. Но взрослый человек способен контролировать свои эмоции, справляться с ними, понимает, что такое грех и покаяние. Маленькому ребенку этому только предстоит научиться с помощью родителей и других взрослых.
Именно по этим причинам младенцам до 7 лет разрешается приступать к причастию без исповеди. Надо помнить, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то взрослеет быстрее, а кто-то лишь к 10 годам осознает, что такое грех и может приносить покаяние в содеянном. Поэтому лучше со своим духовником или священником, к которому ходите на исповедь, обговаривать, как поститься и когда начинать исповедоваться подросшему младенцу.
Также детям до 3 лет можно не соблюдать пост, в том числе и перед причастием. После трехлетнего возраста в этом вопросе существуют значительные послабления.
Еще один тревожащий родителей момент – в какое время приходить на утреннее богослужение и приводить ребенка. Большинство священников сходятся во мнении, что в первое время после крещения младенца можно приносить в храм непосредственно перед причастием, постепенно увеличивая время нахождения на богослужении. Родителям следует наблюдать, сколько времени ребенок может спокойно, не капризничая, проводить в храме. Если же младенец плачет и бегает во время богослужения, тем самым мешая молиться окружающим, лучше выйти на улицу и успокоить.
Отрок
До скольки лет ребенок считается отроком? С 7 до 14 лет ребенок является отроком. Именно 7 лет принято считать отправной точкой во взрослении ребенка. Он уже может делить свои поступки на хорошие и плохие. Он уже способен нести ответственность за совершенные грехи. Поэтому следует попробовать подготовить ребенка к исповеди, объяснить смысл покаяния и поста.
При подготовке к первой исповеди ребенок вместе с родителями должен проанализировать свои поступки. А в дальнейшем приучать его к самостоятельности в столь важном делании. Но все дети индивидуальны. И если очевидно, что 7-летний ребенок еще не готов к самостоятельной Исповеди, не дозрел до нее, не нужно настаивать. Нужно постараться неспеша подготовить его к Исповеди.
Возраст отрочества является очень важным в формировании как в целом личности, так и православного христианина. Родителям важно прививать отроку любовь к богослужениям и молитве, к посту и чтению Священного Писания. Но самое главное – это своей жизнью показывать пример, как должен жить настоящий христианин. Без личного примера родителей любое православное воспитание обречено на провал.
Юноша
С какого возраста отрок в православии становится юношей? В 14 лет наступает церковное совершеннолетие. С этого возраста юноша считается взрослым человеком, который уже прошел стадию наивного, детского мышления, но еще не достиг мудрости мужа.
Молодые люди открыты новым познаниям и с юношеским максимализмом готовы перенимать опыт от авторитетных для них людей. Поэтому очень важно, чтобы родители и священнослужители таковыми для юношей и были. В этом возрасте часто возникает первый “кризис веры”, который нужно принять как неизбежную данность. В это время важно не отвратить юношу от Церкви своими неосторожными действиями.
Разумеется, такое возрастное деление условно. Не нужно распространять принцип, до какого возраста ребенок считается младенцем, на всех детей. Взросление каждого отдельного ребенка происходит разными темпами. Важно уделять неокрепшему уму должное внимание, постепенно объясняя что такое хорошо, а что плохо. Затем что такое грех и покаяние. Что значит брать ответственность за свои поступки и так далее. И тогда есть надежда, что духовное семя упавшее на благодатную почву, пусть не сразу, но принесет добрые плоды.
Как сказал Христос: “Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать” (Мф, 13:23).
Ступени духовного роста? Дети, отроки, юноши, отцы? Духовный рост
Это место очень часто приводят в оправдание теории о том, что люди сначала становятся детьми, когда рождаются. Духовные младенцы. Затем приходит пора отрочества, когда дитя познает Отца. Потом они становятся юношами, изучая Слово и побеждая дьявола. И, наконец, стадия отцовства, когда человек познает Безначального. Так называемые ступени духовного роста. Выглядит всё очень понятно и даже подтверждающие эту теорию места Писания есть.
О толковании этих мест мы говорим на этой странице.
Прочитаем греческий текст
Давайте посмотрим, как текст из 1 послании к Иоанну звучит на греческом языке в оригинале.
Обратите внимание, что все 8 мест, где употреблено это слово – это послания Иоанна или евангелие Иоанна. Я привел эти места для того, чтобы показать, что слово «дети» Иоанн НЕ УПОТРЕБЛЯЛ для показания возраста верующих.
Слово «отрок» означает «младенец, ребенок» и употребляется очень часто в Писании для обозначения маленького ребенка. Я хочу, чтобы вы увидели, что логической цепочки, которая бы показывала нам возрастание от ребенка в отца, здесь нет.
Слово «юноша» означает молодого человека.
Слово «отец» означает родителя.
Вывод
Сделаем небольшой вывод. Иоанн обращается к разным возрастным категориям верующих. Но детьми он называет просто своих учеников. Всех. Как ласковый и заботливый служитель, учитель.
Те, кто исповедуют ступени духовного роста, верят, что разговор идет о духовных временных отрезках. Все это имеет отношение к человеку. К личности, плоти. К его способностям и возможностям. Но подчеркну. Мы говорим о том, что такое духовный рост. По этой логике наш дух, рожденный от Духа Святого (новый и совершенный) должен всему научиться, а потом только он, дух, должен победить лукавого. Причем это обучение происходит благодаря нашим искушениям плоти. Получается, что дух будет возрастать через плоть.
Реальные отроки, юноши и отцы.
Почему никто не предполагает, что Иоанн обращается к реальным молодым людям, отрокам и взрослым? Для отроков важно понять Бога как Отца. Чтобы с самого детства знать к Кому он будет обращаться, и Кто его хранит.
Молодые люди по плоти – это те, кто начинают сталкиваться с пониманием того, что такое грех, и ищут ответ на вопрос КАК быть чистым. Подобные мысли не присущи маленьким детям. Ещё в ветхом завете есть замечательный совет очень похожий на наш текст.
И мы видим, что Иисус начал служение в возрасте 30 лет. Сформировавшийся мужчина, знающий жизнь, Слово, могущий противостоять дьяволу.
Это просто предположение. Я не претендую на истинность в последней инстанции. Просто хочу, чтобы мы увидели правильную логическую цепочку, которая есть в послании Иоанна. Потому что часто происходит обратное. Сначала некто ПРИДУМЫВАЕТ идею, а потом ищет подтверждение ее в Слове. Я по-другому делаю. Я строю предположения на основании Слова. Если нет в Слове, к примеру, разговора о разводе, я не ищу этих ответов и не строю предположений и учений о том, КАК разводиться. Очень ясно написано – что Бог сочетал, того человек не разрушает.
Ступени духовного роста
Ещё одна нестыковка может произойти, когда кто-то пытается разделить эти временные промежутки как ступени духовного роста. По плоти нам многое понятно. Грудной младенец не может говорить, школьник не может основать семью. Но если применить это рассуждение на эти четыре ступени духовного роста, то получается вот какая картина.
Человек, который только обратился к Богу, НЕ ИМЕЕТ Слова, в нем пребывающего, НЕ ЗНАЕТ Отца и не имеет победы над дьяволом.
Развиваясь (видимо молясь и читая Слово, ходя на собрания), человек познает Отца, НО ещё не имеет победы над дьяволом и, хоть и читает Слово и слушает проповеди – Слово не пребывает в нем. А Слово, как мы помним – это и есть Христос. И победа – это вера в Иисуса, Сына Божьего. И все обетования церквям в книге Откровения обращены к ПОБЕЖДАЮЩИМ.
Прочитайте внимательно ещё раз эти места Писания. Не стройте своё предположение на том, что вам кто-то рассказал. Идеальных учений и учителей нет. Всякий человек лжив. Но вы имеете помазание от Святого. Используйте его для того, чтобы не ставить себе рамки и не давать возможность манипулировать вами, отодвигать вас от служения Богу, к которому вы призваны.
О ЦЕРКОВНЫХ ЗАПИСКАХ
Зачем в храмах пишут записки?
Записка о здравии и упокоении – это разновидность общей молитвы, усилие помочь ближнему живому или усопшему, проявление и развитие любви.
Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда – однако состав и время помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь ему известно, какая помощь полезнее всего на каждом этапе земной жизни человека.
Как правильно написать в храме записку?
Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10-15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».
Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?
Во время проскомидии (в переводе с греческого «приношение») – подготовительной части Литургии за тех людей, имена которых написаны в записках о здравии и о упокоении, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».
Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?
Так писать не принято. К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.
Для молитвенного поминовения священнику достаточно знать имя человека, данное при Крещении.
Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?
В записках пишу только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егора в Крещении нарекают именем Георгий; Светлана нарекается обычно Фотинией в честь святой преподобной Фотинии Палестинской или Фотиной в честь мученицы Фотины Самаряныни; Оксана – Ксенией в честь святой преподобной Ксении или блаженной Ксении Петербургской.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.
Следует подавать записки о здравии будущей матери, а самой матери необходимо чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться – это будет полезно и для нее, и для ребенка, который с момента зачатия уже является человеком, имеющим бессмертную душу.
Что такое «заказная обедня»?
Народные названия не всегда точно обозначают суть явлений, событий, предметов. Обедней в народе называют Литургию – по времени ее совершения и по обычаю древних христиан после Литургии собираться на совместную трапезу. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки подаются в алтарь до начала службы, прочитываются поименно, с изъятием частиц из просфор на проскомидии, подготовительной части Литургии, затем эти имена молитвенно произносятся на ектении во всеуслышание диаконом, повторяются у престола священником (если нет диакона, то только священником), а после Литургии еще поминаются о здравии на молебне и о упокоении на панихиде.
Однако в разных храмах и практика поминовения по запискам может быть различной.
Что такое сорокоуст и как его заказать?
Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.
Что такое годовое, полугодовое поминовение?
Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).
Что такое вечное поминовение?
Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.
Понятие «Отрок» в христианстве
В христианстве жизнь человека начинается с момента его зачатия, а кончается телесной смертью. Необходимо проанализировать понятие возраст с точки зрения юр. права, психологии, медицинского дела и христианских традиций. Тогда будет видно, что на земле существует несколько жизненных этапов.
Возрастные промежутки в христианстве
Определение «отрок»
Отрочество (подростковый возраст) – (в христианстве) переходный возраст ребенка между младенчеством и взрослостью. Потому отроком или отроковицей считается, ребенок от семи до четырнадцати лет. В течении этого периода формируются личностные качества христианина.
В христианстве ребенок может участвовать в Таинстве исповеди с семи лет. В этом возрасте ребенок считается совсем взрослым и совершает греховные деяния. Потому он отвечает за них перед Господом и другими. Это отличает семилетнего ребенка от младенца (его поведение объясняется потребностями). Потому младенческие поступки не приравниваются к греху.
Когда занимаешься воспитание отрока, необходимо заниматься его духовным миром. Ему необходимо разъяснить, что такое Таинство исповеди и причащения, зачем раскаиваться, молиться и соблюдать пост. Оказать помощь в подготовке к 1-ой исповеди ребенка.
Отрочество – возрастной период, который считается благодатным для христианского воспитания, а также формирования личностных качеств христианского человека. Ребенок, глядя на своих папу и маму, начинает им подражать и с удовольствием молится вместе с ними, посещает церковные богослужения и готовится к исповеди.
Но это не значит, что по достижению 7-ми лет нужно резко начать требовать от него вести самостоятельную жизнь (в духовном плане). Необходимо постепенно приучать ребенка к соблюдению поста, молиться всей семьей и читать Евангелие.
Возрастные этапы – это условное разделение. Потому достижение этого возраста совсем не значит готовность определенного ребенка отвечать за свои поступки. Он может быть готов к этому позднее семи лет. Первая исповедь ребенка. В каком возрасте исповедоваться?
Многие священнослужители замечают, что дети различаются нравственным развитием, телесным развитием, умом. Потому ко всем детям требуется свой подход и определить один возраст первой исповеди невозможно.
Почему отроком становятся в 7 лет?
Данное число (по Библии) означает завершение. 7-ой день благославлен и освящен Господом. В одной неделе семь дней. Каждый 7-ой по день – это праздник в этот день нужно отдыхать от каждодневного труда. Ребенок с семилетнего возраста начинает совершать самостоятельные действия. Нравственность формируется к концу отроческого периода.