Млм что это простыми словами
Что такое сетевой маркетинг простыми словами — как работает и чем отличается от финансовой пирамиды
Привет ребят, в этой статье я расскажу, что такое сетевой маркетинг простыми словами, стоит ли его бояться, и реально ли в нем преуспеть. А для начала поясню, почему он вообще появился.
Что такое сетевой маркетинг простыми словами
Суть сетевого маркетинга в том, что здесь не сидят и не ждут, пока человек сам придет за покупкой, заинтересовавшись товаром или рекламой. Компания создает сеть партнеров-агентов, которые сами ищут покупателей и предлагают продукцию (в основном такие люди обходят квартиры, офисы, устраивают презентации, вечера встреч, дегустации и др, и уже на ни продают).
Главный принцип сетевого маркетинга в том, что каждый из таких продавцов получает деньги не только с продаж. Он привлекает других людей, которые тоже реализуют продукцию бренда. С прибыли каждого нового агента в его карман идет определенный процент. Самые успешные партнеры мало продают сами, в основном они зарабатывают на своей команде, постоянно расширяя ее по принципу «сети». Отсюда и появилось название системы, которую также часто именуют МЛМ (MLM — multilevel marketing или по русски — многоуровневый маркетинг).
Откуда идут корни сетевого маркетинга:
50 лет назад производителей было немного, а качественных технологий еще меньше. Главная трудность была произвести хороший товар, и если это получалось, его в любом случае раскупали.
Однако, сейчас век конкуренции – производственных компаний масса, сложно стало не выпустить продукт, а продать его. За покупателя идет борьба, и ведут ее по-разному.
Традиционной считается схема, когда в организации за сбыт отвечают 2 отдела – продаж и маркетинга. Но часть брендов пошла по другому пути и создала бизнес, где продает каждый участник схемы — и именно такой подход назвали сетевым маркетингом.
Как работает сетевой маркетинг
Сетевой маркетинг это многоуровневая структура, напоминающая пирамиду – верхняя часть сети маленькая, там находятся руководители руководителей, руководители групп и в нижней части находятся отдельные партнеры, которые занимаются продажами. В этом состоит существенное отличие между тем, как работает сетевой маркетинг и обычная торговая компания.
В торговой компании всегда строго ограничено число сотрудников отдела прямых продаж, и, соответственно, прибыль имеет «потолок», но в сетевом маркетинге все наоборот, тут стараются набрать как можно больше партнеров, чтобы иметь возможность продавать как можно большему количеству человек.
Суть и принципы сетевого маркетинга
В сетевом маркетинге распространители не являются сотрудниками той организации, чей продукт они продают. Их позиционируют как независимых партнеров: они регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей или создают юр. лицо.
Свои отпуска и больничные партнеры оплачивают сами, внося взносы в Фонд социального страхования. Сетевая компания не дает социальных гарантий, но взамен этого предлагает другие виды мотивации, чтобы у людей был стимул привлекать к работе как можно больше новых агентов.
Почти во всех компаниях прибыль складывается из личных продаж, бонусов наставника и групповых бонусов (чем больше продает группа у МЛМ-предпринимателя, тем выше его доход).
Для группы ставится маркетинг-план, и если он достигается, в таком случае происходит переход человека создавшего группу, на следующий уровень. Также при достижении определенных результатов существуют другие способы поощрения.
Почему сетевой маркетинг сегодня в тренде
Мотивационные программы объясняют, почему сетевой маркетинг сегодня в тренде, несмотря на то, что он не дает никаких осязаемых гарантий.
Я собрал небольшую подборку примеров мотиваций от разных сетевых компаний, чтобы показать, как это работает:
В каждой компании придумано что-то свое. Именно такие моменты заставляют людей изучать внимательнее, что такое сетевой маркетинг, как заработать на нем и построить карьеру. В обычных организациях такое предлагают редко и только топ-менеджменту, заменяя крупные разовые бонусы на социальные гарантии.
Плюсы и минусы сетевого маркетинга
Привет. Я тут записал небольшой курс про то, как я создаю свои проекты с нуля, продвигаю их и зарабатываю. Будешь участвовать?
Одним кажется, что подобные бонусы недостижимы, и их цель – заманивать в «сеть» новичков. Для других – это реальные цели, на которые предстоит ориентироваться. Чтобы более-менее объективно оценить ситуацию, я собрал воедино все плюсы и минусы сетевого маркетинга, а вы уже делайте выводы сами.
Плюсы сетевого маркетинга
Минусы сетевого маркетинга
Буду объективен – слабых сторон у МЛМ тоже достаточно. Выдержит в этой системе далеко не каждый, успеха добьются единицы. Перечислю основные минусы сетевого маркетинга.
Чем отличается сетевой маркетинг от финансовой пирамиды
В начале статьи я упоминал, что схематично многоуровневый маркетинг напоминает пирамиду: у ее основания стоит один человек или несколько людей и на каждом следующем уровне, количество «сотрудников» увеличивается, создавая эффект пирамиды. Например Ciel, в 2002 году организовала наша соотечественница Елена Соколова, Armelle в 2015 году создали Вячеслав и Яна Демидовы.
На рисунках сетевой маркетинг часто изображают, как треугольник от одного человека идут вниз стрелочки к группам: их все больше и больше, основание треугольника все шире. Из-за этого МЛМ иногда сравнивают с финансовыми пирамидами вроде МММ. Они запрещены в большинстве стан мира, поэтому маскируют свою деятельность под МЛМ.
Основные отличия сетевого маркетинга от финансовой пирамиды
Перечислю основные различия – они помогут нам понять, чем отличается сетевой маркетинг от финансовой пирамиды.
Обратите внимание:
Показатель выручки за товар позволил компании Herbalife на протяжении 5 лет выигрывать суды у известного финансиста Билла Экмана. Он хотел признать «сеть» финансовой пирамидой, и даже публично пообещал ее «стереть с лица земли». Но ни суд, ни Федеральная торговая комиссия в США не нашли в деятельности Herbalife признаков пирамиды, опираясь на огромные объемы продаж товара.
То есть сетевой маркетинг – это просто другая форма сбыта продукции.
Сетевой маркетинг – это секта?
Ассоциации между МЛМ и сектантством иногда возникают из-за методов мотивации персонала. Чтобы выдерживать эмоциональные нагрузки и мотивировать людей на ежедневные продажи, некоторые спонсоры применяют тренинги, которые для непосвященного человека кажутся странными. Люди могут петь вместе, танцевать, медитировать, повторять энергичные кричалки.
Безусловных авторитетов по принципу секты в МЛМ нет, есть только обычные наставники, помогающие новичкам разобраться, как стать профессионалом в сетевом маркетинге и воспитать в себе лидера. Но в этом нет ничего страшного: система наставничества есть даже на заводах.
Сетевой маркетинг: как в нем можно заработать
Если говорить кратко, что такое сетевой маркетинг простыми словами, то это бизнес на своем времени и силах, без привлечения значительных технических ресурсов. Если швее для работы нужны швейная машинка, а мастеру по наращиванию ресниц – кушетка, то здесь не надо ничего. Тем не менее, выйти на значительный заработок в сетевом бизнесе непросто.
В Mary Kay кадровая текучка 85%, то есть в течение первого года только 15% женщин выходят на тот уровень дохода, который их устраивает в качестве постоянной работы. Но никто не может сказать, сколько процентов из 85% составляют домохозяйки, которые подписались на партнерскую программу, желая получить личную скидку дистрибьютора при покупках, но не планировали что-то продавать.
У начинающего консультанта Avon в России в среднем доход получается около 15 тыс. руб. в месяц — это очень мало, но это лишь отправная точка.
Тем не менее людям, любящим общение, умеющим рассказывать истории и продавать, однозначно стоит попробовать это. Однажды президента США Дональда Трампа спросили в телеэфире, как бы он изменил свой путь, если бы мог пройти его заново. Он ответил, что с самого начала нашел бы перспективную сетевую компанию с хорошей системой поддержки и обучения. Зал рассмеялся, на что Трамп ответил: «Вот поэтому я стою на сцене, а вы сидите в толпе: вы не видите перспектив!»
Сетевой маркетинг: как начать с нуля
Первый вопрос, который встает перед новичками, приходящими в сетевой маркетинг: как начать с нуля?
Схема примерно такая:
Шаг 1: Поиск и выбор компании.
Найти компанию, которая вызывает доверие и не является пирамидой. Чтобы не ошибиться, ищите ту, что состоит в Ассоциации Прямых Продаж, в России таких 17.
Шаг 2: Попробовать продукцию.
Попробовать на себе ее продукты – продавать то, во что не веришь бесполезно. Нужно, чтобы товар реально нравился.
Шаг 3: Собрать информацию
Почитать, какие бонусы платит компания, ее историю, ценности, узнать о компании больше информации.
Шаг 4: Найти успешных партнеров.
Найти успешных партнеров (дистрибьюторов), которые уже неплохо зарабатывают, написать или позвонить им. Выбрать того, кто ближе по духу, встретиться. Попросить партнера провести презентацию компании, ее продукта и продемонстрировать, как и с чем предстоит работать.
Шаг 5: Выбрать подходящего наставника.
Вам нужно посмотреть несколько презентаций от нескольких ведущих партнеров и выбрать того, чей подход вас больше всего устраивает, в этом случае этот человек становится вашим спонсором (наставником). Ну, а дальше подписывается контракт, и начинается работа.
Методы рекрутинга в сетевом маркетинге
Основной секрет успешных МЛМ-предпринимателей в том, что они привлекают большое число партнеров. В этом им помогают эффективные методы рекрутинга. В сетевом маркетинге их несколько.
Обратите внимание:
Есть и другие методы. Например, рассылка спама через электронную почту (но советую так не делать), общение через поддельные страницы в соцсетях или обзвон всех знакомых. Но такие техники считаются устаревшими и гуру МЛМ их уже не советуют применять – выхлоп минимален. Лучше сосредоточиться на новых технологиях, они лучше учитывают психологию современного человека.
Как стать профессионалом в сетевом маркетинге
Но какой бы способ ни выбрал предприниматель, встречаться с людьми ему придется много. Главная цель встреч: продать новичкам идею вступить в МЛМ-бизнес – это так называемый промоушен в сетевом маркетинге. Что это такое, понятно уже по сходству со словом «промоутер» – этот тот, кто продвигает что-то.
Основной инструмент промоушна – похвала: компании, ее товара, человека, который пришел на встречу, его результатов. Спонсоры приводят такой пример: восточные торговцы на рынке во все века славились искусством продаж, потому что нахваливали товар и делали комплименты покупателю. Однако делать это надо искренне, от души, иначе будет чувствоваться фальшь. Именно поэтому важно то, о чем я говорил выше: нужно, чтобы продукты и бренд действительно нравились.
Лучшие книги по сетевому маркетингу
Есть мнение, что продажам нельзя научиться, этот талант, он либо есть, либо нет. Однако практика сетевых компаний показывает, что продающие техники помогают увеличить доход тем, кто имеет призвание к торговле, а тем, кто его не имеет, помогает собрать команду. Как пошагово это сделать, можно почитать в следующих книгах по сетевому маркетингу.
Для начала стоит прочитать хотя бы эти издания, чтобы дать себе успешный старт и заряд мотивации. В дальнейшем список можно расширить. Но даже лучшие книги по сетевому маркетингу не заменят хорошего наставника – основное обучение начинающий «сетевик» получает именно от него.
Заключение
Итак, основные моменты в работе МЛМ-бизнеса я перечислил. Думаю, теперь вы и сами сможете объяснить, что такое сетевой маркетинг простыми словами, любому, кто вас об этом спросит. Это не очередной МММ и не развод людей на деньги, а обычная работа, такая же, как в отделе продаж торговой компании, но со своими нюансами.
Как и всякий труд, она требует от людей определенных способностей: много общаться, убеждать, видеть потребности клиентов, мотивировать людей и не сдаваться. Эти таланты даны не каждому (так же, как и талант инженера, педагога и др.). Но если они вдруг у вас есть, вы можете попробовать найти себя на этом поприще.
На этом у меня все. Если эта статья оказалась полезной — поделитесь ей в соц. сетях, это будет лучшая благодарность. Ну, а если у вас остались вопросы или есть что добавить — пишите в комментарии.
Что такое сетевой маркетинг: как он работает, сколько можно заработать и как отличить от финансовой пирамиды
Приветствую всех новых и постоянных читателей блога iklife.ru!
Сегодня я простыми словами постараюсь объяснить вам, что такое сетевой маркетинг и как на нем заработать. В России у этого вида бизнеса довольно скверная репутация. Люди ждут подвоха, уверены, что это лохотрон, и крайне агрессивно реагируют на предложения о сотрудничестве от МЛМ-компаний.
А между тем сетевой маркетинг объединяет примерно 120 млн сотрудников из более 85 % стран мира. А общий годовой доход составляет около 200 млрд долларов. Внушительные цифры, но тогда почему люди не хотят ввязываться в этот бизнес и всячески его сторонятся?
Об этом и не только я расскажу в статье. Приступим!
Суть и особенности сетевого маркетинга
Главный герой публикации – multilevel marketing, сокращенно MLM. Это сетевой маркетинг, его еще называют многоуровневым. Уровни составляют продавцы, торговые агенты, дистрибьюторы, которые реализуют продукцию, связываясь напрямую с покупателем.
Но зарабатывать дистрибьюторы могут не только благодаря сбыту продукции. Работники имеют право приглашать новых людей в сеть и получать комиссионные от заработка привлеченных продавцов.
В результате получается такая многоуровневая структура, в которой множество веток и участников. На вершине стоит торговый агент, у него есть продавцы, которых он привел в компанию и с помощью которых получает дополнительные проценты. Далее каждый новенький может позвать еще людей в организацию, создавая уже собственные структуры партнеров с собой на вершине, где у каждого сотрудника будут аналогичные права. Так и работает сетевой маркетинг.
При подсчете прибыли продавца, кроме комиссионных за личный и групповой товарооборот, могут учитываться еще и бонусы за продуктивность.
По традиционной схеме бизнеса реализация новой продукции проходит следующим образом:
Пройдя несколько кругов от одного продавца к другому, товар значительно меняет свою стоимость. А ведь посредников может быть еще больше.
А вот если убрать их из системы, тогда мы получим прямые продажи, которые и лежат в основе многоуровневого маркетинга. Они намного выгоднее для производителей, так как компании могут напрямую продавать продукцию по более низкой цене, чем у розничных продавцов, и увеличивать свой товарооборот.
Но на этом организации не останавливаются. Чтобы извлечь еще большую выгоду, компании делегируют обязанности по рекрутингу, подготовке, обучению и организации работы сотрудников самим дистрибьюторам, поощряя дополнительными комиссионными создание ими собственной структуры.
Именно благодаря этому моменту прямые продажи могут считаться сетевым маркетингом, так как не всякая реализация товаров без посредников является МЛМ-бизнесом.
Многоуровневый маркетинг обязательно должен включать в себя 3 этапа:
Последний пункт играет важнейшую роль. Этот элемент сетевого маркетинга применяют и другие компании, не относящиеся к МЛМ. Например, сейчас нередко можно услышать про акцию какой-либо организации, по условиям которой дают скидку за каждого приведенного друга. Таким образом можно расширить клиентскую базу и увеличить товарооборот в любой сфере деятельности.
Это же касается и самого сетевого маркетинга. С помощью подобной системы можно продавать различную продукцию. Но все же чаще этот способ используется крупными организациями, производящими товары массового потребления, например: косметику, пищевые добавки, кухонную технику или бытовую химию. Или же МЛМ-компаниями являются производители элитной продукции.
Внушительные суммы и известность, а также возможность получать доход, ограниченный только способностями дистрибьютора к продажам, всегда привлекали людей. Поэтому МЛМ-компании собрали вокруг себя миллионы людей по всему миру. Эксперты считают, что приверженцев сетевого маркетинга появится все больше, а сама экономическая система с каждым годом будет становиться все более прибыльной, перспективной и быстроразвивающейся.
Также многоуровневый маркетинг привлекает возможностью приобретения товаров высшего качества по приемлемой цене и напрямую от производителя, что снижает риск покупки подделки. Особенно это касается косметики и товаров для здоровья.
Сами организации тоже всячески стараются удержать своих партнеров, предлагая им особые бонусы:
Это только примеры, ведь каждая компания предлагает свои приятные и выгодные бонусы.
И последний фактор, почему МЛМ-бизнес является выгодным, – это отсутствие ограничений. Стать партнером компании можно в любом возрасте, без опыта работа, независимо от пола и расы, наличия или отсутствия образования.
А вот обладать определенными личными качествами дистрибьютору желательно. В этой сфере деятельности поможет преуспеть:
Конечно, не каждый дистрибьютор обладает полным набором, но нужно стараться приглашать в компанию людей, обладающих вышеперечисленными качествами. Чем больше они будут подходить на роль идеального продажника, тем лучше. Ведь доход торгового агента зависит не от количества привлеченных продавцов, а от эффективности их работы и суммы проданных товаров.
К счастью, сейчас достаточно много способов и площадок для приглашения новых партнеров и для сбыта продукции, а также немало инструментов и механизмов, помогающих в этом.
Можно использовать социальные сети, YouTube, воронки продаж, таргетинг, чат-боты и мессенджеры, сервисы кросспостинга и системы для автоматизации работы со структурой.
Также никто не отменял сарафанное радио. Ничто так не вызывает доверие к продукции, как рекомендации и положительные отзывы знакомых. На этом и работает сетевой маркетинг. Личный опыт торговых агентов эффективнее обезличенной рекламы.
После того как дистрибьютор создал свою объемную структуру, ему уже можно не продавать товары самому, а зарабатывать на комиссионных от деятельности своей команды. Так работают самые успешные торговые агенты.
Но прежде надо стать официальным дистрибьютором компании. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте в качестве представителя, купить продукцию на определенную сумму, стать самозанятым, при необходимости зарегистрировать ИП или юридическое лицо.
Но есть у этого бизнеса и определенные риски. Дистрибьюторы – это сотрудники не штатные, поэтому рассчитывать на стабильную и фиксированную оплату не нужно. Также компании не выдают больничных и отпускных. Организации предоставляют только продукцию, обучающие материалы и тренинги, рекламные инструменты.
Не верьте людям, которые утверждают, что с помощью сетевого маркетинга легко, быстро и просто разбогатеть. Это такая же работа, как и другие, поэтому придется немало поработать, чтобы получать приличный стабильный доход.
Более того, никто вам не даст гарантий, что у вас и вовсе получится что-то продать. Надо постоянно расширять клиентскую базу, поддерживать интерес потребителей и периодически предлагать новинки.
Также изучите компанию, прежде чем с ней сотрудничать. Убедитесь, что это не финансовая пирамида. Подробнее об этом поговорим чуть позже.
Учитывайте риски перед тем, как начать работать в МЛМ-бизнесе.
Предлагаю вам посмотреть короткое видео о МЛМ. Его автор доступным языком объясняет суть и преимущества сетевого бизнеса.
Основные принципы
Рассмотрим основные принципы сетевого маркетинга:
Совокупность приведенных выше принципов можно назвать маркетинговым планом.
Виды МЛМ-структур
МЛМ-компании во многом схожи, ведь они часто имеют одинаковую политику и стратегию продвижения, используют одинаковые принципы и многое другое. Различаться организации могут в зависимости от классификации их структур:
Сетевой маркетинг в интернете
Благодаря интернету и его инструментам многоуровневый маркетинг смог выйти на новый этап развития. Сейчас дистрибьюторы уже не ходят по улицам с кипами каталогов. Теперь можно рассказать потенциальным потребителям о компании и товарах через социальные сети или другие интернет-площадки.
Фрилансеры прямо из дома могут создать собственную структуру, используя следующие сервисы:
В чем плюсы использования интернета в МЛМ-бизнесе:
Но при этом есть и недостатки:
Различия между МЛМ и финансовой пирамидой
Финансовая пирамида – это организация, в которой доход старых участников формируется из вкладов новых партнеров. Она запрещена во многих странах, поэтому владельцы компании часто маскируют ее под сетевой маркетинг.
Они действительно похожи своей многоуровневостью, но цель у них разная.
Если в двух словах, цель МЛМ-бизнеса – это продать как можно больше товаров. Продукция играет важную роль. Она обязательно должна быть качественной. Компании создают наиболее привлекательный товар, который соответствует потребностям клиентов. Новые участники для сетевого маркетинга тоже играют большую роль, но на первое место всегда ставится продукт.
Цель финансовой пирамиды – привлечь как можно больше участников и собрать с них взносы. Как только желающих вступить в пирамиду не станет, она рухнет. Работники могут получить доход, только если приведут новых клиентов. Товаров у таких организаций нет совсем или они не являются важными.
Внимательно изучите 3 главных отличительных признака финансовой пирамиды, чтобы ненароком в нее не попасть.
Если организация маскируется под сетевой маркетинг и все же продает какой-либо товар, то это будет дешевая продукция по завышенным ценам. Чтобы стать партнером компании, надо обязательно купить товар, после чего уже можно приглашать новых участников и получать за это вознаграждение.
Например, компания продает абонементы на посещение спа-салонов за 100 000 руб., тогда как розничная цена услуг этого салона не превышает 20 000 руб. Когда никто больше не захочет покупать такие дорогие абонементы, пирамида рухнет. Люди останутся с абонементами на руках. По ним можно воспользоваться услугами, но вернуть потраченные впустую деньги не получится.
В МЛМ-компаниях продают товары по рыночным и адекватным ценам.
В финансовых пирамидах часто предлагают купить продукцию сейчас, а получить товар позже.
Например, людям предлагали приобрести кухонную мебель, а привезти и установить ее обещали позже. А пока новые участники должны были приглашать в компанию новых продавцов. Естественно, никакую мебель так и не привозили, поэтому вскоре пирамида рухнула.
В сетевом маркетинге продукцию доставляют как можно скорее. Дистрибьютор должен сначала попробовать товар на себе, купить еще, а потом уже его продавать. И чем быстрее эти этапы пройдут, тем больше компания сможет продать. Отложенные продажи крайне невыгодны МЛМ-организациям.
Как я уже говорила, продукт для финансовой пирамиды особо не нужен. Поэтому и компании не могут точно сказать, что их товар вам принесет полезного. Новым участникам пускают пыль в глаза, говоря, что это продукт будущего, скоро все будут его покупать, поэтому поторопитесь и заполучите его первым.
Например, компания предлагает купить онлайн-курс. А про что конкретно он будет, вам не говорят. Как утверждают продавцы, информация будет совершенно уникальной, практически секретной и полезной в будущем.
В сетевом маркетинге все понятно о товаре и его предназначении. Он должен приносить пользу людям, купившем его, и эту продукцию точно можно использовать.
Сколько можно заработать
Что входит в прибыль торгового агента:
Нельзя сказать, что у всех все получается. По статистике, более 70 % новичков уходят из сетевого маркетинга ни с чем. Средняя заработная плата у начинающего продажника в ведущей МЛМ-компании находится на уровне 10–20 тыс. руб.
Но заработок вовсе не гарантирован. Кто-то действительно зарабатывает от 100 000 руб. и выше, но большинство людей остаются простыми покупателями, которые берут товары по скидке и получают небольшой кешбэк за то, что порекомендовали компанию своим знакомым.
Как начать с нуля
Рассмотрим небольшой алгоритм, как надо действовать новичку:
После этого останется только начать работать.
Для того чтобы больше знать о МЛМ-индустрии, предлагаю вам обратиться к полезной литературе по теме. В ней вы найдете советы, продающие техники, инструменты для привлечения клиентов и многое другое.
Предлагаю следующие пособия:
Плюсы и минусы
Рассмотрим плюсы и минусы МЛМ-бизнеса, ведь у сетевого маркетинга две стороны медали, как и у любой другой деятельности.
Начнем с достоинств:
А теперь недостатки:
Заключение
Сегодня мы познакомились с сетевым маркетингом – неоднозначным для многих людей бизнесом, который имеет достаточно много плюсов и минусов.
Одно могу сказать точно: МЛМ – это не обман и не мошенничество. Это обычная работа, которая, как и любая другая, может кому-то подходить, а кому-то нет. Важно не перепутать безобидный сетевой маркетинг, с финансовой пирамидой.
Пробуйте зарабатывать вышеизложенным методом, если имеете широкую аудиторию в социальных сетях, являетесь владельцем блога, умеете продавать и убеждать, а также обладаете харизмой и даром оратора.