Ммд диагноз невролога что это такое
Минимальная мозговая дисфункция – причины, симптомы
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это синдром, проявляющийся у детей, диагностика и коррекция которого возможна с рождения, является первичным дефектом, проявляющимся в том числе гиперреактивностью [1].
Патология включает в себя комплекс симптомов дисбаланса со стороны психоэмоциональной сферы. Негативные явления возникают из-за недостаточной развитости центральной нервной системы. Ранняя диагностика и лечение возвращают ребенку способность к социализации, но важно начать терапию своевременно.
Причины возникновения
При диагностике минимальной мозговой дисфункции применяется список кодов по МКБ 10, включающих ряд синдромов у грудных детей и дошкольников, требующих комплексного лечения.
Диагноз ММД ставится не только при появлении характерных симптомов, признаков и синдромов в неврологии у детей, но и с учетом причин возникновения: от этого зависит, какие препараты будут использоваться при лечении.
Заболевание бывает врожденным или приобретается в раннем периоде жизни. К сожалению, часто не выявляется во младенчестве, так как родители не обращают внимания на настораживающие симптомы, не знают их.
Проблема созревает и обнаруживается, как правило, в школьном возрасте, когда ребенок начинает выделяться на фоне сверстников [2]. Бороться с ней тогда уже сложнее.
Причины дородовые (антенатальные)
Различные виды отклонений при малой мозговой дисфункции у детей провоцирует ряд причин:
Причины послеродовые (постнатальные)
Проблема может возникнуть непосредственно в процессе родов или в самом начале жизни малыша:
Постепенное развитие синдрома наблюдается и у здоровых изначально детей из неблагополучных семей. На них приходится большинство поздно выявленных случаев.
Диагноз минимальная мозговая дисфункция (ММД) невролог у детей может установить в младенчестве, в 4-5, а то и в 7-8, 9 лет, это зависит от степени проявления симптомов, а лечение назначается с учетом причин возникновения синдрома [3].
Симптомы
Ранние симптомы низкой мозговой активности (ММД) могут проявиться у новорожденного ребенка или уже у подростка.
Симптоматика проблемы крайне обширна, поэтому стоит обращать внимание на ряд особенностей в развитии малыша. При выявлении следующих признаков незамедлительно обратиться в клинику к неврологу:
Манифестация заболевания зависит от степени поражения ЦНС, особенностей воспитания и развития малыша, степени обследованности.
Как правило, проблема принимает яркий характер в дошкольный и младший школьный период. Вызывается это попаданием ребенка в детский коллектив, где ему нужно коммуницировать со сверстниками. Однако в силу неврологического расстройства, ему это удается плохо.
Как лечить минимальную мозговую дисфункцию, будет зависеть, от того, какая расшифровка диагноза МЦД стоит у ребенка в карте. В свою очередь, это определяется конкретным синдромом, сформированным из-за этой первопричины [4].
Диагностика
При обращении в клинику, невролог объясняет родителям, что минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это не умственная отсталость, при расшифровке термина объясняется, что это особенность психологии развития, которая лечится.
Диагностика доступна как в раннем возрасте, по специфическим признакам, так и позже в 3-7 лет. К этому времени у ребенка уже можно отследить динамику клинических проявлений, их тяжесть.
Для уточнения состояния пациента используются врачебный осмотр, методы нейропсихологического тестирования и инструментального обследования:
Пути коррекции подбираются исходя из того, с какими видами и проявлениями минимальной мозговой дисфункции столкнулся ребенок.
Методы лечения
После прохождения необходимой диагностики и обнаружения ММД у детей, врач подробно отвечает на вопросы: как лечится и лечится ли в данном случае вообще неврологическое заболевание этого типа, какие препараты используются.
Коррекционные меры подбираются исходя из результатов диагностики, с учетом того, как именно проявляются дефициты [5].
Результативной считается комплексная терапия, включающая в себя:
Важна помощь родителей. Чуткое и корректное отношение близких людей, целенаправленная работа мамы и папы помогают справиться с препятствием в виде неврологических проблем.
В психологии, синдром минимальной мозговой дисфункции у детей дошкольного возраста, это – разнообразные проявления задержки в развитии, которые могут выражаться как в речевой, так и в двигательной, эмоциональной сфере [2], лечение должно включать в себя и профилактические меры:
К подростковому возрасту, благодаря терапии ММД, негативные явления проходят бесследно. И не влияют на дальнейшую жизнь.
Минимальная мозговая дисфункция у взрослых
Минимальная мозговая дисфункция у взрослых встречается не так часто. Как правило, проявления этого расстройства преодолеваются в детском возрасте по мере взросления.
Проблема должна выявляться в дошкольном или младенческом возрасте, к периоду подросткового взросления устраняется. Однако порой, проявления ММД сохраняются у взрослых людей, что связано с нарушением кровоснабжения головного мозга.
Причины минимальной мозговой дисфункции у взрослых
ММД, это – патологическое состояние, которое формируется либо в период вынашивания плода и родов, либо в первый год жизни малыша из-за неправильного или недостаточного ухода.
Когда диагноз ММД встречается у взрослого человека, причину расстройства нужно искать, изучая особенности жизни матери и раннего детства пациента.
Факторами, влияющими на формирование нарушения, служат особенности состояния и поведения женщины в периоде беременности:
Также на формирование синдрома влияет недостаточный или неправильный уход за младенцем на первом году жизни.
Симптомы ММД у взрослых
Бытует мнение, что минимальная мозговая дисфункция – это задержка психического развития, ЗПР, однако все не совсем так. ММД характеризует целый комплекс симптомов, которые проявляются с первых дней жизни или в зрелом возрасте. ЗПР – одно из проявлений такого расстройства, но не единственное.
Несмотря на особенности развития ребенка с диагнозом мозговых дисфункций, его уровень интеллекта сохраняется на нормальном уровне.
При полноценном уходе и благодаря мерам коррекции ЗПР, пациент развивается соответственно возрасту, нагоняя сверстников. К зрелым годам проявления минимальны.
У подростков и молодых взрослых, диагноз ММД проявляется рядом симптомов:
Патология не возникает у подростков и взрослых внезапно. Выявление расстройства в зрелом возрасте – результат невнимательности родителей и врачей.
Однако даже в взрослом возрасте возможно скорректировать последствия запущенной болезни [3].
Диагностика
МЦД (минимальная церебральная дисфункция) – диагноз, который у взрослых устанавливается до периода достижения зрелого возраста.
Ребенку при первых симптомах отклонения нужно обследование у невролога или психиатра. В клинике устанавливается факт заболевания или отклонений.
Диагноз формулируется согласно классификации болезней МКБ-10. В ней термина “минимальные мозговые дисфункции” нет. Диагнозы звучат как расстройства высшей нервной деятельности.
Список самых распространенных патологических состояний, перечисленных в МКБ 10 и отнесенных к ММД:
Для установки диагноза применяется нейропсихологическое тестирование с целью выявить “узкие” места в развитии высшей нервной деятельности пациента [4].
Также используются инструментальные методики (КТ, МРТ, транскраниальная допплерография), которые показывают органическое поражение мозговой ткани.
Если обследование не было проведено в детстве, то повзрослевшему человеку нужно обратиться к неврологу.
Потом, при необходимости, – к нейропсихологу для установления отклонений от нормы и подбора тактики лечения, смягчения проявлений расстройства.
Лечение
Избавиться от последствий запущенного заболевания во взрослом возрасте часто невозможно, так как патология уже повлияла на формирование личности. Но в силах медиков скорректировать проявления, устранить отставание, повысить внимательность и навыки обучаемости.
После обследования и выявления конкретных проблем, врач расскажет о тех изменениях в режиме дня, которые необходимо внести. Медикаментозное лечение ММД предусматривает применение лекарств из разных групп [5]:
Лекарства имеют разные точки приложения. механизмы действия, могут между собой негативно взаимодействовать. Назначать лекарственный компонент терапии должен только врач. И после тщательного обследования пациента.
Дополнительно предписывается прохождение курсов физиотерапии:
Физиотерапевтический компонент комплексной терапии улучшает работу мозга, пробуждает “спящие” нейроны.
Профилактика
Минимальная мозговая дисфункция у взрослых людей требует таких же профилактических мер, как и у малышей. При соблюдении правил поведения, шансы предупредить проблемы, вызываемые патологией, вполне реальны.
Перечень профилактических рекомендаций включает:
Соблюдение таких правил, вместе с приемом назначенных врачом лекарств, сеансами физиопроцедур, поможет скорректировать имеющиеся отклонения.
Как у взрослых, так и у детей.
Список использованной литературы
Минимальная мозговая дисфункция
Среди легких форм детских нервно-психических расстройств особое место занимает минимальная мозговая дисфункция (ММД). Проявляется эта патология в виде нарушений речи, поведения, а также двигательных функций.
Несмотря на то, что психиатры обозначают ММД, как легкое расстройство, оно требует обязательного профессионального сопровождения. Только так можно гарантировать успешную адаптацию ребенка к школе и усвоение им знаний, что позволит затем продолжить образование в высшем учебном заведении.
Проявления патологии
Первые признаки такой патологии, как минимальная мозговая дисфункция у детей, можно заметить в самом раннем возрасте. Видоизмененная форма черепа и ушных раковин, отклонение от нормы в строении нёба и роста зубов – все это является визуальными проявлениями ММД у детей.
Клиническая картина патологии достаточно обширна. Она может иметь самые разные проявления:
Минимальная мозговая дисфункция сопровождается высокой степенью истощаемости нервных клеток, расположенных в верхних слоях коры головного мозга. Следствием этого является быстрая утомляемость, также возникают определенные сложности с памятью и формированием запаса общих понятий. Все это ведет к психическим и речевым задержкам в развитии.
Дети с ММД испытывают трудности и в социальной сфере. Они легче находят общий язык с детьми, которые младше их по возрасту, тогда как излишняя возбудимость и склонность к созданию конфликтных ситуаций не позволяет наладить контакты с ровесниками в стенах дошкольных образовательных учреждений. У таких детей могут быть проблемы с засыпанием, они часто ворочаются во сне, большинство из них страдают недержанием мочи.
Постепенно, когда малыш становится старше, клинические проявления расстройства бесследно проходят. Согласно статистике, в младшем дошкольном возрасте ММД наблюдается примерно у каждого пятого из детей, а уже в начальных классах патологию можно встретить у одного из 20 учеников. Но это возможно лишь в том случае, если воспитанию и образованию ребенка с ММД уделяется особое внимание. Лишь в очень редких случаях некоторые из проявлений расстройства сохраняются у взрослых.
Причины возникновения
Основной причиной развития ММД принято считать органическое повреждение коры головного мозга или аномалию развития. Негативно сказаться на формировании центральной нервной системы плода могут различные инфекции, соматические заболевания матери, находящиеся в стадии обострения, неправильное питание беременной женщины, различные патологии беременности, прием некоторых лекарственных средств, употребление алкоголя, наркотических препаратов и курение.
Привести к развитию этого расстройства могут и различные травмы, нанесенные ребенку в момент его появления на свет. Кроме того, спровоцировать патологию могут такие факторы, как слабовыраженная родовая деятельность и последующая стимуляция специальными средствами, стремительные роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода, неполное раскрытие родовых путей у женщины, слишком крупный плод, а также использование медперсоналом специального родовспомогательного инструмента (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор и т.д.).
К развитию ММД в неонатальном периоде могут привести нейроинфекции и травмы, приведшие к повреждению центральной нервной системы. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его причиной, скорее всего, является педагогическая и социальная запущенность. Подобное состояние ребенка является воспитанием в неблагополучной семье.
Особенности диагностики
Для того чтобы диагностировать ММД у детей, врач должен провести всестороннее обследование при помощи существующих на сегодняшний день методов исследования.
При осмотре младенцев специалисты, прежде всего, обращают внимание на рефлексы, а также симметричность их выраженности. В возрасте от 3 до 6 лет врач уже может отследить динамику клинических проявлений, а также их тяжесть. При работе со школьниками используются методы психодиагностики, поскольку объективное обследование в этом возрасте не дает полной картины патологии.
Диагностируется минимальная мозговая дисфункция у детей при помощи систем Гордона, теста Векслера, «Лурия-90» и т.д. Эти методы дают возможность врачу (педиатру или невропатологу) оценить степень развития ребенка и его психическое состояние, а также выявить особенности поведения.
Из инструментальных методов наиболее информативными при диагностике ММД являются компьютерная и магнитно-резонансная томография, эхоэнцефалография, нейросонография и другие. Обычные клинические анализы отклонений от нормы не выявляют. Томография позволяет определить уменьшение коры головного мозга в области темени и левой части лба, повреждения передней области (медиальной и глазной), а также значительное уменьшение в размерах мозжечка. Использование рентгена позволяет исключить переломы черепа.
При диагностике минимальной мозговой дисфункции у детей практикуется дифференциальный подход. Зависит это, прежде всего, от возраста ребенка, а также от момента, в который проявились первичные симптомы. В ходе диагностических мероприятий потребуется исключить черепно-мозговую травму, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилепсию и заболевания с ней схожие, шизофрению, острое отравление тяжелыми металлами (свинцом) и другие патологии, имеющие схожие проявления.
Подбор схемы лечения
Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.
Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:
Специалисты в большинстве случаев дают положительные прогнозы для детей с ММД. Примерно 50% пациентов «перерастают» свое заболевание, при этом в подростковом и взрослом периоде жизни симптомы патологии исчезают полностью. Тем не менее, у ряда больных некоторые из проявлений заболевания остаются на всю жизнь.
Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.
Советы родителям
Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок. Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д.
Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:
Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек. Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.
Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.
Минимальная мозговая дисфункция у детей
Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. В младенчестве основными проявлениями являются малые неврологические симптомы. У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией. Диагностика основывается на психологических тестах (система Гордона, «Лурия-90») и инструментальных методах: КТ, МРТ, ЭЭГ и т. д. Лечение включает в себе педагогические, психотерапевтические, фармакологические и физиотерапевтические средства.
Общие сведения
Минимальная мозговая дисфункция у детей, легкая детская энцефалопатия или гиперкинетический хронический мозговой синдром – это патологическое состояние, возникающее при нарушении регуляции ЦНС, проявляющееся отклонениями в поведении, восприятии, эмоциональной сфере и вегетативных функциях. Впервые описано С. Клеменсом в 1966 году. ММД – одна из самых распространенных нервно-психических патологий. Она встречается у 5% детей младших классов, среди дошкольников заболеваемость составляет 22%. Прогноз, как правило, благоприятный, но во многом зависит от этиологии. Практически у половины детей в процессе взросления все клинические проявления бесследно исчезают. Задержка психического развития при условии полноценного лечения почти всегда носит обратимый характер.
Причины
На данный момент ММД у детей раннего возраста расценивается как результат повреждений ограниченных участков коры головного мозга или аномалий развития ЦНС различного происхождения. Формирование данной патологии в 3-6 лет зачастую связано с педагогической или социальной запущенностью ребенка. В зависимости от момента воздействия все этиологические факторы минимальной мозговой дисфункции у детей можно разделить на антенатальные, интранатальные и постнатальные.
К первой группе относятся острые вирусные заболевания или обострения хронических соматических патологий матери, которые сопровождаются состоянием длительной интоксикации, неправильное питание, нарушения обмена белков, жиров и углеводов (в т. ч. сахарный диабет), патологии беременности – преэклампсия, эклампсия, угрозы самопроизвольного прерывания беременности. В этот список также входят загрязненная окружающая среда (в т. ч. усиленный радиационный фон), нерациональный прием медикаментов, употребление алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических препаратов, TORCH-инфекции, недоношенность ребенка.
Спровоцировать минимальную мозговую дисфункцию у детей непосредственно во время родов могут такие факторы, как стремительные роды, слабость сократительной деятельности матки и последующая ее стимуляция медикаментозными препаратами, кесарево сечение, интранатальная гипоксия (в т. ч. при обвитии пуповиной), использование акушерских пособий (вакуум-экстрактора или акушерских щипцов), неполное раскрытие родовых путей при родах, крупный плод – масса ребенка свыше 4 кг. Этиологическими факторами развития ММД в неонатологии и педиатрии являются нейроинфекции и травматические повреждения ЦНС. В возрасте 3-6 лет ММД может быть результатом воспитания в неблагополучной семье – педагогической и социальной запущенности.
Симптомы ММД у детей
Первые клинические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей могут развиваться как непосредственно после родов, так и дошкольном или школьном возрасте. Независимо от момента манифестации определяются характерные для каждой возрастной категории симптомы.
Клиническая картина на протяжении первых 12 месяцев жизни ребенка характеризуется малыми неврологическими симптомами. В неонатальном периоде ММД проявляется нарушением тонуса скелетной мускулатуры – стойкими миоклоническими сокращениями, тремором, гиперкинезией. Симптомы возникают спонтанно, на осознанную моторную активность влияния не оказывают, с эмоциональным фоном не связаны, в отдельных случаях усиливаются при плаче. Характерны нарушения сна, аппетита, зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев проявляется патология предметно-манипулятивных движений. Зачастую развиваются дисфункция черепно-мозговых нервов, асимметрия рефлекторной деятельности, гипертензионный синдром. На фоне гипервозбудимости стенок ЖКТ наблюдается чередование диареи и запоров, частое срыгивание и рвота.
В возрасте от 12 месяцев до 3 лет минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется повышенной возбудимостью, чрезмерной моторной активностью, снижением или потерей аппетита, нарушением сна (медленное засыпание, беспокойство во время сна, ранее пробуждение), замедленной прибавкой в массе тела, запоздалым развитием речи и дислексией, энурезом. В 3 года определяются неуклюжесть, чрезмерная утомляемость, импульсивность, негативизм. Ребенок неспособен долго находиться в неподвижном состоянии и длительное время концентрировать внимание на конкретном задании или игре, легко отвлекается на любые внешние раздражители, совершает большое количество осознанных движений, в т. ч. бесполезных и хаотичных. Может наблюдаться непереносимость яркого света, сильного шума, душных помещений и жаркой погоды. Таких детей часто «укачивает» в транспорте – быстро возникает тошнота с последующей рвотой.
Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается при первом попадании в коллектив – в 4-6 лет. Клиническая картина характеризуется гипервозбудимостью, моторной гиперактивностью или заторможенностью, рассеянностью, сниженной памятью, трудностью в освоении детсадовской или школьной программы. Такие дети неспособны полноценно овладеть навыками письма, чтения и элементарными математическими расчетами. С началом посещения школы ребенок все сильнее акцентирует собственное внимание на неудачах, формируется заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе и своих силах. Также определяются характерные черты в поведении: эгоизм, стремление к уединению, склонность к конфликтам, отказ от только что данных обещаний. Среди сверстников ребенок старается исполнять роль лидера или полностью отстраниться от коллектива. В результате на фоне ММД могут развиваться, социальная дезадаптация, психические отклонения, вегето-сосудистая дистония.
Диагностика
Диагностика ММД заключается в сборе анамнестических данных, физикальном обследовании, лабораторных и инструментальных методах исследования. Анамнез позволяет определить возможную этиологию и выявить первичные симптомы, а в возрасте 3-6 лет – проследить динамику клинических проявлений и их тяжесть. При осмотре младенца больше внимания уделяется проверке рефлексов, их симметричности.
Объективное обследование в школьном возрасте малоинформативно, ведущую роль играет психодиагностика. Она позволяет педиатру определить особенности поведения ребенка, его психическое состояние и степень развития. Чаще всего для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей применяются система Гордона, тест Векслера, «Лурия-90» и другие. Общие лабораторные анализы (ОАМ, ОАК) отклонений от нормы не выявляют.
Для оценки состояния тканей ЦНС и мозгового кровообращения проводятся ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалография, нейросонография, компьютерная и магнитно-резонансная томография. КТ и МРТ при ММД зачастую определяют уменьшение объема коры головного мозга в левой лобной и теменной области, фокальные повреждения медиальной и глазничной части фронтальной области, уменьшение размеров мозжечка. Для исключения переломов проводится рентгенография костей черепа.
Дифференциальная диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей зависит от возраста ребенка и момента проявления первичных симптомов. Она осуществляется с такими патологиями, как черепно-мозговая травма, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилептиформные заболевания, шизофрения, острое отравление свинцом и др.
Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей
Лечение ММД включает в себя педагогический и психотерапевтический методы коррекции, фармакологические средства и физиотерапию. Как правило, используется комбинированный подход – составляется индивидуальная программа для ребенка с учетом этиологии и особенностей клиники. Приемы педагогики и психотерапии применяются для коррекции задержки психического развития, социальной и педагогической запущенности, а также для адаптации ребенка в коллективе.
Важную роль при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей играет психологический микроклимат в семье – так называемая «позитивная модель общения». Она включает в себя акцентирование внимания на успехах ребенка и их поощрение, избегание частых повторений слов «нет» и «нельзя», мягкую, спокойную и сдержанную манеру разговора. Использование компьютера и просмотр телевизора ограничиваются до 30-60 минут в день. В развлечениях преимущество отдается тем видам игр и занятий, которые требуют внимания и концентрации: конструкторы, пазлы, чтение, рисование.
Фармакологические препараты назначаются с целью купирования отдельных симптомов. В зависимости от клинических проявлений могут применяться седативные, транквилизаторы, антидепрессанты. Физиотерапия при минимальной мозговой дисфункции у детей направлена на улучшение работы центральной и периферической нервных систем, максимальное восстановление их функций. Наиболее часто используются массаж, гидрокинезотерапия, ЛФК. Постепенно вводятся спортивные дисциплины, требующие координации движений и ловкости: плавание, бег, лыжный и велосипедный спорт.
Прогноз и профилактика
Прогноз для детей с ММД, как правило, благоприятный. В 30-50% случаев наблюдается «перерастание» заболевания – в подростковом и взрослом возрасте все симптомы полностью исчезают. Однако у некоторых больных определенные проявления остаются на всю жизнь. Нарушения психики на фоне лечения возникают редко. Для людей с ММД характерны нетерпеливость, невнимательность, недостаточная социальная адаптация, проблемы при формировании полноценной семьи и обретении профессиональных навыков.
Неспецифическая профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей подразумевает исключение всех потенциальных этиологических факторов. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.