Ммд у детей что это
Минимальная мозговая дисфункция у детей или сокращённо «ММД»
Минимальная мозговая дисфункция у детей или сокращённо «ММД» — является синдромом, который включает в себя полный проблематический комплекс в психологической эмоциональной сфере, возникающий из-за недостаточной продуктивности функции ЦНС. Симптоматика ММД различается по возрастам, чаще всего протекая в младенчестве и более взрослом возрасте.
Например, у совсем маленьких детей минимальная мозговая дисфункция проявляется малыми неврологическими симптомами. Старшие дети страдают от задержки в психическом развитие, гиперактивности и неспособностью адаптироваться к обществу, приспособиться к нему и стать с ним одним целым. Диагностируют заболевание с помощью психологических тестов и различных методик. Лечение осуществляется при помощи педагогических, психотерапевтических, фармакологических средств.
Общие сведения
ММД, как и другие схожие заболевания (энцефалопатия, гиперкинетический хронический мозговой синдром) является патологическим состоянием, плацдармом для которого считается ЦНС, если в её работе регулярно происходят нарушения, сбои, отклонения в поведение и действиях, а также проблемы с эмоциональностью и в вегетативной сфере.
Данный синдром был открыт и в последствие описан доктором Клеменсом в 1966 году. Минимальную мозговую дисфункцию обосновано считают одной из самых распространённых болезней среди детей, как правило, её диагностируют практически у 5 процентов детей из начальной школы, у дошкольных классов процент заболеваемости приближен к 22 процентам.
Зачастую, специалисты дают положительный прогноз на лечение, но нельзя забывать про этиологию заболевания. Большинство детей (практически 50 процентов) теряют клинические симптомы в процессе развития, становление личности, взросление. Задержка в психологическом развитие также может ликвидироваться благодаря своевременному и качественному лечению.
Причины
Современные специалисты обозначают синдром ММД, как повреждение ограниченных участков коры головного мозга или аномалии в развитие ЦНС, протекающих из-за различных факторов. Если подобный синдром у ребёнка формируется достаточно рано, то есть в возрасте от 3 до 6 лет, то специалисты списывают это на проблемы с проявленной педагогикой и запущенностью в эмоциональной и социальной сфере. Учитывая ранний возраст ребёнка и этиологию заболевания, принято выделять 3 группы факторов, воздействующих на мозг и являющихся катализаторами синдрома ММД: антенатальные, интранатальные, постнатальные.
Первая группа характеризуется острыми вирусными заболеваниями или обострением хронической патологии у матери ребёнка, для которой свойственна долгая интоксикация, плохое неправильное питание, нарушения в обмене белков, жиров, углеводов. При патологиях беременности проявляются в виде преэклампсии, эклампсии, угроз к непроизвольному прерыванию беременности. В список многочисленных факторов также можно занести загрязнённую окружающую среду, возможный радиационный фон (зависит от местности), неправильное употребление фармацевтических средств, частый приём алкоголя, курение табака, употребление наркотиков, прочие инфекционные заболевания.
Минимальная мозговая дисфункция может сформироваться у ребёнка прямо во время родовых процедур. На это влияет множество факторов, но самые главные – это стремительность в родах, слабая сократительная функция матки, кесарево сечение, ошибки в работе акушеров, не до конца раскрытые родовые пути. Но даже, если роды прошли успешно и никаких патологий не появилось, всё равно стоит понимать, что ММД может настигнуть в любой момент. С взрослением ребёнка меняются и факторы, влияющие на синдром. К примеру, в возрасте от 3 до 6 лет ключевую роль в формирование синдрома является качество педагогической и социальной работы. Если они запущены, то это может привести к неприятным последствиям…
Симптомы ММД у ребёнка
Первоначальные клинические симптомы заболевания «минимальная мозговая дисфункция» могут начать проявляться у ребёнка, как после родов, так и уже в дошкольном или школьном возрасте. Для каждой возрастной группы характерными являются различные симптомы и проявления.
В 1 год жизни ребёнка с синдромом ММД особенно сильно проявляются неврологические симптомы. Появляется нехватка тонуса, особо сильно заметна мышечная неразвитость, проявляется тремор, миоклонические сокращения, гиперкинезия. Симптом может возникнуть неожиданно и даже необоснованно, предугадать наступление приступа практически невозможно.
Для этого возраста при заболевании неотъемлемой частью является плохой сон, отсутствие аппетита, проблемы со зрением и пробелы в психическом развитии. С 8 по 12 месяц у ребёнка начинаются проблемы с моторикой и нервами; на этом фоне плохо себя чувствует ЖКТ, поэтому чередование диареи и запоров – обыденность для ММД в раннем детском возрасте. Характерным и свойственным можно также назвать регулярную тошноту и рвоту.
С 1 года до 3 лет симптомы незначительно меняются, принимая иную форму. Повышается возбудимость, появляется чрезмерная моторная активность, нарушается сон, аппетит может незначительно понизиться, либо совершенно отпасть, как правило, ребёнку очень трудно уснуть, зато он крайне быстро просыпается. В этом возрасте особенно отчётливо виден недостаток массы в теле, замедленное развитие речи.
В 3 года ребёнок становится неуклюжим, быстро утомляется, он неуправляем, импульсивен, проявляются проблемы с восприятием, когда он необоснованно не слушается родителей, таким образом, формируется негативизм. Ребёнок постоянно двигается, правда хаотично и, казалось бы, бессмысленно, всё это сильно смешивается с неуклюжестью.
Дети в возрасте 3 лет, страдающие от синдрома ММД крайне неусидчивы, часто им сложно сконцентрироваться на одной задаче или интересе, их легко может отвлечь любой шум, звук или другая игра, появившаяся на горизонте. Часто встречаются приступы от слишком яркого света, громких шумов, звона, жары. Дети зачастую страдают от поездок в автобусах, ведь их укачивает, у них кружится голова, проявляется свойственная укачиванию тошнота.
На максимальном уровне минимальная мозговая дисфункция проявляется в более позднем возрасте, когда ребёнок попадает в коллектив, в детский сад (возраст от 4 до 6 лет). У таких детей можно заметить чрезмерную возбудимость, моторику, как замедленную в развитие, так и чересчур активную; растерянность и рассеянность; плохую память, проблемы с восприятием информации и её пониманием; трудности в освоении образовательной программы в детском саду и школе. Детям с ММД трудно научиться писать, читать и считать даже простые числа, решать примеры.
Посещая школу, ребёнку начинает сложнее уживаться со своими симптомами, так как он начинает их осознавать, а также замечает за собой странности, не свойственные другим детям. Он начинается закрываться от общества, предпочитая проводить свободное время в одиночестве, становится эгоистичным, понижается самооценка и уверенность в собственных силах. Но и в данных случаях случаются отклонения от правил. К примеру, на фоне заболевания ребёнок может почувствовать себя лидером, но и это будет лишь симптом, относящийся к эгоизму и отстранённостью от социальных норм.
Диагностика ММД
Диагностируется ММД с помощью нескольких способов. Чаще всего специалисты собирают анамнез, проводят физические и лабораторные исследования. С помощью анамнеза можно определить этиологию и обнаружить первичные симптомы. Подобные сведения в возрасте от 3 до 6 лет способствуют определению тяжести и запущенности синдрома. Говоря о физических исследованиях, особый акцент ставится на физиологии ребёнка, работе её рефлексов и их симметричности.
Полное обследование ребёнка школьного возраста не даст множества полезной информации, всё-таки главную роль в осмотре играет психологическая диагностика, позволяющая врачу понять, на каком уровне развития находится ребёнок и какова степень его заболевания. При обследовании большинство врачей пользуются проверенными и надёжными тестами Гордона или Векслера.
Крайне важно оценить состояние ЦНС. Оценка определяется с помощью исследований ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалографии, нейоросонографии, компьютерной и магнитной томографии. В диагностике синдрома минимальной мозговой дисфункции немаловажную роль играют анализы, полученные при использовании КТ или МРТ.
Лечение ММД у детей
Лечится ММД у детей комплексно, включая в себя, как педагогическое воздействие, так и психотерапевтическое. Помимо методов социальной коррекции, применяется лечение при помощи фармацевтических средств и физкультуры для развития тела, мышц, здоровья костей. Безусловно, самая важная роль отводится именно социальной коррекции, помогающей ребёнку адаптироваться в обществе и коллективе, а также излечить психологические симптомы болезни: замкнутость, отстранённость, эгоизм и так далее.
Из перечня важных для лечения ребёнка процедур и методик нельзя исключать важность родительского фактора. Большой акцент при ММД специалисты делают именно на микроклимат в семье ребёнка. Врачи рекомендуют родителям чаще прибегать к приёму «поощрения», то есть хвалить дитя за любой успех, как на школьных занятиях, так и в социуме; меньше использовать конструкции с применением слов «нет» и «нельзя».
Лучше уменьшить количество времени, проводимого за компьютером, телефоном, приставкой. Детям с ММД необходимы игры, в которых применяется внимательность, концентрация, активность, то есть стоит делать выбор в пользу чтения, пазлов, конструкторов, рисования. Это улучшит память, чтение, логику, письмо.
Не получится обойтись без фармацевтических препаратов, помогающих купировать отдельные симптомы. Назначаемые курсы прямиком зависят от степени, запущенности и симптомов заболевания. Могут применяться седативные, транквилизаторы, антидепрессанты. Помимо лекарств, часто прибегают к использованию массажей и ЛФК. Методично в лечение начинают вводить спортивные упражнения, влияющие на коррекцию движения, ловкости, физической формы. Ребёнок учится плавать, правильно бегать, кататься на лыжах, роликах, коньках.
Прогнозы и профилактика
Прогнозы специалистов для детей с ММД, как правило, положительные и благоприятные, ведь в крайне редких случаях детское заболевание перерастает в подростковый или даже взрослый возраст – зачастую заболевание и симптомы проходят в детстве. Психика в редких случаях нарушается при лечении. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.
Минимальная мозговая дисфункция
Среди легких форм детских нервно-психических расстройств особое место занимает минимальная мозговая дисфункция (ММД). Проявляется эта патология в виде нарушений речи, поведения, а также двигательных функций.
Несмотря на то, что психиатры обозначают ММД, как легкое расстройство, оно требует обязательного профессионального сопровождения. Только так можно гарантировать успешную адаптацию ребенка к школе и усвоение им знаний, что позволит затем продолжить образование в высшем учебном заведении.
Проявления патологии
Первые признаки такой патологии, как минимальная мозговая дисфункция у детей, можно заметить в самом раннем возрасте. Видоизмененная форма черепа и ушных раковин, отклонение от нормы в строении нёба и роста зубов – все это является визуальными проявлениями ММД у детей.
Клиническая картина патологии достаточно обширна. Она может иметь самые разные проявления:
Минимальная мозговая дисфункция сопровождается высокой степенью истощаемости нервных клеток, расположенных в верхних слоях коры головного мозга. Следствием этого является быстрая утомляемость, также возникают определенные сложности с памятью и формированием запаса общих понятий. Все это ведет к психическим и речевым задержкам в развитии.
Дети с ММД испытывают трудности и в социальной сфере. Они легче находят общий язык с детьми, которые младше их по возрасту, тогда как излишняя возбудимость и склонность к созданию конфликтных ситуаций не позволяет наладить контакты с ровесниками в стенах дошкольных образовательных учреждений. У таких детей могут быть проблемы с засыпанием, они часто ворочаются во сне, большинство из них страдают недержанием мочи.
Постепенно, когда малыш становится старше, клинические проявления расстройства бесследно проходят. Согласно статистике, в младшем дошкольном возрасте ММД наблюдается примерно у каждого пятого из детей, а уже в начальных классах патологию можно встретить у одного из 20 учеников. Но это возможно лишь в том случае, если воспитанию и образованию ребенка с ММД уделяется особое внимание. Лишь в очень редких случаях некоторые из проявлений расстройства сохраняются у взрослых.
Причины возникновения
Основной причиной развития ММД принято считать органическое повреждение коры головного мозга или аномалию развития. Негативно сказаться на формировании центральной нервной системы плода могут различные инфекции, соматические заболевания матери, находящиеся в стадии обострения, неправильное питание беременной женщины, различные патологии беременности, прием некоторых лекарственных средств, употребление алкоголя, наркотических препаратов и курение.
Привести к развитию этого расстройства могут и различные травмы, нанесенные ребенку в момент его появления на свет. Кроме того, спровоцировать патологию могут такие факторы, как слабовыраженная родовая деятельность и последующая стимуляция специальными средствами, стремительные роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода, неполное раскрытие родовых путей у женщины, слишком крупный плод, а также использование медперсоналом специального родовспомогательного инструмента (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор и т.д.).
К развитию ММД в неонатальном периоде могут привести нейроинфекции и травмы, приведшие к повреждению центральной нервной системы. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его причиной, скорее всего, является педагогическая и социальная запущенность. Подобное состояние ребенка является воспитанием в неблагополучной семье.
Особенности диагностики
Для того чтобы диагностировать ММД у детей, врач должен провести всестороннее обследование при помощи существующих на сегодняшний день методов исследования.
При осмотре младенцев специалисты, прежде всего, обращают внимание на рефлексы, а также симметричность их выраженности. В возрасте от 3 до 6 лет врач уже может отследить динамику клинических проявлений, а также их тяжесть. При работе со школьниками используются методы психодиагностики, поскольку объективное обследование в этом возрасте не дает полной картины патологии.
Диагностируется минимальная мозговая дисфункция у детей при помощи систем Гордона, теста Векслера, «Лурия-90» и т.д. Эти методы дают возможность врачу (педиатру или невропатологу) оценить степень развития ребенка и его психическое состояние, а также выявить особенности поведения.
Из инструментальных методов наиболее информативными при диагностике ММД являются компьютерная и магнитно-резонансная томография, эхоэнцефалография, нейросонография и другие. Обычные клинические анализы отклонений от нормы не выявляют. Томография позволяет определить уменьшение коры головного мозга в области темени и левой части лба, повреждения передней области (медиальной и глазной), а также значительное уменьшение в размерах мозжечка. Использование рентгена позволяет исключить переломы черепа.
При диагностике минимальной мозговой дисфункции у детей практикуется дифференциальный подход. Зависит это, прежде всего, от возраста ребенка, а также от момента, в который проявились первичные симптомы. В ходе диагностических мероприятий потребуется исключить черепно-мозговую травму, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилепсию и заболевания с ней схожие, шизофрению, острое отравление тяжелыми металлами (свинцом) и другие патологии, имеющие схожие проявления.
Подбор схемы лечения
Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.
Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:
Специалисты в большинстве случаев дают положительные прогнозы для детей с ММД. Примерно 50% пациентов «перерастают» свое заболевание, при этом в подростковом и взрослом периоде жизни симптомы патологии исчезают полностью. Тем не менее, у ряда больных некоторые из проявлений заболевания остаются на всю жизнь.
Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.
Советы родителям
Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок. Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д.
Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:
Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек. Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.
Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.
Ммд у детей что это
Среди легких форм детских нервно-психических расстройств особое место занимает минимальная мозговая дисфункция (ММД). Проявляется эта патология в виде нарушений речи, поведения, а также двигательных функций.
Несмотря на то, что психиатры обозначают ММД, как легкое расстройство, оно требует обязательного профессионального сопровождения. Только так можно гарантировать успешную адаптацию ребенка к школе и усвоение им знаний, что позволит затем продолжить образование в высшем учебном заведении.
ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТОЛОГИИ
Первые признаки такой патологии, как минимальная мозговая дисфункция у детей, можно заметить в самом раннем возрасте. Видоизмененная форма черепа и ушных раковин, отклонение от нормы в строении нёба и роста зубов – все это является визуальными проявлениями ММД у детей.
Клиническая картина патологии достаточно обширна. Она может иметь самые разные проявления:
Минимальная мозговая дисфункция сопровождается высокой степенью истощаемости нервных клеток, расположенных в верхних слоях коры головного мозга. Следствием этого является быстрая утомляемость, также возникают определенные сложности с памятью и формированием запаса общих понятий. Все это ведет к психическим и речевым задержкам в развитии.
Дети с ММД испытывают трудности и в социальной сфере. Они легче находят общий язык с детьми, которые младше их по возрасту, тогда как излишняя возбудимость и склонность к созданию конфликтных ситуаций не позволяет наладить контакты с ровесниками в стенах дошкольных образовательных учреждений. У таких детей могут быть проблемы с засыпанием, они часто ворочаются во сне, большинство из них страдают недержанием мочи.
Постепенно, когда малыш становится старше, клинические проявления расстройства бесследно проходят. Согласно статистике, в младшем дошкольном возрасте ММД наблюдается примерно у каждого пятого из детей, а уже в начальных классах патологию можно встретить у одного из 20 учеников. Но это возможно лишь в том случае, если воспитанию и образованию ребенка с ММД уделяется особое внимание. Лишь в очень редких случаях некоторые из проявлений расстройства сохраняются у взрослых.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Основной причиной развития ММД принято считать органическое повреждение коры головного мозга или аномалию развития. Негативно сказаться на формировании центральной нервной системы плода могут различные инфекции, соматические заболевания матери, находящиеся в стадии обострения, неправильное питание беременной женщины, различные патологии беременности, прием некоторых лекарственных средств, употребление алкоголя, наркотических препаратов и курение.
Привести к развитию этого расстройства могут и различные травмы, нанесенные ребенку в момент его появления на свет. Кроме того, спровоцировать патологию могут такие факторы, как слабовыраженная родовая деятельность и последующая стимуляция специальными средствами, стремительные роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода, неполное раскрытие родовых путей у женщины, слишком крупный плод, а также использование медперсоналом специального родовспомогательного инструмента (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор и т.д.).
К развитию ММД в неонатальном периоде могут привести нейроинфекции и травмы, приведшие к повреждению центральной нервной системы. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его причиной, скорее всего, является педагогическая и социальная запущенность. Подобное состояние ребенка является воспитанием в неблагополучной семье.
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ
Для того чтобы диагностировать ММД у детей, врач должен провести всестороннее обследование при помощи существующих на сегодняшний день методов исследования.
При осмотре младенцев специалисты, прежде всего, обращают внимание на рефлексы, а также симметричность их выраженности. В возрасте от 3 до 6 лет врач уже может отследить динамику клинических проявлений, а также их тяжесть. При работе со школьниками используются методы психодиагностики, поскольку объективное обследование в этом возрасте не дает полной картины патологии.
Диагностируется минимальная мозговая дисфункция у детей при помощи систем Гордона, теста Векслера, «Лурия-90» и т.д. Эти методы дают возможность врачу (педиатру или невропатологу) оценить степень развития ребенка и его психическое состояние, а также выявить особенности поведения.
Из инструментальных методов наиболее информативными при диагностике ММД являются компьютерная и магнитно-резонансная томография, эхоэнцефалография, нейросонография и другие. Обычные клинические анализы отклонений от нормы не выявляют. Томография позволяет определить уменьшение коры головного мозга в области темени и левой части лба, повреждения передней области (медиальной и глазной), а также значительное уменьшение в размерах мозжечка. Использование рентгена позволяет исключить переломы черепа.
При диагностике минимальной мозговой дисфункции у детей практикуется дифференциальный подход. Зависит это, прежде всего, от возраста ребенка, а также от момента, в который проявились первичные симптомы. В ходе диагностических мероприятий потребуется исключить черепно-мозговую травму, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилепсию и заболевания с ней схожие, шизофрению, острое отравление тяжелыми металлами (свинцом) и другие патологии, имеющие схожие проявления.
ПОДБОР СХЕМЫ ЛЕЧЕНИЯ
Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.
Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:
Специалисты в большинстве случаев дают положительные прогнозы для детей с ММД. Примерно 50% пациентов «перерастают» свое заболевание, при этом в подростковом и взрослом периоде жизни симптомы патологии исчезают полностью. Тем не менее, у ряда больных некоторые из проявлений заболевания остаются на всю жизнь.
Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок. Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д.
Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:
Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек. Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.
Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.