Мне казалось что нужно иметь колоссальное знание чтобы по компасу
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
Порядок разбора
См. порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения с одним придаточным.
В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными различаются следующие виды подчинительной связи:
а) сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением:
б) сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением:
в) сложноподчинённое предложение с неоднородным соподчинением:
г) сложноподчинённое предложение с подчинением смешанного типа:
Образец разбора
1- я часть: простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
2- я часть: простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнённое обособленным определением.
3- я часть: простое, односоставное (безличное), распространённое, неосложнённое.
4- я часть: простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
452. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и распределяя предложения в таблицу, данную ниже.
1. Мне казалось что нужно иметь колоссальные знания чтобы по компасу и звёздам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно. (Пауст.) 2. Мальчики оделись и пошли в столовую где пахло горячим хлебом сдобными лепёшками где от светло вычищенного самовара шёл такой пар до потолка что запотели окна. (А. Н. Г.) 3. Он хотел уверить себя что никакой опасности нет что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха. (Купр.) 4. На снежном обрыве где желтели пятна и полосы от золы которую сегодня утром выгребли из печек двигались маленькие фигурки. (А.Н. Г.) 5. Он рассказывает как жилось прежде здорово весело и интересно какая была в России умная интеллигенция и как высоко она ставила понятия о чести и дружбе. (?.) 6. По возвращении домой Пьеру казалось что он приехал из какого-то дальнего путешествия где он провёл десятки лет. (Л. Г.) 7. В плену в балагане Пьер узнал не умом а всем существом своим жизнью что человек сотворён для счастья что счастье в нём самом в удовлетворении естественных человеческих потребностей и что всё несчастье происходит не от недостатка а от излишка. (Л. Т.)
Задание: спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.
Мне казалось что нужно иметь колоссальные знания чтобы по компасу и звездам определить где находится наше судно застрявшее во льдах.
По мере того как угасал день в лесу становилось все тише и тише.
Недаром Салтыков-Щедрин говорил что если хоть на минуту замолкнет литература то это будет равносильно смерти народа.
Ребенок плакал но не говорил почему.
Вокруг так светло что трудно угадать близко ли утро или все еще продолжается вечер.
Он заметил что когда взошла луна в степи началась новая жизнь.
В то время как рос и украшался Петербург по-своему изменялась и Москва.
И в один майский день когда небо зеленело от холода пришло великое известие что мы победили и война окончена.
Важно не что мы говорим, а что мы делаем.
Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке и когда они, заснеженные, спокойно спят под лунным светом.
Мы знали что если сегодня не преодолеем горный перевал никогда не достигнем вершины.
Он желал чтобы ветер выл не так уныло и чтобы дождь стучал не так сердито.
Приеду я в Москву скоро, но неизвестно когда.
Теперь когда вблизи говорили люди и светилось окно ему уже не было страшно хотя гром трещал по-прежнему и молнии полосовали небо.
Давно заметил что когда ветерок качает вершины деревьев то в этом есть особенная прелесть.
Русский 9 класс, упражнение 245?
Русский 9 класс, упражнение 245.
Определите вид подчинительной связи(Например : однородное, параллельное, последовательное, неоднородное)
1)Перестань говорить тотчас же, когда заметишь что, раздражаешься сам или тот, с кем говоришь.
3)Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано.
4)Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень.
5)Старик вернулся и заявил, что, кажется, придумал, как перебраться на другой берег незамеченным.
6)Мне казалось, что нужно иметь колоссальный запас знания, чтобы по компасу и звездам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно.
Помогите пожалуйста, буду благодарен.
Однородное, параллельное, последовательное, неоднородное)
1)Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь.
2)Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек, чтобы поведать чужим людям о своем счастье.
3)Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано.
4)Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень.
5)Старик вернулся и заявил, что, кажется, придумал, как перебраться на другой берег незамеченным.
6)Мне казалось, что нужно иметь колоссальный запас знания, чтобы по компасу и звездам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно.
Расставьте знаки препинания, укажите грамматическую основу, и вид связи в следующих предложениях :1?
Расставьте знаки препинания, укажите грамматическую основу, и вид связи в следующих предложениях :
Приятно когда на свете есть люди которым хочется помочь.
2. Долго было слышно как он шагал туда где светится огонёк чтобы поведать людям своё счастье.
3. Старцев всё собирался к Туркиным но в больнице было много работы и он никак не мог выбрать свободного часа.
4. Лёд на окнах начал таять и из этого можно было заключить что на дворе мороз стал меньше.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания?
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
Составьте схемы данных предложений.
1) Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам или тот с кем говоришь.
(Л. Толстой) 2) Долго было слышно как он шагал туда где светится огонёк чтобы поведать чужим людям о своём счастье.
(А. Чехов) 3) Человек одарён разумом и творческой силой чтобы приумножить то что ему дано.
(А. Чехов) 4) Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень.
(В. Арсеньев) 6) Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звёздам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно.
1. Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания?
1. Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания.
2. Составьте схемы предложений, определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное).
1. Общеизвестно что листья мимозы если до них дотронуться мгновенно складываются.
2. Как бы ни устал как бы ни намок в лесу под дождём как ни приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть всё же приятнее сначала разобрать корзину.
3. Кто никогда не видал как растёт клюква тот может долго идти по болоту и не замечать что он по клюкве идёт.
4. Если один раз пожалеешь что не сказал то сто раз пожалеешь о том что не промолчал.
5. Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам и тот с кем говоришь.
Выскажите своё отношение к мысли : «Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь?
Выскажите своё отношение к мысли : «Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь.
Долго думаю над этим упражнение и никак не пойму?
Долго думаю над этим упражнение и никак не пойму.
«Распространите комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем.
Запишите свой вариант этой части.
Полный синтаксический разбор предложения?
Полный синтаксический разбор предложения.
‘человек одарен разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано’.
Основная Мысль Данного Текста?
Основная Мысль Данного Текста.
На территории нашей огромной страны живет множество разных народов.
У каждого народа есть свой родной язык который передается из поколения в поколения.
Благодаря родному языку люди не только общаются друг с другом, но и хранят историю, культуру, традиции своего народа, ощущают себя его частью.
Родным называют язык, на котором мы начинаем говорить и думать с раннего детства, перенимая его от окружающих нас взрослых людей, от своих родных.
В течение всей жизни мы учимся пользоваться своим языком для общения с другими людьми.
Знание языка необходимо нам для учебы и работы.
Язык помогает людям договариваться о том, как нужно вести себя в обществе.
В нашей многонациональной стране русский является государственным языком.
Это общий язык для людей разный национальностей России.
Многие из этих людей с детства могут говорить на двух языках : на своем родном и на русском.
Сделайте схему предложения «старик вернулся и заявил, что, кажется, придумал как перебраться на другой берег незамеченными»?
Сделайте схему предложения «старик вернулся и заявил, что, кажется, придумал как перебраться на другой берег незамеченными».
Срочно?
Вот план : 1выделите грамматические основы предложений, укажите главную и придаточные части.
2определите к чему относятся придаточные част.
3выясните, как присоединяется каждая придаточная часть.
4составьте графическую схему предложения.
5объясните постановку знаков препинания.
Мне показалось, что нужно иметь колоссальные знания, чтобы по компасу и звездам определить в какой част обширнейшоно океана находится наше судно.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
1. Сколько частей в сложном предложении?
Не помню где мы еще бродили в эту ночь только помню что никак не могли уйти от Шевы (Астафьев).
2. В каком сложноподчинённом предложении два придаточных?
1) Долго было слышно как он шагал туда где светится огонек чтобы поведать чужим людям о своем счастье (Горький).
2) Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звездам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно (Арсеньев).
3) Город как бы спрашивал тебя где же ты был в зимние дни когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней (Астафьев).
4) И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила (Тургенев).
3. Укажите главное предложение в сложноподчинённом предложении:
(1) Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, (2) что он может, (3) как прекрасна была бы земля наша (Чехов).
4. Укажите вид подчинения придаточных предложений в предложении:
Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
1) последовательное подчинение;
2) параллельное подчинение;
3) однородное подчинение;
4) комбинированное подчинение.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В замаскированном гнезде я насчитал более десятка насиженных яиц (1) и (2) чтобы не дать им остынуть (3) поспешил поскорее убраться.
1)1,2; 2) 2,3; 3) 1,2,3; 4)1,3.
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы мне хочется взобраться на них и посмотреть, какой мир откроется моим глазам за горами (Арсеньев).
2) Каждый знает, как легко подниматься по осыпям, и как трудно по ним спускаться вниз (Арсеньев).
3) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь понятна, прекрасна, проста (Айтматов).
4) Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
1. Сколько частей в сложном предложении?
Очевидно было что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.
2. В каком сложноподчинённом предложении три придаточных?
1) Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень.
2) Старик вернулся и заявил что кажется придумал как перебраться на другой берег незамеченным (Симонов).
3) Иногда он вспоминал о слышанном им рассказе как на войне солдаты старательно подыскивают себе занятие для того чтобы легче переносить опасность (Быков).
4) Она стала узнавать ряженых восхищаясь тем как хорошо были сделаны костюмы как шли они особенно к барышня и благодарила всех за то что так повеселили ее (Тургенев).
3. Укажите главное предложение в сложноподчинённом предложении:
(1) Если в задаче говорилось о бассейне с трубами, (2) мне представлялся бассейн за стеклянной стеной, (3) по которой скользили молчаливые тени (Каверин).
4. Укажите вид подчинения придаточных предложений в предложении:
Чтобы выстоять в войне с врагом, город вынес такие испытания, каких еще ни разу не знал за много лет (Сергеев-Ценский).
1) последовательное подчинение;
2) параллельное подчинение;
3) комбинированное подчинение;
4) однородное подчинение.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я так ушел в свои думы (1) что (2)совершенно забыл (3) зачем пришел сюда в этот час сумерек (Арсеньев).
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Нужно было остановить лошадь, так как наша прямая дорога обрывалась и уже шла вниз по крутому, поросшему кустарником скату (Чехов).
2) Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось (Тургенев).
3) Света луны оказалось вполне достаточно, чтобы части шли туда, куда им было указано, и делали потом то, что диктовал жестокий закон штыковых атак (Сергеев-Ценский).
4) Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что, если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Короленко).
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
1. Сколько частей в сложном предложении?
Есть на нашей реке такие глухие и укромные места что когда продерешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире (Сергеев-Ценский).
2. В каком сложноподчинённом предложении три придаточных?
1) Человек одарен разумом и творческой силой чтобы приумножить то что ему дано (Паустовский).
2) Надо перестать говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам или тот с кем говоришь (Каверин).
3) Наташа не кончила еще петь как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием что пришли ряженые (Л. Толстой).
4) В воздухе висит зной от которого клонится лист и покрывается трещиной земля (Чехов).
3. Укажите вид подчинения придаточных предложений в предложении:
Слышно было, как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка (Сергеев-Ценский).
1) последовательное подчинение;
2) однородное подчинение;
3) параллельное подчинение;
4) комбинированное подчинение.
4. Укажите предложение с параллельным подчинением:
1) Фома плохо понимал, когда Егор шутит и когда говорит серьезно (Горький).
2) Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почто неучтиво слушал пожилую даму, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку (Л. Толстой).
3) Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человечества хотя бы немного зоркости (Паустовский).
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Это самое главное для понимания (1) что вредит человеку (2) и что идет ему на пользу (3) и как надо поступать (4) чтобы получалось счастье (Сергеев-Ценский).
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Она сказала ему, что, если он болен, то надо лечиться.
2) Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
3) Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее.
Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.Задание№18.
Лидия Николаевна Белая
ЗАДАНИЕ №18. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным определительным.
Формулировка задания. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мартынов (1) умственное и нравственное понимание (2) которого (3) не выходило за пределы общепринятых понятий (4) давно уже раздражался против Лермонтова (5) которого он в душе считал и по «карьере», и по талантам «салонным».
Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.
В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!
Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.
Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!
В сложном предложении есть вводные конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!
I .Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:
1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие):
1) если перед ними стоит отрицание не :
Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.
2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся):
II. При составных союзах:
благодаря тому что
вследствие того что
несмотря на то что
В середине предложения – запятая – ОДИН РАЗ!
(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга].
НЕ + составной союз:
[Я пришел на спектакль НЕ потому], (что он был интересный).
Усилительная частица + составной союз:
[ Слушатели набились в концертный зал ТОЛЬКО потому], (что представление было бесплатное ).
Вводное слово + составной союз:
[Мы проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что были просчеты в тактике игры).
Придаточные определительные относятся к члену главного предложения, выраженному существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, и отвечают на вопросы определений (какой? какая. ).
Придаточные определительные предложения прикрепляются к главному чаще всего с помощью союзных слов: какой, который, что, когда, где и др.
Придаточное определительное ВСЕГДА стоит либо после главного предложения, либо внутри главного:
На пригорке стоит дом, в котором мы живём.
Дом, в котором мы живём, стоит на пригорке.
В зданиях ЕГЭ используются примеры предложений, в которых придаточная часть присоединяется ТОЛЬКО с помощью союзного слова «который», стоящего дистантно (не сразу после определяемого слова, а на некотором удалении от него):
1.Никогда не ставится запятая после союзного слова который:
События, свидетелями которых мы стали, потрясли город.
2. Если союзное слово который является зависимым словом при деепричастии, запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который – нет:
Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь.
3. Если придаточные определительные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, между ними запятая не ставится:
Книги , которые я прочитал и которые бы посоветовал вам , написаны нашими современниками.
Союзное слово «который» может стоять как в начале придаточной части, так и в середине.
Слово «который» ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, т. е ОТНОСИТЕЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ в роли союзного слова.
Мышление человека обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию, для разрешения которой нет готового рецепта.
1. Выделить грамматические основы.
2. Выделить союз или союзное слово.
3. Определить границы главного и придаточного предложений.
4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая перед придаточным не ставится.
5. Проставить знаки препинания
6. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
Выделяем грамматические основы предложения.
Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать .
В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась и не вспоминать – это НЕ разные основы, а одно сказуемое.
Определяем границы главного и придаточного предложений:
[Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней] (2) (в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать) .
На границе основ поставим запятую:
[Вера старалась и не вспоминать тех страшных дней], (в течение которых ей так много пришлось страдать) .
Задание №1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
1.Произведения молодого Шишкина (1) которые были созданы им (2) в годы учёбы в Академии художеств в Петербурге (3) отмечены романтическими чертами.
2. Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в
3. Через сто лет (1) Петербург стал пышным городом (2) перед красотой (3) которого (4) померкла старая столица.
4.Уоллес заявил (1) что считает их действия великодушными (2) и никогда позднее он не претендовал на всемирную славу (3) которая досталась Дарвину (4) и его великой книге.
5. Мне хотелось бы написать про учёных (1) которые выступали мужественно, разоблачая собственные ошибки и заблуждения про русских учёных (2) которые снимали с себя звания академиков (3) если академия поступала несправедливо.
6. Мало того (1) сэр Барроу отказался от кафедры (2) потребовав (3) чтобы её занял ученик (4) которого тогда мало (5) кто знал.
7. Приём (1) который оказала Чайковскому публика на фестивале в Нью-Йорке в 1891 году (2)
был радушным и искренним.
8.Стремление Достоевского создать образ положительного героя (1) который мог бы служить идеалом (2) нашло выражение (3) в романе «Идиот».
9.У нашего поколения (1) которое помнит дорогую книгу (2) сохранилось особенное уважение к ней (3) как к предмету высшего духовного порядка (4) несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.
10.Тютчев (1) который стал крупнейшим представителем русской (2) философской лирики (3) написал своё первое стихотворение в одиннадцать лет.
11.Мне казалось (1) что нужно иметь колоссальные знания (2) чтобы по компасу (3) и звёздам определить (4) в какой части обширнейшего океана находится наше судно.
12.Когда экипаж въехал на двор (1) господин был встревожен трактирным слугой, живым и вертлявым до такой степени (2) что нельзя было рассмотреть (3) какое у него было лицо.
13.Мальчики оделись (1) и пошли в столовую (2) где пахло горячим хлебом, сдобными лепешками (3) где от светло вычищенного самовара шёл такой пар до потолка (4) что запотели окна.
14.Он хотел уверить себя (1) что никакой опасности нет (2) что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью (3) и что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха.
15. Сам он не помнил никогда (1) как бежал лесом (2) как попал в село (3) и (4) как добрался до своей родной хаты.
Задание №1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
1. К тому (1) кто в нём (сочувствии) нуждается (2) кому плохо (3) хотя он молчит (4) надо приходить на помощь (5) не ожидая зова.
2. «Град Петров» в произведениях А.С. Пушкина – это не только историческая «сцена» (1) на
которой разворачиваются (2)и подлинные (3) и вымышленные события (4) но и символ
3. По этюду (1) который был сделан в 1870 году (2) художник начинает писать картину «На пашне» (3) но оставляет её (4) и возвращается к этой теме только через два года.
4.В глухой, далёкой деревне (1) где до ближайшей станции больше ста километров (2) где любая поездка становится целым путешествием (3) сама эта мысль казалась безумием.
5.Кольке представилось (1) что сейчас его высадят (2) и он окажется (3) в беспредельной пустоте необитаемой планеты…
6.Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3)
была устроена его будка (4) и побежал в сад.
7.Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают
способностью (4) удерживать огромное количество влаги.
8.Как важно (1) чтобы была на пути такая вот библиотека имени Достоевского или
другое учреждение (2) где работают взрослые (3) которые постараются понять тебя (4)
и принять не только благополучного, успевающего, чистенького, но и блуждающего
впотьмах, ищущего, туманно представляющего (5) что тебе в жизни надо.
9.На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного
хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей
обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями.
10. Дом (1) в котором поселился Чайковский (2) находился (3) на самой окраине (4) городка
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Вулканическая деятельность – явление грандиозное и впечатляющее.
2) Ни один из геологических процессов, протекающих медленно, не поддаётся непосредственному наблюдению.
3) Извержение вулканов может изменить отдельные участки Земли до неузнаваемости за считанные дни.
4) Процесс вулканизма – единственный из геологических процессов, быстро формирующий облик Земли и позволяющий увидеть её структуру, – вызывает особый интерес учёных.
5) Процесс вулканизма – единственный из геологических процессов, который быстро формирует облик Земли и позволяет увидеть её структуру, что и вызывает интерес учёных.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Даже Естественно Несмотря на то Причём Во-первых
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УЧАСТОК. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Небольшая часть поверхности площади чего-либо. Участков Луны, у. кратеров.
2) Часть земельной площади, занятая чем-н. или предназначенная для чего-н. Садовый у. (в садоводческом товариществе). У него за городом дача, у.
3) В ряде служб, в специальных областях деятельности: административно- территориальное подразделение чего-н. Избирательный у. У. службы пути. Врачебный у.
4) Зона действий какой-н. воинской части, войскового соединения. У. обороны. У. прорыва. У. форсирования. На участке дивизии.
5) Область, отрасль какой-н. общественной деятельности. Важный у. работы.
6) В царской России: подразделение, отделение городской полиции.
4.В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
пОнявший тОрты каталОг красИвее начАв
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Участнику деловой или туристической поездки в США для оформления визы необходимо ПРЕДСТАВИТЬ пакет соответствующих документов.
Дефицит кальция в организме помогут ПОПОЛНИТЬ прежде всего такие продукты, как молоко, творог, сыр.
Участие в командных играх и других интересных спортивных мероприятиях дарит нам ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд бодрости.
При раскатывании теста необходимо периодически СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.
ДОБРОТНЫЙ дом был приобретён на средства моего отца.
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ЯБЛОК около ПЯТИСТА километров
несколько ПОЛОТЕНЕЦ ИХ разговор
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) нарушение в построении предложения с однородными членами
1) Собор Василия Блаженного имеет не только
богатый декор, но и необычную общую композицию.
2) Я искренне восхищался и любил эту картину Сурикова, от неё исходила неведомая сила.
3) Поколение наших отцов и дедов с недоверием воспринимали реформы.
4) Уставшие от долгой прогулки, нам хотелось
поскорее добраться до лагеря.
5) В 1871–1872 годах выходит шестой роман Достоевского с вызывающим символическим
6) Увидев эту поляну, ты не сможешь забыть её.
7) На собрании группы обсуждались вопросы посещаемости и то, что нет ли возможности досрочно сдать зачёты.
8) Горький мог ярко изобразить быт босяков, так как хорошо знал жизнь этих людей изнутри.
9) Вопреки ожиданий служба в полку была полна неожиданностей, зачастую приятных.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
изд..лека выб..рать к..вычки к..снуться ор..гинальный
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..вратности (судьбы), пр..готовить
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
мизинц..вый несговорч..вый выносл..вый веснушч..тый пристра..вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
независ..мый пригрева..мое подозрева..мый омыва..мый расходу..мые
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ПОНЯТЬ людям, каким образом Бим находил целебные травы.
Художник обдумывал замысел ещё (НЕ)СОЗДАННОГО полотна.
Девочка шла по улице, (НЕ)СМОТРЯ по сторонам.
Друзья вели (НЕ)СПЕШНЫЙ разговор.
(НЕ)ТОЛЬКО театр, но и кино интересовали старинных подруг.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Меняется деревня Озерцо, но в мелкой речке ТАК(ЖЕ) месяц тонет, и ТАК(ЖЕ) силу ей дают ключи, и пьют мальчишки из ковша ладоней, как век назад.
Мои спутники ТО(ЖЕ) осматривали берег (В)ТЕЧЕНИЕ целого часа и обнаружили янтарь причудливой формы.
Звуки мало-помалу слабеют, (ПО)НЕМНОГУ замирают, а скоро их (СО)ВСЕМ уже не слышно.
И (НЕ)СМОТРЯ на то, что путешественники знали о быстро наступающих сумерках, темнота ВСЁ(ТАКИ) застала их врасплох.
(ВО)ВРЕМЯ поездки на автомобиле будьте осторожны, ТАК(КАК) движение на этой улице одностороннее.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Стари(1)ые лампы, тка(2)ые кошельки, серебря(3)ые ножи и вилки, старое, тускловатое венецианское стекло – всё было выброше(4)о прибоем времени на эту площадь, как волны выбрасывают на берег водоросли, ракушки и прочий морской сор.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Художник совершал поездки по Финскому заливу и Чёрному морю и отразил свои впечатления во многих полотнах.
2) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.
3) Во взгляде автора «Слова о полку Игореве» мы угадываем и любование бесконечными просторами и доподлинное знание окружающего мира.
4) За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов.
5) В этом году одновременно зацвели лилии и гладиолусы.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ну что ж (1) ну что ж (2) да не разбудит страх (3)
Вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть (4)
Друзья мои (5) туманит ваши очи.
О одиночество (6) как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
Как холодно (7) ты (8) замыкаешь круг,
Не внемля увереньям бесполезным. (Б.А. Ахмадуллина)
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лена – главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно развивающегося хозяйства (4) огромно.