Мне кажется что всякий человек упражнение 93
Сочинения к варианту №1 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.
Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога.
(1)Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
(2)Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
(З)Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога. (4)Перекусывая, она разбирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для неё: Лонгрен сделал их ночью. (5)Одной из них была миниатюрная гоночная яхта. (б)Белое судёнышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шёлка. (7)Ассоль пришла в восхищение. (8)Пламенный весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь. (9)Дорогу пересекал ручей, который уходил в лес.
(10)«Если я спущу её на воду поплавать немного, — размышляла Ассоль, — она ведь не промокнет. (11)Девочка осторожно спустила на воду пленившее её судно и побежала за уплывающей игрушкой, надеясь, что её где-нибудь прибьёт к берегу. (12)Она старалась не терять из виду красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.
(13)В такой безуспешной и тревожной погоне прошло около часа, когда с удивлением, но и с облегчением Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край жёлтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости. (14)С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и рассматривает её с любопытством слона, поймавшего бабочку.
(15)Это был Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.
— (16)Теперь отдай мне, — несмело сказала девочка. — (17)Ты как поймал её?
(18)Эгль поднял голову и с минуту разглядывал девочку, улыбаясь. (19)Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.
— (20)Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном, — сказал Эгль, посматривая то на девочку, то на яхту. — (21)Это что-то особенное. (22)Это твоя штука?
— (23)Да, я за ней бежала по ручью. (24)Она была тут?
— (25)У самых моих ног. (26)Как зовут тебя, крошка?
— (27)Ассоль, — сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.
— (28)Хорошо, — продолжал старик. — (29)Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов, как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты. (30)Я, милая, поэт в душе — хоть никогда не сочинял сам. (31)Что у тебя в корзинке?
— (32)Лодочки, — сказала Ассоль, встряхивая корзинкой.
— (ЗЗ)Отлично. (34)Тебя послали продать. (35)По дороге ты занялась игрой: пустила яхту поплавать, а она сбежала — ведь так?
— (36)Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль. — (37)Тебе кто-то сказал или ты угадал?
— (38)Я это знал. (39)Потому что я — самый главный волшебник. (40)Тебе нечего бояться меня, — серьёзно сказал он. — (41)Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душам.
(42)Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.
— (43)Ах, почему я не родился писателем? — продолжал Эгль. (44)Ну-ка, слушай меня внимательно. (45)Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идёшь, в Каперне. (46)Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь, никем не слышанное. (47)Но у вас не рассказывают сказок. (48)У вас не поют песен. (49)А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом.
(50)Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказка памятная надолго. (51)Ты будешь большой, Ассоль. (52)Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. (53)Сияющая громада парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. (54)Тихо будет плыть этот чудесный корабль; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. (55)Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. (56)Тогда ты увидишь храброго красивого принца. «(57)3дравствуй, Ассоль! — скажет он. — (58)Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти навсегда в своё царство.
(59) У тебя будет всё, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали».
(60) Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звёзды спустятся с неба чтобы поздравить тебя с приездом.
— (61)Это всё мне? — тихо спросила девочка. (62)Её серьёзные глаза просияли доверием. — (бЗ)Может быть, он уже пришёл. тот корабль?
— (64)Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал ты вырастешь — и это сбудется. (65)Что бы ты тогда сделала?
— (66)Я? (67)Я бы его любила, — поспешно сказала она и не совсем т » прибавила: — Если он не дерётся.
— (68)Нет, не будет драться, — сказал волшебник, таинственно подмигнув — не будет, я ручаюсь за это. (69)Иди, девочка, и не забудь того, что сказал я. (70)Иди. (71)Да будет мир пушистой твоей голове!
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Н.Ф. Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
Грамматика – это раздел науки о языке, включающий в себя морфологию и синтаксис. Известный лингвист Н.Ф. Бунаков утверждает, что знание грамматических норм помогает людям передавать оттенки своих чувств и переживаний. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, например, 42 предложение – это сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной. На союзное слово «что» падает логическое ударение: автору важно подчеркнуть, что девочка с первого взгляда привлекала внимание сказочника Эгля. Перед третьей частью сложного предложения ставится двоеточие, так как А. Грин поясняет, какое сильное впечатление произвела на героя Ассоль своим «невольным ожиданием прекрасного». Благодаря этому читатель понимает, что главная героиня – очень необычный человек с богатым внутренним миром.
Кроме того, в середине 63 предложения стоит многоточие, что тоже немаловажно для характеристики литературного персонажа. Ассоль делает паузу, не сразу решаясь произнести вслух заветное слово «корабль». Благодаря этому знаку препинания мы видим, что девочка очень доверчива и даже немного наивна, но её искренняя вера в мечту трогает сердце читателя.
Таким образом, именно грамматика позволяет нам передавать свои чувства и эмоции и помогает людям понимать друг друга.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 42: «Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы».
Смысл приведённого фрагмента текста я понимаю так: Ассоль – тонкая, ранимая натура с необычным взглядом на жизнь и богатым внутренним миром. Она произвела сильное впечатление на волшебника Эгля своей верой в светлое будущее и ожиданием настоящего чуда. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Во-первых, в предложениях 5-8 автор говорит о том, какое сильное восхищение испытывает его героиня, наблюдая за игрушкой. Это было «белое судёнышко» с яркими алыми парусами, и девочке кажется, что она держит в руках огонь. Ассоль – необыкновенный человек, потому что в самой простой вещи она может увидеть нечто прекрасное.
Во-вторых, в предложении 62 говорится о том, что «серьёзные глаза» Ассоль «просияли доверием», когда она услышала предсказание Эгля. Девочка искренне верит каждому слову волшебника, потому что она действительно мечтает о таком будущем. Герой дарит Ассоль надежду, и она по-настоящему благодарна этому человеку.
Итак, Ассоль с детства верила в свою «блаженную судьбу», и это помогло ей стать счастливой. Тот, кто до самого конца следует за своей мечтой, обязательно будет вознаграждён.
9.3 Как Вы понимаете значение слова НАДЕЖДА?
Что даёт человеку надежда? Можно смело утверждать, что она окрыляет нас и в трудную минуту дарует силы для движения вперёд. Даже в самые тяжёлые моменты нельзя утрачивать последнюю надежду: чёрная полоса обязательно уступит место белой. Обратимся к тексту, чтобы подтвердить эти мысли.
Так, в предложениях 61-67 говорится о том, что у девочки Ассоль появилась мечта о корабле с алыми парусами. Она поверила предсказанию волшебника Эгля, и «её серьёзные глаза просияли доверием». Теперь она будет ждать храброго и красивого принца, потому что в её душе зародилась надежда на прекрасное будущее.
Во многих произведениях художественной литературы надежда становится главным источником жизни и вдохновения для героев. Например, героиня романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Маша Миронова отправляется к самой императрице, чтобы защитить любимого человека. Это очень смелый поступок, на который девушка решилась потому, что у неё осталась слабая надежда на благополучный исход.
Таким образом, можно сделать вывод, что без надежды человеку трудно выжить, и именно она иногда спасает нас и помогает изменить жизнь в лучшую сторону, обрести счастье.
8 правил здорового пофигизма, которые помогут сохранять спокойствие в любых ситуациях
С детства большинству людей внушают, что пофигизм — это плохо, и в первую очередь человек должен думать о том, как помочь своим близким, исправить ошибки, стать полезным кому-то другому. На деле же успеха добиваются не те, кто отодвигает себя на задний план и делает всё, чтобы завоевать расположение окружающих, а те, кто научился справляться с трудностями без боли и переживаний, не принимая слова других людей близко к сердцу.
Пофигизм действительно может упростить твою жизнь, но тут главное — понимать разницу между пофигизмом обыкновенным и здоровым, правильным. Здоровый пофигизм — это прежде всего способность человека смотреть в глаза своим трудностям, зрело оценивать свои чувства и быть честным с самим собой. Нездоровое проявление пофигизма — это игнорирование своих ошибок, обесценивание полученного жизненного опыта, нежелание переживать тяжелые моменты. Такие люди не развиваются внутренне и долгие годы тянут за собой груз нерешенных проблем.
Если ты хочешь научиться реагировать на внешние раздражители без паники и стресса, воспользуйся несколькими правилами здорового пофигизма. Мы собрали для тебя лучшие советы, которые изменят твою жизнь.
1. Не давай оценку вещам или событиям
Человеку свойственно мыслить категориями и делить все события и вещи на «позитивные» и «негативные», «возможные» и «невозможные». Такое перечисление можно продолжать еще долго, но суть в том, что в реальности есть намного больше оттенков, и делить всё на черное и белое как минимум бессмысленно.
Ты можешь столкнуться с проблемой, которая на первый взгляд покажется тебе нерешаемой, и перед тобой встанет непростой выбор: пойти простым путем и назвать ее непреодолимым препятствием или не спешить с оценкой и постараться для начала приложить хоть какие-то усилия. Здоровый пофигизм учит не давать оценку мыслям, словам, поступкам и событиям, так как в жизни человека нет ничего однозначного. Пока ты не попробуешь изменить то, что тебя беспокоит, раздражает или выводит из себя, пока ты не выяснишь, что на самом деле человек имел в виду и каковы были его мотивы, не давай громких характеристик.
2. Прими тот факт, что в жизни всегда будет присутствовать неопределенность
Человека пугает неизвестность и неопределенность, но постарайся смириться с неоспоримым фактом: жизнь неопределенная сама по себе. Но это не лишает тебя возможностей. Напротив, перед тобой открыты все двери. Ты можешь заниматься чем угодно, выглядеть как тебе захочется, жить там, где будет комфортнее всего. Твое будущее — это не прописанный до мелочей сценарий, а путь, который ты выбираешь и видоизменяешь как угодно. Приложив достаточно усилий, ты можешь добиться всего, что запланировал, и даже больше.
3. Избавься от стремления к недостижимому идеалу
Избавляйся от своего перфекционизма — забудь о своей идее достичь совершенства, стать лучшим из лучших и показывать идеальные результаты. Ты всё равно не сможешь добиться того, чего не существует. Перфекционистам недостаточно просто хорошего результата — они с каждым разом повышают ставки, требуя от себя невозможного. А после страдают, обвиняя себя в лени, недостаточном старании или отсутствии необходимых навыков.
Здоровый пофигизм — это когда ты понимаешь, что неидеален, и позволяешь себе пусть изредка, но всё же довольствоваться просто завершенными делами, без самокопания и обвинений. Ты должен научиться подходить к своей работе без фанатизма, иначе тебя ждет тревожность, неврозы и эмоциональное выгорание, с которыми ты точно не добьешься успеха.
4. Найди свой способ борьбы со стрессом
Каждый человек справляется со стрессом по-разному, и это нормально. Не стоит зачитываться статьями о том, как полезен спорт и как смена деятельности помогает отвлечься от переживаний. Если спорт для тебя — источник стресса, то, посещая спортзал после тяжелого рабочего дня, ты будешь только умножать негативное влияние на свое здоровье. Подумай о том, что помогает расслабиться именно тебе. Может, в твоем случае вместо физических нагрузок лучше набрать горячую ванну или заказать доставку любимой еды.
5. Не принимай слова и поступки окружающих на свой счет
Перестань винить себя в поступках и словах окружающих. То, что человек слишком резко ответил тебе на безобидный вопрос, еще не значит, что ты что-то сделал не так. У него мог быть плохой день на работе, он мог поссориться с близким человеком, опоздать на важную встречу и т. д. Если тебя так сильно беспокоит поведение человека по отношению к тебе, вежливо поинтересуйся у него, в чём дело.
6. Бросай то, что тебя не интересует
Люди со здоровым пофигизмом со стороны могут показаться безответственными и беспечными, но это не так. Они просто ценят себя и свое время, поэтому быстро отсеивают те занятия, которые их не интересуют или не ведут их к желаемому результату. Здоровый пофигист будет пробовать различные хобби, менять несколько рабочих мест (а может, и профессий) и не станет убеждать себя остановиться только ради стабильности или доведения дела до конца. Такие люди не будут довольствоваться малым, и подобная позиция приносит им успех в жизни.
7. Восстанавливай силы, занимаясь тем, что тебе нравится
Мы привыкли держать себя в постоянном напряжении, ставить на первое место работу и трудиться, не позволяя себе ни минуты отдыха. В результате человек быстро устает, слабеет и только тратит внутренние ресурсы, не давая себе возможности восполнить их.
Приверженец позиции здорового пофигизма всегда находит время на свои любимые хобби, прогулки, встречи с друзьями, путешествия и другие вещи, которые прибавляют ему сил и дарят приятные воспоминания. Он понимает, что жизнь — это не только работа и утоление базовых потребностей.
8. Не уделяй большого значения возможным неудачам
Люди, которые боятся возможных неудач, никогда не добьются успеха в какой-либо области. Всё потому, что их движения сковывает страх. Они привыкли отказывать себе во многом, чтобы находиться в зоне комфорта, где не происходит ничего, с чем бы они могли не справиться.
Хватит уделять так много значения неудачам. Любая неудача — это жизненный урок, возможность попробовать еще раз, учитывая полученные знания и навыки. Неудачи — это двигатель прогресса, испытание, которое ты должен пройти, чтобы раскрыть свой потенциал и достичь успеха.
Русский язык и культура речи
Упражнение 93. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание н или нн. Кипячё. ая вода вскипячё. ое молоко; краше. ый пол покраше. ый забор, рама покраше. а, коше. ый или некоше. ый луг, скоше. ая трава, трава скоше. а, стреля. ый воробей подстреле. ая птица; жжё. ый кофе сожжё. ое письмо; копчё. ая колбаса закопчё. ые стены; балова. ый ребёнок избалова. ое дитя девочка избалова. а родителями; стриже. ый мальчик остриже. ая голова, волосы остриже. ы; дистиллирова. ая вода. Упражнение 94. От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всех родов и множественного числа) и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударения; н и нн в причастиях подчеркните. 1. Организовать организованный организован организована организовано организованы; основать, обосновать, остановить. |
2. Внести внесённый внесён внесена внесено внесены; внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.
3. Возложить возложенный возложен возложена возложено возложены; восстановить, добавить, заучить, предусмотреть.
Упражнение 95. Объясните различия в написании созвучных слов.
Девочка хорошо воспитана Девочка послушна и воспи-родителями. танна.
Встреча выпускников нашей Эта ученица дисциплинирован-
школы была организована и на и организованна.
Грозовая туча была рассеяна Ты вчера была рассеянна, ког-
ветром, и снова сверкало сол- да говорила со мной.
необдуманно, тихонько, исподлобья, исподтишка,
с давних пор, спросонья, свысока,
недружелюбно (смотреть), сплеча, сгоряча,
не выспавшись. сызнова.
Правописание отрицательных наречий
Упражнение 99. Прочитайте предложения левого и правого столбца. Обратите внимание на ударение в отрицательных наречиях, объясните разницу в значении предложений.
1. Я никогда не читал этой Мне некогда было читать эту книги. книгу.
2. Мы нигде не останавливались. Нам негде было останавливаться.
3. Он никуда не пошёл в Ему некуда было пойти в
4. Я ниоткуда не жду писем. Мне неоткуда ждать писем.
Упражнение 100. Дайте письменно отрицательные ответы на вопросы.
Образец: Когда вы были в Волгограде? Я никогда не был в Волгограде.
1. Куда вы ездили в воскресенье? 2. Где же нам заниматься? 3. Куда нам пойти сегодня вечером? 4. Куда вы пойдёте сегодня вечером? 5. Когда вы ездили на Чёрное море? 6. Где вы работали пять лет назад?
Правописание наречий на шипящий
Упражнение 101. Перепишите предложения, ставя после шипящих на конце слов, где следует, букву ь. Прокомментируйте её употребление. Подчеркните наречия и запомните их написание.
1. Через минуту трое всадников неслись вскач. по дороге (Н. О.). 2. Филофей несколько раз провёл рукой наотмаш. (Т.). 3. Было далеко за полноч. (Грин). 4. Подле отеля был новый двухэтажный дом, внизу двери открыты настеж. (Гонч.). 5. Чёрные тучи, сплош. покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь (Н.-П.). 6. Пётр упал навзнич. (Н.-П.). 7. Мимо прошёл последний вагон и покатился проч. (Сераф.). 8. И стало спорить ей (Неве) невмоч. (П.). 9. Терпели целый месяц, а как стало невтерпёж. прислали ко мне внезапно: давай денег (П.). 10. Ни один боец и не тронулся, лиш. стоят да друг друга поталкивают (Л.).
Слитное, дефисное написание наречий и раздельное написание наречных сочетаний
Упражнение 102. Перепишите предложения, раскрывая скобки. В случае затруднений обращайтесь к орфографическому словарю.
I. 1. Придётся отложить эту работу (на) завтра. 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Она [изба] состояла из одной горницы, довольно опрятной, разделенной (на) двое перегородкой (П.). 4. Мятежники скрылись и через час показались из-за горы, скача (в) рассыпную. 5. После объяснений враждующие стороны решили пойти (wa) мировую. 6. Этак мы и (до) завтра не доедем (Ч.). 7. Приходилось идти по компасу (на) удалую (М.-С.).
II. 1. Пошел поезд, и всё ушло назад, (на) всегда, безвозвратно (Купр.). 2. «Старички» ходили (по) двое и (по) трое по зале (Кор.). 3. Ознобишин увидел, что (на) много старше стала Маша (С.-Ц.). 4. Я уехал (на) много лет в провинцию (Гил.). 5. Пастухи, уходя (в) глубь, (по) многу лет не видят своих аулов (Л.Н.Т.). 6. Как видно, что-то знал старик, и Давыдов решил идти (в) открытую (Шол.). 7. (На) поел едок Лихачёв крепко пожал руку Травкина (Каз.). 8. «Пропадет малец (за) зря», сказал адъютант генералу. (Наг.).
III. 1. Сначала всё было (по) прежнему тихо (Кор.). 2. Так, сидя бок (о) бок, мы были далеки друг от друга (М.Г.). 3. Он обладал сказочной силой, с ножом ходил на медведя один (на) один (Гил.). 4. Изредка вспыхивал (по) летнему синий клочок неба (Шол.). 5. Злоба его прошла, и он смеялся так, как не смеялся (давним) давно (Шол.). 6. Ксендз (по) тогдашнему обыкновению благословил меня (Пауст.).
Упражнение 103. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Различайте слитное написание наречий и раздельное написание предлогов с существительными.
1. (С) начала подумай, потом отвечай. 2. Дожди шли беспрерывно (с) начала весны. 3. Как хорош лес (в) начале осени. 4. (В) начале я не почувствовал своеобразной красоты горного пейзажа. 5. (Во) время поездки к Эльбрусу экскурсанты любовались бурным Баксаном и чудесными горами. 6. Все собрались (во) время, никто не опоздал. 7. Кругом было (на) столько красиво, что все замолкли и с восторгом глядели (в) перед и (в) верх. 8. (На) сколько километров (в) верх поднялись (без) отдыха альпинисты? 9. Берёзка склонилась (на) бок, 10. (В) ширь и (в) даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 11. (В) даль туманную двигались отряды партизан. 12. Несмотря (на) конец сентября, под Москвой было (по) летнему тепло.
Правописание предлогов
Упражнение 104. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
I. 1. (В) следстви. ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний (Гер.). 3. (В) продолжени. дороги мы два раза переехали через реку (Акс.). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Т.). 6. (В) течени. двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Тёмные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кав.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 10. Катер пошёл со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.).
II. 1. (По) среди обширных трудов своих не переставал осведомляться о своем любимце (Пушкин). 2. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 3. (В) заключени. старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс.). 4. (В) последстви. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Акс.). 5. У многих русских рек, (на) подоби. Волги, один берег горный, другой луговой (Т.). 6. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.). 7. Имейте (в) виду задание ответственное (Эренб.).
Правописание частиц
Упражнение 106. Объясните выбор частицы не или ни.
1. Кого ни спрашивали о Николае, все отзывались о нём хорошо. 2. Кого не спрашивали сегодня, тот будет опрошен завтра. 3. Где я только не бывал! 4. Где я не бывал, так это в Австралии. 5. Где бы я ни бывал, я всегда тосковал о доме. 6. Каких удивительных зверей я не видал в зоопарке! Видел всех, и даже таких, о каких раньше ничего не знал. 7. Куда ни взглянешь, везде вода. 8. Дождь не прекращался ни на минуту. 9. На небе ни звёздочки. 10. Не могу я возразить вам.
Упражнение 107. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Объясните слитное или раздельное написание частицы не.
I. 1. Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, (не) просыхающими дорогами, с (не)пролазой грязью. 2. Разнообразие трав в наших лугах (не)слыханное. 3. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова (Пауст.). 4. На мои вопросы он отвечал (не)брежно, (не)редко останавливая на мне свой (не)доумевающий взгляд. 5. Мы (не)спроста заговорили о поездке: (не)далёк был тот час, когда нам (не)минуемо придётся собираться в это (не) лёгкое путешествие.
II. 1. От (не)погоды уйти не удалось. (Не)настье с дождём и сыростью захватило путников на самом перевале. (Не)достаток продовольствия заставлял их торопиться. 2. Мчатся тучи, вьются тучи, (не)видимкою луна освещает снег летучий (П.). 3. Скромный цветок (не)забудка любит тень и влагу. 4. (Не) счастье случилось (не)ожиданно. 5. Сближению нашему мешало одно (не)доразумение.
III 1. На дворе (не)истовствовала буря, из-за метели нельзя было выехать в поле. 2. Злая старуха всегда (не)долюбливала соседку, а теперь (не)взлюбила и её молодую (не)вестку. 3. Ещё с вечера мне (не)здоровилось, и я (не)доумевал: что бы это могло быть, откуда это (не)домогание? 4. Если вам (не)по душе моё предложение, (не)нужно себя (не)волить, откажитесь участвовать в этой работе.
IV. 1. (Не)прекращавшаяся метель (не)давала возможности продвигаться вперёд. 2. В (не)освещённой части парка было прохладно. 3. (Не)доставленное письмо возвращено отправителю. 4. Экспедиция шла по (не)исследованным горам Памира.
Б.Н. Головин в пособии «Основы культуры речи» назвал важнейшие критерии красноречия правильность речи точность логичность чистота выразительность богатство разнообразие речевых средств умеренность соответствие стилевому назначению.
Упражнение 112. В официально-деловом тексте проанализируйте пунктуацию при однородных членах и обобщающих словах; выделите те и другие и укажите особенности расстановки знаков препинания при рубрикации. Обратите внимание на употребление прописных и строчных букв, отметьте возможные варианты оформления рубрик.
I. Материальные факторы производства.
К ним относятся вопросы обеспечения будущего предприятия зданиями и сооружениями, сырьем, материалами, комплектующими узлами и деталями, топливом и энергией, водой. В материальные факторы производства входят:
удельные стоимостные показатели;
качество материальных факторов производства;
основные местные и зарубежные поставщики.
II. Трудовые ресурсы.
Потребности в трудовых ресурсах определяются с разбивкой их по категориям:
рабочие и служащие, местные и иностранные.
III. Сроки осуществления проекта.
Стандартный график включает следующие этапы:
выявление инвестиционных и других факторов реализации проекта;
подготовка предварительного технико-экономического обоснования;
заключительные переговоры и подписание контрактов;
Упражнение 113. Проанализируйте пунктуацию при однородных членах предложения в данном тексте. Определите его функционально-стилевую принадлежность и жанровые особенности, обусловившие своеобразие знаков препинания при рубрикации. Обратите внимание на выделение курсивом отдельных слов и фрагментов текста. Объясните смену шрифтов.
В школьный курс русского языка включены понятия, отражающие:
а) общее строение языка (русский язык, единицы языка звук, слово, предложение), функции и значение единиц языка;
б) парадигматические отношения (например, в фонетике гласные и согласные, в морфологии все части речи, все склонения существительных, спряжения глаголов; в синтаксисе все виды придаточных предложений и т.д.);
в) синтагматические связи (например, в фонетике чередование ударных и безударных гласных, чередование согласных; в лексике сочетаемость слов и т.д.).
Основные объекты нашего исследования школьные учебники определяются авторами того же пособия как ведущее средство обучения.
Исходя из вышеизложенного, авторы и редакторы такой учебной литературы должны следить за тем, чтобы выбранный способ введения термина был удобным для восприятия.
Попытаемся проанализировать и проиллюстрировать следующие способы введения терминов с определениями:
1. Непосредственное введение, т.е. прямое определение термина.
2. Постепенное подведение к термину, т.е. термин сообщается лишь после развернутого описания понятия или явления (инверсионный вид определения).
3. Ориентирующее введение (термин определяется через основные признаки, форма ведения может быть и прямая, и инверсионная).
4. Синонимизация, т.е. введение термина в синонимический ряд (форма определения обычно прямая).
5. Аналогизация, т.е. использование при введении термина аналогичных, известных читателю примеров.
6. Способ «попутного замечания», т.е. вынос замечаний за скобки или в сноску.
7. Этимологизация термина, т. е. лингвистическое объяснение его происхождения (форма определения прямая).
Очень часто (особенно в учебниках и методических разработках для 5 класса, то есть при изучении вводного курса русского языка) используется способ непосредственного введения. Характерным примером могут служить определения омонимов, синонимов, антонимов (учебный комплекс под ред. Бабайцевой, «Русский язык. Теория. 59», раздел «Лексика»). Новый термин непосредственно вводится и лишь затем поясняется примерами:
«Омонимы это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению.
Обычно омонимы относятся к одной части речи. Например:
2) ключ предмет для отпирания и запирания замка; ключ родник и ключ музыкальный символ».
. Самый звук его голоса сосредоточенный и тихий увеличивал обаяние казалось его устами говорило что-то высшее для него самого неожиданное.
Чем лучше мы владеем жанрами, тем свободнее их используем, тем полнее и ярче раскрываем в них свою индивидуальность, гибче и тоньше отражаем неповторимую ситуацию общения.
(М.М. Бахтин)
II. Какой прелестный цветок! — сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.
И как только она поцеловала лепестки, так внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом, и ее прозвали Дюймовочкой.
Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки — периной, а лепестки розы — одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе.
III. О клиенте надо знать все
Согласно статистическим данным, преступления в кредитно-финансовой сфере наносят государству более 90 процентов от общего ущерба, причиняемого всеми экономическими правонарушениями. Создающееся при Ассоциации российских банков Межбанковское бюро кредитной информации вряд ли исключит эти потери абсолютно, но значительно их минимизирует.
В западных странах, чтобы предупреждать преступления в кредитно-финансовой сфере, принято вести кредитную историю всех клиентов. В связи с этим, сплутовав лишь раз в одном банке, уже достаточно трудно получить кредит в другом, потому что вся негативная информация о человеке оседает в картотеке организации, которая и занимается систематизацией данных подобного рода. Статус этого бюро может быть различным. Например, во Франции это государственная организация, в Великобритании это частное предприятие, которое обязано получить лицензию в Комиссии по справедливой торговле, в Германии оно имеет несколько региональных отделений, объединенных общей электронной сетью. В Европе в случае конфликта между банком и его клиентом суд даже не будет рассматривать иск банка, если он перед тем, как выдать кредит, не обращался в местное бюро за информацией.
Упражнение 126. Определите функционально-стилевую принадлежность текста, выделите сложные предложения, указывая типы придаточных частей. В чем особенность их употребления в подобных текстах и соответствующей пунктуации?
Мировая практика банковской деятельности показывает, что одним из наиболее перспективных и пользующихся быстрорастущим спросом ее видов является финансирование инвестиционных проектов.
Методы проектного финансирования стали использоваться в начале 80-х годов для описания и характеристики определенных типов финансовых и коммерческих операций, которые давали возможность инициаторам инвестиционных проектов снизить затраты по погашению долгов, уменьшить риски, связанные с эксплуатацией оборудования, установить долгосрочные отношения с поставщиками сырья и полуфабрикатов, пользоваться поддержкой финансовых организаций, включая прямую или опосредованную бюджетную поддержку.
Существует несколько определений проектного финансирования:
финансирование инвестиции, при котором источником погашения задолженности являются «потоки денежной наличности» («cash flow»), генерируемые в результате реализации самого инвестиционного проекта;
финансирование, при котором кредитор оценивает, во-первых, потоки наличности и объем предполагаемых поступлений для определения перспектив возврата предоставленных средств, и, во-вторых, активы предприятия (или иной экономической единицы), служащие обеспечением кредита.
Упражнение 127. Определите функционально-стилевую принадлежность текста, объясните расстановку в нем знаков препинания, указывая возможные варианты.
ЧУДАК де Голль начал свое президентство с того, что подыскал себе блистательного стилиста, безупречного знатока французского — школьного учителя Жоржа Помпиду, будущего президента Франции. В России, увы, иное отношение к родному языку.
«А ведь как безграмотно пишет!» Возглас этот я услышал лишь однажды: из уст Родиона Раскольникова, читающего письмо Петра Петровича Лужина. От преуспевающего дельца герой Достоевского не ожидает никаких особенных добродетелей — была бы элементарная грамотность. Не, красноречие, заметьте, не чувство языка, знаменующее одаренность, а всего лишь владение нормами языка. Любопытно, что «бесов» (в одноименном романе) писатель наделил фантастическим косноязычием, природной склонностью «говорить неграмматически». Сегодня бесовское отношение к родному языку становится нормой, на ошеломляющие новации хочется отозваться солженицынским: «Знал бы Тургенев, что по-русски можно составить такое!»
Но это не столько уличная, простонародная речь, язык толпы, сколько язык современной элиты — нашей блистательной интеллигенции, успешно утрачивающей вкус не то чтобы к изысканной, но к нормальной русской речи. Так нас учили говорить и писать.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании
Упражнение 128. В отрывке из книги Т. Окуневской «Татьянин день» проанализируйте пунктуацию при передаче диалога и употребление кавычек. Укажите возможные варианты.
Петь не стала, читать тоже. Генерал вежливо обращается ко мне:
— Татьяна Кирилловна, а у вас жив браунинг, который наш полк вам подарил?
Четко вспомнился мой приезд с концертом в летный полк в Австрии
Несколько летчиков скоро должны вылететь на важное задание и просят, умоляют спеть им только «Ночь над Белградом», и тихо добавляет: «И может быть, не все вернутся к завтрашнему концерту». Я вскочила, оделась, загримировалась.
Музыканты начали концерт с попурри всех летных мелодий, песен, а я, посмотрев в зал, чуть не расплакалась, глядя на этих юных, почти мальчиков, надевших парадные мундиры для концерта. Их было всего человек пятнадцать — крепких, ладных, красивых! Постичь, что кого-то из них на завтрашнем концерте может уже не быть, что кто-то из них не будет так лучезарно улыбаться.
Я спела дважды «Ночь», «Землянку», «Давай закурим», я спела все, что знала. Таких аплодисментов благодарности мне больше уже не услышать. Ко мне подошел юный офицер, видимо, их командир, поцеловал руку и поднял на меня детские, не сравнимые ни с каким небом голубые глаза и тихо сказал: «Спасибо вам от всех нас, нам будет легче, неся вас в сердце, выполнить задание. »
Генерал впился в меня глазами, вспомню ли я этот полк, этот браунинг.
— Скажите, генерал, а вы помните тот мой ночной концерт и молодого офицера, который от имени всех благодарил меня, с голубыми, как небо, глазами?
Замечательный государственный деятель эпохи Александра I M.M. Сперанский (1772—1839) составил «Правила высшего красноречия», основываясь на своем педагогическом опыте. Он утверждал: «Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий».
Известный русский адвокат П.С. Прохоровщиков, выступавший под псевдонимом П. Сергеич, свои рекомендации формулировал кратко и четко: «Только точное знание дает точность выражения; Речь должна быть коротка и содержательна; Высшее изящество слога заключается в простоте; Неправильное ударение так же оскорбительно для слуха, как неупотребительное или искаженное слово».
А.Ф. Кони в «Советах лекторам» особо выделял необходимость серьезного обдумывания предстоящей речи, ссылаясь на такой пример. Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий физик ответил: «Я об этом много думал». Кони высоко ценил образность речи и рекомендовал использовать наглядные сравнения, выразительные эпитеты. Он советовал говорить «немонотонно, выразительно, громко, ясно, отчетливо» (имея в виду дикцию оратора), предостерегал против шаблонных выражений, утверждая: «Шаблон — совершенно недопустимое зло во всяком творчестве». Речь должна быть простой и понятной — вот условие успеха оратора. Важное требование красноречия — краткость, отсутствие всего лишнего, что «расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей», по утверждению А.Ф. Кони.
Повторение всех правил пунктуации
Упражнение 131. Проанализируйте пунктуацию в отрывке из книги B.C. Ключевского «Исторические портреты и люди». Укажите обособленные члены предложения, объясните отсутствие обособления распространенных определений; мотивируйте постановку различных знаков препинания (запятой, точки с запятой, тире, двоеточия) при употреблении однородных членов предложения. Особое внимание обратите на употребление сложных предложений. Объясните предпочтение сложносочиненным, сложноподчиненным или бессоюзным конструкциям. Какой из функциональных стилей оказал влияние на синтаксическую организацию речи в данном случае?
Столетняя давность, отделившая нас от Екатерины II, покрывает все эти споры и вражды. Наши текущие интересы не имеют прямой связи с екатерининским временем. Екатерина II оставила после себя учреждения, планы, идеи, нравы, при ней воспитанные, и значительные долги. Долги уплачены, и другие раны, нанесенные народному организму ее тяжелыми войнами и ее способом вести «свое маленькое хозяйство», как она любила выражаться о своих финансах, давно зарубцевались и даже закрылись рубцами более позднего происхождения. Из екатерининских учреждений одни действуют доселе в старых формах, но в духе новых потребностей и понятий, другие, как, например, местные судебные учреждения, отслужили свою службу и заменены новыми, совсем на них непохожими ни по началам, ни по устройству; наконец, третьи по своему устройству оказались неудачными уже при самой Екатерине, но их начала были сбережены для лучшей обработки дальнейшими поколениями. Такова система закрытых, оторванных от семьи воспитательных заведений Бецкого, замененная потом другим планом народного образования, над которым работала Комиссия народных училищ: гуманные идеи о воспитании, усвоенные Екатериной и Бецким, пригодились и потом, при другой системе, более близкой к современной педагогике. Из предположений или мечтаний Екатерины II одни, как, например, мысль об освобождении крепостных крестьян, были осуществлены после нее так, как она и не мечтала и как не сумела бы осуществить, если бы на то решилась, а другие были упразднены самою жизнью как излишние, каковой была мысль о создании среднего рода людей в смысле западноевропейской буржуазии. Точно так же и идеи юридические, политические и экономические, проводившиеся в указах и особенно в «Наказе» и казавшиеся в то время новыми и смелыми, или уже вошли в плоть и кровь нашего сознания и общежития или остались общими местами, пригодными украшать досужие беседы взрослых людей или служить темами для школьных упражнений.
Упражнение 132. Расставьте знаки препинания, постройте схему предложений.
1. Везде бело и неподвижно то вдруг белая высокая стена вырастает спереди чтобы убежать и опять исчезнуть ветер как будто изменяется то дует навстречу то сзади гудит. 2. Чтобы идти вперед чаще оглядывайтесь назад ибо иначе вы забудете откуда вы вышли и куда вам надо идти если вы действительно собрались преодолеть все препятствия которые возникнут у вас на пути. 3. Если ты не можешь прямо и откровенно сказать другу все что думаешь о его поступках и поведении или выслушать от него правду которую он хочет сказать о тебе значит вы не верите по-настоящему друг другу не понимаете и не уважаете друг друга и ваша дружба не надежна а призрачна. 4. Кто в молодости не связывал себя с великим и прекрасным делом или по крайней мере с простым но честным и полезным трудом тот может считать свою молодость бесследно потерянною как бы весело она ни прошла и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила тем, кто достиг зрелого возраста и кто задумывается о смысле прожитой жизни. 5. Он хотел убедиться в том готов ли я выполнить столь опасное задание и одобрив мой план спросил какое у меня настроение и достаточно ли серьезно я осознаю какой опасности себя подвергаю и понимаю ли среди кого мне придется жить и работать когда я соглашусь взяться за это дело устрашившее уже не одного такого как я. 6. Пушкин не скрывал что если бы был в Петербурге то во время восстания был бы вместе с декабристами среди которых у него немало друзей и взгляды которых он разделял потому что не может оставаться в стороне от всего что происходит в России. 7. Мои спутники знали что если не будет проливного дождя то все что намечалось на утро должно быть выполнено потому что времени уже оставалось немного и следовало торопиться если мы хотим успеть выполнить намеченное. 8. Я должно быть понял что окончено мое детство и теперь я должен трудиться и что труд мой долог и горек и он совсем не будет похож на те спокойные дни которые я проводил у себя дома когда я мог беззаботно делать что захочу или вовсе ничего не делать. 9. Только отъехав верст на семь он настолько опомнился что понял надо торопиться а когда он посмотрел на часы то и вовсе отчаялся потому что была половина шестого а его ждали к пяти и он уже никак не мог успеть явиться вовремя как они договорились. 10. В какой вуз вы бы ни поступали какую науку вы бы ни изучали вам всегда необходимо помнить что о человеке судят по культуре его речи в том числе и письменной поэтому грамотность так необходима каждому человеку если он избрал интеллектуальный труд и мечтает о высшем образовании.
Упражнение 133. В отрывке из учебного пособия выделите простые и сложные предложения и определите типы придаточных частей. Чем объясняется преобладание тех или других предложений? Объясните постановку знаков препинания и укажите возможные варианты пунктуации.
Язык является важнейшим средством общения и взаимопонимания людей. Без него невозможно было бы существование человеческого общества. Современный русский литературный язык называется современным потому, что на нем говорят в настоящее время. Он именуется русским языком, так как его творцом и носителем является русский народ. Литературным его называют потому, что его нормы являются образцовыми и общеобязательными.
Этот нормированный язык русского народа, на котором говорят в настоящее время (и на котором говорили еще во времена Пушкина), является и предметом научного изучения, и учебной дисциплиной.
Курс современного русского литературного языка как учебная дисциплина занимает центральное место среди других лингвистических дисциплин в учебных планах филологических факультетов высшей школы. Основная задача курса состоит в том, чтобы выработать у студентов научные взгляды на лексическую, фонетическую и грамматическую системы современного русского литературного языка. В процессе изучения курса должны быть решены и другие задачи: студенты обязаны в совершенстве овладеть нормами русского литературного языка и приобрести прочные навыки самостоятельного анализа языковых фактов.
Упражнение 134. В отрывке из романа Эдуарда Тополя и Александра Стефановича «Я хочу твою девушку» проанализируйте пунктуацию. Объясните отсутствие запятой и постановку ее перед союзом и. В выделенных абзацах расставьте сами знаки препинания, комментируя их употребление.
В декабре 1987 года, когда Бродскому должны были вручить Нобелевскую премию, я впервые получил разрешение выехать на Запад.
Не знаю по какой причине быть может тяга к Западу у нас фамильная но судьба нашей семьи сложилась так что две мои сестры вышли замуж за иностранцев одна за шведа а вторая за француза. И проживая в Стокгольме и в Париже в течение двадцати лет регулярно каждые полгода они присылали мне приглашения приехать к ним в гости. Я приносил эти приглашения в ОВИР но на каждую просьбу разрешить мне повидать сестер получал стандартный ответ Ваша поездка признана нецелесообразной. Почему брату нецелесообразно видеть своих сестер это не объяснялось. Я ждал полгода приносил новые приглашения получал новый отказ и так сорок раз! Но наконец когда наступила перестройка я написал письмо Боброву тогдашнему заместителю председателя КГБ. В письме напомнил ему, что еще семь лет назад он меня заверил будто у КГБ нет ко мне никаких претензий а меня тем не менее никуда не выпускают но вот наступила перестройка и новое мышление отпустите меня повидать сестер которых я не видел уже двадцать лет. И меня неожиданно быстро пригласили в Комитет госбезопасности сказали можете пойти в ОВИР и получить разрешение поехать к одной из сестер по вашему выбору. Но туг как раз пришло известие о присуждении Бродскому Нобелевской премии и я решил что должен быть в Стокгольме любыми способами попасть на церемонию вручения Бродскому этой премии и снять это на пленку иначе я себя как режиссер просто не буду уважать.
Когда я приехал в Стокгольм и осмотрелся, то до меня дошло: а кто я, собственно, такой на этом празднике жизни в шведской столице?(. ) Человек из Восточной Европы, очередной проситель с протянутой рукой. А мне нужны кинокамеры, пленка, оператор, ассистенты.
Но напор у меня был в тот момент такой, что я, приехав 5-го числа в Стокгольм, 7-го уже нашел продюсера, а 8-го в моем распоряжении были две камеры, две автомашины, бригада техников и я уже снимал шведский фильм о великом поэте. И стал единственным кинематографистом, допущенным в Шведскую академию, где Иосиф Бродский произносил свою знаменитую нобелевскую речь.
Вы наверное еще не получали Нобелевской премии и поэтому я подробно расскажу как это происходит чтобы вы могли приготовиться как следует. Церемония разделена на три действия каждое из которых происходит в своем месте. Первый акт 8 декабря за два дня до официального вручения премий лауреат по литературе единственный из остальных лауреатов удостоен почетного права прочесть нобелевскую лекцию для членов Шведской королевской академии. Он ее произносит на любом языке который выберет а академики слушают его читая на шведском языке перевод этой лекции который они получают в красивых папках. Так читали свои лекции все и Фолкнер и Хемингуэй за исключением Пастернака и Солженицына которых как известно в Стокгольм не пустили.
Но за ночь до своего выступления Бродский переписал свою нобелевскую лекцию которая находилась у членов Королевской академии и в машинописный текст лекции были внесены изменения от руки эти разночтения на следующий день отметили все газеты.
. Текст в последний момент измененный Бродским был более полемичный и политизированный. (. )
Он (Бродский) весь день был занят на репетиции церемонии второго действия Нобелевских торжеств — вручения премии. Она происходит на сцене, куда один за другим выходят нобелевские лауреаты, король Карл Густав и королева Сильвия. На церемонии 1987 года наиболее трогательным было следующее. Все лауреаты выходили на сцену с осанкой западных людей, привыкших носить фрак. Но Бродский явно носить фрак не привык и, выйдя на сцену, не зная, куда деть свои руки, спрятал их за спину. А лауреаты, перед тем как сесть в кресла, делают такой полукруг по сцене. И создавалось впечатление, что идут нобелевские лауреаты, а среди них идет заключенный. Может быть, не все заметили, но мне это показалось символичным.
И третья часть Нобелевских торжеств бал в помещении городской ратуши Стокгольма. Что это такое в Росси мало кто себе представляет потому что по нашему телевидению обычно показывают только момент вручения премии и все. Между тем бал и банкет это отдельная история. В огромном очень красивом и по-шведски суровом зале длинные столы накрыты на несколько тысяч человек. К началу бала съезжаются гости со всего мира. Дамы в потрясающих платьях самых лучших и дорогих увешанные бриллиантами. Мужчины все как один в смокингах. В центре зала большая лестница по ней спускается шведская королевская семья и нобелевские лауреаты. Причем члены королевской семьи составляют пары с лауреатами. Самая первая пара конечно король Карл Густав и королева Сильвия удивительная красавица и потрясающая женщина немка которая в совершенстве выучила шведский язык и стала любимицей шведов. (. ) А за королем и королевой на бал спустились другие пары и Иосиф Бродский шел в паре со шведской принцессой что я про себя конечно отметил и порадовался уважению которое ему оказывали. Лауреаты рассаживаются за столом в центре зала и распорядитель бала произносит тост за короля Швеции. Все встают выпивают больше никаких тостов не произносится ни за каких нобелевских лауреатов. Все ведут себя очень чинно чопорно и банкет заканчивается тем что под фанфары наряженных в средневековые костюмы трубадуров-горнистов по этой лестнице на специальных носилках спускают огромное королевское мороженое. Гигантский торт первые куски которого королеве Сильвии и королю а потом членам королевской семьи а потом он разносится по всем столам. Это завершение банкета.
И затем зал наполняют студенты шведских академий, институтов — молодые парни, одетые тоже в черные костюмы и при галстуках, и девочки в бальных платьях, но у них в отличие от гостей на головах маленькие бархатные шапочки — знак принадлежности к студенчеству. Задача этих ребят — растормошить гостей. Тут же ударяет джаз, гремит оркестр, и поднимается дым коромыслом. Подвыпившие гости вскакивают из-за столов, дамы сбрасывают туфли и в парах со студентами принимаются лихо отплясывать. Вообще начинается настоящая гульба, которая сопровождается весельем и хохотом. Праздник продолжается до утра. Работники телевидения растаскивают нобелевских лауреатов по углам, берут интервью, причем интонации этих интервью тоже очень веселые и легкомысленные, и праздник транслируется по телевидению на весь мир.