Мне не нравится что ты говоришь о моргене

Последний месяц мы постоянно слышим имя Моргенштерна. В чем же его феномен?

Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть картинку Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Картинка про Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене

Интервью Моргенштерна Юрию Дудю, вышедшее в начале ноября, набрало 21 млн просмотров. Забавно, что рэпер до этого сам уговаривал Дудя взять у себя интервью, а тот отмахивался, считая, что Моргенштерну нечего сказать после разговора с YouTube-каналом «Вписка». Оказалось, что Юрий ошибался: рэпер во «Вписке» и рэпер во «ВДуде» — два разных человека.

Просмотры клипов и роликов на канале самого Моргенштерна исчисляются десятками миллионов, написанный за неделю в прямых эфирах на YouTube альбом «Легендарная пыль» через несколько дней после релиза набрал 35 млн прослушиваний в одном только «ВКонтакте», за первый месяц работы Spotify в России Моргенштерн выбился в топ-5 самых прослушиваемых артистов стримингового сервиса, уступив только корейским гигантам BTS, а в октябре этого года, согласно аналитике больших данных МТС, и вовсе превратился в отдельный вид мобильного трафика наравне с «интернет-магазинами», «образованием» и «развлечениями». Разбираемся, как Моргенштерну удалось заработать миллионы и надолго занять трон в русскоязычном рэпе.

Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть картинку Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Картинка про Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене

Глава первая, в которой Алишер нащупал хайп

Параллельно рокерские амбиции Алишер реализовывал в подземном переходе — зарабатывал пару тысяч рублей в день, исполняя композиции аксакалов русского рока. В интервью, вышедшем за месяц до первого гастрольного тура Моргенштерна, совсем не похожий на себя нынешнего скромный мальчик рассказывал трогательную историю о том, как играл ДДТ.

Хоть в той беседе он и вспоминает с теплотой рокерское прошлое, от образа не осталось и следа: в 2017-м Алишер заплел дреды, набил первую татуировку на лице «чтобы точно не взяли работать в офис», выпустил «Гимн выпускниц», в котором пел: «Я сегодня напьюсь и кому-нибудь дам», и видео про то, как его отчислили из педагогического университета за аморальные ролики.

В том же году артист запустил на канале поворотную для его карьеры рубрику #ИзиРеп, в которой по косточкам разбирал треки популярных исполнителей, писал похожие биты в Ableton и снимал пародийные клипы на смартфон. Первым на препарирование попал рэпер Face (Моргенштерн работал со своим земляком за пару лет до взлета последнего — монтировал клипы, в том числе «Гошу Рубчинского» и «Megan Fox», но особой симпатии к восходящей звезде не питал, хотя прекрасно осознавал потенциал жанра). Сейчас у видео «Face — трек и клип за 5 минут» 14 млн просмотров. Ролик вышел в сентябре 2017-го, а в октябре, когда рубрика #ИзиРеп пополнилась пародиями на Элджея и Ольгу Бузову, канал перевалил за отметку в 100 тыс. подписчиков. Музыкально-издевательский формат стал приносить первые деньги: 19-летний блогер за 2500–5000 руб. рекламировал магазин коробок с сюрпризом, онлайн-казино и брокеров (что, к слову, в блогерской среде считается «лютым зашкваром»).

Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть картинку Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Картинка про Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене

Реклама мошенников до сих пор входит в список грехов, которые припоминают Моргенштерну (сам он утверждает, что давно не продвигает ставки на спорт и прочие обманные схемы). А первое место в нем занимает плагиат. Блогер Стас Васильев, снявший этой весной двухчасовое «Разоблачение Моргенштерна», утверждает, что формат #ИзиРэп Алишер подсмотрел у более талантливого и менее нахального коллеги Lida, тоже снявшего пародию на Face. Это не совсем так: родоначальником формата принято считать Red Lamp c рубрикой «На коленке». К плагиату в музыке (о котором, кажется, не снял видеоразоблачение только ленивый) мы еще вернемся.

А пока зафиксируем: 2017 год, Моргенштерн встал на одну из самых коротких тропинок к успеху в блогинге — упоминание знаменитостей и скандальность. Вызвал гнев будущих коллег — музыкантов (в том числе Feduk и Kizaru), закрепился и начал штурмовать рэп. Да, тот самый, который, по его словам, «изи» и «для тупых». Разнеся нью-скул в пух и прах на YouTube, в жизни Алишер решил не бороться с ситуацией, а возглавить ее.

Глава вторая, в которой Моргенштерн начал показывать истинное лицо

2018 год. Алишер отправился в свой первый музыкальный тур на 13 городов и выпустил EP «Hate me», а также дебютный альбом «До того как стал известен». Релиз побил рекорд рэпера Lizer (28 тыс. репостов во «ВКонтакте» за сутки), набрав за день больше 50 тыс. репостов.

До релиза самостоятельные (не пародийные) активы артиста насчитывали: трек «Hermit» с модным трэп-звучанием и видео на него (калька с калифорнийца Ghostemane) со строчкой о том, что «в этом мире [обманут] и ради хлеба куска», и предвыборный клип, в котором артист называет себя «самым свежим президентом Российской Федерации» и обещает, что «вместо чести солдаты будут отдавать ему дэб». Клип появился на канале Моргенштерна в декабре 2017-го, а в марте 2018-го началась волна видео от топовых YouTube-блогеров (Lizzka, Кузьмы, Юлика) для спецпроекта «Ленты.ру», в которой те напоминали о необходимости проголосовать на президентских выборах 2018-го.

Алишер тут же пропесочил «продажных блогеров» в ролике «Топ-5 — Кремлю со**** (Мои любимые клипы блогеров)», в котором не раз упомянул, что сам бы ни за что не записал агитку и не взял деньги у государства, потому что дорожит своей аудиторией. А потом добавил, что среди зрителей есть и «бараны». И пока эти «бараны» будут оправдывать любимых блогеров, объяснять их выходки стебом, те продолжат преспокойно наживаться на зрителях. При этом сам Моргенштерн снял стебный клип с припевом «Двадцать-восемнадцать, у!». Так, первая яркая метаирония Моргенштерна зашла на ура — у ролика 4 млн просмотров.

Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть картинку Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Картинка про Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене

Внутренний провокатор и коммерсант Алишера предстали во всей красе: позиция «я один умный, в белом пальто стою красивый» (кстати, на видео Моргенштерн полностью в белом) — карьерообразующая для него. Вспомнить хотя бы, как артист отвечает Дудю на претензии в плагиате (спойлер: с надменной ухмылкой, мол, «Ну разве это не очевидно?») или как в интервью «Вписке» утверждает, что плащ за 110 тыс. руб. — самая бесполезная покупка в его жизни, а спустя год тычет в камеру «ювелиркой» на общую сумму 3 млн руб., покупает одежду на премию GQ за 2 млн руб. и снимает клипы за 6 млн руб. (в том же интервью годичной давности Моргенштерн отмахивался от дорогих клипов: «Вся эта киношность убивает вайб»).

К концу 2018-го Алишер стал миллионером: блогинг и первый гастрольный тур, в котором, как и сейчас, артист выступал под плюс, принесли, по его словам, 15 млн руб. прибыли. Почему? Позиция «Делать деньги, бл***, вот так. Пальцем щелк — и деньги в банк», которую Моргенштерн впервые заявил не в треке «Cadillac», а как раз в видео 2018 года, идеально вписалась в реалии российской хип-хоп-сцены.

«Рэп на русском исчерпал себя идейно, — объясняет админ телеграм-канала PRNRP Даня Порнорэп. — Была череда интересных исполнителей: ATL, Оксимирон, Скриптонит, но они перестали предлагать нечто принципиально новое. В то же время жанр настолько коммерциализировался, что новые артисты пришли с целью сразу заработать огромные деньги. У вышеназванных же не было таких перспектив в начале карьеры. Жанр испортили крупные суммы. Моргенштерн же — следствие и отражение этой испорченности».

С тем, что Алишер впитал в себя банальность современной музыки, не согласен Bah Tee, генеральный продюсер лейбла Zhara Music, на котором издается Моргенштерн: «Алишер — музыкант, и рэп-хиты он разбирал на атомы не потому, что они банальные, а потому что они понятны конкретно ему как профессионалу. Алишер говорит: «Смотрите, ничего сложного в этом нет, я сейчас повторю». И повторяет. Нельзя сказать, что вся актуальная музыка — проста и нетривиальна. Все-таки Скриптонит или, скажем, Andro еще работают на полную мощность».

Два года назад в Алишере окончательно проклюнулся циник и, как он сам говорит, «гений», решивший стать квинтэссенцией всего ширпотреба, возникшего в русском рэпе: примитивных хуков, текстов, тем. Вскормленный исключительно популярной музыкой («Написать то, чего не было до тебя, — невозможно. Возможно, конечно, но это уже дерьмо, это уже Boulevard Depo», — говорит Моргенштерн Дудю) и привыкший превращать каждый свой выдох в контент, Алишер начал создавать его и в рэпе. Благо от собственных музыкальных притязаний он избавился вместе с рок-балладами: зачем быть автором-исполнителем и предлагать новое, если это не приносит денег? А нигилизм приносит их более чем: в 2019-м Моргенштерн выпустил альбом «Улыбнись, дурак!», остриг дреды, приобрел Mercedes-Benz E200 за 4 млн руб. и на радостях снял клип на трек «Новый Мерин». Покупка отбилась за полгода стриминга трека.

Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть картинку Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Картинка про Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене

«Он реально стал значимой фигурой, потому что установил новые правила игры, сразу предупредив, что серьезно воспринимать его не стоит, — рассуждает музыкальный журналист Борис Барабанов. — Моргенштерн честно говорит о том, что подворовывает. Но эта искренность и делает его новым панком».

Глава третья, в которой Моргенштерна признали королем

В 2019-м Алишер смекнул: одного признания канала «Вписка», специализирующегося на интервью с музыкантами, мало. Чтобы закрепиться в индустрии, нужно очаровать видных ее представителей. Именно очаровать, склонить на свою сторону, а не подкалывать и пародировать, как в случае с #ИзиРепом. Благо, клип «Новый Мерин», набравший десятки миллионов просмотров (сейчас у ролика 87 млн), привлек артистов. В ноябре вышел фит (то есть совместный трек) и неоднозначный клип, в котором Алишер наотмашь бьет девушку, «Грустная песня» с Егором Кридом и Thrill Pill (63 млн просмотров). Куплет Моргенштерна стал вирусным в TikTok: блогеры крутили головой и кривлялись под неразборчивый текст и эдлибы (выкрики) 120 тыс. раз. Для сравнения: на песню Ольги Бузовой «Вот она я» тиктокеры сняли 115 тыс. роликов. Благодаря фиту Моргенштерн навсегда распрощался с возможным статусом «очередного поющего блогера».

Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть картинку Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Картинка про Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене

«Блогеры типа DAVA или Instasamka используют рэп в качестве некоего наряда. Моргенштерн в ядре своем рэпер, у него есть бэкграунд, он варился в этой культуре, работал с Face, наблюдал хип-хоп-бум в Уфе», — подтверждает автор PRNRP. К слову, Face и Алишер в декабре 2019-го организовали в Уфе рэп-фестиваль «Новая Атланта», за что Моргенштерну прилетела очередная доза хейта — деньги выделило правительство Башкортостана. «По человеку сразу видно, что он в рэпе, хоть и использует его утилитарно и прагматично. Он харизматичный, чувствует культуру, прикольно понтуется, — продолжает Даня Порнорэп. — Моргенштерн грамотно аккумулировал школьников, которые смотрят блогеров, и школьников, которые слушают рэп. Это костяк аудитории. Огромной аудитории. Они и обеспечивают Алишеру бешеные просмотры. А за просмотрами неизбежно тянутся люди, которым важно держаться на плаву». Так, к Моргенштерну «приклеились» Шарлот, кумир детства Алишера Витя АК-47, Элджей и Тимати.

К записи всех совместных треков Моргенштерн окончательно отточил формулу хита — спасибо верному оруженосцу Slava Marlow, без осечек стреляющему битами «в десятку». Загибайте пальцы, 2019 год подарил нам: «Young Hefner», в котором Алишер «висит, как молодой Хефнер», «РАТАТАТАТА», «Lollipop» (авторский вариант «Песенки» группы «Руки Вверх», которую перепели во всем мире и, наконец, вернули на родину) и, естественно, «Cadillac», под который танцуют и прекрасно разбирающиеся в материале дети, и взрослые, слыхом не слыхавшие ни об Элджее, ни о Моргенштерне.

«Да, Алишер не изобрел ничего нового в отличие от, скажем, Скриптонита. Зато у него безусловная чуйка на хиты. Он понял рынок», — подтверждает автор PRNRP. «Понял рынок» — значит, как автомобильный навигатор просчитал свой путь с каждым поворотом и съездом. Наглядное подтверждение: в день обещанного релиза клипа «Cadillac» Моргенштерн выложил клип «Пососи». Негодование фанатов решил обратить во благо и попросил «накидать дизлайков на клип». В итоге — обновил рекорд по количеству дизлайков на YouTube, заработав 2,4 млн «пальцев вниз» (у прошлых рекордсменов — Тимати и Гуфа с клипом «Москва» — был 1,4 млн дизлайков). Нахальная, прагматичная коммерция и монетизация абсурда (например, за продакт-плейсмент в клипе «El Problema» Моргенштерн и Тимати заработали 50 млн руб. еще до публикации клипа — одна интеграция стоит от 5 млн руб.) — в этом весь Алишер.

Почему люди слушают Моргенштерна и еще платят за это? Во-первых, рэпер «переобувается» на лету вот уже три года: сначала поносит рэперов, затем занимает их место, сначала снимает клип «Навальный Леха», потом называет Путина «красавчиком», сначала учит подписчиков добру и справедливости и утверждает, что дороже гитары за 25 тыс. руб. ничего покупать не будет, после — грубит подписчикам, играючи расстается с миллионами, постулирует женоненавистнические взгляды в YouTube-шоу «Подруги» и заявляет на концерте в Минске: «Мне [наплевать], что происходит у вас в стране!» Обманщик, трикстер, провокатор — как минимум, за таким интересно наблюдать.

«Он фокусник, — соглашается Борис Барабанов. — Только если фокусник сначала показывает трюк, а потом раскрывает секрет, то Моргенштерн в начале раскрыл карты и удачно их эксплуатирует». Артист признавался в фильме «Исповедь» для платформы Premier, что долго убивал в себе того добряка с красными волосами — мол, мешал делать настоящему Алишеру все, что ему заблагорассудится. Где-то стоя аплодирует Михаил Лабковский со своим знаменитым правилом «Делайте то, что хочется. Не делайте того, что не хочется».

Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть картинку Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Картинка про Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене

Во-вторых, артисту не грозит репутационный скандал, а значит, брендам, предлагающим Алишеру сотрудничество (например, PepsiCo или Альфа-банку), не придется краснеть.

В конце ноября Моргенштерн подогревал публику обещаниями выпустить клип за 10 млн руб. И выпустил — только не клип, а рекламу Альфа-банка с припевом «Это клип за десять лямов».

«Клип с Моргенштерном — одна из десяти интеграций у блогеров за последнюю неделю ноября. Да, самая эпатажная. Но то, что подходит аудитории, например Алексея Пивоварова или Ирины Шихман, где мы тоже рекламируемся, не подходит аудитории Алишера. И наоборот, — поясняет Алексей Гиязов, директор по маркетингу и коммуникациям Альфа-банка. — Мы не показываем этот клип на телевидении или в каналах банка, там — ироничный Иван Ургант. Но на YouTube-канале Алишера странно было бы видеть «неестественного» Моргенштерна. Мы дали ему свободу действий, понимая, что в итоге получится эпатажный перформанс. И относиться к этому надо как к перформансу, с иронией».

Бренды тоже не отмахиваются от Моргенштерна (в отличие, например, от Светланы Лободы, которую — по крайней мере три года назад — отказывались одевать люксовые бренды, а стилисты не воспринимали всерьез).

«За свою карьеру Алишер сотрудничал со многими стилистами, он хорошо выглядит и в стритвире, и в классике. Он — один из немногих российских звезд, кто носит архивные вещи дизайнеров, — рассказывают представители концепт-стора Spin4Spin, которые предоставляют сервис аренды люксовой одежды стилистам. В их пиджаке Моргенштерн пришел на интервью к Дудю. — Алишер не является нашим прямым клиентом, но нам приятно, что в его коллекции есть наши вещи. Он достаточно откровенен, но главное, искренен в творчестве и подаче. Здорово, что молодые трендсеттеры, к которым, безусловно, относится Моргенштерн, покупают одежду на ресейле, таким образом формируя новую культуру потребления в России».

Культура отмены не может сработать для Моргенштерна, потому что отменять нечего. Скажем, у Регины Тодоренко есть репутация (читай, выверенный образ, рамки, заход за пределы которых страшно карается). У Оксимирона тоже есть репутация — вот кого закидали бы камнями за индифферентность к белорусским протестам. А Алишер абсолютно последователен в своем безразличии и полностью отдает себе отчет в том, что делает. Даже когда становится «Женщиной года» по версии журнала Moda Topical и слово в слово повторяет речь Оксимирона на премии «GQ Человек года»: как минимум — забавы ради, как максимум — чтобы, как Вольтрон, вобрать в себя еще и наследие Оксимирона, и глянцевых премий. Да и какой может быть четкий образ или позиция у культурного концентрата, амбассадора апроприации в русской музыке?

О музыке. Не стоит сразу воротить нос: мол, музыка и Моргенштерн не пересекаются в пространстве. «Моргенштерн — явление поп-культуры, в которой, помимо музыкальной составляющей, есть составляющая времени и контекста, — объясняет Борис Барабанов. — Нельзя рассматривать музыкантов исключительно как людей, пишущих ноты. Они, прежде всего, дают реакцию на происходящее вокруг. Да и делить что-либо на «музыку» и «немузыку» в мире, где существует «4,33» Джона Кейджа, — бессмысленно».

Что остается в сухом остатке? 22-летний рэпер без высшего образования, носящий на шее «десять зарплат своего ректора», лихо обводящий вокруг пальца аудиторию (то они «тупые», потому что поддаются провокации, то своим успехом он обязан лишь им), не производящий ничего нового, при этом виртуозно паразитирующий на чужом творчестве.

Моргенштерн — чудовище Франкенштейна, вскормленное культурой потребления и ставшее ее символом. Он ворвался в тлеющую рэп-игру и ограбил ее («Заберу все, будто бы я татарин», — посмеивается татарин Алишер в недавнем треке «Ice»). Поклонники любят настаивать на том, что сегодняшний Моргенштерн — лишь образ. Нет, он совершенно искренен в своем прагматизме, цинизме, скачущей туда-сюда позиции, отсутствии четких принципов, бонвиванстве (собственное заведение не случайно назвал «Kaif») и самоопределении (да, Алишер называет себя «гением», но вместе с тем и «пылью»). Искренность хорошо продается. «Я тупой, но мне заплатят деньги», — поет Алишер. Ему и платят. А мы об этом пишем. А вы читаете. Вот, пожалуй, и весь феномен.

Источник

Sqwoz Bab: «Оставаться смешным не так просто, как кажется»

Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть картинку Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Картинка про Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене

Sqwoz Bab выпустил альбом “FlowJob”. Теперь мы делаем свой флоу-джоб — большое интервью с артистом, наделавшим много шума хитами “Ой” и “Ауф” (в этом тексте Sqwoz Bab впервые рассказывает, сколько денег трек принес своим создателям).

От прошлогоднего “Body Language” новый релиз отличается тем, что Sqwoz Bab на нем чаще играет на контрастах. Посмеяться есть над чем, но сильнее запоминаются моменты, когда Sqwoz Bab-персонаж уступает микрофон Марату-человеку. Так и наш текст: веселых историй достаточно, но и горчинка присутствует.

Что он будет делать, если веселые песни петь больше не захочется? Кого он считает самым смешным в русском рэпе? И почему он умышленно близко к оригиналу скопировал один из хитов Lil Nas X? Ответы — в нашем интервью.

SQWOZ BAB — ДАВНИЙ ФАНАТ ВАГАБУНДА. НАШЕ ИНТЕРВЬЮ МОГЛО НАЧАТЬСЯ ТОЛЬКО ОБСУЖДЕНИЕМ БОЯ ШОКА С ЖИГАНОМ И ВОЗВРАЩЕНИЯ ОКСИМИРОНА

Я вдвойне ***** [обалдел] еще и от того, что недавно ходил на бой Шока и Жигана, и совсем не представлял, что будет еще и камбэк Мирона. Этот пазл собрался у меня в голове, когда мы с открытыми ртами сидели у телевизора и смотрели 10-минутный видос Окси. Я как старый фанат безумно рад, что Мирон хоть что-то сказал о Шоке впервые за столько лет. Когда я был на самом бою, просто визжал от счастья — так я был рад, что это случилось.

— Ты же мастер мини-формата. Как тебе треки по 10 минут?

— После 10 лет молчания это нормальный поток. Это все могло состоять из десяти треков фрешменов по 50 секунд, но получился один трек Мирона. Я ждал, что хотя бы несколько раз поменяются биты. Но ничего: это стиль Мирона, вот такие инструменталы из 2010-го. Надеюсь, что на альбоме будет что-то более ньюскульное. И еще я очень надеюсь, что альбом выйдет не в один день с моим, иначе я стопудово перенесу.

— Как ты попал на бой Шока и Жигана?

— Schokk написал мне в день боя. У меня было около трех часов, чтобы добраться до места, ну и я подумал, что это нифига себе как круто. До этого мы с ним виделись на шабате. Шабат — это что-то невероятное. Самый веселый религиозный праздник, который я когда-либо посещал. Там я сказал Шоку, что если бой с Жиганом состоится, это будет первая ставка на спорт, которую я сделаю. Но поставить так и не смог. Теперь жалею, ведь ставка бы сыграла — и я бы визжал в разы сильнее.

— Ты же чуть ли не со школьных времен фанател от Вагабунда. Чем тебе нравился такой рэп?

— Многие в то время воспринимали то, что делают Czar, 1. Kla$ и Schokk слишком серьезно, хотя я понимал, что чуваки на самом деле стебутся и развлекаются. У них было много смешных строчек, панчей. Мне всегда нравилось это направление юмора, как в фильме “Новые парни турбо”. То, что делали эти ребята тогда, было чем-то новым. Эта агрессия, зачастую неоправданная. В России никто подобного не выпускал.

Мирон мне нравился своим флоу, чем-то таким невозможным, чего я ни у кого не слышал. Это была новая искренность с таким количеством непонятных словечек. Одновременно взрывало башку и заставляло гуглить непонятные термины.

САМЫЙ СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕК В РУССКОМ РЭПЕ

— Лучший альбом 2021 года?

— Я недавно послушал Маркула — и это величина. Он достоин всех своих регалий и даже большего. Реально крутая работа. Мне понравился “Sense Of Human” тем, что у этого альбома есть идея и композиция. Марк не гонится за чужим звучанием, а создает свое.

— Всегда хотел, чтобы ты раздекодировал свою старую строчку: “Я зову ее Kizaru, ведь у бабы божий дар”.

— А что тут декодировать. Все ясно и понятно. Я считаю, что у Kizaru есть дар — и он несомненно божий, иначе я не понимаю, как это у него получается.

Вот Big Russian Boss всегда умел говорить обо всех. Он брал каждого рэпера и просто поливал. Но всегда в рэп-игре был какой-то антигерой, отсылка к которому сразу же дает несколько очков к юмору. У меня к Kizaru вообще нет никаких отрицательных чувств. Он прикольный и многие треки у него мне нравятся. Просто из-за того, насколько он серьезный, любая шутка о нем становилась еще сильнее. Другой такой персонаж — это Дава. Какую строчку ему ни адресуй, она сразу же становится смешнее.

Я тут подумал, что если бы мне задали вопрос, кто самый худший рэпер, то я бы никого не назвал. Не хочется никого задевать. Kizaru — это что-то такое далекое, я думал, мой трек до него сто пудов не долетит, поэтому его тогда и упомянул.

— Как тебе “Bandana”?

— Когда я впервые включил альбом, отнесся очень спокойно. Казалось: не мое. Но мне очень понравился тот факт, что Kizaru бы никогда без Big Baby Tape не залетел на такие биты, они оба показали себя в крутом амплуа. Это классный экспириенс, чуваки бьют все рекорды. Очень понравился трек “Million”, мощь. Остальное еще нужно разжевать, ждем вторую часть.

— Кто самый смешной рэпер России?

— Осознанно или неосознанно?

— Конечно, неосознанно.

— Сложный вопрос, честно говоря. Мне нравится то, что делает Blago White. Думаю, у него как раз смесь осознанного и неосознанного. Не сказал бы, что он именно смешной, он просто клевый сам по себе. Наверное, добрейший рэпер, которого я знаю, просто святой.

У моих любимых рэперов много всего смешного прослеживается в треках, если вслушаться. Если у человека есть чувство юмора, он автоматически не может быть тупым.

У ATL очень много смешных строчек, у Кровостока. Сложно выделить кого-то одного, но смешные ребята есть. Босс смешной. Хлеб. Я иногда слушаю их, когда все плохо, но это осознанный юмор.

Когда мы с Хлебом писали трек “Бывший”, это был один из самых крутых экспириенсов, я два дня тупо ржал. Осталось такое теплое воспоминание об этом. Очень приятные ребята, семьянины.

— Кукояка, устав от камеди-рэпа Хлеба, отказался концертировать с группой. Не боишься повторить его путь — когда публика ждет от тебя смешных песен, а петь таких не хочется?

— Я всегда буду делать веселый музон в том или ином виде.

Кукояка ведь ушел только из концертной деятельности, но музыку продолжает делать с ребятами. Кукояка — человек, который всегда держит руку на пульсе, следит за тенденциями и шарит за весь рэп. Просто сейчас у него появился суперуспешный семейный блог (6 миллионов подписчиков в тиктоке — прим. The Flow). Он варит такое количество контента, — семейного остроумного контента, — что никому и не снилось. Я думаю, что у него появилось главное дело данного этапа жизни. И оно больше, чем рэп. Это классно. На фоне успеха в одной области ты не можешь уделять время и тому, и тому. Пришлось выбирать. И естественно он выбрал какую-то там семью (смеется). Семью, подумаешь!

Я его недавно звал в Дубай с нами поехать. Там одна очень интересная поездка была. И он говорит: “Я уже еду со своей семьей”. Даже тут он выбрал семью эту! Это нормально, по-твоему? Он суперсемейный чувак, все, что сейчас с ним происходит, это нормально. Уверен: он еще камбэкнется в рэп.

А что касается того, не боюсь ли я, что веселые песни станут мне не близки… Я — человек не самый веселый — и мне нравится этот контраст. Я так, можно сказать, веселюсь. И веселю людей. Но в то же время появляются честные песни мои, такие как “Мультики 24” и “Персонаж” с нового альбома, где я могу всю душу излить, пусть и случается это только раз в два года. Зато это будут треки, которые действительно про меня. И такого контента стоит давать дозировано. Я не переживаю на этот счет: все меняются. Если творчество перестанет меня устраивать, оно перерастет во что-нибудь другое.

— Что за интересная поездка в Дубай?

— У меня есть друг Михаэль, из еврейской общины. Он говорит: “Марат, не хочешь с нами в Дубай на неделю поехать? Подготовили офигенную программу, кучу развлечений, шикарные отели-бассейны, все бесплатно”. Я не видел причин отказываться, кроме той, что я — не еврей. “Не проблема” — ответил мне мой друг.

Я поехал — и понял, какие евреи на самом деле крутые. Так обалденно съездил, что до сих пор, наверное, не осознал. Нас ездило 700 человек — 699 евреев и один татарин. Я выступал в пустыне — когда еще такое будет? Танцевал с главным раввином России. Балдеж.

ПОСКОЛЬКУ ЕГО НОВЫЙ АЛЬБОМ НАЗЫВАЕТСЯ “FLOWJOB”, СПРАШИВАЕМ, КАКАЯ РУБРИКА НУЖНА НАШЕМУ САЙТУ (ПУСТЬ НЕНАДОЛГО ПОЧУВСТВУЕТ СЕБЯ РЕДАКТОРОМ!)

— Альбом “Body Language”. Мне он так сильно залетел, потому что на нем идеально выдержан баланс между виральностью и крутым вордплеем. У тебя изначально была цель попасть в совершенно разные аудитории?

— Здесь стоит откатиться немного назад. Когда я в 13 лет только начинал делать музыку, я слушал много рэпа, пытался писать свой, показывал друзьям — и слышал примерно такой комментарий: “Это, конечно, неплохо, но вот записывать все это тебе, вроде как, совсем необязательно”. Потому что никто из моих друзей не слушал рэп.

И тогда мне захотелось сделать рэп для тех, кто рэп не слушает. Я начал пытаться удивить своих друзей, достучаться, чтобы им понравилось. И стал делать смешные песни, потому что смешные песни нравятся всем, даже тем, кто не слушает рэп. И я держу это в голове. Но вообще по модели я в первую очередь рэпер и хочу, чтобы это звучало технично. Не зря же мой новый альбом называется “FlowJob”.

— Марат, если бы ты был редактором сайта The Flow, и “флоу” действительно стал твоим “джобом”, какую бы рубрику ты хотел видеть на сайте?

— Рубрику “Как дела у Sqwoz Bab”. Отдельной плашкой в меню, пожалуйста.

А если серьезно, мне не хватает декодинга. Чтобы не сам артист разбирал свои работы, а чтобы эксперты анализировали референсы, метафоры, чтобы сопоставляли строчки с биографией автора. Мне же интересно, что хотел сказать исполнитель, и узнать то, чего я не понял. Мне в таком формате понравился декодинг “Montero” на ютубе. Хочется и от вас что-то подобное увидеть.

ПЕСНИ “ОЙ” И “АУФ” ПОРВАЛИ ТИКТОК, НО SQWOZ BAB ПО-ПРЕЖНЕМУ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ТАМ “ОБЫВАТЕЛЕМ”

— Вернемся к “Body Language”. Когда он вышел, взрыва не случилось. Потребовалось некоторое время, чтобы завирусился трек “Ой” и Назарбаев зашагал в Астану. Как все это выглядело твоими глазами?

— Ой, это ужасно дебильная история. Какой-то чувак сделал edit в тиктоке, где Спанч Боб жизнерадостно шагает под отрывок из “Ой” с этой фразой про Назарбаева. Там не было вообще ничего смешного, никакой разрывной подписи, просто играл трек и шел Спанч Боб. И почему-то именно эта фраза породила большой тренд, было снято невероятное количество видосов.

У хайпа трека “Ой” было три стадии. Первая: когда он вышел перед альбомом, то очень хорошо зашел. Потом он вышел на альбоме, тоже показал хорошие цифры. И третья — когда пошла волна в тиктоке. Четвертая должна была прийти с клипом, но она слилась с неутихавшим тикток-хайпом.

— Когда трек вирусился, не было ощущения, что ты абсолютно ничем не управляешь?

— Я тебе больше скажу: ко всем случаям, когда мои треки стреляли в тиктоке, я не имею абсолютно никакого отношения. Все всегда было органически. Я некоторые попытки предпринимал, пробовал как-то толкнуть треки или челленджи, но ничего не получалось. Тикток для меня — темная лошадка, и это при том, какие там у моих треков цифры. Я там существую как обыватель. Свои песни у меня пушить не получается. За меня все делают люди, за что им огромное спасибо. Каждого обнял до хруста.

Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть картинку Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Картинка про Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене

Мне такая тенденция не нравится. Мне самому тяжело снимать и поддерживать челленджи. Но такова реальность 2021 года. При этом есть огромное количество треков, которые занимают в моей жизни особое место, и они совсем не замечены в тиктоке. А для меня это суперхиты на все времена.

— Я удивлен, потому что в тикток-видео ты выглядишь абсолютно органично. Думал, ты кайфуешь.

— Когда я начинал делать музон, я присел и подумал: “Как надо выглядеть в инфополе?” Есть два пути: либо тотальное отсутствие и инфоголод, либо появляться там, где мне самому нравится и быть самим собой. Я долго думал, что выбрать, но в итоге остановился на втором варианте. При этом дается он мне не всегда легко. Сейчас уже привык, конечно.

Спроси у всех состоявшихся рэп-звезд, которым все равно приходится быть открытее и снимать то, что они раньше бы никогда не сняли, появляться где-то, просто чтоб про тебя не забыли. Это же не потому что мы все такие тщеславные, а потому что хочется, чтоб твою музыку услышало как можно больше людей.

— Я так понимаю, именно этот скачок популярности в тиктоке и подтолкнул тебя к созданию альбома рингтонов?

— Альбом рингтонов я задумал сделать еще три года назад. Но никак не мог найти человека, у которого была бы своя студийка, где мы сможем без напрягов сесть и все быстренько записать. Этим человеком стал The First Station, с которым мы уже сделали кучу треков.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ “АУФ” — ХИТА, КОТОРЫЙ В ЭТОМ ГОДУ ПРИНЕС АВТОРАМ 15 МИЛЛИОНОВ

Когда трек «Ауф», изначально создававшийся для альбома рингтонов, попал на первое место чартов, я присел и радовался только первые 10 минут. Эйфория сменилась осознанием того, какая на мне теперь лежит ответственность перед самим собой: “Как это все теперь не ******** [потерять]? Как не стать героем одного трека?”

— То есть ты уже понимал, что это хит?

— Конечно. Когда мы выпустили “Ауф”, мы понимали, что он растет, он попадает в чарты шазама всего мира — Иран, Ирак, Северная Македония. Он распространялся каким-то образом даже в самых маленьких странах. Из России это, может, и было незаметно, но трек хорошо слушают по всему миру. Людям плевать, что там за волки и “ауф”, им просто нравится, как это звучит.

Далее встал большой вопрос: чем удивлять после этого? Было много прикольных треков, которые стояли в планах релиза, но ни один из них потенциально не мог приблизиться к успеху “Ауф”. Тогда мы решили удивить, сделать что-то из ряда вон. Мне показалось ироничным и прикольным на фоне суперуспешного трека подогреть аудиторию обещаниями о новом альбоме, а потом выпустить релиз, где все треки — по 30 секунд. Мы выпустили альбом 1 декабря, а лежал он у нас еще с лета.

Я, честно говоря, переживал, что кто-то сделает такой рингтон-релиз раньше нас. Но нет. Круто что-то сделать первым — даже такую ***** [фигню].

— Ты помнишь день, когда записал “Ауф”?

— Мы писали альбом рингтонов в промежутках между записью “Body Language”. Не придавали ему особого значения, дурачились. После дня на студии уставшие садились на диван, звучал вопрос: “Ну что, может, рингтонов попишем?”

“Ауф” и “Братва на связи” написались в первый же день. Мы целились во все категории слушателей — песенки для девочек, для мальчиков, для серьезных дяденек. “Ауф” строился на отгремевшем меме про философию волка. Никто не претендовал на актуальность. Мы сделали “Ауф” где-то за час-полтора. Хотелось сделать что-то динамическое: трек с минимальным сюжетом, затрагивающим такую тему как пацанский рэп.

Я ведь из Йошкар-Олы, мы сами были в ОПГ. Все это впитали еще в школе. Я видел таких пацанов, сам жил такой же жизнью. Мне не надо было ничего выдумывать, когда я писал “Ауф”.

Когда я был в восьмом классе, Йошкар-Ола была разделена на группировки. Ты не мог пройти по городу 10 метров, чтобы тебя кто-то не остановил и не спросил: “Ты с кем?” Поэтому обязательно нужно было быть с каким-то районом. Вы собирались в группировку, у каждой была конкретная цель, ты должен был собрать свою “десятку” (отряд из десяти человек) в будущем. Кто-то хотел заниматься криминалом? Пожалуйста, если вам доверяют, занимайтесь! Нужно было обязательно заниматься спортом. Нельзя было пить и курить. Нас учили правильно разговаривать на улицах. Я думал, вся Россия так живет. Это было обычной жизнью для нас: все постоянно на суете, каждую секунду чувствовал опасность.

— Какие тиктоки снимали под “Ауф”?

— Миллион клипов. Мне запомнилось видео, где девочка кормит настоящего волка. Видео, где младенцы подпевают. Трек закатил детям — а это значит, что он реально крутой, потому что они никогда не ошибаются. Все тикток-хаусы России сняли что-то.

— Сколько этот трек тебе принес?

— За этот год он заработал где-то 15 миллионов рублей. Но это общая сумма — она делится на доли саундпродюсеру The First Station, лейблу, остаток идет мне.

Я понимаю, что переплюнуть “Ауф” достаточно сложно. Это было что-то неподконтрольное. Его слушали не только в России, но и за рубежом. И добиться таких цифр с новым треком будет, думаю, непросто.

— Это не давит на тебя?

— Нет, отношусь абсолютно спокойно. Далеко не у всех рэперов условного первого эшелона есть в карьере настолько популярный трек. Поэтому я не переживаю на этот счет, если он так и останется самым популярным. Я делал его с кайфом, никогда себе не изменял и так же буду продолжать.

В ЧЕМ СУТЬ ЕГО КАМЕДИ-РЭПА. В ЭТОМ БЛОКЕ НА МИНУТКУ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ДЕВУШКА И МЕНЕДЖЕР ГАЛИНА


— На новом альбоме есть строчка: “Ты не рэперок, ты микроблогер” — говорили многие”. Тебя не напрягает этот обесценивающий ярлык камеди-рэпера?

— Когда-то напрягал. Но после того, как я познакомился со всеми рэперами, которых уважал, и никто мне не сказал, что мои песни — ***** [чушь], я понял, что обижаются только обиженные… Звучит как цитата из паблика “Философия волка”, да?

Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Смотреть картинку Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Картинка про Мне не нравится что ты говоришь о моргене. Фото Мне не нравится что ты говоришь о моргене

Моя девушка постоянно смеется надо мной: “Твоя странная схема ничего не делать опять сработала”. И реально: все мои кумиры каким-то образом появляются в моей жизни — через случайные встречи или потому что респектуют в соцсетях — и я этому несказанно рад.

А насчет того, напрягает ли меня этот обесценивающий ярлык камеди-рэпера. Вы можете называть меня как хотите. Пускай будет нескромно, но я все равно знаю, что моя музыка крутая. И как я говорил вам еще в интервью в 2019 году: в этом крутизна и пластичность образа — я сегодня могу быть 13-летней девочкой, а завтра зачитать от лица собаки. Вот в чем мой камеди-рэп. А не в шутках. Я сижу в самом удобном креслице в этой рэп-игре.

— Марат, как зовут твою девушку? (Во время созвона она находится в комнате. В объективе камеры ее не видно, но она поправила артиста, когда он цитировал ее в предыдущем ответе — прим. The Flow)

— Галина.

— Галина, привет! Я так понимаю, она — еще и твой менеджер?

— Да.

— Марат, какую роль она занимает в твоем творчестве?

— Она заставила меня выложить первые треки на музыкальные площадки…

Галина: Это неправда. Я сама же и выложила их на площадки (смеется).

Марат: Какую роль она играет, спрашиваешь? Огромнейшую! Помогает с организацией всего и вся.

ЮМОР. СТЕНДАП. ЛЮБИМЫЕ СЕРИАЛЫ

— Марат, как ты в себе открыл любовь к юмору?

— У моего отца отменное чувство юмора. Он меня всегда пранковал, рассказывал мне анекдоты. Он для меня — идеальная модель юмора. Добрый, хлесткий, за что я ему безумно благодарен. Думаю, и мое чувство юмора — от него.

— На новом альбоме в «Pow-Pow» звучит войсмесседж от мамы. Это же она?

— Да, она. Я говорю: “Мам, запиши мне голосовуху в вотсаппе, пожалуйста”. Скинул ей отрывок трека, рассказал, о чем в нем пойдет речь. Ей не пришлось ничего отыгрывать, там она максимально как в жизни, говорит: “Не пойму, в кого ты там постоянно стреляешь в своих треках?”


— Марат, при твоем КВН-овском прошлом и крутом чувстве юмора, которое транслируется в песнях, ты не задумывался о стендапе?

— Я люблю смотреть стендап, но как вид творчества, мне кажется, музыка — гораздо благодарнее. У музыки реиграбельность гораздо выше. А стендап-концерт ты выложил в сеть и больше с этим материалом выступать не можешь. Возможно, круто было бы в будущем иметь собственное шоу, связать карьеру с ютубом. Хочется, конечно, раскрыться в любом юмористическом направлении, но стендап… Стендаперов и так ведь дохера — че мне еще там делать?

— Рэперов тоже.

— Ну тут ты прав, да. Я вовремя зашел.

— Твой любимый стендапер?

— Лет шесть назад я ходил на съемки “Камеди-баттла”, где выступал мой родственник. И в этом же моторе был Андрей Бебуришвили. Это было его первое появление на телеке. И когда я его увидел, я ***** [сильно удивился] от плотности шуток. Люблю этого чувака, каждый его стендап — плотнейший материал. При этом я знаю, что многие стендаперы меня не поддержат.

Нравятся стендапы Нурлана Сабурова, не считая последних монологов. У него тоже очень плотный материал. Нравится Ваня Усович. Когда-то очень нравился Долгополов, пока с ним что-то непонятное не произошло.

— А ситкомы смотришь?

— Да. Сейчас пересматриваю “Кремниевую долину”, мой любимый. Еще люблю “Офис”, этот стиль юмора, который идет будто бы впроброс. “Реутов ТВ” можем ведь тоже в эту категорию отнести? Одна из самых смешных вещей, что я видел.

— Выбери что-то одно: “Каламбур”, “Городок” или “Осторожно, Задов”.

— “Городок”. Меня всегда впечатляло, что в конце каждой серии играла эта душераздирающая песня Варум. Каждый раз, когда она звучала, хотелось плакать, а эти чуваки становились самыми родными на Земле. И мне кажется, что я эту фишку использовал на новом альбоме в треке “FRR-FRR” про голубя. Он тоже сначала смешит, а потом — ах, ох. Хотелось написать песню, которая за пару минут сможет вызвать самый широкий спектр чувств.

— Насколько сейчас рэперу важно быть стендапером — и наоборот?

— Вообще необязательно. Кому-то и вовсе противопоказано. Если артист не умеет и не любит говорить, то лучше этого не делать. Вокруг него сразу образуется ореол таинственности. Появляется интрига.

Этим меня и подкупили чуваки из Melon Music. Если сравнить их с предыдущей большой группировкой, Dead Dynasty, то это два абсолютно разных мира. DD были суперзакрытые, недоступные, их всегда и везде было мало. А “мелоны” снимают тиктоки, страдают херней, пишут треки, полностью состоящие из бэдбарсов, делают мемы — разве это не круто?

У общества есть потребность. Отрезок времени Dead Dynasty прошел. Они отошли на второй план, большинство — по собственному желанию, как я могу судить, — и появилась полная их противоположность. Можно сказать, математическая модель мира в действии. Следующие чуваки будут полной противоположностью Melon Music. Возможно, мы даже сможем наблюдать абсолютно цикличную историю. Появятся снова какие-то ребята подобные Dead Dynasty.

SQWOZ BAB ПОДАРИЛ МОРГЕНШТЕРНУ И ДИЛАРЕ НА СВАДЬБУ “ШРЕКМОБИЛЬ”

Так и с Моргенштерном. Мы с Эльдаром Джараховым про это говорили. После суперуспеха Моргена должна была появиться его полная противоположность. То, что с такой же силой взорвет. По сути так и произошло — но полной противоположностью Моргена стал сам Морген. Он каждый раз меняется, представляя нам абсолютно нового персонажа. Еще и параллельно свой образ кардинально меняет, чтобы мы могли сравнивать картинки в голове.

— Как вы познакомились с Моргенштерном?

— Он мне написал, позвал в гримерку на концерт в “Адреналине”. Я — с радостью. Потом общались через Эльдара, через Илюху Дети Rave. Мы с Моргеном не лучшие друзья, но хорошо друг к другу относимся, я считаю. Были с Галей у него на свадьбе, потрясающее событие.

— У Моргенштерна образ артиста, которому на все плевать. Насколько это соотносится с тем, какой он в жизни?

— Думаю, что он никогда не признается, что на самом деле он сильно старается и много всему уделяет времени. Это лично мои мысли. Так это или нет, я не знаю. Но уверен, что он загоняется побольше некоторых. Он понимал, что люди разозлятся, если увидят, что ему все дается легко и просто. Он питается черной энергией, которая тянется к нему, и переплавляет ее в белую. Разве это не слоган 2021 года про эко и ресайклинг?

— Тебе не кажется, что темной энергии вокруг него в последнее время становится как-то слишком много?

— Это при том, что сейчас он и сам очень много белого и хорошего производит. Мне иногда обидно за то, какое количество ***** [бед] на него сваливается. Не представляю, как чувак держится. Все вокруг — бойцы, актеры, режиссеры, политики, — пытаются сделать ему что-то херовое.

Я недавно думал над периодизацией карьеры Моргена. У него был этап, когда тебя никто не знает. Второй этап — это когда тебя все знают и все ненавидят. Рано или поздно он дойдет до того момента, когда все будут его любить. И я думаю, что он очень близок к этому моменту.

ЗНАКОМСТВО С YUNG TRAPPA

— Это он тебя познакомил с Трэппой?

— Нет. С Трэппой меня познакомили Rhymes Music. Миша Паньшин спросил у него, хочет ли он фит со мной, а у меня спросил, хочу ли я фит с Трэппой. Я такой: конечно, хочу!

— Чем тебе Трэппа нравился?

— Тем, что он безбашенный чувак. Я слушаю его треки как перевод из GTA: San Andreas. Эти словообразования, его стиль, песни — для нас он был ярким персонажем с офигенной историей. Легенда трэпа, хотите вы этого или нет. Артист, который одним из первых начал делать такую музыку у нас. Мне он реально нравился. Я уже устал всем вокруг доказывать это (смеется).

— Каким тебе запомнился концерт, где Morgenshtern и Yung Trappa стали твоими секретными гостями?

— У нас был сидячий концерт в Санкт-Петербурге. Там до сих пор все концерты сидячие. Морген, если не ошибаюсь, записал голосовуху: “Мы залетим с Трэппой”. — “Бомба! Выступать будете?” — “Ну давай”. Мы скачали им минусовки. Пацаны залетели, когда я уже был на сцене. Трэппа — в пуховике с бутылкой водки в руке. Это был ****** [хардкор], не буду врать. Но самое удивительное состояло в том, что никому из зрителей нельзя было вставать. Люди сидят, глаза как пять копеек, “ого, Морген!”, визжат, но стоит приподняться — охрана тут же светит лазерной указкой прямо в лицо и просит сесть на место. Если не послушался — выводят. Вот такое странное, но легендарное событие. Трэппа четыре дня как вышел из тюрьмы. И первое его выступление — на моем концерте. Разве не круто?

— Если бы на тот момент ты знал про Трэппу то, что известно сейчас, — я про обвинения в изнасиловании, — ты бы стал с ним работать?

— Я сейчас стараюсь сосредоточиться на своем творчестве. Впереди столько планов, что, кажется, и за всю жизнь не успеть. Я живу свою жизнь, а всем другим желаю мира и не иметь проблем. Проблем с законом в том числе.

ПЕСНЯ “GENDER” — ЗАЧЕМ ОН СКОПИРОВАЛ ХИТ LIL NAS X

— Ок, давай про другое: песня “Gender”. Как ты ее придумал?

— Обычно я делаю так: беру проблему, которая висит в воздухе и волнует общество, и возвожу ее в полный абсолют, гиперболизирую. Так и с “Gender” произошло.

— Почему “Gender” так похож на трек Lil Nas X “Montero”?

— Это первый слой, который должен привлечь внимание к треку. Мы все понимаем, каких взглядов придерживается Lil Nas. И на фоне его недавних высказываний, его инфополя, мне показалось, что было бы здорово сделать это в его же стиле. Втихаря красть я ничего не хотел. Наоборот — делал так, чтобы было сразу понятно. Я в соцсетях записывал видеообращения к нему. Готовил народ к этому треку. У нас еще планировались активности, которые были очень похожи на то, что делал Lil Nas перед альбомом. Мы не смогли дожать эту историю полностью, но кейс получился достаточно интересным. Видели презентацию нового гендера?

— Это же не конкретно про Lil Nas X комментарий. Эта песня — реакция на то, что общество теперь более толерантно относится к меньшинствам. А ты вводишь новый гендер — дабл-сексуала. Зачем? Отвоевываешь консервативные границы?

— На чем строятся базовые принципы дабл-сексуала? Все просто: дабл-сексуал уважает другие гендеры в четыре раза больше, чем они — его. Вот так (смеется).

— А фраза “Тех, кого меньше, становится все больше” — это тоже про уважение? Или это комментарий о том, что сейчас инаковость становится новой нормой?

— Ну конечно, уважение. Можешь тут дописать “ехидно улыбается”?

— Просто, чтобы прояснить: ты же не думаешь, что успех Lil Nas X связан с тем, что он гей?

— Если честно, меня это волнует в последнюю очередь. Lil Nas для меня — артист с очень крутой музыкой. Если порезать любой из его треков на 16 частей, то каждая из этих частей может стать припевом. Это одни из самых лучших ритмических рисунков, что я слышал. Но и его ориентация, конечно, сыграла ему на руку. Он один из первых артистов, кто сделал это так громко. Еще 10 лет назад, наверное, сделать это было бы невозможно.

«У МЕНЯ СТОЛЬКО ПЕСЕН, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ВЫПУСКАТЬ. ЕСЛИ ИЗ НИХ СДЕЛАТЬ РЕЛИЗ, МНЕ ДАДУТ 12 ЛЕТ»

— Твое отношение к культуре отмены — какое оно?

— Считаю, что бывают абсолютно несправедливые кейсы. Большое количество людей искренне не согласны с бойкотом определенных знаменитостей, но вынуждены подчиняться общественному порицанию. Я не против феминизма. Я вообще доброжелателен ко всем течениям общества. Ты видишь, что я добрая душа. Но я против всего радикального и озлобленного.

Кто-то может мне возразить, приведя строчки из “De_Dust”, но это абсолютно дебильное произведение — и оно задумывалось таким. В нем рассказывается очень много всего неправильного. Сейчас перед тобой сидит Марат, а в этом треке — Sqwoz Bab. Sqwoz Bab — поехавший парень. Он может говорить странные вещи. А “De_Dust” и “Gender” — очень разные песни.

— Как ты относишься к тому, когда людей сажают и депортируют за шутки?

— Я не считаю, что за шутки можно лишать свободы. Ни за какие. И вообще — за слова. Это неприемлемо.

— Такие механизмы общества и властей заставляют тебя самоцензурироваться?

— Конечно! У меня столько песен, которые нельзя выпускать! Если из них сделать релиз, мне дадут 12 лет.

— Ты не боишься, что в один прекрасный день комитет ветеранов, скажем, может оскорбиться из-за песни, где ты поешь, как отжимаешь жилплощадь у бабушки?

— Сюжет песни состоит в том, что несчастным в итоге остается чувак, который хотел эту квартиру. И он не просто ее отжимал. Это же известная практика, когда ты ухаживаешь за бабушкой, подписываешь с ней документы, — и он ухаживал за ней целых 28 лет. Разве это похоже, что он отжимает? Он говорит: парень-то я хороший, но чувствую, что внутри что-то трепещет уже. А бабушка оказалась живучей. Просто комичная ситуация. За такими не очевидными сюжетами в треках я и охочусь.

— Как у тебя в песнях появляются такие герои, как в “Не бабушка” и “Микрозайм”? Обитатели социального дна.

— Я охотник за историями. Мне в первую очередь интересно делать сторителлинговые треки. Но сейчас их не так просто слушать. Я стараюсь их обернуть в правильную оболочку. Сделать их более коммерческими, но в том плане, чтобы люди правильно поняли заложенный в них смысл, а не с денежной стороны.

Как приходят такие идеи? У меня есть блокнотик, куда я записываю всех персонажей, которых встречаю или придумываю. Сейчас он правда перебрался в заметки телефона. Там идея для песни может состоять из нескольких слов. Путь из заметок до финальной формы трека может занимать до трех лет.

— Прочитаешь последнюю заметку оттуда?

— (Роется в телефоне) Вот хочу сделать песню про нелюдимого чувака, который ходил каждый день к одному и тому же пруду. Он там влюбился в русалку. И в итоге после длительного общения с ней решает забрать ее домой. Грузит ее в машину, поливает ей жабры полторашкой, привозит домой — ну а что будет дальше, вы узнаете когда-нибудь потом.

Я записываю сюда каких-то необычных персонажей, истории, потому что мало кто так делает. И я очень уважаю за это такие группы как Кровосток, Король и Шут. Можно такое и у ATL найти — но у него истории строятся иначе, более образно. У Оксимирона есть крутые треки в таком стиле.

БЛОК, ГДЕ БОЛЬШЕ МАРАТА, А НЕ SQWOZ BAB

— Чем “FlowJob” отличается от “Body Language”?

— Я бы сказал, что на нем появилось больше минора. Больше Марата, а не Sqwoz Bab. Альбом “Body Language” — это концертное музло. До него у меня была куча треков, но под них людям было сложно танцевать, сложно подпевать. Я тогда понял, что нужен взрывной дебильный, в лучшем смысле слова, альбом. Такой и сделал. Я специально вынул из него все минорное, чтобы это было концертное музло от и до.

На “FlowJob” есть песни, которые старше альбома “Body Language” — “Микрозайму”, например, уже года три. Это трек, прошедший проверку временем. Я понял, что его актуальность не уходит. Есть еще что-то из старенького. Он действительно другой. Можно делать альбомы с какой-то конкретной идеей и понятным концептом, к которому будет привязан весь альбом. Но в таком случае, если тебе не зайдет сам концепт, то не понравятся и песни. А поскольку альбомы я выпускаю редко, я сделал своеобразный сборник, где каждый найдет что-то, что ему понравится. Но это лучшее, что я написал за полтора года.

— Одна из самых серьезных песен с него — “Персонаж”. В ней ты читаешь: “С детства я такой средненький” и “У меня такое чувство, что я должен быть не здесь”.

— Это действительно так. Всю жизнь я был таким средним звеном. Не мог добиться успеха ни в одной из сфер. Учился средне, в спорте был середнячком, с девчонками — тоже средненький. Было чувство, что я уже никогда ничем не отличусь. Что это моя модель поведения — и таким я должен быть. “Ни медальки, ни грамоты” — это про меня. Я семь лет занимался дзюдо — и у меня была только одна грамота за третье место, прикинь. И я к такому раскладу привык. Музыка — первое место, где у меня что-то получилось.

— “Веселые баллады мне даются все сложней”. Это тоже правда?

— Оставаться смешным — это не так просто, как кажется.

Я общаюсь со многими чуваками, которые занимаются юмором, которые ведут свои шоу на ютубе, и, честно говоря, более грустных людей я в жизни не встречал. Потому что они поняли, как все это работает. Знаешь, как они смеются? Они подпирают голову рукой, смотрят в монитор, ничего в их лице не меняется, они просто разок кивают и говорят: “Ну это ****** [фурор]”. Я начал и за собой такое замечать. Но хорошо, что юмор меняется. Поэтому я стараюсь сделать что-то пожестче.

Тот же трек “Не бабушка”. Я его сегодня послушал впервые за год. Мда, он, конечно, очень противоречивые чувства у меня вызывает. Постоянно съеживаюсь, когда звучит припев, мне так стыдно становится. Но это именно то, чего я хотел. Я ни разу не выступал с ним, потому что он такой кринжовый, и мне так нравится этот контраст самой истории. Это то, о чем никто песню не напишет.

Или другой пример — трек “Tajikistan” с нового альбома, о том, как я везу в себе наркотики. Мне нравится такой подбор тем. Это меня веселит. В этом мой камеди-рэп: я могу вселиться в какого-то персонажа — и никому это не пойдет, ни от кого это не прозвучит органично, а мне ок, потому что образ пластичный.

— В “Персонаже” есть метафора, где ты сравниваешь себя с протагонистом из RPG-игры. А какая игра в этом жанре у тебя любимая?

— “Ведьмак-3”. Нравится сеттинг Средневековья. Это пересекается с моей любовью к творчеству “Короля и Шута”. Плюс связано с тем, каким я задумал свой следующий альбом, но о нем я пока говорить не буду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *