Мне не нравится то чем я занимаюсь
Никогда не занимайся тем, что тебе неинтересно
Жизнь преподносит множество уроков. Постепенно, не торопясь. Но есть среди них один, очень важный, который следует усвоить как можно быстрее: никогда не занимайся тем, что тебе неинтересно. Потому что это прямой путь от главного героя фильма под названием «Жизнь» к простому зрителю. Да ещё и не факт, что из первых рядов.
Детство: уповай на везение
Начинается всё логично — с детства. Обычно у каждого ребёнка есть какое-то хобби, увлечение. Но далеко не всегда оно совпадает с предрасположенностью ребёнка или его реальными интересами. В этот период все или большинство решений за ребёнка принимают родители. Очень важно, чтобы они заметили, занимается ребёнок тем, что ему интересно, или тем, что интересно самим родителям. Это, как говорится, две большие разницы. Ведь при занятии «из-под палки» настоящий потенциал никогда не раскроется. Из космонавта лепят футболиста, из изобретателя — музыканта, или наоборот. И это ужасно. Ужасны не футболисты и не музыканты — ужасно, что множество людей в итоге оказывается не на своих местах, не становясь ни музыкантами, ни футболистами. Не становясь вообще ни кем.
Юность: не занимайся неинтересным хобби
В этот период главный герой уже осознаёт себя таковым и пока ещё является таковым. Весь мир крутится вокруг него; он полон амбиций, мечтаний — пусть и наивных, но во всяком случае своих. Он пока ещё может стать кем угодно — его судьба не написана. Самое время понять, интересно тебе навязанное увлечение или его пора заменить. Безмятежная пора безрассудства и полной свободы действий довольно быстро подходит к концу. Впереди маячит университет и студенческая жизнь. Мечтал ли кто-то в детстве стать банковским консультантом? Страховым агентом? Менеджером по продажам какой-то ерунды? Очень сомнительно. И хотя это далеко не худшие профессии в мире, но сомнительно, что кто-то получает удовольствие от подобной работы, сомнительно, что кому-то такая работа интересна. Как же люди на неё попадают?
Студенческие годы: переводись с неинтересного факультета
Самый опасный период жизни: именно здесь находится печатный цех, в котором печатают книги судеб. Именно в студенческие годы человек должен принимать или не принимать важнейшие решения, которые воспринимаются как нечто далеко вторичное. Именно здесь происходит первая потеря контроля над собственной жизнью и судьбой. Обычный сценарий таков: студент начинает понимать, что профессия выбрана не его, ему это просто неинтересно. Казалось бы, переведись — такая возможность есть, после каждой сессии. «Но, — думает студент, — тут уже новые друзья, для перевода нужно будет сдавать дополнительную кучу экзаменов, и ведь нет гарантий, что всё получится. Уж лучше закончу спокойно, проучился ведь пару лет».
Вот и первая глобальная ошибка, первая потеря контроля, первый отказ от места главного героя. Неужели главному герою «жизни», амбициозному мечтателю не по силам сменить факультет или вуз? Конечно, по силам. Во всяком случае было по силам ещё совсем недавно. Не учись на неинтересную тебе специальность — переведись на другой факультет или даже в другой вуз, ведь задача-то вполне выполнимая. Об этом, конечно, нужно поговорить с родителями — спокойно, рассудительно и аргументированно.
Молодой специалист: не работай там, где неинтересно
Отучившись пять лет на неинтересную специальность, вчерашний студент устраивается на первую в своей жизни работу. Желательно по специальности или хотя бы около того — не зря же диплом получал, не зря же пять лет на лекциях сидел. «Да, работа скучна, каждое утро как испытание, но наберусь немного опыта, без опыта ведь никуда. Потерплю буквально пару лет и свалю», — таковы мысли молодого специалиста.
Вторая глобальная ошибка, крепко повязанная с первой. Продиктована она псевдорациональностью, аргументация кажется логичной. Действительно, не зря же пять лет учился? Нужно применить диплом. Но эта аргументация только кажется логичной. А в действительности — что же логичного, что рационального в том, чтобы, отмучившись пять лет, получив наконец долгожданную свободу выбора, снова отдаться мучениям? Раньше у героя мазохистские наклонности не замечались. Это явно приобретённое. Тебе предоставлен базовый шанс, решение полностью зависит от тебя — беги. Беги из этой сферы, из этой специальности. Как отбежишь подальше — остановись и хорошенько подумай. Всегда есть вариант переместиться в интересующую тебя сферу, пускай на более низкую должность и зарплату. Придётся приложить усилия, придётся искать эти возможности. Зато утро перестанет быть испытанием, а рабочий процесс — сроком.
Опытный сотрудник: бросай эту работу прямо сейчас, иначе будет поздно
Молодой специалист, следуя логике и рациональности, всё же решает потерпеть, набить опыт. Так прошло несколько лет — и специалист уже не из самых молодых. Но это и неплохо — впереди перспектива повышения. Да ещё и девушка, отношения серьёзные, назначена дата свадьбы. «Менять работу сейчас? Ну уж нет. Вот получу повышение и после свадьбы решу».
Третья глобальная ошибка: не стоит полагать, что обстоятельства изменятся и перемены станут проще, доступнее. Обычно всё ровно наоборот. На этом этапе обстоятельства потихоньку начинают брать под контроль главного героя, он становится всё более зависим от них. Бросай эту работу немедленно, прямо сейчас! Повышение? Какое повышение — с нижних нар на верхние? Каждое утро по-прежнему является испытанием, а рабочий процесс — каторгой. Таковыми они и останутся, независимо от положения в иерархии.
Опытный специалист: последний шанс
Вот наш герой уже немолод. Свадьбу отгулял, повышение получил. Стало немного больше денег — это приятное поощрение. Уже взята ипотека, а в семье пополнение. «Менять работу сейчас — просто безумие, — думает наш герой, — хотя и сил терпеть её уже не осталось. Но обстоятельства таковы, что нужно подкопить денег, чтобы было чем оплачивать ипотеку, нужно подготовить ребёнка к школе: совсем скоро в первый класс», — подводит он итог, направляясь в сторону зрительного зала.
На этом этапе заканчивается история героя, если он не воспользуется последним шансом. Очевидно, что со временем обстоятельства только усиливали свой контроль над героем и почти вытеснили его с экрана. Тенденция не изменится сама по себе — только ты способен изменить её, вернуть себе контроль над своей жизнью. Безусловно, на этом этапе обстоятельства настолько сильны, что кажутся практически непреодолимыми, — не идут ни в какое сравнение с теми, что были в студенческие годы. Тогда от героя всего-то требовалось сменить специальность. Практически никакой ответственности, практически полная свобода. А теперь… Теперь требуются поистине титанические усилия.
Смирившийся: конец
Ребёнок пошёл в школу. Первый. Второй уже ползает вовсю. Ипотеку погасить досрочно не получается, к тому же родители уже совсем старенькие — им помогать нужно. Впрочем, и работа уже не кажется каторгой — она вообще больше не вызывает никаких эмоций. Утро больше не испытание — ко всему можно привыкнуть. Даже к тому, что жизнь превратилась в просто режим. Работу, конечно, не поменять — теперь это реально невозможно. Обстоятельства безжалостны, а ты уже не студент и даже не молодой специалист. Перспектива учиться новому пугает: гибкость ума уже совсем не та, как и память. Остается лишь досматривать кино из зрительного зала, иногда дремля. Потому что неинтересно.
Формула успеха: как понять, своим ли делом мы занимаемся
Об авторе: Марина Мелия — профессор психологии, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса. Приобрести книгу можно на сайте «Лабиринта». Весь гонорар автора передается в благотворительный фонд «Дом с маяком».
Встречая человека профессионально состоявшегося, я всегда пытаюсь понять, почему он успешен в своем деле, почему за помощью и советом идут к нему, а не к его коллеге, почему именно его пытаются заполучить в свою команду. Что объединяет таких людей, из чего складывается их формула успеха? Если почитать воспоминания о великих людях прошлого или приглядеться к тем, кто сегодня добивается выдающихся результатов, кто достиг невероятных высот в профессии, можно понять, что определило их успех. Я бы выделила пять главных, базовых составляющих.
Делаю то, что люблю
Любовь к делу, которому ты служишь, — один из самых важных и точных критериев, говорящих о том, что человек нашел себя в профессии. Работа занимает большую часть нашей жизни. Поэтому заниматься надо тем, что действительно нравится. Тогда вдохновляет сам процесс: мы получаем мощную энергетическую подпитку — интеллектуальную, эмоциональную и даже физическую. Мы ощущаем «внутренний огонь» — он согревает нас, поддерживает, дает силы двигаться вперед. И какой бы напряженной ни была работа, сколько бы времени и сил мы ни потратили, мы не чувствуем себя опустошенными, потому что делаем свое дело и ничего другого нам не надо. Знакомый летчик на вопрос, чем бы еще он мог заняться, если бы не авиация, ответил без пафоса, как будто даже немного стесняясь: «Да, наверное, ничем. Я небо люблю и ничего больше не умею — только летать». Когда мы говорим «пилот от Бога» или «врач от Бога», это значит, что в одном человеке сошлось все — предназначение, его собственное желание, возможности, и, конечно, любовь к своему делу.
Я лучший!
Люди профессионально успешные — вне зависимости от того, в какой сфере они работают и чем занимаются, — верят, что они лучшие в своем деле и таких, как они, возможно, просто больше нет. Однажды я обратила внимание, как лихо официант одного из самых известных в Москве ресторанов скручивает салфетки. Заметив, что я за ним наблюдаю, он безапелляционно заявил: «Так, как я, этого не делает никто в мире». Как истинный профессионал, он уверен, что знает свое ремесло лучше других, что не случайно оказался в этом месте и в это время и что ему нет равных. Интересно, что у настоящих профессионалов, самодостаточных, уверенных в собственной значимости, уникальности, успехи других не вызывают ни ревности, ни зависти. Напротив, они с удовольствием подмечают и оценивают чужие достижения: значит, есть тот, кто с ними «одной крови», с кем можно говорить на одном профессиональном языке.
Все в дело
Успешный человек, как сверхчувствительный локатор, улавливает и подмечает вокруг себя все, что так или иначе относится к его профессии, что можно «пустить в дело», что может пригодиться сегодня или в будущем.
Так, университетский преподаватель, готовясь к очередной лекции, выхватывает из жизни подходящие примеры или, читая книгу, отмечает для себя моменты, способные проиллюстрировать проблему, о которой он собирается рассказать студентам. А опытный архитектор, оказавшись в незнакомом городе, моментально оценит удачное расположение элементов на фасаде старинного здания и возьмет эту идею «на карандаш», чтобы использовать для своего следующего проекта. Даже достигнув профессиональных высот, такой человек продолжает учиться: его не оставляет ощущение, что есть что-то, чего он пока не знает. Он делает свое дело легко, с удовольствием, многое схватывает на лету.
Изо всех сил
Тот, кто нашел себя в деле, готов в него вкладываться, работать с огромным напряжением, не замечая, сколько потрачено времени — «счастливые часов не наблюдают». У таких «счастливчиков» редко бывает хобби — они живут своей работой. Даже усталые и больные, они способны «включаться на полную мощность», работать с энтузиазмом и максимальной самоотдачей, с удовольствием выполнять в том числе и рутинную работу, да так, как никто другой сделать не сможет. Им нравится прилагать усилия, преодолевать себя, работать на пределе возможностей. Я видела, как первоклассный хирург, который провел подряд три операции и, казалось, еле держится на ногах («Две минуты передохну и домой»), вызвался проконсультировать молодого коллегу: «консультация» в операционной продлилась еще пять часов — он просто взял сложную операцию на себя, а коллега ему ассистировал. «Откуда силы?» — задаешься вопросом, глядя на таких людей. Ответ очевиден: человек занят своим делом, и оно дает ему эти силы.
За гранью собственного «Я»
Истинный профессионал, преданный своему делу, верит, что от его работы многое зависит, что она нужна не только ему, что он вносит свой вклад в нечто более важное, чем его собственная жизнь.
Яркий пример — адвокаты, специалисты высочайшего класса. Час их работы стоит огромных денег, тем не менее, они находят время на защиту людей, которые не в состоянии оплатить их услуги, просто потому, что убеждены — каждый имеет право на справедливость. Своей деятельностью они поддерживают благородный статус профессии, в то время как некоторые их коллеги ради денег легко изменяют своим принципам. Это «расслоение» хорошо видно не только среди юристов, но и среди врачей, учителей, консультантов. Когда мы уверены, что не просто зарабатываем деньги, а приносим пользу людям, обществу, мы выходим на совершенно другой профессиональный уровень: мы готовы плыть против течения, действовать вопреки обстоятельствам, преодолевать препятствия, потому что знаем — всегда найдется тот, кто оценит наши усилия. Пусть даже не сразу. Главное — выполнить свою миссию, свое предназначение.
Великолепная пятерка
Если посмотреть на эти пять составляющих, становится понятно, что успех приходит к тем, кто движется «по своей колее», живет в согласии с собственной природой и своими желаниями, считает свою профессию нужной и полезной, кто вкладывается в свое дело по максимуму и высоко оценивает себя как профессионала. Попробуем примерить к себе эти пять элементов: если все они не про нас — дело плохо. Если любимая работа не отвечает нам взаимностью, может быть, стоит «развестись» и поискать другую, с которой мы будем чувствовать себя счастливее?
Я знаю человека, сменившего профессию в 50 лет. Он преподавал социологию в вузе — правда, без энтузиазма. Зато к нему часто обращались за советом, и он готов был часами обсуждать и анализировать чужие проблемы. В какой-то момент он понял, что люди ему доверяют, а он их с удовольствием слушает. Сегодня он востребованный организационный консультант, буквально завален работой. Человек нашел свое дело уже в зрелом возрасте — казалось бы, неожиданный поворот судьбы. Но, оглядываясь назад, он понимает, что именно к этому всегда и шел. Он не растерял ничего из своего личного опыта, из наработанного годами профессионального багажа, и теперь все накопленное им в течение жизни пригодилось и работает на его новое дело. Он занимается им изо всех сил, потому что видит: это важно не только ему, но и другим.
Изменить свою жизнь никогда не поздно — было бы желание. Одна моя знакомая, больше 30 лет проработавшая инженером, в 62 года получила психологическое образование. Она работает в городском социальном центре с пенсионерами, с обездоленными, с теми, кто нуждается в помощи и поддержке. Сейчас ей далеко за восемьдесят, и уже много лет она счастлива в новой профессии. Иногда на помощь приходит «его величество случай».
Представьте себе летчика, который влюбился в девушку, боявшуюся летать. Конечно, ему захотелось доказать ей, что на самом деле самолет — это совсем не страшно. В конце концов тема фобий настолько его увлекла, что он закончил психологический факультет и теперь профессионально занимается лечением аэрофобии.
Настоящим «делом жизни» может стать увлечение или хобби. Так, владелица фирмы по ландшафтному дизайну в советское время закончила Московский авиационный институт и потом много лет прилежно трудилась в конструкторском бюро. В 1990-е годы оборонная промышленность пришла в упадок, и она осталась без работы. Встал вопрос, что делать дальше. Пытаясь найти выход из, казалось бы, безвыходного положения, она перебирала в уме все, чему научилась за свою жизнь, и вдруг поняла: единственное, что всегда делала с удовольствием, так это выращивала цветы на своих шести сотках. Причем она готова была заниматься этим с утра до вечера и добивалась прекрасных результатов. Она нашла курсы ландшафтного дизайна, выучилась, получила диплом и начала брать заказы — поначалу небольшие, потом дело разрослось, работать приходилось сутками, и она пригласила помощников. А дальше — организовала фирму и даже написала книгу. И теперь благодарит судьбу за то, что когда-то ее выгнали с работы — сама бы она ни за что не решилась уйти. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Но чтобы найти свое дело, совсем не обязательно ждать от судьбы ударов или, наоборот, подарков. Конечно, не каждый готов к переменам, готов рисковать. Недаром говорят, «от добра добра не ищут». Кто-то живет вполнакала, но ничего менять не собирается: «Ведь работа — от слова «раб», все так живут». А те, кто хочет перемен, должны понимать, что добраться до вершины «на раз» не получится, придется и потрудиться, и попотеть, и потерпеть. Но когда идешь на это сознательно, возникает «эффект бумеранга»: мы отдаем себя любимой работе, а работа дает нам силы жить и двигаться вперед. И тогда мы счастливы, как был счастлив легендарный Стив Джобс, создатель корпорации Apple, или Александр Львович Галецкий, директор детского дома в Ярославской области, с которым меня свела судьба. Оба они меняли и меняют наш мир. И неважно, что один известен всем, а другой — небольшому кругу людей.
Помню, как когда-то, в ходе разговора с молодым предпринимателем я вдруг почувствовала: «Вот оно, все пять элементов сходятся», — и уже через несколько лет любовалась его фотографией в журнале Forbes. Сотни таких «живых примеров» помогли мне вывести формулу успеха из пяти слагаемых. Эти пять элементов — всего лишь «вешки», опознавательные знаки «свое — чужое», помогающие проанализировать свою жизнь и понять, своим ли делом мы занимаемся. Но если поместить всю эту «великолепную пятерку» в один «сосуд» — получится настоящий энергетический коктейль. И тогда человек будет успешен и счастлив.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Михаил Лабковский: Делать то, что хочется — единственный способ прожить жизнь правильно
Психолог Михаил Лабковский провел в Шоколадном лофте лекцию-консультацию, в которой рассказал об основных ошибках стремящихся к успеху людей и о том, как найти свое место в жизни
Поделиться:
Поиск смысла жизни как показатель неудовлетворенности
Принято считать, что поиск жизненных целей и ориентиров относится к философским вопросам и присущ высокоинтеллектуальным личностям. На самом деле это не так. Люди, которые живут в согласии с собой и получают от жизни удовольствие, не размышляют на подобные темы. Это удел тех, кто перестал получать удовлетворение от собственных действий. Когда у человека болит рука или нога, он начинает уделять ей больше внимания, прислушиваться к ощущениям. Так же и со смыслом жизни: как только человеку становится плохо, он тут же его теряет и из-за невозможности обрести покой начинает «работать мозгами» и искать себя.
Жизненные ориентиры, или Почему мы поступаем тем или иным образом
Здесь огромную роль играют родительские установки. Наблюдая за поведением родителей, мы неосознанно копировали их модели в собственную жизнь. Причем не те, которым они пытались каким-либо образом нас обучить, а показанные на собственном примере. Это может быть отец, который работал круглыми сутками, или мать, не имеющая работы, но постоянно занимающаяся домашним хозяйством и воспитанием детей. Честь, верность, открытость, честность — все эти понятия в той или иной мере были заложены в нас еще в детстве. Жизненные установки связаны с пониманием родителей, что правильно, а что нет. Они и определяют приоритетность. В моей семье, например, большое значение придавали образованию и культуре, хотя в школе я практически не учился — не нравилось. Для многих семей большую ценность имеют высшее образование, занятие наукой, искусством.
Как цели связаны с рационализацией жизни и почему не надо их ставить
Есть люди, которые живут гармонично: умеют сочетать работу и отдых и наслаждаются тем, что делают. Но на это способны не все. Если человеку это не удается, он начинает метаться и пытается найти подходящее для себя занятие. Чтобы как-то жить, он работает на нелюбимой работе — зарабатывает деньги. Понимая, что этого недостаточно, начинает ставить перед собой цели. Например, выучить английский язык за один год или сбросить 20 кг за девять месяцев. То есть он не получает удовольствия от жизни и пытается ее рационализировать. Один из самых великих и в то же время неадекватных людей, граф Толстой ставил перед собой цели на год вперед: что нужно прочитать, выучить. Не жилось ему спокойно. Если человеку нравится учить английский язык, он это делает, когда ему надоедает — прекращает. Это нормально. Многие люди бегут за смыслом всю свою жизнь, а перед смертью понимают, что его нет и все цели и ориентиры были ложными.
Когда человеку хорошо, он не думает ни о целях, ни о смыслах, ни об ориентирах. Он просто живет. Он ставит цели, но делает это из соображений самореализации, потому что ему это нравится. Когда человеку плохо, он начинает цепляться за все возможное. Часто такие люди находят подспорье в религии, которая выступает как «костыли» для потерявшихся душ: она дает им необходимое, так как полностью состоит из ориентиров, смыслов и целей. Фрейд, сам будучи набожным человеком, назвал религию коллективным неврозом, потому что она дает то, что человек самостоятельно не может понять.
Вопросы гостей:
Как перестать реагировать на раздражители, влияющие извне (изменения, происходящие во внешнем мире и в личной жизни)? Они мешают сосредоточиться на конкретном деле.
Великий психолог Виктор Франкл был заключенным в концлагере, но это на него никак не влияло. Он жил своей внутренней жизнью, отдельно от внешней среды. И вышел оттуда так, как будто приехал из другой страны.
Вам необходимо понять: чем более вы независимы и самодостаточны, тем меньше испытываете влияние и дискомфорт. Мир постоянно меняется. Если ситуация вас напрягает, у вас есть два выхода: принять ее как данность или поменять (сменить страну или город). Раздражитель будет существовать всегда. Вам нужно либо самому стать независимым и самодостаточным — тогда вы будете меньше обращать внимание на окружающую среду, либо принять решение — смириться с ситуацией или изменить ее.
С детства меня воспитывали так, что женщина предназначена для рождения детей, создания уюта и семейного благополучия. У меня был муж, но мы развелись, детей нет. Теперь я задаю себе вопрос: в чем смысл моей жизни?
Смысл жизни каждого человека в самой жизни. Дети или муж — это не основа, а ее составляющие. Станиславский говорил, что есть сверхзадача, но помимо нее существуют и другие задачи. Многие смыслы присутствуют у нас бессознательно. Например, так как мы существа социальные, нам биологически присуще стремление жить в группе (семье), продолжать род. Еще в нас есть тяга к признанию, которая существует как психологическая потребность. Смысл жизни всех людей — жить и радоваться этому. Если вы хотите детей, вы найдете миллион способов завести их даже без беременности.
Каждому человеку с детства внушают какие-то паттерны. Например, девочкам надо выходить замуж. Это длится с 1945 года, когда после 20 лет замуж уже было не выйти. Через старшее поколение до нас еще доходят отголоски военных лет. Сейчас нет необходимости выходить замуж. Если вы любите человека, то хотите с ним жить вместе, а потом иметь детей. Это здоровая ситуация. Стремление побыстрее вступить в брак очень абстрактно, так же как часто встречающееся желание у мужчин иметь много денег и большую машину. Если вы захотите, вы выйдете замуж. Но это не может стать вашим смыслом. Так же как и желание иметь детей, которые, кстати, имеют свойство вырастать и оставлять дом.
Нельзя использовать других людей для обретения своего смысла. Дети не могут быть заложниками матери, у которой «кроме них ничего больше нет» и которым она «отдала всю жизнь». Нельзя рожать ребенка для собственного осмысления. Это нужно делать, только если вам нравится с ним возиться. Если же вы запутались в целях своего существования, то аморально считать, что дети придадут смысл вашей жизни. В таком случае они являются вашими заложниками.
Воспитываясь в семье военного, я всегда была обязана делать то, что положено. Сейчас я выросла и имею собственную семью. Но привычка осталась, и она не дает разобраться в том, что мне действительно нравится, а что нет. Как научиться понимать свои желания?
Многие из нас действительно не понимают, чего хотят. Причиной этому служит то, что они не пробовали прислушиваться к себе и не умеют ощущать своих желаний. Вам нужно поменять собственные установки и усвоить: делать то, что хочется, — это единственный способ прожить жизнь правильно. А если вы делаете все «по правилам», «рационально» и «эффективно», то счастья не обретете.
В детстве с человеком не считались: не интересовались, что ему нравится, а что нет. Он вырос, но так и не научился это понимать. И продолжает жить, решая общие проблемы: рожает и воспитывает детей, зарабатывает деньги, чтобы содержать семью.
Вам нужно научиться представлять свою дальнейшую жизнь: как вы хотите, чтобы она развивалась. Для этого надо начать с того, чего вы не делали в детстве. С очень простых вещей. С утра не садитесь завтракать, пока не поймете, что голодны. Ешьте только то, что вам нравится (это не касается несовершеннолетних детей, за них вы в ответе). Помните: нет полезной и вредной еды (исключения составляют продукты, запрещенные врачом). Взрослый человек может позволить себе есть то, что он хочет. Выбирая одежду, в которой вы пойдете сегодня, останавливайтесь на той, что вам нравится. Забудьте про «серые будни» и «нарядные выходные». Если вам нравится эта одежда, вы ее покупайте и носите, когда вам хочется. Другой жизни не будет.
Начните с бытовых вещей. Как только вы откажетесь от выполнения дел, не приносящих вам удовольствия, вы постепенно научитесь ощущать свои желания. Со временем вы начнете понимать, чем хотите заниматься и как прожить дальнейшие годы. Когда человек все время убирает квартиру и моет посуду, он не способен этого осознать. Был анекдот про еврея. Когда он умирал, его спросили о последней воле. Он попросил чай с двумя кусками сахара, объяснив это так: «Дома я пью с одним, а в гостях с тремя, но люблю-то я с двумя». Не доводите ситуацию до абсурда.
У меня есть список того, чем я действительно хочу заниматься. Из него я формирую цели. Где грань, определяющая невротизм, и как ставят цели здоровые люди?
Невротизм заложен в бессмысленности постановки цели. Если вы хотите выучить иностранный язык за год, у этого должна быть какая-то цель. Например, у вас может быть желание путешествовать по миру, для этого вам нужно владеть английским языком (так проще). Ограничение времени в один год вы ставите, потому что хотите быстрее отправиться в поездку. Если целью является просто «выучить», то, во-первых, вы получите очень низкий уровень языка, а во-вторых, в этом действии нет смысла: непонятно зачем.
У всего должна быть конкретная цель. Если же действие лишено цели и мотивационной подоплеки, то человек начинает себя заставлять делать то, что не хочет, постоянно отвлекается.
Когда человеку просто нравится заниматься спортом, у него нет идеи подтянуться сто раз, если, конечно, он не пытается себе что-то доказать. Он просто получает от этого удовольствие. И будет продолжать заниматься, не отвлекаясь на посторонние вещи и не ленясь, потому что хочет.
Наверное, невозможно прожить жизнь, никогда не напрягаясь и не делая ничего против своей воли, но стремиться к этому нужно. Заниматься чем-либо надо из потребности, а не заставляя себя и убеждая, что вам это нравится. Это должно прийти само.
Если человек уже отказался делать то, что не хочет, но еще не понял, что ему нравится, нормально ли ничего не делать?
Абсолютно. Мышление современного человека устроено так: сначала происходит анализ ситуации, потом синтез. Анализ — это когда вы смотрите на объект и мысленно его расчленяете. Глаз обращает внимание лишь на отдельные куски. Потом синтезирует — обобщает. Способность к обобщению на определенном объеме информации — это один из признаков интеллекта. У наших предков был еще один процесс, которого мы лишены: они могли отождествлять себя с объектом. Например, когда они хотели понять дерево, они с ним сливались, не расчленяя его в сознании на отдельные составляющие, а пытались почувствовать целиком. В современном мире такое невозможно, потому что наши предки имели другой ритм жизни и действительно умели расслабляться. В их жизни были периоды, когда они ничего не делали в течение многих дней, и это было в порядке вещей.
Можно обрести смысл жизни, читая книги?
В литературе нет смысла. Она не может ни научить жизни, ни сделать человека глубже или интеллигентнее. Писатель — это человек, который умеет рассказывать захватывающие истории гениальным языком. Больше в книгах ничего нет. В тюрьмах людей, умеющих интересно рассказывать, не трогают, потому что считают их обладателями божьего дара. Но Достоевский и Толстой никакого смысла никому не объясняли и сами были далеки от его понимания. В содержаниях произведений Достоевского хорошо написанные детективы, от которых нельзя оторваться. Не больше.
Как найти дело своей жизни, выбрать направление для дальнейшего развития?
Нельзя сразу понять, чем вы хотите заниматься всю жизнь. Это состояние, а не рациональная мысль. Вы не можете, сказать: «Я хочу заниматься этим». Это должна быть бессознательная психологическая потребность в каком-либо деле, которое приносит вам удовольствие. Художники или писатели чувствовали, что хотят писать картины или поэмы, а не кричали об этом. Вставая с утра, вы должны испытывать радость от того, что впереди рабочий день. Чтобы достичь этого состояния, нужно ко всему в жизни относиться подобным образом: научиться делать только то, что хочется, а не заставлять себя. И не делать того, чего не хочется. Понимать, что нравится, а что нет.
Меняя свое поведение, вы сможете изменить и заложенные в вас в детстве родительские установки. Человек формируется до пяти-восьми лет, дальше мозг начинает автоматически выдавать психические реакции, которые были сформированы ранее. Считывая ситуацию, мозг находит аналоги из детства и выдает уже давно принятое решение. Профессор Черниговская утверждает, что оно принимается на 20 секунд раньше, чем звучит окончательная формулировка вопроса.
Начиная прислушиваться к себе, осознавать, чего вам действительно хочется, вы заставляете психику менять ваши реакции. Происходит изменение рефлекторной дуги — существующие нейронные связи рушатся и возникают новые. Со временем вы с легкостью будете понимать, чего действительно хотите.
Следующая лекция-консультация Михаила Лабковского в Шоколадном лофте будет посвящена кризису среднего возраста и пройдет 24 августа. Билеты можно купить здесь.