Мнемотехника что это такое и как ее использовать
Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов
Сейчас мнемотехника для развития памяти повсеместно используется: в детских садах, школах, университетах, тренингах, обучающих курсах. Многие полагают, что это новейшие приёмы, позволяющие избежать старческого маразма и излишней забывчивости. Однако мало кто знает, что это древнее греческое слово (образовано от имени богини памяти Мнемозины) и наука, которой увлекались Аристотель, Джордано Бруно, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. Так что же это за способы запоминания информации, насколько они эффективны на практике и как их освоить?
Что это такое
Мнемоника, или мнемотехника, — это наука, обучающая искусству запоминания с помощью определённых приёмов и методов. Её задача — улучшение памяти посредством ассоциаций. Она отвергает механическое заучивание, которое уже показало свою неэффективность. Кто из взрослых помнит наизусть письмо Татьяны к Онегину? Единицы! А всё потому, что эта информация для большинства не имеет никакой значимости и не привязана к объектам или ощущениям.
Мнемоника — техника запоминания информации, когда различные объекты и факты тесно связываются с представлениями в голове человека. Они могут быть визуальными, слуховыми или кинестетическими. Это упрощает процесс запоминания и увеличивает объём памяти. Простейший пример: все с детства помнят, в какой последовательности располагаются цвета в радуге, благодаря присказке об охотнике и фазане. Начальная буква каждого цвета ассоциируется с начальной буквой слов в этой фразе. Это и есть один из основных приёмов мнемотехники. Подобным образом можно запечатлеть в памяти любую информацию.
В мнемотехнике используются два объекта запоминания — цифры и слова. Даже если задача — запомнить картину, сначала её нужно мысленно трансформировать посредством ассоциаций в список или какую-то фразу.
Приёмы мнемотехники
Чтобы постичь основы мнемотехники, для начала необходимо познакомиться с её главным инструментарием — приёмами, которые позволяют запоминать практически любую информацию.
По начальным буквам
С одним из примеров данного приёма мы уже познакомились выше. Используется, если нужно запомнить несколько слов в определённой последовательности (цвета в радуге, планеты по степени удалённости от Солнца). Берутся их начальные буквы, и придумывается фраза, совершенно не связанная с их тематикой, но слова в ней начинаются с тех же букв. Когда нужно будет воспроизвести информацию, сначала вспоминается составленное предложение, которое служит отличной подсказкой. Существуют уже готовые шаблоны подобных фраз для каждой отдельной последовательности (примеры будут ниже), но можно составлять свои личные.
Рифмы
Рифмизация как приём мнемотехники подойдёт для развития памяти у творческих людей, которые любят стихи и удачно рифмуют слова. Или же можно воспользоваться уже заготовленными шаблонами, как в предыдущем случае.
Созвучия
Когда нужно запомнить сложные, длинные термины или иностранные слова, для них придумываются простые и понятные созвучия, которые сохраняются в памяти. Например, в медицине есть понятия «супинация» и «пронация», которые обозначают движения кистей в разные стороны. Чтобы их не забыть, студентам, будущим врачам, предлагаются похожие по звуковому образу эквиваленты — «суп несла и пролила».
Визуализация
Приём, основанный именно на визуальных ассоциациях. Для запоминания какой-либо информации в голове создаётся определённая картинка. Например, женщинам так проще выучить марки машин: Ягуар — это большая дикая пятнистая кошечка, Ауди — обручальные колечки и т. д. Такой приём особенно хорош для развития именно зрительной памяти.
Визуальные ассоциации
Пространственное воображение
Знаменитый метод Цицерона, что ещё раз доказывает, насколько древней наукой является мнемотехника. Человек, который применяет на практике этот приём, относится к собственной памяти как к отдельному пространству. Это может быть музей, библиотека, хранилища, просто комната. В ней — множество полочек, сундучков, отсеков. Запоминаемую информацию рекомендуется представить в виде дорогой вазы или старинного свитка и убрать её в определённое место. Когда нужно будет её воспроизвести, мысленно возникает придуманная ассоциация, и она без проблем «извлекается» наружу из того или иного чемоданчика.
Зрительная память
Широко применяемый метод Айвазовского, подразумевающий запоминание деталей. Ещё один приём мнемотехники, работающий на развитие прежде всего зрительной и даже фотографической памяти. Одно из упражнений — пристальное, но незаметное разглядывание своего собеседника и потом точное его воспроизведение по памяти вплоть до каждой пуговицы и родинки.
Цифровые алгоритмы
Данные приёмы разработаны прежде всего для развития памяти учёных и людей, связанных с точными науками. Им по роду своей деятельности приходится запоминать длинные формулы и числа. Это можно сделать достаточно легко, если отыскать какие-то закономерности или соотнести их со знакомыми, памятными датами.
Методы
Так как мнемотехника появилась не вчера, она включает в себя различные методики, каждая из которых предлагает использовать свои приёмы запоминания информации и тренировки для памяти. Начинающим они могут показаться слишком сложными. На самом же деле, если понять их алгоритм и освоить хотя бы одну, это существенно упростит жизнь. Предлагаем вашему вниманию одни из самых известных мнемонистических систем.
Цифро-буквенный алфавит
Сокращённое название — ЦБА. Автор неизвестен.
Методика, согласно которой каждой цифре соответствует определённая буква посредством визуальной или слуховой ассоциации. Есть чётко прописанные алфавиты, которые нужно заучить наизусть и применять на практике. Можно создать свой собственный.
Буквенно-цифровой код
Сокращённое название — БЦК. Автор — В. Козаренко, известный специалист по мнемотехнике, написавший много учебников по ней.
Система запоминания и развития памяти, предлагаемая Козаренко, похожа на предыдущую. Но здесь сначала нужно просто заучить соответствия цифр и парных согласных букв без всяких ассоциаций, а затем уже использовать их в жизни. Его БЦК выглядит следующим образом:
Как применять. Например, вы ведёте учёт своих доходов и расходов, потратили в магазине сумму в 2 056 рублей, и её нужно запомнить, чтобы дома зафиксировать. Придумываете слово, в котором есть согласная, соответствующая каждой цифре, и составляете предложение из них. 2 — дети, 0 — мороженое, 5 — пломбир, 6 — шоколад. Дети ели мороженое, оно было пломбирным и шоколадным. Не нужно ставить целью придумать что-то осознанное и логичное. Чем необычнее будет фраза, тем лучше она сохранится в памяти.
В мнемотехнике также используются другие методы:
Систем запоминания в мнемотехнике — большое количество. Нужно выбрать то, что подходит именно вам. Если вы никак не связаны с математикой, КДЧ и диалог Перельмана вам ни к чему. Ищите те методики, что актуальны именно для вашей жизни. Ориентируйтесь также на тип своей памяти. Можно заняться сначала совершенством той, которая у вас преобладает, а затем уже развитием той, что похуже.
Если вы планируете использовать мнемотехнику, учтите один важный момент. Это целая наука, которая развивалась в течение нескольких столетий. У неё богатая история становления и в ней есть множество направлений. В одних и тех же книгах, посвящённых данному искусству, часто они переплетаются между собой. Авторы предлагают комплексы упражнений, одни из которых относятся к народным приёмам, другие — к классике. Такая разношёрстность приводит к отсутствию системы.
Не наступайте на эти грабли. Выберите одно из направлений в соответствии со своими целями, задачами и индивидуальными особенностями и осваивайте сначала его. Если дело пойдёт хорошо, потом продолжите заниматься по другой методике.
Народная
Приёмы народной мнемоники знакомы большинству людей, так как прочно вошли в их жизнь, причём многие об этом даже не подозревают. Это те стишки с исключениями из правил, которые они учили в школе, набившая оскомину фраза про охотника и фазана с цветами радуги. Дорожные знаки на улице, символика на рабочем столе компьютера, алфавит — это всё коды для развития памяти, чтобы лучше запоминать и быстрее воспроизводить нужную информацию.
Акростих
Кто-то придумывает свои системы изучения иностранного языка или химических реакций, телефонных номеров или знаменательных дат — всё это отражает суть бытовой, или народной, мнемоники.
Классическая
Это самая первая система мнемотехники, которая дошла до нас в письменной форме. Датируется она 86 г. до н. э. В то время она была неотъемлемой частью риторики. Ораторы пользовались ею, чтобы безошибочно и без запинок произносить длинные речи.
Один из самых ярких примеров — метод Цицерона. Его противником был Квинтилиан, он выступал за тех людей, у которых была плохо развита зрительная и ассоциативная память и которые не могли воспользоваться приёмом Цицерона. Квинтилиан предлагал другие альтернативы запоминания информации, но не смог оформить их в отдельную систему. Однако именно они стали впоследствии основой для развития педагогической мнемотехники.
Педагогическая
Антипод классической мнемоники. Окончательно сложилась лишь в XVI веке, благодаря преподавателю Кембриджского университета П. Рамусу. Это направление было ближе простым людям, поэтому оно получило широкое распространение. Здесь не требовалось составлять сложные зрительные ассоциации. Её основными приёмами стали:
Методы педагогической мнемотехники используются в современной системе образования до сих пор.
Цирковая
Второе название — эстрадная. Узкий круг лиц (началось всё с цирковых трупп) создаёт свою систему кодирования материала. В ход может идти что угодно: язык, жесты, мимика, интонация. Задача — передать информацию от ассистента к исполнителю так хитро, чтобы этого никто не заметил. Данными приёмами сейчас активно пользуются мошенники, телепаты, экстрасенсы.
Спортивная
С 1997 года в Кембридже ежегодно проводятся соревнования по мнемотехнике. У этого направления — особая специфика. Каждый участник является гуру в какой-то определённой сфере. Кто-то воспроизводит на память двоичные цифры, кто-то читает наизусть поэмы длиной в 300 страниц. Как правило, победители попадают в Книгу рекордов Гиннесса. Лучшие в своём деле определяются по двум показателям: скорость запоминания и объём.
Современная
Главный представитель данного направления — мнемоническая система «Джордано». Она достаточно сложная, основана на научных изысканиях нейробиологии о головном мозге и памяти как высшей психической функции. Вот лишь некоторые её положения:
Не помните, что было 5 минут назад? Виновата в этом наша кратковременная память. Что это такое и способы её улучшения — в нашей отдельной статье.
Примеры применения на практике
Часто мнемотехнику используют для запоминания правил, формул, числовых значений в различных науках. Во-первых, это отличная тренировка памяти. Во-вторых, идеальна для детей, чтобы в полном объёме освоить школьную программу по отдельным предметам. Те, кому посчастливилось учиться у преподавателей, знакомых с данными методиками, навсегда запомнили и слова-исключения по русскому языку, и теорему Пифагора по геометрии, и многие другие истины, которые в идеале все должны знать назубок. Если у учителей нет навыков работы с данными приёмами, родители сами могут применять их, помогая ребёнку в обучении.
Несколько самых ярких примеров мнемонических техник по разным учебным дисциплинам — вам в помощь.
Как с ними работать. Практически все они основаны на приёмах рифмования и созвучий. Так что детям достаточно заучить весёлые стишки — и правила сами лягут им на память чуть ли не до конца жизни. Вот увидите: они их будут зачитывать потом своим внукам.
Русский язык
Математика
Другие предметы
Подобные приёмы и методы мнемотехники существуют практически для всех учебных дисциплин и сфер жизнедеятельности:
Бесценна мнемотехника при изучении иностранного языка. Она облегчит задачу и школьникам, и студентам, и взрослым. Правило OPSHACOM, например, значительно упростит понимание и запоминание каноничного порядка расположения нескольких прилагательных перед существительным в английском.
Как освоить
Во-первых, можно брать уроки мнемотехники у специалистов, которые вплотную занимаются применением её систем и методик на практике. Их можно найти в Интернете: купить обучающий курс, записаться на онлайн-тренинг, договориться о занятиях по Скайпу. Способов освоения — огромное количество.
Во-вторых, можно научиться мнемотехнике самостоятельно, дома. Однако следует учесть, что это будет более долгий путь, чем со специалистом. Некоторые приёмы могут показаться слишком сложными, тогда есть риск всё бросить, так и не развив память. Иногда не хватает регулярности и усидчивости. Когда есть преподаватель, есть график занятий, выполнения заданий и т. д. А здесь придётся рассчитывать лишь на самодисциплину.
Чтобы обучиться мнемотехнике самостоятельно, нужно начать с выбора:
Далее нужно выделить определённое время для занятий. Лучше всего это делать непосредственно перед сном. Для начинающих этих действий будет достаточно.
Для разного возраста
Для дошкольников
Мнемотехника активно используется воспитателями и логопедами для развития речи в детском саду с помощью мнемоквадратов и мнемодорожек. Сначала ребёнок должен назвать, что изображено на картинке (срабатывают зрительные ассоциации и одновременно пополняется словарный запас). Затем он составляет предложения и целые истории, используя сразу несколько иллюстраций (происходит обогащение грамматической речи). Самая сложная в этой цепочке — мнемотаблица, которая помогает дошкольнику выучить полноценное стихотворение.
Для детей школьного возраста
Система образования — самое благодатное поле для применения мнемотехники. Чтобы усвоить огромные объёмы информации по разным предметам, для развития памяти школьников пригодятся созвучия и рифмизация, примеры которых есть в таблицах выше. Начиная с 10 лет, специалисты советуют родителям и преподавателям постепенно обучать детей методам Цицерона и Айвазовского. Можно использовать и иные упражнения: создание собственного языка, разработка клинописи, пароль-отзыв и другие.
Для взрослых
Для развития памяти взрослым учить стихи, чтобы запомнить последовательность падежей в русском языке, уже поздно. Им нужны более сложные приёмы, работа с числами, визуальная и аудиальная детализация происходящего. Верхом совершенства станет освоение системы «Джордано» или хотя бы попытка принять участие в заочном туре соревнования по мнемотехнике.
Лучшие книги по мнемотехнике
Если перед вами стоит задача развить память, обязательно воспользуйтесь одним из направлений мнемотехники. Начать можно с простейших приёмов, а затем понять и освоить более глубинные и сложные. Вы сами удивитесь, каким объёмом информации можете владеть и использовать её в своих интересах.
Мнемотехника. С чего начать?
Доводилось вам забывать пароли или имена новых знакомых? Для вас сложно за несколько секунд выучить номер телефона, а на заучивание страницы текста может уйти целый вечер? После прочтения этой статьи вы навсегда избавитесь от необходимости записывать список продуктов, а запомнить последовательность в несколько десятков случайных слов не составит труда.
Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Сегодня вы узнаете базовые принципы мнемотехники и научитесь запоминать последовательности слов.
Главный принцип: визуализация
Для того чтобы быстро и надолго запомнить информацию, ее нужно визуализировать. Другими словами, мы должны запоминать не само слово «кот», а его визуальный образ.
Правильный образ должен быть:
Изображение с сайта news.day.az
Потренируйтесь! Создайте визуальные образы для следующих слов: огурец, учитель, глобус, рыба, стул, удача, Пакистан.
Все было хорошо до последних двух слов, верно? Как можно представить абстрактное понятие или целое государство?
Для решения этой проблемы существует метод свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который вы представите, когда услышите «удача» – это и есть свободная ассоциация. Например, подкова – символ удачи.
С Пакистаном у меня ассоциируются очень красочные автобусы, характерные для этой страны:
Изображение с comm ons.wikimedia.org
Важно! Все ассоциации сугубо индивидуальны. Если в случае со словом «удача» вы, например, вместо подковы или клевера представляете своего дядю Колю, очень удачливого человека – так тому и быть. Ваши ассоциации могут быть странными и необычными. Так даже лучше.
После того, как вы научились визуализировать слова, настало время их запоминать. Мы рассмотрим несколько способов это сделать.
Способ первый: метод историй
Что легче запомнить – 20 случайных слов или смешной анекдот? Ответ очевиден.
Суть метода заключается в том, что вы должны составить из данных вам слов историю. Она может быть странной, нереальной, фантастической или откровенно абсурдной. Тем лучше.
Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щетка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Сколько времени уйдет у вас на запоминание обычной зубрежкой?
А теперь придумаем историю (не забывайте визуализировать!) для этих слов:
Почтальон Печкин верхом на тигре скачет через кукурузное поле. Печкин в страхе (обязательно добавляйте эмоции в свою историю! сопереживайте своим героям, можно даже придумывать короткие реплики) обернулся назад – за ним гнались разъяренные осы. Вдруг он натыкается на реку. «Что делать!? – крикнул в пустоту бедный почтальон. – Моста нет!». Но, к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу – получателю посылки и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щетка. Неожиданно пошел дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчетливый рисунок лошадиной подковы (образ для слова «удача»).
Это не самый эффективный метод в арсенале мнемониста (200 слов я бы этим способом не стал запоминать), но у него есть свои преимущества:
Способ второй: цепочка
Суть метода состоит в соединении образов между собой. Как это сделать правильно?
Не обращайте внимания на пропорции
Все образы должны быть примерно одного размера. Допустим, вы должны соединить самолет и яйцо. Пусть яйцо будет огромным, а самолет маленьким, один в один как яйцо.
Соединяйте ярко
Яйцо и рядом с ним стоит самолет. Это слишком скучно, чтобы запоминать. Пускай самолет пробьет яйцо! Пусть нос самолета вонзится в скорлупу, пусть наш авиалайнер торчит из этого яйца как свечка в праздничном торте!
Обращайте внимание на последовательность
Если вам нужно запомнить слова в определенной последовательности, то используйте правило: первый образ всегда левее или выше последующего (мы читаем сверху вниз и слева направо – легко запомнить). То есть если мы запоминаем «самолет, яйцо», то вышеописанный пример подходит, а если «яйцо, самолет», то мы должны представить, как самолет стоит вертикально (почему бы и нет?) и на него надели сверху яйцо. Белок медленно стекает по фюзеляжу (не забываем про яркость!).
Когда запоминаете несколько слов цепочкой, вы должны абстрагироваться от всех образов, кроме того, который вы только что вспомнили и того, который идет следующим.
Например: рыцарь, шляпа, воздушный шарик, кирпич. Рыцарь сидит на шляпе и держит ее за край (как будто он на надувном круге в аквапарке). Эта же шляпа на воздушном шарике, как будто на чьей-то голове (можно представить нарисованное лицо на шарике, но это не обязательно). Воздушный шарик привязан к кирпичу, и они медленно летят вместе.
Вы не должны представлять всю конструкцию сразу. Представляйте сначала только рыцаря и шляпу, потом только шляпу и шарик (рыцаря во внимание уже не берем) и т.д. При припоминании так же держите в голове не больше двух образов одновременно. От одного к другому, от него к следующему.
Этот метод плох тем, что при забывании одного элемента цепочки, вы можете забыть остальное. Но если нужно запомнить десяток-два слов, а придумывать историю некогда – этот метод будет очень кстати. Также этот прием можно рассматривать как вспомогательный при рассмотрении следующего способа запоминания.
Тренируйтесь! Запомните цепочкой слова: волк, капуста, футболист, шахматы, бабушка, кольцо, молоко, хирург, картина, абрикос.
Способ третий: метод Цицерона
Это самый эффективный и популярный у мнемонистов метод. У него есть еще и другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума и т.п. Это одно и то же.
Суть в том, что мы создаем в своем воображении некое пространство с опорными образами. Звучит сложно, но на самом деле вы научитесь этому так же легко, как и методу цепочки.
Опорный образ – это образ, с которым вы будете соединять запоминаемые образы. Его еще называют локусом или просто опорником.
Почему он именно опорный? Представьте себе свою кухню: холодильник, кран в раковине, микроволновка и т.д. Вы не так часто переставляете эти предметы. Вряд ли вы каждую неделю находите новое место для холодильника. Вышеперечисленное и есть опорные образы.
Важно! Тарелка на столе – не опорный образ, потому что меняет свое местоположение, а декоративная тарелка на стене – опорный образ, потому что висит там всегда.
Суть метода в создании воображаемого пространства, но оно не обязательно должно быть создано с нуля. Вы можете представить свою квартиру – вы хорошо ее знаете и можете в ней мысленно пройтись в своем воображении.
Выделите в своей квартире (комнате, офисе или любом другом месте, которое вы хорошо знаете) несколько опорных образов: телевизор, люстра, настольная лампа, аквариум, стиральная машина и т.п.
Важно! Вы должны точно знать последовательность своего маршрута от одного опорного образа к другому. Я, например, всегда иду по маршруту прихожая-кухня-ванная-спальня. Внутри комнаты перемещаюсь от опорника к опорнику по часовой стрелке.
К каждому опорному образу присоединяете запоминаемый. Когда нужно будет вспомнить – проходите по маршруту и воспроизводите информацию в нужной последовательности. Можно даже в обратном порядке.
Важно! Вы можете менять запоминаемые образы. То есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации (во время тренировок запоминания, например). Старые образы при этом забываются. Вы будете помнить только последний запомненный образ. Причем если вы будете часто использовать одни и те же локации, то образы начнут путаться (можете вспомнить то, что запоминали два раза назад), в таком случае локациям нужно просто дать «отдохнуть» – не запоминать на них какое-то время, а использовать другой дворец памяти.
На одну локацию вы можете присоединять не один образ, а цепочку. По 5 слов на один опорник, например.
С методом Цицерона вы сможете запомнить огромные объемы информации достаточно быстро, а главное – надолго. Если это нужно, то их необходимо повторять.
Важно! Мнемонисты повторяют исключительно по памяти – это очень важно! В источник вы можете посмотреть только для проверки или в случае, если что-то забыли. Чем больше объем информации, тем чаще нужно повторять (5 слов можно запомнить на пару недель и без повторения, а вот 500 нужно повторить тут же, через 6 часов (перед сном, если это вечер), на следующий день, через 3 дня, через неделю, через две, через месяц).
Тренируйтесь! Выделите опорные образы и запомните на них следующие слова: комар, шоколад, окунь, борец, осень, бутылка, академия, шланг, бита, роза.
Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от количества локаций и вашей тренированности. Когда я в первый раз запомнил 160 цифр (о запоминании числовой информации расскажу в следующей статье), у меня жутко болела голова. Но уже через несколько недель для меня это стало привычным делом и я не испытывал никакого утомления от такого количества, я мог запомнить уже больше 400 цифр за раз.
Сегодня вы узнали, что такое мнемотехника, ее базовые принципы, а также научились запоминать последовательности слов. В следующих статьях вы узнаете, как запоминать цифры, даты, термины, иностранные слова, речь для выступления, колоду карт, имена и лица и т.п. Оставляйте свои вопросы и пожелания в комментариях.
Надеюсь, мнемоника станет частью вашей жизни, и в скором времени вы начнете удивлять своих знакомых феноменальной памятью.
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: