Мнемозина это богиня чего
Мнемозина — великая богиня памяти Древней Эллады
Учёные, историки, философы всегда стремились сохранять и изучать память прошлых времён. Для того чтобы делать новые открытия, нужно знать природу вещей и явлений. Познание всегда предшествует знанию. Человеческий разум — это разум вселенский, он способен освоить и осознать всё. Но для того чтобы делать открытия, нужно иметь базу. Чем она обширнее, тем больше возможностей для совершенствования.
Боги в жизни эллинов
Древние греки знали это. Недаром эллинская культура подарила человечеству такое большое количество замечательных памятников литературы и искусства. От античности нам достались не только глубокие духовные знания из области естественных и гуманитарных наук, запечатлённые в литературе, но и вещественное отображение высочайшей цивилизации того времени. С шестнадцатого века до нашей эры эллины исповедовали политеизм, то есть многобожие. Они строили храмы, устанавливали алтари, куда приносили жертвы в виде самых лучших животных, отборных фруктов, а также молоко, сыр, вино, дорогую утварь. Жертвы приносили в качестве благодарности по случаю радостных событий, когда хотели получить защиту от опасности или для благословения на новое дело. За разрешением спорных вопросов также обращались к богам.
Дары Мнемозины
Музы — дочери Мнемозины
Мнемозина покорила своей красотой страстного и любвеобильного Зевса. К ней он явился в человеческом обличье. Главный бог Олимпа соблазнил титаниду, притворившись простым пастухом. Девять ночей подряд Зевс делил ложе с прекрасной богиней. Плодом этого союза стали девять муз — покровительниц универсалий, то есть искусств. Легенда говорит, что дочери Зевса и Мнемозины научили людей видеть и понимать красоту окружающего мира, а отображать свой восторг в земном, человеческом воплощении помогла их мать — богиня памяти. Музы унаследовали от отца, властного, энергичного и целеустремлённого верховного бога, такие черты, как увлечённость, напористость, даже в каком-то смысле одержимость. Выбрав себе подходящего человека, они наделяли его талантом, который настойчиво требовал выхода, реализации, так сказать, вдохновляли идеями. Затем музы открывали людям доступ к своей матери — Мнемозине, от которой те и получали необходимые знания для претворения этих идей в жизнь.
Чтобы найти ответ, нужно забыть лишнее
Ритуал совершался следующим образом. Дабы очистить своё сознание от лишнего, оракул омывался водой реки забвения — Леты. Далее следовало погружение в воды реки Мнемозины. В пещере, через которую они протекали, был сооружён трон, который незримо занимала богиня памяти. Очень часто во время действа прорицающего охватывал ужас, который отпускал его только после нового погружения в Лету. После этого он уже не мог вспомнить и повторить то, что произнёс в состоянии экстаза. По этой причине при ритуале необходимо было присутствие третьих лиц. Богиня памяти в греческой мифологии ведала не только запоминанием, но и забыванием. Умение наблюдать, фиксировать незначительные и мелкие подробности, выделять наиболее значимое, анализировать, выстраивать главную сюжетную линию — вот то, что получали от Мнемозины поэты, актёры, музыканты, учёные и философы.
Образ Мнемозины в искусстве
Из античных произведений искусства, запечатлевших Мнемозину, можно назвать хранящуюся в Ватикане изящную мраморную статую и мозаичное панно, сложенное из разноцветных кусочков эмали, изображающее сценку из мифа об одной из самых красивых богинь древности. Оно находится в антиохийском музее греко-римской мозаики. Гесиод и Овидий сохранили память о богине в своих изысканных и утончённых виршах.
В новой эре люди искусства также не забывают легенды о богине разума и воспоминаний, как ещё называют Мнемозину. Фредерик Лейтон изобразил её сидящей на троне на картине «Мнемозина — мать муз». Она обёрнута в свободную тогу, а на голове лежит венок из лавровых листьев. Плавные линии, мягкие контуры и палитра из тёплых оттенков красок в его представлении лучше всего соответствуют образу доброй и мудрой матери девяти очаровательных дочерей. Её задумчивый и отстранённый взгляд словно бы направлен сквозь время и пространство в неведомую бесконечность.
На полотне английского прерафаэлита Россетти богиня памяти Мнемозина стоит в лёгкой тунике изумрудного цвета, который подчеркивает красоту золотисто-каштановых волос, покоривших некогда Зевса. В руке у неё лампа памяти. Зелёные глаза Мнемозины спокойно и сосредоточенно смотрят прямо, словно бы пронзая вас насквозь.
Может быть, нам не стоит углубляться в далёкую историю? Современный стремительный ритм жизни практически не оставляет времени для вдумчивой созерцательности. Однако, отбросив ветхие артефакты как утратившие актуальность, мы рискуем в какой-то момент оказаться ввергнутыми в каменный век, во времена зарождения человеческой цивилизации, и будем вынуждены начать заново приобретать тот опыт, который очень легкомысленно растеряли.
Мнемосина
Согласно сообщению Павсания, в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты (забвения) и Мнемосины (памяти).
Богиня Мнемосина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса — мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьёт из источника знания Мнемосины; это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
В честь Мнемозины назван астероид (57) Мнемозина, открытый в 1859 году.
Примечания
Древнегреческая мифология и религия | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
География · Хронология · Флора · Фауна · Лошади · Катастеризм | |||||||||||||
Первоначальные божества |
| ||||||||||||
Титаны |
| ||||||||||||
Олимпийские боги |
| ||||||||||||
Посейдон · Амфитрита · Тритон · Океан · Тефида · Понт/Таласса · Нерей · Главк Морской · Протей · Форкий · Кето · Фетида | |||||||||||||
Океаниды | Асия · Гесиона · Дорида · Евринома · Метида · Немесида · Стикс · Электра · Филира · Перса · Плейона · Климена · Каллироя | ||||||||||||
Нереиды | Амфитрита · Фетида · Галатея · Немертея · Галена · Сао |
божества
Основные | Аид · Персефона · Гея · Деметра · Геката · Танатос |
Эринии | Тисифона · Алекто · Мегера |
Рожденные на земле | Гекатонхейры · Киклопы · Гиганты · Корибанты · Мелии · Тельхины · Тифон · Судьи: Минос · Эак · Радамант |
Группы | Амазонки · Ветры · Кентавры · Драконы · Гарпии · Сатиры · Нимфы · Сирены |
Нимфы | Ореады · Дриады и Гамадриады · Наяды · Нереиды · Напеи · Лимониады · Плеяды |
Герои | Геракл · Ахилл, Гектор и Троянская война · Одиссей и Одиссея · Ясон и Аргонавты · Персей и Горгона Медуза · Эдип против Фив · Тесей и Минотавр · Триптолем |
Портал
Полезное
Смотреть что такое «Мнемосина» в других словарях:
мнемосина — сущ., кол во синонимов: 1 • мнемозина (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Мнемосина — (Мnhmosunh) в греч. мифологии титанка, мать муз (отЗевса), которых произвела на свет в Персии (в Македонии). По числу 9ночей, которые М. подарила Зевсу, и муз было девять; представительницыинтеллектуальных и художественных свойств человека, они… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Мнемосина — см. Мнемозина. * * * Мнемосина (Мнемозина), в греческой мифологии богиня памяти, мать 9 муз. В переносном смысле память. * * * МНЕМОСИНА МНЕМОСИНА (Мнемозина), в греческой мифологии титанида (см. ТИТАНИДЫ), дочь Урана (см. УРАН (в мифологии)) и… … Энциклопедический словарь
Мнемосина — Мнемозин, а в древнегреческой мифологии богиня из поколения титанов (См. Титаны), мать муз, родившихся от её связи с Зевсом. Олицетворяла память. Иносказательно М. память … Большая советская энциклопедия
МНЕМОСИНА — Мнемозина, в греческой мифологии, персонификация памяти, одна из титанид, дочерей Урана, родившая от Зевса девять муз … Энциклопедия Кольера
Мнемосина — ж.; = Мнемозина Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Мнемозина
Мнемозина
Согласно сообщению Павсания, в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты — забвения и Мнемосины — памяти.
Богиня Мнемосина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса — мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьёт из источника знания Мнемосины; это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал»
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Мнемозина» в других словарях:
МНЕМОЗИНА — (греч. Mnemosyne). Богиня памяти, мать 9 муз. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МНЕМОЗИНА в древне греческ. мифологии мать муз, богиня памяти. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
мнемозина — богиня памяти, Мнемосина Словарь русских синонимов. мнемозина сущ., кол во синонимов: 8 • астероид (579) • … Словарь синонимов
МНЕМОЗИНА — литературный альманах, издававшийся в Москве в 1824 25 (вышло 4 книги) В. К. Кюхельбекером и В. Ф. Одоевским. Отражал философские и эстетические взгляды декабристов и кружка любомудров … Большой Энциклопедический словарь
Мнемозина — (Mnemosyne, Μνημοσύνη), т. е. память. Мать девяти муз. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии
Мнемозина — («Мнемозина»,) русский литературный альманах, издававшийся В. К. Кюхельбекером и В. Ф. Одоевским в Москве в 1824 25 (вышло 4 книги). Сотрудничали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Е. А. Баратынский и др. В альманахе нашли отражение, с одной… … Большая советская энциклопедия
«Мнемозина» — Смотри также альманах, изданный в четырех книгах в 1824 г. (СПБ.) кн. В. Ф. Одоевским и В. К. Кюхельбекером. Целью М. было распространение новых мыслей, блеснувших в Германии, с тем, чтобы обратить внимание русских читателей на предметы, в России … Словарь литературных типов
«МНЕМОЗИНА» — «МНЕМОЗИНА», русский литературный альманах. Издавался в Москве в 1824 1825 (вышло 4 кн.) В. К. Кюхельбекером и В. Ф. Одоевским. Сотрудничали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Е. А. Баратынский и др. В «М.» нашли отражение философские и… … Литературный энциклопедический словарь
Мнемозина — (Μνημοσύνη) в греч. мифологии титанка, мать муз (от Зевса), которых произвела на свет в Пиерии (в Македонии). По числу 9 ночей, которые М. подарила Зевсу, и муз было девять; представительницы интеллектуальных и художественных свойств человека,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Мнемозина — ж.; = Мнемосина 1. Богиня памяти, мать девяти муз (в древнегреческой мифологии). 2. Употребляется как поэтический символ памяти. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
«Мнемозина» — литературный альманах, издававшийся в Москве в 1824 25 (вышло 4 книги) В. К. Кюхельбекером и В. Ф. Одоевским. Отражал философские и эстетические взгляды декабристов и членов кружка «любомудров» … Энциклопедический словарь
Мнемосина – мать муз, ведущая к будущему через прошлое
Жизнь человека без воспоминаний и памяти о прошлом кажется странной и даже бессмысленной. Только представьте: все мы вдруг забыли о том, что когда-то произошло, в мыслях стёрлись имена и лица, а каждый человек запамятовал, какого он роду-племени. О подобных вещах задумывались и древние греки.
Одной из первых среди их божеств появилась на свет Мнемосина. Она являлась воплощением памяти, без которой человек превращается в аморфное создание, бесцельно скитающееся по миру. Благодаря Мнемосине появилась наука история. Но эта богиня была связана не только с прошлым – во власти Великой Памяти было и будущее.
Единство памяти и забвения
Разве можно создавать новый мир, забыв о прошлых достижениях и ошибках? Гесиод задаётся этим вопросом, приходя к выводу, что прошлое и память о нём – это подобие фундамента для новых поколений.
Немало рассказов и о чудесном источнике Мнемосины. Как писал Павсаний, он находился в Лейбадее, а по соседству с ним располагался иной родник, принадлежавший Лете. Тот, кто пил из вод под покровительством Мнемосины, получал знания о тайнах мироздания, становился мудрецом, наделённым памятью о прошлых временах.
Тот же, кто склонялся к источнику Леты, находил забвение и уже не тревожился из-за потрясений минувшего времени. Здесь я вижу и ещё один символизм: забвение и память всегда идёт рядом. Каждое дело, каждый человек непременно направляется к этому «распутью» источников, после чего оказывается лишь в одной из вод.
Очищение памяти
Со священным источником связан один из древнегреческих ритуалов, который проводили служители Мнемосины. Чтобы найти ответ на свой вопрос, человек должен был опуститься в воды Мнемосины у трона самой богини.
Согласно преданиям, в этот момент человек видел так много событий прошлого и грядущего, что едва не впадал в безумие. Однако после этой процедуры нужно было сразу же перейти к водам Леты, благодаря которым всё лишнее стиралось из памяти, а оставался лишь ответ, посланный Мнемосиной.
Часто на такой ритуал приглашались третьи лица, что после обряда могли привести человека в чувство и напомнить ему о том, кто он и зачем пришёл в столь странное место. Мне кажется, подобные истории подчёркивают, как важно уметь выделять в памяти главное. Запомнить абсолютно всё человек не способен, а потому должен научиться отделять «зёрна от плевел». И в этом – ещё одна древнегреческая мудрость.
Мать муз и предсказательница
Однако обратиться к Мнемосине можно было и вдали от волшебных источников. Люди часто просили богиню улучшить их память, подарить способность к быстрому запоминанию. Древняя Греция славилась своими мудрецами и ораторами, которые находились под покровительством Мнемосины.
На изображениях богиня почти всегда предстаёт не одна, а в сопровождении девяти своих дочерей. Согласно легенде, Зевс был очарован красотой титаниды, он превратился в простого пастуха, после чего провёл с ней девять ночей. Рождённые дочери стали Музами, а именно – повелительницами искусств и их служителей.
Овидий в своих «Метаморфозах» рассказывает, что истинное счастье получает тот, кому благоволит его муза, которая часто отмечает дар человека уже с рождения. Связь Мнемосины с людьми творческими вполне очевидна: всякий художник, скульптор, поэт должен запомнить многое, чтобы научиться создать настоящие шедевры.
Мнемосина почти никогда не спускалась на землю. Её обиталищем являлись горы, где она проводила всё своё время. Благодаря ей были созданы названия для каждого предмета, а также изобретена мнемотехника (проще говоря, искусство к запоминанию).
С высот Элевфера Мнемосина смотрит на мир, замечая течение времени. Она не только может «выудить» любое событие прошлого, но и замечает будущее. Часто Мнемосину называли не только хранительницей памяти, но и могущественной предсказательницей.
Вдохновляющая Мнемосина
Образ Мнемосины не переставал вдохновлять творцов разных эпох. Самая известная древняя скульптура богини сегодня хранится в Ватикане и, надо сказать, Овидий и Гесиод Мнемосину заслуженно воспевали её красоту и грацию.
Не менее привлекательной она предстаёт на полотне «Мнемосина – мать муз» Ф.Лейтона. Художник показал царственность богини, восседающей на своём золотом троне. Её взгляд устремлён в вечность, и можно не сомневаться, что Мнемосине известно всё о нашем мире, его минувших и грядущих днях.
Однако самым известным изображением Мнемосины стала картина Россетти. Контраст тёмных волос и туники насыщенно-зелёного цвета подчёркивает яркую и одновременно строгую красоту богини. В её руке – лампа памяти, что освещает мрак прошлого, не позволяя истории исчезнуть в темноте.
Данте Габриэль Россетти. Мнемосина
В древнегреческих верованиях часто можно увидеть вечные истины и философию, не теряющую актуальности и в наше время. Мнемосина учит нас почитанию прошлого и вере в будущее. Как бы жили люди, не помня о том, что было, забывая прошлое? Наверное, мы бы по-прежнему существовали в первобытном мире.
Священная наука Мнемосины, история, открывает нам величие и ошибки тех, кто жил на много веков или несколько лет раньше нас. Как ни странно, но мы, люди XXI века, по-прежнему пользуемся дарами «матери муз», не подозревая этого.
Богиня Мнемосина
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
[1.1] Уран & Гея (Hesiod Theogony 132, Pindar Paean 7, Apollodorus 1.8, Diodorus Siculus 5.66.1)
[1.2] Эфир (от Урана) & Гея (Hyginus Preface)
Дети
[1.1] Музы (от Зевса) (Hesiod Theogony 53, Homeric Hymn IV, Orphic Hymn 76 & 77, Pindar Isthmian Ode 6, Terpander Frag 4, Alcman Frag 8, Apollodorus 1.13, Antoninus Liberalis 9, Hyginus Preface, Cicero De Natura Deorum 3.21)
[1.2] Музы (от Зевса) (Pindar Paean 7, Terpander Frag 4, Aristotle Frag 842, Plato Theaetetus 191c)
ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МНЕМОЗИНЫ
Гесиод. Теогония. 132-138. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 31-32) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
Ложе с Ураном [Небом], на свет Океан породила глубокий,
Коя и Крия, еще – Гипериона и Иапета,
Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину,
Златовенчанную Фебу и милую видом Тефию.
После их всех родился, меж детей наиболе ужасный,
Пиндар. Отрывки. III. Пеаны. 52h. Пеан 7 в. [Палленянам?] в честь Делоса. 1. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 195):
«…Я молю Мнемосину [Мнемозину], дочь Неба [Урана], под добрым ее
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. I (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 5) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«…Уран и Гея произвели на свет сыновей, так называемых титанов – Океана, Кея, Гипериона, Крия и Иапета, и после всех Крона, а также дочерей, прозванных титанидами, Тефию, Рею, Фемиду, Мнемосину, Фебу, Диону, Тейю».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Глава 66 (2-3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXIX. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Дети Алоея считали, что Муз было числом всего три, и дали им следующие имена: Мелета (Опытность), Мнема (Память) и Аэда (Песня). С течением времени, говорят, прибыл сюда, в Феспии, Пиер из Македонии…установил число Муз в количестве девяти и дал им те имена, которые они носят и доныне… Мимнерм [эпический поэт 7 в. до н. э.]… в введении говорит, что старшие Музы были дочерьми Урана (Неба), все же остальные, младшие, были дочерьми Зевса».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. Генеалогии. 3. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 2-3):
«От Эфира и Земли [родились] – [различные абстракции] … Океан, Фемида, Тартар, Понт; Титаны – Бриарей, Гиг, Стероп, Атлант, Гиперион, Полос [Кой], Сатурн [Кронос], Опс [Рея], Монета [Мнемозина], Диона…»
МНЕМОЗИНА – МАТЬ МУЗ
Гесиод. Теогония. 915-917. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 48) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Тотчас затем с Мнемосиной сошелся он [Зевс] пышноволосой.
Муз родила ему та, в золотых диадемах ходящих,
Гесиод. Теогония. 53-62. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 30) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
Их родила Мнемосина, царица высот Елевфера [около горы Олимп],
Чтоб улетали заботы и беды душа забывала.
Девять ночей сопрягался с богинею Зевс-промыслитель,
К ней вдалеке от богов восходя на священное ложе.
После ж того как исполнился год, времена обернулись,
Месяцы круг совершили и дней унеслося немало,
Единомысленных девять она дочерей народила,
С рвущейся к песням душой, с беззаботным и радостным духом,
Близ высочайшей вершины одетого снегом Олимпа».
Гомеровские гимны. III. К Гермесу. 424-430. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 146) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«Смело сын Майи [Гермес, изобретатель лиры] по левую руку стоял Аполлона.
Первою между богинями он Мнемосину восславил,
Матерь божественных Муз: то она вдохновляла Гермеса».
«И чей увенчается труд,
Тот станет для Муз истоком льющихся струн,
Которые – как мед для ума:
И великая сила пребывает во мраке.
Что единое есть зерцало для лучших дел –
Милостью Мнемосины с яркою повязью
Найти в славных напевах слов
Мзду за тяготы свои».
Диркейскую святую струю,
Подпоясанными дочерьми Мнемосины [Памяти] в золотом
Пиндар. Отрывки. III. 52f. Пеан 6. Дельфийцам на праздник Феоксений. 53-55. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 192-193):
«Девственные Музы, вам открыто все:
С матерью Мнемосиною и с владыкою черных
Пиндар. Отрывки. III. Пеаны. 52h. Пеан 7 в. [Палленянам?] в честь Делоса. 1-15. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 195):
«…Я молю Мнемосину [Мнемозину], дочь Неба [Урана], под добрым ее
Дайте мне доброе умение!
Ибо слепы людские умы,
Если без повода геликонских дев
Ступают на путь в глубь мудрости земной».
Терпандр Лесбосский. Возлияние. (Источник: Поэты-лирики Древней Эллады и Рима / В переводах Я. Голосовкера. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. – С. 43) (греческая лирика 7 в. до н. э.):
«Льем вино – Музам в честь,
Дщерям Памяти [Мнемозины] – в честь,
Платон. Теэтет. 191c / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 251) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«Сократ. Скажем теперь, что это дар матери Муз, Мнемосины…»
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. III (1). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 6) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«…От [Зевса и] Мнемосины [родились] – Музы, первая Каллиопа, затем Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Урания, Талия, Полимния».
Антонин Либерал. Метаморфозы. IX. Эмафиды [Рассказывает Никандр в книге IV «Превращений»]. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Зевс, совокупившись в Пиерии с Мнемосиной, породил Муз».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. Генеалогии. 27. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 7):
«От Юпитера [Зевса] и Монеты [Мнемозины] [родились] – Музы».
Овидий. Метаморфозы. Книга шестая. 114. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Как…[Юпитер (Зевс), притворившись] пастухом [обманул] – Мнемозину».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXXI. 169-173. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 301) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Вспомни, что с Мнемосиной случилось. Ведь почивал он
С нею девять полных ночей в бессонье любовном,
К деторождению страсти полный ненасытимой!
Всеукрощающий бог, но иной, тебе лишь подобный
Крыльями, Эрос-малютка Кронида жалом уметил!»
МНЕМОЗИНА – БОГИНЯ ПАМЯТИ И ЯЗЫКА
Платон. Критий. 108b-d / Пер. С. С. Аверинцева. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 502-503) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«Гермократ… Робкие мужи еще никогда не водружали трофеев, Критий, а потому тебе следует отважно приняться за свою речь и, призвав на помощь Пеона [Аполлона] и Муз, представить и воспеть добродетели древних граждан.
Критий… Что до твоих утешений и подбадриваний, то нужно им внять и призвать на помощь богов – тех, кого ты назвал, и других, особо же Мнемосину. Едва ли не самое важное в моей речи целиком зависит от этой богини. Ведь если я верно припомню и перескажу то, что было поведано жрецами и привезено сюда Солоном, я почти буду уверен, что наш театр сочтет меня сносно выполнившим свою задачу».
Платон. Теэтет. 191c-191e / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. II /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 251-252) (греческий философ 4 в. до н. э.):
«Сократ… Может ли тот, кто прежде чего-то не знал, научиться этому впоследствии?… Чтобы понять меня, вообрази, что в наших душах есть восковая дощечка; у кого-то она побольше, у кого-то поменьше, у одного – из более чистого воска, у другого – из более грязного или у некоторых он более жесткий, а у других помягче, но есть у кого и в меру… Скажем теперь, что это дар матери Муз, Мнемосины, и, подкладывая его под наши ощущения и мысли, мы делаем в нем оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими нами придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и больше уже не знаем».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга V. Глава 67 (3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«[Что же касается] титанид, Мнемосина открыла способ рассуждать и определила для всего сущего порядок названий, благодаря которому мы и обозначаем каждую из вещей при общении друг с другом, хотя некоторые считают это изобретением Гермеса. Приписывают этой богине все, что происходит у людей благодаря воспоминанию и запоминанию (μνήμον), откуда она и получила свое имя».
Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXIX. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
[Часть ритуалов у оракула Трофония в Лебадии (Беотия):]
«Если какой либо человек решит спуститься в пещеру Трофония, … Он переходит в руки жрецов, которые ведут его не прямо в пещеру прорицаний, а к источникам воды; правда, они находятся близко один от другого. Здесь он должен напиться из одного воды Леты (Забвения), чтобы он забыл о всех бывших у него до тех пор заботах и волнениях, а из другого он таким же образом опять пьет воду Мнемосины (Памяти), в силу чего он помнит все, что он видел, спускаясь в пещеру… Того, кто вернулся наверх из пещеры Трофония, жрецы опять берут в свои руки, сажают на так называемый Трон Мнемосины (Памяти), который стоит недалеко от святилища, и, посадив его там, спрашивают, что он видел и что слышал».
Орфический гимн LXXVII. Мнемосине (фимиам, ладан). (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 257) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
«Я Мнемосину зову, делившую ложе с Зевесом,
Кличу владычицу, муз породившую звонкоголосых,
Память ее не подвластна забвенью, губящему разум,
Держит с душой съединенным она весь ум человека,
Множит тем самым великую силу благую рассудка.
Ты, о сладчайшая, бодрая вечно, способная тотчас
В памяти вызвать у нас, что когда-либо в душу запало,
Не преступив ничего, ты ум пробуждаешь во всяком.
Ныне, блаженная, память у мистов буди об обряде
Благосвященном, богиня, забывчивость прочь отгоняя!»
Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. Книга первая. 14. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. 12) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
«…Памятью своей даже в столетнем возрасте он [Аполлоний Тианский, языческий пророк 1 в. н. э.] превосходил Симонида и часто повторял хвалебную песнь Мнемосине, где говорилось, что все стирается временем, но само время пребывает благодаря памяти нестареющим и неуничтожимым».
КУЛЬТ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ КУЛЬТА МНЕМОЗИНЫ
I. АФИНЫ, главный город Аттики (Южная Греция).
Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Аттика. II. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Тут же [в святилище Диониса в Афинах] статуи Афины Пэонии (Целительницы), Зевса, Мнемосины и муз с Аполлоном…»
II. ТЕГЕЯ, город в Аркадии (Южная Греция).
Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Аркадия. XLVII. 2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[В храме Афины в Тегее:] Есть тут также статуи Муз и (их матери) Мнемосины».
III. ГЕЛИКОН, Горное святилище в Беотии (Центральная Греция)
Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXIX. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«…Первыми людьми, которые на Геликоне принесли жертвы Музам и нарекли эту гору священной горою Муз, были Эфиальт и От; они же основали и город Аскру… Дети Алоея считали, что Муз было числом всего три, и дали им следующие имена: Мелета (Опытность), Мнема (Память) и Аэда (Песня). С течением времени, говорят, прибыл сюда, в Феспии, Пиер из Македонии, …установил число Муз в количестве девяти и дал им те имена, которые они носят и доныне… Со своей стороны Мимнерм [эпический поэт 7 в. до н. э.], написавший стихотворение в элегическом размере…в введении говорит, что старшие Музы были дочерьми Урана (Неба), все же остальные, младшие, были дочерьми Зевса».
IV. ЛЕБАДИЯ, город в Беотии (Центральная Греция).
Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. XXXIX. 4. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
[Часть ритуалов у оракула Трофония в Лебадии (Беотия):]
«Если какой либо человек решит спуститься в пещеру Трофония, … Он переходит в руки жрецов, которые ведут его не прямо в пещеру прорицаний, а к источникам воды; правда, они находятся близко один от другого. Здесь он должен напиться из одного воды Леты (Забвения), чтобы он забыл о всех бывших у него до тех пор заботах и волнениях, а из другого он таким же образом опять пьет воду Мнемосины (Памяти), в силу чего он помнит все, что он видел, спускаясь в пещеру… Того, кто вернулся наверх из пещеры [оракула] Трофония, жрецы опять берут в свои руки, сажают на так называемый Трон Мнемосины (Памяти), который стоит недалеко от святилища, и, посадив его там, спрашивают, что он видел и что слышал. Узнав все, они поручают его только тогда родственникам. Взяв его на руки, они несут его в помещение, где он прежде жил, в храм доброй Тихи [Фортуны] и доброго Демона [Агафона]. Подняв его на руки, они приносят его сюда, охваченного ужасом и в таком состоянии, что он не сознает самого себя и не узнает близких. Но впоследствии к нему вполне возвращается разум и даже прежняя способность смеяться».