Мнестическая деятельность что это

Что такое мнестическая деятельность?

Любые знания возникают в результате специальной мнестической деятельности. Ее основная цель – это запоминание определенной информации таким образом, чтобы в дальнейшем человек мог без проблем ее воспроизводить.

Мнестическая деятельность что это. Смотреть фото Мнестическая деятельность что это. Смотреть картинку Мнестическая деятельность что это. Картинка про Мнестическая деятельность что это. Фото Мнестическая деятельность что это

Этапы мнестической деятельности

Специалисты выделяют несколько основных этапов:

Для того чтобы мнестическая деятельность была полноценной, необходимо регулярно тренировать память и изучать что-то новое.

Особенности мнестической деятельности

За деятельность такого типа в человеческом организме отвечает непосредственно кора головного мозга. С ее помощью люди могут воспринимать, систематизировать, а также правильно воспроизводить информацию. Стоит отметить, что среди живых существ только человек может запоминать ту информацию, которая была им получена не с помощью органов чувств.

В головном мозге на постоянной основе происходит восприятие, а также дальнейший анализ самых разных сигналов, которые поступают не только от внутренних органов, но и из окружающей среды. Внимание человека может выбирать нужные моменты и фиксироваться только на них, запоминать определенную информацию, которая в дальнейшем может пригодиться.

Виды психической активности

Мнестические процессы происходят полностью индивидуально, но при этом условно можно поделить их на несколько видов в зависимости от того, как человек лучше запоминает новую информацию:

Нарушения мнестических процессов

На сегодняшний день специалисты отмечают клинические, психологические, а также нейрофизиологические нарушения мнестических процессов. Наиболее распространенной проблемой считается амнезия, которая может быть полной или частичной, кратковременной или долгосрочной.

Причины возникновения нарушений могут быть разными. Специалисты пытаются тщательнее изучить данную тему, ведь именно проблемы с памятью являются основой многих психических патологий. К примеру, те люди, которые страдают маниакально-депрессивным синдромом, очень плохо запоминают информацию.

Если говорить о лечении, то в таком случае применяется не только медикаментозная терапия, но и другие современные методы. Выбирать подходящий способ нужно обязательно с учетом того, какой именно диагноз был поставлен пациенту. В основе терапевтической схемы лечения учитываются следующие принципы:

Тренажеры Викиум помогут поддерживать мозг в тонусе и укреплять все его функции.

Источник

Диагностика неречевых нарушений у больных с органическим поражением головного мозга

Неврологическое отделение с палатами реабилитации больных с нарушением функции центральной нервной системы

Наиболее частым последствием инсультов, черепно-мозговых травм, нейрохирургических вмешательств являются речевые нарушения, проявляющиеся в виде различных видов афазий и дизартрий. Исследование состояния ВПФ является важным звеном структуры реабилитации для больных с последствиями органических поражений головного мозга. Нейропсихологический аспект работы включает решение задач дифференциальной диагностики, оценку структуры и степени расстройства ВПФ, выявление возможных механизмов компенсации нарушенных функций с целью создания адекватных методик восстановительного обучения, рекомендаций по его характеру и режиму, оценку динамики восстановления.

Речевые нарушения часто сочетаются с патологией других высших психических функций, основными видами которых являются:

— нарушение нейродинамического компонента психической деятельности в виде: флуктуации возможностей; колебания произвольного внимания; трудностей переключения и распределения внимания.

— нарушение регуляторного компонента психической деятельности: нарушение программирования деятельности; явления инертности, инактивности, аспонтанности психических процессов.

— различные виды нарушений гнозиса и праксиса.

— модально-неспецифические нарушения памяти

Мы хотели бы остановится более подробно на диагностике и проявлениях неречевых нарушениий ВПФ.

При первичной нейропсихологической диагностике больных перенесших органическое поражение головного мозга мы пользуемся методикой Л.С.Цветковой «Количественной оценкой речи и других ВПФ», которая включает в себя блок оценки неречевой симптоматики.

При оценке нейродинамических показателей оценивается темп выполнения проб и заданий. Истощаемость, утомляемость пациента. Может ли выдержать пациент нагрузку в рамках обследования в полном объеме. Исследуются колебания / устойчивость функционального состояния пациента. Общий тонус может быть снижен или соответствовать нормальному состоянию. Период включения в деятельность может быть увеличен или отмечаться трудности включения/врабатывания в задание, трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Произвольная регуляция: может быть сохранена / снижена. Снижен контроль за собственной деятельностью. Отмечаться явления импульсивности, аспонтанности, инактивности психических процессов. Полевое поведение. Выражена тенденция к упрощению программы действий. Следует отмечать системные и локальные персеверации. Дезорганизованность произвольного внимания бывает у пациентов, которые не могут сосредоточиться на задании, при достаточно высоких нейродинамических показателях. (когда больной хорошо выдерживает нагрузку предлагаемую специалистом).

Праксис.

Динамический мануальный праксис:

Больному предлагается повторить серию поз пальцев правой руки, с последующим переносом движений на левую руку. При этом отмечаются: трудности усвоения и удержания двигательной программы из 3-х элементов; трудности серийной организации движений, трудности переключения с одного элемента на другой.

Характерными ошибками являются персеверации, антиципации элементов («предвосхищение», элемента, который должен идти позднее, а он переносится вперед), перестановки; введение промежуточных элементов, упрощающих переключение внутри моторной программы.

Кинестетический мануальный праксис:

Больному предлагается повторить пробы, позы пальцев руки, предъявленные логопедом, без возможности зрительного контроля. Рука пациента экранируется.

При выполнении проб с исключением зрительной опоры, отмечается кинестетический поиск, ошибки, замены поз. Необходимо оценить и отделить трудности, обусловленные ошибками внимания, которые доступны самокоррекции.

Пространственный, конструктивный праксис

Больному предлагают несколько видов заданий: скопировать куб, самостоятельный рисунок стола с передачей проекции, переворот фигуры на 180* и пр. Отмечается слабость зрительно-пространственных функций: самостоятельный рисунок куба недоступен, расстановка стрелок на «слепых часах» с грубыми ошибками, неустойчивыми представлениями о системе обозначения времени на аналоговых часах (когда пациент забывает, что стрелки две, что часов всего 12, что одна стрелка указывает часы, а вторая минуты).

Отмечаются специфические ошибки при развороте фигур на 180о.

Пространственные ошибки могут быть выражены:

— координатные ошибки (путает право-лево, верх-низ, зеркальные ошибки).

— топологические (искажение самой структуры объекта, неправильная локализация важных деталей).

— проекционные (трудности изображения в проекции, передачи трехмерности объектов).

— метрические (искажение соотношения размеров).

Оральный праксис

Кинестетический: больному предлагают выполнить пробы по устной инструкции логопеда: открыть рот, нахмуриться, улыбнуться, подуть, посвистеть, пощелкать языком и пр. При выполнении пациентом проб отмечаются замены поз, кинестетический поиск; при повторении движений пациент не может найти правильную позу.

Динамический: при повторении серий движений наблюдаются и отмечаются трудности переключения, персеверации, темп выполнения проб замедляется.

Гнозис.

Зрительный предметный гнозис:

Больному предлагают показать изображения предметов. Исследуется возможность опознавания реалистических, контурных, перечеркнутых, наложенных, недорисованных, зашумленных изображений предметов. Часто выявляется, что пациент не помнит, как выглядят бытовые предметы и соответственно не может их опознать. Исследуется узнавание знакомых лиц по фотографиям, различия лиц мужского и женского пола.

Зрительно-пространственный гнозис:

Больному предлагают рассмотреть две географические карты. Одна правильная, а другая с зеркальным изображением пространства. Больной должен оценить правильность расположения пространственных объектов. При определении времени на «слепых» часах (часах со стрелками, но без цифр) фиксируются ошибки ориентации во времени, понимания минутной и часовой стрелок.

Восприятие простых ритмов:

При отраженном воспроизведении больным простых ритмических рисунков отмечаются ошибки удержания ритмического рисунка, «перестукивания». Отдельно следует отметить возможен ли пациентом контроль и правильная оценка собственного выполнения ритмического рисунка.

Слуховой предметный гнозис:

В этом виде гнозиса исследуется возможность опознания бытовых предметных шумов ( звон ключей, шуршание целлофана, переливание воды). Возможно выявление ошибок по созвучию.

Стереогноз:

Пациенту предлагается тактильное опознание бытовых предметов с исключением зрительной опоры. Пациент может описать отдельные свойства, может определить материал из которого изготовлен предмет, однако предмет может не быть опознан.

Память.

Слухоречевая память:

Пациенту предлагают повторить серию слов за логопедом из 3-5 элементов. Исследуется объем непосредственного воспроизведения. Он может быть достаточен или сужен.

Проведение методики » Запоминания 10 слов» (предложенную А.Р.Лурией ) позволяет также определить продуктивность запоминания. Специалист выстраивает кривую запоминания, после 5 предъявлений и отсроченного воспроизведения.

Первое предъявление – 7-8 слов

За 5 предъявлений запоминается 10 слов.

Отсрочено (в ретенции) – 8 слов.

Первое предъявление – 5-7 слов

За 5 предъявлений запоминается 9 слов.

Отсрочено (в ретенции) – 7 слов.

Устойчивость следов памяти может быть снижена. Выявляется избирательность запоминания, которая определяется наличием привнесений (слов из других заданий).

Зрительная память:

Объем зрительной памяти исследуется по методике запоминании 5 трудновербализируемых фигур. Пациент должен запомнить и воспроизвести пять фигур после пяти попыток. Проба запоминание 5 трудновербализуемых фигур:

Инструкция: посмотрите внимательно на эти 5 фигур, попробуйте запомнить их в том же порядке со всеми деталями. Я их уберу, а Вы мне нарисуйте их, сколько запомнили, в том же порядке.

Устойчивость следов памяти и избирательность памяти могут быть снижены или сохранены. Критерием нарушения избирательности являются привнесения (фигуры из других заданий).

Счет.

Исследуется навык счета и счетных операций. Проверка устного и письменного счета. Выполнение различных арифметических действий (умножение, вычитание, сложение, деление) с решением задач (устных и письменных) различной сложности. Сравнение чисел, в том числе и многозначных. Нарушение счета – акалькулию часто можно выявить только при невозможности определения больным разница в написании римских цифр.

Интеллектуально-мнестическая деятельность.

Для исследования различных видов мыслительной деятельности пациенту предлагается следующие методики:

— «Исключение предметов- 4-лишний». Больному предлагается из четырех предметов исключить один, объединив три предмета одним названием. Методика направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности больного и на умение строить обобщение.

— «Сравнение понятий». Больному предлагают набор пар слов, подлежащих сравнению. Например: «котенок – щенок «, «яйцо – зерно «, » поэма – статуя «. Больной должен дать объяснение сходства и различия предметов. При оценке ответов учитывается правильность выделения существенных признаков сходства и различий понятий. Неумение обнаружить эти признаки указывает на слабость обобщений больного со склонностью к конкретному мышлению.

— » Решение задач». Больному предлагается ряд задач различной сложности и путем логического мышления он находит правильное решение.

— «Объяснение сюжетной картины». Больной при виде предъявленной ему сюжетной картинки рассказывает о ее содержании. Методика применяется для исследования возможности оценки понимания и осмысления сюжета, изображенного на картинке и умение больного строить логические заключения.

Заключение о состоянии ВПФ составляется на основе анализа результатов исследования, квалификации основного дефекта, т.е. того функционального звена, которое лежит в основе расстройств тех или иных функций. Нужно особо отметить, что проведение занятий по восстановлению неречевых функций пациента способствует более эффективному восстановлению речевой патологии, что является актуальным направлением нейрореабилитации.

Исследование проводится в отделении:

Неврологическое отделение с палатами реабилитации больных с нарушением функции центральной нервной системы

Быстрая диагностика и раннее начало реабилитации пациента (в 1-е сутки поступления в стационар). Лидер по восстановлению больных с неврологическими заболеваниями и последствиями травм.

Источник

Интеллектуально-мнестические расстройства — комплекс нарушений интеллекта и памяти

Мнестическая деятельность что это. Смотреть фото Мнестическая деятельность что это. Смотреть картинку Мнестическая деятельность что это. Картинка про Мнестическая деятельность что это. Фото Мнестическая деятельность что этоСбои в работе ЦНС, вызванные различными врожденными или приобретенными заболеваниями, органическое поражение мозга и снижение внимания из-за нарушения психики влияют на способность сохранения и воспроизведения информации, которая является основой разумной деятельности человека.

В результате разрушения механизма памяти развиваются прогрессирующие психические отклонения. Такие синдромы имеют общее название интеллектуально-мнестических расстройств. Они бывают врожденными и приобретенными, тотальными и лакунарными.

Виды интеллектуальных и мнестических нарушений

В основе классификации лежат дисмнезии, включающие в себя:

Мнестическая деятельность что это. Смотреть фото Мнестическая деятельность что это. Смотреть картинку Мнестическая деятельность что это. Картинка про Мнестическая деятельность что это. Фото Мнестическая деятельность что это

Основной симптом этих заболеваний – деградация умственных и мнестических способностей личности.

Корсаковский синдром

При Корсаковском синдроме исчезает способность сохранять воспоминания ближайшего прошлого, но не затрагивается долговременная память. Мнестическая деятельность что это. Смотреть фото Мнестическая деятельность что это. Смотреть картинку Мнестическая деятельность что это. Картинка про Мнестическая деятельность что это. Фото Мнестическая деятельность что это

Провалы в памяти больной заполняет собственными фантазиями и вымыслом. Человек оказывается неадаптированным к текущей ситуации: не может назвать день, час и место своего нахождения, с кем и о чем недавно общался. Апатичность, раздражительность, быстрая утомляемость – характерные признаки больных Корсаковским амнестическим синдромом.

Чаще всего таким синдромом страдают пожилые люди, больные после инсульта, интоксикации, травм головы и головного мозга, делирия. При отсутствии органического поражения отделов головного мозга возможно восстановление краткосрочной памяти.

Дементивный синдром

Деменция – прогрессирующее слабоумие, при котором происходит общее ослабление памяти, искажается речь, нарушаются двигательные функции, теряются навыки самоконтроля и адаптации.

В зависимости от зоны поражения головного мозга развиваются атрофическая, сосудистая или смешанная форма деменции, различной степени тяжести, в виде тотального (полное исчезновение интеллекта и личности) или лакунарного (снижения интеллекта с сохранением личности) слабоумия.

Атрофические деменции — болезни, называемые «старческим маразмом», носят прогрессирующий, неизлечимый характер. Они заканчиваются распадом личности (болезнь Альцгеймера), инвалидностью (болезнь Паркинсона) или личностными изменениями (болезнь Пика). Возраст больных – от 50 до 65 лет. Наркомания и алкоголизм могут снизить возрастную планку.

У больных сосудистой деменцией на фоне фиксационной и прогрессирующей амнезии развивается лакунарное слабоумие, сопровождающееся апатичностью, вялостью, неустойчивой походкой, недержанием мочи.

Психоорганический синдром

Психоорганический синдром означает психическую слабость, выражающуюся в ослаблении памяти, утере воли и сообразительности, эмоциональной нестабильности. Заболевание может развиться в любом возрасте, но преобладает в преклонном, что связано с атрофическими изменениями в головном мозге.

Мнестическая деятельность что это. Смотреть фото Мнестическая деятельность что это. Смотреть картинку Мнестическая деятельность что это. Картинка про Мнестическая деятельность что это. Фото Мнестическая деятельность что это

Различают четыре типа синдрома, все они являются частью одного и того же прогрессирующего процесса:

Мнестическая деятельность что это. Смотреть фото Мнестическая деятельность что это. Смотреть картинку Мнестическая деятельность что это. Картинка про Мнестическая деятельность что это. Фото Мнестическая деятельность что этоБольные органическим психосиндромом метеозависимы и чем устойчивее эта связь, тем меньше степень поражения мозга. Различают также острую и хроническую формы энцефалопатического синдрома.

Данным интеллектуально мнестическим расстройством могут страдать и дети любого возраста, что связано с нарушением формирования и развития головного мозга ребенка. Долгий период освоения речи, импульсивность, неусидчивость, невнимательность, переоценка своих способностей – это признаки формирующегося психосиндрома.

Врожденные формы слабоумия

Олигофрения – врожденное слабоумие, вызванное наследственными, внешними факторами или их совокупностью. На сегодняшний день около 300 наследственных болезней являются причиной умственной отсталости. Болезнь Дауна и микроцефалия – следствие генетической патологии.

Олигофрения имеет три стадии:

Причины и провоцирующие факторы

Нарушения в работе мозга из-за поражения нервных клеток вследствие болезни, травмы или возрастного угасания являются причиной интеллектуально-мнестических расстройств.

Ослабление памяти также может быть вызвано снижением уровня концентрации (внимания), нарушениями сознания. В первом случае Мнестическая деятельность что это. Смотреть фото Мнестическая деятельность что это. Смотреть картинку Мнестическая деятельность что это. Картинка про Мнестическая деятельность что это. Фото Мнестическая деятельность что эторасстройства имеют необратимый характер, во втором случае мнестические и интеллектуальные процессы могут восстановиться в полной мере.

На возникновение Корсаковского синдрома влияют опухоли головного мозга, гипоксия, нарушения кровообращения головного мозга, черепно-мозговые травмы, двустороннее поражение лимбических систем, тяжелые отравления, в том числе алкогольное, недостаток витамина В (провоцирует глиоз, некроз и разрушение капилляров).

Атрофия нервных клеток в височно-теменной области с распространением на затылочную и лобную часть является причиной болезни Альцгеймера.

Дегенерация лобной и лобно-височной корковой зоны вызывает болезнь Пика. Болезнь Паркинсона – это последствия атеросклероза, повреждения среднего мозга (клеток черной субстанции), наследственности и повторяющихся травм головного мозга.

Сосудистая деменция – результат нарушения кровоснабжения головного мозга из-за атеросклероза, инсульта, ишемии, сердечной недостаточности.

Начало психоорганического синдрома провоцируется различными факторами:

Неблагоприятное течение беременности, тяжелые роды, инфекционные и эндокринные заболевания матери и алкоголизм влияют на кровоснабжение мозга ребенка, нарушают его нормальное развитие, что может стать причиной рождения олигофрена. Краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и сифилис предвестники эмбриопатии и фетопатии.

Диагностика и концепция лечения

Олигофрения и ее степень определяется с помощью стандартных психологических тестов, благодаря которым выводится интеллектуальный коэффициент (IQ):

Источник

Психология мнестической деятельности

Психология мнестической деятельности

Запоминание и воспроизведение

До сих пор мы останавливались на отдельных видах следов и особенностях их запечатления.

Теперь мы должны дать характеристику специальной мнестической деятельности, иначе говоря, процессам специального запечатления или заучивания материала.

Подавляющее число наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, при которой перед субъектом ставится задача запомнить соответствующий материал, удержать, чтобы сохранить его в памяти, а в последующем припомнить или воспроизвести его.

Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, и называется мнестической деятельностью.

В мнестической деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал, удержать, а затем воспроизвести, или припомнить, его. Естественно, что во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно этим материалом, не вплетая в него каких — либо посторонних впечатлений или ассоциаций. Поэтому мнестическая деятельность всегда носит избирательный характер. Мнестическая деятельность человека представляет собой такую форму деятельности, в которой процесс запоминания (заучивания) отделен от процессов припоминания (воспроизведения) известным промежутком времени, в одних случаях коротким (когда проверка удержанного произведения осуществляется непосредственно вслед за заучиванием), в других случаях значительным (когда проверка производится через час, несколько часов или сутки).

В зависимости от задачи (запомнить на короткий срок или на длинный) можно различать кратковременную и долговременную память, хотя различение этих обеих форм памяти носит относительный характер.

Мнестическая деятельность представляет собой специфически человеческое образование, отсутствующее у животных. В процессе образования навыка или условного рефлекса у животного вызывается определенная деятельность, которая при повторении сохраняется. Однако только у человека процесс запоминания становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и сознательное обращение к прошлому в целях припоминания заученного материала — специальной формой сознательной деятельности.

Одной из основных задач психологической науки с самого начала было измерить доступный человеку объем памяти, быстроту, с которой он может запоминать материал, и время, в течение которого он может удерживать этот материал.

Эта задача отнюдь не простая.

Для того чтобы измерить «чистую» память, необходимо устранить все осложняющие влияния, которые оказывает на нее интеллектуальная переработка материала.

Известно, что осмысливание материала, организация отдельных элементов в целую систему может расширить возможность запоминания, как организация воспринимаемых элементов в целую стройную структуру — объем восприятия. Измеряя память, мы должны принять все меры, чтобы материал, который запоминают наши испытуемые, не был уложен ими в определенные смысловые структуры (это сделало бы измерение «чистой» памяти невозможным и не позволило выделить те единицы, в которых объем памяти мог бы быть выражен).

Однако именно эта задача устранить из исследования памяти всякую возможность организации материала в известные смысловые системы и оказывается самой трудной. Запоминая предложенный материал, испытуемый всегда пытается объединить его в известные смысловые группы, связать отдельные элементы ассоциациями, а это делает невозможным измерить объем «чистой» памяти, отделив ее от интеллектуального кодирования элементов в более крупные единицы.

Задача измерения объема памяти в ее наиболее чистом виде была разрешена на заре развития экспериментальной психологии известным немецким психологом Г. Эббингаусом. Для исследования объема памяти он решил предлагать испытуемому ряд бессмысленных слогов (таких, как цяв, хок, пын, дум и т. д.), которые давали наименьшие возможности для осмысления и образования ассоциаций. Предлагая испытуемому запомнить 10–12 слогов и отмечая число удержанных членов ряда, Г. Эббин — гаус принял это число за объем «чистой» памяти.

Повторяя опыт несколько раз подряд и регистрируя постепенно увеличивающееся число удержанных членов, Г. Эббингаус получил возрастающую кривую числа удержанных элементов, которую он обозначил как кривую заучивания.

Наконец, проводя проверку количества удержанных членов через несколько минут, часов или суток, он имел возможность наблюдать, как число сохраненных элементов ряда падает, и это дало ему возможность зарегистрировать кривую забывания или угасания следов памяти.

Полученные Г. Эббингаусом данные и стали основным материалом, характеризующим процессы человеческой памяти в ее самых простых формах. Рядом с измерением порогов ощущений эти опыты заложили основы научной экспериментальной психологии.

Какие основные закономерности памяти были найдены этими опытами?

Первым результатом этих исследований было установление среднего объема памяти, которое характеризовало человека.

Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого чтения 5–7 отдельных элементов: это число значительно колеблется, и если люди с плохой памятью удерживают сразу только 4–6 изолированных элементов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии сразу после первого чтения удержать 7–8 изолированных и бессмысленных элементов.

Далее оказалось, что объем памяти варьируется в зависимости от способа предъявления материала. Люди с преобладанием слуховой памяти запоминают больше элементов, если бессмысленные слоги читаются им вслух; люди с преобладанием зрительной памяти запоминают большее число элементов, если они предъявляются им в написанном виде. Правда, различия в слуховой и зрительной памяти оказываются не столь значительными, и проведенные исследования дают основания констатировать лишь легкое усиление зрительной памяти с возрастом, что, возможно, связано с процессом овладения письмом. Характерно, что различие в зрительной и слуховой памяти, которое лишь в нерезких формах может выступать у нормальных людей, в особенно отчетливых формах может выступать при шаговых поражениях.

Опыты Г. Эббингауса позволили установить важные закономерности в процессе заучивания материала.

При многократном предъявлении одной и той же серии, состоящей из 12–15 элементов, число удержанных членов постепенно возрастает, и, таким образом, оказывается возможным вывести кривую возрастающего числа удержанных членов, или кривую заучивания. Характерным оказался тот факт, что кривая заучивания у нормальных испытуемых носила регулярно возраставший характер, у человека, находящегося в состоянии сильного утомления, она задерживалась или сначала поднималась, а затем начинала опускаться. У человека с дефектами памяти (например, в старческом возрасте) она поднималась очень медленно и практически останавливала свой подъем. Естественно, что кривая существенно изменялась в зависимости от того, какой была длина заучиваемого ряда, и если при предъявлении ряда из 10 слов она очень скоро достигала предела (после 3–4 повторений многие испытуемые начинали удерживать 10 слов), то при предъявлении 20 или 30 слов заучивание продолжалось гораздо дольше и, как правило, не достигало полного воспроизведения даже после многих повторений.

Существенные данные были обнаружены при проверке того, как длительно удерживается заученный материал и как протекает его постепенное забывание после различных интервалов времени.

Для этой цели Г. Эббингаус предлагал испытуемым заучить определенный ряд элементов, а затем проверял, какое число этих элементов удерживается испытуемым через определенный промежуток времени.

Эти опыты позволили показать, что заученный материал удерживается полностью лишь относительно короткое время, после чего начинается его забывание и кривая, отражающая число удержанных элементов, резко опускается. В дальнейшем этот темп забывания следов уменьшается, и после нескольких дней небольшое число удержанных элементов практически остается одним и тем же.

Характерно, что кривая забывания зависит как от прочности заучивания (число безошибочного повторения ряда при заучивании), резко замедляя процесс забывания прочно заученного ряда, так и от степени организации ряда в осмысленные системы (забывание серии бессмысленных слогов протекает гораздо быстрее, чем забывание серии слов, организованных в известные смысловые структуры).

Следует, наконец, упомянуть, что сохранение заученного материала в высшей степени зависит от того, чем было заполнено время испытуемого в промежутке между заучиванием и припоминанием. Так, если этот интервал был заполнен бодрствованием и интеллектуальной работой, забывание заученного материала протекало быстрее, если интервал был заполнен сном — значительно медленнее.

Наиболее существенные данные, приближающие нас к пониманию интимных механизмов памяти, были получены при изучении зависимости результатов запоминания от объема предъявленного ряда, и при внимательном анализе зависимости удержания и забывания элементов предложенного ряда от их места в общем ряду.

Исследования показали, что если ряд из 5–6 элементов запоминается целиком после первого предъявления, то увеличение предложенного ряда приводит не к возрастанию, а к падению числа удержанных элементов. Так, при предъявлении 4–5 цифр испытуемый удерживал их полностью; при предъявлении 7–8 цифр только 70 %; при предъявлении 9–10 цифр — 40 %, а при предъявлении 10 цифр — лишь 23 %; предъявление ряда из 11–13 цифр приводило к тому, что число удержанных элементов снижалось до 2–3 %.

Аналогичные результаты были получены в другом выражении: оказалось, что если ряд из 6–7 элементов (слов) удерживался уже после одного предъявления, полное удержание ряда из 12 элементов требовало уже 16 повторений, заучивание ряда из 16 элементов — 30 повторений, ряда из 24 элементов — 44 повторения и ряда из 26 элементов — 65 повторений. Аналогичные данные были получены при заучивании серий из различного числа слогов.

Приведенные данные убедительно показывают, что увеличение исходного числа запоминаемых элементов не безразлично для их запоминания, что число удержанных элементов не возрастает в линейной зависимости от величины исходного ряда и что, наоборот, увеличение объема исходного ряда приводит к задержке, торможению процесса запоминания.

Особенно существенные данные были получены при внимательном анализе той зависимости, которая обнаруживается в удержании элементов в зависимости от того места, которое они занимают в общем ряду.

Как показали исследования, элементы предложенного ряда удерживаются далеко не одинаково. Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются гораздо чаще, чем средние элементы ряда. Этот факт, который получил в психологии название фактора края, имеет очень большое принципиальное значение. Он говорит о том, что удержание и воспроизведение заучиваемых элементов протекают при тормозящем влиянии, которое оказывают отдельные звенья ряда друг на друга. Первые элементы испытывают тормозящее влияние только последующих, а последние элементы ряда — тормозящее влияние только предыдущих звеньев; в отличие от этого средние элементы ряда испытывают тормозящее влияние как со стороны предшествующих, так и со стороны последующих звеньев, и поэтому они воспроизводятся гораздо хуже.

Тормозящее влияние предшествующих звеньев заучиваемого ряда на последующие называется в психологии проактивным торможением; тормозящее влияние последующих звеньев на предыдущие — ретроактивным торможением. После того, что было выше сказано о тормозящем влиянии шока на последующие и предыдущие следы, механизм влияния обоих следов торможения на консолидацию следов становится достаточно ясным.

Изложенные факты имеют большое значение для психологии памяти. Они вплотную подводят к ответу на вопрос: какие механизмы лежат в основе забывания?

В психологии в течение многих лет существовали две теории, объяснявшие причины забывания. Одна из них называлась теорией постоянного угасания следов (tracedecay), другая — теорией интерферирующего торможения следов.

Согласно первой теории следы, оставленные в нервной системе теми или иными воздействиями, постепенно угасают, и соответствующие воздействия (переживания) стираются. Поэтому забывание является естественно протекающим, пассивным процессом.

Вторая теория подходит к решению вопроса о причинах забывания. Она исходит из положения, что следы, оставляемые теми или иными раздражениями, остаются в мозгу на значительно более длительное время, иногда исчисляющееся многими годами (этот факт подтверждается опытами с гипнозом, при которых оказывается возможным вызвать те давние, иногда детские воспоминания, которое казались давно исчезнувшими); забывание впечатлений или переживаний объясняется этой теорией как результат влияния побочных, «интерферирующих» воздействий, тормозящих выявление этих следов. Такие тормозящие влияния могут носить двоякий характер: они исходят как от воздействий, непосредственно предшествующих моменту запечатления следов (явления проактивного торможения), так и от воздействий, следующих сразу же за моментом запечатления следов (ретроактивное торможение).

Легко видеть, что эта вторая теория рассматривает забывание как активный процесс и считает, что оно «локализовано» не в запечатлении, а в воспроизведении следов прошлого опыта.

Такое предположение подтверждается двумя группами фактов.

1. Одним из них является факт тормозящего влияния отвлекающей работы на воспроизведение следов. Выше говорилось о различной успешности воспроизведения следов в зависимости от того, был ли интервал, отделяющий воспроизведение следов от заучивания, заполнен активной работой или сном. Специальные исследования, при которых интервал между заучиванием и воспроизведением заполнялся запоминанием посторонних рядов, подтверждает положение о тормозящем влиянии интерферирующих воздействий.

2. Предположение, что в основе забывания лежит не столько слабость и естественное угасание следов, сколько тормозящее действие интерферирующих агентов, подтверждается другим фактом, получившим в психологии название реминисценции. Этот факт заключается в том, что воспроизведение следов, недоступное сразу же после заучивания ряда, становится доступным после известной паузы, в течение которой мозг успевает отдохнуть. Поэтому, как это ни кажется парадоксальным, объем материала, воспроизведенного после известного промежутка времени, может оказаться больше, чем объем материала при непосредственном воспроизведении.

Забывание объясняется не столько результатом угасания следов, сколько результатом их торможения поточными интерферирующими влияниями, и снятие этих тормозящих факторов (отдых коры) приводит к тому, что временно заторможенные следы начинают всплывать.

Влияние смысловой организации на запоминание

До сих пор мы рассматривали основные законы запоминания и воспроизведения рядов, состоящих из изолированных, не связанных в одно целое звеньев.

Совершенно иные законы характеризуют запоминание и воспроизведение информации, организованной в целые смысловые структуры.

Основной факт заключается в том, что, так же как и в сфере восприятия, организация элементов в целые смысловые (логические) структуры существенно расширяет возможности памяти и делает следы памяти несравненно более прочными.

Один пример может иллюстрировать это положение. Представим себе, что мы должны запомнить ряд (а), состоящий из 18 отдельных чисел — нулей и единиц.

Естественно, что запоминание ряда из случайно чередующихся однородных элементов представляет большие трудности и потребует большого числа повторений.

Теперь объединим эти числа сначала в пары (б), а затем в тройки (в).

(б) 10 1000 1001 110011 10

(в) 101 000 100 111 001 110

Вместо 18 единиц для запоминания в ряду (б) будет 9, а в ряду (в) только 6 единиц. Естественно, что запоминание их будет легче, а заучивание потребует значительно меньше времени.

Объединим теперь этот весь материал в еще более крупные группы, состоящие из четырех (г), а затем из пяти чисел (д).

(г) 1010 0010 0111 0011 10

(д) 10100 01001 11001110

В результате этого преобразования весь материал, будет вместо 18 изолированных чисел, заключать 5 групп (г) или только четыре группы (д). Естественно, что такое укрепление приведет к дальнейшему облегчению запоминания, и теперь для заучивания этого ряда будет достаточно двух — трех повторений.

Аналогичное упрощение мнестической задачи и расширение объема памяти можно достигнуть путем организации ряда изолированных слов в одну смысловую систему. Вряд ли кто — нибудь сможет с одного раза запомнить 10 изолированных слов, сохранив нужный порядок их воспроизведения: ночь — лес — дом — окно — кот — стол — пирог — звон — игла — огонь. Однако достаточно организовать эти слова в одну смысловую систему, чтобы задача легко осуществлялась.

Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул па стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон — он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня.

В этом случае запоминание перестает носить характер непосредственного механического запечатлевания изолированных элементов; работе запоминания предшествует работа по логическому преобразованию, или кодированию, ряда. Однако эта работа окупается тем, что ряд из 10 элементов (которые сейчас превращаются в одну смысловую структуру) запоминается с одного раза и, что не менее важно, может быть легко воспроизведен через день или через неделю без потери хотя бы одного звена или без всякой перестановки включен в эту смысловую группу элементов.

Легко видеть, что в приведенных двух примерах мы описали искусственные модели того процесса логического кодирования припоминаемого материала, который характерен для всякого осмысленного запоминания и который является ведущей формой мнестической деятельности у взрослого человека, осваивающего содержание учебника, пытающегося давать учебный материал, и т. д.

Вместе с тем легко также видеть, что процесс осмысленного запоминания по своей психологической структуре является совершенно иным, чем процесс механического запоминания. Он включает в свой состав ряд вспомогательных логических операций и, по существу, приближается к процессу логического мышления с той только разницей, что приемы этого мышления направлены не только на то, чтобы усвоить существенные связи и соотношения элементов, но и на то, чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти.

Процесс логического запоминания претерпевает по мере своего развития или упрочнения ряд существенных изменений, которые легко проследить, наблюдая над тем, какие этапы проходит человек, изучающий ту или иную книгу.

1. Сначала он читает книгу, выделяет ее существенные места.

2. Затем он выносит существенное содержание книги в конспект.

3. Этот конспект в дальнейшем сокращается и превращается в логическую схему книги.

4. Процесс усвоения материала может считаться законченным после того, как все содержание длинной статьи или книги может быть уложено в очень краткую, но содержательную логическую схему.

Процесс усвоения логического материала не всегда носит такой логический характер; опытный читатель не нуждается во всех промежуточных фазах этой развернутой деятельности, иногда процесс «кодирования» читаемого материала может протекать свернуто и ограничиваться лишь некоторыми сокращенными пометками, по которым содержание прочитанного может быть полностью восстановлено. В некоторых случаях, у очень опытных читателей, это оказывается ненужным, и процесс перекодирования (или логической организации) усваиваемого материала начинает протекать быстро и без всяких внешних опор.

Процесс логического запоминания, приближающий мнестическую деятельность к мышлению, существенно перестраивает как процесс «заучивания», так и процесс «припоминания». Оба они начинают носить непрямой, опосредованный характер, и именно этот характер делает запоминание высоко эффективным как по объему того материала, который становится доступен для запоминания, так и по прочности запоминаемого материала и по возможности воспроизвести его через длительные промежутки времени. Характерно, что результаты такого логически организованного припоминания требуют гораздо меньшего числа повторений для заучивания, в несравненно меньшей степени подвергаются тормозящему влиянию интерферирующих факторов и не проявляют в столь выраженной форме явлений реминисценции, как механическое запоминание не связанных друг с другом изолированных звеньев.

Путь от механического запоминания к запоминанию посредством логической организации материала и есть основной путь развития сложных форм памяти, в равной мере выступающий в онтогенезе и в процессе овладения приемами мнестической деятельности в процессе обучения.

Зависимость запоминания от структуры деятельности

Во всех случаях, на которых мы останавливались, запоминание или заучивание было предметом специальной задачи, поставленной перед субъектом, а основные законы запоминания воспроизведения — законами специальной мнестической деятельности.

Возникает, однако, вопрос: каким законам подчиняется процесс запоминания в тех случаях, когда перед субъектом не ставится специальная задача запомнить или заучить соответствующий материал и когда память включена в другую деятельность, ставящую перед субъектом другие задачи!

Изучение этих законов составляет задачу особого раздела психологической науки, изучающего явления, которые обычно обозначаются термином непосредственного, или непреднамеренного, запоминания.

Представим себе, что человек идет по улице, он спешит на работу. Он проходит мимо витрин, мимо рабочих, которые ремонтируют линию трамвая, мимо продавцов газет и мимо киосков.

Что запоминается ему после пройденного пути?

Факты показывают, что все описанные детали не остаются в его памяти, однако, если он спешит на работу, экономя минуту, а одна из улиц оказывается перекрытой, он хорошо помнит это.

Подобные наблюдения убеждают, что человек запоминает прежде всего то, что имеет отношение к цели его деятельности, что содействует достижению цели или препятствует ему. Именно относящееся к цели или предмету деятельности возбуждает ориентировочную реакцию, становится доминантным и запоминается, в то время как побочные детали, не относящиеся к основному предмету его деятельности, не замечаются и не сохраняются в памяти. В силу этого для человека, присутствующего на дискуссии и принимающего в ней участие, хорошо запоминается каждое высказывание ее участников, их позиция, характер возражений, но он может совершенно не сохранить в памяти, были ли открыты окна в аудитории, где стоял шкаф, были ли разложены книги или газеты на партах и т. п.

Исследование правил, которым подчиняется непреднамеренное запоминание, имеет очень большое значение как для теории памяти, так и для ряда практических областей психологии, в частности для психологии свидетельских показаний; именно данные этого раздела психологической науки позволяют понять, почему некоторые показания людей, бывших случайными свидетелями происшествия, оказываются так бедны, а иногда и недостаточно достоверны.

Анализу законов, которые определяют непроизвольное (непреднамеренное) запоминание, был посвящен ряд исследований советских психологов, из которых особенно большое значение имели исследования П. И. Зинченко и А. А. Смирнова.

П. И. Зинченко провел для этой цели серию специальных опытов, в которых он показал зависимость непреднамеренного запоминания от задачи, на которую была направлена деятельность.

Перед испытуемым лежал набор карточек; на каждой из них было то или иное изображение — предметов, растений, животных и т. п. В углу каждой из них стояло определенное число.

В одной серии опытов испытуемому давалась задача разложить карточки на группы, дав классификацию изображенных на них предметов; во второй серии опытов им давалась задача разложить их в последовательности тех чисел, которые были написаны на каждой карточке. Результаты опытов показывают, что удержание в памяти нарисованных изображений или имевшихся числовых обозначений в высокой степени зависит от направления деятельности испытуемого: испытуемые, перед которыми была поставлена задача классифицировать карточки по содержанию, хорошо запомнили изображенные на них предметы, но почти не запомнили тех чисел, которые были на них написаны; испытуемые, которые раскладывали карточки в порядке возрастающих чисел, запомнили те числа, которые были на них написаны, но не могли удержать в памяти, какие предметы были на них изображены и на каком месте была карточка с тем или иным изображением.

Близкие результаты были получены в опытах А. А. Смирнова, показывающих, насколько непреднамеренное запоминание зависит от того, на что направлена деятельность субъекта.

Испытуемым предлагалось решить ряд задач, причем эта деятельность выполнялась в неодинаковых условиях: одна группа испытуемых решала готовые задачи, а другая должна была самостоятельно составлять задачи на определенное правило.

После окончания деятельности проверялось, насколько обе группы испытуемых удержали в памяти те числа, с которыми манипулировали. Как показали результаты опыта, обе группы испытуемых неодинаково удерживали в памяти числа, которыми они оперировали: решавшие готовые задачи удерживали сравнительно небольшое количество чисел; те же из них, кто должен был самостоятельно составлять задачи, учитывая нужные соотношения чисел, запомнили почти в три раза больше чисел, чем первая группа.

Приведенные данные показывают, что успешность удержания в памяти материала в высокой степени зависит от цели деятельности, от поставленной перед субъектом задачи.

Успешность непроизвольного (непреднамеренного) запоминания зависит, однако, не только от задачи деятельности, но и от характера деятельности и от степени ее сложности и активности.

Этот факт доказывается другими экспериментами, проведенными теми же авторами.

Испытуемым предлагается три вида работы над словами: подбирать к данным словам дополнительные слова на ту же букву, подбирать к ним слова, аналогичные по свойствам, и, наконец, подбирать слова, которые связаны с ними по содержанию. Число удержанных в памяти слов при последних двух опытах вдвое превосходит число слов, удержанных после первого опыта.

Со всей очевидностью выступает тот факт, что сложная интеллектуальная деятельность приводит вместе с тем и к значительно большему эффекту непреднамеренного удержания в памяти соответствующего материала. Аналогичные данные были получены при исследовании того, как удерживается сложный осмысленный материал в зависимости от степени сложности той интеллектуальной деятельности, которая с ним выполняется.

Испытуемым предлагалась различная работа с рядом смысловых отрывков: в одних случаях они должны были три раза повторить отрывки, в другом — разобраться в них с помощью предложенного им плана.

Работа над анализом содержания отрывков с помощью предложенного испытуемым логического плана приводит к тому, что как ученики 5–го класса, так и взрослые (студенты) удерживают значительно больше материала, чем при механическом, хотя и трехкратном повторении отрывков.

Приведенные факты показывают, что непреднамеренное запоминание зависит от сложности интеллектуальной деятельности, и чем сложнее интеллектуальная деятельность, тем больше запоминается тот материал, работе над которым она была посвящена.

Опыты, показывающие этот факт, заключались в следующем. Испытуемым предлагались смысловые отрывки, с которыми они должны были производить различную работу: в одних случаях они должны были три раза повторять отрывки, в других случаях — анализировать содержание этих отрывков, используя готовый план, в третьих случаях — самостоятельно составлять план этих отрывков.

После каждой из этих работ им предлагалось рассказать, какие отрывки они запомнили; подобный же вопрос повторялся через несколько минут после проведения работы.

Результаты отсроченного воспроизведения во всех трех случаях оказались различными.

Если при опыте с трехкратным повторением отрывка испытуемый сразу воспроизводил после данного ему интервала столько же деталей, сколько и при непосредственном воспроизведении, то количество деталей, воспроизведенных после отсрочки, в двух последних опытах оказалось значительно больше, чем при непосредственном воспроизведении.

Это означает, что сложная интеллектуальная работа, связанная с использованием готового плана или с самостоятельным составлением плана отрывка, не только приводит к его лучшему запоминанию (как это было показано предшествующими фактами), но делает удержание материала более прочным и позволяет при его отсроченном воспроизведении припомнить даже больше деталей, чем было воспроизведено при опросе, имевшем место непосредственно после проведения опыта.

Приведенные факты показывают, что интеллектуальная работа над материалом приводит к тому, что материал удерживается значительно более прочно и полно, чем он удерживается при механическом заучивании и, таким образом, дает возможность оценить мнестический эффект интеллектуальной деятельности.

Эффект непреднамеренного удержания в памяти соответствующего материала зависит не только от направленности и интеллектуальной сложности деятельности, но и от ее протекания и от эмоциональной окрашенности.

Факт зависимости запоминания от протекания деятельности был в свое время подробно исследован известным немецким психологом К. Левином.

Известно, что какое — либо намерение прочно удерживается памяти, пока задача не выполнена, и исчезает из памяти, как только задача выполняется. Мы помним о намерении опустить в почтовый ящик письмо, пока не опустили его; но стоит нам выполнить это намерение, как воспоминание о письме исчезает нашей памяти.

Именно в силу этого правила всякая задача сохраняется в нашей памяти, пока соответствующая деятельность не выполнена, и именно в связи с этим следы незаконченной и невыполненной деятельности сохраняются в памяти лучше, чем следы закончен деятельности. Этот факт лучшего сохранения в памяти незаконченных действий был в свое время показан ученицей К. Левина — Б. В. Зейгарник и вошел в психологическую науку под названием «эффекта Зейгарник».

Опыты, посвященные исследованию зависимости удержания материала в памяти от степени законченности деятельности, заключались в следующем. Испытуемому предлагалось выполнить ряд задач (складывать из спичек фигурки, раскладывать бусы в разные ящики, решать арифметические задачи и т. д.). Выполнение некоторых из этих задач прерывалось, так что испытуемые не могли довести их до конца; другие действия доводились ими до конца.

После того как опыт был окончен, испытуемым предлагалось припомнить, какие именно действия они производили.

Результаты показали, что незаконченные действия припоминались в два раза чаще, чем законченные.

Лучшее запоминание незаконченных действий объясняет, почему произведение с острым сюжетом и неразрешенной фабулой лучше запоминаются и почему это запоминание прочно держится, пока произведение не дочитывается до конца. Оно же объясняет тот факт, что нерешенные задачи продолжают прочно удерживаться в памяти, пока сохраняется то напряжение, которое устраняется при их решении.

Сказанное приводит нас к последнему фактору, определяющему прочность непреднамеренного запоминания, — к влиянию эмоциональной окраски запоминаемого материла.

Известно, что эмоционально окрашенные переживания удерживаются в памяти значительно лучше, чем безразличные впечатления. Этот факт, по — видимому, объясняется тем, что эмоционально окрашенные впечатления вызывают повышенный ориентировочный рефлекс и протекают при более высоком тонусе коры, и тем, что человек склонен гораздо чаще возвращаться к ним, в этом отношении эмоционально окрашенные переживания вызывают такое же повышенное напряжение, как и любые незаконченные действия.

Однако лучшее удержание в памяти эмоционально окрашенных действий имеет и свои границы.

Хорошо известно, что резкие аффективные переживания, мучительные и непереносимые для субъекта, активно тормозятся, «вытесняются» из сознания и забываются субъектом.

На этот факт обратил в свое время внимание известный венский психиатр — основатель психоанализа 3. Фрейд, который в большом количестве наблюдений показал, что человек склонен «вытеснять» неприятные (несовместимые с его установками) и мучительные переживания, которые тормозятся и становятся содержанием его бессознательного, проявляясь лишь в состояниях пониженной активности — в форме сновидений или в виде описок, очиток, оговорок, возникающих при отвлечении внимания.

Факты вытеснения непереносимых аффективных переживаний и бессознательные явления представляют одно из важнейших достижений современной психологической науки. Их физиологические механизмы объясняются тем торможением, которое возникает при сверхсильных возбуждениях и охраняет кору от излишнего перевозбуждения. Именно поэтому физиологические механизмы, лежащие в основе «вытеснения» из памяти непереносимых переживаний, близки к механизмам «парабиотического», или «охранительного», торможения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. Психология учебной деятельности

4. Психология учебной деятельности Там, где действия человека управляются сознательной целью освоения каких-либо умений, знаний, навыков, там имеет место учение как деятельность. Учение – это специфическая человеческая деятельность, оно возможно лишь на той ступени

Глава 1 Психология творческой деятельности

Глава 1 Психология творческой деятельности 1.1. Какую деятельность следует считать творческойСущность творческого процесса видят «в реорганизации имеющегося опыта по формированию на его основе новых комбинаций» (А. Матейко), как созидание чего-либо нового в ситуации,

2. НАРУШЕНИЕ ДИНАМИКИ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. НАРУШЕНИЕ ДИНАМИКИ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Описанные выше нарушения памяти носили в основном стабильный характер. Хотя степень их выраженности могла меняться, но все же основной радикал этих нарушений (нарушение временной характеристики, амнестическая

Раздел 2. Психология профессиональной помогающей деятельности

Раздел 2. Психология профессиональной помогающей деятельности Термин «помогающая деятельность» появился в конце ХХ столетия в рамках гуманистического подхода, являющегося основным в медицине, социальной работе, педагогике и психологии. Раньше в нашем отечестве вместо

6.3. Этика и психология правоприменительной деятельности

6.3. Этика и психология правоприменительной деятельности Специалисты, по роду занятий имеющие дело с людьми, воспринимаются учениками, студентами, больными, обвиняемыми, подсудимыми, свидетелями не только как исполнители определенных ролей, но и с точки зрения их

7.1. Психология оперативно-следственной деятельности

7.1. Психология оперативно-следственной деятельности Оперативно-розыскная деятельность является одной из прерогатив органов внутренних дел. Она регулируется специальными приказами и инструкциями, носящими преимущественно конфиденциальный характер. Значительная

88. Психология розыскной деятельности

88. Психология розыскной деятельности Розыскная деятельность следователя состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга следственных действий и тактических операций и включает в себя такие стадии:–?создание версии (обоснованного предположения, объясняющего

111. Психология прокурорской деятельности

111. Психология прокурорской деятельности Прокуратура является особым органом государственной власти, призванным осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов РФ на всей территории страны. Согласно федеральному законодательству прокуратура

113. Психология адвокатской деятельности

113. Психология адвокатской деятельности Адвокат может участвовать в судебном разбирательстве как на стороне обвинения, так и на стороне защиты. Наиболее сложным в психологическом плане является выступление адвоката на стороне защиты, если его подзащитный совершил

Психология деятельности. Импульсивное поведение[51]

Психология деятельности. Импульсивное поведение[51]

Глава 13 Психология коммуникативной деятельности следователя

Глава 13 Психология коммуникативной деятельности следователя § 1. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности служит наличие достаточных доказательств для предъявления обвинения.

§ 6. Психология судебной деятельности адвоката

§ 6. Психология судебной деятельности адвоката Судебная защита — конституционное право гражданина. С помощью защитника обвиняемый (подсудимый) получает возможность более полно использовать принадлежащие ему процессуальные права, активно участвовать в исследовании

§ 8. Психология деятельности прокурора в гражданском процессе

§ 8. Психология деятельности прокурора в гражданском процессе Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры. Он наделен полномочиями надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами и должностными лицами, принимает меры к восстановлению

§ 1. Психология деятельности арбитражного суда

§ 1. Психология деятельности арбитражного суда Арбитраж — государственно санкционированное посредничество, защищающее нарушенные или оспариваемые права предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей — участников хозяйственных отношений путем

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *